Абеляшев
Василий
Иванович
Подписано цифровой подписью:
Абеляшев Василий Иванович
DN: cn=Абеляшев Василий Иванович,
o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум
отраслевых технологий", ou,
email=goupu22@yandex.ru, c=RU
Дата: 2023.09.28 15:19:37 +04'00'
Положение
о классном руководстве (кураторстве)
государственного автономного профессионального образовательного
учреждения Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»
Положение о классном руководстве/кураторстве
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность классного
руководителя (куратора) в образовательной организации.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральном
Законом «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 31
июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Закон об образовании по вопросам
воспитания обучающихся», Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка,
типовым положением об образовательном учреждении, инструктивнометодическими документами Министерства образования Российской Федерации об
организации воспитательной работы в образовательных учреждениях и деятельности
классного руководителя, Уставом образовательного учреждения и регламентирует
работу классного руководителя.
1.3. Классное руководство-особый вид педагогической деятельности,
направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся. В своей
деятельности классный руководитель руководствуется принципами воспитания,
социализации и развития личности обучающихся, соответствует требованиям и
положениям:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»;
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации период до 2025 года;
- нормам Устава техникума;
- настоящего Положения;
- должностной инструкции классного руководителя (куратора);
-общеобразовательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного
процесса в образовательных организациях закрепляют:
-Конституция Российской Федерации,
-Конституция и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право
каждого гражданина на образование и закрепляющее осуществление процессов
воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;
-Семейный кодекс Российской Федерации;
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющих вред их здоровью и развитию»;
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;
-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996 «Об
утверждении Стратегического развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
- Приказ от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении федерального образовательного
стандарта среднего общего образования»;
-Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении
Особенного режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
1.4. Классное руководство (кураторство) – профессиональная деятельность
педагога, направленная на воспитание обучающихся в группе.
1.5. Деятельность классного руководителя (куратора) основывается на
принципах гуманизма, демократии, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни
и здоровья обучающихся, гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Классный руководитель (куратор) назначается на должность и
освобождается от должности приказом руководителя образовательной организации
из числа штатных преподавателей. Классные руководители (кураторы) выбираются
при распределении нагрузки, исходя из интересов образовательной организации с
учётом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей
педагогических работников. В случаях, когда штатных преподавателей в техникуме
меньше, чем число учебных групп, классные руководители (кураторы) назначаются
из этих преподавателей с учетом наибольшей педагогической целесообразности.
Педагогический работник может осуществлять классное руководство (кураторство)
только в одной группе. При недостаточном количестве преподавателей может быть
установлено на одного педагогического работника, с его письменного согласия,
классное руководство (кураторство) в двух группах, а также, в случаях, длительно
отсутствующего классного руководителя (более 3-х дней) по болезни и другим
причинам с установлением выплат пропорционально отработанному времени
замещения классного руководства (кураторства).
1.7. Непосредственное руководство работой классного руководителя
(куратора) осуществляет заместитель руководителя образовательной организации по
воспитательной работе. Координацию работы и руководство деятельностью
классных руководителей (кураторов) осуществляет Совет по воспитательной работе
образовательной организации.
1.8. Классный руководитель (куратор) осуществляет деятельность в тесном
контакте с администрацией образовательной организацией, органами студенческого
самоуправления, родителями (законными представителями), родительским
комитетом,
педагогом-психологом,
социальным
педагогом,
педагогом
дополнительного образования.
1.9. За выполнение обязанностей классного руководителя (куратора)
педагогическому работнику, являющемуся классным руководителем (куратором),
приказом руководителя образовательной организации устанавливается доплата.
1.10. При регулировании вопросов, связанных с осуществлением
педагогическими работниками классного руководства(кураторства) в группах
необходимо учитывать следующее:
Осуществление классного руководства (кураторства) не входит в должностные
обязанности педагогических работников, которые определены квалификационными
характеристиками, утвержденными приказом Министерством здравоохранения и
социального развития России от 26 августа 2010 года.
1.11 Классное руководство(кураторство) является для педагогических
работников дополнительным видом работы, которая может выполняться ими с их
письменного согласия и за дополнительную оплату, что предусматривается в
трудовом договоре (дополнительное соглашение к трудовому договору), в котором
указывается ее содержание, срок выполнения и размер оплаты.
1.12 Дополнительные выплаты педагогическими работниками за осуществление
классного
руководства
(кураторства),
включая
ежемесячное
денежное
вознаграждение, относятся к выплатам компенсационного характера.
2. Функции классного руководителя
2.1 Аналитическая функция:
- выявление специфики и определение динамики развития коллектива
обучающихся;
- изучение условий семейного воспитания обучающихся;
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
-изучение влияния студенческой среды и малого социума на обучающихся в
группе;
- анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.
2.2 Прогностическая функция:
- прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
- построение модели воспитания в группе;
- прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития
обучающихся и этапов формирования коллектива обучающихся;
- прогнозирование модели воспитания в группе, соответствующей
воспитательной системе учебного заведения в целом;
- предвидение последствий складывающихся отношений в коллективе
обучающихся.
2.3 Организационно-координирующая функция:
- формирование коллектива обучающихся;
- оказание помощи и организация сотрудничества в планировании
общественно значимой деятельности обучающихся, в организации деятельности
органов студенческого самоуправления;
- организация и стимулирование разнообразных видов деятельности
обучающихся в коллективе обучающихся;
- поддержание связей семьи и образовательной организации, образовательной
организации и общества в целом;
- защита прав обучающихся;
- организация индивидуальной работы с обучающимися;
- участие в работе совета по воспитательной работе педагогических и
методических советов, административных совещаниях;
- ведение документации классного руководителя (куратора) и журнала
группы;
- классный руководитель (куратор) несет ответственность за жизнь и здоровье
студентов в период проведения внеклассных мероприятий и мероприятий за
пределами образовательной организации.
2.4 Коммуникативная функция:
- развитие
и
регулирование
межличностных
отношений
между
обучающимися,
- оказание помощи обучающимся в адаптации к коллективу;
- содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для
каждого обучающегося.
3. Права и обязанности классного руководителя(куратора)
3.1 Классным руководителем (куратором) является педагогический работник
в образовательной организации, которому предоставляются права, социальные
гарантии и меры социальной поддержки в соответствии Федеральным законом от 29
декабря 2012 года № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Педагогический работник, осуществляющий классное руководств (кураторство), с
учетом нормативных актов образовательной организации имеет право:
-недопущение в течение учебного года и в каникулярное время отмены
классного руководства (кураторства) в конкретной группе по инициативе
работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за
исключением случаев сокращения рабочих групп с соблюдением законодательства о
труде;
-сохранять преемственность осуществления классного руководства
(кураторства) в группах на следующий учебный год;
-самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы
работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной
деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе
ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности;
- контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося
группы с целью оказания своевременной помощи отстающим;
- координировать работу педагогических работников в группе;
- осуществлять индивидуальную работу с обучающимися;
- выносить на рассмотрение администрации образовательной организации,
педагогического совета, органов самоуправления предложения, инициативы как от
имени классного коллектива, так и от своего имени;
- регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье
обучающихся;
- получать своевременную методическую и организационно- педагогическую
помощь от руководства образовательной организации, а также органов
самоуправления;
- самостоятельно планировать воспитательную работу с коллективом
обучающихся, разрабатывать индивидуальные программы работы с обучающимися
и их родителями (законными представителями), определять формы организации
деятельности коллектива обучающихся и проведения классных мероприятий;
- приглашать родителей (законных представителей) обучающихся для
обсуждения проблем, связанных с деятельностью классного руководителя, или по
другим вопросам;
- самостоятельно определять форму планирования воспитательной работы с
группой с учетом основных принципов планирования, принятых в образовательной
организации;
- классный руководитель (куратор) имеет право на защиту собственной чести,
достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его
деятельности со стороны администрации образовательной организации, родителей,
обучающихся, других педагогических работников.
3.2 В обязанности классного руководителя (куратора) входит:
-осуществлять классное руководство(кураторство) надлежащим образом;
-по требованию администрации образовательной организации готовить и
предоставлять отчеты различной формы о группе и собственной работе;
- организовывать учебно-воспитательный процесс в группе; вовлекать
обучающихся в систематическую деятельность классного коллектива;
- вовлекать в организацию воспитательного процесса в группе педагогических
работников, родителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки,
искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.);
- осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики
общего развития обучающихся;
-лично контролировать прохождение практики и дальнейшее трудоустройство
выпускника;
-изучать и учитывать индивидуальные особенности личности обучающихся,
условия их жизнедеятельности в семье и образовательной организации;
- контролировать посещение учебных занятий обучающимися своей группы,
проводить профилактическую работу по предупреждению опозданий и не
посещаемости учебных занятий;
-обеспечивать соблюдение студентами требований Устава техникума (внешнему
виду, поведению и этике социального общения и другие);
-контролировать дежурство обучающихся;
- отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в поведении
обучающихся, осуществлять обоснованную педагогическую и психологическую
коррекцию, в сложных и опасных случаях – информировать об этом администрацию
образовательной организации;
- оказывать помощь обучающимся в решении их острых жизненных проблем
и ситуаций;
- содействовать социальной, психологической и правовой защите
обучающихся;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
-регулярно
информировать
родителей
(законных
представителей)
обучающихся об их успехах или неудачах, созывать родительские собрания;
- координировать работу педагогических работников, работающих в группе, с
целью недопущения неуспеваемости студентов и оказания им своевременной
помощи в учебе;
- планировать свою деятельность по классному руководству (кураторству) в
соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в
образовательной организации;
- регулярно проводить классные часы, внеурочные и внеаудиторные
мероприятия с группой;
- вести документацию по группе (личные дела обучающихся, классный
журнал), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в группе,
отчеты, индивидуальные карты детей «группы риска» (наблюдательные дела в
соответствии с требованиями), изучения личности обучающегося, справки,
характеристики, разработки воспитательных мероприятий, помощь в оформлении
портфолио и т.д.);
- повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и
психологии;
- соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за
жизнь и здоровье обучающихся в период проведения внеклассных мероприятий и
мероприятий за пределами образовательной организации.
4. Организация работы классного руководителя (куратора)
4.1 Общие принципы организации работы классного руководителя
(куратора) определяются нормами законодательства о труде педагогических
работников, Устава образовательной организации, Правил внутреннего трудового
распорядка и настоящего Положения.
4.2 Работа классного руководителя (куратора) с группой и отдельными
обучающимися осуществляется на систематической и постоянной основе.
4.3 Классный руководитель (куратор) ежедневно:
- определяет и фиксирует отсутствующих на занятиях и опоздавших
обучающихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит
профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости
учебных занятий;
- обеспечивает соблюдение студентами требований устава, локальных
документов (к внешнему виду, необходимости этики социального поведения,
недопустимости курения как на закрытой территории учреждения, так и вблизи 200
метров на прилегающей к техникуму площади);
- организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в
том числе в случае возникновения девиантного поведения, составляет и ведет
индивидуальный план работы, который фиксирует в «Наблюдатальное дело», в том
числе с обучающимися, чьи семьи зарегистрированы как СОП, а также имеющие
статус «Сирота» и «ОБПР».
4.4 Классный руководитель (куратор) еженедельно:
- проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы;
- анализирует состояние успеваемости в группе в целом и у отдельных
обучающихся;
- организует работу с родителями по ситуации;
- проводит работу с педагогическими работниками, работающими в группе, по
ситуации.
4.5 Классный руководитель (куратор) ежемесячно:
- посещает уроки в своей группе;
- проводит консультации у педагога-психолога, социального педагога и
отдельных преподавателей;
- решает хозяйственные вопросы в группе;
- организует работу классного актива.
4.6 Классный руководитель (куратор) каждый семестр:
- оформляет и заполняет классный журнал;
- участвует в работе совета по воспитательной работе;
- проводит анализ состояния успеваемости и уровня воспитанности
обучающихся;
- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы и коррекцию
плана воспитательной работы на новый семестр;
- проводит классное родительское собрание;
- представляет заместителю руководителя образовательной организации по
учебной работе отчет об успеваемости обучающихся группы за семестр.
4.7 Классный руководитель (куратор) ежегодно:
- оформляет личные дела обучающихся;
- анализирует состояние воспитательной работы в группе и уровень
воспитанности обучающихся в течение года;
- составляет план воспитательной работы в группе (план классного
руководителя (куратора));
- собирает и представляет заместителю руководителя образовательной
организации по учебной работе статистическую отчетность по успеваемости,
трудоустройству выпускников и т.д.
4.8 Классный час проводится классным руководителем (куратором) в
произвольной форме.
4.9 Количество воспитательных мероприятий в группе должно составлять не
менее двух в месяц.
4.10 Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в
семестр.
4.11 Отчет о работе классного руководителя (куратора) может быть заслушан
на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом
или методическом советах, административном совещании.
4.12 Классный руководитель (куратор) обязан принимать активное участие в
работе методического объединения классных руководителей.
5. Оценка эффективности работы классного руководителя (куратора)
5.1 Эффективность осуществления функций классного руководителя
(куратора) оценивается на основании следующих критериев:
- организация жизнедеятельности группы (устойчивый эмоциональноположительный климат, эффективность классных часов, самоуправления группы и
организация его работы, эффективность работы с обучающимися, система работы по
формированию здорового образа жизни, обеспечение эмоционально-комфортного
прохождения адаптации у первокурсников, индивидуальный подход к студентам,
находящимися в сложной жизненной ситуации);
- профилактика противоправного поведения студентов;
- эффективность организации работы с родителя, информированность
родителей об уровне успеваемости, посещения занятий, успехах и неудачах
обучающихся группы;
- отсутствие отсева обучающихся в группе (не больше 5 % от общей
численности группы);
- условия для развития личности обучающихся группы (ориентир,
популяризация и вовлечение во внеурочную деятельность, знание правовой
культуры, нравственно-духовных ценностей);
- личностный рост обучающихся группы (рост общей культуры студентов,
динамика успеваемости, качества обучения, посещаемости учебных занятий в
группе);
- участие группы в общественных делах образовательной организации;
- эффективность взаимодействия с педагогическими работниками;
- наличие и качество ведения установленной документации;
- профессиональная компетентность классного руководителя (участие в
работе методического объединения классных руководителей, педагогических и
методических советах по проблемам воспитания, представления опыта
воспитательной работы, наличие методических наработок, участие в
профессиональных конкурсах, обобщение опыта, инициативность и активность
классного руководителя).
5.2 Администрация включает в график контроля мероприятия по изучению
эффективности реализации функций классного руководителя (куратора).
5.3 При анализе качества работы классного руководителя (куратора) оценка
эффективности определяется рядом показателей группы- «рейтингом» (Приложение
1), который ведется в течение учебного года. Коллегиальное решение об оценке
эффективности деятельности классного руководителя (куратора) принимается
комиссией в составе заместителей директора по учебной, практической и
воспитательной работе не реже чем 1 раз в семестр по результатам деятельности
классного руководителя (куратора) по указанным критериям (в Приложении 1).