Абеляшев Василий Иванович Подписано цифровой подписью: Абеляшев Василий Иванович DN: cn=Абеляшев Василий Иванович, o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум отраслевых технологий", ou, email=goupu22@yandex.ru, c=RU Дата: 2023.12.14 12:24:56 +04'00' Положение о внутренней системе оценки качества образования по образовательным программам среднего профессионального образования 1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы, функции, направления, порядок организации и функционирования внутренней системы оценки качества образования, организационную структуру и реализацию процедур контроля и экспертной оценки качества образования в ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» (далее –Техникум). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: – Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 17.02.2023 N 26-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»; – Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 (ред. от 24.03.2022) «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования»); – Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 (ред. от 15.02.2017, с изм. от 03.11.2022) «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; – Приказом Минпросвещения России от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; – Приказом Минпросвещения России от 29.11.2021 № 869 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования»; – Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования; – Приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 года № 762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; – Приказом Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. N 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями); – Уставом Техникума и иными локальными нормативными актами. 1.3. Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательный процесс с учетом запросов основных участников образовательного процесса. 1.4. В настоящем Положении используются следующие термины: – измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольно-измерительных материалов, имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам; – качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; – контрольно–аналитическая деятельность – проверка результатов деятельности образовательной организации с целью установления исполнения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителя, а также с целью изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативную правовую силу; – критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта; – мониторинг–систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления степени соответствия её развития и функционирования заданным целям; –мониторинг качества образования – целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и прогноза; – оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия образовательных результатов, образовательного процесса, ресурсного обеспечения нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям; – система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и её отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования; позволяет судить о состоянии системы образования в образовательной организации в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования её развития; – экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. 2. Цели, задачи, принципы, функции ВСОКО 2.1. Целями ВСОКО являются: – формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в образовательной организации; – получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в образовательной организации, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; – предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; – принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; – прогнозирование развития образовательной системы образовательной организации. 2.2. Задачами ВСОКО являются: – формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; – формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; – формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; – изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности образовательной организации; – определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям; – определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; – обеспечение доступности качественного образования; – оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; – определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам; – выявление факторов, влияющих на качество образования; – содействие повышению квалификации педагогических работников, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения их квалификации по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогических работников, индивидуальным достижениям обучающихся; использование результатов мониторинга и анализа для оценки качества и эффективности работы педагогических сотрудников при распределении стимулирующей части оплаты труда. 2.3. Принципы ВСОКО: – объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; – реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; – открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; –доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; –рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагогического работника; –оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); – инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); – минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; –взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; – соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в образовательной организации. 2.4. Функциями ВСОКО являются: – сбор данных по образовательной организации в соответствии с региональными показателями и индикаторами мониторинга качества образования; – получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику качества образования; – определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества образования в базе данных образовательной организации; – координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии с их полномочиями. 