СГ 01 Истори России

Приложение 6.15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

СГ 01 История России

Специальность/профессия

11.02.12 Почтовая связь

Квалификация

«Специалист почтовой связи»

Нормативный
срок обучения

2 года 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины «СГ 01 История России»
(наименование учебной дисциплины) разработана на основе федерального
государственного образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования (ФГОС СПО) по специальности 11.02.12 Почтовая связь, утвержденного
приказом Минпросвещения России № 362 от 12 мая 2023 г., зарегистрировано в
Минюсте России №73896 от 19 июня 2023 г.).
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»

Составитель:
Бурова Е.В., преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензент:
Внутренний: Толмачева И.Н., преподаватель высшей категории, ГАПОУ СО
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ РОССИИ
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «СГ 01 История России» является
обязательной частью социально- гуманитарного цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО, примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО: 11.02.12 Почтовая связь.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебная дисциплина «История России» изучается в
социально- гуманитарном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «СГ 01 История России»
— в составе социально- гуманитарного цикла, для профессий СПО или специальностей
СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины
1.3.1 Цель общеобразовательной дисциплины
Содержание программы социально-гуманитарной дисциплины «СГ 01 История
России» направлено на достижение следующих целей: формирование у обучающегося
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее
этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность
вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства
и общества, а также современного образа России
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Цели дисциплины: В ходе освоения социально-гуманитарного цикла дисциплин
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих формируются:

Код и наименование ОК
ОК 01 Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к различным
контекстам
ОК 02 Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03 Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и

Умения
получать
необходимую
информацию,
делать
сравнительный
анализ
документов, видео и фотоматериалов;
самостоятельно
осуществлять поиск методов
решения практических
задач, применения
различных методов
познания;

Знания
комплекса
истории
человечества
общего и
мировом
процессе;

сведений
об
России
и
в
целом,
особенного в
историческом

основного содержания и
исторического назначения
важнейших правовых и
законодательных
актов
Российской
Федерации,
мирового и регионального
вести диалог, обосновывать значения;
свою
точку
зрения
в
дискуссии по исторической информации об основных
достижениях научнотематике;
технического прогресса в

личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04 Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять устную и
письменную коммуникацию
на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07 Содействовать
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата, принципы
бережного производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства
физической культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе профессиональной
деятельности и
поддержания необходимого
уровня физической
подготовленности
ОК 09 Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

применять исторические
знания в профессиональной
и общественной
деятельности,
поликультурном общении;
осуществлять
коммуникацию, передавать
информацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учётом особенностей
социального и культурного
контекста;

России и ведущих странах
мира;
сведений об историческом
опыте развития профильных
отраслей;
информации о
профессиональной и
общественной деятельности,
осуществляемой
выдающимися
представителями отрасли;

особенностей
социальноэкономического
и
толковать
содержание
культурного
развития
основных
терминов
исторической
и России, и её регионов;
общественно-политической
роли науки, культуры и
лексики;
религии
в
сохранении,
укреплении
национальных
и
самостоятельно работать с
государственных
традиций;
документами, таблицами и
о
причинах,
схемами,
отражающими сведений
событиях и итогах Второй
исторические события;
мировой войны и Великой
читать карты, ориентируясь в Отечественной
войны
историческом пространстве советского народа;
и времени;
информации о подвигах
осуществлять
проектную соотечественников
в
деятельность
и сложнейшие
периоды
историческую
истории Отечества;
реконструкцию
с
привлечением
различных процессов, происходящих в
послевоенный период;
источников;
давать оценку историческим направлений восстановления
событиям
и
явлениям, и развития СССР;
деятельности
личностей;

исторических важнейших
событий
региональной
истории,
ориентироваться
в сведений о людях, внесших
современной экономической, вклад в защиту Родины и
политической, культурной социально-экономическое
развитие Отечества;
ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь
отечественных, в том числе
региональных, социальноэкономических,
политических и культурных
проблем с мировыми;
самостоятельно оценивать и
принимать решения,
определяющие стратегию
личностного поведения с
учетом духовнонравственных ценностей и
обеспечения национальной
безопасности;

основных
направлений
развития ключевых регионов
мира на рубеже XX и XXI
вв.;
сведений о сущности и
причинах
локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX –
начале XXI вв.;
основных
процессов
(интеграционных,
поликультурных,
миграционных
и
иных)
политического
и

применять информационнокоммуникационные
технологии;
преобразовывать текстовую
информацию в иную
(график, диаграмма,
таблица).

