Приложение 6.21 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ЕН 01 Информатика Специальность/профессия 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Квалификация «Техник» Нормативный срок обучения 3 год 10 месяцев Форма обучения очная Саратов 20__ г. 1 Рабочая программа учебной дисциплины «_ЕН 01 Информатика _» (наименование учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), утвержденного приказом Минобрнауки России № 376 от 22 апреля 2014 г., зарегистрировано в Минюсте России №32499 от 29 мая 2014 г.) (ред. от 01.09.2022). Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Составитель: Щелупанова Н.Г., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» Рецензент: Внутренний: ОДОБРЕНА методической комиссией техникума Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА ЕН» 3 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН 02 ИНФОРМАТИКА » 1.1 Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте. 1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: «ЕН 02 Информатика» является дисциплиной математического и общего естественнонаучного цикла, ее изучение направлено на формирование у студентов умения применять полученные знания в практической и профессиональной деятельности, повседневной жизни. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена формируются: Код и наименование ОК Умения Знания использовать основные понятия ОК 01. Выбирать способы решения задач автоматизированной профессиональной деятельности применительно изученные прикладные обработки к различным контекстам программные информации, общий ОК 02. Использовать современные средства состав и поиска, анализа и интерпретации информации, и средства структуру информационные технологии для выполнения электроннозадач профессиональной деятельности вычислительных ОК03. Планировать и реализовывать машин и собственное профессиональное и личностное вычислительных развитие, предпринимательскую деятельность в систем; базовые системные профессиональной сфере, использовать знания продукты и пакеты по финансовой грамотности в прикладных различных жизненных ситуациях программ ОК04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения 4 ОК07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережного производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками ПК 2.1 Организовать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса ПК 2.3 Организовать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса ПК 3.1 Организовать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: Учебным планом для данной дисциплины определено: максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 132 часов, в том числе: обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет -88 ч; самостоятельная работа обучающегося–44 ч. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Объём часов 132 88 32 2 44 Итоговый контроль – дифференцированный зачёт по завершению курса 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика ЕН» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов 1 2 3 4 Раздел 1. Автоматизированная обработка информации. Программное обеспечение. 1 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 Введение Тема 1.1 Безопасность, гигиена, охрана труда Тема 1.2 Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности Содержание учебного материала 1 Безопасность и гигиена. Охрана труда. 2 Самостоятельная работа обучающихся: Безопасность и гигиена 1 Содержание учебного материала 1 3 Углубленное изучение информационных систем и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности. 4 Самостоятельная работа обучающихся: Новые информационные технологии. ОК 01-ОК 09 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 1 Подготовьте сообщение на тему: «Информационные системы.» Тема 1.3 Аппаратное и программное обеспечение ПК Содержание учебного материала 5-6 4 Базовая аппаратная конфигурация ПК. Компоненты системного блока. Периферийные устройства ПК. Программные и операционные средства. Профессиональная защита информации. 7-8 Практические работы №1-2 :« Изучение файлов структуры, ОК 01-ОК 09 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 приёмов управление и настройки 7 операционной системы Windows» 9 Самостоятельная работа обучающихся: «Средства защиты профессиональной информации ». . 2 Подготовьте сообщение на тему: «Новые разработки в средствах защиты информации» Тема 1.4 Технология обработки и хранения информации Содержание учебного материала 1011 5 Профессиональная технология обработки и хранения информации в информационной системе. 12-13-14 Практические работы№3-5: «Профессиональное кодирование информации. Большие данные и их объемы.» 15 Самостоятельная работа обучающихся: Профессиональная технология обработки и хранения информации ОК 01-ОК 09 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 2 Подготовьте сообщение на тему: «Новые разработки в кодировании информации.» Тема 1.5 Содержание учебного материала 16-17 Применение информационных технологий в различных областях 4 Классификация систем управления. Использование САПР в профессии. ОК 01-ОК 09 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 18-19 Практические работы №6-7 «Классификация профессиональных систем управления. Основные особенности профессионального САПР» 20-21 Самостоятельная работа обучающихся: Классификация системы управления 2 Подготовьте сообщение на тему: «Технические средства управления» Тема 1.6 Содержание учебного материала 6 ОК 01-ОК 09 8 Системы машинного перевода 22-23 ПО PROMT. Особенности профессиональной работы. ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 24-25 Практические работы №8-9«Профессиональное программное обеспечение.» 26-27 Практические работы №10-11«Переводы деловой и служебной документации» 28 Самостоятельная работа обучающихся: Сервисное ПО 3 Подготовьте сообщение на тему: «Новейшие разработки» Тема 1.7 Прикладное программное обеспечение и системы программирования Содержание учебного материала 2930 Современные текстовые процессоры. Автокоррекция ошибок, расшифровка сокращений. Стилевые настройки. 3132 Электронные таблицы, ввод формул, поиск, фильтрация и сортировка. Создание и ведение служебных электронных документов. 