ЕН 03 Экология на авт.транспорте

Приложение 6.22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

ЕН 03 Экология на автомобильном транспорте

Специальность/профессия

23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)

Квалификация

«Техник»

Нормативный
срок обучения

3 год 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины «_ЕН 03 Экология на автомобильном
транспорте _» (наименование учебной дисциплины) разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля
2014 г., зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от 01.09.2022).
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Составитель:
Макарова Е.А., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Рецензент:
Внутренний:

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

10

ОСВОЕНИЯ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН 03 ЭКОЛОГИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управления на транспорте (по видам).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина «Экология на автомобильном транспорте» входит в состав
математического и общего естественно – научного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Код и наименование ОК
Умения
Знания
давать
техническое
ОК 01. Выбирать способы решения задач
состояние
профессиональной деятельности применительно характеристику
токсичным
автомобиля и его
к различным контекстам
выхлопам
влияние на
ОК 02. Использовать современные средства
автомобилей и
загрязнение
поиска, анализа и интерпретации информации, и
шумовому
окружающей
информационные технологии для выполнения
воздействию;
среды;
задач профессиональной деятельности
снижать
антропогенные
ОК03. Планировать и реализовывать
токсичные
факторы,
собственное профессиональное и личностное
выхлопы
приводящие к
развитие, предпринимательскую деятельность в
нейтрализацией
экологической
токсичных
опасности;
профессиональной сфере, использовать знания
компонентов
устройства и
по финансовой грамотности в
принцип действия
различных жизненных ситуациях
каталитических
ОК04. Эффективно взаимодействовать и
нейтрализаторов;
работать в коллективе и команде
закон об
ОК05. Осуществлять устную и письменную
экологической
коммуникацию на государственном языке
безопасности
Российской Федерации с учетом особенностей
автомобильного
социального и культурного контекста
транспорта
ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
ОК07. Содействовать сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению, применять знания об
изменении климата, принципы бережного
производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК08. Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и

поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
ОК09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.
ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению
перевозочного процесса с применением современных
информационных технологий управления
перевозками

ПК 2.1 Организовать работу персонала по
планированию и организации перевозочного
процесса
ПК 2.3 Организовать работу персонала по
технологическому обслуживанию перевозочного
процесса

ПК 3.1 Организовать работу персонала по
обработке перевозочных документов и
осуществлению расчетов за услуги,
предоставляемые транспортными организациями
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Лабораторные и практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
подготовка докладов, сообщений
подготовка презентаций
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
60
40
4
2
20

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЕН 03 Экология на автомобильном транспорте»
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Объём
Код и
разделов и тем
самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)
часов наименование
ОК
ОК 01-ОК 09
Введение. Основные Содержание учебного материала
4
ПК 1.1.
понятия экологии
1.
Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем
ПК 2.1
2
Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов
ПК 2.3
среды на организм.
ПК 3.1
3.
Общая характеристика природных сообществ
4.
Биосфера
Раздел 1. Экологические основы природопользования
ОК 01-ОК 09
Тема 1.1. Экология в Содержание учебного материала
4
ПК 1.1.
современном
5.
Среда, окружающая человека, ее специфическое состояние
ПК 2.1
обществе
6.
Понятие «загрязнение среды»
ПК 2.3
7.
Глобальные экологические проблемы
ПК 3.1
8.
Пути решения глобальных экологических проблем
Самостоятельная работа обучающихся
4
Подготовка сообщений: «Влияние атмосферного воздуха на состояние здоровья
человека»,
«Концепция устойчивого развития»
ОК 01-ОК 09
Тема 1.2. Понятие
Содержание учебного материала
2
ПК 1.1.
природных ресурсов 9.
Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность
ПК 2.1
и их классификация,
10.
Охрана окружающей среды. Принципы рационального природопользования
ПК 2.3
рациональное
ПК 3.1
природопользование
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка сообщения: «Вторичное сырье, как энергетический и сырьевой ресурс для
автомобильной отрасли»
Тема 1.3. Основы
Содержание учебного материала
2
ОК 01-ОК 09
экологического
11.
Основы экологического права РФ
ПК 1.1.
права
12.
Международные правовые акты по защите окружающей среды
ПК 2.1

