8 Химия

Приложение 6.8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

Химия

Специальность/профессия

23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)

Квалификация

«Техник»

Нормативный
срок обучения

3 год 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

1

Рабочая программа учебной дисциплины «__Химия_» (наименование
учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС
СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля 2014
г., зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от
01.09.2022), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и
дополнениями),
в
соответствии
с
примерной
рабочей
программой
общеобразовательной учебной дисциплины «__Химия _».
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»

Составитель:
Полякова М.В., преподаватель химии высшей квалификационной категории
Рецензент:
Внутренний: Макарова Е.А., преподаватель высшей категории, ГАПОУ СО
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

22

ОСВОЕНИЯ

25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам) .
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ
Учебная дисциплина «Химия» входит в состав общеобразовательных учебных
дисциплин, формируемых из обязательной предметной области «Естественные науки»
ФГОС среднего общего образования, для всех профессий среднего профессионального
образования технического профиля.
1.3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины
1.3.1 Цель общеобразовательной дисциплины
 освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира,
важнейших химических понятиях, законах и теориях;
 овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в
развитии современных технологий и получении новых материалов;
 развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием
различных источников информации, в том числе компьютерных;
 воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного
общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному
здоровью и окружающей среде;
 применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для
решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Освоение содержания учебной дисциплины
студентами следующих результатов:

«Химия»

обеспечивает

достижение

4

Наименование и код
компетенции

Планируемые результаты
Личностные и
Предметные результаты
метапредметные
результаты
ОК 01. Выбирать способы В
владеть
системой
части
трудового решения
задач воспитания:
химических знаний, которая
профессиональной
- готовность к труду, включает: основополагающие
деятельности
осознание
ценности понятия
(химический
применительно
к мастерства, трудолюбие;
элемент, атом, электронная
различным контекстам
- готовность к активной оболочка атома, s-, р-, dдеятельности
электронные
орбитали
технологической
и атомов,
ион,
молекула,
социальной направленности валентность,
способность инициировать, электроотрицательность,
планировать
степень
окисления,
самостоятельно выполнять химическая
связь,
моль,
такую деятельность;
молярная масса, молярный
- интерес к различным объем, углеродный скелет,
сферам профессиональной функциональная
группа,
деятельности.
радикал, изомерия, изомеры,
развивать
креативное гомологический
ряд,
мышление при решении гомологи,
углеводороды,
жизненных проблем
кислород- и азотсодержащие
соединения,
биологически
активные
вещества
(углеводы, жиры, белки),
мономер,
полимер,
структурное
звено,
высокомолекулярные
соединения, кристаллическая
решетка, типы химических
реакций
(окислительновосстановительные,
экзо-и
эндотермические,
реакции
ионного обмена), раствор,
электролиты, неэлектролиты,
электролитическая
диссоциация,
окислитель,
восстановитель,
скорость
химической
реакции,
химическое
равновесие),
теории и законы (теория
химического
строения
органических веществ А.М.
Бутлерова,
теория
электролитической
диссоциации, периодический
закон Д.И. Менделеева, закон
сохранения
массы),
основания для сравнения,
закономерности,
символический язык химии,
фактологические сведения о
свойствах,
составе,
5

получении и безопасном
использовании
важнейших
неорганических
и
органических веществ в быту
и практической деятельности
человека;
уметь
выявлять
характерные признаки и
взаимосвязь
изученных
понятий,
рассматриваемых
явлениях;
применять
соответствующие
понятия
при описании строения и
свойств неорганических и
органических веществ и их
превращений;
взаимосвязь
химических
знаний
с
понятиями
и
представлениями
других
естественнонаучных
предметов;
уметь
использовать
наименования
химических
соединений международного
союза
теоретической
и
прикладной
химии
и
тривиальные
названия
важнейших веществ (этилен,
ацетилен, глицерин, фенол,
формальдегид,
уксусная
кислота, глицин, угарный газ,
углекислый газ, аммиак,
гашеная известь, негашеная
известь, питьевая сода и
других), составлять формулы
неорганических
и
органических
веществ,
уравнения
химических
реакций, объяснять их смысл;
подтверждать
химические
свойства
веществ
соответствующими
экспериментами и записями
уравнений
химических
реакций;
уметь
устанавливать
принадлежность изученных
неорганических
и
органических веществ к
определенным классам и
группам
соединений,
характеризовать их состав и
6

важнейшие
свойства;
определять
виды
химических
связей
(ковалентная,
ионная,
металлическая, водородная),
типы
кристаллических
решеток
веществ;
классифицировать
химические реакции;
сформировать
представления:
о
химической составляющей
естественнонаучной
картины мира, роли химии в
познании явлений природы,
в формировании мышления
и культуры личности, ее
функциональной
грамотности, необходимой
для решения практических
задач
и
экологически
обоснованного отношения к
своему здоровью и подходы
и природной среде;
- уметь проводить расчеты по
химическим формулам и
уравнениям
химических
реакций с использованием
физических
величин,
характеризующих вещества с
количественной
стороны:
массы, объема (нормальные
условия) газов, количества
вещества;
использовать
системные
химические
знания
для
принятия
решений
в
конкретных
жизненных
ситуациях,
связанных с веществами и их
применением
ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности

В
области ценности
научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
основанного на диалоге
культур, способствующего
осознанию своего места в

- уметь планировать и
выполнять
химический
эксперимент (превращения
органических веществ при
нагревании,
получение
этилена и изучение его
свойств,
качественные
реакции
на
альдегиды,
крахмал, уксусную кислоту;
денатурация
белков
при
нагревании, цветные реакции
7

поликультурном мире;
совершенствование
языковой и читательской
культуры
как
средства
взаимодействия
между
людьми и познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
владеть
навыками
получения информации из
источников разных типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ, систематизацию и
интерпретацию
информации
различных
видов
и
форм
представления;
- создавать тексты в
различных
форматах
с
учетом
назначения
информации и целевой
аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления
и
визуализации;
- оценивать достоверность,
легитимность информации,
ее соответствие правовым и
морально-этическим
нормам;
- использовать средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,

белков; проводить реакции
ионного обмена, определять
среду водных растворов,
качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катион аммония;
решать экспериментальные
задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии
с
правилами
техники
безопасности при обращении
с
веществами
и
лабораторным
оборудованием; представлять
результаты
химического
эксперимента в форме записи
уравнений соответствующих
реакций и формулировать
выводы на основе этих
результатов;
уметь
анализировать
химическую
информацию,
получаемую
из
разных
источников
(средств
массовой информации, сеть
Интернет и другие);
владеть
основными
методами научного познания
веществ
и
химических
явлений
(наблюдение,
измерение,
эксперимент,
моделирование);
- уметь проводить расчеты по
химическим формулам и
уравнениям
химических
реакций с использованием
физических
величин,
характеризующих вещества с
количественной
стороны:
массы, объема (нормальные
условия) газов, количества
вещества;
использовать
системные
химические
знания
для
принятия
решений
в
конкретных
жизненных
ситуациях,
связанных с веществами и их
применением

8

ресурсосбережения,
правовых и этических норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками
распознавания и защиты
информации,
информационной
безопасности личности;
ОК
04.
Эффективно
взаимодействовать
и
работать в коллективе и
команд

готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная
деятельность:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной деятельности,
организовывать
и
координировать действия
по
ее
достижению:
составлять план действий,
распределять роли с учетом
мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
координировать
и
выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять творчество и
воображение,
быть
инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными

- уметь планировать и
выполнять
химический
эксперимент (превращения
органических веществ при
нагревании,
получение
этилена и изучение его
свойств,
качественные
реакции
на
альдегиды,
крахмал, уксусную кислоту;
денатурация
белков
при
нагревании, цветные реакции
белков; проводить реакции
ионного обмена, определять
среду водных растворов,
качественные реакции на
сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катион аммония;
решать экспериментальные
задачи по темам "Металлы" и
"Неметаллы") в соответствии
с
правилами
техники
безопасности при обращении
с
веществами
и
лабораторным
оборудованием; представлять
результаты
химического
эксперимента в форме записи
уравнений соответствующих
реакций и формулировать
выводы на основе этих
результатов

9

действиями:
г) принятие себя и других
людей:
- принимать мотивы и
аргументы других людей
при анализе результатов
деятельности;
- признавать свое право и
право других людей на
ошибки;
- развивать способность
понимать мир с позиции
другого человека;
ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства, эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях

В области экологического
воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние
природной и социальной
среды,
осознание
глобального
характера
экологических проблем;
планирование
и
осуществление действий в
окружающей
среде
на
основе
знания
целей
устойчивого
развития
человечества;
активное
неприятие
действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия
предпринимаемых
действий,
предотвращать
их;
расширение
опыта
деятельности
экологической
направленности;
- овладение навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной
деятельности;

сформировать
представления: о химической
составляющей
естественнонаучной картины
мира, роли химии в познании
явлений
природы,
в
формировании мышления и
культуры
личности,
ее
функциональной
грамотности,
необходимой
для решения практических
задач
и
экологически
обоснованного отношения к
своему
здоровью
и
природной среде;
- уметь соблюдать правила
экологически
целесообразного поведения в
быту
и
трудовой
деятельности
в
целях
сохранения своего здоровья и
окружающей
природной
среды; учитывать опасность
воздействия
на
живые
организмы
определенных
веществ, понимая смысл
показателя
предельной
допустимой концентрации

10

Общие компетенции в
составе ФГОС СПО
четвертого поколения
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

Соотношение требований ФГОС СПО к сформированности общих компетенций
и требований ФГОС СОО к сформированности личностных
Требования к личностным
образовательным результатам ФГОС СОО
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам
честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения
безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей
субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной
поддержке и волонтерских движениях
ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
ЛР 13. Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные
психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в
процессе профессиональной деятельности
ЛР 14. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.
ЛР 15. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации
ЛР 17. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный
жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования
ЛР 18. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к
исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством
ЛР 20. Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм
трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению
функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели)
труда, либо иные схожие характеристики.
ЛР 21. Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать
сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки
1

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации,
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя как результативный и привлекательный участник
трудовых отношений
ЛР 22. Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения
ЛР 23. Проявляет устойчивый интерес к политике Правительства Саратовской области в молодёжной
сфере и участвует в мероприятиях по ее реализации
ЛР 24. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 25. Имеющий потребность в создании положительного имиджа техникума
ЛР 26. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам
честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения
безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей
субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной
поддержке и волонтерских движениях
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 13. Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные
психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в
процессе профессиональной деятельности
ЛР 14. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.
ЛР 15. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации
ЛР 16. Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и
социокультурного развития России, готовый работать на их достижение
ЛР 17. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный
жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования
ЛР 18. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к
исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством
ЛР 19. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно
взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий другими людьми, осознанно выполняющий
2

профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый,
критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; управляющий собственным
профессиональным развитием; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость
ЛР 20. Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм
трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению
функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели)
труда, либо иные схожие характеристики
ЛР 22. Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения
ЛР 23. Проявляет устойчивый интерес к политике Правительства Саратовской области в молодёжной
сфере и участвует в мероприятиях по ее реализации
ЛР 24. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 25. Имеющий потребность в создании положительного имиджа техникума
ЛР 26. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить
ОК 03. Планировать
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
и реализовывать
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам
собственное
честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и
профессиональное
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
и личностное развитие, взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
предпринимательскую
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного
деятельность
труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального
в профессиональной
конструктивного «цифрового следа».
сфере, использовать
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую
знания по финансовой
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
грамотности
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
в различных жизненных демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений
ситуациях
со своими детьми и их финансового содержания.
ЛР 13. Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные
психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в
процессе профессиональной деятельности
ЛР 14. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.
ЛР 15. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации
ЛР 17. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный
жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования
ЛР 18. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к
3

исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с
членами команды и сотрудничающий другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные
требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий,
нацеленный на достижение поставленных целей; управляющий собственным профессиональным
развитием; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость
ЛР 21. Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать
сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки
новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя как результативный и привлекательный участник
трудовых отношений
ЛР 22. Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения
ЛР 23. Проявляет устойчивый интерес к политике Правительства Саратовской области в молодёжной
сфере и участвует в мероприятиях по ее реализации
ЛР 24. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 25. Имеющий потребность в создании положительного имиджа техникума
ЛР 26. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить
ОК 04. Эффективно
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
взаимодействовать и
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам
работать в коллективе и честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и
команде
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения
безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей
субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного
труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
4

ОК 05. Осуществлять
устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального

демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений
со своими детьми и их финансового содержания.
ЛР 15. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации
ЛР 17. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный
жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования
ЛР 18. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к
исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с
членами команды и сотрудничающий другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные
требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий,
нацеленный на достижение поставленных целей; управляющий собственным профессиональным
развитием; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость
ЛР 20. Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм
трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению
функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели)
труда, либо иные схожие характеристики
ЛР 21. Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать
сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки
новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя как результативный и привлекательный участник
трудовых отношений
ЛР 22. Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения
ЛР 23. Проявляет устойчивый интерес к политике Правительства Саратовской области в молодёжной
сфере и участвует в мероприятиях по ее реализации
ЛР 25. Имеющий потребность в создании положительного имиджа техникума
ЛР 26. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам
честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к
Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа
России
ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры
5

и культурного контекста ЛР 14. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.
ЛР 16. Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и
социокультурного развития России, готовый работать на их достижение
ЛР 17. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный
жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования
ЛР 18. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к
исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством
ЛР 21. Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать
сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки
новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя как результативный и привлекательный участник
трудовых отношений
ЛР 22. Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения
ЛР 24. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 26. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить
ОК 06. Проявлять
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
гражданскоЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
патриотическую
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам
позицию,
честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и
демонстрировать
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
осознанное поведение
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
на основе традиционных ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения
общечеловеческих
безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей
ценностей, в том числе субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
с учетом гармонизации Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
межнациональных
ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к
и межрелигиозных
Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа
отношений, применять России
стандарты
ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных,
антикоррупционного
социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
поведения
трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе
цифровой
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений
6

со своими детьми и их финансового содержания.
ЛР 16. Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и
социокультурного развития России, готовый работать на их достижение
ЛР 17. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный
жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования
ЛР 18. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к
исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством
ЛР 22. Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения
ЛР 23. Проявляет устойчивый интерес к политике Правительства Саратовской области в молодёжной
сфере и участвует в мероприятиях по ее реализации
ЛР 24. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 25. Имеющий потребность в создании положительного имиджа техникума
ЛР 26. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить
ОК 07. Содействовать
ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
сохранению
ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам
окружающей среды,
честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и
ресурсосбережению,
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
применять знания
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
об изменении климата, ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения
принципы бережливого безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей
производства,
субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
эффективно действовать Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
в чрезвычайных
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного
ситуациях
труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к
Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа
России
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе
цифровой
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений
7

ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для
сохранения
и укрепления здоровья
в процессе
профессиональной
деятельности
и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном

со своими детьми и их финансового содержания.
ЛР 16. Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и
социокультурного развития России, готовый работать на их достижение
ЛР 18. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к
исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством
ЛР 22. Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения
ЛР 23. Проявляет устойчивый интерес к политике Правительства Саратовской области в молодёжной
сфере и участвует в мероприятиях по ее реализации
ЛР 24. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 25. Имеющий потребность в создании положительного имиджа техникума
ЛР 26. Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить
ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного
труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной
поддержке и волонтерских движениях
ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта;
предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных
игр и.т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях
ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений
со своими детьми и их финансового содержания.
ЛР 17. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный
жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования
ЛР 18. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к
исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством
ЛР 22. Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения
ЛР 24. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 25. Имеющий потребность в создании положительного имиджа техникума
ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения
безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей
субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
8

и иностранном языках

ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к
Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа
России
ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных,
социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры
ЛР 14. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.
ЛР 15. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации
ЛР 16. Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и
социокультурного развития России, готовый работать на их достижение
ЛР 17. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный
жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования
ЛР 18. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к
исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством
ЛР 21. Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать
сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки
новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя как результативный и привлекательный участник
трудовых отношений
ЛР 22. Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения
ЛР 23. Проявляет устойчивый интерес к политике Правительства Саратовской области в молодёжной
сфере и участвует в мероприятиях по ее реализации
ЛР 24. Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 25. Имеющий потребность в создании положительного имиджа техникума

9

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины
всего 72 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем __72 часа;
самостоятельной работы ______ часов.

1

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

72

Обязательная учебная нагрузка

72
в том числе:

теоретическое обучение

34

лабораторные и практические занятия

38

Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса
дисциплины в форме дифференцированного зачёта

2

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1

2
1,2
Научные
методы
познания
веществ и химических явлений.
Введение
Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических
процессов.
Значение химии при освоении специальностей СПО технического
профиля профессионального образования.
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Основные понятия и 3,4 Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула.
законы
Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества.
Качественный и количественный состав веществ. Химические
знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная
массы. Количество вещества.
5,6 Основные законы химии. Входной контроль. Стехиометрия.
Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава
веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия
их него.

Объём часов

Осваиваемые
элементы
компетенций

3
2

ОК 1,2

4

ОК 4

4

ОК 2

Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Периодический закон 7-8
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И.
и
Периодическая
Менделеевым. Периодического закона. Периодический закон в
система химических
формулировке Д.И. Менделеева.Периодическая таблица
элементов
Д.И.
химических элементов – графическое отображение
Менделеева
и
периодического закона. Структура периодической таблицы:
строение атома
периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
Лабораторная работа №1. Моделирование построения
Периодической таблицы химических элементов.

3

9-10

Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева.
Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и
электронная оболочка. Изотопы. Радиоактивность.Строение
электронных оболочек атомов элементов малых периодов.
Особенности строения электронных оболочек атомов
элементов больших периодов (переходных элементов).
Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные
конфигурации атомов химических элементов.
Современная формулировка Периодического закона. Значение
Периодического закона и Периодической системы химических
элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания
химической картины мира.
8

Тема 1.3.
Строение вещества

ОК 07

Содержание учебного материала
11-12 Ионная химическая связь. Катионы, их образование из
атомов в результате процесса окисления. Анионы, их
образование из атомов в результате процесса восстановления.
Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет
электростатического притяжения. Классификация ионов: по
составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные
кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом
кристаллической решетки.
Ковалентная химическая связь. Механизм образования
ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный).
Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная
связи. Кратность ковалентной связи.
13-14 Агрегатные состояния веществ и водородная связь.
Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход
вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Водородная связь.
Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация.
Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и
десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие
кристаллы.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ.
4

Лабораторная работа №2. «Изучение свойств дисперсных
систем». Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со
свойствами дисперсных систем.

2

Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Вода. Растворы и 19-20 Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель.
электролитическая
Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные,
диссоциация
пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов,
жидкостей и твердых веществ от различных
факторов.Кристаллогидраты. Массовая доля растворенного
вещества. Решение задач на массовую долю растворенного
вещества.
21-22 Электролитическая диссоциация.Растворение как физикохимический процесс. Тепловые эффекты при растворении.
Электролиты и неэлектролиты. Механизмы электролитической
диссоциации для веществ с различными типами химической
связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень
электролитической
диссоциации.
Сильные
и
слабые
электролиты. Основные положения теории электролитической
диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и
массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
15-16 Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе.
Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация
дисперсных
систем.
Понятие
о
коллоидных
системах.Минералы и горные породы как природные смеси.
Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели.
Коагуляция. Синерезис.

4

ОК 07

Тема 1.5.
Классификация
неорганических
соединений и их
свойства

8

ОК 02

17-18

Содержание учебного материала
23-24 Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их
классификация по различным признакам. Химические свойства
кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Особенности взаимодействия концентрированной серной и
азотной кислот с металлами. Основные способы получения
кислоты. Использование серной кислоты в промышленности.

5

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их
классификация по различным признакам. Химические свойства
оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные
способы
получения оснований.
Едкие щелочи, их
использование в промышленности. Гашеная и негашеная
известь, их применение в строительстве.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие
оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды.
Зависимость характера оксида от степени окисления
образующего его металла. Химические свойства оксидов.
Получение оксидов.
27-28 Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние,
кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории
электролитической диссоциации. Способы получения солей.
Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная
среда растворов Гидролиз солей.
29-30 Лабораторная работа №3. «Изучение свойств неорганических
соединений». Правила разбавления серной кислоты. Испытание
растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с
кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот
с солями. Испытание растворов щелочей индикаторами.
Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых
оснований.
Взаимодействие
солей
с
металлами.
Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей
различного типа.
Содержание учебного материала
6
25-26

Тема 1.6.