3334 Выполнение расчётных операций. Выполнение автоматических расчётов с помощью мастера функций. 18 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 35-36 Практические работы № 12-13 «Подготовка служебной документации в текстовом процессоре». 37-38 Практические работы №14-15 «Поиск, фильтрация и сортировка в электронной таблице.». 39-40-41 Практические работы № 16-17-18 «Автокоррекция ошибок, расшифровка сокращений, стилевые настройки». 42-43-44 Практические работы № 19-20-21 «Отчеты в базе данных» 45-46-47 Практические работы №22-23-24 «. Выполнение расчётных операций. Выполнение 9 автоматических расчётов с помощью мастера функций. Зарплата. Аренда. Акт списания» 48 Контрольная работа 1: «Интерфейс табличного процессора. Базы данных и их виды Выполнение расчётных операций» 49 Самостоятельная работа обучающихся: Прикладные программы. 8 Подготовьте сообщение на тему: «Программы для склада» Раздел 2 Сетевые информационные технологии. Автоматизированные информационные системы. Тема 2.1 Содержание учебного материала Бухгалтерские системы учета 50-51 Программа 1-С предприятие 52-54 Документы и журналы 55-57 Операции и проводки 58-59 Расчет итогов и отчеты. 60-61 Практические работы № 25-26 «Документы и журналы.» 62-63 Практические работы № 27-28 «Операции и проводки. » 64 Самостоятельная работа обучающихся: «История развития систем бухгалтерского учета.» 14 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 7 Подготовьте сообщение на тему: «Новейшие разработки систем бухгалтерского учета» Тема 2.2 Автоматизированные информационные системы Содержание учебного материала 65-66 Структура автоматизированных ИС. 67-69 Профессиональные справочно-правовые информационно-поисковые системы. 70-72 Автоматизированные системы управления движением на транспорте 11 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 10 73 Практические работы № 29 «Работа с профессиональным СПС. Использование электронный документооборот в грузоперевозках на транспорте.» 74 Практические работы № 30 «Электронная цифровая подпись в информационных системах на транспорте 75 Практические работы № 31 «Виды ЭЦП.». 76 Самостоятельная работа обучающихся: Разработки 21 века. 5 Подготовьте сообщение на тему: «Использование электронной цифровой подписи в информационных системах» Тема 2.3 Системы оптического распознавания информации Содержание учебного материала 77-78 Технологии профессионального распознавания изображения. 79-80 Структурное распознавание. 81-82 Программы для верстки оригинал-макетов. 83 Технологии обработки графической информации. 8 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 4 84 Практические работы №32 «Возможности профессионального распознавания изображения.» 85 Самостоятельная работа обучающихся: Возможности программ распознавания. Подготовьте сообщение на тему: «Программы распознавания» Тема 2.4 СПС. Консультант Плюс, Гарант. Содержание учебного материала 86-87 Формирование запроса на поиск . Технология поиска. 88-89 СПС. Консультант Плюс. Кодекс. Правовой навигатор. 90-92 Бизнес-брошюра, бизнес-листовка. 16 ОК 01-ОК 09 ПК 1.1 ПК 2.1 ПК 2.3 ПК 3.1 11 93-94 Счет –фактура. Акт списания ГСМ. Заказ-наряд. 95-96 Деловые бланки. Служебная записка. Договор. Заявление. Приказ. 97 Рекламные объявления 98-99 Резюме. Характеристика. Портфолио. 100101 Видеорезюме. Достоинство и недостатки видеорезюме. 102 Дифференцированный зачет 103 Самостоятельная работа обучающихся: Моё видеорезюме. 8 Подготовьте сообщение на тему: «Мое рабочее место» Всего: 132 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности , решение проблемных задач). 12 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины «Информатика» имеется учебный кабинет информатики. 3.1.1. Оборудование учебного кабинета: – учебная мебель; - рабочее место учителя; - пластиковая доска. 3.1.2. Технические средства обучения: - мультимедийный проектор; - экспозиционный экран, - персональные компьютеры XPERTS подключенные к глобальной сети Интернет; 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 3.2.1. Основные источники: 1. ЦветковаМ.С, Великович Л.С. «Информатика и ИКТ»: Академия; 2019 г. 2. Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018 г. 3. Цветкова М. С.Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2018 г. 4. Михеева Е.В. «Информационные технологии в профессиональной деятельности»—М., 2016 г. 5. Гохберг Г.С.,А.В.Зафиевский, А.А.Короткин «Информацинные технологии» —М., 2016 г. 3.2.2. Дополнительная литература: 1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ»: Бином; 2013 г. 2.Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» 2015г. –М: БИНОМ. 120 3.2.3. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. http://book.kbsu.ru/ (Шауцукова) 2. http://www.alleng.ru/edu/comp4.htm 3. http://fcior/edu/ru 4. http://webpractice/cm/ru 5. www. school-collection. edu.ru 6. http://ru. iite. unesco. org/publications 7. www.megabook. ru 8. www. digital-edu. ru 9. www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice 10. http://www.klyaksa.net Методические разработки: 1. Работа в таблицах Excel . 13 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в форме устного опроса по контрольным вопросам соответствующих разделов, проверки и оценки выполнения практических заданий, а также итогового контроля в форме по завершению курса. Код и наименование формируемых компетенций ОК01. Выбирать способы решения профессиональной деятельности применительно к различным контекстам задач ОК02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережного производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и Раздел / Тема Тип оценочных мероприятий Р 1 Темы 1.1. 1.7 Р 2 Темы 2.1. 2.4 Оперативный контроль: - проверка качества выполнения практических работ; - проверка индивидуальных заданий; - компьютерное тестирование. Оперативный контроль - индивидуальный устный опрос; - тестовый контроль; - письменная контрольная работа; - проверка и оценка докладов. Дифференцирован ный зачет 14 поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ПК 1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса ПК 2.1 Организовать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса ПК 3.1 Организовать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями 15