ОП 08 БЖ

Приложение 6.30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

ОП 08 Безопасность жизнедеятельности

Специальность/профессия

23.02.01
Организация
перевозок
управление на транспорте (по видам)

Квалификация

«Техник»

Нормативный
срок обучения

3 год 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

и

Рабочая программа учебной дисциплины «ОП 08 Безопасность
жизнедеятельности» (наименование учебной дисциплины) разработана на основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 23.02.01
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного
приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля 2014 г., зарегистрировано в
Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от 01.09.2022).
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум
отраслевых технологий»
Составитель:
Конюхов А.Н., ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий»
Рецензент:
Внутренний:

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

ОСВОЕНИЯ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.
Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы
специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в состав общепрофессионального цикла.

подготовки

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
Код и наименование ОК и ПК
Умения
Знания
ОК 01. Выбирать способы решения задач
организовывать и
принципы
профессиональной деятельности
проводить
обеспечения
применительно к различным контекстам
мероприятия по
устойчивости
защите
объектов
ОК 02. Использовать современные средства
работников
и
экономики,
поиска, анализа и интерпретации
прогнозирования
информации, и информационные технологии населения от
негативных
развития событий и
для выполнения задач профессиональной
воздействий
оценки последствий
деятельности
чрезвычайных
при техногенных
ОК03. Планировать и реализовывать
чрезвычайных
собственное профессиональное и личностное ситуаций;
предпринимать
ситуациях и
развитие, предпринимательскую
профилактические стихийных явлениях,
деятельность в
меры для
в том числе в
профессиональной сфере, использовать
снижения
уровня
условиях
знания по финансовой грамотности в
опасностей
противодействия
различных жизненных ситуациях
различного
вида
и
терроризму как
ОК04. Эффективно взаимодействовать и
их последствий в
серьезной угрозе
работать в коллективе и команде
профессиональной
национальной
ОК05. Осуществлять устную и письменную
деятельности и
безопасности России;
коммуникацию на государственном языке
быту;
основные виды
Российской Федерации с учетом
использовать
потенциальных
особенностей
средства
опасностей и их
социального и культурного контекста
индивидуальной и последствия в
ОК06. Проявлять гражданскоколлективной
профессиональной
патриотическую позицию, демонстрировать
защиты
от
оружия
деятельности
осознанное поведение на основе
и быту, принципы
традиционных общечеловеческих ценностей, массового
поражения;
снижения вероятности
в том числе с учетом гармонизации
применять
их
межнациональных и межрелигиозных
первичные
реализации;
отношений, применять стандарты
средства
основы военной
антикоррупционного поведения
пожаротушения;
службы и обороны
ОК07. Содействовать сохранению
ориентироваться в государства;
окружающей среды, ресурсосбережению,
перечне военнозадачи и основные
применять знания об изменении климата,
учетных
мероприятия
принципы бережного производства,
специальностей и гражданской
эффективно действовать в чрезвычайных

ситуациях
ОК08. Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной
деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
ОК09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках.
ПК 1.1 Выполнять операции по
осуществлению перевозочного процесса с
применением современных информационных
технологий управления перевозками
ПК 1.2 Организовать работу персонала по
обеспечению безопасности перевозок и
выбору оптимальных решений при работах в
условиях нестандартных и аварийных
ситуаций
ПК 1.3 Оформлять документы,
регламентирующие организацию
перевозочного процесса
ПК 2.1 Организовать работу персонала по
планированию и организации перевозочного
процесса
ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения
и решать профессиональные задачи
посредством применения нормативноправовых документов
ПК 2.3 Организовать работу персонала по
технологическому обслуживанию
перевозочного процесса
ПК 3.1 Организовать работу персонала по
обработке перевозочных документов и
осуществлению расчетов за услуги,
предоставляемые транспортными
организациями
ПК 3.2 Обеспечивать осуществление
процесса управления перевозками на основе
логистической концепции и организовывать
рациональную переработку грузов
ПК 3.3 Применять в профессиональной
деятельности основные положения,
регулирующие взаимоотношения
пользователей транспорта и перевозчика

самостоятельно
определять
среди них
родственные
полученной
специальности;
применять
профессиональные
знания в ходе
исполнения
обязанностей
военной службы
на
воинских
должностях в
соответствии с
полученной
специальностью;
владеть способами
бесконфликтного
общения и
саморегуляции в
повседневной
деятельности и
экстремальных
условиях военной
службы;
оказывать первую
помощь
пострадавшим

