7 Информатика

Приложение 6.7.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

Информатика

Специальность/профессия

23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)

Квалификация

«Техник»

Нормативный

3 год 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

1

Рабочая программа учебной дисциплины «__Информатика_» (наименование
учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС
СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля 2014
г., зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от
01.09.2022), в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной
учебной дисциплины «__Информатика _».

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»

Составители:
Щелупанова Н.Г., преподаватель высшей квалификационной категории,
Рецензент:
Внутренний: Кирюшчева К.В., преподаватель высшей категории, ГАПОУ СО
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА

1.1.

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения
информатики в ГАПОУ СО «СТОТ» для реализации образовательной программы среднего
(полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Информатика» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.3.1 Цели дисциплины

4

1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО
и на основе ФГОС СОО

5

6

7

8

9

ПК….

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины
10

всего 144 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем __144_ часа;
самостоятельной работы ______ часов.

11

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего
Основное содержание
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
контрольные работы
Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

Объём часов
144
144
62
80
2

в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет

2

12

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объём часов

1

2

3

Осваиваемые
элементы
компетенций
5

1

ОК02
ЛР2, ЛР4,
ЛР 16

Введение.

Содержание учебного материала
Понятие «информация», как фундаментальное понятие
1
современной науки. Представление об основных
информационных процессах, о системах.
Подготовка информационного сообщения по теме: «Роль
информационной деятельности в современном обществе:
экономической, социальной, культурной, образовательной
сферах»

1

Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека
Тема 1.1. Информация и
информационные
процессы.

Содержание учебного материала
Кодирование информации. Информация и
2
информационные процессы.
Подходы к измерению информации (содержательный,
алфавитный, вероятностный) Информационные объекты
3
различных видов. Универсальность дискретного
(цифрового) представления информации. Передача и
хранение информации.
Практические работы:
Информационные объекты различных видов.
4
Универсальность дискретного (цифрового) представления
информации.
5
Передача и хранение информации.

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР18,ЛР19
4

2

13

Тема 1.2. Виды
профессиональной
информационной
деятельности человека с
использованием
технических средств и
информационных
ресурсов.

Содержание учебного материала
6

Определение объемов различных носителей информации.

7

Принцип построения, принцип открытой архитектуры,
магистраль, устройства ввода – вывода. Поколение ЭВМ,
Архитектура ЭВМ 5 поколения.
Лицензионные и свободно распространяемые
программные продукты. Правовые нормы, относящиеся к
информации, правонарушения в информационной сфере,
меры их предупреждения. Авторские права.

8

Практические работы:
Определение объемов различных носителей информации.
9
Лицензионные и свободно распространяемые
10
программные продукты. Авторские права.

5

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР18,ЛР19

2

Самостоятельная работа обучающихся: Новые информационные
технологии.
Раздел 2. Подходы к измерению информации
Тема 2.1. Подходы к
Содержание учебного материала
понятию информации и к
Единицы измерения информации.
11-12
измерению информации.
Алфавитный подход.
Представление информации в различных системах
13-14
счисления.
15-16 Арифметические действия в разных СС .
Представление текстовых, графических, звуковых,
видеоданных.
Практические работы:

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР18,ЛР19
11

17

3
14

18 19
20

21

Тема 2.2. Основные
информационные
процессы и их реализация
с помощью компьютеров.

Дискретное представление текстовой, звуковой,
графической и других видов информации
Представление информации в различных системах
счисления.
Перевод информации из одной системы счисления в
другую. Перевод чисел из десятичной системы счисления
в другие системы счисления. Перевод чисел из различных
систем счисления в десятичную. Арифметические
действия в разных СС .

