ОГСЭ 01 Основы философии

Приложение 6.15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

ОГСЭ 01Основы философии

Специальность/профессия

23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)

Квалификация

«Техник»

Нормативный
срок обучения

3 год 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины «_ОГСЭ 01_Основы философии_»
(наименование учебной дисциплины) разработана на основе федерального
государственного образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования (ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России
№ 376 от 22 апреля 2014 г., зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая
2014 г.) (ред. от 01.09.2022).
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Составитель:
Толмачева И.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Рецензент:
Внутренний:

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

13

ОСВОЕНИЯ

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: 23.02.01
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих:
Учебная дисциплина «ОГСЭ 01 Основы философии» входит в состав общего
гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь знать:
Код и наименование ОК
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные средства
поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения
задач профессиональной деятельности
ОК03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания
по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде
ОК05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую
позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения
ОК07. Содействовать сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению, применять знания об
изменении климата, принципы бережного
производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК08. Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
ОК09. Пользоваться профессиональной

Умения
ориентироваться
в наиболее
общих
философских
проблемах
бытия,
познания,
ценностей,
свободы и
смысла жизни
как основах
формирования
культуры
гражданина и
будущего
специалиста;

Знания
основные
категории и
понятия
философии;
роль философии в
жизни человека и
общества;
основы
философского
учения о бытии;
сущность
процесса
познания;
основы научной,
философской и
религиозной
картин мира;
об условиях
формирования
личности,
свободе и
ответственности
за сохранение
жизни, культуры,
окружающей
среды;
о социальных и
этических
проблемах,
связанных
с развитием и
использованием
достижений
науки, техники и
технологий

документацией на государственном и
иностранном языках.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 48часа;
Самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных
занятий) (всего)
в том числе:

48

Внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося
24
Аттестация предусмотрена в форме
дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 01 Основы философии
Наименование
разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,
внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая
работа (проект) (если предусмотрены)

Объ
ем
часо
в
3
14

Код и
наименован
ие ОК

Содержание
1.Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной
жизни.
2.Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях
мироустройства.
3.Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание.
Проблема и тайна.
Самостоятельная работа Подготовить реферат на тему «Философия и
религия как мировоззрение человека на сотворение мира»
Подготовить реферат на тему «Искусство как отображение духовной жизни
человека»

2
2

ОК 01-ОК 09

Содержание

2
2

ОК 01-ОК 09

2
2

ОК 01-ОК 09

2

ОК 01-ОК 09

1
2
Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до настоящего времени .
Тема 1.1
Философия, ее смысл,
функции и роль в обществе.

Тема 1.2
Философия античного мира.

4.Античная философия (от мифа к Логосу)
5. Философия Сократа и Платона.
6.Система Аристотеля.

Тема 1.3
Философия Средних веков.

Самостоятельная работа Подготовить конспект Взгляды философов
античного мира
Содержание
7.Философия и религия.
8. Патристика (Августин Блаженный).
9. Схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов.

4

Самостоятельная работаВ конспекте составит таблицу сравнитьфилософские
взгляды А.Блаженного и Ф.Аквинского.
Тема 1.4

Содержание

Философия Нового времени.

Тема 1.5
Философия новейшего
времени.

Тема 1.6
Русская философия ХIХ –
ХХ вв.

Тема 1.7
Современная философия.
Раздел 2

2

14.Постклассическая философия второй половины ХIХ – начала ХХ века
15.Философия А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.
16.Философия С.Кьеркегор, А.Бергсон
Самостоятельная работа Подготовить рефераты «Представители философии
новейшего времени»
Содержание
17.Основные этапы становления русской философии.
18.Черты русской философии.
19.Представители русской философии их основные взгляды.

2

Самостоятельная работа Подготовить рефераты «Философия В.С.Соловьева,
К.Н.Леонтьева, В.В Розанова» Самостоятельная работа № 9 Реферат на тему
«Жизнь и творчество Н.А.Бердяева».
Содержание
20.Неопозитивизм и аналитическая философия. Экзистенциализм.
21. Философия религии, философская герменевтика.
22.Структурализм и постструктурализм.

Онтология.

Тема 2.1
Философское понимание
мира: бытие, материя как
исходные категории.

Тема 2.2

10.Спор сенсуалистов (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, ДЖ.Локк) и рационалистов (Р.Декарт,
Б.Спиноза, В.Г.Лейбниц).
11.Субъективный идеализм (Дж.Беркли) и агностицизм (Д.Юм) Нового
времени.
12.Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.В.Гегель).
13.Немецкий материализм и диалектика (Л.Фейербах и К.Маркс).
Самостоятельная работа Подготовить реферат на тему «Основные идеи
представителей средневековой философии».Составить таблицу сравнения
взглядов И.Канта и Г.В.Гегеля на государство и общество.
Содержание

2

ОК 01-ОК 09

2
2

ОК 01-ОК 09

2
2

ОК 01-ОК 09

12
Содержание
23.Философский смысл проблемы бытия.
24.Основные формы бытия. Реальное и виртуальное бытие.
25.Проблема субстанции в философии.
26.Материя Структурные уровни материи. Классификация видов материи.
Самостоятельная работа
Содержание

2
2

ОК 01-ОК 09

2

ОК 01-ОК 09

Формы существования
материи.

27.Движение как способ существования материи.
28.Основные формы движения материи.
29.Пространство и время как формы существования материи.
Самостоятельная работа
Найти примеры проявления пространства и времени
Содержание
30.Основные понятия диалектики и метафизики
31.Понятие законы. Закон единства и борьбы противоположностей.
32.Стадии развития противоположностей
Самостоятельная работа Описать примеры действия закона единства и
борьбы противоположностей

2

2
2

ОК 01-ОК 09

Тема 2.4
Диалектика. Закон перехода
количественных изменений
в качественные.

Содержание

2

ОК 01-ОК 09

33.Понятие количества и качества.
34.Мера. Скачок. Узел.
35.Значение закона перехода количественных изменений в качественные
Самостоятельная работаОписать примеры действия закона перехода
количественных изменений в качественные.

2

Тема 2.5
Диалектика. Закон
отрицания отрицаний.

Содержание
36.Понятие отрицания.
37. Закон отрицания отрицаний
38.Значение закона отрицания отрицаний

2
2

ОК 01-ОК 09

2
2

ОК 01-ОК 09

Тема 2.3
Диалектика. Закон единства
и борьбы
противоположностей.

Самостоятельная работаПоказать примеры развития материи или бытия по
спирали как действие закона отрицание отрицания.
Тема 2.6
Парные категории
диалектики.

Содержание
39.Основные категории диалектики
40. единичное и общее; причина и следствие; сущность и явление; форма и
содержание; возможность и действительность.
41.Детерминизм и закономерность явлений.
Самостоятельная работа
Подобрать примеры на парные категории диалектики.

Раздел 3 Человек- сознание
- познание

10
Содержание

2

ОК 01-ОК 09

Тема 3.1
Человек как главная
философская проблема.

42.Философия о происхождении и сущности человека.
43.Человек как дух и тело.
44.Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к
культуре и к природе.

2

Тема 3.2
Фундаментальные
характеристики человека.

Содержание
45.Несводимость, неразрывность, неповторимость, незаменимость,
непредопределённость.
46.Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье,
любовь, труд, игра, вера.
Самостоятельная работа Сочинение –размышление «В чем смысл моей
жизни» Реферат на тему «Творчество как отображение взглядов художника»

3
2

ОК 01-ОК 09

Тема 3.3.
Проблема сознания.

Содержание
47.Философия о происхождении и сущности сознания.
48.Идеальное и материальное.
49.Сознание, мышление, язык: их соотношение, сходство и различия.
50.Сознание и бессознательное.
Самостоятельная работа «Основные идеи психоанализа З.Фрейда»,
«Современная цивилизация и психическое здоровье личности».

2
2

ОК 01-ОК 09

Содержание
51.Как человек познает окружающий мир?
52.Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.
53.Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании.

2
2

ОК 01-ОК 09

Содержание
54.Что такое знание? Здравый смысл, наивный реализм и научное знание.
55.Методы и формы научного познания.
56.Проблемы истины в философии.
57. Критерии истины.
Самостоятельная работа
Подготовить реферат на тему «Абсолютная и относительная истина»

2
2

ОК 01-ОК 09

Тема 3. 4
Учение о познании.
Тема 3.5
Знание. Проблемы
истины.

