СГ 05 Основы бережливого производства

Приложение 6.19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина

СГ 05 Основы бережливого производства

Специальность/профессия

11.02.12 Почтовая связь

Квалификация

«Специалист почтовой связи»

Нормативный
срок обучения

2 года 10 месяцев

Форма обучения

очная

Саратов 20__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины « СГ 05 Основы бережливого
производства» (наименование учебной дисциплины) разработана на основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 11.02.12 Почтовая
связь, утвержденного приказом Минпросвещения России № 362 от 12 мая 2023 г.,
зарегистрировано в Минюсте России №73896 от 19 июня 2023 г.).
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Составитель:
Борисова М.П., ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий»
Рецензент:
Внутренний:

ОДОБРЕНА методической комиссией техникума
Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНОЙ

10

ОСВОЕНИЯ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ 05 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Область применения программы
Учебная дисциплина «СГ 04 Основы бережливого производства» является
обязательной частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по специальности 11.02.12 Почтовая связь.
1.2 . Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГ 04 Основы бережливого производства» включена в
социально-гуманитарный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются:
1.

Код и наименование ОК
ОК 01 Выбирать способы решения
задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации
информации, и информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде
ОК 05 Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской
Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе
традиционных общечеловеческих
ценностей,
в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об изменении
климата, принципы бережного
производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

Умения

Знания

знать базовые
понятия, условия и
инструменты
бережливого
производства
пользоваться
современными
методами развития
производственных
систем на основе
изучаемых концепций.
принципы
процессного подхода и
инструменты для
принятия решений в
области
стратегического и
тактического
планирования и
организации
производства.
основные виды
налогов в
современных
экономических
условиях.
организовывать
рабочую группу по
выявлению,
устранению и
предупреждению
потерь в производстве

проводить анализ
первичной информации
по состоянию
производственного
потока в организации;
структурировать
производственные
потоки создания
ценности в организации;
определять масштабы
внедрения бережливого
производства при
разработке проекта;
формировать алгоритм
внедрения и оценивать
результаты реализации
бережливого
производства в
проектах;
применять
инструментарий
бережливого
производства,
направленный на
определение,
устранение и
предупреждение восьми
видов потерь;
организовывать
рабочую группу по
выявлению, устранению
и предупреждению
потерь в производстве;
оценивать
экономическую
эффективность
внедрения мероприятий
по бережливому
производству в
проектах;
принимать решения,
позволяющие
сформировать
требования к проектам

ОК 08 Использовать средства
физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе
профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня
физической подготовленности
ОК 09 Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языках

бережливого
производства, которые
соответствовали бы
целям и общей
стратегии организации,
приоритетным
направлениям ее
развития и критериям
эффективности

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Учебным планом для данной дисциплины определено:
максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 48 часов, в том
числе:
обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 46 часов;
самостоятельная работа обучающегося – 2 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
48

в т. ч.:
теоретическое обучение

46

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем, ак. ч / в том
числе в форме
практической
подготовки, ак. ч1

1

2

3

Раздел 1 Основы бережливого производства
Тема 1.
Теоретические
основы бережливого
проектирования

Тема 2.
Методы и
инструменты
преобразования
организации в
бережливое
производство

1

Содержание учебного материала
1. Терминология «Бережливого производства». Вытягивающая
производная система и принцип «точно-во-время»
2. Системы бережливого производства в проектах. Производственная
система Toyota: изучение принципов и инструментов ТРS (Toyota
Production System).
3. Определение потока создания ценности (value stream). Организация
движения потока создания ценности. Вытягивающее (pull) поточное
производство вместо выталкивающего (push).
4. Основные принципы встроенного качества. Развертывание
функции качества QFD (Quality Function Deployment) или
структурирование функции качества (СФК).
Содержание учебного материала
1. Процесс преобразования организации в бережливое производство.
Определение масштабов внедрения бережливого производства на
начальном этапе разработки проекта.
2. Определение производительности бережливой линии,
соответствующей спросу на продукцию. Определение требуемых
уровней производительности процесса и такта. Документирование
сочетания технологических процессов и критериев качества.
3.Защита от ошибок - покэ-ека (poka-yoke); статистическое
управление процессами SPC; анализ видов и последствий
потенциальных отказов FMEA (Potential Failure Mode and Effects

Объем часов на освоение конкретных тем распределяется образовательной организацией самостоятельно.

Коды компетенций

4

46/2
12

ОК 01 - ОК 09

3
3

3

3
9
3

3

3

ОК 01 - ОК 09

Analysis); процесс согласования производства части PPAP (Product
Part Approval Process).

Тема 3.
Практические
аспекты бережливого
проектирования

Тема 4.
Организация
внедрения модели
бережливого
производства на
предприятии

В том числе практических занятий
Самостоятельная работа 1 Определение требуемых уровней
производительности процесса и такта. Документирование сочетания
технологических процессов и критериев качества
Содержание учебного материала
1. Подходы к разработке проектов бережливого производства.
Алгоритм внедрения бережливого производства по Джеймсу Вумеку
и Деннису Хоббсу: особенности внедрения и достигаемые
результаты.
2. Система целевых индикаторов для оценки результатов внедрения
бережливого производства в проектах. Комплексный показатель lean,
учитывающий различные аспекты деятельности организации в
области бережливого производства. Механизм реализации
бережливых проектов.
3. Экономический эффект и эффективность от внедрения
мероприятий по бережливому производству в организации, их
оценка.
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа 2. Определение требуемых уровней
производительности процесса и такта. Документирование сочетания
технологических процессов и критериев качества. Суммирование
общего времени процесса.
Содержание учебного материала

1
13
3

4

5

1
12

1. Виды моделей бережливого производства.

4

2. Создание базовых условий для реализации модели бережливого
производства

4

3. Основные проблемы внедрения моделей бережливого
производства
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет
Всего:

ОК 01 - ОК 09

4
46/2

ОК 01 - ОК 09

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основ бережливого производства», в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной
программы по профессии 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных
работ.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
1.2.1. Основные печатные издания
1. Лабскер Л.Г. Вероятностное моделирование в финансово-экономической области:
учеб. пособие / Л.Г. Лабскер. М.: ИНФРА-М, 2020. 172 с.
2. Организация производства на промышленных предприятиях: Учебник / И.Н.
Иванов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019.- 352 с.: 60x90 1/16. . (переплет) ISBN 978-5-16-0031187.
3. Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г. Туровец,
В.Б.Родионов и др.; Под ред.О.Г.Туровеца - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 506 с.:
60x90 1/16. - (п)ISBN 978-5-16-004331-9.
4. Производственный менеджмент: организация производства: Учебник/Бухалков
М. И., 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 395 с.: 60x90 1/16. (Переплёт) ISBN 978-5-16009610-0.5. Бурнашева Э. П. Основы бережливого производства. Учебное пособие для СПО /
Э. П. Бурнашева. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN 978-5-507-44560-8–
Текст : непосредственный.
1.2.2. Основные электронные издания
1. Лабскер Л.Г. Вероятностное моделирование в финансово-экономической области:
учеб. пособие / Л.Г. Лабскер. М.: ИНФРА-М, 2020. 172 с. [Электронный ресурс] Режим
доступа. - http://znanium.com/bookread2.php?book=702793.
2. Организация производства на промышленных предприятиях: Учебник / И.Н.
Иванов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2019.- 352 с.: 60x90 1/16. . (переплет) ISBN 978-5-16-0031187. Режим доступа - http://znanium.com/bookread2.php?book=377331.
3. Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г. Туровец,
В.Б.Родионов и др.; Под ред.О.Г.Туровеца - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 506 с.:
60x90
1/16.
(п)ISBN
978-5-16-004331-9.
Режим
доступа
http://znanium.com/bookread2.php?book=472411.
4. Производственный менеджмент: организация производства: Учебник/Бухалков
М. И., 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 395 с.: 60x90 1/16. (Переплёт) ISBN 978-5-16009610-0.- Режим доступаhttp://znanium.com/bookread2.php?book=449244.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Фасхутдинов, Р.А. Организация производства [Текст]: учебник/ Р.А.
Фасхутдинов. - 1-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2019. - 672 c.
2. CD-ROM (MP3). Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании (количество CD дисков: 3). - Москва: РГГУ, 2017.- 132 c.
3. CD-ROM (MP3). Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по
внедрению методик бережливого производства (с буклетом-приложением). - Москва:
Гостехиздат, 2018. - 953 c.

1. Что-же такого важного в стандартной работе [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.leanzone.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1224:chtozhe-takogo-vazhnogo-vstandartnoj-rabote&catid=38&Itemid=1319.
2. Бережливое производство в контексте новейшей управленческой концепции
улучшения производственной системы предприятия [Электронный ресурс].
Режим
доступа: http://leankaizen.ru/berezhlivoe-proizvodstvo-v-kontekste-novejshej-upravlencheskojkontseptsii-uluchsheniyaproizvodstvennoj-sistemy-predpriyatiya.html.
3. Основная идея Бережливого производства [Электронный ресурс].
Режим
доступа: http://xn-- h1aahjbg5b.xn--p1ai/publ/osnovnaja_ideja_berezhlivogo_proizvodstva/1-10-35.
4. Учет потерь в ТРМ [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://xn-h1aahjbg5b.xn--p1ai/publ/uchet_poter_v_trm/1-1-0-325.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Оценка достижения обучающимися личностных результатов проводится в
рамках контрольных и оценочных процедур, предусмотренных настоящей программой.
Код и наименование ОК

Тип оценочных
средств
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной
оценка выполнения
деятельности
практического
применительно к различным контекстам
задания.
решение
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и ситуационной
задачи. проведение
интерпретации
дискуссий,
информации, и информационные технологии для
мозгового штурма,
выполнения задач
ролевых
игр.
профессиональной деятельности
решение
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное
ситуационных задач,
профессиональное и
казусов,
кейсов.
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
составление таблиц и
профессиональной сфере, использовать знания по
схем,
финансовой грамотности в
дифференцированны
различных жизненных ситуациях
й зачет
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в
тестирование.
коллективе и команде
подготовка и
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию
выступление с
на
докладом,
государственном языке Российской Федерации с учетом
сообщением,
особенностей
презентацией.
социального и культурного контекста
составление схемы
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
конспекта.
демонстрировать
подготовка
осознанное поведение на основе традиционных
терминологического
общечеловеческих ценностей,
словаря. тренинг по
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и
навыкам
межрелигиозных
планирования и
отношений, применять стандарты антикоррупционного
прогнозирования.
поведения
работа в малых
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды,
группах.
ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы
бережного производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной
деятельности и
поддержания необходимого уровня физической
подготовленности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и
иностранном языках


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».