Абеляшев Василий Иванович Подписано цифровой подписью: Абеляшев Василий Иванович DN: cn=Абеляшев Василий Иванович, o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум отраслевых технологий", ou, email=goupu22@yandex.ru, c=RU Дата: 2023.12.14 14:06:12 +04'00' ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и утверждения образовательной программы среднего профессионального образования в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Саратов 2023 1 Общие положения 1.1. Положение об образовательной программе среднего профессионального образования определяет содержание, порядок разработки и утверждения образовательной программы среднего профессионального образования в ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» (далее - техникум). 1.2. Настоящее положение разработано на основании: − федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; − распоряжения Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; − приказа Минпросвещения России от 17.05.2022 N 336 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"; − приказа Минпросвещения России от 24.08.2022 N 762 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"; − приказа Минпросвещения России от 08.11.2021 N 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования"; − приказа Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (вместе с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ"); − приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020 № 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения"; − приказа Минобрнауки России N 885, Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020 "О практической подготовке обучающихся" (вместе с "Положением о практической подготовке обучающихся"); − приказа Минпросвещения России от 14.07.2023 N 534"Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение"; − приказа Министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; − постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила."); − постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы..."); − приказа министерства образования Саратовской области от 22.06.2021 № 1039 «О Программе развития воспитания в Саратовской области на 2021– 2025 годы»; − приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"; - приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"; − распоряжения Министерства просвещения РФ от 30 апреля 2021 г. N Р-98"Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования"; − федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования; − примерных образовательных программ среднего профессионального образования; − Устава ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий». 1.3. Содержание среднего профессионального образования по каждой профессии, специальности определяется образовательными программами среднего профессионального образования. Содержание среднего профессионального образования должно обеспечивать получение квалификации. 1.4. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. 1.5. Образовательная программа среднего профессионального образования представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (Приложение А). 1.6. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. 1.7. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются с учетом включенных в примерные образовательные программы среднего профессионального образования примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы. 1.8. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. 2 Структура образовательной программы среднего профессионального образования 2.1. Образовательная программа предусматривает изучение учебных циклов соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. в 2.2. Объем образовательной программы среднего профессионального образования включает все виды учебной деятельности и устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. 2.3. Учебная деятельность студентов предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом и календарным планом воспитательной работы. 2.4. Для всех видов учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Объем учебных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю. 2.5. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть). 2.6. Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы техникум определяет самостоятельно в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 2.7. Образовательная программа – состоит из соответствующих разделов. 2.8. Срок освоения образовательных программ определяется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующей профессии/специальности. 2.9. Образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования организуется в соответствии с утвержденными образовательной организацией учебными планами, календарными учебными графиками, рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы, в соответствии с которыми образовательной организацией составляются расписания учебных занятий по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования. 2.10. Раздел "Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения образовательной программы среднего профессионального образования" заполняется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующей профессии/специальности. 2.11. Учебный план определяет качественные и количественные характеристики образовательной программы среднего профессионального образования: объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; перечень предметов, дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); последовательность изучения дисциплин и профессиональных модулей; виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и проведения государственной итоговой аттестации. 2.12. В календарном учебном графике указывается последовательность реализации образовательной программы среднего профессионального образования по годам, включая теоретическое обучение, в том числе практики, промежуточные и государственную итоговую аттестации, каникулы. 2.13. В процессе освоения образовательных программ среднего профессионального образования студентам предоставляются каникулы. 2.14. Продолжительность каникул, предоставляемых студентам в процессе освоения ими программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, составляет не менее двух недель в зимний период, при сроке получения среднего профессионального образования один год и не менее десяти недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период, - при сроке получения среднего профессионального образования более одного года. 2.15. Продолжительность каникул, предоставляемых студентам в процессе освоения ими программ подготовки специалистов среднего звена, составляет от восьми до одиннадцати недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период. 2.16. Объем образовательной программы среднего профессионального образования включает все виды учебной деятельности и устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. 2.17. Освоение образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией студентов. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов определяются техникумом самостоятельно. 2.18. Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации студентов не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам (модулям). Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации студентов при обучении в соответствии с индивидуальным учебным планом устанавливается данным учебным планом. 2.19. Освоение образовательных программ среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, завершается государственной итоговой аттестацией, которая является обязательной. Студенты, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, проходят государственную итоговую аттестацию. 2.20. Все изменения утверждённой образовательной программы среднего профессионального образования закрепляются приказом директора и вносятся в «Лист изменений образовательной программы среднего профессионального образования – программе подготовки ______________ - по профессии/специальности на 20__/20__уч.г.» (Приложение Б). 3 Содержание образовательной программы среднего профессионального образования 3.1. Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности студента и требования к результатам освоения образовательной программы. 3.2. Техникум самостоятельно определяют профиль профессионального образования в соответствии со спецификой образовательной программы среднего профессионального образования, руководствуясь перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, примерным распределением профессий и специальностей среднего профессионального образования по профилям профессионального образования. 3.3. Образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим профессиям, специальностям среднего профессионального образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования. 3.4. Для образовательных программ среднего профессионального образования профессиональные стандарты служат основой дополнения, конкретизации знаний, умений, практического опыта, освоение которых предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом и (или) примерными программами. 3.5. Техникум самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы. Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех общих и профессиональных компетенций, формирование личностных результатов в соответствии с получаемой квалификацией специалиста среднего звена. 3.6. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. 3.7. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования образовательные организации при разработке учебных планов образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования обеспечивают освоение результатов, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, для чего формируется общеобразовательный цикл, включающий общеобразовательные учебные дисциплины. 3.8. Общеобразовательные учебные дисциплины –это обязательные учебные дисциплины, изучаемые на уровне среднего общего образования (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные дисциплины, курсы по выбору обучающихся федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, включенные в общеобразовательный цикл образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом осваиваемой профессии или специальности среднего профессионального образования. 3.9. Период освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, необходимых для получения студентами среднего общего образования, в течение срока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования определяется образовательной организацией самостоятельно. 3.10. Общеобразовательный цикл образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования должен содержать не менее 13 учебных дисциплин (русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривать изучение не менее 2 учебных дисциплин на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. 3.11. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение студентами индивидуального(ых) проекта(ов). 3.12. Индивидуальный проект выполняется всеми студентами самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках изучаемых учебных дисциплин. 3.13. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом примерной образовательной программы среднего профессионального образования по соответствующей специальности/профессии. 3.14. Освоение образовательной программы среднего профессионального образования предусматривает проведение практики студентов. 3.15. Виды практики и способы ее проведения определяются образовательной программой, разработанной в соответствии с ФГОС. 4 Разработка, утверждение и реализация образовательных программ среднего профессионального образования 4.1. Техникум, осуществляющий образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывает указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим профессиям, специальностям среднего профессионального образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования. 4.2. При реализации образовательной программы среднего профессионального образования студенты имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 4.3. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебнометодическому обеспечению, требования к практической подготовке студентов, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы. 4.4. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации: русском языке. 4.5. При реализации образовательных программ среднего профессионального образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 4.6. В образовательном процессе используются пассивные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, демонстрация), в целях реализации компетентностного подхода используются активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций студентов, личностных результатов. 4.7. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью студентов, запрещается. 5 Механизм оценки качества образовательной программы 5.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе. 5.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации. 5.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля. 6 Хранение образовательной программы 6.1 Утверждённая директором образовательная программа среднего профессионального образования в печатном и (или) электронном виде хранится в методическом кабинете. 6.2 Срок хранения образовательной программы среднего профессионального образования совпадает со сроком реализации программ подготовки среднего профессионального образования. 7 Заключительные положения 7.1. Настоящее положение о порядке разработки и утверждения образовательной программы среднего профессионального образования является локальным нормативным актом. 7.2. Положение принимается на неопределенный срок. 7.3. После принятия настоящего положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая его редакция автоматически утрачивает силу. ПРИЛОЖЕНИЕ А МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ОДОБРЕНО педагогическим советом ГАПОУ СО «СТОТ» Протокол № ___ от «__» ______20__ г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «СТОТ» _______________________________ Приказ № ___ от «__» ______ 20__г. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ/ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Специальность _____________________________________________ базовой/углубленной подготовки Профиль получаемого профессионального образования _________________________________________________ При реализации программы среднего общего образования Срок получения образования/Объём программы ________________________________________________ Форма обучения ______________ Наименование квалификации базовой подготовки/специалиста среднего звена _______________________ Саратов 20__ Программа подготовки ________________________________________________________________ по профессии/специальности ___________________________________________________________________базовой подготовки разработана на основе требований: -федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования -федерального образования государственного образовательного стандарта среднего профессионального на основе положений: -профессионального стандарта - федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования с учетом: - получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования -примерной основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования Организация-разработчик: Экспертная организация: Содержание Раздел1.Общие положения 1.1. Введение 1.2 Нормативные основания для разработки образовательной программы 1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте образовательной программы Раздел2.Общая характеристика образовательной программы 2.1. Организация образовательной деятельности по образовательной программе 2.2. Срок получения образования по образовательной программе Раздел3.Характеристика профессиональной деятельности выпускника Раздел4.Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1. Образовательные результаты, установленные федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования: личностные, метапредметные и предметные 4.2. Образовательные результаты, установленные федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования: общие и профессиональные компетенции, личностные результаты Раздел5.Структураобразовательнойпрограммы 5.1. Учебный план 5.2. Календарный учебный график 5.3. Рабочая программа воспитания 5.4. Календарный план воспитательной работы Раздел6.Условияреализацииобразовательнойпрограммы 6.1. Требования к материально-техническому оснащению образовательной программы 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы 6.3 Требования к практической подготовке студентов 6.4. Требования к организации воспитания студентов 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы Раздел 7. Оценочные материалы Раздел8. Методические материалы Раздел 9.Разработчики образовательной программы Приложения Приложение 1 Учебный план Приложение 2 Календарный учебный график Приложение 3 Рабочая программа воспитания Приложение 4 Календарный план воспитательной работы Приложение 5 Рабочие программы профессиональных модулей Приложение 5.1. ПМ.01 ХХХХХХХ Приложение 5.2. ПМ.02 ХХХХХХХ Приложение 5.3. ……… Приложение 6 Рабочие программы учебных дисциплин Приложение 6.1. ООД.01 ХХХХХХ Приложение 6.2. ОГСЭ.02ХХХХХ Приложение 6.3. ……… Приложение 7Рабочие программы практик Приложение 7.1. ХХХХХХ Приложение 7.2. ХХХХХХ Приложение 8Оценочные материалы Приложение 8.1. Фонды оценочных средств профессиональных модулей Приложение 8.2. Фонды оценочных средств учебных дисциплин Приложение 8.3. Фонды оценочных средств практик Приложение 8.4. Фонд оценочных средств государственной итоговой аттестации Приложение 9Методические материалы Приложение 9.1. Методические рекомендации по… Приложение 9.2. Методические рекомендации по… ПРИЛОЖЕНИЕ Б МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ОДОБРЕНО педагогическим советом ГАПОУ СО «СТОТ» Протокол № ___ от «__» ______20__ г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «СТОТ» _______________________________ Приказ № ___ от «__» ______ 20__г. Лист изменений образовательной программы среднего профессионального образования - программе подготовки ______________ - по профессии/специальности __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ на 20__/20__уч.г. Общая характеристика Внесены корректирующие изменения… Учебный план Внесены корректирующие изменения… Календарный учебный график Изменен календарный учебный график… Рабочая программа воспитания Внесены корректирующие изменения… Календарный план воспитательной работы воспитательной работы… Изменен календарный план Содержание программы, планируемые результаты темы, планируемые результаты… Изменены (дополнены/исключены) Условия реализации программы Дополнены условия… Оценочные материалы Обновлен фонд оценочных средств… Методические материалы Внесены изменения/дополнения… Список литературы Актуализирован список литературы Лист ознакомления гр _________________ об изменениях, внесенных в образовательную программу среднего профессионального образования - программу подготовки _________________ -по профессии/специальности __________________________________________ на 20__/20__уч.г. № п/п ФИО Подпись