6

Химические реакции

31-32

Классификация химических реакций. Реакции соединения,
разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции.
Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и
гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические
реакции.
Тепловой
эффект
химических
реакций.
Термохимические
уравнения.
Окислительновосстановительные реакции.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости
химических реакций. Зависимость скорости химических
реакций от различных факторов: природы реагирующих
веществ, их концентрации, температуры, поверхности
соприкосновения и использования катализаторов. Катализ.
Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы.
Каталитические яды. Ингибиторы.
Обратимость
химических
реакций.
Обратимые
и
необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его
смещения. Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные
принципы.
35-36 Лабораторная работа №4. «Изучение видов химических
реакций». Реакция замещения меди железом в растворе
медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка,
газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной
кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости
взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.
Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной
кислотой от температуры.
Содержание учебного материала

ОК 04

33-34

Тема 1.7.

4

7

Металлы
неметаллы

и 37-38

39-40

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов.
Физические свойства металлов. Классификация металлов по
различным признакам. Химические свойства металлов.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы
получения металлов. Понятие о металлургии. Металлотермия.
Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия.
Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы —
простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их
положения в периодической системе. Окислительные и
восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их
положения в ряду электроотрицательности.
Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого
воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов.
Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.
Практическая работа №2. Получение, собирание и
распознавание газов. Решение экспериментальных задач.

Раздел 2. Органическая химия
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Основные
понятия 41-42 Предмет органической химии. Природные, искусственные и
органической химии
синтетические
органические
вещества.
Сравнение
и теория строения
органических веществ с неорганическими.
органических
Валентность. Химическое строение как порядок соединения
соединений
атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Основные положения теории химического строения. Изомерия
и изомеры. Химические формулы и модели молекул в
органической химии.
43-44 Классификация органических веществ. Классификация
веществ по строению углеродного скелета и наличию
функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала
номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической химии. Реакции
присоединения
(гидрирования,
галогенирования,
гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления

ОК 04

4

ОК 04, 07

8

(дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации).
Реакции замещения. Реакции изомеризации. Понятие о
субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления
органических веществ. Сравнение классификации соединений
и классификации реакций в неорганической и органической
химии.
Тема 2.2.
Углеводороды и их
природные
источники

Содержание учебного материала
45-46 Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и
номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана,
этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование.
47-48 Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана,
деполимеризацией
полиэтилена).
Гомологический
ряд,
изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства
этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание
бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация,
полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
49-50 Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с
двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические
свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной
воды и полимеризация в каучуки. Правило В.В.Марковникова.
Натуральный и синтетические каучуки. Классификация и
назначение каучуков. Классификация и назначение резин.
51-52 Вулканизация каучука.
Лабораторная работа № 6. Ознакомление с коллекцией
каучуков и образцами изделий из резины.
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение,
обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода
и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
Межклассовая изомерия с алкадиенами. Получение ацетилена
пиролизом метана и карбидным способом. Реакция
полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его
применение. Тримеризация ацетилена в бензол.
53-54 Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение,

10

ОК 07

ОК 01
9

Тема 2.3.
Кислородсодержащие
органические
соединения

реакции
замещения
(галогенирование,
нитрование).
Применение бензола на основе свойств. Понятие об
экстракции. Восстановление нитробензола в анилин.
Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола.
Тротил. Природные источники углеводородов. Природный
газ: состав, применение в качестве топлива. Основные
направления промышленной переработки природного газа.
Попутный нефтяной газ, его переработка.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти.
Нефтепродукты.
Лабораторная работа № 5. Ознакомление с коллекцией
образцов нефти и продуктов ее переработки.
Процессы промышленной переработки нефти: крекинг,
риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число
дизельного топлива.
Коксохимическое производство и его продукция.
Практическое занятие. Решение задач на вывод формулы
органического вещества.
Содержание учебного материала
55-56 Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и
гидратацией
этилена.
Гидроксильная
группа
как
функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах.
Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием,
образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид.
Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его
последствия и предупреждение. Метиловый спирт и его
использование в качестве химического сырья. Токсичность
метанола и правила техники безопасности при работе с ним.
Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля
57-58 и правила техники безопасности при работе с ним.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов.
Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение
глицерина.
Лабораторная работа №7. «Изучение свойств спиртов».
Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом

12

ОК 07

10

меди(II).
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное
влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с
гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола
на основе свойств.
59-60

61-62

63-64

65-66

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как
функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в
соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт.
Получение
альдегидов
окислением
соответствующих
спиртов.
Применение формальдегида на основе его свойств.Получение фенола из
продуктов
коксохимического
производства
и
из
бензола.
Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную
смолу.
Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона.
Применение ацетона в технике и промышленности.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная
группа как функциональная. Гомологический ряд предельных
однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот
окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие
свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации.
Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные
кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.Многообразие
карбоновых кислот (щавелевой кислоты как двухосновной, акриловой
кислоты как непредельной, бензойной кислоты как ароматической).
Лабораторная работа № 8 «Изучение свойств уксусной кислоты».
Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией
этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение
сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства
жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на
основе свойств. Мыла. Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике
непищевым сырьем. Синтетические моющие средства.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза,
фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

ОК 02

ОК 01

11

Тема 2.4.
Азотсодержащие
органические
соединения.
Полимеры

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт.
Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту,
восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на
основе свойств.Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные
продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.
Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о
реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений:
глюкоза - полисахарид.
Лабораторная работа № 9 «Изучение свойств жиров и углеводов».
Содержание учебного материала
67-68 Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и
номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина
из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные
органические
соединения.
Химические
свойства
аминокислот:
взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция
поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение
аминокислот на основе свойств.Аминокапроновая кислота. Капрон как
представитель полиамидных волокон.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические
свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции.
69-70 Биологические функции белков. Использование гидролиза белков в
промышленности.
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Поливинилхлорид,
политетрафторэтилен (тефлон).
Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и
поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы.
Представители пластмасс.Фенолоформальдегидные пластмассы.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные
представители
химических
волокон.Целлулоид.
Промышленное
производство химических волокон.
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на
идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и
волокон.

6

ОК 07

12

71-72

Дифференцированный зачет

2
Всего:

72

13

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание),
объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы дисциплины «Химия» имеется учебный кабинет химии
и биологии, а так же химическая лаборатория.
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
– стенд «Периодическая система Д.И. Менделеева»;
- стенд «Растворимость кислот, солей и оснований»;
3.1.2. Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций;
3.1.3. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- лабораторная посуда;
- лабораторное оборудование;
- реактивы;
- спиртовки;
- коллекции образцов нефти и продуктов ее переработки;
- методические пособия по проведению лабораторных работ.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3.2.1. Основные источники:
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий
Основные источники для студентов:
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей
технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,
2014.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия: пособие для подготовки к
ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
5. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и
естественнонаучного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
6. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред.
проф. образования. — М., 2014.
7. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
8. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического
профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
9. Сладков С. А., Остроумов И.Г., Габриелян О.С., Лукьянова Н.Н. Химия для
профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение
15

(электронное учебное из-дание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.,
2014.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С.
Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г.
Остроумов – М., 2004.
3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г.
Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
4. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М.,
2003.
5. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.
Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
6. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
7. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М.,
2004.
Для преподавателя:
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. —
М., 2012.
6.Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля
(электронное приложение).
3.2.3. Интернет-ресурсы
catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернетwww.pvg.mk.ru
(олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»)

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Общая/
профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной деятельности
применительно к различным
контекстам
ОК
02.
Использовать
современные средства поиска,
анализа
и
интерпретации
информации, и информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ОК
04.
Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команд
ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

Раздел/Тема
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4-1.7
Р 2, Темы 2.1 - 2.4

Р 1, Темы 1.1-1.7 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.4

Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 1, Темы 1.1.

Тип оценочных средств
Тестирование
Кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный
опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка составленных
презентаций по темам
раздела оценка работы с
картами атласа мира,
заполнение контурных
карт контрольная работа
оценка самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет проводится в форме
тестирования

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».