МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ Саратов, 2023г. 1 Рабочая ОДОБРЕНО на заседании МК « » модуля программа составлена профессионального в соответствии Протокол № ____ от «___» _____ 2023 г. требованиями Председатель профессии/специальности СПО _____________ /__И. Н. Бирюкова_____/ ФГОС с по 23.02.01 "Организация перевозок и управление на транспорте" (по видам) УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по ООП ______________ /______Е.В. Рожкова___/ «___» _______ 2023 г. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Составитель: Бирюкова Ирина Николаевна преподаватель спец.дисциплин Рецензенты: Внутренний Внешний 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 7 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 22 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 27 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 «ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО - ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА)» 1.1. Область применения учебной программы Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация транспортно - логистической деятельности (по видам транспорта) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 1. ПК 3.1. Организовывать работу персонала по оформлению и обработке документации при перевозке грузов и пассажиров и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями. 2. ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов. 3. ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика. 4. ПК 3.4. Выбирать транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов. 5. ПК 3.5. Учитывать порядок оформления документов при перевозке различных грузов в международном сообщении и организацию работы таможни. 6. 1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: – оформления перевозочных документов; – расчета платежей за перевозки; уметь: – рассчитывать показатели качества и эффективности транспортной логистики; – определять класс и степень опасности перевозимых грузов; – определять сроки доставки; знать: – основы построения транспортных логистических цепей; – классификацию опасных грузов; – порядок нанесения знаков опасности; – назначение и функциональные возможности систем, применяемых в грузовой работе; – правила перевозок грузов; – организацию грузовой работы на транспорте; – требования к персоналу по оформлению перевозок и расчетов по ним; – формы перевозочных документов; – организацию работы с клиентурой; 4 – – – – – – – грузовую отчетность; меры безопасности при перевозке грузов, особенно опасных; меры по обеспечению сохранности при перевозке грузов; цели и понятия логистики; особенности функционирования внутрипроизводственной логистики; основные принципы транспортной логистики; правила размещения и крепления грузов 1.4. Количество часов на освоение программы профессионального модуля: всего – 1227 часов, в том числе: - максимальной учебной нагрузки обучающегося – 975 часов, включая: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 650 часов; - самостоятельной работы обучающегося – 325 час; учебной и производственной практики252 часа. 5 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация транспортно - логистической деятельности (по видам транспорта), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код Наименование результата обучения ПК 3.1 Организовывать работу персонала по оформлению и обработке документации при перевозке грузов и пассажиров и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями. ПК 3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов. ПК 3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика. Выбирать транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов ПК 3.4 грузов. Учитывать порядок оформления документов при перевозке различных грузов в ПК.3.5 международном сообщении и организацию работы таможни Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, ОК 1 проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для ОК 4 эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ. 03 Организация транспортно – логистической деятельности (по видам транспорта) Код профессиона льных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Обязательная аудиторная учебная Самостоятельная нагрузка обучающегося работа обучающегося Всего, в т.ч. в т.ч., Всего, в т.ч., часов часов лабораторные курсовая курсовая работы и работа работа практические (проект), (проект), часов часов занятия, Практика Учебная , часов Производствен ная (по профилю специальности) , часов 9 10 часов 1 ПК 3.1-3.3 2 3 4 5 6 7 8 - 125 25 124 - 76 - МДК.03.01. Транспортноэкспедиционная деятельность (по видам транспорта) 375 250 40 МДК.03.02. Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта) 372 248 40 МДК.03.03. Перевозка грузов на особых условиях. Учебная практика Производственная практика (по профилю специальности) часов 228 Всего: 152 20 - 108 144 975 650 100 325 25 108 144 7 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 03 Организация транспортно логистической деятельности (по видам транспорта) Наименование Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, Объем часов Уровень освоения разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 1 2 МДК 03.01 Транспортноэкспедиционная деятельность (по видам) Введение Содержание учебного материала: 1,2 Основные понятия и определения транспортно-экспедиционной деятельности Раздел 1 Субъекты и классификация услуг транспортно-экспедиционной деятельности Тема 1.1 Содержание учебного материала: 3,4 Понятие и Классификация субъектов транспортно-экспедиционной определение деятельности транспортно5,6 Договор транспортной экспедиции экспедиционного 7,8 Договор об организации транспортного обслуживания обслуживания 9,10 Содержание договора об организации транспортного обслуживания 11,12 Транспортно-экспедиционные операции 13,14 Виды транспортно-экспедиционного обслуживания Самостоятельная работа обучающегося: Сообщение «Конкуренция на рынке транспортных услуг» Тема 1.2 Содержание учебного материала: Анализ 15,16 Экспедиционное обслуживание. Посредническое обслуживание структуры транспортно 17,18 Практическая работа 1,2 Коммерческие услуги. Сервисные экспедиционного услуги обслуживания Самостоятельная работа обучающегося: Доклад на тему: «Формы правовых (виды отношений в транспортной экспедиции». обслуживаний) Тема 1.3 Содержание учебного материала: Субъекты 19,20 Классификация участников транспортно-экспедиционной 3 375 4 2 2 77 12 2 6 4 2 2 5 2 8 транспортнодеятельности экспедиционного 21-23 Характеристика спроса ТЭУ при автомобильных перевозках обслуживания. Самостоятельная работа обучающегося: Составить плана-конспекта на тему: «Консалтинговые и логистические компании». Тема 1.4 Содержание учебного материала: 24,25 Правовые основы Нормативно-законодательные основы ТЭД транспортно26,27 Основные направления деятельности АЭР экспедиционной 28,29 Основные задачи международной федерации экспедиторской деятельности ассоциации (ФИАТА) 30,31 Основные понятия эффективности ТЭД 32,33 Практическая работа № 3,4 Показатели эффективности ТЭД 34,35 Основные факторы ТЭД эффективности в международных перевозках 36 Структура транспортно-экспедиционной деятельности 37-39 Понятие рейтинга ТЭД. Показатели определяющие критерии рейтинга 40,41 Практическая работа № 5,6 Основные критерии определяющие рейтинг 42-44 Техническая оснащенность транспортно-экспедиционной деятельности Самостоятельная работа обучающегося: Доклад на тему: «Транспортный процесс и транспортно-экспедиционное обслуживание Тема 1.5 Содержание учебного материала: 45,46 Международная Сегментирование рынка транспорта федерация 47,48 Анализ, планирование, прогнозирование рынка транспортных экспедиторских услуг. ассоциаций 49 Оборотный мультимодальный транспортный коносамет 50 Правовые формы коносамента ФИАТА 51 Ответственность экспедитора по коносаменту ФИАТА 52 Экспедиторский сертификат перевозки ФИАТА 53 Экспедиторская расписка ФИАТА. 