Раздел 4 Духовная жизнь человека
Тема 4.1
Содержание

6
2

ОК 01-ОК 09

Философия и научная
картина мира.

58.Объективный мир и его картина.
59.Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время,
движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация.
60.Научная картина Вселенной и философские представления о месте человека
в космосе.
Самостоятельная работа Сочинение-размышление «Верите ли Вы в
гороскопы?» Сочинение-размышление «Одни ли Мы во Вселенной»

Тема 4.2
Философия и религия.

Содержание
61.Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.
62Религия о смысле человеческого существования.
63.Кризис религиозного мировоззрения
Самостоятельная работаВ конспекте записать взгляды основных религий
мира на место человека в мире. Сочинение-размышление на тему «Я верю (не
верю) в Бога»
Тема 4.3
Содержание
Философия и искусство.
64.Философия как феномен, организующий жизнь
65. Талант и гений, соотношения гения и гениальности.
66.Кризис современного искусства.
67. Философия и научная картина мира, философия и религия, философия и
искусство»
Раздел 5 Социальная философия
Тема 5.1
Философия и история.

Тема 5.2
Философия и культура.

Содержание
68.Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система.
69.Философские концепции исторического развития (Гегель, К.Маркс),
концепции многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического
развития (О.Шопенгауэр, А.Тойнби, П.Сорокин)
70.Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о
судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца
истории».
Самостоятельная работа Сочинение- эссе на тему «Каким я вижу будущее
России»
Содержание

2

2
2

ОК 01-ОК 09

2
2

ОК 01-ОК 09

6
2
2

ОК 01-ОК 09

2

ОК 01-ОК 09

71.Теории происхождения культуры
72. Культура и цивилизация.
73.Кризис культуры и пути его преодоления

Тема 5.3
Философия и глобальные
проблемы современности.

Самостоятельная работа Подготовить презентацию «Философия и культура»
Содержание
1.Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение,
терроризм, нищета развивающихся стран.
3.Попытки глобального регулирования социальных и экономических основ
жизни человечества.
4.Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества

2

2

ОК 01-ОК 09

2

ОК 01-ОК 09

Дифференцированный зачет
72
Всего
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета социальноэкономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
-видеотека по курсу;
- учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины.
Технические средства обучения:
- компьютер, мультимедиа комплекс, интерактивная доска.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.2.1. Основные источники:
1.Горелов A.A. Основы философии: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / А.А.
Горелов. — 9-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с. ISBN 9785-7695-7358-3
2. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных
учебных заведений. – М.: ТОН, 2014.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Лавриненко В.Н., Кафтан В.В., Чернышова Л.И. ; под ред. В. Н. Лавриненко /
Учебники и учеб. пособ.д/ средн. спец. образования,
Основы философии : учебник и практикум для СПО. 7-е изд., перераб. и доп.,
ISBN: 978-5-9916-4683-3, Серия: Профессиональное образование, Издательство: Юрайт,
2015.- 510 с.
2 Гуревич П.П.: Основы философии (для СПО). Учебное пособие. Серия: Среднее
профессиональное образование. Изд: Кнорус,ISBN: 978-5-406-04322-6,2015.-480 с.
3.2.3. Интернет – ресурсы:
1. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.gks.ru
2. Основы философии [Электронный ресурс] : учебник / Хрусталев Ю.М. - М. : ГЭОТАРМедиа, 2012. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970421956.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения занятий.
Код и наименование формируемых
компетенций

Раздел / Тема

Тип оценочных
мероприятий

ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде
ОК05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей,
в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережного производства,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях

Р 1 Темы 1.1. - 1.7
Р 2 Темы 2.1. - 2.6
Р 3 Темы 3.1. - 3.5
Р 4 Темы 4.1. - 4.3
Р 5 Темы 5.1. - 5.3

Ролевые игры,
Устный опрос,
Письменный опрос,
Наблюдение за
участием в диалоге,
Выполнение тестовых
заданий,
Выполнение заданий
дифференцированного
зачета

ОК08. Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной
деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
ОК09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».