Содержание учебного материала
Алгоритмы и способы их описания. Арифметические и
логические основы обработки информации компьютером.
22
Алгоритмы моделирования кратчайших путей между
вершинами (Алгоритм Дейкстры. Метод динамического
программирования). Теория вероятности.
Хранение информационных объектов различных видов на
23
различных цифровых носителях.
Определение объемов различных носителей информации.
24-25
Архив информации.
Программные поисковые сервисы. Использование
26ключевых слов, фраз для поиска информации.
27
Комбинации условия поиска.
Передача информации между компьютерами. Проводная и
28
беспроводная связь. Обмен данными.
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных
29
модемом. Подключение модема.
Практические работы:
Понятие и структура линейного алгоритма. Решение задач
30
на составление линейных алгоритмов.

ОК02
ОК01
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР18,ЛР19
16

7

15

31
32
33

34
35
36

Понятие и структура разветвляющегося алгоритма.
Решение задач на составление разветвляющихся
алгоритмов.
Понятие и структура циклического алгоритма. Решение
задач на составление циклических алгоритмов.
Среда программирования. Тестирование готовой
программы.
Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
Запись информации на компакт-диски различных видов.
Поисковые системы. Поиск информации на
образовательных порталах.
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных
модемом. Подключение модема.

Раздел 3. Использование программных систем и сервисов
Тема 3.1. Архитектура
Содержание учебного материала
компьютеров. Основные
37Состав системного блока. Характеристики
характеристики
38
микропроцессора
компьютеров.
Устройство и виды памяти. Единицы измерения памяти.
39
40
Устройства, подключаемые к компьютеру.
Практические работы:
Подключение внешних устройств к компьютеру и их
настройка
Самостоятельная работа обучающихся: Единицы измерения
памяти.
Содержание учебного материала
42Программное обеспечение компьютера
43
Практические работы

5

ОК02
ОК01
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР18,ЛР19

1

41

Тема 3.2. Виды
программного
обеспечения компьютеров.

4

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР18,ЛР19

2
16

44
45

Операционная система. Графический интерфейс
пользователя
Графический интерфейс пакета офисных программ

Тема 3.3. Организация
работы пользователей в
Содержание учебного материала
локальных компьютерных
сетях.
Локальные и глобальные сети. Объединение компьютеров
46в локальную сеть. Организация работы пользователей в
47
локальных компьютерных сетях. IP –адресация. Топология
локальных сетей.
Практические работы:
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных
48
сетей. Сервер. Сетевые операционные системы.
Понятие о системном администрировании. Разграничение
прав доступа в сети. IP –адресация. Топология локальных
49
сетей. Подключение компьютера к сети.
Администрирование локальной компьютерной сети
Тема 3.4. Безопасность,
гигиена, эргономика,
ресурсосбережение.
Защита информации,
антивирусная защита.

Содержание учебного материала
Информационная безопасность. Вирусы, классификация и
характеристика. Средства защиты информации и их
50характеристики. Безопасность в Интернете (сетевые
51
угрозы, мошенничество).
Правила техники безопасности и гигиены при работе на
ПК.
Практические работы:
Защита информации в локальной сети
52
Антивирусная защита информации

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР18,ЛР19
4

2

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР17,ЛР19
4

2
17

53

Эксплуатационные требования к компьютерному
рабочему месту. Комплекс профилактических
мероприятий для компьютерного рабочего места в
соответствии с его комплектацией для профессиональной
деятельности

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1. Возможности
Содержание учебного материала
программ по созданию и
Профессиональное использование Word.
54обработке текстовых
55
документов.
Форматирование, структура документа. Таблицы,
56шаблоны, поля, списки.
57
Практические работы:
Интерфейс программы Word. Панели инструментов.
Настройка окна программы. Создание документа.
58
Форматирование шрифтов и абзацев. Использование
системы проверки орфографии и грамматики
Создание и форматирование таблиц разной сложности.
59
60
61
62

63

Тема 4.2. Возможности

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР17,ЛР19
10

6

Работа с редактором формул .
Работа со списками. Настройка параметров списков
Работа с многостраничным документом. Нумерация
страниц. Оглавление. Колонтитулы Использование
графических возможностей текстового редактора при
создании документов.
Контрольная работа

Содержание учебного материала

5

ОК02
18

динамических
(электронных) таблиц.
Математическая
обработка числовых
данных.

