13 Физика

Приложение 6.13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

Физика

Специальность/профессия

23.02.01 Организация перевозок и управление
на транспорте (по видам)

Квалификация

«Техник»

Нормативный
срок обучения

3 год 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

1

Рабочая программа учебной дисциплины «__Физика_» (наименование учебной
дисциплины) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 23.02.01
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом
Минобрнауки России № 376 от 22 апреля 2014 г., зарегистрировано в Минюсте России №32499
от 29 мая 2014 г.) (ред. от 01.09.2022), ФГОС среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и
дополнениями), в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной
дисциплины «_Физика _».
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Составитель:
Щелупанова Н.Г., преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Внутренний: Обухов А.В., преподаватель высшей категории, ГАПОУ СО «Саратовский
техникум отраслевых технологий»

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

3.УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ

20

ОСВОЕНИЯ

24

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.

ФИЗИКА Область применения программы

Общеобразовательная
дисциплина
«Физика»
является
обязательной
частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ
В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательной дисциплиной на уровне
среднего общего образования. На изучение дисциплины «Физика» на базовом уровне
отводится три зачетные единицы.
В
зависимости
от
профессиональной
направленности
получаемой
профессии/специальности среднего профессионального образования преподаватель
самостоятельно определяет последовательность изучения и объем часов, отводимый на
изучение отдельных тем, а также может проводить лабораторные работы по своему
усмотрению с учётом имеющегося оборудования.
1.3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины
1.3.1 Цель общеобразовательной дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на
достижение следующих целей:
 формирование у обучающихся уверенности в ценности образования,значимости
физических знаний для современного квалифицированногоспециалиста при осуществлении
его профессиональной деятельности;
 формирование естественно-научной грамотности;
 овладение специфической системой физических понятий, терминологией и
символикой;
 освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
 овладение основными методами научного познания природы, используемыми в
физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
 овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснятьполученные
результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом
явлении, делать выводы;
 формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий; умений формулировать и
обосновывать собственную позицию по отношениюк физической информации, получаемой
из разных источников;
 воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
 приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе
современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и
производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших
определяющее влияние на развитие техники и технологии;
 понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках
производственной деятельности;
 освоение способов использования физических знаний для решения практических
и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и
технологических процессов, принципов действия технических приборов и устройств,
обеспечения безопасности производства и охраны природы;
4



формирование умений решать учебно-практические задачи физического
содержания с учётом профессиональной направленности;
 приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать
проблемы с учётом профессиональной направленности;
 формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую
информацию с учётом профессиональной направленности;
 подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей
профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных
для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в
профессиональных образовательных организациях;
 подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста:
самообразования, коммуникации, проявления гражданско-патриотической позиции,
сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях,
проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного
использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при
работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы
среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации
профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы
деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие
излучения;
 смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая
энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
 смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной
индукции, фотоэффекта;
 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
 выдвигать гипотезы и строить модели,
 применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных
физических явлений и свойств веществ;
 практически использовать физические знания;
 оценивать достоверность естественно-научной информации;
 использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов,жидкостей
и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;
волновые свойства света; излучение и поглощение светаатомом; фотоэффект;
 отличать гипотезы от научных теорий;
 делать выводы на основе экспериментальных данных;
 приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются
5

основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических
выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и
научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
 приводить примеры практического использования физических знаний: законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в
создании ядерной энергетики,лазеров;
 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
 применять полученные знания для решения физических задач;
 определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их
погрешностей.
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК.

