ОГСЭ 02 История

Приложение 6.16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

ОГСЭ 02 История

Специальность/профессия

23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)

Квалификация

«Техник»

Нормативный
срок обучения

3 год 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины «__ОГСЭ 02 История _» (наименование учебной
дисциплины) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация
перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России
№ 376 от 22 апреля 2014 г., зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от
01.09.2022).
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Составитель: Бурова Елена Васильевна, преподаватель высшей категории ГАПОУ СО
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

Рецензент:
Внутренний:

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г
.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

18

ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 02 ИСТОРИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
1.2.Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы
Дисциплина «ОГСЭ 02 История» входит в состав общего гуманитарного и
социально-экономического цикла.
1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В ходе освоения цикла гуманитарных и социально – экономических дисциплин программы
подготовки квалифицированных специалистов среднего звена формируются цели:
- дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании
современного мира;
- раскрыть основные направления развития основных регионов мира на рубеже XX
– XXI вв.;
- рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом
сообществе;
- показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;
- дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития
глобальной системы международных отношений;
- научить использовать опыт, накопленный человечеством.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь и знать:
Код и наименование ОК
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности
ОК03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде

Умения
ориентироваться
в современной
экономической,
политической и
культурной
ситуации в
России и
мире;
выявлять
взаимосвязь
российских,
региональных,
мировых
социальноэкономических,
политических и
культурных
проблем

Знания
основные направления
развития ключевых
регионов мира на рубеже
веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины
локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX начале XXI вв.;
основные процессы
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные и иные)
политического и
экономического
развития

4

ОК05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том
числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережного производства,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК08. Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной
деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
ОК09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.

ведущих государств и
регионов мира;
назначение ООН, НАТО,
ЕС и других
организаций и основные
направления их
деятельности;
о роли науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении
национальных и
государственных
традиций;
содержание и
назначение важнейших
правовых и
законодательных актов
мирового и
регионального
значенияоб условиях
формирования личности,
свободе и
ответственности за
сохранение жизни,
культуры,
окружающей среды;
о социальных и
этических проблемах,
связанных
с развитием и
использованием
достижений
науки, техники и
технологий

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов;
самостоятельная работа обучающегося 24 часа.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Объём часов
72
48

в том числе:
лабораторные и практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22
24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем

Раздел 1. Послевоенное
мирное урегулирование.
Начало «холодной
войны
Тема 1.1. Послевоенное
мирное урегулирование
в Европе

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

1

2

3

4

Содержание учебного материала
Послевоенное мирное урегулирование в Европе. Интересы СССР, США,
Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной
политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности. Создание ООН.
Принятие «Всеобщей декларации прав человека».
Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина
«сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны». Образование Организации
Североатлантического договора (НАТО), Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ),
Организации Варшавского договора (ОВД).
Практическое занятие обучающихся:
Причины «холодной войны». Рассмотрение фото и киноматериалов, раскрывающих
аспекты послевоенного мирного урегулирования в Европе.
Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины начала
«холодной войны».
Создание ООН, НАТО. Политическая обстановка в мире в период «холодной
войны»
Анализ программных документов ООН, НАТО.
Изучение политических взглядов исторических деятелей ведущих стран мира после
Второй мировой войны.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка и защита презентации (по выбору): «Всеобщая декларация прав человека
(общая характеристика)», «Военно-политические и экономические объединения в годы

Об
ъе
м
ча
со
в

1

Код и
наимено
вание
ОК

ОК 01-ОК
09

1

1

1

4
7

Тема 1.2. Первые
конфликты и кризисы
«холодной войны»