54 Складская расписка ФИАТА 55 Интермодальное весовое свидетельство отправителем ФИАТА 56,57 Практическая работа № 7,8 Заполнение оборотной мультимодальной транспортной коносамента ФИАТА (Negotiable FIATA multimodal bill of lading – FBL) 58,59 Основный цели и задачи ассоциации российских экспедиторов 60 Базисные условия поставки 3 21 2 2 2 11 28 2 2 9 Технологические особенности транспортировки История создания ИНКОТЕРМС Правила внутринациональной Страховое покрытие. Контроль Пояснение используемых в ИНКОТЕРМС-2010 терминов Сроки поставки товаров в контр Транспортное страхование Самостоятельная работа обучающегося: Реферат на тему: «КДПГ и ее правовое значение». Тема 1.6 Содержание учебного материала: 72,73 Ассоциация Основные цели и задачи ассоциации российских экспедиторов международных 74,75 Международные и национальные ассоциации, регулирующие российских деятельность экспедиторов и агентов. экспедиторов 76-79 Практическая работа 9-12 Работа с договорной документацией. Анализ распределения затрат различных сторон в зависимости от условий поставки Самостоятельная работа обучающегося: доклад на тему: «Тенденции развития 61,62 63 64,65 66,67 68 69,70 71 14 8 2 4 рынка транспортно-экспедиционных услуг», «Интеграционные процессы в развитии рынка транспортных услуг» Раздел 2 Транспортно-экспедиционное обслуживание на транспорте Тема 2.1 Содержание учебного материала: Основы 80,81 Основы планирования технологического процесса транспортнотехнологической экспедиционного обслуживания подготовки 82,83 Классификация грузов: требования и правила, технологические транспортноособенности транспортировки экспедиционного 84,85 Планирование транспортировки грузов на особых условиях обслуживания 86,87 Проверочные тесты по теме 1.2 88,89 Практическая работа № 13,14 Расчетно-аналитическая работа 90,91 18 2 «Разработка плана привлечения груза к перевозке и оформление заказа на перевозку и экспедирование» Практическая работа № 15,16 игровое проектирование «Разработка технологической схемы доставки грузов» Организация и технология транспортно-экспедиционных операций. 94,95 Система фирменного транспортного обслуживания как логистическая система: её роль в обеспечении устойчивого функционирования компании на рынке транспортных услуг. 96,97 Критерии оптимизации перевозок. Самостоятельная работа обучающегося: Доклад на тему: «Виды планов и 92,93 9 10 методы планирования технологического процесса ТЭО», « Виды и способы классификации грузов, предъявляемых к ТЭО». Презентация «Различия в планировании транспортно-экспедиционного обслуживании по видам и группам грузов» Тема 2.2 Содержание учебного материала: Техническое 98-100 Планирование, проектирование и оптимальная эксплуатация обеспечение логистических систем транспортно101,102 Физические элементы транспортно-экспедиционного обслуживания: экспедиционной подвижной состав, пути, склады, терминалы деятельности 103,104 Организация внутрипроизводственной логистики: тара и упаковка, маркировка, пакетирование и контейнеризация 105,106 Координация развития и технологического взаимодействия в работе транспорта и складов. 107,108 Практическая работа №18,19 мини кейс «Модульная система Volvo» 109,110 Планирование подачи - уборки грузов на склады. 111,112 Практическая работа № 20,21 расчетное задание «Сравнительный анализ, проектирование и оценка использования автомобилей самосвалов и бортовых автомобилей» 113,114 Логистические центры 115,116 Практическая работа № 22,23 расчетное задание «Выбор рациональной схемы взаимодействия видов транспорта» 117,118 Проверочные тесты по теме 2.2 Самостоятельная работа обучающегося: эссе «Логистическая система: структура и взаимосвязь с функциональными областями логистики», «Ключевые вопросы планирования и проектирования логистических систем: методы и методики» Тема 2.3 Содержание учебного материала: 119,120 Организационное Основы планирования технологического процесса транспортно-экспедиционного обслуживания обеспечение 121,122 Документальное оформление экспедирования транспортно-экспедиционных операций 123,124 Информационные технологии в обеспечении транспортного экспедирования 125,126 Проверочные тесты по теме 2.3 127-129 Практическая работа № 24-26 анализ практической ситуации «Базовый элемент» 130-133 Понятие посреднического обслуживания (организационно посредническое, консультационно-аналитическое, информационное обслуживание). 21 2 11 19 2 11 Практическая работа № 27-30 анализ практической ситуации «На пути к мировым стандартам» Самостоятельная работа обучающегося: доклады «Технологические процессы в ТЭД: особенности и классификация»; «План технологического процесса ТЭ обслуживания: документальная основа»; презентация «Выбор экспедитором перевозчика: процедура, критерии, методы, оценки» Тема 2.4 Содержание учебного материала: 138,139 Экономические Экономика транспортного экспедирования 140,141 основы Ценообразование и структура издержек в транспортной экспедиции 142,143 Оптимизация транспортно-экспедиционной деятельности экспедирования: 144,145 Геоэкономические предпосылки создания и реализации Россией особенности комплексной системы развития международных транспортных и измерители коридоров 146,147 Смешанные и интермодальные перевозки с участием различных видов транспорта. 148,149 Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. 150,151 Международные транспортные коридоры. 152,153 Экономический эффект от использования логистики 154,155 Примеры логистической оптимизации материального потока в сфере обращения. 156,157 Практическая работа № 31,32 кейс «Выбор поставщика» 158 Проверочные тесты по теме 2.5 Самостоятельная работа обучающегося: доклад «Система показателей экономической деятельности ТЭ предприятия»; эссе «Имущественный комплекс организации ТЭ: особенности» Тема 2.5 Содержание учебного материала: Основы 159,160 Транспортно-экспедиционное обслуживание населения транспортно161,162 Транспортно-экспедиционное обслуживание на пассажирском экспедиционного транспорте обслуживания 163,164 Штабная и линейно-штабная организационные структуры. населения 165-167 Ситуационный, процессный подходы к управлению АТП. 168-170 Системный и математический подходы к управлению АТП. 171-173 Виды организаций. 174-177 Роль менеджмента в обществе. Уровни управления в менеджменте и АТП. 178,179 Метод принятия управленческого решения на основе творческого мышления. 180 Проверочные тесты по теме 2.5 Самостоятельная работа обучающегося: доклады «Внешние и внутренние 134-137 9 20 2 10 22 2 11 12 факторы, определяющие спрос на услуги ТЭО населения»; « Конкурентоспособность отечественных предприятий выполняющие ТЭО населения» Раздел 3 Регулирование ТЭД Тема 3.1 Содержание учебного материала: 181,182 Регулирование Предмет регулирования ФЗ «О транспортно-экспедиционной транспортнодеятельности» экспедиционной 183,184 Права экспедитора и клиента. Обязанности экспедитора и клиента деятельности 185,186 Ответственность экспедитора и клиента. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза 187 Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза 188,189 Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции 190,191 Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором. Претензии и иски. 192,193 Практическая работа № 33,34 кейс «Базисные условия поставки» 194,195 Практическая работа № 35,36 кейс «Выбор посредника» 196,197 Практическая работа № 37,38 расчетное задание «Как застраховать ущерб?» 198,199 Практическая работа №39,40 игровое проектирование «Как распределить ответственность и предотвратить риски?» Самостоятельная работа обучающегося: эссе «Проблема выбора ТЭ посредника»; «Проблема выбора оптимальных условий поставки» Тема 3.2 Содержание учебного материала: 200,201 Связь маркетинга и логистики: сходство и различия. Маркетинг 202,203 Логистика в коммерческой деятельности, сбытовые и транспортнораспределительные функции. складских услуг 204,205 Каналы товародвижения и структурные схемы размещения торговых складов на каналах товародвижения. 206,207 Регулирование транспортного и складского рынка 208,209 210,211 212,213 214,215 19 2 9 16 2 Методы изучения и регулирования транспортного и складского рынка. Принципы ценообразования. Размещения торговых складов на каналах товародвижения. Критерии качества автотранспортных услуг 13 Самостоятельная работа обучающегося: эссе «Страхование на транспорте: проблемы и перспективы развития», презентация Уровни, классификация товаров Тема 3.3 Содержание учебного материала: 216-219 Информационное Цель и роль информационных потоков в логистических системах. обеспечение Общая классификация информационных потоков. транспортной 220-223 Информационные телекоммуникационные системы для логистики непрерывного слежения за движением материальных потоков. 224-227 Моделирование информационных технологий грузовых перевозок. 228-231 Управление цепочками поставок. Информационные системы грузовых перевозок. 232-235 236-239 240-243 Тема 3.4 Развитие транспортнологистических систем в российской федерации 8 34 2 Управление цепочкой поставок - SCM (информационно-логистический аспект). Информационные технологии транспортной логистики в городских пассажирских перевозках Информационные технологии транспортной логистики товарного потока Содержание учебного материала: 244,245 Российский рынок логистических услуг 246,247 Автомобильный транспорт в системе логистики Российской Федерации 248 Проверочные тесты по разделу 3 Самостоятельная работа обучающегося: конспект на тему: Общая классификация информационных потоков. конспект на тему: Информационные системы грузовых перевозок 249,250 Дифференцированный зачет 17 2 14 МДК 03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта) Раздел 1. Тема 1.1 Сущность и задачи транспортной логистики. Тема 1.2 Правила оформления перевозочных документов. Транспортная логистика, показатели качества и эффективности работ. Содержание учебного материала: 1,2 3,4 5,6 Практическое занятие № 1 Виды и формы путевого листа Практическое занятие № 2 Заполнение путевого листа перед выездом на линии и возврату в организацию 14,15 Практическое занятие № 3,4 Товарно-транспортная накладная. Содержание и заполнение Договор на перевозку грузов Содержание договора на перевозку грузов Практическое занятие № 5,6 Оформление договора транспортной экспедиции Договор об организации транспортного обслуживания 22,23 Тема 1.3 Междугородние и международные перевозки 2 3 17 Документация при перевозке грузов. Путевой лист. Содержание документа 10 11-13 16,17 18,19 20,21 6 Маршрутизация грузовых перевозок Устав автомобильного транспорта Ответственность участников перевозок в соответствии с Уставом Самостоятельная работа обучающегося: Реферат на тему реферата на тему: «Эволюция современной логистики». Содержание учебного материала: 7-9 67 Самостоятельная работа обучающегося: Доклад на тему: «Взаимодействие участников перевозочного процесса на стадии отправления груза»; Реферат на тему: «Логистика, как область хозяйственной деятельности». Содержание учебного материала: Разовый заказ. Централизованные перевозки грузов 24-26 27,28 Практическое занятие № 7,8 Организация междугородних перевозок 29,30 Централизованные междугородние перевозки грузов 31,32 Междугородние комбинированные перевозки 33,34 Тракторно-трейлерные перевозки 2 2 2 9 13 2 2 15 35,36 Тема 1.4 Организация движения подвижного состава Тема 1.5 Научно-методологические основы логистики. Тема 1.6 Логистические системы и их элементы. Тема 1.7 Логистика запасов. Логистика складирования Организация перевозок грузов в международном сообщении Самостоятельная работа обучающегося: сообщение «Конвенции и соглашения о международных перевозках» Содержание учебного материала: 37,38 Система организации движения подвижного состава Контейнерные перевозки 40,41 Движение ПС при доставке контейнеров 42,43 Пакетный способ перевозки грузов Самостоятельная работа обучающегося: Проработка конспекта лекции Содержание учебного материала: 6 7 2 39 Параметры качества транспортного обслуживания потребителя Самостоятельная работа обучающегося: Реферат на тему «Логистические операции». Содержание учебного материала: 46,47 Оценка уровня значимости показателей ТЛО 48,49 Основные типы и виды запасов. Системы управления Содержание учебного материала: 3 2 44,45 50 51 52,53 54 55,56 2 1 4 2 8 Виды и функции складов Проблемы функционирования Оперативное планирование перевозочного процесса. 2 Практическая работа № 9 Оперативное планирование перевозочного процесса. 2 Алгоритм определения кратчайшего расстояния Формулировка транспортной задачи. Самостоятельная работа обучающегося: Доклад на тему: «Категория товарно-материальных запасов». Составить план - конспект на тему: «Измерители материального потока». Содержание учебного материала: 58 Методы решения задачи транспорт. Обслуживания различных видов транспорта 59 Методы решения задач транспортного обслуживания 57 Тема 1.8 Логистические концепции стратегии качества обслуживания. Тема 1.9 Моделирование Содержание учебного материала: 60,61 Понятие кольцевого маршрута. Составление рационального 6 2 2 8 2 16 транспортных сетей и расчет кратчайших расстояний Раздел 2. Тема 2.1 Система управления грузовыми перевозками. Тема 2.2 Служба эксплуатации автотранспортной организации. Тема 2.3 Организация контроля работы АТС на линии. Раздел 3 Тема 3.1 Правила перевозки грузов. Тема 3.2 маршрута движения 62,63 Практическая работа № 10. Составление рационального маршрута. 64,65 Определение маятникового маршрута. Планирование маятникового маршрута движения Решение задач оптимального объезда точек в маршрутах. 