ОП 04 Транспортная система России

Приложение 6.26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

ОП 04 Транспортная система России

Специальность/профессия

23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам)

Квалификация

«Техник»

Нормативный
срок обучения

3 год 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины «ОП 04 Транспортная система России»
(наименование
учебной
дисциплины)
разработана
на
основе
федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля
2014 г., зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от
01.09.2022).
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»

Составитель: Макарова Е.А., преподаватель спец.дисциплин ГАПОУ СО «Саратовский
техникум отраслевых технологий»

Рецензенты:
Внутренний

Внешний

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина «Транспортная система России» входит в состав
общепрофессионального цикла.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен
Код и наименование ОК
Умения
Знания
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать современные средства поиска,
анализа и интерпретации информации, и информационные
технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности
ОК03. Планировать и реализовывать собственное
профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК04. Эффективно взаимодействовать и работать в
коллективе и команде

давать
краткую
экономикогеографическ
ую
характеристи
ку
техническому
оснащению и

структуру
транспортной
системы
России,
основные
направления
грузопотоков и
пассажиропото
ков

сфере
применения
различных
видов
транспорта

ОК05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста
ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с
учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК07. Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания об изменении
климата, принципы бережного производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК08. Использовать средства физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности
4

ОК09. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках.
ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного
процесса с применением современных информационных
технологий управления перевозками

ПК 1.2 Организовать работу персонала по обеспечению
безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при
работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций

ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию
перевозочного процесса

ПК 2.1 Организовать работу персонала по планированию и
организации перевозочного процесса
ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать
профессиональные задачи посредством применения
нормативно-правовых документов

ПК 2.3 Организовать работу персонала по технологическому
обслуживанию перевозочного процесса

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 111 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 74 часов;
самостоятельной работы студента 37 часов.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

111

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:
практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего):

37

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 Транспортная система России
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)
ОП.04
Транспортная
система России
Тема 1.
Роль единой
транспортной
системы в
развитии
экономики страны

Тема 2.
Общие вопросы
транспортного
обеспечения

Содержание учебного материала
1,2

Транспорт, его назначение в жизни общества и экономике
Производственный процесс, продукция транспорта и ее особенности

111

2

5,6

Единая транспортная система и сферы деятельности различных видов транспорта

Самостоятельная работа обучающихся
В рабочей тетради составить таблицу показателей перевозки грузов и пассажиров всеми видами
транспорта используя данные Госкомстата России
Содержание учебного материала
7,8

Краткая история развития видов транспорта

9,10

Влияние рыночных условий экономики на работу транспорта. Логистика на
транспорте
Взаимодействие, координация и конкуренция на транспорте.

ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3, 2.1 -

страны.

Особенности управления транспортом. Место транспорта в экономике России и
мировой транспортной системе

Самостоятельная работа обучающихся
В рабочей тетради напишите, какая роль отводится транспорту в рыночной экономике и

Уровень
освоения

6

3,4

11,12

Объём
часов

2.3

4

6

ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3, 2.1 2.3

2

7

основные принципы логистики
Тема 3.
Содержание учебного материала
Показатели работы
13,14
Показатели работы транспорта и определяющие их факторы
транспорта
15,16
Себестоимость перевозок. Определение себестоимости перевозок

Тема 4.
Техникоэкономическая
характеристика
видов транспорта

17,18

Составляющие себестоимости перевозок

19,20

Скорость и сроки доставки грузов и пасажиров

21,22

Принципы выбора транспорта и системы транспортировки грузов

23,24

Стоимость транспортировки

Практические занятия
25,26 Практическое занятие №1 Определение показателей автомобиля на коротких,
средних и дальних перевозках
27,28 Практическое занятие №2 Определение себестоимости грузовых и пассажирских
перевозок
29,30 Практическое занятие №3 Выбор транспорта и системы транспортировки грузов
Самостоятельная работа обучающихся
В рабочей тетради дайте определение показателям работы транспорта. Определите
себестоимость перевозки груза на расстояние 500 км автомобильным и железнодорожным
транспортом
Содержание учебного материала

12

ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3, 2.1 2.3

6

5

18

ОК 1 - 9

31,32

Железнодорожный транспорт

ПК 1.1 1.3, 2.1 -

33,34

Автомобильный транспорт

2.3

35,36

Внутренний водный (речной) транспорт

37,38

Морской транспорт
8

Тема 5.
Городской
транспорт

39,40

Трубопроводный транспорт

41,42

Воздушный транспорт

43,44

Промышленный транспорт

45,46

Транспорт энергии

47,48

Специализированные и нетрадиционные виды транспорта

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить презентацию на тему «Виды транспорта»
Содержание учебного материала
49,50

8
8

ПК 1.1 1.3, 2.1 -

Специфика обслуживания пассажиропотоков. Единая транспортная система
города

51,52

Характеристика единой транспортной системы города

53,54

Современные технологи организации перевозок пассажиров

Деятельность транспорта общего пользования, ведомственного и частного.
Принципы выбора вида транспорта для обслуживания пассажиропотоков на
территории города
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить презентацию на тему «Деятельность транспорта общего пользования,
ведомственного, частного»
Содержание учебного материала

ОК 1 - 9

2.3

55,56

Тема 6.
Организация
транспортного
процесса в единой
транспортной
системе.

57,58
59,60

6

4

ПК 1.1 1.3, 2.1 -

Виды сообщений. Прямое и смешанное (мультимодальное) сообщение.
Бесперегрузочные (интермодальные) технологии
Транспортные коридоры

Самостоятельная работа обучающихся
В рабочей тетради составьте таблицу характеристик

ОК 1 - 9

2.3

4
контейнеров

унифицированных
9

Тема 7.
Транспортные
тарифы

Тема 8.
Правовые
отношения на
транспорте

международной организацией ИСО
Содержание учебного материала
61,62

6

Грузовые тарифы. Пассажирские тарифы

65,66

Транспортные
регулирование

тарифы

в

международном

сообщении.

73

4

4

3

ОК 1 - 9
ПК 1.1 1.3, 2.1 -

Договорные и контрактные отношения на внутренних и международных
перевозках. Документация на транспорте

2.3

Ответственность грузовладельцев и транспортников за своевременную доставку
грузов и пассажиров.

Контрольная работа
74 Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа обучающихся
Составление плана-конспекта на тему «Документация на транспорте».
Всего

2.3

Государственное

Практические занятия
67,68 Практическое занятие №4 Расчет транспортных затрат на перевозку грузов.
69,70 Практическое занятие №5 Расчет затрат на пассажирских перевозках.
Самостоятельная работа обучающихся
В рабочей тетради рассчитать затраты на перевозку груза автомобилем КАМАЗ-5320 по
маршруту Саратов-Волгоград.
Содержание учебного материала
71,72

ПК 1.1 1.3, 2.1 -

Затраты транспорта и транспортные издержки потребителей. Влияние рыночных
условий на формирование тарифов.

63,64

ОК 1 - 9

1
4
111

10

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета
Транспортная система России. Технических средств (по видам транспорта).
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект нормативной документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- микрокалькуляторы;
- АРМ студента (персональный компьютер, клавиатура, мышь);
- колонки, наушники;
- видеопроектор, МФУ (принтер, сканер, копир формата А3);
- локальная сеть, Internet;
- электронные ресурсы техникума.
3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

рекомендуемых

учебных

3.2.1. Основная литература
1.М.Ш.Амиров, С.М.Амиров Единая транспортная система – М.: КНОРУС, 2020
3.2.2. Дополнительная литература
1.Троицкая Н.А., А.Б. Чубуков Единая транспортная система. – М.: Академия, 2015.
2.Транспортно-экспедиционное обслуживание. – М.: Академия, 2015.
3. Курганов В.М. Международные перевозки. – М.: Академия, 2011.
4.Николашин В.Н. Сервис на транспорте. – М.: Академия, 2011.
5.Троицкая Н.А. Мультимодальные системы транспортировки и интермодальные
технологии. – М.: Академия, 2012.
6. Автомобильный справочник / Под ред. В.М. Приходько. – М.: Машиностроение, 2004.
7. Туревский И.С. Автомобильные перевозки. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008.
8. Сервис на транспорте / Под ред. В.М. Николошина. – М.: Академия, 2004.
9.Сханова С.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание. – М.: Академия, 2005.
10. Троицкая Н.А. Единая транспортная система. – М.: Академия, 2008.
3.2.3. Интернет источники:
1.Сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rzd.ru, свободный. Заглавие с экрана.
2.Грузовые перевозки [Электронный ресурс]. - Режим доступа:интрасеть m.esrr.mps, с
регистрацией.
3.Дорожный центр научно-технической информации [Электронныйресурс]. - Режим
доступа: интрасеть dcnt.esrr.mps , с регистрацией.
4. ru.wikipedia.org
5. nauka.club
6. scien.kizstu.ru

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Код и наименование формируемых
компетенций

Раздел
/ Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК01. Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
ОК02. Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности
ОК03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде
ОК05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том
числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережного производства,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК08. Использовать средства
физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и

Темы
1-8

- опрос, тестирование.
- выполнять задания на
профессиональном уровне;
- осуществлять коррекцию
(исправление) сделанных ошибок на
новом уровне предлагаемых
заданий;
- работать в группе и представлять
как свою, так и позицию группы.
- устный опрос;
- выполнение практических заданий
по работе с техническими
справочниками;
- выполнение практических заданий
по расчету эксплуатационных
показателей

13

поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
ОК09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках
ПК 2.1 Организовать работу персонала
по планированию и организации
перевозочного процесса
ПК 3.1 Организовать работу персонала
по обработке перевозочных документов
и осуществлению расчетов за услуги,
предоставляемые транспортными
организациями

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».