3. Организация ВСОКО 3.1. ВСОКО служит информационным обеспечением управления образовательной деятельностью образовательной организации 3.2. Основными пользователями результатов ВСОКО являются: – Учредитель (Министерство образования Саратовской области); – управленческий персонал образовательной организации; – педагогические работники; -обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся; – педагогический совет Техникума, – работодатели и социальные партнёры; – внешние эксперты, назначаемые при проведении процедур лицензирования, аккредитации образовательной организации, аттестации педагогических работников образовательной организации. 3.3. В качестве источников данных для ВСОКО образовательной организации используются: - образовательная статистика; – промежуточная и Государственная итоговая аттестации; – мониторинговые исследования; – социологические опросы; – отчеты работников образовательной организации; – посещение и взаимопосещение учебных занятий и внеаудиторных мероприятий. 3.4.Объектами ВСОКО образовательной организации являются: – образовательные программы; – образовательная среда; – педагогические работники (уровень профессиональной компетентности; качество и результативность педагогической работы; профессионализм и квалификация работников); – обучающиеся (учебные достижения, качество подготовки выпускников); – образовательный процесс (содержание обучения; анализ промежуточного и итогового контроля за уровнем учебных достижений); – условия (учебно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, санитарно-гигиенические, кадровые, финансовые). 3.5. Предметом ВСОКО являются: – качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО); – качество организации образовательного процесса (учебная и учебнопроизводственная работа), включающая условия организации образовательного процесса, в т.ч. доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организацию питания; – основные и дополнительные образовательные программы, реализуемые в образовательной организации, условия их реализации; – воспитательная работа; – профессиональная компетентность педагогических работников, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования. 3.6. Оценка качества образования осуществляется посредством: –системы внутреннего контроля; – лицензирования; – государственной аккредитации; – Государственной итоговой аттестации выпускников; – мониторинга качества образовательного процесса. 3.7. Направления ВСОКО: – качество образовательных программ; – качество условий реализации образовательных программ; – качество образовательных результатов обучающихся; – удовлетворенность потребителей качеством образования. 3.8. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебного года; результаты обобщаются на этапе подготовки отчета о самообследовании. 3.9. Основные мероприятия ВСОКО: – оценка соответствия реализуемых в образовательной организацииобразовательных программ федеральным требованиям; – контроль реализации рабочих программ; – оценка условий реализации образовательных программ федеральнымтребованиям; – мониторинг сформированности компетенций; - мониторинг индивидуального прогресса обучающегося – оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования; – систематизация и обработка оценочной информации, подготовкааналитических документов по итогам ВСОКО; – подготовка отчета о самообследовании, в том числе для размещения наофициальном сайте образовательной организации. 3.10. Организационной основой осуществления процедуры внутренней оценки качества образования является план, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения оценки качества образования, ответственные исполнители. План/программа внутренней оценки качества образования рассматривается на заседании педагогического совета/ученого совета в начале учебного года, утверждается приказом руководителя образовательной организации и обязателен для исполнения работниками образовательной организации. вдост 4. Процедура проведения внутренней оценки качества образования в образовательной организации 4.1. Основанием для проведения внутренней оценки качества образованиявыступают: - плановый контроль; - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; - обращение физических и (или) юридических лиц по поводу нарушенийв области образования. 4.2. Внутренняя оценка качества образования осуществляется в двух формах: - по этапам обучения (промежуточная оценка и итоговая оценка); - по частоте процедур (разовая, периодическая и систематическаяоценка). 4.3. Организация проверки состояния любого из вопросов содержания внутренней оценки качества образования состоит из следующих этапов: - определение цели, объектов оценки; - определение показателей внутренней оценки качества образования; - выбор форм и методов оценки (по оценке показателей); - определение периодичности и сроков оценки по каждому показателю; - назначение приказом руководителя образовательной организации ответственных работников по анализу показателей внутренней оценки качества образования; - инструктаж участников внутренней оценки качества образования; - констатация фактического состояния дел; - выводы, вытекающие из анализа показателей внутренней оценки качества образования; рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса в Техникуме или устранению недостатков; - определение сроков для ликвидации недостатков или повторная процедура оценки. 4.4. Внутреннюю оценку качества образования осуществляют: – директор Техникума, – заместители директора Техникума, – руководители структурных подразделений (председатели предметных комиссий), – методист. 4.5. Для проведения внутренней оценки качества образования может создаваться комиссия. В качестве экспертов к участию в оценке могут привлекаться сторонние компетентные организации и отдельные специалисты. 4.6. Проведение оценки качества образования предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. 4.7. Методы проведения внутренней оценки качества образования: – тестирование; – экспертное оценивание; проведение контрольных и других видов работ,статистическая обработка информации и др. 4.8. Реализация ВСОКО предполагает последовательность следующих действий: – определение и обоснование объекта оценки качества образования; – сбор данных, используемых для оценки качества образования; – обработка полученных данных в ходе оценки качества образования; – анализ и интерпретация полученных данных в ходе оценки качества образования; – подготовка документов по итогам анализа полученных данных; – распространение результатов оценки качества образования среди пользователей; – структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации. 4.9. Материалы, полученные в результате проведённых мероприятий, должны обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки. 4.10. При осуществлении внутренней оценки качества образования эксперты имеют право: – знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями педагогических работников (календарно-тематическим планированием, журналами учебных занятий, учебными материалами обучающихся, индивидуальными планами работы педагогических работников и планами воспитательной работы и др.); – изучать практическую деятельность педагогических работников колледжа через посещение, взаимопосещение и анализ учебных занятий, внеаудиторных мероприятий; – анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности(контрольные работы, срезы и т.д.); – анализировать результаты учебно-методической работы педагогическихработников; – анализировать результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.; – организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, педагогических работников; – делать выводы и давать рекомендации для принятия управленческих решений. 4.11. Результаты оценки оформляются в виде аналитической справки с возможным использованием схем, графиков, таблиц, диаграмм, в которой указывается: – цель оценки; – сроки проведения оценки; – состав экспертной комиссии; – работа, проведённая в процессе оценки (посещены учебные занятия, проведены контрольные работы, изучена учебная документация, проведено собеседование и т.д.); – выводы; – рекомендации и (или) предложения; – дата и подпись ответственного за составление справки. 4.12. По итогам оценки, в зависимости от её формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел, проводятся заседания педагогического совета/ученого совета, методического совета, рабочие совещания с педагогическим работниками. Результаты проверок учитываются при аттестации педагогических работников. 4.13. По результатам оценочных исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется планирование и прогнозирование развития образовательной организации. 4.14. Материалы мониторинга публикуются на сайте образовательной организации в форме самообследования. 5. Содержание процедур экспертной оценки качества образования 5.1. Реализация внутренней системы оценки качества образования осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 5.2. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов, обучающихся включает в себя: – промежуточную и текущую аттестацию обучающихся; – аттестацию учебной и производственной практики; – государственную итоговую аттестацию выпускников; – мониторинговые исследования качества знаний обучающихся, их профессионально-личностного и мотивационного развития; – участие и результативность в международных, всероссийских, региональных, городских, институциональных конференциях, конкурсах, предметных олимпиадах, фестивалях, соревнованиях, а также в аналогичных мероприятиях внутри Техникума; – мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся первого курса; – мониторинговое исследование образовательных достижений, обучающихся на разных ступенях обучения. 5.3. Содержание процедуры оценки качества образовательного процесса включает в себя: – результаты лицензирования и государственной аккредитации; – эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных отчетов и отчетов о самообследовании; – программно-методическое и программно-информационное обеспечение образовательного процесса и практики, эффективность использования Интернета в учебном процессе; – оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения; – обеспечение методической и учебной литературой; – оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники безопасности, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требованиям нормативных документов); – оценку отсева обучающихся и сохранение контингента обучающихся; – анализ результатов трудоустройства (в т.ч. дальнейшего) выпускников. 5.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя: – степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива; – качество планирования воспитательной работы; – охват обучающихся содержанием деятельности, которая соответствуетих интересам и потребностям; – наличие студенческого самоуправления; – удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательнымпроцессом; – исследование уровня воспитанности обучающихся; – отрицательную динамику количества правонарушений обучающихся. 5.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогических работников и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: – аттестацию педагогических работников; – отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических совещаний, семинаров, методических объединений и т.д.); – знание и использование современных педагогических методик и технологий; – образовательные достижения обучающихся; – участие в профессиональных конкурсах разного уровня, научнопрактических конференциях, круглых столах и пр. – презентация опыта профессиональной деятельности (на разных уровнях); – диагностика профессионально-личностных качеств педагогических работников. 6. Документация ВСОКО 6.1. Документация ВСОКО – это совокупность информационноаналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО. 6.2. Обязательным, подлежащим размещению на сайте образовательной организации, документом ВСОКО является отчет о самообследовании. 6.3. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется.