Приложение 6.1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК Дисциплина ОУД.01 Русский язык профессия 38.02.08 Торговое дело Квалификация выпускника Специалист торгового дела Нормативный срок обучения 2 года 10 месяцев Форма обучения очная 2024 г. Рабочая программа учебной дисциплины «ОУД.01 Русский язык» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности _38.02.08 Торговое дело, утверждённого приказом Минпросвещения России от 19.07.2023 №548 (Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 №74906), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями), редакция с изменениями №732 от 12.08.2022г., в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык». Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Составитель: Якунина Яна Михайловна., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Саратовского техникума отраслевых технологий» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКРУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 28 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ30 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 31 6. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 48 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «ОУД.01 Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.08 Торговое дело. 1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: Учебная дисциплина «ОУД.01 Русский язык» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования, изучается в общеобразовательном цикле ОПОП СПО на базовом уровне. 1.3.Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.3.1 Цель общеобразовательной дисциплины Главной целью предмета «ОУД.01 Русский язык» выступает комплексное воздействие различных организационных форм, средств и методов, технологий на личность будущего специалиста с учётом особенностей профессиональной деятельности. 1.4.Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании общих (ОК) профессиональных (ПК) компетенций: и 4 Код и наименование формируемых компетенций ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде 1 Планируемые результаты освоения дисциплины Общие компетенции Дисциплинарные (предметные)1 готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; - уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022) 5 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста В области эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовнонравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку; сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов); ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в проф.среду. уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функциональносмысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); обобщить знания об изобразительновыразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительновыразительные средства языка в тексте 7 6 Профессиональные компетенции Код и наименование компетенции ПК 3.1. Осуществлять формирование клиентской базы и ее актуализацию на основе информации о потенциальных клиентах и их потребностях, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий ПК 3.2. Осуществлять эффективное взаимодействие с клиентами в процессе ведения Показатели освоения компетенции Навыки: -сбора, формирования, обработки, анализа и актуализации информации о клиентах и их потребностях; -поиска и выявления потенциальных клиентов; -формирования и актуализации клиентской базы; -проведения мониторинга деятельности конкурентов . Умения: -работать с различными источниками информации и использовать ее открытые источники для расширения клиентской базы и доступные информационные ресурсы организации; -вести и актуализировать базу данных клиентов; -формировать отчетную документацию по клиентской базе; -анализировать деятельность конкурентов; -определять приоритетные потребности клиента и фиксировать их в базе данных; -планировать исходящие телефонные звонки, встречи, переговоры с потенциальными и существующими клиентами; -вести реестр реквизитов клиентов; -использовать программные продукты. Знания: - специализированных программных продуктов; - методики выявления потребностей клиентов Навыки: -определения потребностей клиентов в товарах, реализуемых организацией; Дисциплинарные -уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационнокоммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; -сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской преддоговорной работы продажи товаров; и - формирования коммерческих предложений по продаже товаров; -подготовки, проведения, анализа результатов преддоговорной работы и предпродажных мероприятий с клиентами; -информирования клиентов о потребительских свойствах товаров; -стимулирования клиентов на заключение сделки; -взаимодействия с клиентами в процессе оказания услуги продажи товаров; -закрытия сделок; -соблюдения требований стандартов организации при продаже товаров; -использования специализированных программных продуктов в процессе оказания услуги продажи. Умения: - планировать объемы собственных продаж; -устанавливать контакт с клиентом посредством телефонных переговоров, личной встречи, направления коммерческого предложения; -использовать и анализировать имеющуюся информацию о клиенте для планирования и организации работы с ним; -формировать коммерческое предложение в соответствии с потребностями клиента; -планировать и проводить презентацию продукции для клиента с учетом его потребностей и вовлечением в презентацию, используя техники продаж в соответствии со стандартами организации; -использовать профессиональные и технические термины, пояснять их в случае необходимости; -предоставлять информацию клиенту по продукции и услугам в доступной форме; -опознавать признаки неудовлетворенности клиента Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; 9 ПК 3.8. Организовывать послепродажное консультационноинформационное сопровождение клиентов, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий качеством предоставления услуг; -работать с возражениями клиента; -применять техники по закрытию сделки; -суммировать выгоды и предлагать план действий клиенту; -фиксировать результаты преддоговорной работы в установленной форме; -обеспечивать конфиденциальность полученной информации; -анализировать результаты преддоговорной работы с клиентом и разрабатывать план дальнейших действий. Знания: -методики выявления потребностей; -техники продаж; -методик проведения презентаций; -потребительских свойств товаров; -требований и стандартов производителя. Навыки: -информационно-справочного консультирования клиентов; -контроля степени удовлетворенности клиентов качеством обслуживания; -обеспечения соблюдения стандартов организации . Умения: -разрабатывать план послепродажного сопровождения клиента; -инициировать контакт с клиентом с целью установления долгосрочных отношений; -инициативно вести диалог с клиентом; -резюмировать, выделять главное в диалоге с клиентом и подводить итог по окончании беседы; -определять приоритетные потребности клиента и фиксировать их в базе данных; -разрабатывать рекомендации для клиента; - сформировать представления о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовнонравственных ценностей; -собирать информацию об уровне удовлетворенности клиента качеством предоставления услуг; -анализировать рынок с целью формирования коммерческих предложений для клиента; -проводить деловые переговоры, вести деловую переписку с клиентами и партнерами с применением современных технических средств и методов продаж; -вести деловую переписку с клиентами и партнерами; использовать программные продукты. Знания: основ организации послепродажного обслуживания. 11 1.2.4 Личностные результаты освоения дисциплины: ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активной и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей, многонационального народа России. Осознающий приоритетную ценность личности человека; ЛР 7 уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основам и эстетической культуры ЛР 14 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. ЛР 18 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать ЛР 22 решения ЛР 23 Проявляющий устойчивый интерес к политике Правительства Саратовской области в молодежной сфере и участвует в мероприятиях по ее реализации ЛР 24 Мотивирующий к самообразованию и развитию 1.2.5 Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): 1. Познавательные универсальные учебные действия. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия. 3. Регулятивные универсальные учебные действия. 1.2.5.1 Овладение универсальными учебными познавательными действиями: М.1.УУД.а а) базовые логические действия М.1.УУД.а.1 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; М.1.УУД.а.2 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; М.1.УУД.а.3 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; М.1.УУД.а.4 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; М.1.УУД.а.5 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; М.1.УУД.6 б) базовые исследовательские действия М.1.УУД.б.1 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; М.1.УУД.б.2 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; М.1.УУД.б.3 овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; М.1.УУД.б.4 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; М.1.УУД.б.5 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; М.1.УУД.б.6 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; М.1.УУД.б.7 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; М.1.УУД.б.8 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; М.1.УУД.б.8 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; М.1.УУД.б.9 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; М.1.УУД.б.10 уметь интегрировать знания из разных предметных областей; М.1.УУД.б.11 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; М.1.УУД.в в) работа с информацией: М.1.УУД.в.1 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; М.1.УУД.в.2 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; М.1.УУД.в.3 оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; М.1.УУД.в.4 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; М.1.УУД.в.5 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. 1.2.5.2 Овладение универсальными коммуникативными действиями: М.1.УКД.а. а) общение М.1.УКД.а.1 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; М.1.УКД.а.2 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; М.1.УКД.а.3 владеть различными способами общения и взаимодействия; М.1.УКД.а.4 развернуто и логично излагать свою точку зрения е использованием языковых средств; М.1.УКД.а.5 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; М.1.УКД.б. б) совместная деятельность М.1.УКД.б.1 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; 13 М.1.УКД.б.2 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений частников, обсуждать результаты совместной работы; М.1.УКД.б.3 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; М.1.УКД.б.4 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; М.1.УКД.б.5 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; М.1.УКД.б.6 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. 1.2.5.3 Овладение универсальными регулятивными действиями: М.1.УРД.а. а) самоорганизация М.1.УРД.а.1 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; М.1.УРД.а.2 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; М.1.УРД.а.3 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; М.1.УРД.а.4 оценивать приобретенный опыт; М.1.УРД.а.5 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень М.1.УРД.б. б) самоконтроль: М.1.УРД.б.1 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность оценивать соответствие результатов целям; М.1.УРД.б.2 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; М.1.УРД.б.3 использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; М.1.УРД.б.4 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; М.1.УРД.в. в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: М.1.УРД.в.1 самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное М.1.УРД.в.2 состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; М.1.УРД.в.3 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; М.1.УРД.в.4 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; М.1.УРД.в.5 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; М.1.УРД.в.6 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; М.1.УРД.в. г) принятие себя и других людей: М.1.УРД.г.1 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; М.1.УРД.г.2 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; М.1.УРД.г.3 признавать свое право и право других людей на ошибки. 1.2.6. Предметные результаты освоения образовательной программы: П Предметные результаты по дисциплине «Русский язык» (базовый уровень) должны отражать: П.1 сформированность представлений о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформированность ценностного отношения к русскому языку; П.2 П.3 П.4 совершенствование умений создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов; объем диалогического высказывания - не менее 7-8 реплик); совершенствование умений выступать публично; представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; совершенствование умений понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логикосмысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения - не менее 150 слов); совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения - 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); совершенствование умений создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); 15 П.5 П.6 П7. П8 П9 обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; сформированность представлений об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; формирование системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические); совершенствование умений применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщение знаний об основных правилах орфографии и пунктуации, совершенствование умений применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; сформированность умений работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); обобщение знаний об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте; совершенствование умений использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы дисциплины 72 в т.ч. 1. Основное содержание 46 в т. ч.: теоретическое обучение 26 практические работы 20 Консультации 6 2. Профессионально прикладного модуля) ориентированное содержание (содержание 14 в т. ч.: теоретическое обучение 8 практические занятия 6 консультации 6 Экзамен 6 17 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Содержание учебного материала (основное и Наименование профессионально-ориентированное), лабораторные и разделов и тем практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 1 2 Объем часов 3 Осваиваемые элементы компетенций 4 Основное содержание Тема 1.1. Основные функции языка в современном обществе Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Основное содержание 12 1.Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. 2.Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии Практические работы 1 3.Основные функции языка и формы их реализации в современном обществе. 4.Основные функции языка и формы их реализации в 1 2 1 2 18 Тема 1.2 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики Тема 1.3. Язык как система знаков Тема Фонетика орфоэпия 2.1. и современном обществе. Основное содержание 2 5.Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики 6.Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности Практические работы 1 7.Признаки заимствованного слова. 1 8.Этапы освоения заимствованных слов 1 Основное содержание 9.Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. 10.Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке Практические работы 2 1 11.Принципы русской орфографии. 1 12.Принципы русской орфографии. 1 Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография 27 Основное содержание 2 13.Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и 1 1 2 1 2 19 Тема 2.2. Морфемика и словообразование Тема 2.3. Имя существительное как часть речи. исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). 14.Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы. Практические работы 1 15.Орфография. 1 16.Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся Основное содержание 1 17.Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. 18.Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Словообразование и формообразование Практические работы 1 19.Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. 20.Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок Основное содержание 1 21.Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. 22.Склонение имен существительных 1 2 2 1 2 1 2 1 20 Практические работы 23.Правописание суффиксов и окончаний существительных. 24.равописание сложных имен существительных. Тема 2.4. Имя прилагательное как часть речи. Тема 2.5. Имя числительное как часть речи. Тема 2.6. Местоимение как часть речи Тема 2.7. Глагол 2 имен 1 1 Основное содержание 2 25.Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных 26.Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. Практические работы 1 27.Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. 28.Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных. Основное содержание 1 29.Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. 30.Дефисное написание местоимений. 1 Практические работы 2 31.Правописание числительных 1 32.Правописание местоимений с частицами НЕ и НИ. 1 Основное содержание 2 1 2 1 2 1 21 как часть речи Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола Тема 2.9. Наречие как часть речи. Служебные части речи. Тема Основные единицы 3.1. 33.Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). 34.Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции Основное содержание 1 35.Действительные и страдательные причастия и способы их образования Практические работы 1 36.Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий 37.Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Основное содержание 1 38.Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. 39.Разряды предлогов и союзов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы Раздел 3. Синтаксис и пунктуация 1 Основное содержание 2 40.Словосочетание.Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, 1 1 1 2 1 2 1 22 синтаксиса Тема 3.2 Второстепенные члены предложения. Тема 3.3. Сложное предложение управление, примыкание 41.Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения Основное содержание 1 2 42.Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения 43.Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов Практические работы 1 44.Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений. 1 Основное содержание 1 45.Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Практические работы 1 1 1 1 23 46.Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации Профессионально-ориентированное содержание Тема 4.1. Язык как средство 47.Основные аспекты культуры речи (нормативный, профессиональной, коммуникативный, этический). социальной и 48.Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой межкультурной этикет коммуникации Практические работы Тема 4.2. Коммуникативный аспект культуры речи Тема 4.3. Научный 1 2 1 1 2 49. Терминология и профессиональная лексика 1 50. Язык специальности. Отраслевые терминологические словари Профессионально-ориентированное содержание 1 51.Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы 52.Разговорный стиль речи 1 Практические работы 2 53.Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. 54.Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) Профессионально-ориентированное содержание 1 2 1 1 2 24 стиль. Тема 4.4. Деловой стиль 55.Научный стиль и его подстили 1 56.Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические) Профессионально-ориентированное содержание 1 57.Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки 58.Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности Практические работы 1 59.Виды документов в конкретной специальности 1 60.Виды документов в конкретной специальности 1 2 1 2 Консультации 6 Экзамен 6 Всего: 72 25 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для реализации учебной программы дисциплины «ОУД.01 Русский язык» имеется учебный кабинет русского языка. Оборудование учебного кабинета: - учебная мебель; - рабочее место преподавателя; - доска; - комплект учебно-наглядных пособий; - учебники и учебные пособия по предмету Технические средства обучения: - мультимедийный проектор; - ноутбук; - экран; - аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций; 3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основные источники для студентов: 1.Александрова О.М., Рыбченкова Л.М, Нарушевич А.Г Русский язык. 10-11 классы.Учебник. Базовый уровень. — М., 2023. 4. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М„ 2022. 5.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2022. Основные источники для преподавателей: 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-Ф3, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84^рЗ, от 27.05.2014 № 135-Ф3, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ). 2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480). 3.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) " общего образования"». 4.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или (Л: специальности среднего профессионального образования». 5. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод, пособие для учрежИ даний сред. проф. образования. — М., 2021. Дополнительные источники 1.Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2022. 2. Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2021 3. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2021. 4.Граудина Л.К., Ицкович В. А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2021. 5.Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005. 6.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2019. 7.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 ООО слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.Скворцова. — М.,2021. 8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Интернет-ресурсы www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык») www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе) www.metodiki.ru (Методики) www.posobie.ru (Пособия) www.it-n.ru/umk/kommunities.aspx? cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы) www. prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель-учителю» издательство «Просвящение») www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка) www. gramota.ru (Справочная служба) 16 4. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая/профессиональная компетенция ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. Раздел/Тема Р.1. Тема 1.1., 1.2 Р.2. Тема 2.1 Р.3 Тема 3.3 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию Р.1Тема 1.3. на государственном языке Российской Федерации с Р.2. Тема 2.2 учетом особенностей социального и культурного Р.3. Тема 3.1 контекста; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.8 Р 3, темы 3.1., 3.2, 3.3 Р 4, темы 4.1.- 4.4 П-о/ Тип оценочных мероприятий -Устный опрос -Письменный опрос -Тестирование -Разноуровневые задания -Устный опрос -Письменный опрос - Доклад - Сообщение -Разноуровневые задания Р.1. тема 1.2 -Устный опрос -Письменный опрос - Разноуровневые задания -Эссе Р.4, темы4.1 Р.2. тема 2.3 -Письменный опрос - Разноуровневые задания - Проекты -Доклад Р.4,темы: 4.3, 4.4 Р.2. темы:2.1 Р.4, темы:4.2,4.3 Реферат -Устный опрос -Эссе -Доклад - Разноуровневые задания -Сообщение ГОСУДАРСТВЕСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2024 – 2025 учебный год Дисциплина: ОУД.01 Русский язык Специальность код: 38.02.08 Торговое дело - 8 6 - Экзамен 1 72 72 26 20 Форма промежуточной аттестации – экзамен Консультации Теоретические занятия Практические занятия Лабораторные занятия Теоретические занятия Практические занятия Лабораторные занятия Учебная нагрузка обучающихся, часов Занятия во взаимодействии с преподавателем, часов прикладной Основное модуль содержание (практическая подготовка) Всего учебных занятий Самостоятельная работа обучающегося Объём образовательной программы № группы Курс и семестр обучения Преподаватель: Якунина Яна Михайловна, преподаватель ГАПОУ СО «Саратовского техникума отраслевых технологий» 6 6 Тема 1.1. Основные функции языка в современном обществе 1 Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. 2 Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии Количество часов № занятия Наименование разделов и тем Планирование содержания дисциплины Тип Типы учебного оценочных занятия мероприятий Средства (в обучения соответст вии с УМК) самостояте льная работа (Д/з) 1 курс 1 семестр Основное содержание 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний 1 Комбини рованное занятие Русский язык.Алек сандрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.1011 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алек сандрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.1011 класс. Москва, 2023г Фронтальный опрос, индивидуальн ые задания Упр.2,стр. 6 Конспекти ровать основные понятия, ответить на вопросы Фронтальный опрос, выполнение заданий Упр.3 Сообщени е оо 4 Основные функции языка формы их реализации современном обществе и в Основные функции языка формы их реализации современном обществе и в Тема 1.2. Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики 5 Происхождение русского языка. Индоевропеская языковая семья 6 Заимствования из различных языков как показатель межкльтурных связей. 1 Практиче ское занятие 1 Практиче ское занятие 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний 1 Занятие закрепле ния знаний, умений и навыков Мультиме дийное оборудова ние. Русский язык.Алек сандрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.1011 класс. Москва, 2023г Русский язык. Александр ова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.1011 класс. Москва, 2023г Составление комплекса физических упражнений для самостоятельн ых занятий с учетом индивидуальн ых особенностей, заполнение дневника самоконтроля. Упр.4,5 Фронтальный опрос, выполнение заданий Стр.9-10 Конспекти ровать основные понятия, ответить на вопросы Русский язык.Алек сандрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.1011 класс. Москва, 2023г Мультиме дийное оборудова ние. Составление кроссворда, фронтальный опрос. Реферат Фронтальный опрос Стр.9,упр. 8 Признаки заимствованного слова 1 Практиче ское занятие Русский язык.Алек сандрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.1011 класс. Москва, 2023г Составление кроссворда, фронтальный опрос. Сообщени е Этапы освоения заимствованных слов 1 Практиче ское занятие Русский язык.Алек сандрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.1011 класс. Москва, 2023г Фронтальный опрос Упр.10 Тема 1.3. Язык как система знаков 9 Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней 1 Занятие примене ния знаний, умений и навыков Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г 7 8 10 Фронтальн ый опрос, тестирован ие Стр.10, упр.11 Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Упр.14,15 Конспектиро вать основные понятия, ответить на вопросы, обыграть ситуацию с использовани ем телефонного разговора 11 Принципы русской орфографии 1 Практич еское занятие Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания 12 Принципы русской орфографии 1 Практич еское занятие Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний Тестирова ние, фронтальн ый опрос Упр.28,29 Конспектиро вать основные понятия, ответить на вопросы 1 Комбини рованное занятие Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Сообщение Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография Тема 2.1. Фонетика и орфоэпия 13 Фонетика и орфоэпия. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). 14 Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы Упр.23,24 Конспектиро вать основные понятия, ответить на вопросы, разработать визитную карточку 15 Орфография 1 Практич еское занятие 16 Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся 1 Практич еское занятие Тема 2.2. Морфемика и словообразование 17 Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные 18 Словообразование. Морфологические словообразования. Неморфологические словообразования. Словообразование формообразование способы способы и Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Выполнить орфоэпическ ий разбор 3-х слов Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Стр.32, упр.42 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний Мультимед ийное оборудован ие, методическ ие указания. 1 Занятие закрепле ния знаний, выработ ки умений и навыков Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Демонстра ция комплекса упражнени й, фронтальн ый опрос. Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Упр.61,62 Упр.49,стр.38 Конспектиро вать основные понятия, ответить на вопросы, каким образом связаны между собой действие и взаимодейств ие. Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Практич Русский еское язык.Алекса занятие ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Основное содержание Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Конспект, написать эссе по теме Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Конспект, написать эссе по теме 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний фронтальн ый опрос. Сообщение 1 Комбини рованное занятие Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Конспект 19 Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. 1 20 Правописание гласных после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок на –З(С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок 1 Тема 2.3. Имя существительное как часть речи. 21 Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж 22 Склонение существительных имен Практич еское занятие Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г 23 Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. 1 Практич еское занятие 24 Правописание сложных существительных. имен 1 Практич еское занятие 25 Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний 26 Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. 1 Занятие закрепле ния знаний, выработ ки умений и навыков Тема 2.5. Имя числительное как часть речи Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алекса ндрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Конспект Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Упр.73 Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Упр.72 Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Конспект, подготовить список аргументов для различных ситуаций 27 28 Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. 1 Практич еское занятие Типы склонения имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных 1 Практич еское занятие Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Стр.73-86 Конспектиро вать основные понятия, ответить на вопросы Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.76,79 Конспектиро вать основные понятия, ответить на вопросы. Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.81,83 Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Доклад Тема 2.6.. Местоимение как часть речи 29 Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний 30 Дефисное местоимений 1 Занятие повторен ия и обобщен ия получен ных знаний написание Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г 31 Правописание числительных. 32 Правописание местоимений частицами НЕ и НИ с Тема 2.7. Глагол как часть речи 33 Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). 34 Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции 1 Практич еское занятие 1 Практич еское занятие 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний 1 курс 2 семестр Тема 2.8 Причастие и деепричастие как особая форма глагола Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.87,89 Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Сообщение Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.95,97 Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.110 35 Действительные и страдательные причастия и способы их образования 1 Комбини рованное занятие 36 Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий. 1 Практиче ское занятие 37 Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий 1 Практиче ское занятие 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний Тема 2.9 Наречие как часть речи. Служебные части речи 38 Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.112,113 Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.115 Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.121,122 Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.125,126 39 Разряды предлогов и союзов по семантике, структуре и способам образования. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы Раздел 3. Синтаксис и пунктуация Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса 40 Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения Тема 3.2. Второстепенные член предложения 42 Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. 41 1 Занятие закрепле ния знаний, выработк и умений и навыков Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.128,129 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.131,133 1 Занятие повторен ия и обобщен ия полученн ых знаний Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Реферат 1 Комбини рованное занятие Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.135,136 43 44 Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными членами. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. Знаки препинания при оборотах с союзом КАК. Разряды вводных слов и предложений Тема 3.3. Сложное предложение 45 Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). 1 Занятие примене ния знаний,у мений и навыков Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Демонстр ация контроль ных упражнен ий. Упр.141,143 1 Практиче ское занятие Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Демонстр ация контроль ных упражнен ий. Упр.145 Русский Демонстр язык.Алексан ация дрова. контроль Учебник. ных Базовый упражнен уровень. ий. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г 1 Практиче Русский Демонстр 46 Сложноподчиненное ское язык.Алексан ация предложение. Типы придаточных занятие дрова. контроль предложений Учебник. ных Базовый упражнен уровень. ий. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний Упр.147,149 Упр.151,153 Профессионально-ориентированное содержание Тема 4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации. 47 Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). 1 48 Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет 1 49 Терминология профессиональная лексика. и 1 50 Язык специальности. Отраслевые терминологические словари 1 Тема 4.2. Коммуникативный аспект речи. Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний Русский Фронталь Составить язык.Алексан ный таблицу дрова. опрос, (разряды Учебник. индивиду местоимений Базовый альные ) уровень. задания ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Комбини Русский Фронталь Упр.155,157 рованное язык.Алексан ный занятие дрова. опрос, Учебник. индивиду Базовый альные уровень. задания ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Практиче Русский Фронталь Упр.161 ское язык.Алексан ный занятие дрова. опрос, Учебник. индивиду Базовый альные уровень. задания ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Практиче Русский Фронталь Упр.163,165 ское язык.Алексан ный занятие дрова. опрос, Учебник. индивиду Базовый альные уровень. задания ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Профессионально-ориентированное содержание 51 Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы 1 Занятие сообщен ия и усвоения новых знаний 52 Разговорный стиль речи 1 Занятие закрепле ния знаний, выработк и умений и навыков Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.167,169 Фронталь ный опрос, индивиду альные задания Упр.171 Русский Фронталь язык.Алексан ный дрова. опрос, Учебник. индивиду Базовый альные уровень. задания ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г 1 Практиче Русский Фронталь 54 Лексика, ограниченная по ское язык.Алексан ный сфере использования занятие дрова. опрос, (историзмы, архаизмы, Учебник. индивиду неологизмы, диалектизмы, Базовый альные профессионализмы, уровень. задания жаргонизмы) ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Тема 4.3.Научный стиль речи. Профессионально-ориентированное содержание 53 Возможности лексики в различных функциональных стилях. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов 1 Практиче ское занятие Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Упр.172,173 Упр.175,176 Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г 1 Занятие Русский 56 Профессиональная речь и закрепле язык.Алексан терминология. Виды терминов ния дрова. (общенаучные, знаний, Учебник. частнонаучные и выработк Базовый технологические) и умений уровень. и ФГОС.10-11 навыков класс. Москва, 2023г Тема 4.4. Деловой стиль. Профессионально-ориентированное содержание 1 Занятие Русский 57 Виды документов. Виды и формы закрепле язык.Алексан деловой коммуникации. Предмет ния дрова. деловой переписки знаний, Учебник. выработк Базовый и умений уровень. и ФГОС.10-11 навыков класс. Москва, 2023г 1 Занятие Русский 58 Виды деловых писем. Рекламные повторен язык.Алексан тексты в профессиональной ия и дрова. деятельности обобщен Учебник. ия Базовый полученн уровень. ых ФГОС.10-11 знаний класс. Москва, 2023г 1 Практиче Русский 59 Виды документов в конкретной ское язык.Алексан специальности занятие дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г 55 Научный стиль и его подстили. 1 Занятие повторен ия и обобщен ия полученн ых знаний Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Упр.177,178 Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Упр.179,181 Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Эссе Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Упр.183,184 Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Докладпрезентация 60 Виды документов в конкретной специальности 1 Практиче ское занятие Итоговая аттестация. Итого 6 72 34 /2 6 Экзамен Русский язык.Алексан дрова. Учебник. Базовый уровень. ФГОС.10-11 класс. Москва, 2023г Фронтальн ый опрос, индивидуа льные задания Сочинение Упр.188,189 6.ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 1.Аббревиатуры в названиях торговых брендов. 2.Англицизмы в русском языке 3.Влияние интернет–сленга на речевую культуру подростков. 4.Влияние СМИ на речь современного человека. 5.Заимствованные слова в русском языке. 6.Зачем нужно изучать русский язык? 7.Зоологизмы в русском, английском и французском языках как отражение ментальности народа. 8.Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов и др. 9.История знаков препинания в русском языке. 10.История происхождения числительных. 11.Копилка примеров на правила постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.. 12.Ошибки в употреблении паронимов в тексте. 13.Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой. 14.Средства речевой выразительности в заголовках СМИ. 15.Стилистические функции синонимов (антонимов) в произведениях художественной литературы. 16.Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы. 17.Типы многозначности в русском языке и иерархия значений (прямое и переносное). 18.Тире в сложносочиненном предложении. 19.Употребление канцеляризмов и штампов в речи моих сверстников и людей старшего поколения. 20.Употребление молодежного сленга в речи моих одногруппников. 21.Употребление этикетных форм речи в общении. 22.Фразеологизмы с компонентом-именем числительным в русском языке. 23.Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя. 24.Язык рекламы. 25Языковые особенности рекламных текстов.