Абеляшев Василий Иванович Подписано цифровой подписью: Абеляшев Василий Иванович DN: cn=Абеляшев Василий Иванович, o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум отраслевых технологий", ou, email=goupu22@yandex.ru, c=RU Дата: 2022.02.28 11:34:33 +04'00' Приложение № 3 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора ГАПОУ СО «СТОТ» ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации интегрированного (инклюзивного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СТОТ». 1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гл.11 ст.79 Федерального Закона РФ от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». 1.3. Интегрированное образование – форма организации образовательного процесса, при которой обучение лиц с ограниченными возможностям здоровья осуществляется в учреждениях, реализующих образовательные программы в едином потоке со сверстниками, не имеющими таких ограничений. Под инклюзивным образованием понимается обучение в совместной образовательной среде лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения лицам с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для лиц, не имеющих таковых ограничений. 1.4. Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной социализации в обществе. 1.5. Задачи инклюзивного образования: - освоение обучающимися, программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования; - формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья; - успешная социализация обучающихся. 1.6. Интегрированное обучение может быть организовано: - посредством совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одной аудитории ГАПОУ СО «СТОТ»; - посредством создания группы для лиц с ограниченными возможностями здоровья в лицее, если таких обучающихся не менее 15 человек (не более 25). 1.7. Допускается сочетание интегрированной формы организации образовательного процесса с другими формами. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 2.1. При организации совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы специальные (коррекционные) программы обучения, и лиц, не имеющих таких ограничений, могут создаваться группы интегрированного обучения. 2.2. Группа интегрированного обучения открывается на 1 сентября нового учебного года приказом директора. 2.3.Мастер производственного обучения и классный руководитель группы интегрированного обучения должен иметь: - список обучающихся, которым рекомендовано обучение по специальным программам для зачисления в группу интегрированного обучения; - копии протоколов психолого-медико-педагогической комиссии; - заявления родителей (законных представителей). 2.4. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СТОТ» на интегрированную форму обучения (специальные группы или совместное обучение с нормально развивающимися сверстниками) осуществляется в соответствии с приказом министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 г. № 457, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по выбору образовательной программы и формы обучения, а также заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом директора ГАПОУ СО «СТОТ». 2.5. На первые три месяца с момента начала интегрированного обучения лицу с ограниченными возможностями здоровья устанавливается испытательный срок интегрированного обучения. Если в течение испытательного срока подтверждается возможность обучения такого лица в форме интегрированного обучения, интегрированное обучение в ГАПОУ СО «СТОТ» продолжается. Если по истечении испытательного срока Педагогический совет ГАПОУ СО «СТОТ» выносит заключение о невозможности создать условия для обучения конкретного лица с ограниченными возможностями здоровья на данном этапе в форме интегрированного обучения, директор ГАПОУ СО «СТОТ» информирует об этом родителей (законных представителей) обучающихся. В этом случае лицо с ограниченными возможностями здоровья направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о подборе оптимальной для него формы организации образовательного процесса на данном этапе обучения. Возможно направление в специализированное учебное учреждение. 2.6. Дополнительное направление обучающихся в функционирующую группу интегрированного обучения допускается только в первой половине учебного года. 2.7. Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья в интегрированной группе не должно превышать 4 человек. 2.8. Распорядок дня для обучающихся в данных группах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа этих групп организуется в первую смену, возможно сокращение длительности занятий или перерыв в середине пары 5-10 минут. 2.9. Организация и проведение медицинских и оздоровительных мероприятий осуществляется медицинскими работниками, находящимися в штатном расписании учреждения здравоохранения . 2.10. Рекомендуется обеспечивать участие всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 3.1. Образовательный процесс в группах интегрированного обучения может осуществляется по специальностям и профессиям среднего профессионального образования: 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). 3.2. Обучение по профессиям, включающим потенциально опасные виды деятельности, требует повышенного внимания и быстроты психомоторной реакции. На основании этого обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, слуху и лиц, имеющих грубые нарушения опорно-двигательного аппарата не предоставляется возможным по специальностям и профессиям: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 23.01.07 Машинист крана (крановщик) 3.3. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и Государственная итоговая аттестация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с внутренними локальными актами ГАПОУ СО «СТОТ», Уставом, требованиями действующего законодательства. 3.4. Перевод обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на следующий курс, должен решаться в порядке, установленном Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3.5. Выпускники ГАПОУ СО «СТОТ» с ограниченными возможностями здоровья, обучавшиеся по специальностям и профессиям среднего профессионального образования и успешно освоившие программу, получают документ государственного образца о получении среднего профессионального образования в соответствии с действующим законодательством и внутренними локальными актами ГАПОУ СО «СТОТ». 3.6. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и частично освоившие образовательную программу в ГАПОУ СО «СТОТ», получают академическую справку, с выделением предметов, по которым выставлена положительная оценка при промежуточной аттестации. 3.7. Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения предусматривает обязательное осуществление следующих мероприятий: - осуществление мониторинга уровня успеваемости обучающегося; - преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения; -обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса; - информирование родителей (законных представителей) относительно особенностей организации и задач образования и развития их ребенка. Осуществление этих мероприятий возлагается на мастера п/о и классного руководителя группы интегрированного обучения. 4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 4.1. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются преподаватели, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и профессии и подтвержденную документами об образовании. Специалисты должны знать порядок реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения. 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО (ИНКЛЮЗИВНОГО) ОБУЧЕНИЯ 5.1. Финансирование образовательного учреждения, осуществлявшего интегрированное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 5.2. Размер доплат и надбавок преподавателям, осуществляющим обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, устанавливается самостоятельно в соответствии с положением об оплате труда работников ГАПОУ СО «СТОТ» . План действий (дорожная карта) обеспечения условий доступности для инвалидов в ГАПОУ СО «СТОТ» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг на период 2016 - 2025 г.г. № пп 1 Мероприятия Разработка нормативной документации, назначение ответственных лиц Дата апрель-май 2016 г. 2 Организация инструктирования специалистов, работающих с инвалидами, или которые по роду деятельности могут контактировать с инвалидами по вопросам доступности образовательных услуг май 2016 г. по мере необходимости 3 Создание комиссии по проведению обследования и паспортизации учреждения и предоставляемых в нем услуг. Утверждение состава комиссии, плана-графика проведения обследования и паспортизации. Организация работы комиссии май-июнь 2016 г. 4 Оформление паспорта доступности июнь 2016 г. 5 Обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности 2016-2017 г.г. 6 Обеспечение возможности беспрепятственного входа в объекты и выхода из них: установка пандуса при входе в учебный корпус и корпус общежития, установка указателя на центральном входе учебного корпуса, общежития и схемы передвижения с кнопкой вызова персонала июнь-август 2016 г. 7 Выделение стоянки автотранспортных средств для инвалидов в количестве 3 мест. Обеспечение возможности посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект. Установка знака «парковка для инвалидов» июнь-август 2016 г. 8 Адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) 9 Обеспечение возможности самостоятельного передвижения по территории объектов в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги 2018 г. 10 Обеспечение предоставления услуг тьютора на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медикопедагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Весь период по мере необходимости 11 Предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, закупка специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования май- июнь 2016 г. Весь период по мере необходимости 12 Установка в актовом зале лицея индукционной системы и звукоусиливающую аппаратуру для слабослышащих 2022 г. 13 Устройство доступных санитарно-гигиенических помещений 2024 г. 14 Установка поручней на стенах 1-го, 2-го, 3-го, 4-го этажей 2020 г. 15 Обустройство комнаты психологической разгрузки. 2021 г. 16 Размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне 2025 г. 17 Установка доступных входных групп дверей на входе в здание учебного корпуса и общежитие лицея (в т.ч. раздвижные системы) 2025 г. 18 Установка подъемных платформ 2025 г