Тема 1.4
Организационные
основы защиты
окружающей среды

Содержание учебного материала
13.
Государственное управление в области экологии
14.
Мониторинг природной среды.
15.
Нормирование в области охраны среды

4

ПК 2.3
ПК 3.1
ОК 01-ОК 09
ПК 1.1.
ПК 2.1
ПК 2.3
ПК 3.1

16.
Нормирование загрязнения окружающей среды автомобилями
Самостоятельная работа обучающихся
4
Подготовка сообщений: «Экономические методы обеспечения экологической
безопасности автотранспортных средств», «Нормативно – правовые документы по охране
воздуха, лесов, земель от действия автотранспорта»
Раздел 2. Негативное воздействие автотранспортных предприятий и автотранспортных средств на окружающую среду
ОК 01-ОК 09
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
10
ПК 1.1.
Негативное
17.
Источники загрязнения
ПК 2.1
воздействие
18.
Жидкие и твердые отходы автотранспортных предприятий
ПК 2.3
автотранспортных
19.
Оценка и анализ экологического паспорта транспортных предприятий
ПК 3.1
предприятий и
20.
Состав отработавших газов
автотранспортных
21.
Воздействие компонентов отработавших газов на окружающую среду и
средств на
организм человека
окружающую среду
22.
Воздействие пыли
23.
Шумовое воздействие
24.
Воздействие тепловых выбросов
25.
Воздействие на почву тяжелых самоходных машин
26.
Влияние технического состояния автомобилей на загрязнение окружающей
среды
Практические занятия
2
27.
ОК 01-ОК 09
Практическая работа №1 Негативное воздействие АТП на окружающую
ПК 1.1.
среду
ПК 2.1
28.
Практическая работа №2 Причины образования вредных веществ в
ПК 2.3
отработавших газах
ПК 3.1
Самостоятельная работа обучающихся
4

Подготовка сообщений: «Экологические требования к уровню шума и вибрации при
организации строительства автомобильных дорог в условиях города»; «Газомоторное
топливо как альтернатива бензиновому топливу для ДВС»
Раздел 3. Обеспечение экологической безопасности автомобиля
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Обеспечение
29.
Снижение потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды
экологической
автомобильным транспортом
безопасности
30.
Повышение экологической безопасности автомобиля при проектировании
автомобиля
31.
Поддержание экологической безопасности автомобиля при техническом
обслуживании
32.
Принцип работы нейтрализаторов отработавших газов для двигателей
внутреннего сгорания
Практические занятия
33.
Практическая работа №3 Использование более экологически чистых видов
топлива
34.
Практическая работа №4 Техническое обслуживание автомобиля

