ПМ 02

8МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 02 ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА
ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА)

2023 г

Рабочая

ОДОБРЕНО
на заседании МК «

»

модуля

программа
составлена

профессионального
в

соответствии

Протокол № ____ от «___» _____ 2023 г.

требованиями

Председатель

профессии/специальности СПО

_____________ /__И. Н. Бирюкова_____/

ФГОС

с
по

23.02.01 "Организация перевозок и
управление на транспорте" (по видам)

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ООП
______________ /______Е.В. Рожкова___/
«___» _______ 2023 г.

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Составитель: Бирюкова Ирина Николаевна преподаватель спец.дисциплин
Рецензенты:
Внутренний
Внешний

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

22

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

27

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА
ТРАНСПОРТЕ (ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА)
1.1 Область применения учебной программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью
программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на
транспорте (по видам) в части освоения основного вида профессиональной
деятельности (ВПД): организация сервисного обслуживания на транспорте (по
видам транспорта) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. организовывать работу персонала по планированию и
организации перевозочного процесса.
ПК
2.2.
обеспечивать
безопасность
движения
и
решать
профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых
документов.
ПК 2.3. организовывать работу персонала по технологическому
обслуживанию перевозочного процесса.
1.2. Место дисциплины в структуре программы
специалистов среднего звена:
профессиональный модуль входит в профессиональный цикл.

подготовки

1.3 Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения
профессионального модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- применения теоретических знаний в области оперативного
регулирования и координации деятельности;
- применения действующих положений по организации пассажирских
перевозок;
- самостоятельного поиска необходимой информации.
уметь: обеспечить управление движением; анализировать работу
транспорта;
знать:
4

- требования к управлению персоналом;
- систему организации движения;
- правила документального оформления перевозок пассажиров и багажа;
основные
положения,
регламентирующие
взаимоотношения
пассажиров с транспортом (по видам транспорта);
- основные принципы организации движения на транспорте (по видам
транспорта);
- особенности организации пассажирского движения;
- ресурсосберегающие технологии при организации перевозок и
управлении на транспорте (по видам транспорта)
1.4. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 666 часов, в том числе:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 666 часа, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 444 часа;
- самостоятельной работы обучающегося – 222 часов;

5

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
РЕЗУЛЬТАТОМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Профессионального модуля является овладение обучающимися видом
профессиональной деятельности Организация сервисного обслуживания на
транспорте (по видам транспорта) в том числе профессиональными (ПК) и
общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
ОК 1.
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
ОК 2.
методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
ОК 3.
и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации,
ОК 4.
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии
ОК 5
в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
ОК 6.
коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
ОК 7.
(подчиненных), результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
ОК 8.
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
ОК 9.
профессиональной деятельности.
Организовывать работу персонала по планированию и
ПК 2.1.
организации перевозочного процесса.
Обеспечивать
безопасность
движения
и
решать
ПК 2.2.
профессиональные
задачи
посредством
применения
нормативно правовых документов.
организовывать работу персонала по технологическому
ПК 2.3.
обслуживанию перевозочного процесса.

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч.,
лабораторные
курсовая
курсовая
Всего,
работы и
Всего,
работа
работа
часов
часов
практические
(проект),
(проект),
занятия,
часов
часов
часов

Практика

Коды
профессиональных
компетенций

Наименования разделов
профессионального модуля*

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

МДК 02.01 «Организация
движения (по видам транспорта)

300

200

40

-

100

-

-

366

244

40

ПК 2.1 ., 2.2.,
2.3.,

МДК 02.02 Организация
пассажирских перевозок и
обслуживание пассажиров (по
видам транспорта).
Учебная практика
Производственная практика

Всего:

Учебная,
часов

Производственная
(по профилю
специальности),
часов (если
предусмотрена
рассредоточенная
практика)

122

108

216

666

444

80

-

222

-

108

216

Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на
освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и
соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и
отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
*

7

3.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МДК02.01 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ (ПО
ВИДАМ ТРАНСПОРТА)»
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень
освоени
я

1

2

3

4

8

2

Раздел 1
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ
Тема 1.1.
Содержание учебного материала:
1,2
Автомобилизация и
Цель, принципы и задачи государственной политики организации дорожного
дорожное движение
движения
3,4
Нормативно-правовое обеспечение в области организации дорожного движения
5,6
Организация работ центров ОДД в городах
7,8
Основные задачи центров управления ОДД
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение Организация работ центров ОДД
в городах Саратовской области
Тема 1.2
Содержание учебного материала:
9,10 Система ВАДС
Основные направления
деятельности по
Самостоятельная работа обучающихся: презентация: «История происхождения
обеспечению безопасности и первых дорожных знаков»
организации дорожного
движения
Раздел 2
Характеристики дорожного движения
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
11,12
Транспортный поток.
Характеристика транспортного и пешеходного потока
13,14
Пешеходный поток
Транспортный поток. Интенсивность движения.
15,16
Колебания интенсивности движения
17,18
Практическая работа 1,2 Построение графиков интенсивности движения
19,20
Временной интервал. Коэффициент загрузки дороги
Самостоятельная работа обучающихся.Расчет необходимой ширины полосы
движения автомобиля по вариантам. Изучение интенсивности и плотности пешеходного

4
2
2
1

10
2

5

8

Тема 2.3.
Математическое описание
транспортного потока.

Тема 2.4.
Пропускная способность
дороги.

Тема 2.5.
Определение пропускной
способности дороги.

Тема 2.6.
Улично-дорожная сеть.

Тема 3.1.
Классификация и
характеристика методов.

потока в своем районе проживания.
Содержание учебного материала
21,22
Скорость движения. Средняя скорость транспортного потока
23,24
Равномерный транспортный поток
25,26
Основная диаграмма транспортного потока
27,28
Практическая работа 3,4 Построение диаграммы зависимости
Самостоятельная работа обучающихся. Проработка конспектов лекций
Содержание учебного материала
29,30
Пропускная способность полосы движения
31,32
Практическая работа 5,6 Определение минимального необходимого
интервала движения
33,34
Состав транспортного потока. Коэффициент приведения транспортного потока
35,36
Прерывистый транспортный поток
Самостоятельная работа обучающихся. Оформление отчета практических занятий.
Проработка конспектов лекций
Содержание учебного материала
37,38
Пешеходный поток. Качественный показатель пешеходного потока
39,40
Скорость пешеходного потока. Интенсивность пешеходного потока
41,42
Характеристики автомобильных дорог
43,44
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся.Проработка конспектов лекций.
Содержание учебного материала
45,46
Геометрические схемы улично-дорожной-сети (радиальная, радиальнокольцевая, прямоугольная, прямоугольно-диагональная, смешанная)
47,48
История развития путей сообщения в городах.
Самостоятельная работа обучающихся.Изучение улично-дорожной сети городов по
вариантам. Определение схемы улично-дорожной сети. Подготовка сообщения
«История развития путей сообщения в городах Саратовской области».
Раздел 3
Исследования дорожного движения
Содержание учебного материала
49,50
Документальное изучение дорожного движения (сводные данные, картотека,
проектная документация, результаты анкетных обследований, отчетные и

8
2

4
8
2

4
8
2

4
4
2
2

6
2

9

плановые данные об автомобильных перевозках)
Натурные исследования (обследование дорожных условий, исследование
транспортных и пешеходных потоков).
53,54
Моделирование движения (стохастические модели, детерминированные
модели)
Самостоятельная работа обучающихся. Проведение анкетного тестирования о
наиболее лучших маршрутах движения в Саратовской области.
Содержание учебного материала
55,56
Обследование дорожных условий
57,58
Протоколы опроса водителей на дорогах
59,60
Талоны обследования транспортного потока
61,62
Картограммы интенсивности транспортных потоков
51,52

Тема 3.2.
Методика натурных
исследований

63,64

Тема 3.3.
Аппаратура для
исследования дорожного
движения

Тема 3.4.
Изучение статистики
дорожно-транспортных
происшествий

3
10
2

Изучение скорости и задержек на маршруте

Самостоятельная работа обучающихся. Изучение карты дорожно-транспортногопроисшествия г.Саратова
Содержание учебного материала
Классификация аппаратуры (индуктивные детекторы, пневматические,
ультразвуковые, радиолокационные, лазерные)
67,68
Передвижная лаборатория дорожной инспекции ГИБДД
Самостоятельная работа обучающихся.Подробное изучение аппаратуры для
дорожного исследования.
Содержание учебного материала
69,70
Порядок учета и сбора сведений о ДТП
71-73
Статистика нарушений правил дорожного движения РФ

4
4
2

65,66

Картографическое представление расположения мест ДТП
Самостоятельная работа обучающихся. Проведение статистического анализа
дорожно-транспортных происшествий на текущий год.
Содержание учебного материала
76,77
Пятибалльная система опасности пересечения перекрестков
78,79
Десятибалльная система определения опасности пересечения перекрестков

2
7
2

74,75

Тема 3.5.
Анализ конфликтных точек

3
8

2

10

Определение опасности пересечения методом коэффициента опасности.
82,83 Практическое занятие № 7,8.. Исследование состава и интенсивности транспортных
80,81

потоков на объекте.

