Приложение 6.1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина Специальность/профессия Русский язык 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Квалификация «Техник» Нормативный срок обучения 3 год 10 месяцев Форма обучения очная Саратов 20__ г. Рабочая программа учебной дисциплины «_Русский язык _» (наименование учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля 2014 г., зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от 01.09.2022), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями), в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «_Русский язык _». Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Составитель: Якунина Я. М. преподаватель высшей квалификационной категории Рецензент: Внутренний: Казбаева А.В., преподаватель высшей категории, ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» ОДОБРЕНА методической комиссией техникума Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 20 ОСВОЕНИЯ 22 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ РЕЗУЛЬТАТОВ 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). 1.2. . Место учебной дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ Учебная дисциплина «Русский язык» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования, для всех специальностей среднего профессионального образования технического профиля. 1.3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины 1.3.1. Цель общеобразовательной дисциплины: Сформировать у обучающихся знания и умения в области языка, навыки их применения в практической профессиональной деятельности. 1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО 4 Код и наименование формируемых компетенций ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде 1 Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные (предметные)1 готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; - уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022) 5 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста В области эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовнонравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку; сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официальноделового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов); ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов, 6 7 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду 1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины всего 72 часов, в том числе: во взаимодействии с преподавателем __72 часа; самостоятельной работы ___ часов. функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); обобщить знания об изобразительновыразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы дисциплины 84 в т.ч. 1. Основное содержание 72 в т. ч.: теоретическое обучение 36 практические занятия 36 2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 12 в т. ч.: теоретическое обучение 6 практические занятия 6 Промежуточная аттестация (экзамен) Во всех ячейках со звездочкой (*) (в случае её наличия) следует указать объем часов, а в случае отсутствия убрать из списка **) Если предусмотрен индивидуальный проект по дисциплине, программа по его реализации разрабатывается отдельно 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 1 2 Основное содержание Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Тема 1.1. Основные Основное содержание функции языка в 1. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в современном обществе русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Объем часов Осваиваемые элементы компетенций 3 4 12 4 Л1, Л2,М2,М4,П4,ОК5 2. Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии Практические занятия: 3. Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе . 2 2 4. Практическая работа. Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе. Тема 1.2 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики Тема 1.3. Язык как система знаков Основное содержание 4 ОК 05, Л2, Л3,Л12,М2,П4 5.Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики 6.Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности Практические занятия: 2 7.Практическая работа. Признаки заимствованного слова. 8. Практическая работа. Этапы освоения заимствованных слов. 2 Основное содержание 9.Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. 4 10.Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке Практические занятия: 11.Практическая работа. Принципы русской орфографии. 12.Практическая работа. Принципы русской орфографии. Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография Тема 2.1. Фонетика и Основное содержание ОК 05 , ЛР 9, ЛР ЛР 11, ЛР 12 2 2 36 4 ОК 04; ОК 05 ОК 04; ОК 05 орфоэпия 13.Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Л3,М2,М4,П1,П3 14.Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы. Практические занятия: Тема 2.2. Морфемика и словообразование 15.Практическая работа. Орфография. 16.Практическая работа. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. Основное содержание 2 2 4 ОК 04; ОК 05 17.Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. 18.Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразование и формообразование. Практические занятия: 19. Практическая работа. Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. 2 2 20. Практическая работа. Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок Тема 2.3. Имя существительное как Основное содержание 4 ОК 04; ОК 05 , Л3,М2,М4,П4 часть речи. Тема 2.4. Имя прилагательное как часть речи. 21.Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. 22.Склонение имен существительных Практические занятия: 23.Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. 24.Практическое занятие. Правописание сложных имен существительных. Основное содержание 25.Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. 26.Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. Практические занятия: 27.Практическое занятие. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. 28.Практическое занятие. Правописание сложных имен прилагательных Основное содержание Тема 2.5. Имя числительное как часть речи. 29.Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. 30. Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных. Практические занятия: 2 4 ОК 04; ОК 05 , Л3,М2,М4,П4. 2 2 4 2 ОК 04; ОК 05, Л2,М1,П2,П5 Тема 2.6. Местоимение как часть речи. 31.Практическая работа. Правописание использования цифр. 32.Практическая работа. Числительные профессиональной деятельности. Основное содержание числительных. и единицы Возможности измерения 2 в 4 ОК 04; ОК 05 , Л1,Л2,М1,М4,П2 33.Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. 34.Дефисное написание местоимений. Практические занятия: 35.Практическая работа. Правописание числительных. 36.Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ. Тема 2.7. Глагол как часть речи. Основное содержание 37.Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). 38.Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции Практические занятия: 39.Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов. 40. Практическая работа. Правописание окончаний и суффиксов глаголов. Основное содержание Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола 41.Действительные и страдательные причастия и способы их образования. 42.Краткие и полные формы причастий Практические занятия: 2 2 4 ОК 04; ОК 05 ,Л11,Л12 2 2 4 2 ОК 04; ОК 05, Л1,Л2,М1,М4,П2 43.Практическая работа. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. 44.Практическая работа. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий. Основное содержание Тема 2.9. Наречие как часть речи. Служебные части речи. 45.Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. 46.Разряды предлогов и союзов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы Практические занятия: 47.Практическая работа. Написание наречий и соотносимых с ними других частей речи (знаменательных и служебных). Слова категории состояния. Правописание производных предлогов и союзов. Правописание частиц. 48.Практическая работа. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. Трудные случаи правописание частиц НЕ и НИ. Раздел 3. Синтаксис и пунктуация Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса. Основное содержание 2 4 ОК 04; ОК 05 , Л1,М1,П2 2 2 12 ОК 04; ОК 05; ОК 09 4 ОК 04; ОК 05 , Л1,Л2,М2,М4,П4 49.Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. 50.Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения Тема 3.2 Второстепенные члены предложения. Тема 3.3. Сложное предложение Практические занятия: 51.Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении 52. Практическая работа. Знаки препинания в простом предложении Основное содержание 2 2 4 ОК 04; ОК 05 , Л1,Л2,М2,П2,П5 53.Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. 54.Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов Практические занятия: 55.Практическая работа. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. 56. Практическая работа. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки препинания при обращении Основное содержание 2 2 4 ОК 05; ОК 09 , Л1,Л2,М2,П2,П5 57.Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). 58.Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи 59.Практическая работа. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. 60. Практическая работа. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации. Тема 4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации. 2 2 12 Профессионально-ориентированное содержание 4 61.Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). 62.Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет Практические занятия: 63.Практическая работа. Терминология и профессиональная лексика. 64.Язык специальности. Отраслевые терминологические словари 2 2 ОК 04; ОК 05; ОК 09 Л2,М2,М4,П2 ОК 04; ОК 05; ОК 09 , Л1,Л3,М1,М4,П1 Тема 4.2. Коммуникативный аспект культуры речи. Профессионально-ориентированное содержание 2 ОК 04; ОК 05; ОК 09 Л1,Л3,М1,М4,П1 Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь Практические занятия: Тема 4.3. Научный стиль. 65.Практическая работа. Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. 66.Практическая работа. Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) Профессионально-ориентированное содержание 2 67.Научный стиль и его подстили. 68.Профессиональная речь и терминология. (общенаучные, частнонаучные и технологические) Практические занятия: 2 Виды терминов 2 ОК 04; ОК 05; ОК 09 Л2,М1,М2,П2,П3,П5 Тема 4.4. Деловой стиль Профессионально-ориентированное содержание 69.Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. 70. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности Практические занятия: 71.Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности. 72. Практическое занятие. Виды документов в конкретной специальности. Промежуточная аттестация (Экзамен) Всего: 4 2 2 72 ОК 04; ОК 05; ОК 09 Л2,М1,М2,П2,П3,П5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации учебной программы дисциплины «Русский язык» имеется учебный кабинет русского языка и литературы. 3.1.1. Оборудование учебного кабинета: - учебная мебель; - рабочее место преподавателя; - доска; - ящики для хранения таблиц; - стенды «По страницам жизни и творчества писателей»; - комплект учебно-наглядных пособий; - учебники и учебные пособия по предмету 3.1.2. Технические средства обучения: - мультимедийный проектор; - ноутбук; - экран; - аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций; 3.1.3. Демонстрационные материалы. 3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 3.2.1. Основные источники Основные источники для студентов: 1.Александрова О.М., Рыбченкова Л.М, Нарушевич А.Г Русский язык. 10-11 классы.Учебник. Базовый уровень. — М., 2023. 4. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М„ 2022. 5.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2022. Основные источники для преподавателей: 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-Ф3, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84^рЗ, от 27.05.2014 № 135-Ф3, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ). 2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). 3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) " общего образования"». 4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или (Л: специальности среднего профессионального образования». 5. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод, пособие для учрежИ даний сред. проф. образования. — М., 2021. 3.2.2. Дополнительные источники 1.Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010. 2. Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2021 3. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2019. 4.Граудина Л.К., Ицкович В. А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2021. 5.Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005. 6.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2019. 7.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 ООО слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.Скворцова. — М.,2021. 8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006 3.2.3. Интернет-ресурсы www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык») www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе) www.metodiki.ru (Методики) www.posobie.ru (Пособия) www.it-n.ru/umk/kommunities.aspx? cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы) www. prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель-учителю» издательство «Просвящение») www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка) www. gramota.ru (Справочная служба) 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Общая/профессиональная компетенция ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий Р 1, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с2 Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры Кейс - задания Проекты Практические работы Выполнение экзаменационного теста Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Сочинения/Изложения/Эссе Групповые проекты Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Выполнение экзаменационного теста Сочинения/Изложения/Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Выполнение экзаменационного теста OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3 Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных Р 3.Темы 3.3 Р 4. Темы 4.1.- 4.4 П-о/ 2 ПК указываются в соответствии с ФГОС реализуемой профессии / специальности СПО си ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; Устный опрос Тестирование ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Р 3, Темы 3.1., 3.2 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с3 Лингвистические задачи Деловые игры Кейс - задания Проекты Практические работы Выполнение экзаменационного теста ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Сочинения/Изложения/Эссе 3 ПК указываются в соответствии с ФГОС реализуемой профессии / специальности СПО ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; Р 1, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Деловая (ролевая) игра ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Р 4. Темы 4.1.- 4.4 П-о/ Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Деловая (ролевая) игра Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания