Абеляшев Василий Иванович Подписано цифровой подписью: Абеляшев Василий Иванович DN: cn=Абеляшев Василий Иванович, o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум отраслевых технологий", ou, email=goupu22@yandex.ru, c=RU Дата: 2023.12.14 14:27:43 +04'00' ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Саратов 2023 1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочей программе общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности образовательных программ среднего профессионального образования устанавливает общие требования к структуре, содержанию, оформлению, утверждению рабочих программ общеобразовательных дисциплин, реализуемых по федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования (далее – рабочая программа общеобразовательных дисциплин) в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» (далее – техникум). 1.2. Положение разработано в соответствии с: – Конституцией Российской Федерации; – Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями); – Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальностям и профессиям среднего профессионального образования, реализуемым на базе техникума; – Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413; – Приказ Минобрнауки России от 24.08.2022 №762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями); – Приказ Минпросвещения России от 23 ноября 2022 г. N 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; – Распоряжение Минпросвещения России от 25.08.2021 № Р-198 «Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в ми-ре»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения» – далее Методики преподавания; – Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года N 06-259 «О направлении доработанных методических рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования». – Методические рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (письмо Минпросвещения России от 14.04.2021 № 05-401); – Примерные рабочие программы общеобразовательных дисциплин для профессиональных образовательных организаций, представленные в реестре образовательных программ https://reestrspo.firpo.ru/listview/TeachingMaterial. – Устава и локальных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса в ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий». 2 1.3. Наличие рабочих программ по всем общеобразовательным дисциплинам, разработанных с использованием инновационных методов обучения, является непременным условием высокого качества подготовки выпускников, успешного прохождения процедуры лицензирования и аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования (далее – ОП СПО) по программам подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) и программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС). 1.4. В настоящем Положении используются следующие термины: Базовые учебные дисциплины – общеобразовательные учебные дисциплины из обязательных предметных областей ФГОС СОО, изучаемые с учетом требований ФГОС СОО на базовом уровне в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования. Общеобразовательные дисциплины – учебные дисциплины из обязательных предметных областей ФГОС СОО, включенные в общеобразовательный цикл образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом осваиваемой профессии или специальности. Профильные учебные дисциплины – общеобразовательные учебные дисциплины, изучаемые в соответствии с требованиями ФГОС СОО в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на углубленном уровне с учетом профиля среднего профессионального образования, обусловленного спецификой осваиваемой профессии или специальности. Рабочая программа – это нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и овладение какой-либо учебной дисциплиной, основывающийся на примерной программе по учебному предмету. Основная цель рабочей программы - обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования. 1.5. В стандарте используются обозначения в виде аббревиатур и сокращения терминов: - ПООП – примерная основная образовательная программа; - ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; - ФГОС СОО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; - ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (по профессии); - ОК – общие компетенции; - ПК – профессиональные компетенции; - ЛР – личностные результаты; - МР – метапредметные результаты; - ПР – предметные результаты. 1.6. Положение подлежит применению всеми педагогическими работниками, библиотекой и другими структурными подразделениями техникума, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим образовательным программам. 1.7. Рабочие программы общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ФГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (примерных рабочих программ общеобразовательных дисциплин). 3 1.8. Рабочие программы общеобразовательных дисциплин, элективных курсов с учетом требований ФГОС СОО, ФГОС СПО и спецификой получаемой специальности или профессии разрабатываются преподавателями. 1.9. Рабочие программы общеобразовательных дисциплин являются составной частью программно-методического сопровождения основной образовательной программы среднего профессионального образования. 2. Структура рабочей программы 2.1. В соответствии с требованиями ФГОС СОО (п. 18.2.2.) и ФГОС СПО рабочие программы общеобразовательных дисциплин (далее – учебных дисциплин, дисциплин) должны содержать следующие структурные элементы: Титульный лист: 1. Паспорт программы учебной дисциплины 1.1. Область применения программы 1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ 1.3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины 1.3.1. Цель общеобразовательной дисциплины 1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО 1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины 2. Структура и содержание учебной дисциплины: 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 3. Условия реализации учебной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 3.1.1 Оборудование учебного кабинета 3.1.2 Технические средства обучения 3.1.3 Демонстрационные материалы 3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 3.2.1. Основные источники: 3.2.2. Дополнительные источники 3.2.3. Интернет-ресурсы 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 2.2. Титульный лист является первой страницей рабочей программы (Приложение 1, Приложение 2). 2.2.1. Оборот титульного листа оформляют в следующей последовательности с указанием общих сведений о программе: − указание на нормативные документы (ФГОС СПО, ФГОС СОО), на основании которых разработана данная рабочая программа; − организация-разработчик, составитель; − рецензент рабочей программы; − заседание методической комиссии, на котором данная программа была обсуждена с указанием № протокола, даты с личной подписью председателя методической комиссии; − заседание методического комиссии техникума (виза председателя методической комиссии с указанием специальности/профессии, № протокола и дата); − отметка методического отдела о принятии рабочей программы (бумажный и электронный варианты) и контрольно- оценочных средств (бумажный и электронный варианты) на хранение. Рецензии оформляют в соответствии с Приложением 3 настоящего Положения. 4 2.3. Основная часть рабочей программы должна содержать: паспорт программы учебной дисциплины; структуру и содержание программы; условия реализации программы; контроль и оценку результатов освоения дисциплины. 2.3.1. Раздел «Паспорт программы учебной дисциплины» состоит из подразделов: − область применения программы − место учебной дисциплины в структуре ППССЗ/ППКРС − цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины − цель общеобразовательной дисциплины −планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО − количество часов на освоение программы дисциплины 2.3.1.1. Область применения программы содержит сведения о том, частью образовательной программы какой специальности или профессии является данная программа. Автор(ам) рабочей программы рекомендуется указать уровень изучения дисциплины (базовый, углубленный), профиль получаемого среднего профессионального образования (технологический, естественнонаучный, социальноэкономический). 2.3.1.2. В подразделе «Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ/ППКРС» определяется в соответствии с требованиями ФГОС СОО: к какой предметной области принадлежит учебная дисциплина. 2.3.1.3. В подразделе «Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины» определяются какие цели и результаты принадлежат к данной учебной дисциплине в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ориентацией на результаты Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. 2.3.1.4. В подразделе «Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО» соотносят общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции в соответствии с ФГОС СПО с общими и дисциплинарными (предметными) результатами. 2.3.1.5. В подразделе «Количество часов на освоение программы учебной дисциплины» указывается объем образовательной нагрузки и нагрузка во взаимодействии с преподавателем. 2.3.2. Раздел «Структура и содержание учебной дисциплины» содержит: − объем учебной дисциплины и виды учебной работы; − тематический план и содержание учебной дисциплины 2.3.2.1. В таблице «Объём учебной дисциплины и виды учебной работы» указывается объем образовательной нагрузки, конкретизируются виды обязательной аудиторной учебной нагрузки (работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем), указывается объем самостоятельной работы и форма промежуточной аттестации по учебной дисциплине. 2.3.2.2. Подраздел «Тематический план и содержание учебной дисциплины» включает дидактические единицы основного и профессионально ориентированного содержания. Профессионально-ориентированное содержание должно составлять 10-30% общего объема учебного материала общеобразовательной учебной дисциплины и распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе. Интеграция и преемственность предметного содержания общеобразовательных дисциплин, учебных дисциплин, дисциплин профессиональных модулей (МДК) указывается на конкретных примерах. Междисциплинарный подход к отбору содержания общеобразовательной дисциплины с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы среднего профессионального образования, установление междисциплинарных связей между общеобразовательной дисциплиной и профессиональными модулями. 5 2.3.2.3. Инструменты реализации профессиональной направленности: − форме практической подготовки (задания ориентированы на профессиональную деятельность); − включение прикладных модулей (Профессионально-ориентированное содержание, отдельные темы дисциплин, МДК профессионального цикла); − реализация принципа интеграции содержания общеобразовательной дисциплины с междисциплинарным комплексом (МДК) и профессиональными модулями (ПМ) в профессионально ориентированном содержание рабочей программы, указание наименования МДК и ПМ; − применение дистанционных образовательных технологий. 2.3.2.4. В подразделе «Тематический план и содержание учебной дисциплины», в том числе с учетом рабочей программы воспитания, указано количество часов, отводимых на освоение каждой темы. Учет рабочей программы воспитания отражен при формировании личностных результатов (ЛР) при изучении разделов и тем учебной дисциплины. Данный подраздел оформляется в виде таблицы, которая включает номера разделов и тем, содержание учебного материала, представленное наименованием разделов и тем учебного материала, формами организации деятельности обучающихся, уровень освоения, объем часов, коды личностных, метапредметных и предметных результатов, общих и профессиональных компетенций, формированию которых способствует элемент содержания программы. 2.3.2.5. В подразделе «Тематический план и содержание учебной дисциплины» рабочей программы должны быть представлены разделы, темы основного и профессионально ориентированного содержания образовательной программы с указанием дидактических единиц содержания дисциплины для каждого учебного занятия, формы организации деятельности обучающихся. Перечень лабораторных занятий (работ) и практических занятий, объем их часов может отличаться от рекомендованного примерной программой, но при этом он должен обеспечивать приобретение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, отвечающих требованиям ФГОС СОО, и соответствовать объему часов, указанному в учебном плане по специальности/профессии. 2.3.3. Раздел «Условия реализации программы дисциплины» содержит: − требования к минимальному материально-техническому обеспечению − оборудование учебного кабинета − технические средства обучения − демонстрационные материалы − учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины − основные источники − дополнительные источники − интернет-ресурсы. 2.3.3.1. При определении требований к минимальному материально- техническому обеспечению учебные кабинеты, лаборатории, необходимые для реализации программы, определяются в соответствии с ФГОС СОО: технические средства обучения, электронные (цифровые) образовательные ресурсы. 2.3.3.2. Учебно-информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых Министерством просвещения учебных изданий, электронных (цифровых) образовательных ресурсов; Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. После каждого наименования печатного издания указывается издательство и год издания. В число обязательной литературы входят издания, опубликованные не позднее 5 лет на момент составления программы. 2.3.3.3. В список включается перечень используемых баз данных, информационносправочных и поисковых систем (по профилю образовательных программ). Следует учесть, что в перечень программных продуктов необходимо включать только программное обеспечение, на которое техникум имеет лицензию. 6 2.3.4. Раздел «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» раскрывается через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. 3. Разработка и утверждение рабочей программы 3.1. Рабочую программу по своей учебной дисциплине разрабатывает(ют) преподаватель(и). Преподаватели несут ответственность за реализацию рабочей программы в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. 3.2. Рабочая программа общеобразовательной дисциплины разрабатывается преподавателем соответствующей дисциплины (авторами может выступать группа преподавателей) в соответствии с требованиями к планируемым результатам обучения ФГОС СОО и ФГОС СПО с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования и примерных рабочих программ общеобразовательных дисциплин для профессиональных образовательных организаций. 3.3. Рабочая программа общеобразовательной дисциплины после разработки, оформленная в соответствии с требованиями настоящего положения, подлежит рассмотрению методической комиссией, с целью получения рекомендации для использования в учебном процессе, и утверждению директором в качестве приложения к основной образовательной программе по специальности/профессии техникума. 3.4. Ответственность за качество и своевременность разработки программ несёт преподаватель, ведущий занятия по учебной дисциплине. 3.5. Лист переутверждения рабочей программы общеобразовательного цикла (Приложение 4). 3.6. Аннотация рабочей программы общеобразовательного цикла (Приложение 5). 4. Общие требования к оформлению рабочей программы 4.1. Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать стандартам, а при их отсутствии – должны быть общепринятыми в научной литературе. 4.2. Следует избегать длинных, запутанных предложений, лишних слов и словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста. Не допускается применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы, а также использовать для обозначения одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных аналогов в русском языке. 4.3. Текст программы рекомендуется печатать, соблюдая следующие размеры полей: – верхнее – 20 мм; – правое – 15 мм; – левое и нижнее – не менее 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен от 1,25 пт в основном тексте, отсутствует в таблицах. Выравнивание основного текста по ширине, заголовки по центру. 4.4. Вносить в текст рабочей программы отдельные слова, формулы, условные знаки, буквы латинского и греческого алфавита, символы рукописным способом не допускается. Опечатки, описки, графические неточности, помарки, повреждения листов программы не допускаются. 4.5. Расстояния между заголовками структурных единиц основного текста, расстояния между заголовками структурных единиц основного текста и предыдущим текстом должно быть равно 10 мм. 7 Расстояние между основаниями строк заголовков принимают таким же, как в тексте (в случае, когда заголовок состоит из нескольких предложений, не помещающихся на одной строке). После заголовка в конце страницы должно быть не менее трех строк текста. 4.6. Страницы текста программы должны соответствовать формату А4 (210 × 297 мм). 4.7. Страницы текста программы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу, включая и приложения. Номер страницы проставляют внизу по правой стороне. 4.8. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не проставляется. 4.9. Набор текста должен быть произведен в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 2007 года. 4.10. Тип шрифта: Times New Roman. – Шрифт основного текста (обычный, размер 12 пт). – Шрифт заголовка структурной единицы «Раздел» (жирный, размер 12 пт). – Шрифт заголовка структурной единицы «Тема» (жирный, размер 12 пт). – Межсимвольный интервал – обычный. – Междустрочный интервал – 1,5 в основном тексте, одинарный в таблицах. 5. Рассмотрение, согласование и утверждение рабочей программы учебной дисциплины 5.1. Разработка рабочих программ реализуется по следующему алгоритму: 5.1.1. Преподаватель или группа преподавателей – разработчиков назначается заместителем директора по ООП на основании приказа о педагогической нагрузке на текущий год. 5.1.2. Решением МК, с обязательным отражением в протоколе заседания, утверждается план подготовки рабочих программ по учебной дисциплине, определяются сроки разработки. 5.2. Утверждение рабочих программ реализуется следующим образом: 5.2.1. Рабочая программа по учебным дисциплинам рассматривается на заседании методической комиссии, что отражается на форзаце программы. 5.3. Рабочие программы формируются на бумажном и электронном носителях и хранятся в методическом отделе техникума в составе образовательной программы среднего профессионального образования по соответствующей специальности/профессии. 5.4. Рабочие программы по ППССЗ/ППКРС должны предоставляться в ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» в электронном виде и на бумажных носителях не позднее 30 марта календарного года. 5.5. Обновления, изменения и дополнения в рабочие программы должны предоставляться в методический отдел ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» в электронном виде и на бумажных носителях не позднее 5 (пяти) дней с начала учебного года. 5.6. Ответственность за качественную разработку рабочих программ по закрепленной учебной дисциплине, соответствие их требованиям ФГОС СОО, ФГОС СПО и примерным основным образовательным программам, а также за своевременное их обновление возлагается на преподавателя соответствующей учебной дисциплины. 5.7. Ответственность за своевременное предоставление рабочих программ в методический отдел техникума и размещение их на официальном сайте техникума возлагается на председателя соответствующей МК. 8 6. Хранение рабочей программы учебной дисциплины 6.1. Печатный экземпляр рабочей программы общеобразовательных дисциплин хранится в методическом кабинете. Электронный вариант (аналог) рабочей программы учебной дисциплины хранится в электронной базе данных. 6.2. Техникум обеспечивает возможность свободного доступа студентам, преподавателям и сотрудникам к электронной базе рабочих программ. 6.3. Положение вступает в силу с момента его утверждения директором техникума и действует до принятия нового. 6.4. Требования Положения являются обязательными для всех участников образовательных отношений. 9 Приложение №1 Макет рабочей программы Приложение №___ (указать номер приложения в соответствии с стандартом рабочих программ) к ППКРС/ППССЗ по профессии/специальности (код и наименование профессии/специальности) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина (указать шифр и наименование учебной дисциплины) Специальность/профессия (указать код и название специальности/профессии) Квалификация выпускника (указать квалификации данной специальности/профессии) Нормативный срок обучения (указать срок обучения данной специальности/профессии) Форма обучения (указать форму обучения данной специальности/профессии) Саратов, 20__ г. 10 Рабочая программа учебной дисциплины «________________________________» (наименование учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии/специальности (выбрать один вариант) ______________________________ (код и наименование профессии/специальности), утверждённого приказом Минобрнауки России от ______________. № _________ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от _______________ №__________), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями), в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «___________________________» (наименование учебной дисциплины) Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Составитель: ФИО, преподаватель специальных дисциплин Рецензент: ФИО, указать должность, место работы внешнего рецензента ФИО, указать должность, место работы внутреннего рецензента ОДОБРЕНА методической комиссией техникума Протокол №_____, дата «__» _________ 20__ г. 11 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «_________________» (указать наименование учебной дисциплины) _ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ _ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ _ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ _ 12 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «_____________________________» (наименование учебной дисциплины) 1.1 Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «___________________________» (наименование учебной дисциплины) является частью основной образовательной программы сред-него профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих / программы подготовки специалистов среднего звена (выбрать один вари-ант) по профессии/специальности (выбрать один вариант)_____________________ (код и наименование профессии/специальности). Рабочая программа учебной дисциплины «________________________________» (наименование учебной дисциплины) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии/специальности (выбрать один вариант) ______________________________ (код и наименование профессии/специальности), утверждённого приказом Минобрнауки России от ______________. № _________ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от _______________ №__________), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями), в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «___________________________» (наименование учеб-ной дисциплины), в соответствии с распоряжением министерства просвещения РФ от 25 августа 2021г. № Р-198 об утверждении методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основано обще-го образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, для направления образовательным организациям, реализующим про-граммы среднего профессионального образования, в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «_______________» (наименование учебной дисциплины) (базовый/углубленный (выбрать один вариант) уровень). Рабочая программа учебной дисциплины «_______________» (наименование учебной дисциплины)» относится к технологическому/естественнонаучному/социально-экономическому (выбрать один вариант) профилю, *с учетом примерной основной образовательной программы по профессии/специальности ________________ (код и наименование профессии/специальности) (регистрационный номер ________–________ в Федеральном реестре примерных образовательных программ СПО)*. Обращаем Ваше внимание! Регистрационный номер в Федеральном реестре примерных образовательных программ (СПО) присутствует не у всех профессий/специальностей. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих / программы подготовки специалистов среднего звена (выбрать один вариант) Учебная дисциплина «___________________________» (наименование учебной дисциплины) относится к общеобразовательному циклу учебного плана образовательной про-граммы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих / программы подготовки специалистов среднего звена (вы-брать один вариант) по специальности/профессии (выбрать один вариант) ______________ (код и наименование специальности/профессии) на базе основного общего с получением сред-него общего образования. Учебная дисциплина «_____________» (наименование учебной дисциплины) связана со следующими учебными дисциплинами, профессиональными модулями: (указать учебные дисциплины общеобразовательного цикла). 13 1.3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины 1.3.1. Цель общеобразовательной дисциплины Цели освоения учебной дисциплины «___________________________» (наименование дисциплины) (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО): (указать цели в соответствии с ФГОС СОО) Содержание учебной дисциплины «________________» (наименование учебной дисциплины) направлено на достижение результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО, рабочей программой воспитания ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» по профессии/специальности (выбрать один вариант) ________________ (код и наименование профессии/специальности). Личностные результаты: ЛР.01. Проявлять российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн). ЛР.02. Иметь гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанию принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. ЛР.03. Готовность служить Отечеству, его защите. ЛР.04. Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. ЛР.05. Сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества: готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. ЛР.06. Сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимание, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминация по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. ЛР.07. Обладать навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. ЛР.08. Сформировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. ЛР.09. Сформировать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни: сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. ЛР.10. Иметь эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений. ЛР.11. Сформировать принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, непринятие вредных привычек: курение, употребления алкоголя, наркотиков. ЛР.12. Сформировать бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. ЛР.13. Сформировать осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов: отношение к профессиональной деятельности как к возможности в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. ЛР.14. Сформировать экологическое мышление, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ЛР.15. Иметь ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 14 Метапредметные результаты: МР.1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МР.2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МР.3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР.4. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МР.5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МР.6. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов; МР.7. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МР.8. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; МР.9. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные: (Указать предметные результаты в соответствии с ФГОС СОО) 1.4. Синхронизация предметных, личностных и метапредметных результатов с общими и профессиональными компетенциями Предметные, личностные и метапредметные результаты, регламентированные требованиями ФГОС СОО, реализуются в полном объеме при разработке основной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих / программы подготовки специалистов среднего звена по профессии/специальности __________________________ (код и наименование профессии/специальности). Таблица 1 Синхронизация личностных и метапредметных результатов с ОК в рамках учебной дисциплины Наименование ОК, согласно ФГОС СПО ________________________ (код и наименование профессии/специальности) Указать общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО Наименование личностных результатов согласно ФГОС СОО Указать личностные результаты в соответствии с ФГОС СОО, рабочей программы воспитания Наименование метапредметных результатов согласно ФГОС СОО Указать метапредметные результаты в соответствии с ФГОС СОО 15 Таблица 2 Синхронизация предметных результатов с ОК в рамках учебной дисциплины Наименование ОК согласно ФГОС СПО Наименование предметных результатов _______________________________ согласно ФГОС СОО (код и наименование профессии/специальности) Указать общие компетенции в соответствии с Указать предметные результаты в ФГОС СПО соответствии с ФГОС СОО Таблица 3 Синхронизация предметных результатов с ПК в рамках учебной дисциплины Наименование ПК согласно ФГОС СПО Наименование предметных результатов _______________________________ согласно ФГОС СОО (код и наименование профессии/специальности) Указать профессиональные компетенции в Указать предметные результаты в соответствии с ФГОС СПО соответствии с ФГОС СОО 1.5. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК Таблица 4 Код и наименование формируемых результатов Указать ОК в соответствии с ФГОС СПО Указать ПК в соответствии с ФГОС СПО Планируемые образовательные результаты обучения Общие Дисциплинарные (предметные) Указать информацию в соответствии с ФГОС СОО, пункт 8. Указать в соответствии с содержанием учебного материала рабочей программы. Например: -сформировать умения определять…. - осознавать причастность к ….. - уметь сопоставлять….. Указать предметные результаты в соответствии с ФГОС СОО, пункт 9. Указать в соответствии с содержанием учебного материала рабочей программы. Например: - сформировать умения определять…. - осознавать причастность к ….. - уметь сопоставлять….. Согласно Федеральному Закону об образовании 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст. 79, п.8 «Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся». АОП разрабатывается по каждой профессии и профессии, реализуемой в техникумее, при наличии заявлений от обучающихся, являющихся инвалидами или лицами с ОВЗ и изъявивших желание о обучении по данному типу образовательных программ. Для обеспечения учебного процесса обучающимся лицам с ограниченными возможностями здоровья разработаны методические рекомендации по учебной дисциплине «___________________________» (наименование учебной дисциплины). 1.6. Количество часов на освоение программы дисциплины Объем образовательной нагрузки всего ____*часа/часов, в том числе: Нагрузка во взаимодействии с преподавателем ____*часа/часов. Самостоятельная работа ____*часа/часов. *Указать часы в соответствии с учебным планом. 16 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Таблица 5 Вид учебной работы Объем часов Всего Основное содержание теоретическое обучение практические занятия Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) в том числе: теоретическое обучение Практические занятия Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет 17 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «___________________________________________________________» (наименование учебной дисциплины) Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 1 Раздел 1. Объём часов 2 Формируемые компетенций 3 Основное содержание Содержание учебного материала 1 2* 3*(3.1)/4* (4.1)/5* …. Теоретическое занятие Практическое занятие №__ Тема 1.1. Профессионально-ориентированное содержание Содержание учебного материала 1 …. ОК … ПК … ЛР … ОК … ПК … ЛР … ОК … ПК … ЛР … ОК … ПК … ЛР … ОК … ПК … ЛР … ОК … ПК … ЛР … ОК … ПК … ЛР … ОК … ПК … ЛР … Теоретическое занятие Практическое занятие №__ Самостоятельная работа обучающихся Консультация Промежуточная аттестация Всего по учебной дисциплине Общая нагрузка с преподавателем Самостоятельная работа Дифференцированный зачет ВСЕГО 4 6* 7* 8* 9* 10* 11* 12* 18 1* – указать количество часов в семестре по учебному плану 2* – общее количество часов в ОДНОЙ теме (теоретическое занятие, практическое занятие и самостоятельная работа обучающихся) 3* – указать общее количество часов в «Теоретических занятиях» в каждой теме 3.1* - в скобках указать количество часов, выделенных на реализацию профессионально-ориентированного содержания (теоретическое занятие) 4* – указать общее количество часов в «Практических/Лабораторных занятиях» в каждой теме 4.1* - в скобках указать количество часов, выделенных на реализацию профессионально-ориентированного содержания (практическое заня-тие/лабораторные работы) 5* – указать общее количество часов в «Самостоятельных работах обучающихся» в каждой теме. «Самостоятельные работы обучающихся» не входят в количество часов за семестр 6* – указать общее количество часов «Консультации» (если предусмотрено по учебному плану) 7* – указать общее количество часов «Промежуточной аттестации» (если предусмотрено) 8* – указать общее количество часов «Всего по дисциплине» по учебному плану 9* – указать количество часов «Общая нагрузка с преподавателем» по учебному плану 10* указать количество часов «Самостоятельная работа» по учебному плану Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 4 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 3 (отмечено двумя звездочками **). Профессионально-ориентированное содержание может быть распределено по разделам (темам) или сконцентрировано в разделе. 19 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины «___________________________» (наименование учебной дисциплины) имеется учебный кабинет №______ (указать номер кабинета). Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. 3.1.1. Оборудование учебного кабинета: (дать описание конкретного оборудования учебного кабинета) − посадочные места по количеству обучающихся; − рабочее место преподавателя; − комплект учебно-наглядных пособий; − комплект электронных видеоматериалов; − задания для контрольных работ; − профессионально ориентированные задания; − материалы экзамена. 3.1.2. Технические средства обучения: (дать описание технических средств обучения) - мультимедийный проектор; − ноутбук; − электронный флипчарт. 3.1.3. Демонстрационные материалы: − перечень базовой и рекомендованной литературы; − методические рекомендации обучающимся по самостоятельной работе и изучению учебной дисциплины (раздела, темы); − методические рекомендации (указания) по выполнению практических заданий, упражнений, занятий; − методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения предмета; − раздаточный материал и наглядные пособия, которые включают рабочие тетради, справочные и хрестоматийные издания, компьютерные учебники, аудио- и видеоматериалы. 3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Указать источники из сайта profspo.ru 3.2.1. Основные источники: 1. 2. 3.2.2. Дополнительные источники 1. 2 3.2.3. Интернет-ресурсы 1. 2 (Обращаем Ваше внимание! Каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями: ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание») 20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Общая/ профессиональная компетенция ОК….. Раздел/Тема Раздел Темы: … (указать подходящие разделы /темы) ПК……. Раздел Темы: … (указать подходящие разделы /темы) Тип оценочных средств Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры Кейс - задания Проекты Практические работы Выполнение экзаменационного теста Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Сочинения/Изложения/Эссе Групповые проекты Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая ) игра Кейс-задания Деловая (ролевая) игра Кейс-задания Выполнение экзаменационного теста Сочинения/Изложения/Эссе Аннотации Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения Практические работы Выполнение экзаменационного теста Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Анализ публичного выступления Практические работы Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения 21 Приложение 1 Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ___________________ (указать наименование учебной дисциплины) 1.1. Форма промежуточной аттестации: (указать) (__ семестр). 1.2. Система оценивания результатов выполнения заданий Оценивание результатов выполнения заданий промежуточной аттестации осуществляется на основе следующих принципов: - достоверности оценки – оценивается уровень сформированности знаний, умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций, продемонстрированных обучающимися в ходе выполнения задания; - адекватности оценки – оценка выполнения заданий должна проводиться в отношении тех компетенций, которые необходимы для эффективного выполнения задания; - надежности оценки – система оценивания выполнения заданий должна обладать высокой степенью устойчивости при неоднократных оценках уровня сформированности знаний, умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций обучающихся; - комплексности оценки – система оценивания выполнения заданий должна позволять интегративно оценивать общие и профессиональные компетенции обучающихся; - объективности оценки – оценка выполнения конкурсных заданий должна быть независимой от особенностей профессиональной ориентации или предпочтений преподавателей, осуществляющих контроль или аттестацию. При выполнении процедур оценки заданий используются следующие основные методы: - метод расчета первичных баллов; - метод расчета сводных баллов. Результаты выполнения заданий оцениваются в соответствии с разработанными критериями оценки. Используется пяти бальная шкала для оценивания результатов обучения. Перевод пяти бальной шкалы учета результатов в пяти бальную оценочную шкалу: Оценка Оценка 5 «отлично» Оценка 4 «хорошо» Оценка 3 «удовлетворительно» Оценка 2 «неудовлетворительно» Количество баллов, набранных за выполнение теоретического и практического задания, средний балл по итогам аттестации 4,6-5 3,6-4,5 3-3,5 ≤ 2,9 1.3. Контрольно-оценочные средства 1.3.1 Задание: 1.Ответить на вопросы. (указать, если предусмотрено) Примерные вопросы для собеседования 1. … 2. … 3. … 2. Написать конспекты лекций. (указать, если предусмотрено) Примерные темы конспекта лекций: 1. … 2. … 3. … 3. Выполнить практические задания. (указать, если предусмотрено) Пример практического задания: ………. 4. Выполнить самостоятельную работу. (указать, если предусмотрено) Пример самостоятельной работы: …….. 22 1.3.2. Критерии оценки Максимальное количество баллов за выполнение теоретического задания – __ балла. № Критерии оценки за Баллы за критерии оценки выполнения практических заданий Максимальный балл -__ … * 1 … * 2 … * 3 ИТОГО * (Указывать, если занятия предусмотрены в учебном плане) Максимальное количество баллов за выполнение конспекта лекций – __ балла. № Критерии оценки за Баллы за критерии оценки выполнения практических заданий Максимальный балл -__ … * 1 … * 2 … * 3 ИТОГО * (Указывать, если занятия предусмотрены в учебном плане) Максимальное количество баллов за выполнение практических заданий – __ балла. № Критерии оценки за Баллы за критерии оценки выполнения практических заданий Максимальный балл -__ … * 1 … * 2 … * 3 ИТОГО * (Указывать, если занятия предусмотрены в учебном плане) Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать количество баллов. Результаты выполнения теоретического задания, результаты выполнения семинара и результаты выполнения практических заданий суммируются. Формируется свод результатов, полученные результаты соотносятся с 5-бальной системой оценки: Оценка 5 «отлично» 4,6-5 Оценка 4 «хорошо» 3,6-4,5 Оценка 3 «удовлетворительно» 3-3,5 Оценка 2 «неудовлетворительно» ≤ 2,9 1.4. Материально-техническое промежуточной аттестации обеспечение для проведения Аттестация проводится в учебном кабинете №______ (указать номер кабинета). Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. 1.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации учебной дисциплины: Основные источники: 1. … 2. … 23 Дополнительные источники 3. … 4. … Интернет-ресурсы: 5. … 6. … Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины Конспект лекций по учебной дисциплине ____________________ (указать название учебной дисциплины) (указать, если предусмотрено теоретическое обучение). Методические указания для обучающихся по выполнению практических заданий (указать, если предусмотрено практическое обучение). Методические указания для обучающихся по выполнению заданий самостоятельной работы (указать, если предусмотрено). 24 Приложение 4 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ________________ (указать название учебной дисциплины) ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ/ПРОФЕССИИ _______________ (указать код, название специальности/профессии) НА 20__/20__ УЧЕБНЫЙ ГОД Изменение №__ от «__» ______ 20__ г., стр. №__ БЫЛО … СТАЛО … Основание: _________________________________ (указать основание изменений) Преподаватель М.К. _________ (Ф.И.О.) (подпись) Приложение 5 АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ _________________________ (указать название учебной дисциплины) ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ/ПРОФЕССИИ _______________________ (выбрать один вариант, указать код, название специальности/профессии). 1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «___________________________» (наименование учебной дисциплины) является частью основной образовательной программы сред-него профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих / программы подготовки специалистов среднего звена (выбрать один вари-ант) по профессии/специальности (выбрать один вариант) _____________________ (код и наименование профессии/специальности). Рабочая учебной дисциплины «________________________________» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии/специальности (выбрать один вариант) ______________________________ (код и наименование профессии/специальности), утверждённого приказом Минобрнауки России от ______________. № _________ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от _______________ №__________), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями), в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «___________________________» (наименование учеб-ной дисциплины), в соответствии с распоряжением министерства просвещения РФ от 25 августа 2021г. № Р-198 об утверждении (наименование программа учебной дисциплины) 25 методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Химия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основано общего образования, предусматривающие интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, для направления образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования, в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «_______________» (наименование учебной дисциплины) (базовый/углубленный (выбрать один вариант) уровень). Рабочая программа учебной дисциплины «_______________» (наименование учебной дисциплины)» относится к технологическому/естественнонаучному/социально-экономическому (выбрать один вариант) профилю, *с учетом примерной основной образовательной программы по профессии/специальности ________________ (код и наименование профессии/специальности) (регистрационный номер ________– ________ в Федеральном реестре примерных образовательных программ СПО) *. Обращаем Ваше внимание! Регистрационный номер в Федеральном реестре примерных образовательных программ (СПО) присутствует не у всех профессий/специальностей. 2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих / программы подготовки специалистов среднего звена (выбрать один вариант) Учебная дисциплина «___________________________» (наименование учебной дисциплины) относится к общеобразовательному циклу учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих / программы подготовки специалистов среднего звена (вы-брать один вариант) по специальности/профессии (выбрать один вариант) ______________ (код и наименование специальности/профессии) на базе основного общего с получением сред-него общего образования. Учебная дисциплина «_____________» (наименование учебной дисциплины) связана со следующими учебными дисциплинами, профессиональными модулями: (указать учебные дисциплины общеобразовательного цикла). 3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины 3.1. Цель общеобразовательной дисциплины Цели освоения учебной дисциплины «___________________________» (наименование дисциплины) (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО): (указать цели в соответствии с ФГОС СОО) Содержание учебной дисциплины «________________» (наименование учебной дисциплины) направлено на достижение результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО, рабочей программой воспитания ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» по профессии/специальности (выбрать один вариант) _________ (код и наименование профессии/специальности). Личностные результаты: ЛР.01. Проявлять российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн). ЛР.02. Иметь гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанию принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. ЛР.03. Готовность служить Отечеству, его защите. ЛР.04. Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире. 26 ЛР.05. Сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества: готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. ЛР.06. Сформировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимание, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминация по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. ЛР.07. Обладать навыками сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. ЛР.08. Сформировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. ЛР.09. Сформировать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни: сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. ЛР.10. Иметь эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений. ЛР.11. Сформировать принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, непринятие вредных привычек: курение, употребления алкоголя, наркотиков. ЛР.12. Сформировать бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. ЛР.13. Сформировать осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов: отношение к профессиональной деятельности как к возможности в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. ЛР.14. Сформировать экологическое мышление, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ЛР.15. Иметь ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни Метапредметные результаты: МР.1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МР.2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МР.3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР.4. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МР.5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; МР.6. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов; МР.7. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МР.8. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 27 МР.9. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные: (Указать предметные результаты в соответствии с ФГОС СОО) 4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК. Таблица 4 Код и Планируемые образовательные результаты обучения наименование формируемых Общие Дисциплинарные (предметные) результатов Указать ОК в Указать информацию в соответ- Указать в соответствии с содержанием учебного материала рабочей программы. соответствии с ствии с ФГОС СОО, пункт 8. Например, сформировать умения ФГОС СПО определять…. осознавать причастность к ….. уметь сопоставлять….. Указать Указать предметные результаты в Указать в соответствии с содержанием учебноПК в соответствии с ФГОС СОО, пункт го материала рабочей программы. Например, сформировать умения соответствии с определять…. осознавать причастность к ….. ФГОС СПО уметь сопоставлять….. Согласно Федеральному Закону об образовании 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст. 79, п.8 «Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся». АОП разрабатывается по каждой профессии и профессии, реализуемой в колледже, при наличии заявлений от обучающихся, являющихся инвалидами или лицами с ОВЗ и изъявивших желание о обучении по данному типу образовательных программ. Для обеспечения учебного процесса обучающимся лицам с ограниченными возможностями здоровья разработаны методические рекомендации по учебной дисциплине «___________________________» (наименование учебной дисциплины). 5. Количество часов на освоение программы дисциплины Объем образовательной нагрузки всего ____*часа/часов, в том числе: Нагрузка во взаимодействии с преподавателем ____*часа/часов. Самостоятельная работа ____*часа/часов. *Указать часы в соответствии с учебным планом. 28