обороны;
способы защиты
населения от оружия
массового
поражения;
меры пожарной
безопасности и
правила
безопасного
поведения при
пожарах;
организацию и
порядок призыва
граждан на
военную службу и
поступления на нее в
добровольном
порядке;
основные виды
вооружения, военной
техники и
специального
снаряжения,
состоящих на
вооружении
(оснащении) воинских
подразделений, в
которых имеются
военно-учетные
специальности,
родственные
специальностям СПО;
область применения
получаемых
профессиональных
знаний при
исполнении
обязанностей военной
службы;
порядок и правила
оказания первой
помощи
пострадавшим.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося — 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося — 68 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

102
68
21
34

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Электротехника и электроника
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные занятия, самостоятельная работа
обучающихся

Объем
часов

1

2

3

Раздел 1.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Чрезвычайные
1 Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
ситуации
характера.
природного,
2 Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и
техногенного и
тяжести последствий.
военного
3 Чрезвычайные ситуации военного характера. Современные средства поражения.
характера.
4 Прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
5 Порядок выявления и оценки обстановки.
Практические работы
6 Изучение классификации чрезвычайных ситуаций.
7 Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.
8 Применение первичных средств пожаротушения.
Самостоятельная работа обучающихся
Выявление основных источников чрезвычайных ситуаций военного характера –
современные средства пожаротушения.
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Организационные
9 МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и
основы по зашите
территорий от чрезвычайных ситуаций.
населения от
10 Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны.
чрезвычайных
ситуаций мирного и 11 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)
военного времени
12 Основная цель создания системы РСЧС.
13 Гражданская оборона, ее структура и задачи.

5

Код и
наименование
ОК и ПК
4
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 3.3

3

4

6

ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 3.3

14 Защита населения при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Практические работы

3

15 Выявление роли и места ГАПОУ СО «СТОТ» в системе РСЧС
16 Решение ситуационных задач по ФЗ №65 «О защите населения и территорий от ЧС
природного и техногенного характера»
17 Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными источниками
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Организация
18
Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от
защиты населения
чрезвычайных ситуаций.
от чрезвычайных
19
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций.
ситуаций мирного и
20
Организация и выполнение эвакуационных мероприятий.
военного времени.
21
Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях.
22
Назначение и порядок применения средств медицинской защиты в
чрезвычайных ситуациях.
Практические работы
23
Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на
объекте экономики.
24
Применение средств индивидуальной защиты в ЧС
25
Организация хранения и использования средств индивидуальной защиты.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение порядка эвакуации населения в мирное и военное время.
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Обеспечение
26
Общие понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайных
устойчивости
ситуациях.
функционирования
27
Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов
объектов
экономики.
экономики
28
Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих.
29
Обеспечение надежности и оперативности управления производством.
30
Подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы.

4
5

ОК 1 - 9
ПК 1.1 -3.3

3

4
6

ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 3.3

31
Подготовка к восстановлению нарушенного производства.
Практические работы
32
Организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования
объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации.
33
Организация мероприятий по повышению устойчивости функционирования
объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации.
34
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов
экономики.
Подготовка объектов экономики к переводу на
Раздел 2.
Основы обороны государства.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Основы обороны
35
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
государства.
36
Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
37
Вооруженные Силы Российской федерации – основа обороны Российской
федерации.
38
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России.
39
Другие войска, их состав и предназначение.
Практические работы
40
Выявление правовой основы и главных направлений обеспечения
национальной безопасности России
41
Выполнение основных мероприятий по противодействию терроризму.
42
Определение роли Вооруженных Сил РФ как основы обороны государства.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными источниками
Определение порядка взаимодействия Вооруженных Сил России и других войск.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Военная служба –
43
Воинская обязанность, ее основные составляющие.
особый вид
44
Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые
федеральной
военнослужащему.
государственной
45
Прохождение военной службы по призыву и по контракту.

2

1
4

5

ОК 1 - 9
ПК 1.1 -3.3

3

4

6

ОК 1 - 9
ПК 1.1 -3.3

Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим,
психологическим и профессиональным качествам военнослужащего.
47
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
48
Сущность гуманитарного права и основные его источники.
Практические работы
49
Определение правовой основы военной службы.
50
Выявление порядка подготовки военных кадров для Вооруженных Сил РФ.
51
Изучение основных видов вооружения, военной техники и специального
снаряжения.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с информационными источниками.
Изучение требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ.
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Основы военно52
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
патриотического
53
Патриотизм и верность воинскому долгу.
воспитания
54
Символы воинской чести.
55
Ордена Почетные награды. Боевое знамя.
56
Ритуалы Вооруженных Сил РФ.
Практические работы
57
Отработка порядка приема Военной присяги.
58
Изучение приемов героизма и войскового товарищества российских воинов.
59
Контрольная работа.
Самостоятельная работа обучающихся
Ритуалы Вооруженных Сил РФ.
Положение о Боевом знамени Вооруженных Сил РФ.
Раздел 3
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Здоровый образ
60
Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на
жизни как
жизнедеятельность человека.
необходимое
61
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
условие сохранения
62
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами.
и укрепления
63
Ситуации, при которых человек нуждается в оказании первой медицинской
службы..

46

3

4

5

ОК 1 - 9
ПК 1.1 -3.3

2

2
4

6

ОК 1 - 9
ПК 1.1 -3.3

здоровья человека
и общества..

помощи.
64
Первая медицинская помощь при ранениях.
65
Первая медицинская помощь при травмах.
Практические работы
66
Оказание реанимационной помощи.
67
Оказание первой помощи пострадавшим.
68
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа обучающихся
Факторы, разрушающие здоровье и их профилактика.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами.
Общие правила оказания первой медицинской помощи.
Итого

2

1
6

102

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 2 — репродуктивный (выполнение
деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение
деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности
жизнедеятельности»
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
типовые комплекты учебного оборудования
3.1.2. Технические средства обучения:
ПК, видеопроектор, проекционный экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
3.2.1. Основные источники:
1.Косолапов Н.В., Прокопенко Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
для учащихся образовательных учреждений среднего профессионального
образования/Москва.: «Академия», 2012г.
2. Латчук Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для
учащихся 10 класса.-М.:Дрофа; ДИК, 2012г.
3. Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс: учебник для
учащихся 11 класса-М:Дрофа;ДИК, 2012г.
4. Сапрнов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений
СПО-М.: Издательский центр «Академия», 2015г.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Бериев О.Г., Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности:
Учебное пособие. – М.: Академцентр Дашков и К, 2010г.
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010
3.2.3. Интернет ресурсы:
1. Гражданская защита на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО
www.go-oborona.narod.ru
2. Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры
безопасности среди населения РФ www.kbzhd.ru
3. Официальный сайт МЧС России www.mchs.gov.ru
4. Портал Академии Гражданской защиты www.amchs.ru
5. Портал Правительства России www.government.ru
6. Портал президента России www.kremlin.ru
7. Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: www.rhbz.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Код и наименование формируемых
компетенций

Раздел / Тема

ОК01. Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
ОК02. Использовать современные средства
поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии
для выполнения задач профессиональной
деятельности
ОК03. Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команде
ОК05. Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей
социального и культурного контекста
ОК06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережного производства,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК08. Использовать средства физической
культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной
деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
ОК09. Пользоваться профессиональной

Р 1 Темы
1.1.-1.4
Р 2 Темы
2.1.-2.3
Р 3 Темы 3.1.
.

Тип оценочных
мероприятий

практические занятия,
лабораторные работы,
домашняя работа,
тестирование, реферат

документацией на государственном и
иностранном языках
ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению
перевозочного процесса с применением современных
информационных технологий управления перевозками
ПК 1.2 Организовать работу персонала по
обеспечению безопасности перевозок и выбору
оптимальных решений при работах в условиях
нестандартных и аварийных ситуаций
ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие
организацию перевозочного процесса
ПК 2.1 Организовать работу персонала по
планированию и организации перевозочного процесса
ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и
решать профессиональные задачи посредством
применения нормативно-правовых документов
ПК 2.3 Организовать работу персонала по
технологическому обслуживанию перевозочного
процесса
ПК 3.1 Организовать работу персонала по обработке
перевозочных документов и осуществлению расчетов
за услуги, предоставляемые транспортными
организациями
ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса
управления перевозками на основе логистической
концепции и организовывать рациональную
переработку грузов
ПК 3.3 Применять в профессиональной деятельности
основные положения, регулирующие
взаимоотношения пользователей транспорта и
перевозчика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».