9 Обществознание

Приложение 6.9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

Обществознание

Специальность/профессия

23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)

Квалификация

«Техник»

Нормативный
срок обучения

3 год 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.
1

Рабочая программа учебной дисциплины «__Обществознание_» (наименование
учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО)
по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по
видам), утвержденного приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля 2014 г.,
зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от 01.09.2022),
ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями), в
соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной
дисциплины «_Обществознание_».
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»

Составитель:
Толмачева И.Н., преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Внутренний Бурова Е.В., преподаватель высшей категории, ГАПОУ СО
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

24

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

26

ПРОГРАММЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» является частью примерной
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Обществознание» — в
составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий
СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального
образования.
1.3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины
1.3.1 Цель общеобразовательной дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
направлено на достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о
целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать
глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных,
социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством
ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом,
его отдельных регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и
культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; использование в
практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических
методов, знаний и умений, а также географической информации; нахождение и применение
географической информации, включая географические карты, статистические материалы,
геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших
социально-экономических вопросов международной жизни; понимание географической
специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития
международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ,
телекоммуникаций и простого общения
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Цели дисциплины:
В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих формируются:

4

Наименование и код
компетенции
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты
Предметные результаты
- П1 понимать роль и место современной
Личностные результаты:
географической науки в системе научных
В части трудового воспитания:
дисциплин, ее участии в решении важнейших
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
проблем человечества: приводить примеры
трудолюбие;
проявления глобальных проблем, в решении
- готовность к активной деятельности технологической и
которых
принимает
участие
современная
социальной направленности, способность инициировать,
географическая наука, на региональном уровне, в
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; разных странах, в том числе в России; определять
- интерес к различным сферам профессиональной
роль географических наук в достижении целей
деятельности,
устойчивого развития;
Метапредметные результаты:
- П2 освоить и применить знания о размещении
Овладение универсальными учебными познавательными
основных
географических
объектов
и
действиями:
территориальной
организации
природы
и
а) базовые логические действия: - самостоятельно
общества (понятия и концепции устойчивого
формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее развития, зеленой энергетики, глобализации и
всесторонне;
проблема
народонаселения);
выбирать
и
- устанавливать существенный признак или основания для
использовать
источники
географической
сравнения, классификации и обобщения;
информации для определения положения и
- определять цели деятельности, задавать параметры и
взаиморасположения объектов в пространстве;
критерии их достижения;
описывать положение и взаиморасположение
- выявлять закономерности и противоречия в
географических объектов в пространстве;
рассматриваемых явлениях;
- П3 сформировать системы комплексных
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
социально ориентированных географических
результатов целям, оценивать риски последствий
знаний о закономерностях развития природы,
деятельности; - развивать креативное мышление при решении размещения населения и хозяйства: различать
жизненных проблем
географические
процессы
и
явления
и
распознавать их проявления в повседневной
б) базовые исследовательские действия:
жизни; использовать знания об основных
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
географических закономерностях для определения
деятельности, навыками разрешения проблем;
и сравнения свойств изученных географических
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
объектов, явлений и процессов; проводить
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы
классификацию
географических
объектов,
5

для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике

ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
Личностные результаты:
-сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;

процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
- П4 владеть географической терминологией и
системой базовых географических понятий,
умение
применять
социальноэкономические
понятия для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач;
- П5 сформировать знания об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных
и
социально-экономических
аспектах
экологических
проблем:
описывать
географические аспекты проблем взаимодействия
природы и общества; приводить примеры
взаимосвязи глобальных проблем; приводить
примеры возможных путей решения глобальных
проблем;
- П2 освоить и применить знания о размещении
основных
географических
объектов
и
территориальной
организации
природы
и
общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве;
6

- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности

описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
-П6 сформировать умения проводить наблюдения
за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в
результате
воздействия
природных
и
антропогенных факторов: определять цели и
задачи проведения наблюдений; выбирать форму
фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
-П7
сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической информации для получения
новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления
закономерностей и тенденций их развития,
прогнозирования: выбирать и использовать
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, геоинформационные
системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические
карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим
картам разного содержания и другим источникам
географической информации качественные и
количественные
7

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания, этического
поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений; - давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в)
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность: внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,

- П 8 владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных
источников:
находить,
отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений,
отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
источники географической информации для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач

8

инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
ОК
04.
Эффективно -готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
взаимодействовать
и самоопределению;
работать в коллективе и -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
команд
социальной деятельности;

- П4 владеть географической терминологией и
системой базовых географических понятий,
умение
применять
социальноэкономические
понятия для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы; - координировать и
выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное
стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности; - признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
9

ОК 05. Осуществлять устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и другихнародов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;