6

Наименование и код
компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие1
Дисциплинарные2
- сформировать представления о роли и месте
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
физики и астрономии в современной научной
мастерства, трудолюбие;
картине мира, о системообразующей роли физики в
- готовность к активной деятельности
развитии естественных наук, техники и современных
технологической и социальной направленности,
технологий, о вкладе российских и зарубежных
способность инициировать, планировать и
ученых-физиков в развитие науки; понимание
самостоятельно выполнять такую деятельность;
физической сущности наблюдаемых явлений
- интерес к различным сферам
микромира, макромира и мегамира; понимание роли
профессиональной деятельности,
астрономии в практической деятельности человека и
дальнейшем научно-техническом развитии, роли
Овладение универсальными учебными
физики
в
формировании
кругозора
и
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
функциональной грамотности человека для решения
- самостоятельно формулировать и
практических задач;
актуализировать проблему, рассматривать ее
- сформировать умения решать расчетные
всесторонне;
задачи с явно заданной физической моделью,
- устанавливать существенный признак или
используя физические законы и принципы; на основе
основания для сравнения, классификации и обобщения; анализа условия задачи выбирать физическую
- определять цели деятельности, задавать
модель, выделять физические величины и формулы,
параметры и критерии их достижения;
необходимые для ее решения, проводить расчеты и
- выявлять закономерности и противоречия в
оценивать реальность полученного значения
рассматриваемых явлениях;
физической величины; решать качественные задачи,
- вносить коррективы в деятельность, оценивать выстраивая логически непротиворечивую цепочку
соответствие результатов целям, оценивать риски
рассуждений с опорой на изученные законы,
последствий деятельности;
закономерности и физические явления;
- развивать креативное мышление при решении
- владеть основополагающими физическими
жизненных проблем
понятиями и величинами, характеризующими
физические процессы (связанными с механическим
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и движением, взаимодействием тел, механическими

1 Указываются

формируемые личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в
отглагольной форме
2 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней
редакции от 12.08.2022 для базового и углубленного уровня обучения
7

проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике

ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития

колебаниями и волнами; атомно-молекулярным
строением вещества, тепловыми процессами;
электрическим и магнитным полями, электрическим
током, электромагнитными колебаниями и волнами;
оптическими явлениями; квантовыми явлениями,
строением
атома
и
атомного
ядра,
радиоактивностью); владение основополагающими
астрономическими
понятиями,
позволяющими
характеризовать процессы, происходящие на звездах,
в звездных системах, в межгалактической среде;
движение небесных тел, эволюцию звезд и
Вселенной;
- владеть закономерностями, законами и
теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения механической
энергии, закон сохранения импульса, принцип
суперпозиции сил, принцип равноправности
инерциальных систем отсчета; молекулярнокинетическую теорию строения вещества, газовые
законы, первый закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда, закон Кулона,
закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной
электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон
электромагнитной индукции, закон сохранения
энергии, закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления
света; закон сохранения энергии, закон сохранения
импульса, закон сохранения электрического заряда,
закон сохранения массового числа, постулаты Бора,
закон радиоактивного распада); уверенное
использование законов и закономерностей при
анализе физических явлений и процессов
- уметь учитывать границы применения
изученных физических моделей: материальная
точка, инерциальная система отсчета, идеальный
8

информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми
и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности

газ; модели строения газов, жидкостей и твердых
тел, точечный электрический заряд, ядерная модель
атома, нуклонная модель атомного ядра при
решении физических задач
- уметь формировать собственную позицию
по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников, умений
использовать цифровые технологии для поиска,
структурирования, интерпретации и представления
учебной и научно-популярной информации;
развитие умений критического анализа получаемой
информации

9

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях

В области духовно-нравственного
воспитания:
-- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и
(или) другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:

- владеть основными методами научного
познания, используемыми в физике: проводить
прямые и косвенные измерения физических
величин, выбирая оптимальный способ измерения и
используя известные методы оценки погрешностей
измерений, проводить исследование зависимостей
физических величин с использованием прямых
измерений, объяснять полученные результаты,
используя физические теории, законы и понятия, и
делать выводы; соблюдать правила безопасного
труда при проведении исследований в рамках
учебного эксперимента и учебно-исследовательской
деятельности с использованием цифровых
измерительных устройств и лабораторного
оборудования; сформированность представлений о
методах получения научных астрономических
знаний;
- овладеть (сформировать представления)
правилами записи физических формул рельефноточечной системы обозначений Л. Брайля (для
слепых и слабовидящих обучающихся)

10

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде

внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты
- готовность и способность к образованию и
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:

- овладеть умениями работать в группе с
выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально
распределять деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из
участников группы в решение рассматриваемой
проблемы

11

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая
эстетику научного творчества, присущего физической
науке;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств

- уметь распознавать физические явления
(процессы) и объяснять их на основе изученных
законов: равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение, свободное падение тел,
движение по окружности, инерция, взаимодействие
тел, колебательное движение, резонанс, волновое
движение; диффузия, броуновское движение,
строение жидкостей и твердых тел, изменение
объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое
равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь
средней кинетической энергии теплового движения
молекул с абсолютной температурой, повышение
давления газа при его нагревании в закрытом
сосуде, связь между параметрами состояния газа в
изопроцессах; электризация тел, взаимодействие
зарядов, нагревание проводника с током,
взаимодействие магнитов, электромагнитная
индукция, действие магнитного поля на проводник с
током и движущийся заряд, электромагнитные
колебания и волны, прямолинейное
распространение света, отражение, преломление,
интерференция, дифракция и поляризация света,
дисперсия света; фотоэлектрический эффект,
световое давление, возникновение линейчатого
спектра атома водорода, естественная и
искусственная радиоактивность
12

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности на основе знаний по физике

- сформировать умения применять
полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и для
принятия практических решений в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при
обращении с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в окружающей
среде; понимание необходимости применения
достижений физики и технологий для
рационального природопользования

ПК3…
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины
всего 108 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем __108
часа;
самостоятельной работы ______ часов.

13

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем в
часа

Вид учебной работы
х
Объем образовательной программы дисциплины

126

Основное содержание

108
в т. ч.:

теоретическое обучение

82

лабораторные занятия

20

практические занятия

6

консультации

12

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

14

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименован
ие разделов и тем

1
Введение.
Физика и
методы
научного
познания

Тема 1.1
Основы
кинематики

Тема 1.2
Основы
динамики

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрены)

Объ
Формиру
ем часов емые общие и
профессиональ
ные
компетен
ции
2
3
4
ОК 03
Содержание учебного материала:
2
ОК 05
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания,
его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания
природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в
процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы
применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о
физической картине мира. Погрешности измерений физических величин
ОК 01
Раздел 1. Механика
12
ОК 02
2
Содержание учебного материала:
ОК 04
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и
ОК 05
векторные физические величины. Относительность механического движения. Система
ОК 07
отсчета. Принцип относительности Галилея. Траектория. Путь.
Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение
движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с
постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения.
Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное
ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела
Практическое занятие №1 «Графическое описание механического движения»
4
Содержание учебного материала:
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в
природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая
космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
Невесомость. Силы упругости. Силы трения
Практическое занятие №2 по теме: Силы в механике.

15

Тема 1.3
Содержание учебного материала:
Законы
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
сохранения в механикеМеханическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Применение
законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных
тел и для развития космических исследований, границы применимости классической
механики
Практическое занятие №3 «Реактивное движение»
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1
Содержание учебного материала:
Основы
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и
молекулярноатомов. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный
кинетической теории газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала
температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение
состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы

Тема 2.2
Основы
термодинамики

4

22
4

Лабораторные работы:
1. Изучение одного из изопроцессов
Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Уравнение
теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало
термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Охрана природы

2
6

Тема 2.3
Содержание учебного материала:
Агрегатные
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность
состояния вещества и воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость температуры
фазовые
кипения от давления. Характеристика жидкого состояния вещества. Ближний порядок.
переходы Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления. Характеристика твердого
состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела
Лабораторные работы:
2. Определение влажности воздуха
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Тема 3.1

Раздел 3. Электродинамика
Содержание учебного материала:

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

4

4
2
37
6

ОК 01
ОК 02
16

Электрическое
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения
поле
заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип
суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом
поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные
поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля.
Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение
конденсаторов
Практическое занятие №4по теме: «Напряженность электрического поля»
Тема 3.2
Законы
постоянного тока

Содержание учебного материала:
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила4
тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и
последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока. Тепловое
действие тока Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для
полной цепи
Практическое занятие №5 по теме: «Соединение проводников» Соединение
источников электрической энергии в батарею.