5

6

Тема 1.3. Страны
«третьего мира»: крах
колониализма и борьба
против отсталости

7

8

9

«холодной войны». Организация Североатлантического договора (НАТО). История
создания и задачи».
Содержание учебного материала
Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Берлинский кризис. Раскол
Германии. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны». Высадка войск
ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи. Начало арабо-израильского противостояния.
Индокитайский конфликт.
Практическое занятие обучающихся:
Анализ исторических карт и документов, раскрывающих причины и характер первых
конфликтов и кризисов «холодной войны». Рассмотрение фото и киноматериалов,
раскрывающих основные события первых конфликтов и кризисов «холодной войны»
Изучение биографий и политических взглядов исторических деятелей – участников
первых конфликтов и кризисов «холодной войны».
Самостоятельная работа обучающихся:
«Первые конфликты и кризисы «холодной войны. Причины, страны-участницы,
итоги». Составление таблицы для систематизации учебного материала .
Содержание учебного материала
Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости. Рост
антиколониального движения. Образование новых независимых государств вследствие
крушения колониальных империй. Влияние «холодной войны» на освободительные
движения. Деколонизация в Африке. Трудности преодоления отсталости
Выбор путей модернизации и культурно-цивилизационные блоки. Страныэкспортѐры нефти. «Новые индустриальные страны». Социальные и экономические
проблемы современных африканских государств. АСЕАН – сотрудничество «новых
индустриальных стран»: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней,
Вьетнам. Экономические отношения России со странами ЮгоВосточной Азии. ШОС.
ЕврАзЭС. Состояние и перспективы.
Практическое занятие обучающихся:
Анализ исторических карт с точки зрения территориальных изменений в мире, ставшие
результатом крушения колониализма. Анализ программных документов международных
организаций: АСЕАН, ШОС, ЕврАзЭС.
Содержание учебного материала

1

ОК 01-ОК
09

1

2

1

ОК 01-ОК
09

1

1

8

Тема 1.4. Диктаторские
режимы на
мусульманском Востоке,
их агрессивность.
Рождение новой
разновидности
тоталитаризма исламистского.

10

11

12
13

Раздел 2. Основные
социальноэкономические и
политические тенденции
развития стран во
второй половине XX
века
Тема 2.1. Крупнейшие
страны мира. США
14

15

Модели трансформации исламских обществ. Модель проевропейской модернизации в
Турции. Иранская революция конца 1970-х г.г. и еѐ последствия. Религиозный
фундаментализм в современном Иране. Татарский ислам.
Глобализация и исламский мир. «Цветные революции» на Ближнем Востоке и в
Северной Африке. Роль Запада. Положительный опыт межкультурной интеграции в
России.
Практическое занятие обучающихся:
Особенности трансформации исламских обществ. Изучение наглядного и текстового
материала, отражающего особенности трансформации исламских обществ.
Формирование моделей исламских обществ на примере Турции и Ирана.
Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование моделей исламских
обществ на примере Турции и Ирана.

Содержание учебного материала
Экономические, геополитические итоги Второй мировой войны для США.
Превращение США в финансово-экономического и военнополитического лидера
западного мира. Реконверсия и выбор послевоенного курса государственной политики.
США в период 1960- 2016 г. Реформизм 1960-х г.г. Политика президентов Джона
Кеннеди, Линдона Джонсона. Америка 1980-х г.г. Правительство Р.Рейгана.
«Рейганомика». Продолжение курса президентом Дж. Бушем (старшим). Президент
Б.Клинтон и реализация его программы. Основные направления социальноэкономической политики в период президентства Дж. Буша (младшего). Социальноэкономическое и политическое развитие страны в период президентства Барака Обамы.
США на современном этапе развития. Выборы Дональда Трампа, основные
направления его политики.
Практическое занятие обучающихся:

1

1

1
1

1

ОК 01-ОК
09

1

9

16

17

Тема 2.2. Крупнейшие
страны мира. Германия

18

19

20

21

США –политика двойных стандартов. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ
документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики
США во второй половине XX – начале XXI века.
11 сентября 2001 года террористический акт в Нью- Йорке, США. Рассмотрение
фото и кино материалов, анализ документов
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка и защита информационного проекта по теме: «Современный уровень
российско-американских отношений. Проблемы и достижения».
Содержание учебного материала
Крупнейшие страны мира. Германия .Провозглашение Федеративной Республики
Германии и образование ГДР. ФРГ. «план Маршалла». Успешное восстановление
экономики к 1950 г. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии
в период «холодной войны». Объединение Германии. Проблемы последующего развития.
Российско-германские отношения на современном этапе. Федеративная Республика
Германия на современном этапе развития.
Практическое занятие обучающихся:
Социальная и национальная политика ФРГ во второй половине XX – начале XXI
века. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам
идеологии, социальной и национальной политики ФРГ во второй половине XX – начале
XXI века.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка реферата «Объединение Германии и проблемы последующего развития.
Постиндустриальное немецкое общество».
Содержание учебного материала
Страны Восточной Европы после Второй мировой войны. Образование
социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.
«Бархатные революции» в странах Восточной Европы. Распад «восточного блока» и
преодоление биполярности мира
Последствия краха тоталитарного социализма. Социально- экономическое развитие,
рыночные реформы. Интеграция в «объединѐнную Европу». Современный уровень
взаимоотношений России и стран Восточной Европы. Страны Восточной Европы на
современном этапе развития.
Практическое занятие обучающихся:

1

1

6

1

ОК 01-ОК
09

1

4

1

ОК 01-ОК
09

1

10

22

Тема 2.4. Социальноэкономическое и
политическое развитие
государств Восточной и
Южной Азии во второй
половине XX века.
Япония

23

24

Тема 2.5. Социальноэкономическое и
политическое развитие
государств Восточной и
Южной Азии во второй
половине XX века.
Китай

25

Деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в
Восточной Европе. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и
текстового) материала, фото и кинодокументов, раскрывающих деятельность
политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе
Анализ программных документов ОВД, СЭВ.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка и защита презентации (по выбору) «Военно-политические и экономические
объединения в годы «холодной войны». Организация Варшавского договора (ОВД),
«Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Нарастание экономических и социальных
проблем», «События в Венгрии, Чехословакии. Роль СССР в подавлении социальнополитического движения в странах Восточной Европы».
Содержание учебного материала
Экономическое и политическое положение Японии после Второй мировой войны.
Политический и экономический уроки Японии из Второй мировой войны. Война в Корее
и ее влияние на экономическое развитие Японии. «Японское экономическое чудо».
Причины и особенности. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире.
Глобализация японской внешней политики. Современный уровень российско-японских
отношений. Япония на современном этапе развития.
Практическое занятие обучающихся:
«Японское экономическое чудо». Рассмотрение и анализ документального
(наглядного и текстового) материала, фото и кинодокументов, раскрывающих
деятельность правительства Японии, направленную на достижение «экономического
чуда».
Работа с исторической картой и документами, раскрывающими причины
территориальных претензий Японии к России.
Содержание учебного материала
Китай во второй половине XX века. Положение Китая после второй мировой войны:
раскол страны на коммунистический Север и гоминдановский Юг. Гражданская война.
Образование Китайской народной республики. Китай в 19501960-е г.г Аграрная
реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация.
Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство».
Китай в 1970-1990-е г.г. Прагматики у власти. Китай на современном этапе развития.
Мероприятия современного китайского руководства по превращению страны из

1

4

1

ОК 01-ОК
09

1

1

ОК 01-ОК
09

11

26
Тема 2.6. Социальноэкономическое
политическое развитие
государств Восточной и
Южной Азии во второй
половине XX века.
Индия

27

28
Тема 2.7.
Международные
отношения во второй
половине XX века. От
двухполюсной системы
к новой политической
модели

29

30

Тема 2.8. СССР в годы
«перестройки».
Советская концепция
«нового политического
мышления»

31

региональной в глобальную державу. Современный уровень российско-китайских
отношений.
Практическое занятие обучающихся:
Сравнительный анализ экономического развития Китая и ведущих стран мира на
современном этапе. Работа с таблицами
Содержание учебного материала
Образование трѐх государств на территории бывшей британской колонии – Индии:
Индии, Пакистана, Бангладеш. Принятие Конституции Индии в 1950г. «Курс Неру»:
социально- экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг. Специфические
проблемы Индии: национально - религиозная рознь, кастовый строй. Экономические
реформы в Индии 1990-х г.г. Своеобразие процесса модернизации. Современный уровень
российско-индийских отношений. Индия на современном этапе развития.
Практическое занятие обучающихся:
Сравнительный анализ экономического развития Индии и ведущих стран мира на
современном этапе Работа с таблицами.
Содержание учебного материала
Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в
отношениях сверхдержав. Визит Н.Хрущева в США (1959 г.). Берлинский кризис
(1960г). Карибский кризис (1962г). Противостояние военных блоков. Потепление
советско-американских отношений в начале 1970х гг. Подписание Заключительного акта
в Хельсинки. Ввод советских войск в Афганистан. Расширение границ НАТО на Востоке.
Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов
Практическое занятие:
Цикличность международных отношений в годы холодной войны. Рассмотрение
фото и киноматериалов, отражающих цикличность международных отношений в годы
холодной войны. Расширение границ НАТО на Востоке. Роль ООН в урегулировании
региональных конфликтов
Содержание учебного материала
Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое
положение государств Восточной Европы. Провал экономических реформ
«перестроечного образца». Кризис коммунистических режимов и распад
«социалистического лагеря», причины. Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной
войны».
Практическое занятие:

1

1

ОК 01-ОК
09

1

1

ОК 01-ОК
09

1

1

ОК 01-ОК
09

12

32

Тема 2.9. Политическое
развитие России в 1990-е 33
годы

34
Тема 2.10.
Экономическое развитие 35
России в 1990-е годы

36

Тема 2.11.
Геополитическое
положение и внешняя
политика России в 1990е годы

37

38

Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря»,
рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам
идеологии, социальной и национальной политики СССР в 1985 – 1991 г.г. Анализ
исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности
внешней политики СССР в 1985 – 1991 г.г.
Содержание учебного материала
Августовский 1991 года переворот. Распад СССР и образование СНГ. Федеративные
отношения. Чеченская проблема. Противоборство президента Б.Н. Ельцина и Верховного
Совета, принятие новой Конституции. Выборы в Государственную Думу 1995 г. и
президентские выборы 1996 г.
Практическое занятие:
Чеченская проблема. Анализ причин возникновения. Политика государства.
Содержание учебного материала
Этапы преобразований в экономике в 1990-е г.г. «Шоковая терапия». Корректировка
курса реформ. Финансовый кризис 1998 г. Причины, последствия. Постепенный выход из
финансового кризиса. Устойчивый рост российской экономики в начале XXI века.
Практическое занятие:
Экономическая политика Российской Федерации в 1990-е г.г. Рассмотрение фото и
киноматериалов, анализ документов по различным аспектам экономической политики
Российской Федерации в 1990-е г.г. Сравнительный анализ экономического развития
России и ведущих стран мира в 1990-е г.г.
Содержание учебного материала
Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия и СНГ. Результаты
внешней политики в 1990-е годы.
Практическое занятие:
Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в
этих проектах. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в
отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и
политический аспекты.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка и защита реферата «Новая расстановка политических сил на международной
арене. Отход руководства России от соглашательской политики в отношении США»

1

1

ОК 01-ОК
09

1
1

ОК 01-ОК
09

1

1

ОК 01-ОК
09

1

2

Раздел 3. Новая эпоха в
развитии науки,
13

культуры. Духовное
развитие во второй
половине ХХ - начало
XXI вв.
Тема 3.1. Научно
техническая революция
и культура

39

40

Тема 3.2. Духовная
жизнь в советском и
российском обществах
во второй половине XX
века

41

42
Раздел 4. Мир в начале
XXI века. Глобальные
проблемы человечества
Тема 4.1. Глобализация
и глобальные вызовы
человеческой
цивилизации, мировая
политика

43

Содержание учебного материала
НТР и социальные сдвиги в России и западном обществе. Развитие образования в
России и западном обществе. Кризис традиционных и национальных культур и жанров.
Постмодернизм в философии и массовой культуре.
Практическое занятие:
Влияние НТР на российское и западное общество. Осмысление сути важнейших
научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их
инновационного характера и возможности применения в экономике. Изучение основных
образовательных проектов в России с 1992 г с целью выявления их результатов.
Содержание учебного материала
Духовная жизнь в советском и российском обществах во второй половине XX века.
Послесталинская «оттепель» в духовной жизни. Политика «управляемой
десталинизации» в культуре и искусстве. Духовная и культурная жизнь в эпоху
«развитого социализма» Черты духовной жизни периода гласности и демократизации в
СССР и России. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций
Практическое занятие:
Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях
«массовой культуры» глобального мира. «Круглый стол» по проблеме.

Содержание учебного материала
Понятие глобализации. Современные символы глобализации. Многоаспектность
процессов глобализации: экономика, политика, культура. Проблемы и противоречия
глобализации. Плюсы и минусы глобализации. Процесс глобализации - объективная
основа для объединения государств в союзы. Основные направления деятельности
международных организаций: ООН, ЕС, АСЕАН, СНГ, АТЭС, ОПЕК, НАТО, ШОС.
Глобальные проблемы современности и пути их решения

1

ОК 01-ОК
09

1

1

ОК 01-ОК
09

1

1

ОК 01-ОК
09

14

44
Тема 4.2.
Международные
отношения в области
национальной,
региональной и
глобальной
безопасности

Тема 4.3. Российская
Федерация в начале XXI
века. Проблемы
социально экономического и
культурного развития
Тема 4.4. Российская
Федерация на
современном этапе
развития

45

46

47

48

Практическое занятие:
«Круглый стол» по проблеме: глобальные проблемы современности.
Содержание учебного материала
Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные
виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической
безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной
безопасности.
Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы
международной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности
государств.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка информационного проекта «Проблемы разработки нормативно-правовой
базы борьбы с международным терроризмом», «Проблемы борьбы с международным
терроризмом во внешней и внутренней политике РФ» (по выбору).
Содержание учебного материала
Российская Федерация в начале XXI века. Президент России В.В.Путин. Укрепление
российской государственности. Обеспечение гражданского согласия. Новые
государственные символы. Экономические и реформы. Плюсы и минусы. Экономика и
социальная сфера страны в начале XXI века. Усиление борьбы с терроризмом.
«Чеченская проблема». Основные направления внешней политики страны.
Содержание учебного материала
Российская Федерация на современном этапе развития. 2008 – 2012 г.г. Президент
России Д.А.Медведев. Укрепление российской государственности. Обеспечение
гражданского согласия. Экономика и социальная сфера страны. Новая
внешнеполитическая концепция и еѐ осуществление. Президент России В.В.Путин.
Основные направления развития страны на современном этапе.
Всего:

1
1

ОК 01-ОК
09

1

2

1

ОК 01-ОК
09

1

ОК 01-ОК
09

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 ознакомительный (узнавание ранее
изученных объектов, свойств); 2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3.
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

15

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной программы дисциплины требует наличие учебного кабинета
История.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
– плакаты, учебные карты по истории,
Технические средства обучения:
- компьютер; мультимедийный проектор; экран, принтер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий; Интернет – ресурсов, дополнительной
литературы
3.2.1. Основные источники:
1.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учебное пособие
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2022.
2.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно-методический
комплекс. – М., 2019
3.
Россия в мировой истории: Учебник / под ред. В.С. Порохни. Смоленск, 2013.
4.
Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник / под ред. Алексашкиной Л. Н. - М.:
Просвеще-ние, 2018.
5.
Современные международные отношения. Учебник/ под ред. А.В. Торкунова. - М.:
РО ПЭН. 2019.
6.
Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб. Пособие. - М., 2019.
7.
Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. - М:
Гардарики.
2019
8.
Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца 18 века, учебник для
СПО 6-ое издание, М: ЮРАЙТ, 2019,-248 с
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Абалкин Л.И. Спасти Россию/ РАН. Институт экономики. - М., 2020.
2.Арон Р. История двадцатого века: Антология. - М., 2020.
3. Афанасьев СЛ. Будущее общество. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020.
4. Ващекин Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие.- М., 2014
5. Внешняя политика Российской Федерации 1992- 1999. - М.: РОССПЭН. 2020
6. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.- М.,
2019.
7. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия,
перспективы. - М.: 2018.
8. История России в новейшее время, 1945-2001: Учебник/ под ред. А.Б.Безбородова.
Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2020.
9. Кривогуз И.М. Мир в XX веке: Масштабы и направления перемен // Преподавание истории
в школе. - 2018. - №1. - С. 18-26.
10.Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки:
Практическое пособие. В 3-х тт. – М.: 2018. - Т. 2-3.

16

11. Пивоев В. М. Мировая культура второй половины XX века //Преподавание истории в
школе. - 2019. - №2. - С. 15-23.
12.Политическая история стран Восточной Европы после 1945 г. в зарубежных
исследованиях. - М., 2020.
13.Российская внешняя политика на рубеже веков: преемственность, изменения,
перспективы: Сб. статей /РАН. Институт мировой экономики и международных отношений. - М.,
2020.
14.Россия и США после «холодной войны».- М., 2021.
15.Россия на рубеже XXI века: Оглядываясь на век минувший/ РАН. Институт российской
истории; редколлегия Ю.А.Поляков (отв. ред.), А.Н.Сахаров (отв. ред.) и др.- М., 2021.
16.Согрин В.В. История США. Учеб. пособие. СПб., 2018.
17. Концепция национальной безопасности Российской Федерации- М., 2019
18. Павлютенкова М. Новые информатизационные технологии в современном политическом
процессе//Власть-2018-№ 8.
19. Поздняков Э.А. Политика и нравственность.- М.: Издательская группа "Прогресс""Культура", 2021.
3.2.3. Интернет-ресурсы
1 http:// www. history.ru/ histr. htm –
2 http:// www. woridhist. ru
3 www.hist.msu.ru/
4 4.http://www.zavuch.info/
5 5.http://www.zavuch.info/
6.http: //school-collection. edu .ru
3.2.4. Электронные учебники
Образовательный комплекс «1С: Школа. История Росси. Часть 4».
Образовательный комплекс «1С: Школа. Новейшая история зарубежных стран».

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения занятий, обязательного тестирования, заслушивания
сообщений, докладов, итогового тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий.
Код и наименование формируемых
Раздел / Тема
Тип оценочных
компетенций
мероприятий
ОК 01. Выбирать способы решения задач
Р 1 Темы 1.1. - 1.4 - индивидуальный
профессиональной деятельности
Р 2 Темы 2.1. - 2.11 опрос;
применительно к различным контекстам
Р 3 Темы 3.1. - 3.2 - фронтальный опрос;
- тестовый контроль;
Р 4 Темы 4.1. - 4.4
ОК 02. Использовать современные
- экспертная оценка
средства поиска, анализа и интерпретации
выполнения
информации, и информационные
практического
технологии для выполнения задач
задания;
- контрольная работа;
профессиональной деятельности
- экспертная оценка
ОК03. Планировать и реализовывать
домашней
собственное профессиональное и
письменной работы;
личностное развитие,
-экспертная оценка
предпринимательскую деятельность в
подбора исторических
профессиональной сфере, использовать
источников
итоговый контроль в
знания по финансовой грамотности в
форме
различных жизненных ситуациях
дифференцированного
ОК04. Эффективно взаимодействовать и
зачета
по
работать в коллективе и команде
завершению курса
ОК05. Осуществлять устную и
дисциплины
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей,
в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережного производства,

18

эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК08. Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной
деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
ОК09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».