- П2 освоить и применить знания о размещении
основных
географических
объектов
и
территориальной
организации
природы
и
общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- П3 сформировать системы комплексных
социально ориентированных географических
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
знаний о закономерностях развития природы,
а) общение:
размещения населения и хозяйства: различать
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
географические
процессы
и
явления
и
- распознавать невербальные средства общения, понимать распознавать их проявления в повседневной
значение социальных знаков, распознавать предпосылки жизни; использовать знания об основных
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
географических закономерностях для определения
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с и сравнения свойств изученных географических
использованием языковых средств
объектов, явлений и процессов; проводить
классификацию
географических
объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
10

ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных и

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации,
исторических
и
национально-культурных
традиций, формирование системы значимых ценностносмысловых установок, антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической культуры, способности ставить
цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу,
чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;

- П1 понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых
принимает
участие
современная
географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять
роль географических наук в достижении целей
устойчивого развития;
- П 8 владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных
источников:
находить,
отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений,
отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
источники географической информации для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач
- П9 сформировать умения применять
географические знания для объяснения
11

ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные); - способность их использования в
познавательной и социальной практике, готовность к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности, организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; - умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их; - расширение опыта деятельности
экологической направленности; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;

разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным
уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них
глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и
(или) практикоориентированных задач

- П3 сформировать системы комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические
процессы
и
явления
и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических закономерностях для определения
и сравнения свойств изученных географических
объектов, явлений и процессов; проводить
классификацию
географических
объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
12

природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
- П 8 владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных
источников:
находить,
отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений,
отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
источники географической информации для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач;
П9
сформировать
умения
применять
географические
знания
для
объяснения
разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным
уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них
13

ОК
09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В
области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания; - овладение видами деятельности по получению

глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач;
-П10
сформировать умения применять
географические знания для оценки разнообразных
явлений и процессов: оценивать географические
факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших
социально-экономических
и
геоэкологических
процессов;
оценивать
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления;
- П2 освоить и применить знания о размещении
основных
географических
объектов
и
территориальной
организации
природы
и
общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- П4 владеть географической терминологией и
системой базовых географических понятий,
умение
применять
социальноэкономические
понятия для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач;
- П 8 владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных
источников:
находить,
отбирать,
14

нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду

систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений,
отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
источники географической информации для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач;
П9
сформировать
умения
применять
географические
знания
для
объяснения
разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным
уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них
глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач

15

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины
всего 72 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем __72 часа;
самостоятельной работы ______ часов.

16

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Всего

72

Основное содержание

52

в том числе:
теоретическое обучение

30

практические занятия

22

Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

18

в том числе:
теоретическое обучение

6

Практические занятия

12

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет

2

17

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
2
Основное содержание
Содержание учебного материала

Раздел 1. Человек в обществе

Тема 1.1
Общество и
общественные
отношения

Тема 1.2
Биосоциальная
природа человека и
его деятельнсть

Формируемые
компетенций

3

4

10

Содержание учебного материала
1
Общество как система.
2

Объём часов

Общественные отношения. Связи между подсистемами и
элементами общества

Практическое занятие
3
Общественный прогресс и его критерии. Противоречивый характер
4
прогресса.
Перспективы развития профессии Сварщик. Воздействие
глобальных проблем на профессиональную деятельность.
Содержание учебного материала
5
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
6
Социализация личности и ее этапы
Практическое занятие

4
1

1

2
1

ОК 01.
ОК 2.
П.1.
П.2
П.3
П.4.
П.5.
П.6
П.7.
ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.
П.2
П.4
П.6.
П.7.
П.8
П.9.

1
4
1
1
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
18

7
8

Тема 1.3
География населения
мира

Тема 1.3

Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

Содержание учебного материала
15-16 Теоретическое обучение
Современная демографическая ситуация. Численность населения
мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира.
Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней
продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой
питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и
грамотности населения. Индекс человеческого развития Современная
структура населения Половозрастная структура населения. Расовый,
этнолингвистический и религиозный состав населения мира.
Социальная структура общества
17-18 Занятость населения. Размещение населения. Экономически активное
и самодеятельное население. Качество рабочей силы в различных
странах мира. Особенности размещения населения в регионах и
странах мира. Миграции населения, их основные причины и
направления. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в
различных регионах и странах мира «Ложная» урбанизация,
субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
Практическое занятие
19- № 4: «Анализ особенностей населения в различных странах и
20 регионах мира (особенности демографической ситуации,
расселения, сравнительная оценка качества жизни населения,
сравнительная оценка культурных традиций народов и др.)»
Содержание учебного материала
Практическое занятие

1
1

ОК 06.
ОК 07
П.4.
П.5.
П.6. П.7

6
2

ОК 01
ОК 02.
П.1.
П.2
П.3
П.4.
П.5.
П.6.
П.7
П.9.

