Абеляшев Василий Иванович Подписано цифровой подписью: Абеляшев Василий Иванович DN: cn=Абеляшев Василий Иванович, o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум отраслевых технологий", ou, email=goupu22@yandex.ru, c=RU Дата: 2023.09.28 15:19:37 +04'00' Положение о классном руководстве (кураторстве) государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Положение о классном руководстве/кураторстве 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность классного руководителя (куратора) в образовательной организации. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральном Законом «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Закон об образовании по вопросам воспитания обучающихся», Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, типовым положением об образовательном учреждении, инструктивнометодическими документами Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в образовательных учреждениях и деятельности классного руководителя, Уставом образовательного учреждения и регламентирует работу классного руководителя. 1.3. Классное руководство-особый вид педагогической деятельности, направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся. В своей деятельности классный руководитель руководствуется принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся, соответствует требованиям и положениям: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; -Стратегия развития воспитания в Российской Федерации период до 2025 года; - нормам Устава техникума; - настоящего Положения; - должностной инструкции классного руководителя (куратора); -общеобразовательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях закрепляют: -Конституция Российской Федерации, -Конституция и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющее осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией; -Семейный кодекс Российской Федерации; -Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; -Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющих вред их здоровью и развитию»; -Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; -Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996 «Об утверждении Стратегического развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Приказ от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении федерального образовательного стандарта среднего общего образования»; -Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении Особенного режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» 1.4. Классное руководство (кураторство) – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание обучающихся в группе. 1.5. Деятельность классного руководителя (куратора) основывается на принципах гуманизма, демократии, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья обучающихся, гражданственности, свободного развития личности. 1.6. Классный руководитель (куратор) назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя образовательной организации из числа штатных преподавателей. Классные руководители (кураторы) выбираются при распределении нагрузки, исходя из интересов образовательной организации с учётом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей педагогических работников. В случаях, когда штатных преподавателей в техникуме меньше, чем число учебных групп, классные руководители (кураторы) назначаются из этих преподавателей с учетом наибольшей педагогической целесообразности. Педагогический работник может осуществлять классное руководство (кураторство) только в одной группе. При недостаточном количестве преподавателей может быть установлено на одного педагогического работника, с его письменного согласия, классное руководство (кураторство) в двух группах, а также, в случаях, длительно отсутствующего классного руководителя (более 3-х дней) по болезни и другим причинам с установлением выплат пропорционально отработанному времени замещения классного руководства (кураторства). 1.7. Непосредственное руководство работой классного руководителя (куратора) осуществляет заместитель руководителя образовательной организации по воспитательной работе. Координацию работы и руководство деятельностью классных руководителей (кураторов) осуществляет Совет по воспитательной работе образовательной организации. 1.8. Классный руководитель (куратор) осуществляет деятельность в тесном контакте с администрацией образовательной организацией, органами студенческого самоуправления, родителями (законными представителями), родительским комитетом, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования. 1.9. За выполнение обязанностей классного руководителя (куратора) педагогическому работнику, являющемуся классным руководителем (куратором), приказом руководителя образовательной организации устанавливается доплата. 1.10. При регулировании вопросов, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства(кураторства) в группах необходимо учитывать следующее: Осуществление классного руководства (кураторства) не входит в должностные обязанности педагогических работников, которые определены квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Министерством здравоохранения и социального развития России от 26 августа 2010 года. 1.11 Классное руководство(кураторство) является для педагогических работников дополнительным видом работы, которая может выполняться ими с их письменного согласия и за дополнительную оплату, что предусматривается в трудовом договоре (дополнительное соглашение к трудовому договору), в котором указывается ее содержание, срок выполнения и размер оплаты. 1.12 Дополнительные выплаты педагогическими работниками за осуществление классного руководства (кураторства), включая ежемесячное денежное вознаграждение, относятся к выплатам компенсационного характера. 2. Функции классного руководителя 2.1 Аналитическая функция: - выявление специфики и определение динамики развития коллектива обучающихся; - изучение условий семейного воспитания обучающихся; - изучение индивидуальных особенностей обучающихся; -изучение влияния студенческой среды и малого социума на обучающихся в группе; - анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива. 2.2 Прогностическая функция: - прогнозирование результатов воспитательной деятельности; - построение модели воспитания в группе; - прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся и этапов формирования коллектива обучающихся; - прогнозирование модели воспитания в группе, соответствующей воспитательной системе учебного заведения в целом; - предвидение последствий складывающихся отношений в коллективе обучающихся. 2.3 Организационно-координирующая функция: - формирование коллектива обучающихся; - оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, в организации деятельности органов студенческого самоуправления; - организация и стимулирование разнообразных видов деятельности обучающихся в коллективе обучающихся; - поддержание связей семьи и образовательной организации, образовательной организации и общества в целом; - защита прав обучающихся; - организация индивидуальной работы с обучающимися; - участие в работе совета по воспитательной работе педагогических и методических советов, административных совещаниях; - ведение документации классного руководителя (куратора) и журнала группы; - классный руководитель (куратор) несет ответственность за жизнь и здоровье студентов в период проведения внеклассных мероприятий и мероприятий за пределами образовательной организации. 2.4 Коммуникативная функция: - развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися, - оказание помощи обучающимся в адаптации к коллективу; - содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого обучающегося. 3. Права и обязанности классного руководителя(куратора) 3.1 Классным руководителем (куратором) является педагогический работник в образовательной организации, которому предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Педагогический работник, осуществляющий классное руководств (кураторство), с учетом нормативных актов образовательной организации имеет право: -недопущение в течение учебного года и в каникулярное время отмены классного руководства (кураторства) в конкретной группе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения рабочих групп с соблюдением законодательства о труде; -сохранять преемственность осуществления классного руководства (кураторства) в группах на следующий учебный год; -самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности; - контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося группы с целью оказания своевременной помощи отстающим; - координировать работу педагогических работников в группе; - осуществлять индивидуальную работу с обучающимися; - выносить на рассмотрение администрации образовательной организации, педагогического совета, органов самоуправления предложения, инициативы как от имени классного коллектива, так и от своего имени; - регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся; - получать своевременную методическую и организационно- педагогическую помощь от руководства образовательной организации, а также органов самоуправления; - самостоятельно планировать воспитательную работу с коллективом обучающихся, разрабатывать индивидуальные программы работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), определять формы организации деятельности коллектива обучающихся и проведения классных мероприятий; - приглашать родителей (законных представителей) обучающихся для обсуждения проблем, связанных с деятельностью классного руководителя, или по другим вопросам; - самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с группой с учетом основных принципов планирования, принятых в образовательной организации; - классный руководитель (куратор) имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации образовательной организации, родителей, обучающихся, других педагогических работников. 3.2 В обязанности классного руководителя (куратора) входит: -осуществлять классное руководство(кураторство) надлежащим образом; -по требованию администрации образовательной организации готовить и предоставлять отчеты различной формы о группе и собственной работе; - организовывать учебно-воспитательный процесс в группе; вовлекать обучающихся в систематическую деятельность классного коллектива; - вовлекать в организацию воспитательного процесса в группе педагогических работников, родителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.); - осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития обучающихся; -лично контролировать прохождение практики и дальнейшее трудоустройство выпускника; -изучать и учитывать индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их жизнедеятельности в семье и образовательной организации; - контролировать посещение учебных занятий обучающимися своей группы, проводить профилактическую работу по предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий; -обеспечивать соблюдение студентами требований Устава техникума (внешнему виду, поведению и этике социального общения и другие); -контролировать дежурство обучающихся; - отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в поведении обучающихся, осуществлять обоснованную педагогическую и психологическую коррекцию, в сложных и опасных случаях – информировать об этом администрацию образовательной организации; - оказывать помощь обучающимся в решении их острых жизненных проблем и ситуаций; - содействовать социальной, психологической и правовой защите обучающихся; - пропагандировать здоровый образ жизни; -регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или неудачах, созывать родительские собрания; - координировать работу педагогических работников, работающих в группе, с целью недопущения неуспеваемости студентов и оказания им своевременной помощи в учебе; - планировать свою деятельность по классному руководству (кураторству) в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в образовательной организации; - регулярно проводить классные часы, внеурочные и внеаудиторные мероприятия с группой; - вести документацию по группе (личные дела обучающихся, классный журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в группе, отчеты, индивидуальные карты детей «группы риска» (наблюдательные дела в соответствии с требованиями), изучения личности обучающегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий, помощь в оформлении портфолио и т.д.); - повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и психологии; - соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся в период проведения внеклассных мероприятий и мероприятий за пределами образовательной организации. 4. Организация работы классного руководителя (куратора) 4.1 Общие принципы организации работы классного руководителя (куратора) определяются нормами законодательства о труде педагогических работников, Устава образовательной организации, Правил внутреннего трудового распорядка и настоящего Положения. 4.2 Работа классного руководителя (куратора) с группой и отдельными обучающимися осуществляется на систематической и постоянной основе. 4.3 Классный руководитель (куратор) ежедневно: - определяет и фиксирует отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий; - обеспечивает соблюдение студентами требований устава, локальных документов (к внешнему виду, необходимости этики социального поведения, недопустимости курения как на закрытой территории учреждения, так и вблизи 200 метров на прилегающей к техникуму площади); - организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиантного поведения, составляет и ведет индивидуальный план работы, который фиксирует в «Наблюдатальное дело», в том числе с обучающимися, чьи семьи зарегистрированы как СОП, а также имеющие статус «Сирота» и «ОБПР». 4.4 Классный руководитель (куратор) еженедельно: - проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы; - анализирует состояние успеваемости в группе в целом и у отдельных обучающихся; - организует работу с родителями по ситуации; - проводит работу с педагогическими работниками, работающими в группе, по ситуации. 4.5 Классный руководитель (куратор) ежемесячно: - посещает уроки в своей группе; - проводит консультации у педагога-психолога, социального педагога и отдельных преподавателей; - решает хозяйственные вопросы в группе; - организует работу классного актива. 4.6 Классный руководитель (куратор) каждый семестр: - оформляет и заполняет классный журнал; - участвует в работе совета по воспитательной работе; - проводит анализ состояния успеваемости и уровня воспитанности обучающихся; - проводит анализ выполнения плана воспитательной работы и коррекцию плана воспитательной работы на новый семестр; - проводит классное родительское собрание; - представляет заместителю руководителя образовательной организации по учебной работе отчет об успеваемости обучающихся группы за семестр. 4.7 Классный руководитель (куратор) ежегодно: - оформляет личные дела обучающихся; - анализирует состояние воспитательной работы в группе и уровень воспитанности обучающихся в течение года; - составляет план воспитательной работы в группе (план классного руководителя (куратора)); - собирает и представляет заместителю руководителя образовательной организации по учебной работе статистическую отчетность по успеваемости, трудоустройству выпускников и т.д. 4.8 Классный час проводится классным руководителем (куратором) в произвольной форме. 4.9 Количество воспитательных мероприятий в группе должно составлять не менее двух в месяц. 4.10 Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в семестр. 4.11 Отчет о работе классного руководителя (куратора) может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом или методическом советах, административном совещании. 4.12 Классный руководитель (куратор) обязан принимать активное участие в работе методического объединения классных руководителей. 5. Оценка эффективности работы классного руководителя (куратора) 5.1 Эффективность осуществления функций классного руководителя (куратора) оценивается на основании следующих критериев: - организация жизнедеятельности группы (устойчивый эмоциональноположительный климат, эффективность классных часов, самоуправления группы и организация его работы, эффективность работы с обучающимися, система работы по формированию здорового образа жизни, обеспечение эмоционально-комфортного прохождения адаптации у первокурсников, индивидуальный подход к студентам, находящимися в сложной жизненной ситуации); - профилактика противоправного поведения студентов; - эффективность организации работы с родителя, информированность родителей об уровне успеваемости, посещения занятий, успехах и неудачах обучающихся группы; - отсутствие отсева обучающихся в группе (не больше 5 % от общей численности группы); - условия для развития личности обучающихся группы (ориентир, популяризация и вовлечение во внеурочную деятельность, знание правовой культуры, нравственно-духовных ценностей); - личностный рост обучающихся группы (рост общей культуры студентов, динамика успеваемости, качества обучения, посещаемости учебных занятий в группе); - участие группы в общественных делах образовательной организации; - эффективность взаимодействия с педагогическими работниками; - наличие и качество ведения установленной документации; - профессиональная компетентность классного руководителя (участие в работе методического объединения классных руководителей, педагогических и методических советах по проблемам воспитания, представления опыта воспитательной работы, наличие методических наработок, участие в профессиональных конкурсах, обобщение опыта, инициативность и активность классного руководителя). 5.2 Администрация включает в график контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя (куратора). 5.3 При анализе качества работы классного руководителя (куратора) оценка эффективности определяется рядом показателей группы- «рейтингом» (Приложение 1), который ведется в течение учебного года. Коллегиальное решение об оценке эффективности деятельности классного руководителя (куратора) принимается комиссией в составе заместителей директора по учебной, практической и воспитательной работе не реже чем 1 раз в семестр по результатам деятельности классного руководителя (куратора) по указанным критериям (в Приложении 1).