Приложение 6.16 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОГСЭ 02 История Специальность/профессия 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Квалификация «Техник» Нормативный срок обучения 3 год 10 месяцев Форма обучения очная Саратов 20__ г. Рабочая программа учебной дисциплины «__ОГСЭ 02 История _» (наименование учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля 2014 г., зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от 01.09.2022). Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Составитель: Бурова Елена Васильевна, преподаватель высшей категории ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» Рецензент: Внутренний: ОДОБРЕНА методической комиссией техникума Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г . 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 18 ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 02 ИСТОРИЯ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте 1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Дисциплина «ОГСЭ 02 История» входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла. 1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В ходе освоения цикла гуманитарных и социально – экономических дисциплин программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена формируются цели: - дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании современного мира; - раскрыть основные направления развития основных регионов мира на рубеже XX – XXI вв.; - рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом сообществе; - показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории; - дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной системы международных отношений; - научить использовать опыт, накопленный человечеством. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь и знать: Код и наименование ОК ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Умения ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем Знания основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития 4 ОК05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережного производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значенияоб условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: Максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе: - обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов; самостоятельная работа обучающегося 24 часа. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) Объём часов 72 48 в том числе: лабораторные и практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) 22 24 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Раздел 1. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны Тема 1.1. Послевоенное мирное урегулирование в Европе Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 1 2 3 4 Содержание учебного материала Послевоенное мирное урегулирование в Европе. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности. Создание ООН. Принятие «Всеобщей декларации прав человека». Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны». Образование Организации Североатлантического договора (НАТО), Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Организации Варшавского договора (ОВД). Практическое занятие обучающихся: Причины «холодной войны». Рассмотрение фото и киноматериалов, раскрывающих аспекты послевоенного мирного урегулирования в Европе. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины начала «холодной войны». Создание ООН, НАТО. Политическая обстановка в мире в период «холодной войны» Анализ программных документов ООН, НАТО. Изучение политических взглядов исторических деятелей ведущих стран мира после Второй мировой войны. Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка и защита презентации (по выбору): «Всеобщая декларация прав человека (общая характеристика)», «Военно-политические и экономические объединения в годы Об ъе м ча со в 1 Код и наимено вание ОК ОК 01-ОК 09 1 1 1 4 7 Тема 1.2. Первые конфликты и кризисы «холодной войны» 5 6 Тема 1.3. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости 7 8 9 «холодной войны». Организация Североатлантического договора (НАТО). История создания и задачи». Содержание учебного материала Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Берлинский кризис. Раскол Германии. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны». Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи. Начало арабо-израильского противостояния. Индокитайский конфликт. Практическое занятие обучающихся: Анализ исторических карт и документов, раскрывающих причины и характер первых конфликтов и кризисов «холодной войны». Рассмотрение фото и киноматериалов, раскрывающих основные события первых конфликтов и кризисов «холодной войны» Изучение биографий и политических взглядов исторических деятелей – участников первых конфликтов и кризисов «холодной войны». Самостоятельная работа обучающихся: «Первые конфликты и кризисы «холодной войны. Причины, страны-участницы, итоги». Составление таблицы для систематизации учебного материала . Содержание учебного материала Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости. Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй. Влияние «холодной войны» на освободительные движения. Деколонизация в Африке. Трудности преодоления отсталости Выбор путей модернизации и культурно-цивилизационные блоки. Страныэкспортѐры нефти. «Новые индустриальные страны». Социальные и экономические проблемы современных африканских государств. АСЕАН – сотрудничество «новых индустриальных стран»: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам. Экономические отношения России со странами ЮгоВосточной Азии. ШОС. ЕврАзЭС. Состояние и перспективы. Практическое занятие обучающихся: Анализ исторических карт с точки зрения территориальных изменений в мире, ставшие результатом крушения колониализма. Анализ программных документов международных организаций: АСЕАН, ШОС, ЕврАзЭС. Содержание учебного материала 1 ОК 01-ОК 09 1 2 1 ОК 01-ОК 09 1 1 8 Тема 1.4. Диктаторские режимы на мусульманском Востоке, их агрессивность. Рождение новой разновидности тоталитаризма исламистского. 10 11 12 13 Раздел 2. Основные социальноэкономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века Тема 2.1. Крупнейшие страны мира. США 14 15 Модели трансформации исламских обществ. Модель проевропейской модернизации в Турции. Иранская революция конца 1970-х г.г. и еѐ последствия. Религиозный фундаментализм в современном Иране. Татарский ислам. Глобализация и исламский мир. «Цветные революции» на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Роль Запада. Положительный опыт межкультурной интеграции в России. Практическое занятие обучающихся: Особенности трансформации исламских обществ. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего особенности трансформации исламских обществ. Формирование моделей исламских обществ на примере Турции и Ирана. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование моделей исламских обществ на примере Турции и Ирана. Содержание учебного материала Экономические, геополитические итоги Второй мировой войны для США. Превращение США в финансово-экономического и военнополитического лидера западного мира. Реконверсия и выбор послевоенного курса государственной политики. США в период 1960- 2016 г. Реформизм 1960-х г.г. Политика президентов Джона Кеннеди, Линдона Джонсона. Америка 1980-х г.г. Правительство Р.Рейгана. «Рейганомика». Продолжение курса президентом Дж. Бушем (старшим). Президент Б.Клинтон и реализация его программы. Основные направления социальноэкономической политики в период президентства Дж. Буша (младшего). Социальноэкономическое и политическое развитие страны в период президентства Барака Обамы. США на современном этапе развития. Выборы Дональда Трампа, основные направления его политики. Практическое занятие обучающихся: 1 1 1 1 1 ОК 01-ОК 09 1 9 16 17 Тема 2.2. Крупнейшие страны мира. Германия 18 19 20 21 США –политика двойных стандартов. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики США во второй половине XX – начале XXI века. 11 сентября 2001 года террористический акт в Нью- Йорке, США. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и защита информационного проекта по теме: «Современный уровень российско-американских отношений. Проблемы и достижения». Содержание учебного материала Крупнейшие страны мира. Германия .Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР. ФРГ. «план Маршалла». Успешное восстановление экономики к 1950 г. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны». Объединение Германии. Проблемы последующего развития. Российско-германские отношения на современном этапе. Федеративная Республика Германия на современном этапе развития. Практическое занятие обучающихся: Социальная и национальная политика ФРГ во второй половине XX – начале XXI века. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики ФРГ во второй половине XX – начале XXI века. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата «Объединение Германии и проблемы последующего развития. Постиндустриальное немецкое общество». Содержание учебного материала Страны Восточной Европы после Второй мировой войны. Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель. «Бархатные революции» в странах Восточной Европы. Распад «восточного блока» и преодоление биполярности мира Последствия краха тоталитарного социализма. Социально- экономическое развитие, рыночные реформы. Интеграция в «объединѐнную Европу». Современный уровень взаимоотношений России и стран Восточной Европы. Страны Восточной Европы на современном этапе развития. Практическое занятие обучающихся: 1 1 6 1 ОК 01-ОК 09 1 4 1 ОК 01-ОК 09 1 10 22 Тема 2.4. Социальноэкономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Япония 23 24 Тема 2.5. Социальноэкономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Китай 25 Деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, фото и кинодокументов, раскрывающих деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе Анализ программных документов ОВД, СЭВ. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и защита презентации (по выбору) «Военно-политические и экономические объединения в годы «холодной войны». Организация Варшавского договора (ОВД), «Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Нарастание экономических и социальных проблем», «События в Венгрии, Чехословакии. Роль СССР в подавлении социальнополитического движения в странах Восточной Европы». Содержание учебного материала Экономическое и политическое положение Японии после Второй мировой войны. Политический и экономический уроки Японии из Второй мировой войны. Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии. «Японское экономическое чудо». Причины и особенности. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире. Глобализация японской внешней политики. Современный уровень российско-японских отношений. Япония на современном этапе развития. Практическое занятие обучающихся: «Японское экономическое чудо». Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, фото и кинодокументов, раскрывающих деятельность правительства Японии, направленную на достижение «экономического чуда». Работа с исторической картой и документами, раскрывающими причины территориальных претензий Японии к России. Содержание учебного материала Китай во второй половине XX века. Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминдановский Юг. Гражданская война. Образование Китайской народной республики. Китай в 19501960-е г.г Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство». Китай в 1970-1990-е г.г. Прагматики у власти. Китай на современном этапе развития. Мероприятия современного китайского руководства по превращению страны из 1 4 1 ОК 01-ОК 09 1 1 ОК 01-ОК 09 11 26 Тема 2.6. Социальноэкономическое политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Индия 27 28 Тема 2.7. Международные отношения во второй половине XX века. От двухполюсной системы к новой политической модели 29 30 Тема 2.8. СССР в годы «перестройки». Советская концепция «нового политического мышления» 31 региональной в глобальную державу. Современный уровень российско-китайских отношений. Практическое занятие обучающихся: Сравнительный анализ экономического развития Китая и ведущих стран мира на современном этапе. Работа с таблицами Содержание учебного материала Образование трѐх государств на территории бывшей британской колонии – Индии: Индии, Пакистана, Бангладеш. Принятие Конституции Индии в 1950г. «Курс Неру»: социально- экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг. Специфические проблемы Индии: национально - религиозная рознь, кастовый строй. Экономические реформы в Индии 1990-х г.г. Своеобразие процесса модернизации. Современный уровень российско-индийских отношений. Индия на современном этапе развития. Практическое занятие обучающихся: Сравнительный анализ экономического развития Индии и ведущих стран мира на современном этапе Работа с таблицами. Содержание учебного материала Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит Н.Хрущева в США (1959 г.). Берлинский кризис (1960г). Карибский кризис (1962г). Противостояние военных блоков. Потепление советско-американских отношений в начале 1970х гг. Подписание Заключительного акта в Хельсинки. Ввод советских войск в Афганистан. Расширение границ НАТО на Востоке. Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов Практическое занятие: Цикличность международных отношений в годы холодной войны. Рассмотрение фото и киноматериалов, отражающих цикличность международных отношений в годы холодной войны. Расширение границ НАТО на Востоке. Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов Содержание учебного материала Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. Провал экономических реформ «перестроечного образца». Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины. Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной войны». Практическое занятие: 1 1 ОК 01-ОК 09 1 1 ОК 01-ОК 09 1 1 ОК 01-ОК 09 12 32 Тема 2.9. Политическое развитие России в 1990-е 33 годы 34 Тема 2.10. Экономическое развитие 35 России в 1990-е годы 36 Тема 2.11. Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990е годы 37 38 Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики СССР в 1985 – 1991 г.г. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР в 1985 – 1991 г.г. Содержание учебного материала Августовский 1991 года переворот. Распад СССР и образование СНГ. Федеративные отношения. Чеченская проблема. Противоборство президента Б.Н. Ельцина и Верховного Совета, принятие новой Конституции. Выборы в Государственную Думу 1995 г. и президентские выборы 1996 г. Практическое занятие: Чеченская проблема. Анализ причин возникновения. Политика государства. Содержание учебного материала Этапы преобразований в экономике в 1990-е г.г. «Шоковая терапия». Корректировка курса реформ. Финансовый кризис 1998 г. Причины, последствия. Постепенный выход из финансового кризиса. Устойчивый рост российской экономики в начале XXI века. Практическое занятие: Экономическая политика Российской Федерации в 1990-е г.г. Рассмотрение фото и киноматериалов, анализ документов по различным аспектам экономической политики Российской Федерации в 1990-е г.г. Сравнительный анализ экономического развития России и ведущих стран мира в 1990-е г.г. Содержание учебного материала Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия и СНГ. Результаты внешней политики в 1990-е годы. Практическое занятие: Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и защита реферата «Новая расстановка политических сил на международной арене. Отход руководства России от соглашательской политики в отношении США» 1 1 ОК 01-ОК 09 1 1 ОК 01-ОК 09 1 1 ОК 01-ОК 09 1 2 Раздел 3. Новая эпоха в развитии науки, 13 культуры. Духовное развитие во второй половине ХХ - начало XXI вв. Тема 3.1. Научно техническая революция и культура 39 40 Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах во второй половине XX века 41 42 Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества Тема 4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика 43 Содержание учебного материала НТР и социальные сдвиги в России и западном обществе. Развитие образования в России и западном обществе. Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Постмодернизм в философии и массовой культуре. Практическое занятие: Влияние НТР на российское и западное общество. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике. Изучение основных образовательных проектов в России с 1992 г с целью выявления их результатов. Содержание учебного материала Духовная жизнь в советском и российском обществах во второй половине XX века. Послесталинская «оттепель» в духовной жизни. Политика «управляемой десталинизации» в культуре и искусстве. Духовная и культурная жизнь в эпоху «развитого социализма» Черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций Практическое занятие: Место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. «Круглый стол» по проблеме. Содержание учебного материала Понятие глобализации. Современные символы глобализации. Многоаспектность процессов глобализации: экономика, политика, культура. Проблемы и противоречия глобализации. Плюсы и минусы глобализации. Процесс глобализации - объективная основа для объединения государств в союзы. Основные направления деятельности международных организаций: ООН, ЕС, АСЕАН, СНГ, АТЭС, ОПЕК, НАТО, ШОС. Глобальные проблемы современности и пути их решения 1 ОК 01-ОК 09 1 1 ОК 01-ОК 09 1 1 ОК 01-ОК 09 14 44 Тема 4.2. Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности Тема 4.3. Российская Федерация в начале XXI века. Проблемы социально экономического и культурного развития Тема 4.4. Российская Федерация на современном этапе развития 45 46 47 48 Практическое занятие: «Круглый стол» по проблеме: глобальные проблемы современности. Содержание учебного материала Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств. Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка информационного проекта «Проблемы разработки нормативно-правовой базы борьбы с международным терроризмом», «Проблемы борьбы с международным терроризмом во внешней и внутренней политике РФ» (по выбору). Содержание учебного материала Российская Федерация в начале XXI века. Президент России В.В.Путин. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия. Новые государственные символы. Экономические и реформы. Плюсы и минусы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI века. Усиление борьбы с терроризмом. «Чеченская проблема». Основные направления внешней политики страны. Содержание учебного материала Российская Федерация на современном этапе развития. 2008 – 2012 г.г. Президент России Д.А.Медведев. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия. Экономика и социальная сфера страны. Новая внешнеполитическая концепция и еѐ осуществление. Президент России В.В.Путин. Основные направления развития страны на современном этапе. Всего: 1 1 ОК 01-ОК 09 1 2 1 ОК 01-ОК 09 1 ОК 01-ОК 09 72 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач 15 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной программы дисциплины требует наличие учебного кабинета История. Оборудование учебного кабинета: - рабочее место преподавателя; - посадочные места по количеству обучающихся; – плакаты, учебные карты по истории, Технические средства обучения: - компьютер; мультимедийный проектор; экран, принтер 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий; Интернет – ресурсов, дополнительной литературы 3.2.1. Основные источники: 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Дидактические материалы: учебное пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2022. 2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно-методический комплекс. – М., 2019 3. Россия в мировой истории: Учебник / под ред. В.С. Порохни. Смоленск, 2013. 4. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник / под ред. Алексашкиной Л. Н. - М.: Просвеще-ние, 2018. 5. Современные международные отношения. Учебник/ под ред. А.В. Торкунова. - М.: РО ПЭН. 2019. 6. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб. Пособие. - М., 2019. 7. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. - М: Гардарики. 2019 8. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до конца 18 века, учебник для СПО 6-ое издание, М: ЮРАЙТ, 2019,-248 с 3.2.2. Дополнительные источники: 1. Абалкин Л.И. Спасти Россию/ РАН. Институт экономики. - М., 2020. 2.Арон Р. История двадцатого века: Антология. - М., 2020. 3. Афанасьев СЛ. Будущее общество. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. 4. Ващекин Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие.- М., 2014 5. Внешняя политика Российской Федерации 1992- 1999. - М.: РОССПЭН. 2020 6. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.- М., 2019. 7. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: 2018. 8. История России в новейшее время, 1945-2001: Учебник/ под ред. А.Б.Безбородова. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2020. 9. Кривогуз И.М. Мир в XX веке: Масштабы и направления перемен // Преподавание истории в школе. - 2018. - №1. - С. 18-26. 10.Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. В 3-х тт. – М.: 2018. - Т. 2-3. 16 11. Пивоев В. М. Мировая культура второй половины XX века //Преподавание истории в школе. - 2019. - №2. - С. 15-23. 12.Политическая история стран Восточной Европы после 1945 г. в зарубежных исследованиях. - М., 2020. 13.Российская внешняя политика на рубеже веков: преемственность, изменения, перспективы: Сб. статей /РАН. Институт мировой экономики и международных отношений. - М., 2020. 14.Россия и США после «холодной войны».- М., 2021. 15.Россия на рубеже XXI века: Оглядываясь на век минувший/ РАН. Институт российской истории; редколлегия Ю.А.Поляков (отв. ред.), А.Н.Сахаров (отв. ред.) и др.- М., 2021. 16.Согрин В.В. История США. Учеб. пособие. СПб., 2018. 17. Концепция национальной безопасности Российской Федерации- М., 2019 18. Павлютенкова М. Новые информатизационные технологии в современном политическом процессе//Власть-2018-№ 8. 19. Поздняков Э.А. Политика и нравственность.- М.: Издательская группа "Прогресс""Культура", 2021. 3.2.3. Интернет-ресурсы 1 http:// www. history.ru/ histr. htm – 2 http:// www. woridhist. ru 3 www.hist.msu.ru/ 4 4.http://www.zavuch.info/ 5 5.http://www.zavuch.info/ 6.http: //school-collection. edu .ru 3.2.4. Электронные учебники Образовательный комплекс «1С: Школа. История Росси. Часть 4». Образовательный комплекс «1С: Школа. Новейшая история зарубежных стран». 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, обязательного тестирования, заслушивания сообщений, докладов, итогового тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий. Код и наименование формируемых Раздел / Тема Тип оценочных компетенций мероприятий ОК 01. Выбирать способы решения задач Р 1 Темы 1.1. - 1.4 - индивидуальный профессиональной деятельности Р 2 Темы 2.1. - 2.11 опрос; применительно к различным контекстам Р 3 Темы 3.1. - 3.2 - фронтальный опрос; - тестовый контроль; Р 4 Темы 4.1. - 4.4 ОК 02. Использовать современные - экспертная оценка средства поиска, анализа и интерпретации выполнения информации, и информационные практического технологии для выполнения задач задания; - контрольная работа; профессиональной деятельности - экспертная оценка ОК03. Планировать и реализовывать домашней собственное профессиональное и письменной работы; личностное развитие, -экспертная оценка предпринимательскую деятельность в подбора исторических профессиональной сфере, использовать источников итоговый контроль в знания по финансовой грамотности в форме различных жизненных ситуациях дифференцированного ОК04. Эффективно взаимодействовать и зачета по работать в коллективе и команде завершению курса ОК05. Осуществлять устную и дисциплины письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережного производства, 18 эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках 19