Положение о порядке организации обучения лиц ОВЗ

Абеляшев
Василий
Иванович

Подписано цифровой подписью:
Абеляшев Василий Иванович
DN: cn=Абеляшев Василий Иванович,
o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум
отраслевых технологий", ou,
email=goupu22@yandex.ru, c=RU
Дата: 2022.02.28 11:34:33 +04'00'

Приложение № 3

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ГАПОУ СО «СТОТ»

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации образования лиц
с ограниченными возможностями здоровья
в государственном автономном профессиональном образовательном
учреждении Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации интегрированного
(инклюзивного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО
«СТОТ».
1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гл.11
ст.79 Федерального Закона РФ от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013г. №
464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования».
1.3. Интегрированное образование – форма организации образовательного процесса, при
которой обучение лиц с ограниченными возможностям здоровья осуществляется в учреждениях,
реализующих образовательные программы в едином потоке со сверстниками, не имеющими
таких ограничений.
Под инклюзивным образованием понимается обучение в совместной образовательной
среде лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений,
посредством обеспечения лицам с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и
социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для лиц, не имеющих
таковых ограничений.
1.4. Цель инклюзивного образования – обеспечение доступа к качественному образованию
лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и
полноценной социализации в обществе.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
- освоение обучающимися, программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих
в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего
профессионального образования;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к
проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья;
- успешная социализация обучающихся.
1.6. Интегрированное обучение может быть организовано:
- посредством совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и
лиц, не имеющих таких ограничений, в одной аудитории ГАПОУ СО «СТОТ»;
- посредством создания группы для лиц с ограниченными возможностями здоровья в
лицее, если таких обучающихся не менее 15 человек (не более 25).
1.7. Допускается сочетание интегрированной формы организации образовательного
процесса с другими формами.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. При организации совместного обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья, которым рекомендованы специальные (коррекционные) программы обучения, и лиц,
не имеющих таких ограничений, могут создаваться группы интегрированного обучения.
2.2. Группа интегрированного обучения открывается на 1 сентября нового учебного года
приказом директора.
2.3.Мастер производственного обучения и
классный руководитель группы
интегрированного обучения должен иметь:
- список обучающихся, которым рекомендовано обучение по специальным программам
для зачисления в группу интегрированного обучения;
- копии протоколов психолого-медико-педагогической комиссии;
- заявления родителей (законных представителей).
2.4. Прием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО
«СТОТ» на интегрированную форму обучения (специальные группы или совместное обучение с
нормально развивающимися сверстниками) осуществляется в соответствии с приказом
министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 г. № 457, на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по выбору образовательной
программы и формы обучения, а также заявления родителей (законных представителей) и
оформляется приказом директора ГАПОУ СО «СТОТ».
2.5. На первые три месяца с момента начала интегрированного обучения лицу с
ограниченными
возможностями
здоровья
устанавливается
испытательный
срок
интегрированного обучения. Если в течение испытательного срока подтверждается возможность
обучения такого лица в форме интегрированного обучения, интегрированное обучение в ГАПОУ
СО «СТОТ» продолжается. Если по истечении испытательного срока Педагогический совет
ГАПОУ СО «СТОТ» выносит заключение о невозможности создать условия для обучения
конкретного лица с ограниченными возможностями здоровья на данном этапе в форме
интегрированного обучения, директор ГАПОУ СО «СТОТ» информирует об этом родителей
(законных представителей) обучающихся.
В этом случае лицо с ограниченными возможностями здоровья направляется на
психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о подборе оптимальной для
него формы организации образовательного процесса на данном этапе обучения. Возможно
направление в специализированное учебное учреждение.
2.6. Дополнительное направление обучающихся в функционирующую группу
интегрированного обучения допускается только в первой половине учебного года.
2.7. Количество лиц с ограниченными возможностями здоровья в интегрированной группе
не должно превышать 4 человек.
2.8. Распорядок дня для обучающихся в данных группах устанавливается с учетом
повышенной утомляемости контингента обучающихся. Работа этих групп организуется в первую
смену, возможно сокращение длительности занятий или перерыв в середине пары 5-10 минут.
2.9. Организация и проведение медицинских и оздоровительных мероприятий
осуществляется медицинскими работниками, находящимися в штатном расписании учреждения
здравоохранения .
2.10. Рекомендуется обеспечивать участие всех лиц с ограниченными возможностями
здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении
воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятиях.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Образовательный процесс в группах интегрированного обучения может
осуществляется по специальностям и профессиям среднего профессионального образования:
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

3.2. Обучение по профессиям, включающим потенциально опасные виды деятельности,
требует повышенного внимания и быстроты психомоторной реакции. На основании этого
обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, слуху и лиц, имеющих
грубые нарушения опорно-двигательного аппарата не предоставляется возможным по
специальностям и профессиям:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
23.01.07 Машинист крана (крановщик)
3.3. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и Государственная
итоговая аттестация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в
соответствии с внутренними локальными актами ГАПОУ СО «СТОТ», Уставом, требованиями
действующего законодательства.
3.4. Перевод обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на следующий
курс, должен решаться в порядке, установленном Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3.5. Выпускники ГАПОУ СО «СТОТ» с ограниченными возможностями здоровья,
обучавшиеся по специальностям и профессиям среднего профессионального образования и
успешно освоившие программу, получают документ государственного образца о получении
среднего профессионального образования в соответствии с действующим законодательством и
внутренними локальными актами ГАПОУ СО «СТОТ».
3.6. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в
форме интегрированного обучения и частично освоившие образовательную программу в ГАПОУ
СО «СТОТ», получают академическую справку, с выделением предметов, по которым
выставлена положительная оценка при промежуточной аттестации.
3.7. Организация образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями
здоровья в условиях интегрированного обучения предусматривает обязательное осуществление
следующих мероприятий:
- осуществление мониторинга уровня успеваемости обучающегося;
- преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения;
-обеспечение положительных межличностных отношений между участниками
образовательного процесса;
- информирование родителей (законных представителей) относительно особенностей
организации и задач образования и развития их ребенка.
Осуществление этих мероприятий возлагается на мастера п/о и классного руководителя
группы интегрированного обучения.
4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются преподаватели,
имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности и профессии и подтвержденную
документами об образовании. Специалисты должны знать порядок реализации дидактических
принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и
практического характера обучения.
5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО (ИНКЛЮЗИВНОГО)
ОБУЧЕНИЯ
5.1. Финансирование образовательного учреждения, осуществлявшего интегрированное
обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в соответствии с
действующим законодательством.
5.2. Размер доплат и надбавок преподавателям, осуществляющим обучение лиц с
ограниченными возможностями здоровья, устанавливается самостоятельно в соответствии с
положением об оплате труда работников ГАПОУ СО «СТОТ» .

План действий (дорожная карта)
обеспечения условий доступности для инвалидов
в ГАПОУ СО «СТОТ»
по повышению значений показателей доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг на период 2016 - 2025 г.г.
№
пп
1

Мероприятия
Разработка нормативной документации, назначение ответственных
лиц

Дата
апрель-май
2016 г.

2

Организация инструктирования специалистов, работающих с
инвалидами, или которые по роду деятельности могут контактировать
с инвалидами по вопросам доступности образовательных услуг

май 2016 г.
по мере
необходимости

3

Создание комиссии по проведению обследования и паспортизации
учреждения и предоставляемых в нем услуг. Утверждение состава
комиссии, плана-графика проведения обследования и паспортизации.
Организация работы комиссии

май-июнь
2016 г.

4

Оформление паспорта доступности

июнь 2016 г.

5

Обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам,
связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и
услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких
расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности

2016-2017 г.г.

6

Обеспечение возможности беспрепятственного входа в объекты и
выхода из них: установка пандуса при входе в учебный корпус и
корпус общежития, установка указателя на центральном входе
учебного корпуса, общежития и схемы передвижения с кнопкой
вызова персонала

июнь-август
2016 г.

7

Выделение стоянки автотранспортных средств для инвалидов в
количестве 3 мест. Обеспечение возможности посадки в транспортное
средство и высадки из него перед входом в объект. Установка знака
«парковка для инвалидов»

июнь-август
2016 г.

8

Адаптация официального сайта органа и организации,
предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением
зрения (слабовидящих)

9

Обеспечение возможности самостоятельного передвижения по
территории объектов в целях доступа к месту предоставления услуги,
в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги

2018 г.

10

Обеспечение предоставления услуг тьютора на основании
соответствующей рекомендации в заключении психолого-медикопедагогической комиссии или индивидуальной программе
реабилитации инвалида.

Весь период
по мере
необходимости

11

Предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной
учебной литературы, закупка специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования

май- июнь
2016 г.

Весь период
по мере
необходимости

12

Установка в актовом зале лицея индукционной системы и
звукоусиливающую аппаратуру для слабослышащих

2022 г.

13

Устройство доступных санитарно-гигиенических помещений

2024 г.

14

Установка поручней на стенах 1-го, 2-го, 3-го, 4-го этажей

2020 г.

15

Обустройство комнаты психологической разгрузки.

2021 г.

16

Размещение носителей информации, необходимой для обеспечения
беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с
учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование
необходимой для получения услуги звуковой и зрительной
информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и
графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне

2025 г.

17

Установка доступных входных групп дверей на входе в здание
учебного корпуса и общежитие лицея (в т.ч. раздвижные системы)

2025 г.

18

Установка подъемных платформ

2025 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».