1 Русский язык

Приложение 6.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина
Специальность/профессия

Русский язык
23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)

Квалификация

«Техник»

Нормативный
срок обучения

3 год 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины «_Русский язык _» (наименование
учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС
СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля 2014 г.,
зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от 01.09.2022),
ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями), в
соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной
дисциплины «_Русский язык _».

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Составитель:
Якунина Я. М. преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Внутренний: Казбаева А.В., преподаватель высшей категории, ГАПОУ СО
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

20

ОСВОЕНИЯ

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 23.02.01
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2. . Место учебной дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ
Учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав общеобразовательных учебных
дисциплин, формируемых из обязательной предметной области «Русский язык и
литература» ФГОС среднего общего образования, для всех специальностей среднего
профессионального образования технического профиля.
1.3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины
1.3.1. Цель общеобразовательной дисциплины: Сформировать у
обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в
практической профессиональной деятельности.
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

4

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

готовность к саморазвитию, самостоятельности
и самоопределению;
-овладение навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной и индивидуальной работы;
принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями: г) принятие себя и других людей:
принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на
ошибки; - развивать способность понимать мир с
позиции другого человека;

- уметь создавать устные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров; употреблять
языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
(объем устных монологических высказываний – не менее
100 слов, объем диалогического высказывания – не менее
78 реплик); уметь выступать публично, представлять
результаты учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационно-коммуникационные
инструменты
и
ресурсы для решения учебных задач;
сформировать представления об аспектах культуры
речи: нормативном, коммуникативном и этическом;
сформировать системы знаний о номах современного
русского литературного языка и их основных видах
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические;
уметь
применять
знание
норм
современного русского литературного языка в речевой
практике, корректировать устные и письменные
высказывания; обобщать знания об основных правилах
орфографии и пунктуации, уметь применять правила
орфографии и пунктуации в практике письма; уметь
работать со словарями и справочниками, в том числе
академическими
словарями
и
справочниками
в
электронном формате;
уметь использовать правила русского речевого
этикета
в
социально-культурной,
учебно-научной,
официальноделовой сферах общения, в повседневном
общении, интернет-коммуникации.

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)

5

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного контекста

В области эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;
убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и
мирового
искусства,
этнических культурных традиций и
народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными
коммуникативными
действиями: а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;

сформировать представления о функциях русского
языка в современном мире (государственный язык
Российской Федерации, язык межнационального общения,
один из мировых языков); о русском языке как
духовнонравственной
и
культурной
ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка
и культуры, языка и истории, языка и личности; об
отражении в русском языке традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей;
сформировать
ценностное отношение к русскому языку;
сформировать знаний о признаках текста, его
структуре, видах информации в тексте; уметь понимать,
анализировать
и
комментировать
основную
и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)
на слух; выявлять логико-смысловые отношения между
предложениями в тексте; создавать тексты разных
функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официальноделового стилей разных
жанров (объем сочинения не менее 150 слов);

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;

уметь использовать разные виды чтения и
аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки прочитанных и прослушанных текстов,
включая гипертекст, графику, инфографику и другое
(объем текста для чтения – 450-500 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от
250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты
(тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
обобщить знания о языке как системе, его
основных единицах и уровнях: обогащение словарного
запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических языковых средств; уметь анализировать
единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов,
6

7

осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному
поиску
методов
решения
практических задач, применению различных методов
познания;
овладение видами деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления,
владение
научной
терминологией,
ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины
всего 72 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем __72 часа;
самостоятельной работы ___ часов.

функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные
стили,
язык
художественной
литературы), различной жанровой принадлежности;
сформированность
представлений
о
формах
существования национального русского языка; знаний о
признаках литературного языка и его роли в обществе;
обобщить
знания
о
функциональных
разновидностях
языка:
разговорной
речи,
функциональных стилях (научный, публицистический,
официально-деловой), языке художественной литературы;
совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных функциональных
разновидностей языка (разговорная речь, функциональные
стили, язык художественной литературы);
обобщить
знания
об
изобразительновыразительных
средствах
русского
языка;
совершенствование умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины

84

в т.ч.
1. Основное содержание

72

в т. ч.:
теоретическое обучение

36

практические занятия

36

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

12

в т. ч.:
теоретическое обучение

6

практические занятия

6

Промежуточная аттестация (экзамен)
Во всех ячейках со звездочкой (*) (в случае её наличия) следует указать объем часов, а
в случае отсутствия убрать из списка
**) Если предусмотрен индивидуальный проект по дисциплине, программа по его
реализации разрабатывается отдельно

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и
профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)

1

2
Основное содержание

Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Тема 1.1. Основные
Основное содержание
функции языка в
1. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в
современном обществе
русском языке материальной и духовной культуры русского и других
народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Значение русского языка при освоении профессий СПО и
специальностей СПО.

Объем
часов

Осваиваемые
элементы
компетенций

3

4

12
4
Л1,
Л2,М2,М4,П4,ОК5

2. Основные функции языка в современном обществе. Происхождение
языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая
система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция.
Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка.
Основные принципы русской орфографии: морфологический,
фонетический, исторический. Реформы русской орфографии
Практические занятия:
3. Практическая работа. Основные функции языка и формы их
реализации в современном обществе .

2
2

4. Практическая работа. Основные функции языка и формы их
реализации в современном обществе.
Тема 1.2
Происхождение
русского языка.
Индоевропейская
языковая семья. Этапы
формирования русской
лексики

Тема 1.3. Язык как
система знаков

Основное содержание

4

ОК 05, Л2,
Л3,Л12,М2,П4

5.Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы
формирования русской лексики
6.Заимствования из различных языков как показатель межкультурных
связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных
слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные
слова в профессиональной лексике. Словарь специальности
Практические занятия:

2

7.Практическая работа. Признаки заимствованного слова.
8. Практическая работа. Этапы освоения заимствованных слов.

2

Основное содержание
9.Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его
значение. Лексическое и грамматическое значение слова.

4

10.Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней.
Принципы выделения частей речи в русском языке
Практические занятия:
11.Практическая работа. Принципы русской орфографии.
12.Практическая работа. Принципы русской орфографии.
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
Тема 2.1. Фонетика и
Основное содержание

ОК 05 , ЛР 9, ЛР

ЛР 11, ЛР 12
2
2

36
4

ОК 04; ОК 05
ОК 04; ОК 05

орфоэпия

13.Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы.
Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых
норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические).

Л3,М2,М4,П1,П3

14.Основные правила произношения гласных, согласных звуков.
Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и
орфоэпические нормы.
Практические занятия:

Тема 2.2. Морфемика и
словообразование

15.Практическая работа. Орфография.
16.Практическая работа. Безударные гласные в корне слова:
проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Основное содержание

2
2

4

ОК 04; ОК 05

17.Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и
служебные.
18.Словообразование. Морфологические способы словообразования.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразование и формообразование.
Практические занятия:
19. Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных.

2
2

20. Практическая работа. Правописание гласных после шипящих.
Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных
после приставок
Тема 2.3. Имя
существительное как

Основное содержание

4

ОК 04; ОК 05 ,
Л3,М2,М4,П4

часть речи.

Тема 2.4. Имя
прилагательное как
часть речи.

21.Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные,
абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические
категории имени существительного: род, число, падеж.
22.Склонение имен существительных
Практические занятия:
23.Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
существительных.
24.Практическое занятие. Правописание сложных имен существительных.
Основное содержание
25.Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды
прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени
сравнения имен прилагательных.
26.Полная и краткая форма имен прилагательных.
Семантикостилистические различия между краткими и полными формами.
Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Практические занятия:
27.Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных.
28.Практическое занятие. Правописание сложных имен прилагательных
Основное содержание

Тема 2.5. Имя
числительное как часть
речи.
29.Лексико-грамматические
разряды
имен
числительных:
количественные, порядковые, собирательные.
30. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость
собирательных числительных.
Практические занятия:

2

4

ОК 04; ОК 05 ,
Л3,М2,М4,П4.