Самостоятельная работа обучающихся.Оформление отчета практического занятия.
Тема 3.6.
Содержание учебного материала
Исследование конфликтных 84,85
Натурное изучение конфликтных ситуаций
ситуаций
Самостоятельная работа обучающихся. Натурное изучение одного перекрестка по
вариантам.
Раздел 4
Методические основы организации дорожного движения
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
86,87
Основные направления и
Методические направления организации дорожного движения
способы организации
Самостоятельная работа обучающихся. Проработка конспектов лекций.
дорожного движения.
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
88,89
Разделение движения в
Маршрутизация перевозок
90,91
пространстве.
Канализирование движения на перекрестках и перегонах - 1
92,93
Развязка движения в разных уровнях -1
94,95
Введение одностороннего движения-1
Самостоятельная работа обучающихся.Предложение улучшения канализирования
дорожного движения по вариантам заданий.
Тема 4.3.
Содержание учебного материала
96,97
Разделение движения во
Установление приоритета на перекрестках - 1
98,99
времени
Светофорное регулирование на пересечениях БОЛЬНИЧНЫЙ -26ч
100,101 Регулирование движения на ж/д переездах
102-104 Практическое занятие № 9,10. Анализ сложности дорожного движения на

4
2

2

1

2

2

1
8
2

4
12
2

регулируемом перекрестке

Тема 4.4.
Формирование однородного
транспортного потока

105-107 Практическое занятие № 11-13 Изучение задержек транспортных потоков
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение длительности циклов светофорного
объекта. Оформление отчета практических занятий.
Содержание учебного материала
108
Выделение улиц пассажирского движения
109
Создание улиц грузового движения
110
Выделение транзитного движения

6
3
2

11

Тема 4.5.
Оптимизация скорости
движения на улицах и
дорогах

Тема 4.6.
Решение проблем
организации движения
пешеходов

Тема 4.7.
Решение проблем
временных стоянок

Самостоятельная работа обучающихся.Определение улиц транзитного движения
г.Саратова
Содержание учебного материала
111
Ограничение и контроль скоростного режима
112
Меры по повышению скоростного режима
113
Мероприятия по успокоению движения
114
Зональные ограничения скорости
Самостоятельная работа обучающихся. Проработка конспектов лекций.
Содержание учебного материала
115
Устройство пешеходных путей вдоль дорог
116
Оборудование пешеходных переходов
117
Создание пешеходных и жилых зон
118
Организация движения на постоянных пешеходных маршрутах
Самостоятельная работа обучающихся.Изучение организации движения в жилых
зона спальных районов г. Саратова
Содержание учебного материала
119
Организация около тротуарных стоянок
120
Организация внеуличных стоянок
121
Информация и контроль стояночного режима
122-125 Практическое занятие № 14-17 Расчет пропускной способности остановочного

2
4
2

2
4
2

2
7

2

пункта

Тема 4.8
Внедрение
автоматизированных систем
управления движением
Тема 4.9.
Проектирование
организации дорожного
движения

Самостоятельная работа обучающихся. Изучение потребности временных стоянок
улицы по вариантам.
Содержание учебного материала
126,127
Математическая формализация УДС
128,129
Разработка алгоритмов управления дорожным движением
130,131
Аппаратурное обеспечение системы АСУД
Самостоятельная работа обучающихся.Изучение и описание АСУДД в своем районе.
Содержание учебного материала
Задачи, решаемые проектированием организации движения
Этапы при разработке проекта организации движения
136,137 Практическое занятие № 18,19 Расчет пропускной способности дороги
Самостоятельная работа обучающихся. Проработка конспектов лекций. Оформление

3
6
2

3
6
2

132,133
134,135

3

12

отчета практических занятий.
Раздел 5
Практические мероприятия по организации дорожного движения
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Движение на перекрестках 138,139
Виды перекрестков (нерегулируемый, с обозначенным приоритетом, со
светофорным регулированием, с координированным регулированием)
140,141
Варианты организации движением при запрете поворота налево на
перекрестке
142-145 Практическое занятие № 20-23. Составление схемы транспортного потока
146-148 Практическое занятие № 24-26 Исследование интенсивности движения с учетом

11
2

состава транспортного потока

Тема 5.2.
Одностороннее движение

Тема 5.3.
Круговое движение на
пересечениях.

Самостоятельная работа обучающихся.Оформление отчета практического занятия.
Проработка конспектов лекций
Содержание учебного материала
149
Достоинства и недостатки введение одностороннего движения
150,151
Схемы организации одностороннего движения по двум соседним
параллельным улицам
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение организации одностороннего
движения.
Содержание учебного материала
152,153
Схема кругового движения (входы, точки слияния и отклонения, места
перестроения, островки). Достоинства введения кругового движения
154,155

10
3
2

1
7
2

Определение пропускной способности многополосной проезжей части

156-158 Практическое занятие № 27-30 Составление схемы изменения интенсивности
движения по часам суток.

Тема 5.4.
Организация движения
пешеходов

Самостоятельная работа обучающихся.Предложения введения кругового движения
на пересечениях, вместо стандартного пересечения в одном уровне в г.Саратове .
Оформление отчета практических занятий.
Содержание учебного материала
159,160 Общие задачи по организации движения пешеходов. Особенности
пешеходного движения. Установка пешеходных ограждений
161,162 Практическая работа № 31,32 Исследование параметров движения
пешеходного потока

3

4
2

13

Тема 5.5.
Движение маршрутного
пассажирского транспорта.

Тема 5.6.
Временные автомобильные
стоянки

Тема 5.7.
Движение на площадях.
Тема 5.8.
Обеспечение информацией
участников движения.

Тема 6.1.
Движение в темное время
суток

Самостоятельная работа обучающихся.проработка конспектов лекций
Содержание учебного материала
163
Значение и специфика маршрутного пассажирского транспорта.
164
Скорость сообщения на маршруте
165
Пропускная способность остановочного пункта. Размещение остановочных
пунктов
Самостоятельная работа обучающихся.Изучение маршрутов движения
пассажирского транспорта в своем районе проживание. Выявление недостатков и
достоинств.
Содержание учебного материала
166,167 Потребность во временной стоянке автомобилей. Классификация временных
стоянок. Определение размеров стоянок Требования к размещению и
планировке стоянок
168,169 Практическая работа № 33,34 Оценка скоростного режима движения
транспортных средств
Самостоятельная работа обучающихся.Изучение потребности во временных стоянке
в районе проживания.
Содержание учебного материала
170,171
Классификация площадей и различные подходы в организации движения на
площадях.
Самостоятельная работа обучающихся.Проработка конспектов лекций.
Содержание учебного материала
172,173
Классификационный подход к описанию средств информации в дорожном
движении.
174
Принцип системы маршрутного ориентирования
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов лекций.
Раздел 6
Организация движения в специфических условиях.
Содержание учебного материала
175,176
Возможные средства улучшения движения в темное время суток
(направляющие столбики, искусственное освещение, светоотражающая
разметка и дорожные знаки)
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение достоинств и недостатков
движения в темное время суток в районе проживания.

2
3
2

2

4

2

2
2
2
1
4
2

2

2
2
1

14

Тема 6.2.
Искусственное освещение
улиц и дорог

Тема 6.3.
Движение в зимних
условиях

Тема 6.4.
Движение в горной
местности

Тема 6.5.
Железнодорожные
переправы

Тема 6.6.
Организация движения в
местах ремонта дороги
Тема 6.7.
Организация движения при
заторах транспортного
потока

Содержание учебного материала
177,178
Необходимые меры при организации искусственного освещения
179
Схемы расположение вертикальных светильников (размещение)

3

Самостоятельная работа обучающихся: Изучение организации искусственного
освещения в районе проживания. Определение схемы расположения вертикальных
светильников.
Содержание учебного материала
180,181
Дополнительные меры повышения безопасности движения в зимний период
182,183
Очистка дорог от снега. Требования очистки тротуаров, остановочных
пунктов автобусов, троллейбусов, трамваев.
184,185
Практическая работа №35,36 Составление схемы изменения интенсивности
движения по времени года
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов лекций.
Содержание учебного материала

1

Меры обеспечения пассивной безопасности на горных дорогах
Практическая работа №37,38
Выбор предела допустимой скорости
движения на дорогах и улицах
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщения : «Правила езды по
горным дорогам ночью»
Содержание учебного материала
190,191
Мероприятия по обеспечению безопасности железнодорожного переезда
192,193
Необходимые условия видимости на железнодорожном переезде
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение «История железнодорожной
Саратовской переправы»
Содержание учебного материала
194,195
Меры по организации дорожного движения в местах ремонта дорог
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение правильности расстановки знаков
и организации дорожного движения в местах ремонта дорог на конкретных примерах.
Содержание учебного материала
196
Классификация заторов и заторовых состояний. Меры по предотвращению
заторов
197,198
Практическая работа №39,40 Оформление картограммы интенсивности