экономического
развития
ведущих регионов мира;
назначения международных
организаций
и
их
деятельности: ООН, НАТО,
ЕС, ОДКБ и др.;
современных направлений
социально-экономического и
культурного развития
России;
содержания
важнейших
нормативно-правовых актов
и
исторического
опыта
решения
проблем
сохранения
окружающей
среды, ресурсосбережения,
действий в чрезвычайных
ситуациях;
основных направлений
современной
государственной политики в
сфере обеспечения
национальной безопасности
Российской Федерации
основных
информационных
источников, необходимых
для изучения истории
России и ведущих регионов
мира

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины
всего 48 часа, в том числе:
во взаимодействии с преподавателем 43 часа;
самостоятельной работы _5_часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
48

в т. ч.:
теоретическое обучение

43

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История России»
Объем часов
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Введение
Россия и мир в
новейшее время

Содержание учебного материала

1-2 Понятие новейшая история. Периодизация новейшей истории.
Источники.
Характеристика
основных
этапов
становления
современного мира.
3-4 Особенности XX - начало XXI в. Факторы, повлиявшие на развитие
стран в том числе и России в XX - начало XXI в. Понятие глобализация
и формы ее проявления в современном мире.
Раздел 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг.
Тема 1.1.
Внутренняя
политика
государственной
власти в СССР к
началу 1980-х гг.

и
профессиональные
компетенции
3

4

4/0

4

ОК 01
ОК 09

11 / 4

Содержание учебного материала
4-6 Изучение реформ в экономике, в политической сфере периода
перестройки в Советском союзе. Изучение экономики в начале 80-х гг.
в Советском Союзе. Трудности в развитии советской экономики.
Стагнация экономики. Планы и их преодоления.
Политическая система в начале 80-х гг. в СССР. Принятие новой
советской конституции 1977 года. Кризис командно-административной
системы.
7-8 Особенности идеологии, национальной и социально-экономической
политики. Рост оппозиционных настроений населения.
Противоречия в аграрном производстве. Жизнь народа: характерные
черты. Нарастание негативных явлений во всех сферах жизни общества.

Формируемые
общие

4

ОК 01
ОК 09

Тема 1.2.
Культурное
развитие народов
Советского Союза
и русская
культура.

Тема 1.3.
Внешняя
политика СССР.

Тема 1.4.
Перестройка в
СССР. (1981-1991
г. г.)

ОК 01
ОК 09

Содержание учебного материала
9 Пути развития отечественной науки и культуры. Развитие
международных контактов деятелей литературы, науки и искусства.
10 Раскол в среде интеллигенции. Рождение альтернативной культуры.
Система образования. Масштабы приобщения к культуре широких
масс населения.
Самостоятельная работа
11 Составление исторического кроссворда на тему: «Развитие науки и
культуры в 70-е - 80-е гг. ХХ в.»
12 Подготовка хронологической подборки плакатов социальной
направленности за 1977-1980 г.г
Содержание учебного материала
13-14 Отношения СССР со странами Запада. Установления военностратегического паритета между СССР и США. Борьба за разрядку
международной напряженности. Основные договоры об ограничении
вооружений. Совещание в Хельсинки 1975г., подписание
Заключительного акта.
15. Развитие сотрудничества с социалистическими странами. Роль
СССР в становлении разрядки международной напряженности.
Падение авторитета СССР на международной арене.
Содержание учебного материала
16-17. Причины и предпосылки перестройки в СССР. Курс на
обновление общества Применение в историческом контексте понятий:
«перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов»

Самостоятельная работа
18. Поиск информации об изменениях в сфере экономики и
общественной жизни в годы перестройки.
19. Составление характеристики (политического портрета) М.С.
Горбачева.
Раздел 2. Россия как правопреемница СССР

2

2
ОК 01
ОК 09
3

2

2
6/2

ОК 01
ОК 09

Тема 2.1
Политические
события в
Восточной Европе
во второй
половине 80-х гг.

Содержание учебного материала

Тема 2.2.
Распад СССР и
образование СНГ.

Содержание учебного материала

20. Изменения в Восточной Европе в 80-90хгг XX в. и их влияние на
Европейское Сообщество.
21. СССР и страны Восточной Европы. Отражение событий в
Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Потеря
СССР прежних позиций в Восточной Европе.

22. Распад СССР: причины и последствия. Становление новой
российской государственности. Государственная символика
Российской Федерации. Национальные конфликты .
23. Новоогаревский процесс. Августовский путч 1991 г. и его
провал.
Самостоятельная работа
24 Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.:
экономический, внешнеполитический, культурный геополитический
анализ произошедших в этот период событий.
Раздел 3. Суверенная Россия
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Развитие
суверенной
25-26. Провозглашение государственного суверенитета России (12
России.
июня 1990 г.) Процесс становления нового конституционного строя в
России.
227-28. Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные
преобразования. Приватизация государственной собственности.
Борьба с инфляцией 1992-1998гг. Криминализация и "теневизация"
экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г.
29-30. Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие
новой конституции, ее историческое значение. Общественнополитическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги
гражданского общества. Второе президентство Б.Н. Ельцина.

ОК 01
ОК 09
2

ОК 01
ОК 09
2

1
6/0
ОК 01
ОК 09

3

Тема 3.2.
Локальные
национальные и
религиозные
конфликты на
пространстве
бывшего СССР в
1990-е гг.
Тема 3.3.
Международные
организации
(ООН, ЮНЕСКО)
в разрешении
конфликтов на
постсоветском
пространстве.
Тема 3.4.
Россия на
постсоветском
пространстве

ОК 01
ОК 09

Содержание учебного материала
31-32. Участие России в разрешении конфликтов на Балканах 19912010 гг.». Внутригосударственный конфликт, замешанный на
этноконфессиональной основе - события в Чечено-Ингушской АССР
(Чеченской Республике) с лета 1991 г. по 11 декабря 1994 г. – т. е.
начала проведения специальной операции с применением
Вооруженных Сил, войск других министерств и ведомств России по
разоружению незаконно созданных в Чечне воинских формирований и
обеспечению территориальной целостности Российской Федерации.
Содержание учебного материала
33-34. Международные организации как субъекты международных
отношений, их роль в создании системы безопасности в мире.
Проблемы, перспективы обеспечения военно-политической
безопасности в Европе. Система учреждений и органов ООН по правам
человека. Система защиты прав человека в рамках ОБСЕ.
Региональные организации в обеспечении международной
безопасности.
Содержание учебного материала

35-36. Постсоветское пространство и геополитические приоритеты
России. Содружество Независимых Государств: проблемы
и противоречия стратегического партнерств. Рассмотрение и анализ
текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными
государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.
Раздел 4. Перспективы развития Российской Федерации в современном мире
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Перспективные
направления и
37-38. Президент В.В. Путин. Укрепление государственности.
основные
Обеспечение гражданского согласия.
проблемы
развития РФ на

1

ОК 01
ОК 09

1

ОК 01
ОК 09
1

7/ 0
ОК 01
ОК 09
4

современном
этапе.

39-40 Экономическая политика. Определение причины, содержания
реформ образования, здравоохранения.
41-42. Развития политической системы. Изучение особенностей
общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов,
форм, результатов борьбы с терроризмом.
43-44 .Изучение основных направлений во внешней политике в конце
XX начале XXI вв. Президент Д.А. Медведев - продолжение политики,
направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.
Вновь избранный президент В.В. Путин.

Тема 4.2.
Сохранение
традиционных
нравственных
ценностей и
индивидуальных
свобод человека основа развития
культуры в РФ.

Содержание учебного материала
45-46.Территориальная целостность государств в современном
международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на
постсоветском пространстве. Условия и факторы, влияющие на
территориальную целостность государства, имеют внутренний и
47. Анализ политических и экономических карт России и
сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения
выяснения преемственности социально-экономического и
политического курса с государственными традициями России.
Проблемы и перспективы актуализации нравственных основ
образования.
48. Глобализация, динамика культур и поиск новых ценностей

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
Всего:

ОК 01
ОК 09

3

3
43/ 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины «Истории» имеется учебный кабинет истории.
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект исторических карт;
3.1.2. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций
3.1.3. Демонстрационные материалы
Настенные карты, презентации
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3.2.1. Основные источники:
Основные источники для студентов:
1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: в 2 частях; учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2022.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Мединский В.Р., Торкунов А.В.,История . История России. 1914-1945 годы : 10, класс:
базовый уровень: учебник/ В.Р. Мединский , А.В. Торкунов.- Москва : Просвещение, 2023.
496 с. ,
2. Мединский В.Р., Торкунов А. В. ,История . История России. 1945- начало XXI века : 11
класс: базовый уровень: учебник/ В.Р. Мединский , А.В. Торкунов.- Москва : Просвещение,
2023. 448 с. : ил.
3. Мединский В.Р., А.О. Чубарьян Всеобщая история. 1914-1945 годы 10, класс: базовый
уровень: учебник/ В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян.- Москва : Просвещение, 2023- 240 с.:
ил.
4. Мединский В.Р., А.О. Чубарьян Всеобщая история. 1945- начало XXI века, 11, класс:
базовый уровень: учебник/ В.Р. Мединский, А.О. Чубарьян.- Москва : Просвещение, 2023.
-272 с. : ил.
Для преподавателя:
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
3.2.3. Интернет-ресурсы www. geo. 1september.ru
www.encarta.ru
www.curator.ru – сайт о бизнес-образовании в России
Интернет-журнал «Уроки истории» – URL: http://www.urokiistorii.ru
Интернет-журнал «Былые годы» – URL: http://www.bg.stur.ru
Интернет-журнал «История» – URL: http://mes.igh.ru
Интернет-журнал «Новейшая история России» – URL: http://history.spbu

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Тип оценочных
мероприятий
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной Диагностическая работа
деятельности применительно к различным контекстам
Тестирование
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и Самооценка и
интерпретации информации, и информационные технологии взаимооценка
Устный
и
для выполнения задач профессиональной деятельности
письменный опрос
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное
Результаты выполнения
профессиональное и личностное развитие,
учебных заданий,
предпринимательскую деятельность в профессиональной
фронтальный
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
письменный опрос
различных жизненных ситуациях
эссе, доклады, рефераты
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в
оценка составленных
коллективе и команде
презентаций по темам
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на раздела оценка работы с
государственном языке Российской Федерации с учетом
картами
особенностей социального и культурного контекста
Практические работы
Промежуточная
аттестация (выполнение
экзаменационных
заданий)
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению применять знания об изменении климата,
принципы бережного производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной
деятельности и
поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках
Код и наименование ОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».