Лабораторные работы:
3. Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников.
4. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Тема 3.3
Содержание учебного материала:
Электрический ток в
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
различных средах электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n
переход. Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников
Тема 3.4
Содержание учебного материала:
Магнитное поле
Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила Ампера.
Применение силы Ампера. Магнитный поток. Действие магнитного поля на д вижущийся
заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная
активность и её влияние на Землю. Магнитные бури
Практическое занятие №6 по теме: «Взаимодействие токов»
Тема 3.5

Содержание учебного материала:

ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07

2

2
2
4

4

4
17

Электромагнитная
индукция

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило
Ленца. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление
самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле
Лабораторные работы:
5. Изучение явления электромагнитной индукции
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока.
Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Тема 4.1
Содержание учебного материала:
Механические
Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение
колебания и волны энергии при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник.
Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны.
Ультразвук и его применение
Тема 4.2
Содержание учебного материала:
Электромагнитные
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
колебания и волны контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие
электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток.
Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока. Трансформаторы. Получение,
передача и распределение электроэнергии.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Открытый
колебательный контур. Опыты Г. Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о
радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн
Раздел 5. Оптика
Тема 5.1
Содержание учебного материала:
Природа света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное отражение.
Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы
Лабораторные работы:
6. Определение показателя преломления стекла
Тема 5.2
Содержание учебного материала:

2
2
10
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

16
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05

6

2
4

18

Волновые
свойства света

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция
света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация
поперечных волн. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений. Виды
спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные
классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи.
Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений

Лабораторные работы:
7. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки
Контрольная работа № 3 «Колебания и волны. Оптика»
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из
Тема 5.3
Специальная них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и
теория
энергии
относительности
свободной частицы. Элементы релятивистской динамики
Раздел 6. Квантовая физика
Тема 6.1
Содержание учебного материала:
Квантовая
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
оптика
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление света. Химическое
действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта
Тема 6.2
Содержание учебного материала:
Физика атома и
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Ядерная
атомного ядра модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые
постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные
превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Строение атомного
ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции.
Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная
радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная
реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение
радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных
излучений. Элементарные частицы
Контрольная работа № 4 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Тема 7.1
Содержание учебного материала:
Строение
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна

2
2
2

10
4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07

4

2
6
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
19

Солнечной системы
Тема 7.2
Содержание учебного материала:
Эволюция
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
Вселенной
энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной
Лабораторные работы:
8. Изучение карты звездного неба
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего:

2

ОК 04
ОК 05
ОК 07

4
108

20

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
1.Цифровая лаборатория по физике для учителя;
2.Цифровая лаборатория по физике для ученика;
3.Весы технические с разновесами;
4.Комплект для лабораторного практикума по оптике;
5.Комплект для лабораторного практикума по механике;
6.Комплект для лабораторного практикума по молекулярной физике и термодинамики;
7.Комплект для лабораторного практикума по электричеству (с генератором);
8.Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой
энергии, био-, механической и термоэлектрическойэнергетики);
9.Амперметр лабораторный;
10.
Вольтметр лабораторный;
11.
Колориметр с набором калориметрических тел;
12.
Термометр лабораторный;
13.
Комплект для изучения основ механики, пневматики и возобновляемых
источников энергии;
14.
Барометр-анероид;
15.
Блок питания регулируемый;
16.
Веб-камера на подвижном штативе;
17.
Видеокамера для работы с оптическими приборами;
18.
Генератор звуковой;
19.
Гигрометр (психрометр);
20.
Груз наборный;
21.
Динамометр демонстрационный;
22.
Комплект посуды демонстрационной с принадлежностями;
23.
Манометр жидкостной демонстрационный;
24.
Метр демонстрационный;
25.
Микроскоп демонстрационный;
26.
Насос вакуумный Комовского;
27.
Столик подъемный;
28.
Штатив демонстрационный физический;
29.
Электроплитка;
30.
Набор демонстрационный по механическим явлениям;
31.
Набор демонстрационный по динамике вращательного движения;
32.
Набор демонстрационный по механическим колебаниям;
33.
Набор демонстрационный волновых явлений;
34.
Ведерко Архимеда;
35.
Маятник Максвелла;
36.
Набор тел равного объема;
37.
Набор тел равной массы;
38.
Прибор для демонстрации атмосферного давления;
39.
Призма, наклоняющаяся с отвесом;
40.
Рычаг демонстрационный;
41.
Сосуды сообщающиеся;
42.
Стакан отливной демонстрационный;
43.
Трубка Ньютона;
44.
Шар Паскаля;
45.
Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым явлениям;
46.
Набор демонстрационный по газовым законам;
47.
Набор капилляров;
48.
Трубка для демонстрации конвекции в жидкости;
21

49.
Цилиндры свинцовые со стругом;
50.
Шар с кольцом;
51.
Высоковольтный источник;
52.
Генератор Ван-де-Граафа;
53.
Дозиметр;
54.
Камертоны на резонансных ящиках;
55.
Комплект приборов и принадлежностей для демонстрации свойств
электромагнитных волн;
56.
Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи;
57.
Комплект проводов;
58.
Магнит дугообразный;
59.
Магнит полосовой демонстрационный;
60.
Машина электрофорная;
61.
Маятник электростатический;
62. Набор по изучению магнитного поля Земли;
63. Набор демонстрационный по магнитному полю кольцевых токов;
64. Набор демонстрационный по полупроводникам;
65. Набор демонстрационный по постоянному току;
66. Набор демонстрационный по электрическому току в вакууме;
67. Набор демонстрационный по электродинамике;
68. Набор для демонстрации магнитных полей;
69. Набор для демонстрации электрических полей;
70. Трансформатор учебный;
71. Палочка стеклянная;
72. Палочка эбонитовая;
73. Прибор Ленца;
74. Стрелки магнитные на штативах;
75. Султан электростатический;
76. Штативы изолирующие;
77. Электромагнит разборный;
78. Набор демонстрационный по геометрической оптике;
79. Набор демонстрационный по волновой оптике;
80. Спектроскоп двухтрубный;
81. Набор спектральных трубок с источником питания;
82. Установка для изучения фотоэффекта;
83. Набор демонстрационный по постоянной Планка;
84. Комплект наглядных пособий для постоянного использования;
85. Комплект портретов для оформления кабинета;
86. Комплект демонстрационных учебных таблиц.
3.1.2. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций.
При наличии необходимого оборудования занятия по физике в некоторых случаях
могут проводиться в имеющихся в образовательной организации мастерских или
лабораториях.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента
22

издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
3.2.1. Основные источники:
1.Дмитриева В.Ф. «Физика для профессий и СПО», Академия, 2019 г.
2.Мякишев Г.Я. «Физика», Просвещение,2022г
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Фирсов А.В. «Физика для профессий и СПО..», КПТ, 2011г.Фирсов научного п
3.2.3. Интернет-ресурсы www. school-collection. edu.ru
1.www.megabook. ru
2.инфоурок

23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные
обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами.
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

Раздел/Тема

Тип оценочных
мероприятий

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3., 3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
- устный опрос;
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
фронтальный
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
опрос;
2.3.
- оценка контрольных работ;
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
- наблюдение за ходом
3.3.,3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. выполнения лабораторных работ;
- оценка выполнения
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
лабораторных работ;
5.3.
Раздел 6. Темы 6.1.,
- оценка практических работ
(решения качественных, расчетных
6.2.
задач);
Раздел 7. Темы 7.1,
7.2
- оценка тестовыхзаданий;
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
- наблюдение за ходом
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., выполнения индивидуальных проектов и
2.3.
оценка выполненных проектов;
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
- оценка выполнения домашних
3.3., 3.4., 3.5.
самостоятельныхработ;
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
- наблюдение и оценка решения
кейс-задач;
- наблюдение и оценка деловой
игры;
- Дифференцированный зачет

Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3., 3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
24

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях

5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3., 3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3., 3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».