2

6

2

3
4

186,187
188,189

2
2
4
2
2
2
2
1
4
2

15

транспортных потоков
Самостоятельная работа обучающихся: Определение классификации заторов по
вариантам заданий.
199,200
Дифференцированного зачета
Всего:
МДК 02.02
Организация
пассажирских перевозок и
обслуживание пассажиров
(по видам транспорта)
Тема 1
Основы пассажирских
перевозок

Тема 2
Управление перевозками
пассажиров

2
2
300
366

Содержание учебного материала:
Роль и значение пассажирского транспорта в жизни общества
Развитие пассажирского транспорта. Характеристика пассажирского
транспорта
5,6
Виды пассажирского транспорта Характеристика работы пассажирского
транспорта
7,8
Доктрина автомобильных пассажирских перевозок
9,10
Принципы пассажирских перевозок
11,12
Нормативная основа пассажирских перевозок и багажа
13,14
Практическая работа 1,2 Условия эксплуатации пассажирского
автомобильного транспорта
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка доклада на тему «Преимущества
пассажирского автомобильного транспорта». Оформление отчета практических занятий.
Содержание учебного материала:
15,16
Основные принципы управления перевозками. Общие функции
17,18
Пассажирские перевозки как объект управления
19,20
Основные принципы формирования структуры управления АТО
21,22
Административная система управления перевозками
23,24
Управление автотранспортной организацией. Структура АТО
25,26
Структура и задачи службы эксплуатации АТО
27,28
Структура и задачи производственно-технической службы АТО

14

1,2
3,4

2

7
20

2

16

Практическая работа 3,4 Составление вариантов структурной схемы отдела
эксплуатации
31,32
Структура организаций междугородних пассажирских перевозок
33,34
Практическая работа 5,6 Требование к специалистам АТО. Виды
ответственности
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка доклада на тему «Заводыизготовители автобусов» Оформление отчета практических занятий.
Содержание учебного материала:
29,30

Тема 3
Потребность в
пассажирских перевозках

Тема 4
Организация
движения пассажирских
автомобильных перевозок.

Централизация и координированное управление движения
37,38
Централизованное диспетчерское управление движения
39,40
Транспортные и пешеходные передвижения. Виды поездок
41-44
Транспортные маршруты
Самостоятельная работа обучающегося: Проработка конспектов лекций.
Содержание учебного материала:
45,46
Передвижение пассажиров и способы удовлетворения спроса перевозки
47,48
Методы изучения транспортной подвижности
49,50
Спрос на таксомоторные и заказные перевозки

2

10
10

35,36

51,52
53,54
55,56

Практическая работа 7 Изучение пассажиропотоков.
Практическая работа 8 Расчет транспортной подвижности
Классификация подвижного состава

57,58
59,60

Эксплуатационные качества подвижного состава

2

5
18
2

2

Технико-эксплуатационные и результирующие показатели использования
подвижного состава

Практическая работа 9,10 Расчет ТЭПов использования подвижного состава
Самостоятельная работа обучающегося: построение на миллиметровой бумаге эпюр
распределения пассажиропотока по часам суток и участкам маршрута (
индивидуальные задания); подготовка доклада на тему «Экипировка автобусов».
Оформление отчета практических занятий.
Содержание учебного материала:
63,64
Оборудование и экипировка подвижного состава
61,62

Тема 5
Организация
маршрутной системы

65,66
67,68

9

14
2

Основы маршрутной технологии
Технико-эксплуатационные показатели маршрутов

17

69-72
73,74
75,76

Тема 6. Лицензирование
пассажирских перевозок

Организация, изменения и закрытие маршрутов
Остановочные, контрольные и технические пункты маршрутов
Оптимизация маршрутной системы

Самостоятельная работа обучающегося: составление плана-конспекта на тему
«Характеристика показателей парка автобусов».

8

Содержание учебного материала:

30

77,78
79,80
81,82

83,84

85-88
89,90
91,92
93-96
97,98
99,100

Понятие о лицензировании. Основные предпосылки государственного
регулирования транспортной деятельности.

2

Основные формы государственного регулирования транспортной
деятельности
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Цели введения
системы лицензирования Виды лицензий. Компетенции лицензирующих
органов
Орган, выдающий лицензии. Документы, необходимые для получения
лицензии. Пункты, указываемые в лицензии. Определение стоимости
лицензии.
Практическая работа № 11-14 Работа с нормативными документами
Мероприятия по контролю за выполнением лицензионных требований и
условий. Приостановление действия лицензии при их невыполнении.
Порядок составление должностным лицом (лицами) акта в результате
проверки.
Практическая работа № 15-18 «Система транспортного права»

Деятельность Российской транспортной инспекции (РТИ).
Практическая работа № 19-20 «Лицензирование отдельных видов транспортной
деятельности»

101,102
103- 106

Порядок выдачи лицензий в различных странах. Особенности в определении
объекта лицензирования
Практическая работа № 21-24 «Договор перевозки пассажиров»

Самостоятельная работа обучающегося: написание реферата на тему «Российская
транспортная инспекция как орган, выдающий лицензию». подготовка доклада на тему
«Плановый и внеплановый контроль лицензируемого вида деятельности». «Порядок
обжалования действий органов РТИ». Оформление отчета практических занятий.

2

15

18

Содержание учебного материала:
Задачи организация перевозок
Нормирование скоростей движения на маршрутах
115-118
Практическая работа № 25-28 « Расчёт и нормирование скоростей
движения»
119-122
Определение потребности в подвижном составе и распределение автобусов на
маршрутах
123-126
Режимы труда водителей и другого линейного персонала
127-130
Составление расписания движения
131-134
Резервирование подвижного состава
135,136
Составление нарядов на работу кондукторов и водителей
137-140
Практическая работа № 29-32 Составление расписаний движения
автобусов городских маршрутов в табличной форме
141,142
Контрольная работа № 1 (тестирование) «Технология и организация
маршрутных перевозок пассажиров в городском сообщении»
Самостоятельная работа обучающегося: подготовка доклада на тему «Документы,
необходимые водителю при осуществлении международных пассажирских перевозок».
Оформление отчета практических занятий.
Тема 8.
Содержание учебного материала:
Технология и организация 143-145 Организация и технология междугородных и международных перевозок
перевозок пассажиров в
пассажиров
междугородном и
146-149
Особенности организации междугородных перевозок
международном
150-153
Технологический процесс работы автовокзала
сообщениях
154-157
Организация перевозок багажа и почты
158-160
Использование контрольных устройств (тахографов)
Тема 7. Технология и
организация маршрутных
перевозок пассажиров в
городском сообщении

30

107-110
111-114

161,162
163,164
165,166

2

15
24
2

Организация специальных и туристско-экскурсионных автобусных перевозок
Перевозка пассажиров в сельской местности

Технология и организация перевозок пассажиров в м/г и м/н сообщениях»
Самостоятельная работа обучающегося: написание
реферата на тему
«Автотранспортный контроль за проездом пассажирских автомобильных транспортных
средств через Государственную границу России». «Электронное контрольное
устройство, применяемое на транспортных средствах при перевозке пассажиров в

12

19

международном сообщении» Оформление отчета практических занятий.
Тема 9
Технология и организация Содержание учебного материала:
перевозок легковыми
167-170
Технология использования легковых автомобилей
автомобилями
171-174
Технология перевозок пассажиров автомобилями такси.
175-178
График работы автомобиля такси на линии и режим работы водителя
Практическая работа № 33-36. Составление графиков выпуска такси на
линию
183,184
Организация проката, хранения и парковок легковых автомобилей.
185,186
Контрольная работа № 2 « Таксомоторные перевозки»
Самостоятельная работа обучающегося: написание реферата на тему « Повышение
культуры обслуживания населения автомобилями-такси»; составление плана конспекта
на тему «Основные правила перевозки пассажиров в автомобилях такси».
Тема 10.
Содержание учебного материала:
Диспетчерское управление 187-190 Основы диспетчерского управления перевозками
191-194
пассажирскими
Характеристика нарушения движения
195-198
перевозками
Внутрипарковая диспетчеризация
199-202
Диспетчерское управление городских, пригородных перевозок
203-205
Диспетчерское управление междугородних и международных перевозок
206-208
Диспетчерское управление таксомоторными перевозками.
209-211
Практическая работа № 37-39 Составление графиков водителей и кондукторов

20
2

179-182

2
10

24
2

по различным формам организации труда

Тема 11.
Качество обслуживания
пассажиров

Самостоятельная работа обучающегося: составление плана-конспекта на тему
«Основы диспетчерского управления движением автобусов»
Содержание учебного материала:
212,213
214-216
217-219

12
14
2

Основы управления качеством перевозок пассажиров
Показатели и нормативы качества перевозок пассажиров

