Положение о квалификационном экзамене

Абеляшев
Василий
Иванович

Подписано цифровой подписью:
Абеляшев Василий Иванович
DN: cn=Абеляшев Василий Иванович,
o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум
отраслевых технологий", ou,
email=goupu22@yandex.ru, c=RU
Дата: 2023.12.25 12:27:20 +04'00'

ПОЛОЖЕНИЕ
об экзамене (квалификационном) по профессиональному модулю программ
подготовки специалистов среднего звена/ квалифицированных рабочих, служащих
государственного автономного профессионального образовательного
учреждения Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

г. Саратов, 2023

1

1. Общие положения
1.1. Положение разработано на основании следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования (далее ФГОС СПО) специальностей/ профессий, реализуемых в государственном
автономном профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «Саратовский
техникум отраслевых технологий» (далее – структурные подразделения ГАПОУ СО «СТОТ);
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 885,
Министерства просвещения Российской Федерации № 390 от 5 августа 2020 г. «О практической
подготовке обучающихся»;

- Положение о порядке организации и проведении текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ СО «СТОТ».
1.2. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми педагогическими работниками
и мастерами производственного обучения, обеспечивающими реализацию образовательного
процесса по одной из образовательных программ техникума.
1.3 Настоящее Положение об экзамене (квалификационном) (далее – Положение)
регламентирует процедуру проведения экзамена (квалификационного) техникуме, реализующем
программы среднего профессионального образования.
1.4. Данное Положение определяет требования к итоговой аттестации по профессиональному
модулю образовательной программы (далее - ОП).
1.5. Итоговой формой контроля по профессиональному модулю является экзамен
(квалификационный), который проверяет готовность обучающегося к выполнению
соответствующего профессиональному модулю вида профессиональной деятельности и
сформированность у него профессиональных и общих компетенций, определенных в разделе
«Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы»
ФГОС по показателям, указанным в соответствующем разделе рабочей программы
профессионального модуля.
1.6. Промежуточная аттестация студентов, обучающихся по профессиональному модулю
ОП, в форме экзамена (квалификационного) осуществляется за счет времени, отведенного на
промежуточную аттестацию.
1.7. Экзамен (квалификационный) представляет собой совокупность регламентированных
процедур, посредством которых экспертами-экзаменаторами производится оценивание
профессиональной квалификации или ее части (совокупности компетенций)
обучающихся,
завершивших освоение профессионального модуля (модулей) следующих типов программ:
- основных профессиональных образовательных программ по подготовке специалистов
среднего звена (далее ППССЗ);
- основных
профессиональных
квалифицированных рабочих (ППКРС);

образовательных

программ

по

подготовке

- дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе повышения
квалификации и профессиональной переподготовки для освоения нового вида профессиональной
деятельности или получения дополнительной квалификации, которые реализуются в структурных
подразделениях СПО АГАСУ за пределами определяющих их статус ОП.

2

1.8
Экзамен (квалификационный) является формой независимой от исполнителя
образовательной услуги оценки компетентностных образовательных результатов с возможным
участием внешних экспертов, в том числе работодателей. Целью его проведения выступает оценка
соответствия достигнутых образовательных результатов обучающихся по профессиональному
модулю требованиям ФГОС, их подготовленности к трудовой деятельности по избранной
специальности /профессии.
1.9
Экзамен (квалификационный) в зависимости от области профессиональной
деятельности может включать в себя вопросы или тестовые задания для проверки теоретических
знаний, полученных при изучении программы ПМ (теоретическая часть) и в обязательном порядке
должен включать в себя один или несколько видов аттестационных испытаний (практическая часть),
направленных на оценку готовности студентов, завершивших освоение профессионального модуля,
к реализации вида профессиональной деятельности:
1.10. Выполнение комплексного практического задания – для оценки готовности к
выполнению вида профессиональной деятельности. Технология оценивания: сопоставление
продемонстрированных параметров деятельности и/или характеристик продукта деятельности с
заданными эталонами и стандартами по критериям.
Комплексные практические задания для экзамена (квалификационного) могут быть
следующих типов:

- задания, ориентированные на проверку освоения вида профессиональной деятельности в
целом;

- задания, проверяющие освоение группы профессиональных компетенций,
соответствующих определенному разделу модуля;
1.11 Выполнение серии практических заданий - для оценки готовности к выполнению
отдельных трудовых функций (профессиональных компетенций). Технология оценивания:
сопоставление параметров продемонстрированной деятельности и/или характеристик продукта
деятельности с заданными эталонами и стандартами по критериям.
1.12. Необходимое нормативное обеспечение экзамена (квалификационного) включает в себя:
- сводный годовой график учебного процесса ГАПОУ СО «СТОТ»;
- приказы директора о проведении экзаменов (квалификационных) по профессиональным

модулям с указанием сроков и места их проведения, персонального состава аттестационных
комиссий, других необходимых данных.
- приказы директора об утверждении итогов экзаменов (квалификационных) по
профессиональным модулям (формируются в трехдневный срок по завершении экзамена
(квалификационного) на основе протоколов экзаменов).
1.13. По итогам экзамена (квалификационного) обучающимся может быть присвоен уровень
квалификации (разряд) по одной или нескольким профессиям и выдано свидетельство о
присвоенной квалификации. Присвоение разряда осуществляется в соответствии с требованиями
квалификационной характеристики Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС),
Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
2. Условия и порядок подготовки к проведению квалификационного экзамена
2.1. Экзамен (квалификационный) проводится непосредственно по завершении обучения по
профессиональному модулю. Если профессиональный модуль осваивается более одного полугодия,
экзамен (квалификационный) организуется в последнем семестре его освоения.
2.2.
По нескольким профессиональным модулям возможна организация комплексного
экзамена (квалификационного) одновременно при условии проведения предшествующей
промежуточной аттестации по междисциплинарным курсам и совпадения сроков прохождения
практик данных профессиональных модулей. В этом случае экзамен рекомендуется проводить в
один из последних дней практики в рамках завершающего профессионального модуля согласно
ОПОП.
3

2.3.
Допуск к экзамену осуществляется по результатам успешного освоения всех
структурных единиц профессионального модуля, по которому проходит квалификационная
аттестация: междисциплинарного курса (курсов), всех видов практик и курсового проектирования
(если предусмотрено учебным планом).
2.4.
К экзамену одновременно по всем профессиональным модулям допускаются
студенты, успешно прошедшие экзамены по междисциплинарным курсам в рамках всех
профессиональных модулей, а также прошедшие учебную и производственную практику в рамках
каждого из ПМ.
2.5.
В период подготовки к экзамену (квалификационному) проводятся консультации за
счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
2.6.
Объектом оценивания на экзамене (квалификационном) выступает профессиональная
компетенция студентов, допущенных к экзамену (квалификационному), или ее часть (совокупность
профессиональных компетенций).
2.7.
Предметом оценивания является соответствие освоенных профессиональных
компетенций студентов требованиям ФГОС СПО, иным установленным квалификационным
требованиям (для программ дополнительного профессионального образования и профессиональной
подготовки).
2.8.
Экзамен (квалификационный) в зависимости от профиля и содержания
профессионального модуля, других значимых условий организации образовательного процесса
может проводиться:

- на предприятиях (в организациях) - заказчиках кадров, в том числе по месту прохождения

студентами практики по профилю специальности в рамках профессионального модуля на основании
договоров о социальном партнерстве,
- в ресурсных центрах профессионального образования,
- в образовательном учреждении, где был реализован данный профессиональный модуль.
2.9.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО для проведения экзамена
(квалификационного) должны быть созданы условия, которые максимально приближают оценочные
процедуры к будущей профессиональной деятельности выпускников. В частности, необходимо
обеспечить материально -техническое оснащение оценочных процедур, характеристики которых
регламентируются ФГОС СПО (для обязательной части ОП), заказчиками кадров (для вариативной
части ОП и программ дополнительного профессионального образования), иными
квалификационными требованиями.
2.10. Комплекты оценочных средств и инструктивно-методические материалы для
проведения оценочных процедур в рамках экзамена (квалификационного) готовятся
преподавателями профессионального цикла и мастерами производственного обучения,
задействованными в реализации данного профессионального модуля, согласовываются с
представителями работодателей по профилю получаемого образования (при необходимости).
2.11. Комплект оценочных средств для экзамена (квалификационного) рассматривается на
заседании методической комиссии / педагогического совета и утверждается директором.
Аттестационные материалы могут включать темы курсовых проектов (работ), типовые
практические вопросы или задания, проблемные и творческие задания, направленные на оценку и
определение уровня сформированности профессиональных компетенций. Типовые задания должны
носить компетентностно-ориентированный, комплексный характер. Содержание заданий должно
быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности. Разработка типовых
заданий должна сопровождаться установлением критериев для их оценивания.
2.12. ФОС, Оценочные материалы предоставляются и хранятся в методическом кабинете
ГАПОУ СО «СТОТ».

4

2.13. Педагогические работники, осуществляющие подготовку студентов по данному ПМ,
обеспечивают участников экзамена (квалификационного) комплектами оценочных средств, а также
необходимой документацией: учебно-методической и нормативно - регламентирующей.
3. Аттестационная комиссия и организация ее работы
3.1. По каждому профессиональному модулю формируется специальная аттестационная
комиссия. В отдельных случаях на основании приказа директора может быть создана единая
аттестационная комиссия для группы родственных профессиональных модулей.
3.2. Аттестационную комиссию возглавляет председатель – представитель работодателей.
Председатель организует и контролирует деятельность аттестационной комиссии, обеспечивает
единство требований, предъявляемых к обучающимся.
3.3. Заместитель председателя аттестационной комиссии – директор ГАПОУ СО «СТОТ».
3.4. В состав аттестационной комиссии включаются: заместитель директора по учебнопроизводственной работе, педагогические работники, осуществлявшие подготовку студентов по
данному ПМ, педагогические работники профессионального цикла и/или мастера
производственного обучения по смежным дисциплинам и профессиональным модулям,
представитель организации, на базе которой проходит экзамен (квалификационный) если он
проводится вне структурных подразделений СПО АГАСУ (по согласованию).
3.5 Численный состав аттестационной комиссии должен составлять не менее 4 человек, в том
числе не менее 2 специалистов по профилю профессионального модуля, по которому проводится
экзамен (квалификационный).
4. Порядок проведения экзамена (квалификационного)
4.1. В помещении, где проводится экзамен (квалификационный), должна быть подготовлена
необходимая учебно-методическая и нормативно - регламентирующая документация, материальнотехническое оснащение, в том числе оборудование (при необходимости) и следующие
обеспечивающие оценочные процедуры документы и материалы:
- утвержденные комплекты оценочных средств по профессиональному модулю, в том числе
инструкции по проведению всех аттестационных испытаний (для каждого студента, участвующего
в квалификационной аттестации),
- рабочая программа профессионального модуля;
- протокол экзамена (квалификационного);
- классный журнал учебной группы;
- приказ о допуске к экзамену (квалификационному);
- зачетные книжки;
- дополнительные информационные и справочные материалы, регламентированные
условиями оценивания (наглядные пособия, нормативные документы и образцы, базы данных и т.д.),
- другие необходимые нормативные и организационно - методические документы.
4.2 Экзамен (квалификационный) считается правомочным, если в его проведении
участвуют не менее 3 членов аттестационной комиссии. Решения принимаются большинством
голосов от числа членов комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов
принимается то решение, за которое проголосовал председатель аттестационной комиссии.
4.3 Председатель
аттестационной
комиссии
перед
началом
экзамена
(квалификационного) проводит инструктаж с экспертами-экзаменаторами по содержанию и
технологии оценивания компетентностных образовательных результатов, распределяет функции
экспертов по организации структурированного наблюдения, консультирует их по возникающим
организационным и методическим вопросам и выдает рабочие комплекты оценочных средств
(комплекты экзаменатора) для осуществления оценочных процедур.

5

4.4.
В ходе экзамена (квалификационного) студенты выполняют задания на протяжении
времени, отведенного на аттестационное испытание в комплекте оценочных средств. По завершении
установленного времени результаты выполнения заданий (продукты деятельности студента)
сдаются членам аттестационной комиссии. В случае, когда предметом оценки выступает не только
продукт, но и процесс деятельности студента, проводится наблюдение за его действиями в
соответствии с инструкцией для экспертов-экзаменаторов.
4.5
При проведении устных экзаменов группа делится на подгруппы, сдающие экзамены
одна после другой в один и тот же день. Во время сдачи устных экзаменов в аудитории может
находиться одновременно не более 5 - 6 студентов. После ответа на вопросы экзаменационного
билета экзаменуемому могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного
материала, вынесенного на экзамены.
4.6
Письменные экзаменационные работы проводятся одновременно со всем составом
группы. На проведение письменных экзаменов предусматривается время не более четырех учебных
часов на группу. Студенты, не выполнившие полностью письменные экзамены в отведенное время,
сдают их незаконченными.
4.7
При квалификационных испытаниях в форме зашиты курсовой работы (проекта)
аттестационная комиссия заслушивает и обсуждает доклады студентов, которые сопровождаются
компьютерными презентациями, и предварительно сформированные экспертные заключения на
курсовые работы (проекты).
4.8
Решение о результате экзамена (квалификационного) выносится аттестационной
комиссией в отсутствии студентов открытым голосованием простым большинством голосов
присутствующих на заседании членов комиссии на основании подсчета результатов по инструкциям
и/или установленным критериям оценки, представленным в комплектах оценочных средств. Особое
мнение члена аттестационной комиссии представляется в письменном виде и приобщается к
протоколу экзамена (квалификационного).
4.9
Студентам, не аттестованным по учебной и производственной практике в
установленные сроки по уважительной причине, могут быть определены дополнительные сроки их
прохождения. Для них организуются индивидуальные консультации, и предоставляется
дополнительный допуск к сдаче экзамена (квалификационного) на основании приказа директора
структурного подразделения СПО.
4.10

К критериям оценки уровня подготовки студентов относятся:

- уровень

освоения
студентами
материала,
предусмотренного
программой
профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и (или)
производственной практики),

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
- уровень сформированности профессиональных компетенций,
- обоснованность, четкость, краткость изложения ответа при соблюдении принципа
полноты его содержания.
4.11 Результатом оценивания является однозначное экспертное суждение: «вид
профессиональной деятельности (профессиональные компетенции) освоен(ы)/ не освоен(ы)».
4.12 Регистрация и документирование результатов экзамена (квалификационного)
производится посредством занесения решения аттестационной комиссии в экзаменационную
ведомость и протокол. Протоколы подписываются председателем и членами аттестационной
комиссии. Протоколы экзаменов (квалификационных) хранятся в архиве ГАПОУ СО «СТОТ» в
течение трех лет.

6

4.13 В случае неявки студента на экзамен (квалификационный) в сводной ведомости
освоения профессионального модуля в столбце «Экзамен
(квалификационный) оценка»
производится запись «не явился».
4.14
Повторная
сдача
(пересдача)
экзамена
(квалификационного)
по
профессиональному модулю проводится на специальном (дополнительном) заседании
аттестационной комиссии.
4.15
Академической задолженностью по профессиональному модулю считается
наличие неудовлетворительной оценки по профессиональному модулю и его составляющих
(междисциплинарных курсов и практик) по результатам промежуточной аттестации.

7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОТОКОЛ ЭКЗАМЕНА (КВАЛИФИКАЦИОННОГО)
от "____" ___________ 20____ г.
Форма проведения экзамена (квалификационного)
Результаты оценки профессионального модуля
код и наименование модуля

по специальности (профессии, программы профессиональной подготовки, переподготовки,
повышения квалификации)

Ф.И.О.
№
п/п обучающегося

Результаты
аттестации

группа
Профессиональн
ые компетенции
Экзамен
(квалификационный)

Решение
об
освоении
вида
деятельн
ости

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

8

16
17
18
19
20
21
22
23

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».