64Создание электронных таблиц. Понятие. Структура.
65
Анализ информации
Практические работы:
Организация вычислений и использование встроенных
66
функций в программе MS Excel.
Создание электронных таблиц. Сортировка и автофильтр
67
Анализ базы данных с помощью автофильтра.
68
Анализ базы данных с помощью расширенного фильтра.
Графические схемы.

Тема 4.3. Представление
об организации баз
данных и системах
управления базами
данных.

Содержание учебного материала
Назначение программы Access, ее возможности.
Структура данных и система запросов
69Интерфейс программы.
70
Объекты программы и режимы работы с ними.
Создание структуры базы данных и связей между
таблицами
Практические работы:
Создание базы данных. Форматирование и редактирование
71
базы данных.
72
Создание простого запроса. Создание стандартного отчета
Редактирование форм, запросов и отчетов.
73
Форматирование форм, запросов и отчетов
Формирование запросов для работы с электронными
каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в
74
рамках учебных заданий из различных предметных
областей.

Тема 4.4. Представление о

Содержание учебного материала

3

6

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР 17,
ЛР18,ЛР19

4

10

ОК02

19

программных средах
компьютерной графики и
черчения, в
мультимедийных средах.

75

Назначение программы MS PowerPoint, ее возможности.
Использование презентационного оборудования. Виды
анимации.

76

Paint 3D, PhotoEditor

77

Основы ЗД моделирования Компас,Visio

ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР 17,
ЛР18,ЛР19

7

Практические работы:
78Создание и оформление слайдов презентации
Настройка анимация. Создание гиперссылок .
79
Тайминг и спейсинг.
80
Демонстрация систем автоматизированного
проектирования.
81
Многообразие специализированного программного
обеспечения и цифрового оборудования для создания
графических и мультимедийных объектов.
82
Основы ЗД моделирования
83

Фото и Видеомонтаж с использованием
специализированного программного обеспечения.

84

Запуск систем, интерфейс систем Компас,Visio.

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1. Представления о
технических средствах
телекоммуникационных
технологий.

Содержание учебного материала
85Интернет-технологии, способы и скоростные
86
характеристики подключения, провайдер .
Язык HTML. Работа со списками HTML.
Практические работы:

10

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР 17,
ЛР18,ЛР19

20

87

Тема 5.2. Представления о
программных средствах
телекоммуникационных
технологий.

Браузер. Настройка окна браузера.
Методы создания и сопровождения сайта

88

Работа с объектами Web-страниц.

89

90

Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ,
Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
Достоверность информации в Интернете.
Средства создания и сопровождения сайта.

91

Язык HTML.

9293

Работа со списками HTML. Работа с таблицами HTML.

94

контрольная работа

7

Содержание учебного материала
95Возможности сетевого программного обеспечения для
96
организации коллективной деятельности в глобальных и
локальных компьютерных сетях. Электронная коммерция.
Цифровые сервисы государственных услуг.
9798

Способы получения трафика, определение трафика,
особенности контекстной рекламы.

99100

Поиск информации. Ключевые слова. Взаимные
преобразования массивов и строк. Большие данные.

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР 17,
ЛР18,ЛР19

21

21

101102

Проектирование рекламных компаний в интернете для
конкретной продукции.

103104

Видеоконференция. Интернет-телефония. «Теле-Мост.»

Практические работы:
105
Представление о компьютерных сетях и их роли в
современном мире.
106

Определение ключевых слов, фраз для поиска
информации. Поиск информации в глобальной сети.

107

Работа с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернеттурагентством, интернет-библиотекой и пр.

108

Коллективные сетевые сервисы.

109

ГИС 2, карта. «Умный транспорт.»

110

Чат, форумы, блоги.

111

Видеоконференция. Интернет-телефония.

112

Сетевая этика. Сетевая культура

113

Правовые акты. Правовая лента. Юридическая база
«Консультант плюс», Гарант

114

Достоверность информации. Защита информации.

115

Цифровые сервисы государственных услуг.

11

22

117- Интернет – маркетинг, понятие, инструменты Интернет118
маркетинга.
Практические работы:
119- Интернет – маркетинг, понятие, инструменты Интернет120
маркетинга. Вирусный маркетинг.
121- Организация личного цифрового пространства. Облачные
Тема 5.4.Цифровое
122
хранилища данных. Разделение прав доступа в облачные
хранение данных и
хранилища. Коллективная работа над документами.
цифрового контента.
Соблюдение мер безопасности, предотвращение
незаконное распространение персональных данных.
Практические работы:
123- Организация личного цифрового пространства. Облачные
124
хранилища данных.
125- Разделение прав доступа в облачные хранилища.
126
127- Соблюдение мер безопасности, предотвращение
128
незаконное распространение персональных данных.
129- Баннерная и контекстная рекламы, реклама в рассылках,
Тема 5.5. Методы
реклама в блогах, сообществах, социальных сетях.
продвижения в Интернете. 130
Практические работы:
131- Баннерная и контекстная рекламы, реклама в рассылках
132
133- Реклама в блогах, сообществах, социальных сетях.
134
Раздел 6.Введение в программирование
135- Выражение, операторы, инструкция ввод-вывод. Понятие
Тема 6.1 Синтаксис и
136
объекта и литеры. Объявление переменных. Вызов
основные понятия
JavaScript, Python.
функций. Этап компиляции и этап исполнения.
Практические работы:
137- Выражение, операторы, инструкция ввод-вывод.
138
139- Понятие объекта и литеры. Объявление переменных.
140
Тема 5.3. Интернет –
маркетинг.

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР 17,
ЛР18,ЛР19

4
2

8

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР 17,
ЛР18,ЛР19

6

6

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР 17,
ЛР18,ЛР19

4

ОК02
ЛР4,ЛР7,ЛР16
ЛР 17,
ЛР18,ЛР19
6

23

141- Вызов функций. Этап компиляции и этап исполнения.
142
143-144 Зачет
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

2
144

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

24

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие кабинета информатики
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
– учебная мебель;
- рабочее место учителя;
- доска.
3.1.2. Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран,
- персональные компьютеры XPERTS , подключенные к глобальной сети Интернет;
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
3.2.1. Основные источники:
1. М.С.Цветкова «Информатика для СПО»: Академия; 2021 г.
2. Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и
специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
3. Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ»: Бином; 2018 г.
2. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» 2020г. –М: БИНОМ. 120
3.2.3. Интернет-ресурсы
1.
http://book.kbsu.ru/ (Шауцукова)
2.
http://www.alleng.ru/edu/comp4.htm
3.
http://fcior/edu/ru
4.
http://webpractice/cm/ru
5.
www. school-collection. edu.ru
6.
http://ru. iite. unesco. org/publications
7.
www.megabook. ru
8.
www. digital-edu. ru
9.
www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice
Методические разработки:
1. Работа в таблицах Excel . БосоваЛ.Л.

25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов
освоения
общеобразовательной
дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная

Раздел/Тема

компетенция
ОК 01
ОК 02

Тип оценочных
мероприятий

Тема 2.2., Тема 3.1.

Тестирование

Тема 1.1, Тема1.2,

Выполнение практических

Тема2.1, Тема2.2,

работ

Тема3.1., Тема3.2, Тема
3.3, Тема3.4, Тема4.1,
Тема4.2, Тема4.3, Тема4.4,
Тема5.1, Тема5.2, Тема5.4,
Тема 5.5, Тема6.1

ОК 02, ПК…

Прикладные модули 4-5

Контрольная работа

ОК 01, ОК 02, ПК…

Все модули

Выполнение заданий
дифференцированного
зачета

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».