Сертификация услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом
220-222
Система управления качеством АТО
223,224
Практическая работа № 40 «Качество обслуживание пассажиров»
Самостоятельная работа обучающегося: написание реферата на тему «Качественная

7

20

Тема 12.
Оплата проезда и провоза
багажа

Тема 13.
Учёт и контроль
перевозок
пассажиров

характеристика обслуживания населения автобусным транспортом». «Комплексная
система управления качеством перевозок пассажиров таксомоторами».
Содержание учебного материала:
225-227
Система оплаты проезда и провоза багажа
228-230
Льготы пассажирам по оплате проезда и перевозке мобильных граждан
231-233
Тарифы на пассажирском транспорте
234,235
Билеты и квитанции.
236-237
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту
использования отпуска и обратно
Самостоятельная работа обучающегося: написание реферата на тему «Контрольноревизорская служба на автобусном транспорте; контрольно ревизорская служба на
таксомоторном транспорте»
Содержание учебного материала:
238-240
Учёт и контроль перевозок пассажиров
241,242
Контроль за деятельностью перевозчиков. Работа по обращениям
пассажиров
Самостоятельная работа обучающегося: написание реферата на тему «Методы линейного
контроля используемые на пассажирском автомобильном транспорте»
243,244

Итого:
Всего

Дифференцированный зачет

13
2

8

5

3
2
366
666

21

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1

Требования

к

минимальному

материально-техническому

обеспечению
Реализация профессионального модуля требует наличия учебного
кабинета «Организации безопасности дорожного движения»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству студентов»
- комплект аудио-видео материалов (на магнитных и электронных
носителях);
- маркерная доска;
- раздаточные материалы к учебным занятиям.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- лицензионное

и

бесплатно

распространяемое

программное

обеспечение;
- мультимедиа проектор.
Реализация

учебной

дисциплины

предполагает

обязательную

производственную практику на действующих предприятиях автомобильного
транспорта. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест при
прохождении

практики

по

профилю

специальности

должно

отвечать

требованиям, установленным для предприятий автомобильного транспорта в
РФ. С предприятиями заключаются договоры на проведение практики
студентов.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы

22

Основные источники:
1.О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 8
августа 2001 г. №128-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) // Российская газета.
2001. 10 августа; Российская газета. 2009. 29 декабря.
2. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта: Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ // Российская
газета. 2007. 17 ноября.
3. Об организации лицензирования отдельных видов деятельности:
Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 №45 (в ред. от 15 июня
2009 г.) // Российская газета. 2006. 17 февраля; Российская газета. 2009. 24
июня.
4. Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек
(за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для
обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя): Постановление Правительства РФ от 30 октября 2006 г.
№637 // Российская газета. 2006. 5 ноября.
5. Алексеева С.Н. Лицензирование перевозок по новым правилам //
Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. №1. С. 2328.
6. Николаева К.С. Пассажирские перевозки // Вмененка. 2017
7. Попов, Е. Ю. Лицензирование и сертификация на автомобильном
транспорте [Электронный ресурс] : учебное пособие : самост. учеб. электрон.
изд. / Е. Ю. Попов ; Сыкт. лесн. ин-т. – Электрон. дан. – Сыктывкар : СЛИ,
2015. – Режим доступа: http://lib.sfi.komi.com. – Загл. с экрана.
8.Клинковштейн Г.Н. Организация дорожного движения. – М.: Транспорт,
2015. – 248 с.
9.Спирин И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными
перевозками: Учебник для студ. учреждений среднего проф. образования . Издательский центр «Академия»,2016 г.
10.Рябоконь Ю.А. Организация и безопасность движения. Учебное пособие.
Омск 2016г.
Дополнительные источники:

23

Блатнов М.Д. Пассажирские автомобильные перевозки: Учеб. для

1.

средних специальных учебных заведений. — М.: Транспорт, 2001. — 222
с.
2.

Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения. М.:
Высшая школа, 2012. – 383 с.

3.

Сильянов В.В., Домке Э.Р. Транспортно-эксплуатационные качества
автомобильных дорог и городских улиц. М.: Academia; 2012 – 347с.

4.

Спирин И. В. Автотранспортное право: Учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский
центр «Академия», 2006. — 304 с.

5.

Организация дорожного движения в городах; Методическое пособие;
Под общ.ред. Ю.Д. Шелкова/ Научно-исследовательский центр ГАИ
МВД России. – М.: 2013. – 143 с.

6.

Российская автотранспортная энциклопедия: В 4 т. / Под рук.
А.П.Насонова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: МАДИ, 2001.

7.

Михайлов

А.Ю.,

Головных

И.М.

Современные

тенденции

проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. –
Новосибирск: Наука, 2014. – 267 с.
Дополнительные источники:

8. Талицкий "Безопасность движения на автомобильном транспорте",
справочник .

9. Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность
движения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Э. Горев,
Е.М. Олещенко. – 3-е издание. стер. – М.: «Академия» - 2012.
Интернет – ресурсы:
1. http://www.book.ru – электронная библиотечная система.
2. http://www.bibliotekar.ru – Электронная библиотека. Моделирование
транспортных процессов.
3. http://www.techliter.ru – Моделирование транспортных процессов.
Учебники, методическое пособие и учебные пособия.
24

4. http://www.mat.net – электронная библиотека по математике.
5. http://www.belsut.gomel.by– электронная библиотека. Общий курс транспорта.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты
(освоенные профессиональные
компетенции)
Организовывать работу персонала
по планированию и организации
перевозочного процесса.

Обеспечивать безопасность
движения и решать
профессиональные задачи
посредством применения
нормативно-правовых
документов.

Организовывать работу персонала
по технологическому
обслуживанию перевозочного
процесса.

Основные показатели оценки
результата
построение суточного планаграфика работы маршрута;
определение показателей
суточного плана-графика работы
автопарка;
определение технологических
норм времени на нулевые
пробеги;
использование программного
обеспечения для решения
эксплуатационных задач;
определение функциональных
возможностей автоматизированных систем, применяемых в
перевозочном процессе;
умение рассчитывать показатели
работы
автотранспортного
предприятия
точность и правильность
оформления технологической
документации;
выполнение анализа случаев
нарушения безопасности
движения на транспорте;
демонстрация умения
использования документов,
регламентирующих безопасность
движения на транспорте;
умение подбирать подвижной
состав с учетом дорожных и
климатических
условий
перевозок
ведение технической
документации;
составление
сменно-суточного
плана

Формы и
методы
контроля и
оценки
экспертная оценка
деятельности(на
практике, в ходе
практического
занятия,
устного
опроса)

экспертная оценка
деятельности(на
практике, в ходе
практического
занятия,
устного
опроса)

экспертная оценка
деятельности(на
практике, в ходе
практического
занятия,
устного
опроса)

25

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК 1 Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3 Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5 Использовать
информационнокоммуникационные технологии
в профессиональной
деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и в
команде, эффективно общаться с

Основные показатели
оценки результата

Формы и методы
контроля и оценки

проявление
интереса
будущей профессии

к интерпретация
результатов
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
освоения
образовательной
программы
выбор и применение методов интерпретация
и
способов
решения результатов
профессиональных задач в наблюдений
за
области
организации деятельностью
перевозок;
обучающегося
в
оценка
эффективности
и процессе
освоения
качества выполнения задач
образовательной
программы
решения
стандартных
и интерпретация
нестандартных
результатов
профессиональных задач в наблюдений
за
области
организации деятельностью
перевозок
обучающегося
в
процессе
освоения
образовательной
программы
эффективный поиск, ввод и интерпретация
использование информации, результатов
необходимой для выполнения наблюдений
за
профессиональных задач
деятельностью
обучающегося
в
процессе
освоения
образовательной
программы
использование
интерпретация
информационнорезультатов
коммуникационных
наблюдений
за
технологий
для
решения деятельностью
профессиональных задач
обучающегося
в
процессе
освоения
образовательной
программы
умение работать в команде в интерпретация
ходе обучения
результатов

26

коллегами, руководством,
потребителями.

ОК 7 Брать на себя
ответственность за работу
членов команды (подчиненных),
за результат выполнения
заданий.

самоанализ
и
коррекция
результатов
собственной
деятельности;
умение принимать совместные
решения в том числе и в
нестандартных ситуациях

ОК 8 Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.

организация самостоятельных
занятий
при
изучении
профессионального модуля;
планирование обучающимися
квалифицированного уровня в
области
организации
перевозок и управлении на
транспорте
эффективный поиск, ввод и
использование
технологических новинок в
профессиональной
деятельности

ОК 9 Ориентироваться в
условиях частой смены
технологий в профессиональной
деятельности.

наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
освоения
образовательной
программы
интерпретация
результатов
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
освоения
образовательной
программы
интерпретация
результатов
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
освоения
образовательной
программы
интерпретация
результатов
наблюдений
за
деятельностью
обучающегося
в
процессе
освоения
образовательной
программы

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».