2

2
2

2

ОК 01
ОК 02.
19

Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание.

9

Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Понятие
истины, ее критерии

Профессионально-ориентированное содержание
10
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные
науки в профессиональной деятельности профессии Сварщик

Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Духовная культура
11 Теоретическое обучение
личности и общества
Духовная деятельность человека.

Тема 2.2.
Наука и образование
в современном мире

Тема 2.3.
Религия

12 Формы культуры
Профессионально ориентированное содержание
13
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в
профессиональной деятельности профессии Сварщик
Содержание учебного материала
14
Практическое занятие
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном
обществе.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение
самообразования.
Профессионально ориентированное содержание
15 Профессиональное образование в сфере профессии Сварщик.
Роль и значение непрерывности образования.
Содержание учебного материала
16 Религия, ее роль в жизни общества и человека.
17 Мировые и национальные религии

1

1

8
2
1

1
1

2
1

1
2
1
1
2
1
1

ОК 03.
ОК 04.
П.1.
П.2
П.3
П.4.
П.5.
П.6
П.7.
ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8

ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
П.6
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8

ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
П.6
20

Тема 2.4.
Искусство

Содержание учебного материала
18 Искусство, его основные функции. Достижения современного
российского искусства.
19 Профессионально ориентированное содержание
Образ профессии Сварщик
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Экономика-основа
20 Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем.
жизнедеятельности
21 Профессионально ориентированное содержание
общества
Особенности разделения труда и специализации в сфере профессии
Сварщик.

Тема 3.2 Рыночные
отношения в
экономике.
Финансовые
институты

22
23

Содержание учебного материала
Функционирование
рынков
Рынки
труда,капитала,земли,
информации.
Финансовый рынок. Банки. Инфляция:причины, рынки, последствия.

2
1
1
2
1
1

4
1
1

П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8
ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8
ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8.
П.9
ОК 01
ОК 02.
ОК 03.

21

24
25
Тема 3.3 Рынок труда
и безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

26
27

28
29

Тема 3.4 Предприятие
в экономике
30
31
Тема 3.5 Экономика и
государство

32
33

Тема 3.6 Основные
тенденции развития

34

Практические занятия
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное
предложение.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и
финансовая безопасность.

1

П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8

1

Содержание учебного материала
Рынок труда. Заработанная плата и стимулирование труда. Занятость
и безработица.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и
социальная ответственность.
Практическое занятие
Спрос на труд и его факторы в сфере профессии Сварщик
Стратегия поведения при поиске работы. Возможности профессии
Сварщик» профессиональной подготовки.

4
1

Содержание учебного материала
Практическое занятие
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства
Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность в сфере профессии Сварщик.
Основы менеджмента и маркетинга в сфере профессии Сварщик.

2

Содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Общественные блага.
Налоговая система РФ. Функции налогов. Система налогов и сборов.
Цифровизация экономики в Российской Федерации.

2
1
1

ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8.
П.9

Содержание учебного материала

2
1

ОК 01

1
2
1
1

1
1

ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8.
П.9

22

экономики России и
международная
экономика

35

Раздел 4 Социальная сфера
Тема 4.1 Социальная 36
структура общества.
Положение личности
в обществе
37

Тема 4.2 Семья в
современном мире

38
39

Тема 4.3 Этнические
общности и нации

40
41

Тема 4.4 Социальные
нормы и социальный
контроль

Мировая экономика. Международная экономика. Международное
разделение труда.
Профессионально ориентированное содержание
Направления импортозамещения в условиях современной
экономической ситуации в сфере профессии Сварщик.

Содержание учебного материала
Социальные общности, группы, их типы.Социальная стратификация,
ее критерии. Положение индивида в обществе.
Профессионально ориентированное содержание
Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли
человека в трудовой коллективе. Возможности профессионального
роста.
Содержание учебного материала
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший
социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном обществе.
Содержание учебного материала
Миграционные процессы в современном мире. Этнические
общности. Нации и межнациональные отношения.
Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути
разрешения.
Содержание учебного материала

1

ОК 02.
ОК 03.
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8

8
1

1

2
1
1
2
1
1
2

42
1
23

43

Раздел 5
Политическая сфера
Тема 5.1 Политика и
власть.
Политическая
система

1

8

44
45

46
47
Тема
5.2Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники

Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение.
Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и
самоконтроль.
Практическое занятие
Конфликты в трудовых коллективах и пути преодоления. Стратегии
поведения в конфликтной ситуации.
Содержание учебного материала
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политические институты. Политическая деятельность.
Государство как основной институт политической системы. Функции
государства. Типология форм государства.
Практическое занятие
Федеративное устройство РФ. Субъекты государственной власти в
РФ.Государственное управление в РФ.
Обеспечение государственной безопасности в РФ. Государственная
политика РФ по противодействию экстремизму.
Содержание учебного материала

1

1
1
4

48

Политическая
культура общества и личности. Политическое
поведение. Политическое участие.

1

49

Политические партии как субъекты политики, их функции, виды.
Типы партийных систем. Избирательная система.

1

50

Практическое занятие
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Интернет в современной политической коммуникации.
Профессионально ориентированное содержание

1

51

1
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества.
Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника.
24

Раздел 6 Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Тема 6.1 Право в
системе социальных
норм

52
53
54
55

Тема 6.2 Основы
конституционного
права Российской
Федерации

56

57

Тема 6.3 Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений

58
59

60
61

62

20

Содержание учебного материала
Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации. Источники права.
Правоотношения и их субъекты. Особенности правового статуса
несовершеннолетних.
Правонарушения и юридическая ответственность.
Профессионально ориентированное содержание
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя Российской Федерации. Права и свободы человека и
гражданина.
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональные обязанности гражданина РФ в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного
времени.

4
1

Содержание учебного материала
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты
гражданского права.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и
обязанности родителей и детей.
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Права и обязанности
работника и работодателя.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Порядок приема на обучение в образовательные организации
среднего профессионального и высшего образования.
Практическое занятие
Профессионально ориентированное содержание
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения.

6
1

1
1
1
2
1

1

1

1
1

2
1
25

63

Тема 6.4 Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство.

64
65

66
67

Тема 6.5 Основы
процессуального
права

68
69
70
71.

Промежуточная аттестация
Всего

Особенность регулирования трудовых отношений в сфере
профессии Сварщик

1

Содержание учебного материала
Административное право и его субъекты. Административное
правонарушение и административная ответственность.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие
преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность.
Практическое занятие
Законодательство РФ о налогах и сборах.

4
1

Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за
налоговые правонарушения.
Содержание учебного материала
Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Субъекты административного
процесса
Практическое занятие
Гражданские споры и порядок их рассмотрения.
Арбитражное судопроизводство.

1

1
2
1

4
1
1
2
1
1
2
72

26

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины «География» имеется учебный кабинет
географии.
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект географических карт;
-комплект контурных карт.
3.1.2. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций.
3.1.3. Демонстрационные материалы
Настенные карты, презентации.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3.2.1. Основные источники:
Основные источники для студентов:
1. Баранчиков Е.В. География для профессий и социально-экономического профиля:
Учебник./ Е.В. Баранчиков.-3-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2021. 320 с.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.:
Просвещение, 2021. 256 с.
2. Атлас Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.:
Дрофа,издательствоДИК, 2022
3. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс/ Е.А Жижина.М.:ВАКО,2022.- 96 с.
4. Жижина Е.А, Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии.10 класс-М:
ВАКО,2022.- 320 с.
Для преподавателя:
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
27

требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
3.2.3. Интернет-ресурсы www. geo. 1september.ru
www.encarta.ru
www.curator.ru – сайт о бизнес-образовании в России
www.geo2000.nm.ru – сайт о географии.

28

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/
профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
ОК
02.
Использовать
современные средства поиска,
анализа
и
интерпретации
информации, и информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК
03.
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой
грамотности
в
различных жизненных ситуациях
ОК
04.
Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команд
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном
языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных
и
ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно

Раздел/Тема
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1

Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1

Тип оценочных средств
Тестирование
Кейс задания
устный опрос
фронтальный письменный
опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка составленных
презентаций по темам
раздела оценка работы с
картами атласа мира,
оценка самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет проводится в форме
тестирования

Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1

Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1

Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1

29

действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК
09.
Пользоваться Р 1, Тема 1.1.
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном
языках
ПК1.1. Выполнять штукатурные
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
работы по отделке внутренних и
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
наружных поверхностей зданий и Р 3, Тема 3.1
сооружений
ПК1.2. Выполнять работы по
устройству наливных полов и
оснований под полы
ПК1.3. Выполнение
декоративных штукатурок
ПК1.4. Ремонт штукатурки,
наливного пола, фасадных
теплоизоляционных композитных
систем
ПК3.1. Выполнять
подготовительные работы при
производстве малярных при
отделке поверхностей зданий и
сооружений
ПК3.2. Выполнять работы по
окрашиванию и оклеиванию
обоями поверхностей
различными способами
ПК3.3. Выполнять декоративнохудожественную отделку
поверхностей различными
способами
ПК3.4. Выполнять ремонт и
восстановление окрашенных или
оклеенных обоями поверхностей

Тестирование
Кейс задания
устный опрос
фронтальный письменный
опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка составленных
презентаций по темам
раздела оценка работы с
картами атласа мира,
контрольная работа
оценка самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет проводится в форме
тестирования

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».