10 Биология

Приложение 6.10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

Биология

Специальность/профессия

23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)

Квалификация

«Техник»

Нормативный
срок обучения

3 год 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины «__Биология _» (наименование
учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС
СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля 2014
г., зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от
01.09.2022), в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной
учебной дисциплины «__Биология _».
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Составитель:
Макарова Е.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Внутренний: Полякова М.В., преподаватель высшей категории, ГАПОУ СО
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО для специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам) .
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: общеобразовательная дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне
в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной
образовательной программы специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление
на транспорте (по видам).. Трудоемкость дисциплины «Биология» на базовом уровне
составляет 72 часа, из которых 12 часов включает профессионально-ориентированное
содержание, усиливающее профессиональную составляющую по конкретной профессии в
зависимости от ФГОС СПО
Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном модуле (раздел
5 “Биология в жизни”) для всех профессий/специальностей на материале кейсов,
связанных с анализом информации о развитии и применении биотехнологий по отраслям
будущей профессиональной деятельности обучающихся. Кроме того, профессиональноориентированное содержание учитывается в разделе 4 “Экология” при выполнении
лабораторных и практических работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью обучающихся.
1.3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины
1.3.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении
объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи:
1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем
разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами
для
выявления
естественных
и
антропогенных
изменений,
интерпретировать результаты наблюдений,
3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и
оборудованием;
4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных
источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к
окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры
профилактики заболеваний.
6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в
практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и
агробиотехнологий.
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО на основе ФГОС СОО
Код и
Планируемые результаты освоения дисциплины
наименование
общие
дисциплинарные
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
сформированность знаний о месте
В части трудового воспитания:
способы решения
- готовность к труду, осознание и роли биологии в системе

задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

ценности мастерства, трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности технологической и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать
проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак
или
основания
для
сравнения,
классификации
и
обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям,
оценивать
риски
последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление
при решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские
действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской и проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения
задачи
результаты,
критически
оценивать
их
достоверность,
прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из

научного знания; функциональной
грамотности
человека
для
решения жизненных проблем;
сформированность
умения
раскрывать
содержание
основополагающих
биологических
терминов
и
понятий: жизнь, клетка, ткань,
орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера;
метаболизм (обмен веществ и
превращение энергии), гомеостаз
(саморегуляция), биосинтез белка,
структурная организация живых
систем,
дискретность,
саморегуляция,
самовоспроизведение
(репродукция), наследственность,
изменчивость, энергозависимость,
рост и развитие, уровневая
организация;
сформированность
умения
раскрывать
содержание
основополагающих
биологических теорий и гипотез:
клеточной,
хромосомной,
мутационной,
эволюционной,
происхождения жизни и человека;
сформированность
умения
раскрывать
основополагающие
биологические
законы
и
закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э.
Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра),
границы их применимости к
живым системам;
приобретение опыта применения
основных
методов
научного
познания,
используемых
в
биологии: наблюдения и описания
живых систем, процессов и
явлений;
организации
и
проведения
биологического
эксперимента,
выдвижения
гипотез, выявления зависимости
между
исследуемыми
величинами,
объяснения
полученных
результатов
и
формулирования
выводов
с
использованием научных понятий,
теорий и законов;
сформированность
умения
выделять существенные признаки
вирусов, клеток прокариот и
эукариот;
одноклеточных
и

разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике

ОК 02. Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного
познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения
информации из источников разных
типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ,

многоклеточных
организмов,
видов,
биогеоценозов
и
экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического
обмена, хемосинтеза, митоза,
мейоза, оплодотворения, развития
и размножения, индивидуального
развития организма (онтогенеза),
борьбы
за
существование,
естественного
отбора,
видообразования,
приспособленности организмов к
среде
обитания,
влияния
компонентов
экосистем,
антропогенных
изменений
в
экосистемах своей местности,
круговорота
веществ
и
превращение энергии в биосфере;
сформированность умения решать
биологические задачи, составлять
генотипические схемы
скрещивания для разных типов
наследования признаков у
организмов, составлять схемы
переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания,
пищевые сети)
сформированность
умений
критически
оценивать
информацию
биологического
содержания,
включающую
псевдонаучные
знания
из
различных источников (средства
массовой информации, научнопопулярные
материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных
исследований
в
биологии,
медицине,
биотехнологии;
рассматривать
глобальные
экологические
проблемы
современности, формировать по
отношению к ним собственную
позицию;
сформированность умений
создавать собственные
письменные и устные сообщения
на основе биологической
информации из нескольких
источников, грамотно
использовать понятийный аппарат
биологии

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде

систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления и визуализации;
оценивать
достоверность,
легитимность
информации,
ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации,
информационной безопасности
личности
- готовность к саморазвитию,
самостоятельности
и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий, распределять роли с
учетом
мнений
участников
обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять
работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое
поведение
в
различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть

приобретение опыта применения
основных методов научного
познания, используемых в
биологии: наблюдения и описания
живых систем, процессов и
явлений; организации и
проведения биологического
эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления зависимости
между исследуемыми
величинами, объяснения
полученных результатов и
формулирования выводов с
использованием научных понятий,
теорий и законов

ОК 07.
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других
людей
при
анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- развивать способность понимать
мир с позиции другого человека
В области экологического
воспитания:
- сформированность экологической
культуры,
понимание
влияния
социально-экономических
процессов на состояние природной
и социальной среды, осознание
глобального
характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление
действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное
неприятие
действий,
приносящих вред окружающей
среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности

сформированность умения
применять полученные знания для
объяснения биологических
процессов и явлений, для
принятия практических решений в
повседневной жизни с целью
обеспечения безопасности своего
здоровья и здоровья окружающих
людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного
поведения в окружающей
природной среде; понимание
необходимости использования
достижений современной
биологии и биотехнологий для
рационального
природопользования

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины
всего 72 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем __72 часа;
самостоятельной работы ______ часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем общеобразовательной программы дисциплины

72

Теоретическое обучение

50

Практические занятия

18

Лабораторные занятия

4

Промежуточная аттестация проводится в форме
дифференцированного зачета

2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Биология»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука. Общая
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия,
характеристик биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной
а жизни
научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства
живых систем. Химический состав клеток
Тема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональн Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной
ая организация теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и
клеток
многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки.
Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)
Лабораторное занятие№1
Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие №1
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ.
Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем
Тема 1.3.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональн Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и
ые факторы
негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК
наследственнос нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез
ти
белка, репарация. Генетический код и его свойства
Практическое занятие №2
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности нуклеотидов ДНК

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
18
4
4

4

6
2

ОК 2
ЛР1

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 4
ЛР-16
ЛР-5

2

2

4
2

2

ОК - 1
ОК – 2
ЛР-16

Тема 1.4.
Обмен веществ
и превращение
энергии в
клетке
Тема 1.5.
Жизненный
цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена
веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез.
Хемосинтез
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое
значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический
смысл мейоза
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема
Основное содержание
2.1.Строение
Теоретическое обучение:
организма
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме.
Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Тема 2.2.
Основное содержание
Формы
Теоретическое обучение:
размножения
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения.
организмов
Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых
клеток. Оплодотворение
Тема 2.3.
Основное содержание
Онтогенез
Теоретическое обучение:
растений,
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период.
животных и
Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие.
человека
Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений
Тема 2.4.
Основное содержание
Закономерност Теоретическое обучение:
и наследования Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практическое занятие №3
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-,
ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.5.
Основное содержание
Сцепленное
Теоретическое обучение:
наследование
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование

2
2

ОК – 2
ЛР-16

2
2

ОК - 2
ОК - 4
ЛР-1

20
2
2

ОК - 2
ОК – 4
ЛР-1

2
2

ОК – 2
ЛР-1

2
2

ОК - 2
ОК – 4
ЛР-5

6
4

ОК - 2
ОК - 4
ЛР-17

2

4
2

ОК - 1
ОК – 2
ЛР-16

признаков, сцепленных с полом
Практическое занятие №4
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.6.
Основное содержание (2 семестр)
Закономерност Теоретическое обучение:
и изменчивости Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория
изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные
заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических
заболеваний человека
Практическое занятие №5
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление
генотипических схем скрещивания
Раздел 3. Теория эволюции
Тема 3.1.
Основное содержание
История
Теоретическое обучение:
эволюционного Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина.
учения.
Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюци Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции.
я
Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
Видообразование как результат микроэволюции
признаков

Тема 3.2.
Макроэволюци
я.
Возникновение
и развитие
жизни на Земле
Тема 3.3.
Происхождение
человека –
антропогенез

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция.
Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных
царств эукариот
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия
человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.

2

4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 4
ЛР-17

2

6
2
2

ОК - 2
ОК – 4
ЛР-1

2
2

ОК - 2
ОК – 4
ЛР-1

2
2

ОК - 2
ОК – 4
ЛР-1

Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.Приспособленность
человека к разным условиям среды
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Основное содержание
Экологические Теоретическое обучение:
факторы и
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физикосреды жизни
химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных
средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило
минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Тема 4.2.
Основное содержание
Популяция,
Теоретическое обучение:
сообщества,
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
экосистемы
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между
организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы,
редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни
Практическое занятие №6
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические
пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Тема 4.3.
Основное содержание
Биосфера Теоретическое обучение:
глобальная
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского.
экологическая Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
система
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы.
Глобальные экологические проблемы современности
Тема 4.4.
Основное содержание
Влияние
Теоретическое обучение:
антропогенных Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
факторов на
Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу.
биосферу
Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные
с определенной профессией/специальностью
Практическое занятие №7
Практическое занятие «Отходы производства»

18
2
2

4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 7
ЛР-1
ОК - 1
ОК - 2
ОК – 7
ЛР-5

2

4
4

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 7
ЛР-17

4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК -1
ПК-2
ПК-3
ЛР-17

2

Тема 4.5.
Влияние
социальноэкологических
факторов на
здоровье
человека

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля,
бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам
окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая
активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания
Лабораторное занятие№2
Лабораторная работа «Умственная работоспособность» (профессионально-ориентированная)
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1.
Основное содержание
Биотехнологии Теоретическое содержание:
в жизни
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
каждого
Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических
экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практическое занятие №8
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения
кейсов (выступление с презентацией)
Тема 5.2.
Основное содержание
Биотехнологии Теоретическое содержание
и технические
Развитие биотехнологий с применением технических систем (биоинженерия, биоинформатика,
системы
бионика) и их применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практическое занятие №9
Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с применением технических систем (по
группам). Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Промежуточна
я аттестация по
дисциплине
Всего:

4
2
2

ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ПК -1
ПК-2
ПК-3
ЛР-17

2

8
4
2
2

2
2

4
2
2

2

2
Дифференцированный зачет
72

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК -1
ПК-2
ПК-3
ЛР-17

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ПК -1
ПК-2
ПК-3
ЛР-17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения: Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием: мебель, доска,
мел, наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими средствами
обучения: компьютер с устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа
проектор с экраном, указка-презентер для презентаций. Лаборатория, оснащенная
оборудованием для проведения занятий: микроскопы, секундомер, тонометр, лабораторная
посуда (пробирки, подставки для пробирок, пинцеты, песок, ступки с пестиками, предметные
и покровные стекла, стеклянные палочки, препаровальные иглы, фильтровальная бумага
(салфетки), стаканы) гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида
водорода, раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист элодеи
канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый, разведенные в
воде дрожжи);
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины.
3.2.1. Основные печатные издания
1 Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования /
В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022
2 Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022 — 358 с.
3 Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н.
Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт,
2022 — 378 с.
Электронные издания
1 Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования /
В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022 — 357 с. — (Народное просвещение).— ISBN 978-5-534-156300.—электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:https://urait.ru/bcode/509241
2 Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022 — 358 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53407499-4. — Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/494034
3 Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н.
Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд.—Москва: Издательство Юрайт,
2022 — 378 с.—(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09603-3. — Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/489661
3.2.2. Дополнительные источники:
1 Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т. 1 / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред.Р Сопера ; пер. 3-го
англ. изд. — 14-е изд. —М. : Лаборатория знаний, 2022 — 454 с.
2 Павлова,Е.И.Экология:учебник и практикум для среднего профессионального образования
/ Е. И. Павлова, В. К. Новиков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022 — 190 с.
17

3 Еремченко, О. З. Биология: учение о биосфере: учебное пособие для среднего
профессионального образования / О. З. Еремченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022 — 236 с.
4 Блинов, Л. Н. Экология: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Л. Н. Блинов, В. В. Полякова, А. В. Семенча ; под общей редакцией Л. Н. Блинова. —
Москва: Издательство Юрайт, 2022 — 208 с.
5 Брюхань, Ф. Ф. Промышленная экология: учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е.Е.
Сдобнякова. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022 — 208с.
6 Несмелова, Н. Н. Экология человека: учебник и практикум для среднего
профессионального образования/Н.Н.Несмелова.—Москва:Издательство Юрайт, 2022 —
157с.
7 Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного
профилей: учебник для студ.учреждений сред. проф.образования / В. М. Константинов, А. Г.
Резанов, О. Е. Фадеева; под ред. В. М. Константинова. — М. : Издательский центр
«Академия», 2016/ —336 с.

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
компетенция
Контрольная работа
Раздел 1. Клетка –
«Молекулярный уровень
структурноорганизации живого»
функциональная единица
живого
ОК 02
Биология как наука. Общая
Заполнение таблицы с описанием
характеристика жизни
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых
в развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого
ОК 01
ОК 02
ОК 04

Структурно-функциональная
организация клеток

Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению
на про- и эукариотических и по
царствам в мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения,
животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал, каротиноиды,
хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем

ОК 01
ОК 02

Структурно-функциональные
факторы наследственности

Фронтальный опрос
Разработка глоссария
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК

ОК 02

Обмен веществ и
превращение энергии в клетке

Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы
характеристик типов обмена
19

веществ
ОК 02
ОК 04

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла

Раздел 2. Строение и
функции организма
Строение организма

Контрольная работа “Строение и
функции организма”

ОК 02

Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов

ОК 02
ОК 04

Онтогенез растений, животных Разработка ленты времени с
и человека
характеристикой этапов онтогенеза
отдельной группой животных и
человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные, покрытосеменные)

ОК 02
ОК 04

Закономерности наследования Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02

Сцепленное наследование
признаков

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Закономерности изменчивости Тест.
Решение задач на определение типа
мутации при передаче

ОК 02
ОК 04

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем органов
организмов (растения, животные,
человек) с краткой характеристикой
их функций

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания

20

Раздел 3. Теория эволюции

наследственных признаков,
составление генотипических схем
скрещивания
Контрольная работа “Теоретические
аспекты эволюции жизни на Земле”
Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения

ОК 02
ОК 04

История эволюционного
учения. Микроэволюция

ОК 02
ОК 04

Макроэволюция.
Возникновение и развитие
жизни на Земле

Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
биологической терминологии и
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни на
Земле

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека –
антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Раздел 4. Экология
Экологические факторы и
среды жизни

Тест по экологическим факторам и
средам жизни организмов

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем
круговоротавеществ, используя
материалы лекции
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с
составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа “Отходы
производства”

ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы
"Умственная работоспособность",

Раздел 5. Биология в жизни

Защита кейса: представление
21

результатов решения кейсов
(выступление с презентацией)
ОК 01
ОК 02
ОК 04

Биотехнологии в жизни
каждого

Выполнение кейса на анализ
информации о научных достижениях
в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Биотехнологии и технические
системы

Выполнение кейса на анализ
информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по группам),
представление результатов решения
кейсов

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».