Положение о классном руководстве (кураторстве)..

Абеляшев
Василий
Иванович

Подписано цифровой подписью:
Абеляшев Василий Иванович
DN: cn=Абеляшев Василий Иванович,
o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум
отраслевых технологий", ou,
email=goupu22@yandex.ru, c=RU
Дата: 2023.09.28 15:19:37 +04'00'

Положение
о классном руководстве (кураторстве)
государственного автономного профессионального образовательного
учреждения Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

Положение о классном руководстве/кураторстве
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность классного
руководителя (куратора) в образовательной организации.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральном
Законом «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 31
июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Закон об образовании по вопросам
воспитания обучающихся», Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка,
типовым положением об образовательном учреждении, инструктивнометодическими документами Министерства образования Российской Федерации об
организации воспитательной работы в образовательных учреждениях и деятельности
классного руководителя, Уставом образовательного учреждения и регламентирует
работу классного руководителя.
1.3. Классное руководство-особый вид педагогической деятельности,
направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся. В своей
деятельности классный руководитель руководствуется принципами воспитания,
социализации и развития личности обучающихся, соответствует требованиям и
положениям:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»;
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации период до 2025 года;
- нормам Устава техникума;
- настоящего Положения;
- должностной инструкции классного руководителя (куратора);
-общеобразовательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного
процесса в образовательных организациях закрепляют:
-Конституция Российской Федерации,
-Конституция и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право
каждого гражданина на образование и закрепляющее осуществление процессов
воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;
-Семейный кодекс Российской Федерации;
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющих вред их здоровью и развитию»;
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;

-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996 «Об
утверждении Стратегического развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
- Приказ от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении федерального образовательного
стандарта среднего общего образования»;
-Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении
Особенного режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
1.4. Классное руководство (кураторство) – профессиональная деятельность
педагога, направленная на воспитание обучающихся в группе.
1.5. Деятельность классного руководителя (куратора) основывается на
принципах гуманизма, демократии, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни
и здоровья обучающихся, гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Классный руководитель (куратор) назначается на должность и
освобождается от должности приказом руководителя образовательной организации
из числа штатных преподавателей. Классные руководители (кураторы) выбираются
при распределении нагрузки, исходя из интересов образовательной организации с
учётом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей
педагогических работников. В случаях, когда штатных преподавателей в техникуме
меньше, чем число учебных групп, классные руководители (кураторы) назначаются
из этих преподавателей с учетом наибольшей педагогической целесообразности.
Педагогический работник может осуществлять классное руководство (кураторство)
только в одной группе. При недостаточном количестве преподавателей может быть
установлено на одного педагогического работника, с его письменного согласия,
классное руководство (кураторство) в двух группах, а также, в случаях, длительно
отсутствующего классного руководителя (более 3-х дней) по болезни и другим
причинам с установлением выплат пропорционально отработанному времени
замещения классного руководства (кураторства).
1.7. Непосредственное руководство работой классного руководителя
(куратора) осуществляет заместитель руководителя образовательной организации по
воспитательной работе. Координацию работы и руководство деятельностью
классных руководителей (кураторов) осуществляет Совет по воспитательной работе
образовательной организации.
1.8. Классный руководитель (куратор) осуществляет деятельность в тесном
контакте с администрацией образовательной организацией, органами студенческого
самоуправления, родителями (законными представителями), родительским
комитетом,
педагогом-психологом,
социальным
педагогом,
педагогом
дополнительного образования.
1.9. За выполнение обязанностей классного руководителя (куратора)
педагогическому работнику, являющемуся классным руководителем (куратором),
приказом руководителя образовательной организации устанавливается доплата.
1.10. При регулировании вопросов, связанных с осуществлением
педагогическими работниками классного руководства(кураторства) в группах
необходимо учитывать следующее:

Осуществление классного руководства (кураторства) не входит в должностные
обязанности педагогических работников, которые определены квалификационными
характеристиками, утвержденными приказом Министерством здравоохранения и
социального развития России от 26 августа 2010 года.
1.11 Классное руководство(кураторство) является для педагогических
работников дополнительным видом работы, которая может выполняться ими с их
письменного согласия и за дополнительную оплату, что предусматривается в
трудовом договоре (дополнительное соглашение к трудовому договору), в котором
указывается ее содержание, срок выполнения и размер оплаты.
1.12 Дополнительные выплаты педагогическими работниками за осуществление
классного
руководства
(кураторства),
включая
ежемесячное
денежное
вознаграждение, относятся к выплатам компенсационного характера.
2. Функции классного руководителя
2.1 Аналитическая функция:
- выявление специфики и определение динамики развития коллектива
обучающихся;
- изучение условий семейного воспитания обучающихся;
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
-изучение влияния студенческой среды и малого социума на обучающихся в
группе;
- анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.
2.2 Прогностическая функция:
- прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
- построение модели воспитания в группе;
- прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития
обучающихся и этапов формирования коллектива обучающихся;
- прогнозирование модели воспитания в группе, соответствующей
воспитательной системе учебного заведения в целом;
- предвидение последствий складывающихся отношений в коллективе
обучающихся.
2.3 Организационно-координирующая функция:
- формирование коллектива обучающихся;
- оказание помощи и организация сотрудничества в планировании
общественно значимой деятельности обучающихся, в организации деятельности
органов студенческого самоуправления;
- организация и стимулирование разнообразных видов деятельности
обучающихся в коллективе обучающихся;
- поддержание связей семьи и образовательной организации, образовательной
организации и общества в целом;
- защита прав обучающихся;
- организация индивидуальной работы с обучающимися;
- участие в работе совета по воспитательной работе педагогических и
методических советов, административных совещаниях;
- ведение документации классного руководителя (куратора) и журнала
группы;

- классный руководитель (куратор) несет ответственность за жизнь и здоровье
студентов в период проведения внеклассных мероприятий и мероприятий за
пределами образовательной организации.
2.4 Коммуникативная функция:
- развитие
и
регулирование
межличностных
отношений
между
обучающимися,
- оказание помощи обучающимся в адаптации к коллективу;
- содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для
каждого обучающегося.
3. Права и обязанности классного руководителя(куратора)
3.1 Классным руководителем (куратором) является педагогический работник
в образовательной организации, которому предоставляются права, социальные
гарантии и меры социальной поддержки в соответствии Федеральным законом от 29
декабря 2012 года № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Педагогический работник, осуществляющий классное руководств (кураторство), с
учетом нормативных актов образовательной организации имеет право:
-недопущение в течение учебного года и в каникулярное время отмены
классного руководства (кураторства) в конкретной группе по инициативе
работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за
исключением случаев сокращения рабочих групп с соблюдением законодательства о
труде;
-сохранять преемственность осуществления классного руководства
(кураторства) в группах на следующий учебный год;
-самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы
работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной
деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе
ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
- контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося
группы с целью оказания своевременной помощи отстающим;
- координировать работу педагогических работников в группе;
- осуществлять индивидуальную работу с обучающимися;
- выносить на рассмотрение администрации образовательной организации,
педагогического совета, органов самоуправления предложения, инициативы как от
имени классного коллектива, так и от своего имени;
- регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье
обучающихся;
- получать своевременную методическую и организационно- педагогическую
помощь от руководства образовательной организации, а также органов
самоуправления;
- самостоятельно планировать воспитательную работу с коллективом
обучающихся, разрабатывать индивидуальные программы работы с обучающимися
и их родителями (законными представителями), определять формы организации
деятельности коллектива обучающихся и проведения классных мероприятий;

- приглашать родителей (законных представителей) обучающихся для
обсуждения проблем, связанных с деятельностью классного руководителя, или по
другим вопросам;
- самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с
группой с учетом основных принципов планирования, принятых в образовательной
организации;
- классный руководитель (куратор) имеет право на защиту собственной чести,
достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его
деятельности со стороны администрации образовательной организации, родителей,
обучающихся, других педагогических работников.
3.2 В обязанности классного руководителя (куратора) входит:
-осуществлять классное руководство(кураторство) надлежащим образом;
-по требованию администрации образовательной организации готовить и
предоставлять отчеты различной формы о группе и собственной работе;
- организовывать учебно-воспитательный процесс в группе; вовлекать
обучающихся в систематическую деятельность классного коллектива;
- вовлекать в организацию воспитательного процесса в группе педагогических
работников, родителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки,
искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.);
- осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики
общего развития обучающихся;
-лично контролировать прохождение практики и дальнейшее трудоустройство
выпускника;
-изучать и учитывать индивидуальные особенности личности обучающихся,
условия их жизнедеятельности в семье и образовательной организации;
- контролировать посещение учебных занятий обучающимися своей группы,
проводить профилактическую работу по предупреждению опозданий и не
посещаемости учебных занятий;
-обеспечивать соблюдение студентами требований Устава техникума (внешнему
виду, поведению и этике социального общения и другие);
-контролировать дежурство обучающихся;
- отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в поведении
обучающихся, осуществлять обоснованную педагогическую и психологическую
коррекцию, в сложных и опасных случаях – информировать об этом администрацию
образовательной организации;
- оказывать помощь обучающимся в решении их острых жизненных проблем
и ситуаций;
- содействовать социальной, психологической и правовой защите
обучающихся;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
-регулярно
информировать
родителей
(законных
представителей)
обучающихся об их успехах или неудачах, созывать родительские собрания;
- координировать работу педагогических работников, работающих в группе, с
целью недопущения неуспеваемости студентов и оказания им своевременной
помощи в учебе;

- планировать свою деятельность по классному руководству (кураторству) в
соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в
образовательной организации;
- регулярно проводить классные часы, внеурочные и внеаудиторные
мероприятия с группой;
- вести документацию по группе (личные дела обучающихся, классный
журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в группе,
отчеты, индивидуальные карты детей «группы риска» (наблюдательные дела в
соответствии с требованиями), изучения личности обучающегося, справки,
характеристики, разработки воспитательных мероприятий, помощь в оформлении
портфолио и т.д.);
- повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и
психологии;
- соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за
жизнь и здоровье обучающихся в период проведения внеклассных мероприятий и
мероприятий за пределами образовательной организации.
4. Организация работы классного руководителя (куратора)
4.1 Общие принципы организации работы классного руководителя
(куратора) определяются нормами законодательства о труде педагогических
работников, Устава образовательной организации, Правил внутреннего трудового
распорядка и настоящего Положения.
4.2 Работа классного руководителя (куратора) с группой и отдельными
обучающимися осуществляется на систематической и постоянной основе.
4.3 Классный руководитель (куратор) ежедневно:
- определяет и фиксирует отсутствующих на занятиях и опоздавших
обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит
профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости
учебных занятий;
- обеспечивает соблюдение студентами требований устава, локальных
документов (к внешнему виду, необходимости этики социального поведения,
недопустимости курения как на закрытой территории учреждения, так и вблизи 200
метров на прилегающей к техникуму площади);
- организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в
том числе в случае возникновения девиантного поведения, составляет и ведет
индивидуальный план работы, который фиксирует в «Наблюдатальное дело», в том
числе с обучающимися, чьи семьи зарегистрированы как СОП, а также имеющие
статус «Сирота» и «ОБПР».
4.4 Классный руководитель (куратор) еженедельно:
- проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;
- анализирует состояние успеваемости в группе в целом и у отдельных
обучающихся;
- организует работу с родителями по ситуации;
- проводит работу с педагогическими работниками, работающими в группе, по
ситуации.
4.5 Классный руководитель (куратор) ежемесячно:

- посещает уроки в своей группе;
- проводит консультации у педагога-психолога, социального педагога и
отдельных преподавателей;
- решает хозяйственные вопросы в группе;
- организует работу классного актива.
4.6 Классный руководитель (куратор) каждый семестр:
- оформляет и заполняет классный журнал;
- участвует в работе совета по воспитательной работе;
- проводит анализ состояния успеваемости и уровня воспитанности
обучающихся;
- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы и коррекцию
плана воспитательной работы на новый семестр;
- проводит классное родительское собрание;
- представляет заместителю руководителя образовательной организации по
учебной работе отчет об успеваемости обучающихся группы за семестр.
4.7 Классный руководитель (куратор) ежегодно:
- оформляет личные дела обучающихся;
- анализирует состояние воспитательной работы в группе и уровень
воспитанности обучающихся в течение года;
- составляет план воспитательной работы в группе (план классного
руководителя (куратора));
- собирает и представляет заместителю руководителя образовательной
организации по учебной работе статистическую отчетность по успеваемости,
трудоустройству выпускников и т.д.
4.8 Классный час проводится классным руководителем (куратором) в
произвольной форме.
4.9 Количество воспитательных мероприятий в группе должно составлять не
менее двух в месяц.
4.10 Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в
семестр.
4.11 Отчет о работе классного руководителя (куратора) может быть заслушан
на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом
или методическом советах, административном совещании.
4.12 Классный руководитель (куратор) обязан принимать активное участие в
работе методического объединения классных руководителей.
5. Оценка эффективности работы классного руководителя (куратора)
5.1 Эффективность осуществления функций классного руководителя
(куратора) оценивается на основании следующих критериев:
- организация жизнедеятельности группы (устойчивый эмоциональноположительный климат, эффективность классных часов, самоуправления группы и
организация его работы, эффективность работы с обучающимися, система работы по
формированию здорового образа жизни, обеспечение эмоционально-комфортного
прохождения адаптации у первокурсников, индивидуальный подход к студентам,
находящимися в сложной жизненной ситуации);

- профилактика противоправного поведения студентов;
- эффективность организации работы с родителя, информированность
родителей об уровне успеваемости, посещения занятий, успехах и неудачах
обучающихся группы;
- отсутствие отсева обучающихся в группе (не больше 5 % от общей
численности группы);
- условия для развития личности обучающихся группы (ориентир,
популяризация и вовлечение во внеурочную деятельность, знание правовой
культуры, нравственно-духовных ценностей);
- личностный рост обучающихся группы (рост общей культуры студентов,
динамика успеваемости, качества обучения, посещаемости учебных занятий в
группе);
- участие группы в общественных делах образовательной организации;
- эффективность взаимодействия с педагогическими работниками;
- наличие и качество ведения установленной документации;
- профессиональная компетентность классного руководителя (участие в
работе методического объединения классных руководителей, педагогических и
методических советах по проблемам воспитания, представления опыта
воспитательной работы, наличие методических наработок, участие в
профессиональных конкурсах, обобщение опыта, инициативность и активность
классного руководителя).
5.2 Администрация включает в график контроля мероприятия по изучению
эффективности реализации функций классного руководителя (куратора).
5.3 При анализе качества работы классного руководителя (куратора) оценка
эффективности определяется рядом показателей группы- «рейтингом» (Приложение
1), который ведется в течение учебного года. Коллегиальное решение об оценке
эффективности деятельности классного руководителя (куратора) принимается
комиссией в составе заместителей директора по учебной, практической и
воспитательной работе не реже чем 1 раз в семестр по результатам деятельности
классного руководителя (куратора) по указанным критериям (в Приложении 1).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».