2
2

4

2

ОК 04; ОК 05,
Л2,М1,П2,П5

Тема 2.6. Местоимение
как часть речи.

31.Практическая работа. Правописание
использования цифр.
32.Практическая работа. Числительные
профессиональной деятельности.
Основное содержание

числительных.
и

единицы

Возможности
измерения

2

в
4

ОК 04; ОК 05 ,
Л1,Л2,М1,М4,П2

33.Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное,
притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные,
отрицательные, указательные, определительные.
34.Дефисное написание местоимений.
Практические занятия:
35.Практическая работа. Правописание числительных.
36.Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ.
Тема 2.7. Глагол как
часть речи.

Основное содержание
37.Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог,
наклонение, время, лицо, число, род).
38.Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива
(прошедшего времени); их формообразующие функции
Практические занятия:
39.Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
40. Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов.
Основное содержание

Тема 2.8. Причастие и
деепричастие как особые
формы глагола
41.Действительные и страдательные причастия и способы их образования.
42.Краткие и полные формы причастий
Практические занятия:

2
2
4

ОК 04; ОК 05
,Л11,Л12

2
2
4

2

ОК 04; ОК 05,
Л1,Л2,М1,М4,П2

43.Практическая работа. Правописание суффиксов и окончаний глаголов
и причастий.
44.Практическая работа. Правописание Н и НН в прилагательных и
причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Правописание суффиксов деепричастий.
Основное содержание

Тема 2.9. Наречие как
часть речи. Служебные
части речи.
45.Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические
функции.
Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия.
Степени сравнении качественных наречий.
46.Разряды предлогов и союзов по семантике, структуре и способам
образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования.
Сочинительные и подчинительные союзы
Практические занятия:
47.Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других
частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния.
Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц.
48.Практическая работа. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ.
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
Тема 3.1. Основные
единицы синтаксиса.

Основное содержание

2

4

ОК 04; ОК 05 ,
Л1,М1,П2

2
2

12

ОК 04; ОК 05; ОК
09

4

ОК 04; ОК 05 ,
Л1,Л2,М2,М4,П4

49.Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание.
50.Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование
сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные
предложения. Распространенные и нераспространенные предложения

Тема 3.2
Второстепенные члены
предложения.

Тема 3.3. Сложное
предложение

Практические занятия:
51.Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении
52. Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении
Основное содержание

2
2
4

ОК 04; ОК 05 ,
Л1,Л2,М2,П2,П5

53.Второстепенные члены предложения (определение, приложение,
обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения.
54.Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными
членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и
др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств.
Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов
Практические занятия:
55.Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с
обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК.
Разряды вводных слов и предложений.
56. Практическая работа. Знаки препинания при вводных словах и
предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении
Основное содержание

2
2

4

ОК 05; ОК 09 ,
Л1,Л2,М2,П2,П5

57.Основные типы сложного предложения по средствам связи и
грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные
и подчиненные).
58.Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные
сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и
косвенной речью как способ передачи чужой речи
59.Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки
препинания в бессоюзных сложных предложениях.
60. Практическая работа. Знаки препинания в предложения с прямой речью.
Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

Тема 4.1. Язык как
средство
профессиональной,
социальной и
межкультурной
коммуникации.

2

2

12

Профессионально-ориентированное содержание

4

61.Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный,
этический).
62.Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет
Практические занятия:
63.Практическая работа. Терминология и профессиональная лексика.
64.Язык специальности. Отраслевые терминологические словари

2

2

ОК 04; ОК 05;
ОК
09
Л2,М2,М4,П2
ОК 04; ОК 05;
ОК
09 ,
Л1,Л3,М1,М4,П1

Тема 4.2.
Коммуникативный
аспект культуры речи.

Профессионально-ориентированное содержание

2

ОК 04; ОК 05;
ОК
09
Л1,Л3,М1,М4,П1

Функциональные стили русского литературного языка как типовые
коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный
язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь
Практические занятия:

Тема 4.3. Научный
стиль.

65.Практическая
работа.
Возможности
лексики
в
различных
функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов,
паронимов.
66.Практическая работа. Лексика, ограниченная по сфере использования
(историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы,
жаргонизмы)
Профессионально-ориентированное содержание

2

67.Научный стиль и его подстили.
68.Профессиональная
речь
и
терминология.
(общенаучные, частнонаучные и технологические)
Практические занятия:

2
Виды

терминов

2

ОК 04; ОК 05; ОК
09
Л2,М1,М2,П2,П3,П5

Тема 4.4. Деловой
стиль

Профессионально-ориентированное содержание

69.Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет
деловой переписки.
70. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной
деятельности
Практические занятия:
71.Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности.
72. Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности.
Промежуточная аттестация (Экзамен)
Всего:

4

2

2

72

ОК 04; ОК 05; ОК
09
Л2,М1,М2,П2,П3,П5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной программы дисциплины «Русский язык» имеется
учебный кабинет русского языка и литературы.
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
- учебная мебель;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- ящики для хранения таблиц;
- стенды «По страницам жизни и творчества писателей»;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- учебники и учебные пособия по предмету
3.1.2. Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций;
3.1.3. Демонстрационные материалы.
3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3.2.1. Основные источники
Основные источники для студентов:
1.Александрова О.М., Рыбченкова Л.М, Нарушевич А.Г Русский язык. 10-11
классы.Учебник. Базовый уровень. — М., 2023.
4. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф.
образования. — М„ 2022.
5.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб.
пособие сред. проф. образования. — М., 2022.
Основные источники для преподавателей:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-Ф3, от
03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84^рЗ, от 27.05.2014 №
135-Ф3, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом
от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) " общего образования"».
4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом

требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или (Л: специальности среднего профессионального образования».
5. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод, пособие для учрежИ даний сред. проф. образования. — М., 2021.
3.2.2. Дополнительные источники
1.Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
2. Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. —
М., 2021
3. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2019.
4.Граудина Л.К., Ицкович В. А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2021.
5.Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —
М., 2005.
6.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2019.
7.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 ООО слов и фразеологических
выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.Скворцова. — М.,2021.
8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006
3.2.3. Интернет-ресурсы
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»)
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,
компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе)
www.metodiki.ru (Методики)
www.posobie.ru (Пособия)
www.it-n.ru/umk/kommunities.aspx? cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей.
Информационные технологии на уроках русского языка и литературы)
www. prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса
«Учитель-учителю» издательство «Просвящение»)
www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка)
www. gramota.ru (Справочная служба)

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и
приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам;

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

Р 1, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с2

Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы
Выполнение
экзаменационного теста
Практические работы
Контрольные работы
Диктанты
Разноуровневые задания
Сочинения/Изложения/Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Выполнение
экзаменационного теста
Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Выполнение
экзаменационного теста

OK 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности;

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных

Р 3.Темы 3.3
Р 4. Темы 4.1.- 4.4 П-о/

2

ПК указываются в соответствии с ФГОС реализуемой профессии / специальности СПО

си

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде;

Устный опрос
Тестирование

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста;

Р 3, Темы 3.1., 3.2
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с3

Лингвистические задачи
Деловые игры
Кейс - задания
Проекты
Практические работы
Выполнение
экзаменационного теста

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения;

Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Практические работы
Контрольные работы
Диктанты
Разноуровневые задания
Сочинения/Изложения/Эссе

3

ПК указываются в соответствии с ФГОС реализуемой профессии / специальности СПО

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях;

Р 1, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9

Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра

ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения
и укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности;
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

Р 4. Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Деловая (ролевая) игра

Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Практические работы
Контрольные работы
Диктанты
Разноуровневые задания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».