География

Приложение 6.11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

География

Специальность/профессия

11.02.12 Почтовая связь

Квалификация

«Специалист почтовой связи»

Нормативный
срок обучения

2 года 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

1

Рабочая программа учебной дисциплины «__География_» (наименование
учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО)
по специальности 11.02.12 Почтовая связь, утвержденного приказом Минпросвещения
России № 362 от 12 мая 2023 г., зарегистрировано в Минюсте России №73896 от 19 июня
2023 г.)., ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями), в
соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной
дисциплины «__География _».
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»

Составитель:
Горбачева Е.В., преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Внутренний: Полякова М.В., преподаватель высшей категории, ГАПОУ СО
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

24

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

26

ПРОГРАММЫ

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для профессии: 11.02.12
Почтовая связь.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «География» — в составе
общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины
1.3.1 Цель общеобразовательной дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на
достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном,
многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и
хозяйства на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный,
региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с
важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных
регионов и ведущих стран; воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного
отношения к окружающей природной среде; использование в практической деятельности и
повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации; нахождение и применение географической информации,
включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы
и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических
вопросов международной жизни; понимание географической специфики крупных регионов
и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха,
деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Цели дисциплины:
В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих формируются:

4

Наименование и код
компетенции
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Планируемые результаты
Личностные и метапредметные результаты
Предметные результаты
- П1 понимать роль и место современной
Личностные результаты:
географической науки в системе научных
В части трудового воспитания:
дисциплин, ее участии в решении важнейших
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
проблем человечества: приводить примеры
трудолюбие;
проявления глобальных проблем, в решении
- готовность к активной деятельности технологической и
которых
принимает
участие
современная
социальной направленности, способность инициировать,
географическая наука, на региональном уровне, в
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; разных странах, в том числе в России; определять
- интерес к различным сферам профессиональной
роль географических наук в достижении целей
деятельности,
устойчивого развития;
Метапредметные результаты:
- П2 освоить и применить знания о размещении
Овладение универсальными учебными познавательными
основных
географических
объектов
и
действиями:
территориальной
организации
природы
и
а) базовые логические действия: - самостоятельно
общества (понятия и концепции устойчивого
формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее развития, зеленой энергетики, глобализации и
всесторонне;
проблема
народонаселения);
выбирать
и
- устанавливать существенный признак или основания для
использовать
источники
географической
сравнения, классификации и обобщения;
информации для определения положения и
- определять цели деятельности, задавать параметры и
взаиморасположения объектов в пространстве;
критерии их достижения;
описывать положение и взаиморасположение
- выявлять закономерности и противоречия в
географических объектов в пространстве;
рассматриваемых явлениях;
- П3 сформировать системы комплексных
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
социально ориентированных географических
результатов целям, оценивать риски последствий
знаний о закономерностях развития природы,
деятельности; - развивать креативное мышление при решении размещения населения и хозяйства: различать
жизненных проблем
географические
процессы
и
явления
и
распознавать их проявления в повседневной
б) базовые исследовательские действия:
жизни; использовать знания об основных
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
географических закономерностях для определения
деятельности, навыками разрешения проблем;
и сравнения свойств изученных географических
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
объектов, явлений и процессов; проводить
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы
классификацию
географических
объектов,
5

для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике

ОК
02.
Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации информации,
и
информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
Личностные результаты:
-сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;

процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
- П4 владеть географической терминологией и
системой базовых географических понятий,
умение
применять
социальноэкономические
понятия для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач;
- П5 сформировать знания об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных
и
социально-экономических
аспектах
экологических
проблем:
описывать
географические аспекты проблем взаимодействия
природы и общества; приводить примеры
взаимосвязи глобальных проблем; приводить
примеры возможных путей решения глобальных
проблем;
- П2 освоить и применить знания о размещении
основных
географических
объектов
и
территориальной
организации
природы
и
общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве;
6

- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности

описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
-П6 сформировать умения проводить наблюдения
за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в
результате
воздействия
природных
и
антропогенных факторов: определять цели и
задачи проведения наблюдений; выбирать форму
фиксации
результатов
наблюдения;
формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
-П7
сформировать умения находить и
использовать
различные
источники
географической информации для получения
новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления
закономерностей и тенденций их развития,
прогнозирования: выбирать и использовать
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, геоинформационные
системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические
карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим
картам разного содержания и другим источникам
географической информации качественные и
количественные
7

ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:
-- сформированность нравственного сознания, этического
поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные
нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений; - давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в)
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность: внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,

- П 8 владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных
источников:
находить,
отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений,
отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
источники географической информации для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач

8

инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
ОК
04.
Эффективно -готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
взаимодействовать
и самоопределению;
работать в коллективе и -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
команд
социальной деятельности;

- П4 владеть географической терминологией и
системой базовых географических понятий,
умение
применять
социальноэкономические
понятия для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы; - координировать и
выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное
стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности; - признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
9

ОК 05. Осуществлять устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;

- П2 освоить и применить знания о размещении
основных
географических
объектов
и
территориальной
организации
природы
и
общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- П3 сформировать системы комплексных
социально ориентированных географических
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
знаний о закономерностях развития природы,
а) общение:
размещения населения и хозяйства: различать
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
географические
процессы
и
явления
и
- распознавать невербальные средства общения, понимать распознавать их проявления в повседневной
значение социальных знаков, распознавать предпосылки жизни; использовать знания об основных
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
географических закономерностях для определения
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с и сравнения свойств изученных географических
использованием языковых средств
объектов, явлений и процессов; проводить
классификацию
географических
объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
10

ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию, демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных и

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации,
исторических
и
национально-культурных
традиций, формирование системы значимых ценностносмысловых установок, антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической культуры, способности ставить
цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка; - принятие традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу,
чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;

- П1 понимать роль и место современной
географической науки в системе научных
дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры
проявления глобальных проблем, в решении
которых
принимает
участие
современная
географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять
роль географических наук в достижении целей
устойчивого развития;
- П 8 владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных
источников:
находить,
отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений,
отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
источники географической информации для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач
- П9 сформировать умения применять
географические знания для объяснения
11

ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях

- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные); - способность их использования в
познавательной и социальной практике, готовность к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности, организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; - умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их; - расширение опыта деятельности
экологической направленности; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности;

разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным
уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них
глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и
(или) практикоориентированных задач

- П3 сформировать системы комплексных
социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства: различать
географические
процессы
и
явления
и
распознавать их проявления в повседневной
жизни; использовать знания об основных
географических закономерностях для определения
и сравнения свойств изученных географических
объектов, явлений и процессов; проводить
классификацию
географических
объектов,
процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами и явлениями;
между природными условиями и размещением
населения, между природными условиями и
12

природно-ресурсным капиталом и отраслевой
структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
- П 8 владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных
источников:
находить,
отбирать,
систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений,
отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
источники географической информации для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач;
П9
сформировать
умения
применять
географические
знания
для
объяснения
разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным
уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них
13

ОК
09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В
области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания; - овладение видами деятельности по получению

глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач;
-П10
сформировать умения применять
географические знания для оценки разнообразных
явлений и процессов: оценивать географические
факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших
социально-экономических
и
геоэкологических
процессов;
оценивать
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления;
- П2 освоить и применить знания о размещении
основных
географических
объектов
и
территориальной
организации
природы
и
общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и
проблема
народонаселения);
выбирать
и
использовать
источники
географической
информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение
географических объектов в пространстве;
- П4 владеть географической терминологией и
системой базовых географических понятий,
умение
применять
социальноэкономические
понятия для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач;
- П 8 владеть умениями географического анализа и
интерпретации информации из различных
источников:
находить,
отбирать,
14

нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду

систематизировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений,
отдельных территорий мира и России, их
обеспеченности природными и человеческими
ресурсами,
хозяйственного
потенциала,
экологических
проблем;
представлять
в
различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты) географическую информацию;
формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из
различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные
источники географической информации для
решения
учебных
и
(или)
практикоориентированных задач;
П9
сформировать
умения
применять
географические
знания
для
объяснения
разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные
социально-экономические
и
геоэкологические процессы и явления; объяснять
географические особенности стран с разным
уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них
глобальных проблем человечества; использовать
географические знания о мировом хозяйстве и
населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или)
практикоориентированных задач

15

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины
всего 72 часов, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем __72 часа;
самостоятельной работы ______ часов.

16

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Всего

72

Основное содержание

54

в том числе:
теоретическое обучение

34

практические занятия

20

Профессионально-ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

16

в том числе:
теоретическое обучение

8

Практические занятия

8

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

17

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
1
2
Основное содержание
Введение
Содержание учебного материала
1-2 Введение. Источники географической информации. География как
наука. Ее роль и значение в системе наук. Источники
географической информации и методы работы с ними.
Традиционные и новые методы географических исследований.
Географические карты различной тематики и их практическое
использование. «Сырые» источники информации и методы работы с
ними (видеоблоги, тематические группы в соцсетях, художественная
литература, путеводители, карты – их критический анализ)
Раздел 1. Общая характеристика мира
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Современная
3-4 Теоретическое обучение
политическая карта
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и
мира
современные особенности. Субъекты политической карты мира.
Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные
образования. Группировка стран по площади территории и
численности населения.
5-6 Формы правления, типы государственного устройства и формы
государственного режима Типология стран по уровню социальноэкономического развития. Условия и особенности социальноэкономического развития развитых и развивающихся стран и их
типы. Понятие о политической географии. Влияние международных
отношений на политическую карту мира. Региональные и локальные
конфликты. Основные политические и военные союзы в
современном мире
Практическое занятие

Объём часов

Формируемые
компетенций

3

4

2
2

ОК 01.
ОК 2.
П.1.
П.2
П.3
П.4.
П.5.
П.6
П.7.

38
6
2

2

ОК 02.
ОК 04.
ОК 09.
П.2
П.4
П.6.
П.7.
П.8
П.9.

2
18

Тема 1.2
География мировых
природных ресурсов

Тема 1.3
География населения
мира

7-8 № 1: «Ознакомление с политической картой мира»
Содержание учебного материала
9-10 Теоретическое обучение
Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность.
Классификация видов природных ресурсов (минеральные,
земельные, водные, биологические, агроклиматические и т.д.).
Размещение различных видов природных ресурсов на территории
мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные
сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды
Практическое занятие
11- № 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов)
12 мира (по выбору)»
13- №3: «Выявление и обозначение регионов с неблагоприятной
14 экологической ситуацией»
Содержание учебного материала
15-16 Теоретическое обучение
Современная демографическая ситуация. Численность населения
мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира.
Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней
продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой
питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и
грамотности населения. Индекс человеческого развития Современная
структура населения Половозрастная структура населения. Расовый,
этнолингвистический и религиозный состав населения мира.
Социальная структура общества
17-18 Занятость населения. Размещение населения. Экономически активное
и самодеятельное население. Качество рабочей силы в различных
странах мира. Особенности размещения населения в регионах и
странах мира. Миграции населения, их основные причины и
направления. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в
различных регионах и странах мира «Ложная» урбанизация,

2
6
2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07
П.4.
П.5.
П.6. П.7

4
2
2
6
2

ОК 01
ОК 02.
П.1.
П.2
П.3
П.4.
П.5.
П.6.
П.7
П.9.

2

19

Тема 1.4
Мировое хозяйство

субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и
мегалополисы
Практическое занятие
19- № 4: «Анализ особенностей населения в различных странах и
20 регионах мира (особенности демографической ситуации, расселения,
сравнительная оценка качества жизни населения, сравнительная
оценка культурных традиций народов и др.)»
Содержание учебного материала
21-22 Теоретическое обучение
1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая
экономика, исторические этапы ее развития. Международное
географическое разделение труда. Международная специализация и
кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные
особенности. Современные особенности развития мирового
хозяйства. Социально-экономические модели стран.
Интернационализация производства и глобализация мировой
экономики. Региональная интеграция. Основные показатели,
характеризующие место и роль стран в мировой экономике
Практическое занятие
23-24 № 5: «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения
производительных сил»
Профессионально-ориентированное содержание
25
Теоретическое обучение
География основных отраслей мирового хозяйства Топливноэнергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира.
Топливный баланс мира. Рост производства различных видов
топлива. Газовая, нефтяная, угольная промышленность мира.
Альтернативные источники энергии. Географические особенности
развития мировой электроэнергетики
26
Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной
металлургии мира. Металлургические базы мира. Географические
особенности развития цветной металлургии мира. Факторы
размещения предприятий цветной металлургии

2
2

20
2

2
2

ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
П.1.
П.2
П.3
П.4.
П.5.
П.6
П.7.
П.8.
П.9

16
1

1

20

Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие
отраслей машиностроения в мире. Главные центры машиностроения
28
Транспортный комплекс Транспортный комплекс и его современная
структура. Грузо- и пассажирооборот транспорта. Географические
особенности развития различных видов мирового транспорта.
Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты
29
Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и
лёгкая промышленность Географические особенности развития
химической, лесной и лёгкой промышленности
30
Сельское хозяйство Сельское хозяйство и его экономические
особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное
производство. «Зеленая революция» и ее основные направления.
Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства
и животноводства
31-32 География отраслей непроизводственной сферы. Основные
направления международной торговли товарами и услугами.
Факторы,
формирующие
международную
хозяйственную
специализацию стран и регионов мира. Дифференциация стран мира
по уровню развития медицинских, образовательных, туристских,
деловых и информационных услуг. Особенности современной
торговли услугами
Практическое занятие
33-34 № 6: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов
мира»
35-36 № 7: «Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте
мира»
37-38 № 8: «Составление экономико-географической характеристики
профильной отрасли»
39-40 № 9: «Определение и обозначение стран-экспортеров основных видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья,
районов международного туризма и отдыха»
Раздел 2. Региональная характеристика мира
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
27

1
1

1

1

2

8
2
2
2
2

28
6

ОК 01
21

Зарубежная Европа

Тема 2.2.
Зарубежная Азия

41-42 Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его
политической карты. Характеристика природноресурсного
потенциала. Особенности населения Хозяйство стран Зарубежной
Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм. Особенности
отраслевого состава промышленности. Особенности развития
сельского хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития
транспорта и туризма в Европе. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Европе
43-44 2.Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной
Европы. Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население,
ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура
Практическое занятие
45-46 № 10: «Характеристика особенностей природы, населения и
хозяйства европейской 2 страны»
Содержание учебного материала
47-48 Теоретическое обучение
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его
политической карты. «Горячие точки» современной зарубежной
Азии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала,
населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. *Развитие и
размещение предприятий профильной отрасли в Азии
49-50 2. Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие
страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития.
Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их
территориальная структура
Практическое занятие
51- № 11: «Сравнительная характеристика особенностей природы,
52 населения и хозяйства стран Юго-Западной и Юго-Восточной Азии»

2

ОК 02.
ОК 03.
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8

2

2
2
6
2

ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
П.6
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8

2

2
2
22

Тема 2.3.
Африка

Содержание учебного материала
53- Теоретическое обучение Место и роль Африки в мире. Особенности
54 географического положения региона. История формирования его
политической карты. Характерные черты природноресурсного
потенциала и особенности населения Африки Хозяйство стран
Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности
развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка
и пути ее преодоления. Развитие и размещение предприятий
профильной отрасли в Африке
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Америка
55- Теоретическое обучение
56 1. Место и роль Северной Америки в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его
политической карты. Характерные черты природно-ресурсного
потенциала, населения и хозяйства. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Северной Америке США.
57- Природные ресурсы, население и хозяйство США. Условия их
58 формирования и развития. Особенности политической системы.
Население США. Ведущие отрасли хозяйства и экономические
районы США Канада. Природные ресурсы и хозяйство Канады.
Условия их формирования и развития. Особенности политической
системы. Население Канады. Ведущие отрасли хозяйства и
экономические районы Канады
Практическое занятие
59-60 №12: «Составление сравнительной экономико-географической
характеристики двух стран Северной и Латинской Америки»
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Австралия и Океания 61- Теоретическое обучение
62
1. Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности
географического положения региона. История формирования его
политической карты. Особенности природноресурсного потенциала,
населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура

2
2

ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
П.6
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8

6
2

ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8

2

2
2
2
2

ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8
23

хозяйства Австралии и Новой Зеландии. *Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании
Тема 2.6.
Содержание учебного материала
Россия в
63- Теоретическое обучение
современном мире
64 1. Россия на политической карте мира. Изменение географического,
геополитического и геоэкономического положения России на рубеже
XX — XXI веков. Место России в мировом хозяйстве, ее участие в
международной
торговле
товарами
и
других
формах
внешнеэкономических связей. Особенности территориальной
структуры хозяйства. География отраслей международной
специализации РФ. *Развитие и размещение предприятий
профильной отрасли в России
Практическое занятие
65- №13: «Оценка современного геополитического и геоэкономического
66 положения России. Определение роли России и ее отдельных
регионов в международном географическом разделении труда
67- » №14: «Определение отраслевой и территориальной структуры
68 внешней торговли товарами России»
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Классификация
69- Теоретическое обучение
глобальных проблем.
70
Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы.
Глобальные
Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления
прогнозы, гипотезы и
глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах
проекты
современности — естественно-научных и общественных. Сырьевая,
энергетическая,
демографическая,
продовольственная
и
экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути
их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся
стран. *Влияние предприятий профильной отрасли на глобальные
проблемы. Роль географии в решении глобальных проблем
человечества
71- Дифференцированный зачёт
72

6
2

ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8

4
2

2
2
2
2

ОК 01
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
П.1П.2., П.3, П.4..
П.5. П.6. П.7.П.8.
П.9

2
24

Всего

72

25

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины «География» имеется учебный кабинет
географии.
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект географических карт;
-комплект контурных карт.
3.1.2. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций.
3.1.3. Демонстрационные материалы
Настенные карты, презентации.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3.2.1. Основные источники:
Основные источники для студентов:
1. Баранчиков Е.В. География для профессий и социально-экономического профиля:
Учебник./ Е.В. Баранчиков.-3-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2021. 320 с.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.:
Просвещение, 2021. 256 с.
2. Атлас Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.:
Дрофа,издательствоДИК, 2022
3. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс/ Е.А Жижина.М.:ВАКО,2022.- 96 с.
4. Жижина Е.А, Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии.10 класс-М:
ВАКО,2022.- 320 с.
Для преподавателя:
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
26

требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
3.2.3. Интернет-ресурсы
www. geo. 1september.ru
www.encarta.ru
www.curator.ru – сайт о бизнес-образовании в России
www.geo2000.nm.ru – сайт о географии.

27

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/ профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и интерпретации
информации,
и
информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и
работать в коллективе и команд
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных
и
ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК 09. Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках
ПК1.1. Выполнять штукатурные работы
по отделке внутренних и наружных
поверхностей зданий и сооружений
ПК1.2. Выполнять работы по устройству
наливных полов и оснований под полы

Раздел/Тема
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1

Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1

Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1

Тип оценочных
средств
Тестирование
Кейс задания
географический
диктант устный
опрос
фронтальный
письменный опрос
эссе, доклады,
рефераты оценка
составленных
презентаций по темам
раздела оценка
работы с картами
атласа мира,
заполнение
контурных карт
контрольная работа
оценка
самостоятельно
выполненных
заданий
дифференцированны
й зачет проводится в
форме тестирования

Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1

Р 1, Тема 1.1.
Р 1, Тема 1.2, 1.4
Р 2, Тема 2.6
Р 3, Тема 3.1

Тестирование
Кейс задания
географический
диктант устный опрос
28

ПК1.3. Выполнение декоративных
штукатурок
ПК1.4. Ремонт штукатурки, наливного
пола, фасадных теплоизоляционных
композитных систем
ПК3.1. Выполнять подготовительные
работы при производстве малярных при
отделке поверхностей зданий и
сооружений
ПК3.2. Выполнять работы по
окрашиванию и оклеиванию обоями
поверхностей различными способами
ПК3.3. Выполнять декоративнохудожественную отделку поверхностей
различными способами
ПК3.4. Выполнять ремонт и
восстановление окрашенных или
оклеенных обоями поверхностей

фронтальный
письменный опрос
эссе, доклады,
рефераты оценка
составленных
презентаций по темам
раздела оценка
работы с картами
атласа мира,
заполнение
контурных карт
контрольная работа
оценка
самостоятельно
выполненных
заданий
дифференцированный
зачет проводится в
форме тестирования

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».