4

ОК 01-ОК 09
ПК 1.1.
ПК 2.1
ПК 2.3
ПК 3.1

2

ОК 01-ОК 09
ПК 1.1.
ПК 2.1
ПК 2.3
ПК 3.1

Самостоятельная работа обучающихся
6
Подготовка презентаций:
«Новые виды топлива и альтернативные источники энергии для автомобилей»
ОК 01-ОК 09
Тема3.2.Организация Содержание учебного материала
4
ПК 1.1.
дорожного
35.
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования.
ПК 2.1
строительства и
36.
Материалы, используемые при дорожном строительстве.
ПК 2.3
движения
37.
Рациональная организация движения транспорта
ПК 3.1
транспорта
38.
Маршруты грузового автотранспорта. Экологически чистый общественный
транспорт
39-40
Контрольная работа. Дифференцированный зачет
2
Всего
60
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
-рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- наглядные пособия;
- комплект контрольно-измерительных материалов;
- комплект учебно-методической документации
3.1.2. Технические средства обучения:
- демонстрационный (мультимедийный) комплекс
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
3.2.1. Основные источники:
1. Графкина М.В. Экология и автомобиль.- М.:Академия, 2013
Дополнительные источники:
1.Павлова Е.И. Экология транспорта Учебник для вузов. М.: Транспорт, 2000. - 248 с.
2. Рябчинский А.И., Трофименко Ю.В., Шелмаков С.В. Экологическая безопасность
автомобиля
М.: МАДИ-ТУ, 2000. - 95 с. Под ред. член-корр. РАН Луканина В. Н.
3.2.2. Нормативно-правовые акты:
1. ГОСТ 51709-2001 « Автотранспортные средства. Требования безопасности к
техническому состоянию и методы проверки».
2. Постановление Совмина-Правительства РФ «Об утверждении Основных положений по
допуску транспортных средств к эксплуатации» от 23.10.1993 г. № 1090
3. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава
автомобильного транспорта. Утверждено Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 г.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил
оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспортных средств» от 11.04.2001г. № 290
5. Б.С. Васильев и др. Автомобильный справочник. М: Третий рим,2004-706с.
3.2.3. Электронные пособия:
1. 2CD-ROM Автомобильная энциклопедия – М:ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Нью
Медиа Дженерейшн».
2. CD –ROM Автокаталог легковых автомобилей, грузовиков и мотоциклов- М: ООО
Книжное издательство «За рулем».
3. DVD Учимся ремонтировать автомобиль-Самара: «IBT.International. Арт Лог»
4. DVD-ROM Слесарь по ремонту автомобилей-М: «МГАДИ»
5. DVD-ROM Обслуживание и ремонт электрооборудования отечественных автомобилей
– М: «МГАДИ»
7.DVD-ROM Автомеханик-М: «МГАДИ»
3.2.4. Интернет ресурсы:
1. http://www.lovemybooks.info/ avtomobilya.html. Учебные пособия по устройству
обслуживанию и ремонту автомобилей
2. http://www.nashyavto.ru. Техническое обслуживание автомобилей. Автосервис.

3. http://www.niva-faq.msk.ru. Устройство автомобилей.
4. http://www.vaz-autos.ru. Ремонт автомобилей.
5. http://avto-barmashova.ru/organizazia_STO.ru. Фирменный автосервис.
6. http://auto.mail.ru. Технические характеристики автомобилей.
7. http://www.bibliotekar.ru/slesar/21.htm.ru. Слесарное дело и технические измерения.
8. http://www.avto1001.info.ru. Устройство, обслуживание и ремонт автомобилей.
9. http://www.zr.ru. Ежемесячный журнал «За рулем»

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Код и наименование формируемых
Раздел /
Тип оценочных
компетенций
Тема
мероприятий
ОК01. Выбирать способы решения
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам

задач

ОК02. Использовать современные средства
поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для
выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК03. Планировать и реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК04. Эффективно взаимодействовать и работать
в коллективе и команде
ОК05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей,
в
том
числе
с учетом
гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения
ОК07. Содействовать сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережного производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях
ОК08. Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической
подготовленности

Введение
Р 1 Темы
1.1. - 1.4
Р 2 Темы
2.1.
Р 3 Темы
3.1. - 3.2

Практический контроль
в форме оценки
выполнения
практических заданий.
Текущий контроль в
форме оценки устных
ответов, тестирования
Текущий контроль в
форме беседы
Контроль и оценка
самостоятельных работ
подготовка докладов,
сообщений,
презентаций
с
использованием
электронных
источников
информации;
участие в учебно –
исследовательской
деятельности,
конкурсах, олимпиадах
Промежуточный
контроль в форме
дифференцированного
зачета

ОК09.
Пользоваться
профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках
ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению
перевозочного
процесса
с
применением
современных
информационных
технологий
управления перевозками
ПК 2.1 Организовать работу персонала по
планированию и организации перевозочного
процесса
ПК 2.3 Организовать работу персонала по
технологическому обслуживанию перевозочного
процесса
ПК 3.1 Организовать работу персонала по
обработке
перевозочных
документов
и
осуществлению
расчетов
за
услуги,
предоставляемые транспортными организациями


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».