66,67 Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить доклад на тему: «Методы маршрутизации мелкопартионных грузов». Обеспечение и правила грузовых перевозок, работа с клиентурой. Содержание учебного материала: 68,69 Понятие грузовых перевозок. Классификация грузовых перевозок 70,71 Практическая работа № 11. «Составление структурной и обобщенной схемы процесса управления». Содержание учебного материала: 72,73 Функции и задачи службы. Автотранспорт организации 74,75 Диспетчерское руководство грузовыми перевозками. Задачи, стоящие перед ним. Содержание учебного материала: 76,77 Способы и средства организации контроля работы. АТС 78,79 Информационные системы. Управление на автомобильном транспорте Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить доклад на тему «Типовая структура службы эксплуатации». Составить план-конспект на тему «Распределение должностей и профессий в сфере эксплуатации АТО» Оформление грузовых перевозок. Содержание учебного материала: 80-83 Правила заключения договоров на перевозку грузов. Правила приема грузов к перевозке. Правила пломбирования грузов, правила выдачи грузов. Правила переадресовки грузов. 84,85 Практическая работа № 12. Изучение нормативных документов, регулирующих приемку грузов по количеству. Решение ситуаций 86-89 Перевозочные документы. Правила оформления товарнотранспортной накладной, акта приема-передачи Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить доклад на тему «Перевозки отдельных видов грузов». Содержание учебного материала: 2 5 12 4 2 4 2 2 4 6 2 10 2 5 6 17 Акты, претензии, иски. 90-93 94,95 Раздел 4. Тема 4.1 Федеральный закон РФ и другие нормативные документы. Общие положения. Обязательные реквизиты актов, претензий, исков. Порядок заполнения. Практическая работа №13 "Порядок составления и оформление документов претензионно-исковой документации» Лицензирование грузовых перевозок. Содержание учебного материала: Федеральный закон РФ и другие нормативные документы, регулирующие лицензирование грузовых перевозок. Содержание учебного материала: 98,99 Виды деятельности, подлежащие лицензированию на автомобильном транспорте. Самостоятельная работа обучающегося: Подготовить доклад на тему «Федеральный закон о лицензировании». Содержание учебного материала 2 2 96,97 Тема 4.2 Виды деятельности, подлежащие лицензированию на автомобильном транспорте. Тема 4.3 Понятие и виды лицензий 100,101 на перевозочную Лицензирование и виды лицензий для осуществления деятельность. перевозочной деятельности. Самостоятельная работа обучающегося: Реферат на тему «Лицензии на транспортно- экспедиционную деятельность и деятельность ТО и ТР». Тема 4.4 Содержание учебного материала: Оформление лицензии и 102,103 Порядок оформления и выдачи лицензий, требования к требования к лицензиату. лицензиату. Тема 4.5 Содержание учебного материала: Виды оплаты за получение 104,105 Виды оплаты за получение лицензии на перевозочную лицензии на перевозочную деятельность. деятельность. 106,107 Практическая работа № 14: «Расчет оплаты за получение лицензии на грузовые перевозки» Тема 4.6 Ответственность за получение лицензионных требований и условий Самостоятельная работа обучающегося: Составить план-конспект на тему «Получение лицензий. Бланки документаций». Содержание учебного материала: 108,109 Виды ответственности за получение лицензионных требований и условий. 110-113 Практическая работа № 15: «Расчет оплаты за получение лицензии на международные грузовые перевозки». 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 3 6 2 18 Тема 4.7 Лицензирование международных грузовых перевозок. Раздел 5 Тема 5.1 Порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ Тема 5.2 Погрузочно-разгрузочные механизмы Раздел 6 Тема 6.1 Перевозки грузов промышленности Самостоятельная работа обучающегося: Реферат на тему «Конвенция о договоре перевозок и ее правовое значение». Содержание учебного материала: 114 Порядок и условия получения лицензии для осуществления международных грузовых перевозок. Самостоятельная работа обучающегося: Реферат на тему Современное состояние управления автомобильными перевозками. Функции управления. Организация погрузочно-разгрузочных работ Содержание учебного материала: 115,116 117,118 119,120 121,122 123,124 125,126 1 2 2 30 12 Требования к организации погрузочно-разгрузочных работ Погрузочно-разгрузочные работы и способы их выполнения Нормы времени на погрузку и разгрузку автотранспортных средств Погрузочно-разгрузочные пункты Пропускная способность погрузочно-разгрузочных пунктов Склады и складские операции Самостоятельная работа обучающегося: подготовить сообщение требования охраны труда при проведении погрузочно- разгрузочных работ Содержание учебного материала: 127,128 129,130 131,132 133,134 135,136 137,138 139,140 141,142 143,144 3 2 6 18 Общие сведения о погрузочно-разгрузочных машинах и устройствах Производительность машин и устройств Стропы Захваты Захваты приводные и встроенные в рабочий орган машины Погрузчики Экскаваторы Краны Требования техники безопасности при выполнении погрузочноразгрузочных работ Самостоятельная работа обучающегося: подготовить презентацию: Разновидности погрузочно-разгрузочных механизмов Обеспечение перевозок народного хозяйства Содержание учебного материала: 145,146 Перевозки леса 147,148 Перевозки металла и труб 149,150 Перевозки баллонов с техническими газами 151,152 Перевозки жидкого топлива 153,154 Обеспечение автомобиля в карьерах 2 9 54 12 2 19 Организация работы промышленного (внутризаводского) транспорта Самостоятельная работа обучающегося: сообщение перевозка промышленных грузов в странах Европы Содержание учебного материала: 155,156 Тема 6.2 Перевозки грузов строительства 157,158 159,160 161,162 163,164 165,166 167,168 Тема 6.3 Перевозки грузов сельского хозяйства Тема 6.4 Перевозки грузов торговли и общественного питания 169,170 Основы организации перевозок сельскохозяйственных грузов 171,172 173,174 Организация работы подвижного состава в период уборки урожая Перевозки зерновых культур. Перевозки сахарной свеклы. Перевозки хлопка-сырца Перевозки различных сельскохозяйственных грузов Перевозки живности и продуктов животноводства и птицеводства Перевозки минеральных удобрений Самостоятельная работа обучающегося: подготовка реферата: СПС при перевозке сельскохозяйственных грузов Содержание учебного материала: 181,182 183,184 185,186 187,188 189,190 191,192 Тема 6.5 Перевозки грузов 2 6 12 2 6 12 Организация доставки товаров в торговую сеть и на предприятия общественного питания Требования к подвижному составу для перевозки грузов торговли и общественного питания Перевозки хлеба и хлебобулочных изделий Перевозки муки Перевозки скоропортящихся продуктов Перевозки различных продовольственных и промышленных товаров Самостоятельная работа обучающегося: подготовка реферата: Особенности перевозки продуктов питания на дальние расстояния Содержание учебного материала: 193,194 12 Перевозки навалочных грузов Перевозки железобетонных изделий Организация работы подвижного состава при строительстве зданий методом «монтажа с колес» Перевозки кирпича и других стеновых материалов Перевозки цемента Перевозки бетона и строительных растворов Самостоятельная работа обучающегося: подготовка реферата: Техника безопасности при работе ТС на строительной площадке Содержание учебного материала: 175,176 177,178 179,180 6 2 6 6 Перевозки почты 2 20 коммунального хозяйства и бытового обслуживания 195,196 197,198 Работа автомобилей при уборке городских территорий Перевозки грузов предприятий и организаций коммунального хозяйства и здравоохранения Самостоятельная работа обучающегося: сообщение Правила перевозка почты в различных странах мира Раздел 7 Тема 7.1 Сущность методов Раздел 8 Методы и измерения перевозочного процесса Содержание учебного материала: 199-202 Сущность методов оптимизации в технологии, организации и управлении автомобильными перевозками. 203-206 Графоаналитический метод. 207-210 Метод потенциалов. 211-214 Маршрутизация перевозок (методы решения задач транспорта). 215-218 Применение теории массового обслуживания в организации перевозок 219-222 Решение задач в сетевой форме. Сетевое планирование в управлении 223-226 Показатели эффективности. Факторы, учитываемые при оценке эффективности перевозок. 227-230 Оценка эффективности перевозок. Анализ эффективности перевозок. Самостоятельная работа обучающегося: работа с конспектом, решение задач Планирование перевозок грузов Содержание учебного материала: 231-234 Принципы планирования грузовых перевозок 235-238 Задачи оптимизации и их место в планировании перевозок Моделирование транспортных сетей и расчет кратчайших расстояний 243,244 Учет случайных факторов методами стохастического моделирования на примере расчета оптимальной структуры парка АТС 245,246 Моделирование работы АТС и погрузочно-разгрузочных средств как системы массового обслуживания Самостоятельная работа обучающегося: Подготовка к дифференцированному зачету. 247,248 Дифференцированный зачет Примерная тематика курсовых работ. 1.Совершенствование распределения грузовых перевозок между различными видами транспорта. 2. Оптимизация естественных потерь при перевозке грузов. 3 2 32 16 16 2 239-242 Курсовая работа 8 2 2 30 21 3. Формирование качества транспортного обслуживания клиентов. 4. Совершенствование планирования перевозок на различных видах транспорта. 5. Совершенствование смешанных перевозок и их значение в транспортной системе страны. 6. Оптимизация издержек на перевозки грузов и транспортные тарифы. 7. Совершенствование перевозок скоропортящихся грузов на морских судах. 8. Совершенствование перевозок грузов автомобильным транспортом. 9.Совершенствование перевозок грузов железнодорожным транспортом. 10. Совершенствование перевозок грузов авиационным транспортом. 11.Формирование сервиса на транспорте и направления его совершенствования 12. Совершенствование эксплуатационной работой и качества перевозок. 13. Совершенствование управления грузовой и коммерческой работой. 14. Формирование оптимального сочетания различных видов транспорта при смешанных перевозках. Самостоятельная работа обучающегося: работа над темами курсовой работы Итого по МДК 03.02 МДК.03.03. Раздел 1. Тема 1.1 Нормативно-правовое обеспечение перевозки опасных грузов. Тема 1.2 Классификация опасных грузов Перевозка грузов на особых условиях. Организация перевозки опасных грузов. Содержание учебного материала: 1,2 Общие сведения об особых условиях перевозок Самостоятельная работа обучающегося: Составить конспект на тему: Типовые правила ООН(Рекомендации по перевозке особых грузов) Содержание учебного материала: 3-5 Перевозка опасных грузов. Классы, подклассы, категории, группы и степени опасности. Понятие опасного груза; классы опасных грузов. Деление классов по видам и степени опасности на подклассы, категории и группы совместимости. 6,7 Требования к перевозке опасных грузов 8,9 10,11 Обязанности водителя при перевозке опасных грузов Разработка маршрута перевозки опасных грузов 12,13 Основные элементы системы информации при перевозке опасных грузов 30 372 110 2 2 1 11 2 22 Тема1.3 Особые требования к организации перевозки опасных грузов. Тема1.4 Категория АТС, перевозящих крупногабаритные тяжеловесные грузы Тема1.5 Опасные грузы допускаемые к перевозке Самостоятельная работа обучающегося: Доклад на тему: «Сфера нормативного регулирования перевозки опасных грузов». Содержание учебного материала: 14,15 Требования к транспортным средствам перевозящие опасные грузы 16,17 Проведения погрузочно - разгрузочных работ 18,19 Действия водителя в случаи аварии при перевозке опасных грузов 20,21 Перевозка нефти и нефтепродуктов 22,23 Способы перевозки ГСМ в мелкой таре Самостоятельная работа обучающегося: Содержание учебного материала: 6 10 2 5 18 2 Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов Содержание проекта перевозки грузов 28,29 Оборудованные транспортные средства 30,31 Перевозка животных и птиц 32,33 Подготовка ТС к перевозке животных 34,35 Перевозка скоропортящихся продуктов 36,37 Требование к холодильникам и рефрижераторам 38,39 Уборка городских территорий 40,41 Перевозка грузов городским ТС Самостоятельная работа обучающегося: Реферат: «Дополнительные требования к специализированному подвижному составу» Содержание учебного материала: 24,25 26,27 42-45 9 10 Алфавитный указатель опасных грузов, допущенных к перевозке автомобильным транспортом. Условия перевозки грузов, не алфавитном указателе, сходные с ними по своим химическим свойствам и характеру опасности. 46,47 Условия перевозки грузов, для которых необходим специальный подвижный состав или особые условия перевозки 48-51 Практическая работа № 3: Определение условий определение возможности совместной перевозки опасных грузов, .перевозки опасного груза. Самостоятельная работа обучающегося: Доклад на тему: «Условия перевозки грузов, для которых необходим специальный подвижный состав или особые условия перевозки». 2 5 23 Тема 1.6 Тара, упаковка и маркировка Содержание учебного материала: Требования к таре и упаковке. ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка». Грузы, требующие герметичной упаковки. 54,55 Требования к упаковке опасных грузов в стеклянной таре. Требования к таре и упаковке при перевозке , перевозка жидких грузов 56,57 Совместная упаковка в одном грузовом месте разных опасных грузов. Самостоятельная работа обучающегося: Маркировка груза, обладающего несколькими видами опасности Содержание учебного материала: 58,59 Требования к нанесению маркировки на грузовые места. Знаки опасности, наносимые на транспортную тару 60,61 Основной и дополнительные знаки опасности. Маркировка груза, обладающего несколькими видами опасности. 6 52,53 Тема 1.7 Маркировка грузового места. Практическая работа № 4: Маркировка грузового места с опасным грузом, обладающего несколькими видами опасности Самостоятельная работа обучающегося: презентация «Порядок расположения знаков опасности на ТС» Содержание учебного материала: 2 3 8 2 62-65 Тема 1.8 Особые требования к маркировке опасных грузов Тема 1.9 Требования к подвижному составу и документальному оборудованию. Тема 1.10 Особые требования к организации перевозки опасных грузов. 66-69 4 4 Понятие маркировки и требования к маркировке опасных грузов. Самостоятельная работа обучающегося: Составить план-конспект на тему «Система информации об опасности при перевозке опасных грузов». Содержание учебного материала: 70-73 Основные требования, предъявляемые к техническому состоянию подвижного состава и документальному оборудованию. 2 2 4 2 Самостоятельная работа обучающегося: Дополнительные требования к грузовым автомобилям, прицепам, полуприцепам Содержание учебного материала: 74-77 Требования и условия организации перевозки опасных грузов. 2 Самостоятельная работа обучающегося: Составить план - конспекта по теме «ЭВМ – основное техническое средство АСУ»; «Работа оператора АРМ». 2 4 2 24 Тема 1.11 Обязанности участников перевозки опасных грузов. Тема 1.12 Ответственность участников перевозки опасных грузов. Тема 1.13 Документальное оформление перевозки опасных грузов. Раздел 2 Тема 2.1 Порядок организации перевозки негабаритных тяжеловесных грузов Тема 2.2 Организация движения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Тема 2 Содержание учебного материала: 78-81 Обязанности участников перевозки опасных грузов. 4 Самостоятельная работа обучающегося: Реферат на тему: « Организация движения подвижного состава при перевозке опасных грузов». Содержание учебного материала: 82-85 Виды ответственности участников перевозки опасных грузов. 86-89 Практическая работа № 5: «Знаки опасности». 90-93 Практическая работа № 6: «Предупредительные знаки и маркировки опасных грузов». Самостоятельная работа обучающегося: презентация «Знаки опасности» 4 Содержание учебного материала: 94,95 Оформление перевозки опасных грузов. Штемпели на документах. Аварийные карточки. Отметки, обязательные при перевозке опасного груза. Листок сортировки. 96,97 Оформление сортировочного листка. Места погрузки и выгрузки опасных грузов. Прием и выдача опасных грузов. Самостоятельная работа обучающегося: Рефераты на тему: Деление опасных грузов классов по видам и степени опасности на подклассы, категории и группы совместимости. Характеристика и свойства опасных грузов , условия перевозки. Организация перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. Содержание учебного материала: 98,99 Организация перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. Самостоятельная работа обучающегося: Составить план-конспект на тему «Параметры АТС, перевозящих негабаритные и тяжеловесные грузы». Содержание учебного материала: Требования, предъявляемые к организации движения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Самостоятельная работа обучающегося: Составить план-конспект на тему «Ограничение полной массы АТС при движении по мостовым сооружениям» . Составить план-конспект «Допустимая полная масса АТС категории 1 и категории 2». Содержание учебного материала: 2 12 2 6 4 2 2 16 2 2 1 2 100,101 1 4 25 Требования к техническому состоянию, транспортных средств оборудованию обозначению груза. Тема 2.4 Аварийные (чрезвычайные) ситуации с опасными грузами Тема 2.5 Порядок ликвидации аварийных ситуаций опасными грузами Раздел 3. Тема 3.1 Организация движения подвижного состава, перевозящего опасные грузы. Основные требования, предъявляемые к техническому состоянию, оборудованию транспортных средств и обозначению груза. 104,105 Практическая работа №7: «Классификация негабаритных и тяжеловесных грузов». Самостоятельная работа обучающегося: сообщение «Дополнительные требования к техническому состоянию, оборудованию транспортных средств и обозначению груза» Содержание учебного материала: Влияние опасных грузов на окружающую среду 106,107 Вредное воздействие опасных грузов на организм человека. 108,109 Воздействие на окружающую среду. Техника безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами. Самостоятельная работа обучающегося: Классификация чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций. Содержание учебного материала: 110,111 Предупреждение возникновения аварийных ситуаций. Классификация чрезвычайных ситуаций. 112,113 Единая государственная система предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций. Порядок пользования аварийными карточками. Порядок ликвидации аварийных ситуаций Самостоятельная работа обучающегося: презентация «Порядок ликвидации аварийных ситуаций», «Вредное воздействие опасных грузов на организм человека» Меры безопасности при перевозке опасных грузов. 12 Содержание учебного материала: 6 102,103 2 2 4 2 2 4 2 2 114,115 Особенности организации движения подвижного состава, перевозящего опасные грузы. 116,117 Практическая работа №8: Рассчитать основные показатели качества и эффективности транспортной 118,119 Практическая работа №9: Разработать мероприятия по совершенствованию системы грузоперевозок опасных грузов с учетом логистических принципов. Самостоятельная работа обучающегося: Доклад на тему «Разработка маршрутов движения АТС, перевозящего опасные грузы». 2 3 26 Тема 3.2 Содержание учебного материала: Меры безопасности при 120,121 Расположение груза в подвижном составе и его влияние на перевозке опасных грузов. безопасность перевозки Самостоятельная работа обучающегося: Доклад на тему «Выбор подвижного состава для перевозки опасных грузов». Тема 3.3 Требования безопасности Содержание учебного материала: к подвижному составу, 122,123 Оборудование подвижного состава, перевозящего опасные перевозящему опасные грузы. грузы. Самостоятельная работа обучающегося: Требования безопасности к подвижному составу, перевозящему опасные грузы Тема 3.4 Требования к водителям, Содержание учебного материала: перевозящим опасные 124,125 Основные требования к водителям, осуществляющим перевозку грузы. опасных видов груза Раздел 4. Тема 4.1 Перевозка насыпных и навалочных грузов Тема 4.2 Перевозка наливных грузов Самостоятельная работа обучающегося: Реферат на тему: « Организация движения подвижного состава при перевозке опасных грузов». Особенности перевозки отдельных категорий грузов Содержание учебного материала: Принципы классификации навалочных грузов. Основные транспортные характеристики навалочных грузов 128,129 Основные положения и общие свойства насыпных и навалочных грузов. Обеспечение сохранности насыпных грузов в процессе перевозке. Самостоятельная работа обучающегося: Реферат на тему: «Обязанности и ответственность водителей и других участников перевозки насыпных и навалочных грузов» Содержание учебного материала: 130,131 Характеристика нефтеналивных грузов и подвижного состава для их перевозки. Вязкие и застывающие наливные грузы. 2 2 1 2 2 1 2 2 1 25 2 4 126,127 132,133 2 4 2 Технология налива и слива. Наливные грузы химической промышленности. АРМ оператора налива и слива. Самостоятельная работа обучающегося: изучение теоретического материала, не рассматриваемого на лекции. Написание реферата на тему: «Разработка и согласование маршрута перевозки» 2 27 Тема 4.3 Перевозка скоропортящихся грузов Тема 4.4 Грузы под ветеринарным и фитосанитарным (карантинным) контролем. Тема 4.5 Перевозка опасных грузов. Содержание учебного материала: 134,135 Основные понятия о скоропортящихся грузах, Определение и номенклатура скоропортящихся грузов. Хладотранспорт. 4 Содержание учебного материала: 136,137 Основные понятия грузов, перевозимых под государственным медико-санитарным, ветеринарным и фитосанитарным (карантинным) контролем. Карантинный надзор импортных грузов. Обеззараживание грузов. Самостоятельная работа обучающегося: Написание реферата на тему: «Полномочия таможенных органов и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю». «Особенности таможенного декларирования цветочной продукции» 2 3 12 Содержание учебного материала: 138,139 Транспортная опасность при перевозке опасных грузов. Классификация и основные свойства опасных грузов. 140,141 Маркировка в виде табличек оранжевого цвета. Допускаемые к перевозке опасные грузы. 142,143 Аварийная карточка. Требования к контейнерам и размещению в них опасных грузов при перевозке. Прием и выдача опасных грузов. 144,145 Требования к цистернам и бункерным для перевозки опасных грузов. Налив и слив грузов. Прием груза к перевозке и определение массы наливных грузов. 146,147 Практическая работа №10: Определить сроки доставки опасных грузов. Самостоятельная работа обучающегося: Написание реферата на тему: 2 6 «Общие требования к погрузке, выгрузке опасных грузов» Тема 4.6 Твердые виды топлива. Содержание учебного материала: 148,149 Основные виды. Классификация. Общие свойства. Ископаемые угли и их транспортная характеристика. 150 Искусственные виды топлива. Торф. Свойства и условия хранения. Горючие сланцы. Основные понятия. Самостоятельная работа обучающегося: реферат на тему : «Особенности организации международных перевозок особых видов грузов» 4 2 2 28 151,152 Дифференцированный зачет 2 Итого МДК 03.03 228 Виды работ при прохождении учебной практики: - изучение стратегии деятельности предприятия; - методов достижения эффективности и качества процесса перевозок грузов; - методов эффективного использования материальных и людских ресурсов; - реализация действующих Виды работ при прохождении производственной практики: Рассмотреть вид и форму организации с указанием отраслевой принадлежности. Изучить кадровую политику в организации и организационную структуру системы управления персоналом. Определить классификацию по различным признакам: виду перерабатываемых грузов, количеству видов транспорта, характеру рыночного сегмента и т.д. Рассмотреть и дать характеристику Погрузочно-разгрузочным механизмам (ПРМ) , исходя из условий их работы, эксплуатационных качеств для обеспечения наименьшего простоя самих погрузочно-разгрузочных механизмов и автотранспортных средств. Проанализировать и принять участие в организации заезда и выезда ПС различных типов транспорта. Оформить соответствующие документы. Составить график выхода автомобилей на линию, определить время выезда, выдать водителям путевые документы, проконтролировать своевременность выезда. Заполнить личную карточку водителей учета ДТП. Составить план перспективного развития АТП: -планирование программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия; - планирование технического обслуживания и ремонта подвижного состава; - планирование материально-технического обеспечения. Составить анализ клиентуры и номенклатуры перевозимых грузов: - объем перевозок, т, разделить на три группы: 1. в пределах плана 2. сверх плана 3. не предусмотрено планом. Привезти пример планирования перевозок по предприятию. 29 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) изучение стратегии деятельности предприятия; методов достижения эффективности и качества процесса перевозок грузов; методов эффективного использования материальных и людских ресурсов; - реализация действующих положений, правил и норм в области перевозки грузов; - использование эффективных схем организации движения транспортных средств; - обеспечение безопасности движения в различных условиях; - участие в организации работы коллектива исполнителей, в планировании и организации перевозок грузов. 30 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета Транспортная система России. Технических средств (по видам транспорта). Организации перевозочного процесса (по видам транспорта). Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта). Организации транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта). Основы исследовательской деятельности. Метрологии. Стандартизации и сертификации. Безопасности движения. лаборатории Управления движением. Автоматизированные системы управления. • рабочие места по количеству студентов; • рабочее место преподавателя; • комплект нормативной документации; • комплект учебно-методической документации; • наглядные пособия. • компьютер с лицензионным программным обеспечением • мультимедийный проектор • микрокалькуляторы. • АРМ студента (персональный компьютер, клавиатура, мышь), • колонки, наушники, • видеопроектор, МФУ (принтер, сканер, копир формата А3), • локальная сеть, Internet, • электронные ресурсы техникума. Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику на действующих предприятиях автомобильного транспорта. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест при прохождении практики по профилю специальности должно отвечать требованиям, установленным для предприятий автомобильного транспорта в Российской Федерации. С предприятиями-базами практики заключаются договоры на проведение практики студентов 4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения Основная литература 1. Транспортно-экспедиционная деятельность: учебник и практикум для СПО под ред. Е.В.Будриной. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 370 с. 2. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: Учебник для сред.проф. образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Форум: ИНФРА-М, 2016.- 384 с. 3. Майборода М.Е. Грузовые автомобильные перевозки : учебное пособие / М.Е. Майборода, В.В. Беднарский. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д : Феникс, 201. — 442, [1] с. — 31 (Среднее профессиональное образование). 4. Спририн И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для сред. проф. образования.- М.: Академия, 2016- 400 с. 5. М. С. Ходош, А. А. Бачурин, О. Г. Солнцева ; под ред. М. С. Ходоша, А. А. Бачурина Организация перевозочного процесса на автомобильном транспорте : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования.- М.: Академия, 2016- 400 с. Дополнительная литература 1. Богомазов В.А. Государственное регулирование транспортной деятельности и стратегическое управление автотранспортными предприятиями / СПбГИ-ЭА. - СПб., 2012. 2. Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Э. Горев, Е. М. Олещенко. — М .: Издательский центр «Академия», 2006. — 256 с. 3. Касаткин Ф.П. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса [Электронный ресурс]: учебное пособие для высшей школы/ Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 352 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36868.— ЭБС «IPRbooks» 4. Туревский, И.С. Автомобильные перевозки: Учеб. пособие для сред. проф. образования.- М.: Форум: ИНФРА-М, 2014.– 224 с. 5. Грузовые автомобильные перевозки. Ходош М. С. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 2015. 6. Сханова С.Э. Транспортно-экспедиционное обслуживание: учебное пособие / С.Э. Сханова, О.В. Попова, А.Э. Горев; Москва; Издательский центр «Академия»; 2005. Интернет - ресурсы it-event.ru - события в ИТ-отрасли Aup.ru ITeam.Ru LOGISTIC.RU LogLink.ru 32 5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты (освоенные профессиональн ые компетенции) ПК 3.1. Организовывать работу персонала по оформлению и обработке документации при перевозке грузов и пассажиров и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями. ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов. ПК 3.3. Применять в профессионально й деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Иметь практический опыт: - оформления перевозочных документов; - расчета платежей за перевозки; Уметь: - определять класс и степень опасности перевозимых грузов; определять сроки доставки; Знать: - требования к персоналу по оформлению перевозок и расчетов по ним; -формы перевозочных документов; -Организацию работы с клиентурой; -грузовую отчетность; 1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся; выявление мотивации к изучению нового материала 3. Текущий контроль в форме: - тестирования; - отчетов по практическим Иметь практический опыт: занятиям; - оформления перевозочных документов; - фронтального и - расчета платежей за перевозки; индивидуального опроса Уметь: на занятиях; рассчитывать показатели качества и - отчета по проделанной эффективности транспортной логистики; внеаудиторной Знать: самостоятельной работе; - основы построения транспортных - докладов по выбранным логистических цепей; темам -меры безопасности при перевозке грузов, 4. Творческих работособенно опасных; оформления и защиты -меры по обеспечению сохранности при электронных презентаций перевозке грузов; 5. Курсовая работа -цели и понятия логистики; 6. Итоговая аттестация в -особенности функционирования форме внутрипроизводственной логистики; квалификационного -основные принципы транспортной экзамена логистики; 7. Оформление и защита -правила размещения и крепления грузов. портфолио Иметь практический опыт: - оформления перевозочных документов; - расчета платежей за перевозки; Уметь: - определять класс и степень опасности перевозимых грузов; определять сроки доставки; Знать: - классификацию опасных грузов; 33 транспорта перевозчика. и -порядок нанесения знаков опасности; -назначение и функциональные возможности систем, применяемых в грузовой работе; -правила перевозок грузов; -организацию грузовой работы на транспорте; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК Результаты (освоенные Основные показатели оценки общие результата компетенции) ОК 1.Понимать - аргументированность анализа ситуации на сущность и рынке труда; социальную - постоянство демонстрации интереса к значимость своей будущей профессии; будущей - скорость адаптации к профессии, внутриорганизационным условиям работы; проявлять к ней - активность, инициативность в процессе устойчивый освоения профессиональной деятельности; интерес. - эффективность выполнения самостоятельной работы при освоении профессионального модуля; - обоснованность и наличие положительных отзывов с мест практики; - соответствие подготовленного материала требуемым критериям; ОК2.Организовыв - правильность определения цели и ать собственную порядка работы; деятельность, - грамотность обобщения результата; выбирать типовые - эффективность использования в работе методы и способы полученных ранее знаний и умений; выполнения - рациональность распределения времени профессиональны при выполнении работ; х задач, - обоснованность выбора методов и оценивать их способов решения профессиональных эффективность и задач в конкретной области; качество. - адекватность и аргументированность оценки эффективность и качества выполненных работ. ОК3.Принимать - грамотность самоанализа и коррекции решения в результатов собственной деятельности; стандартных и - высокая ответственность за свой труд; нестандартных - правильность решения стандартных и ситуациях и нести нестандартных профессиональных задач в Формы и методы контроля и оценки 1.Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся; выявление мотивации к изучению нового материала 3. Текущий контроль в форме: - тестирования; - отчетов по практическим занятиям; - фронтального и индивидуального опроса на занятиях; - отчета по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе; - докладов по выбранным темам 4. Творческих работоформления и защиты электронных презентаций 5. Итоговая аттестация в форме экзамена 6. Оформление и защита портфолио 34 за них конкретной профессиональной ответственность. деятельности; ОК4.Осуществлят ь поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональны х задач, профессионально го и личностного развития. - точность и скорость обработки и структурирования информации; - результативность нахождения и использования источников информации; - эффективность поиска необходимой информации; - эффективность использования различных источников информации, включая электронные; - обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи; - полнота и доступность изложения обзора публикаций в профессиональных изданиях. ОК5.Использоват - результативность нахождения, точность ь обработки, правильность хранения и информационнопередачи информации с помощью коммуникационн мультимедийных средств информационно ые технологии в коммуникационных технологий; профессионально - правильность, рациональность и й деятельности.техничность работы с различными прикладными программами; - правильность, рациональность и точность подготовки заданий и поручений в виде презентаций; - обоснованность использования Интернет ресурсов в ходе самостоятельной работы; - правильность, рациональность и точность использования специального и другого прикладного программного обеспечения при подготовке к учебным занятиям; - правильность оформления документации (в т.ч. докладов, рефератов и др.) при помощи средств компьютерной техники в соответствии с существующими требованиями; ОК6.Работать в - адекватность выражения своих эмоций и коллективе и терпимость к другим мнениям и позициям; команде, - добровольность и осознанность эффективно необходимости оказания помощи общаться с участникам команды; коллегами, - эффективность нахождения руководством, продуктивных способов реагирования в потребителями. конфликтных ситуациях; результативность выполнения обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности; - эффективность и добровольность 35 ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. установки и поддержания хороших отношений с сокурсниками и преподавателями на толерантной основе; - добровольность обмена своими знаниями и опытом с целью помощи другим; - внимательность и заинтересованность мнением сокурсников и преподавателей и признание их знаний и навыков; - активность участия в работе других; - эффективность соблюдения норм деловой культуры; - эффективность соблюдения этических норм; - умение ставить цели и определять порядок их осуществления; - обобщать и выполнять анализ полученных результатов; - проявление активности, инициативности в процессе освоения профессиональной деятельности путем развития самостоятельности, самообразования; - осознание необходимости планирования повышения квалификации; - регулярность и эффективность организации самостоятельной работы при изучении профессионального модуля; - эффективность планирования обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня; ОК8.Самостоятел ьно определять задачи профессионально го и личностного развития, заниматься самообразование м, осознанно планировать повышение квалификации. ОК9.Ориентирова - своевременность и осознанность ться в условиях проявления интереса к инновациям в частой смены области профессиональной деятельности; технологий в профессионально й деятельности. 36