Приложение 6.27 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОП 05 Технические средства (по видам транспорта) Специальность/профессия 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Квалификация «Техник» Нормативный срок обучения 3 год 10 месяцев Форма обучения очная Саратов 20__ г. Рабочая программа учебной дисциплины «__ОП 05 Технические средства (по видам транспорта)_» (наименование учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля 2014 г., зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от 01.09.2022). Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Составитель: Мунаева Светлана Александровна преподаватель спец.дисциплин Рецензенты: Внутренний Внешний СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА) 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Технические средства (по видам транспорта)» входит в состав общепрофессионального цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен Код и наименование ОК Умения Знания различать типы материальноОК 01. Выбирать способы решения задач погрузочнотехническую профессиональной деятельности применительно к разгрузочных базу различным контекстам машин; транспорта (по ОК 02. Использовать современные средства поиска, рассчитывать видам анализа и интерпретации информации, и основные транспорта); информационные технологии для выполнения задач параметры складов основные профессиональной деятельности и характеристики ОК03. Планировать и реализовывать собственное техническую и принципы профессиональное и личностное развитие, производительность работы предпринимательскую деятельность в погрузочнотехнических разгрузочных средств профессиональной сфере, использовать знания по машин транспорта (по финансовой грамотности в различных жизненных видам ситуациях транспорта) ОК04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережного производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками ПК 1.2 Организовать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций ПК 2.1 Организовать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов ПК 2.3 Организовать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 231 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 154 часа; самостоятельной работы обучающегося 77 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 231 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 154 в том числе: теоретические занятия 124 практические занятия 30 Самостоятельная работа обучающегося (всего): 77 в том числе: Подготовка рефератов, докладов на заданную тему Итоговая аттестация в форме экзамена 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Технические средства (по видам транспорта). Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов Код и Объем чанаименование сов ОК 1 2 3 4 1,2 Место дисциплины в процессе освоения основной профессиональной образовательной 2 Введение программы. Цели, задачи и содержание предмета. История возникновения автомобильного транспорта Раздел 1. 42 Подвижной состав автомобильного транспорта Тема 1.1 12 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 Классификация Содержание учебного материала: 3,4 Классификация легковых автомобилей 2.1 - 2.3, 3.2 подвижного состава 5,6 Классификация автобусов 7,8 Классификация грузовых автомобилей 9,10 Общая компоновка автомобилей 11,12 Типаж автомобилей 13,14 Практическая работа№1: Подвижной состав пассажирского автомобильного транспорта Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить доклад на тему: Характеристика первого периода развития автомобильного транспорта России. Тема 1.2 Содержание учебного материала: Изменение 15,16 Качество автомобиля. Структура понятие качества технического 17,18 Основные причины изменения технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации состояния 19,20 Факторы влияющие на интенсивность изменения технического состояния автомобиля автомобиля в 21,22 Влияние условий эксплуатаций на изменение технического состояния автомобиля процессе 23,24 Классификация отказа эксплуатации 25,26 Закономерности изменения технического состояния автомобиля 27-30 Практическая работа№2: Определение относительных показателей качества автомобиля Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить презентацию «Причины изменения технического состояния автомобиля» Раздел 2. Материально-техническое обеспечение и экономия ресурсов на автомобильном транспорте Тема 2.1. Содержание учебного материала: Основные задачи 31,32 Изделия и материалы, используемые автомобильным транспортом материально33,34 Факторы, влияющие на потребность в запасных частях и материалах технического 6 16 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3,3.2 8 24 6 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 обеспечения Тема 2.2 Обеспечение автомобильного транспорта топливноэнергетическими ресурсами. 35,36 Система материально-технического обеспечения автомобильного транспорта Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить доклад на тему: Виды ТСМ которые должны храниться в АТП, и их объемы. Содержание учебного материала: 37,38 Факторы , влияющие на расход топлива автомобилями 39,40 Нормативные показатели расхода топлива 41,42 Нормирование расхода топлива на АТП 43,44 Планирование групповых норм расхода топлива 45,46 Практическая работа№3: Расчет потребности в топливе. Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить доклад на тему: Влияние технического обслуживания автомобилей на экономию топлива. Раздел 3. Механизация погрузо – разгрузочных работ и ее влияние на производительность подвижного состава. Содержание учебного материала: Тема 3.1 Общие сведения о грузах. Тема 3.2 Размещение и крепление грузов на открытом подвижном составе 47,48 Классификация грузов и их характеристики 49,50 Тара, упаковка и маркировка грузов Содержание учебного материала: 51,52 Общие требования к размещению и креплению грузов 53,54 Силы, действующие на груз 55,56 Размещение груза 57,58 Практическая работа№4: Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить презентацию на тему «Современная тара и упаковка» Тема 3.3 Содержание учебного материала: Погрузо59,60 Способы выполнения погрузо – разгрузочных работ. разгрузочные 61,62 Основные и вспомогательные операции при погрузке или выгрузке груза. работы и способы 63,64 Определение времени простоя автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки. их выполнения. 65,66 Практическая работа№5: Определение времени простоя под погрузкой и разгрузкой Самостоятельная работа обучающегося: Составить план - конспект на тему «Простой автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки». Тема 3.4 Содержание учебного материала: Погрузо – 67,68 Общее понятие о погрузо–разгрузочных пунктах.. разгрузочные 69,70 Пропускная способность погрузо - разгрузочных пунктов пункты и склады. 71,72 Число постов погрузки и разгрузки. Назначение и классификация складов. Использование складов. 73,74 Практическая работа№6: Определить пропускную способность погрузо-разгрузочных пунктов. Определить число постов погрузки и разгрузки, автомобилей и интервала 3 10 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 5 69 4 8 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 6 8 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 4 8 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 движения. Самостоятельная работа обучающегося: Составить план – конспект на тему «Взвешивание грузов различными методами». Тема 3.5 Содержание учебного материала: Сокращение простоев 75,76 Эффективные направления в решении задач, связанных со снижением транспортных под погрузкой и издержек. разгрузкой как 77,78 Определение влияния времени простоя автомобилей под погрузочносредство повышения разгрузочными операциями на себестоимость перевозок. производительности 79,80 Практическая работа№7: автомобилей. Самостоятельная работа обучающегося: Тема 3.6 Содержание учебного материала: Механизация погрузо 81,82 Влияние механизации погрузо – разгрузочных работ на сокращение суммарных – разгрузочных транспортных издержек. работ как средство сокращения суммарных транспортных издержек. Тема 3.7 Содержание учебного материала: Общие 83,84 Общие сведения о погрузочно – разгрузочных машинах (прм) и устройствах сведения о погрузо – 85,86 Простейшие механизмы и устройства разгрузочных 87,88 Механизмы периодического действия машинах и устройствах 89,90 Машины и устройства непрерывного действия 91,92 Специальные вагоноразгрузочные машины и устройства 93,94 Техническое обслуживание и ремонт погрузочно – разгрузочных машин 95,96 Практическая работа№8: Виды погрузочно-разгрузочных машин Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить доклад на тему « Использование складов». Реферат на тему «Склады, их назначение». Раздел 4 Склады и комплексная механизация переработки грузов Содержание учебного материала: Тема 4.1 97,98 Назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов. ТранспортноХарактеристика погрузочно-разгрузочных работ и складских операций. складские 99,100 Устройство крытых складов. Повышенные пути, эстакады и другие сооружения и комплексы (ТСК) устройства грузового хозяйства 101,102 Санитарно-технические устройства складов, их освещение и средства связи. 4 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 3 16 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 14 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 8 10 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 Определение основных параметров складов 103,104 Практическая работа№9: Расчета параметров склада при детерминированном режиме работы. 105,106 Практическая работа№10: Определение длины погрузочно-выгрузочных фронтов Самостоятельная работа обучающегося: Содержание учебного материала: Тема 4.2 Склады для тарно- 107,108 Характеристика тарно-упаковочных и штучных грузов. 109,110 Общие понятия о транспортных пакетах. Средства и способы пакетирования штучных грузов (ТШГ). Комплексная 111,112 Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с тарно-упаковочными и механизация штучными грузами переработки ТШГ 113,114 Автоматизированные склады и их оборудование. Пункты сортировки мелких отправок Самостоятельная работа обучающегося: Содержание учебного материала: 115,116 Контейнерная транспортная система, ее технические средства 117,118 Техническое оснащение контейнерных пунктов, комплексная механизация и автоматизация переработки контейнеров 119,120 Практическая работа№11: Определить количество контейнеров, пакетов, автомобилей при Тема 4.3. перевозке контейнеров и пакетов, затрат Контейнерные Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить доклад на тему «Потребности в пункты и площадки технических средствах и обслуживающем персонале на контейнерных пунктах» Содержание учебного материала: Тема 4.4. Склады для лесных 121,122 Характеристика и способы хранения лесных грузов. Перевозка лесоматериалов в пакетах грузов 123,124 Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с лесными грузами Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить презентацию на тему: Складирование, строповка, погрузка и выгрузка лесоматериалов Содержание учебного материала: Тема 4.5. Склады для сыпучих 125,126 Склады для хранения грузов, перевозимых насыпью и навалом и навалочных грузов 127,128 Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми насыпью и навалом 129,130 Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с цементом, минеральными удобрениями и другими пылевидными и химическими грузами 131,132 Практическая работа№12: Расчет размеров фронтов подачи и перегрузки Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить презентацию на тему: Проектирование и определение параметров зоны хранения грузов 5 8 4 6 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 3 4 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 2 8 4 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 Раздел 5. Грузозахватные устройства, простейшие погрузо-разгрузочные машины, универсальные погрузо-разгрузочные машины Тема 5.1. Грузозахватные приспособления для специальных транспортных и погрузочноразгрузочных средств циклического действия Содержание учебного материала: 133,134 Средства грузозахватные. Классификация и общие технические требования (ГОСТ 25032-81) 135,136 Грузозахватные устройcтва 137,138 Захваты. Грейферы. Магнитные захватные приспособления. 139,140 Практическая работа№13: Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить доклад на тему «Полуавтоматические и автоматические захваты Раздел 6. Машины и устройства для погрузки и выгрузки навалочных грузов. Спецмашины для погрузки и выгрузки сельхоз. грузов. Автомобили – самопогрузчики. Тема 6.1. Содержание учебного материала: Машины и устройства для 141,142 Экскаваторы. Одноковшовые и многоковшовые погрузчики. Скребковые погрузчики. погрузки и 143,144 Стационарные и самоходные автомобилеразгрузчики. выгрузки Самостоятельная работа обучающегося: Реферат на тему «Машины и устройства для навалочных грузов. погрузки и выгрузки навалочных грузов». Раздел 7. Техника безопасности при выполнении погрузо – разгрузочных работ. Содержание учебного материала: Общие правила техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных 145,146 работ. 147,148 Основные требования для обеспечения безопасности при эксплуатации различных погрузо-разгрузочных машин. 149,150 Основные требования для обеспечения безопасности при эксплуатации различных погрузочно-разгрузочных машин. Тема 7.1. Общие Самостоятельная работа обучающегося: Доклад на тему «Общие требования техники требования безопасности при эксплуатации погрузо-разгрузочных машин». Тема 7.2 Содержание учебного материала: Профилактические 151,152 Периодическое техническое освидетельствование эксплуатируемых погрузочномеры для обеспечения разгрузочных механизмов и обеспечение их безопасности. безопасной экс153,154 Практическая работа№14: Охрана труда при погрузочно-разгрузочных работах 12 8 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 4 6 4 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 2 15 6 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 3 4 ОК 1 - 9 ПК 1.1, 1.2 2.1 - 2.3, 3.2 плуатации погрузо – Самостоятельная работа обучающегося: Доклад на тему «Контроль соблюдения требований разгрузочных безопасности» машин 2 154 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета технические средства 3.1.1. Оборудование учебного кабинета по количеству обучающихся: - стол ученический; - стул ученический; - стол учительский; - стул учительский; - комплект учебно-наглядных пособий; 3.1.2. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор; - телевизор; - музыкальный центр; - экран. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 3.2.1. Основные источники: 1.Вахламов В. К. Подвижной состав автомобильного транспорта: учебник для студ. ОУ СПО / В. К. Вахламов. – М.: Академия, 2015г.-480с. 3.2.2. Дополнительные источники: 1. Шестопалов К.К Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование; Учеб. Пособие для учреждений СПО, 3-е издание, М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016г.-288с. 2. Передерий В.П. Устройство автомобиля: учебное пособие. – М.: ФОРМУС- ИНФРА-М, 2016г.288с. 3. Батищев И.И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте: Учеб. Для автотранспортных техникумов. - М. Транспорт, 1988г. 367с. 4.Вайнсон А. А. Крановые грузозахватные устройства: справочник / А. А. Вайнсон, А. Ф. Андреев. – М.: Машиностроение, 1982г. – 304с. 5.Ост 37.001.269 96. Транспортные средства. Маркировка. – Введен 1996_08_01. М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1996. – 12с. 6. ГОСТ Р 52051 2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения. – Введен 2004_01_01. _М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2017г.- 11с. 7. ГОСТ Р 52051 2003. Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования. – Введен 2004_01_01. М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2003г.-5с. 3.2.3. Перечень интернет-ресурсов: 1. http://www.pogruz4iki.ru/ - Информационный проект о вилочных погрузчиках. 2. http://www.pogruzchik.biz/ - Вилочные погрузчики японского производства. 3. http://ivmarka.ru/ru/node/556 - Автокраны «Ивановец». 4. http://vertikalnet.ru/- Подъемная техника: краны, подъемники, погрузчики, автокраны. 5. http://rgsu.net.ru - Российский Государственный Социальный Университет. 6. http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. 7. http://allbest.ru - "Союз образовательных сайтов". 8. http://fepo.ru - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования". 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Код и наименование формируемых компетенций ОК01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережного производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками ПК 1.2Организовать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций ПК 2.1 Организовать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативноправовых документов ПК 2.3 Организовать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса Раздел / Тема Введение Р1 Темы 1.1-1.2 Р2 Темы 2.1-2.2 Р3 Темы 3.1-3.7 Р4 Темы 4.1-4.5 Р5 Темы 5.1 Р6 Темы 6.1 Р7 Темы 7.1-7.2 Тип оценочных мероприятий Практические работы, тестовые задания, опрос, контрольные работы, рефераты, доклады. ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов