ОУД.06 Основы безопасности и защита Родины (Торговое дело)

Приложение 6.6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА РОДИНЫ

Дисциплина

ОУД.06 Основы безопасности и защита Родины

Специальность/профессия

38.02.08 Торговое дело

Квалификация
выпускника

Специалист торгового дела

Нормативный
срок обучения

2 года 10 месяцев

Форма обучения

очная

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «ОУД.06 Основы безопасности и защита
Родины» разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности
_38.02.08 Торговое дело, утверждённого приказом Минпросвещения России от 19.07.2023
№548 (Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 №74906), ФГОС среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями), редакция с изменениями №732 от
12.08.2022г., в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной
учебной дисциплины «Основы безопасности и защита Родины».
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Составитель:
Конюхов Алексей Николаевич, преподаватель-организатор ОБЖ ГАПОУ СО
«Саратовского техникума отраслевых технологий»

1.

СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКРУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

29

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

31

5.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

33

6.

ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

39

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «ОУД.06 Основы безопасности и защита Родины»
является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.08 Торговое дело.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих:
Учебная дисциплина «ОУД.06 Основы безопасности и защита Родины» входит в состав
общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательной предметной
области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования, изучается в
общеобразовательном цикле ОПОП СПО на базовом уровне.
1.3.Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины
1.3.1.Цель общеобразовательной дисциплины
Главной целью предмета «ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности и защита
Родины» выступает комплексное воздействие различных организационных форм, средств
и методов, технологий на личность будущего специалиста с учётом особенностей
профессиональной деятельности.
1.4.Планируемые результаты освоения общеобразовательной
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

дисциплины

в

Особое значение дисциплина имеет при формировании общих (ОК) и профессиональных
(ПК) компетенций:

Код и наименование
компетенций

Планируемые результаты

Общие компетенции
ОК 01
Выбирать В части трудового воспитания:
способы решения задач - готовность к труду, осознание ценности мастерства,
профессиональной
трудолюбие;
деятельности
- готовность к активной деятельности технологической и
применительно
социальной направленности, способность инициировать,
к различным контекстам планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов
целям,
оценивать
риски
последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы

Дисциплинарные
- сформировать представления о возможных источниках
опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных
местах, в природной
среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными
способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
- знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации;

- проявить нетерпимость к проявлениям насилия в
социальном
взаимодействии;
- знать о способах безопасного поведения в цифровой
среде;
- уметь применять их на практике;
- уметь распознавать опасности в цифровой
среде (в том числе криминального характера, опасности
вовлечения в
деструктивную деятельность) и противодействовать им

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;

- сформировать представления о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства; знание
правил безопасного поведения и способов их применения в
собственном поведении;
- владеть основами медицинских знаний: владеть приемами
оказания первой помощи при неотложных состояниях; знать
меры профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний,
сохранения
психического
здоровья;
сформировать представления о здоровом образе жизни и его
роли в сохранении психического и физического здоровья,
негативного отношения к вредным привычкам; знать о
необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера;
- сформировать представления о роли России в современном
мире;
угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил
Российской Федерации в
обеспечении мира; знать основы обороны государства и
воинской службы;
прав и обязанностей гражданина в области гражданской
обороны; знать действия при сигналах гражданской
обороны

способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения
по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес
и разрешать конфликты
ОК 04
Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать
самоопределению;
и работать в коллективе - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
и команде
социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;

- знать основы безопасного, конструктивного общения,
- уметь различать опасные явления в социальном
взаимодействии, в том числе криминального характера;
- уметь предупреждать опасные явления и
противодействовать им

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации,
исторических
и
национально-культурных
традиций, формирование системы значимых ценностносмысловых установок, антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической культуры, способности ставить
цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;

- сформированность представлений об опасности и
негативном влиянии на жизнь личности, общества,
государства экстремизма, терроризма; знать роль
государства в противодействии терроризму; уметь различать
приемы вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им;
знать порядок действий при объявлении разного уровня
террористической опасности; знать порядок действий при
угрозе совершения террористического акта; совершении
террористического акта; проведении
контртеррористической операции;
- сформированность представлений о роли России в
современном мире; угрозах военного характера; роли
Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении
мира; знание основ обороны государства и воинской
службы; прав и обязанностей гражданина в области
гражданской обороны; знать действия при сигналах
гражданской обороны;
- знание основ государственной политики в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
различного характера; знание задач и основных принципов
организации Единой системы предупреждения и

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать

- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной
практике, готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности, организации учебного
сотрудничества
с
педагогическими
работниками
и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;

ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и
обязанностей гражданина в этой области;
- знание основ государственной системы, российского
законодательства, направленных на защиту населения от
внешних и внутренних угроз; сформированность
представлений о роли государства, общества и личности в
обеспечении безопасности.

- сформировать представления о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владеть основными способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях;
- сформировать представления о важности соблюдения
правил дорожного движения всеми участниками движения,

в чрезвычайных
ситуациях

ОК 08 Использовать
средства физической
культуры для
сохранения
и укрепления здоровья
в процессе
профессиональной
деятельности
и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;

правил безопасности на транспорте. Знать правила
безопасного поведения на транспорте, уметь применять их
на практике, знать о порядке действий в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
- знать о способах безопасного поведения в природной
среде; уметь применять их на практике; знать порядок
действий при чрезвычайных ситуациях природного
характера; сформировать представления об экологической
безопасности, ценности бережного отношения к природе,
разумного природопользования;
- знать основы пожарной безопасности; уметь применять их
на практике для предупреждения пожаров; знать порядок
действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных
местах, на транспорте, в природной среде; знать права и
обязанности граждан в области пожарной безопасности
- владеть основами медицинских знаний: владеть приемами
оказания первой помощи при неотложных состояниях;
знать меры профилактики инфекционных и
неинфекционных заболеваний, сохранения психического
здоровья; сформировать представления о здоровом образе
жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к вредным
привычкам; знать о необходимых действиях при
чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
- мотивация к обучению и личностному развитию;
- сформировать здоровый и безопасный образ жизни,
ответственно относится к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
- овладеть навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
ПК 1.6. Организовывать Навыки:
-сформированность представлений о возможных источниках
выполнение
торгово- - выполнения торгово-технологических операций, в том числе опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,
технологических
с использованием искусственного интеллекта, голосовых общественных местах, в природной среде, в социуме, в

процессов, в том числе с помощников, чат-ботов для обработки запросов покупателей с
применением цифровых максимальной скоростью;
технологий
- организации торговли, в том числе с использованием камер и
алгоритмов распознавания лиц для осуществления расчетов с
покупателями без применения контрольно- кассовой техники;
- приемки товаров по количеству и качеству;
- соблюдения правил охраны труда.
Умения:
- осуществлять процесс поиска и заказа товаров с применением
цифровых платформ;
осуществлять процесс управления доставкой товаров
покупателю используя возможности интернет-вещей;
- проводить анализ перемещения покупателей по торговому
залу по данным камер видео наблюдений с целью оптимизации
торгового пространства;
- осуществлять контроль за количеством и сроками хранения
продовольственных товаров с применением датчиков контроля
(интернет-вещей);
- использовать технологии дополненной реальности для
повышения объема продаж;
применять цифровые вывески с использованием
компьютерного зрения;
- применять технологии интернет-вещей в организации работы
торговых площадок;
управления полочным пространством магазина в
облачной ABM SHELF;
- оформлять факт продажи товаров с применением цифровых
инструментов: онлайн-касс, электронных платформ, ресурсов
интернет, безналичных платежей, регистрация продаж в
системе ЕГАИС;
- применять электронный документооборот;
- осуществлять торгово-технологические процессы, в том
числе, с использованием техники эффективных коммуникаций;

цифровой среде); владение основными способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях;
- знание основ безопасного, конструктивного общения,
умение различать опасные явления в социальном
взаимодействии, в том числе криминального характера;
умение предупреждать опасные явления и
противодействовать им;
- знание основ государственной системы, российского
законодательства, направленных на защиту населения от
внешних и внутренних угроз; сформированность
представлений о роли государства, общества и личности в
обеспечении безопасности.
-Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и
чужой безопасности, в том числе цифровой,
-готовый к профессиональной конкуренции и
конструктивной реакции на критику.
-самостоятельный и ответственный в принятии решений во
всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению
разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством
-умение реализовывать лидерские качества в
производственном процессе,
-стрессоустойчивость, коммуникабельность

- применять основные ИИ-решения - системы распознавания
естественного языка, интеллектуальные системы поддержки
принятия решений, распознавания и синтез речи,
интеллектуальный анализ текстовых документов, роботы,
видео аналитика, чат-боты;
- оформлять заказы на поставку товаров с применением
компьютерных программ;
- осуществлять цифровые платежи, облачные вычисления,
системный анализ больших данных, использовать технологии
5G в организации деловой переписки и электронного
документооборота
- пользоваться современными поисковыми системами для
сбора информации о внутренних внешних рынках.
Знания:
- видов торговых структур;
- форм и видов торговли, составных элементов торговой
деятельности: материально-технической базы торговли;
инфраструктуры потребительского рынка;
- средств, методов, инноваций в отрасли;
- организации торгово-технологических процессов в офлайн и
онлайн торговле;
- требований к порядку заполнения и ведения рабочей
документации, схем электронного документооборота;
- основных и дополнительных услуг оптовой и розничной;
целей, задач, принципов, объектов, субъектов внутренней и
внешней торговли;
требований законодательства Российской Федерации
нормативных правовых актов, регулирующих торговую
деятельность;
- правил торговли;
- количественных и качественных показателей оценки
эффективности торговой деятельности.

ПК
2.2.
Идентифицировать
ассортиментную
принадлежность
потребительских товаров

Навыки:
- применения технических регламентов и национальных
стандартов для оценки маркировки потребительских товаров.
Умения:
идентифицировать ассортиментную принадлежность
продовольственных и непродовольственных товаров;
применять документы в области технического
регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия
в профессиональной деятельности;
оценивать маркировку потребительских товаров на
соответствие с требованиями технических регламентов и
национальных стандартов.
Знания:
- основных понятий в сфере товароведения потребительских
товаров;
технических требований и градации качества
потребительских товаров, установленных в нормативнотехнической документации;
- обязательных требований к маркировке потребительских
товаров.
Практический опыт:
анализа выполнения плана продаж.
Умения:
составлять отчетную документацию по продажам.
Знания:

ПК 3.7. Организовывать
продажи
инфокоммуникационных
систем и (или) их
составляющих в новых
каналах сбыта, в том
числе с использованием приказов, положений, инструкций, нормативной документации
цифровых
и по регулированию продаж и организацию послепродажного
информационных
обслуживания.
технологий
ПК 4.2 Осуществлять Навыки:
подготовку, размещение

-сформированность представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владение основными способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях;
-проявляющий уважение к эстетическим ценностям,
обладающий основами эстетической культуры,
- самостоятельный и ответственный в принятии решений во
всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению
разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством.

- сформированность представлений о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства; знание
правил безопасного поведения и способов их применения в
собственном поведении,
- сформированность представлений о возможных
источниках опасности в различных ситуациях (в быту,
транспорте, общественных местах, в природной среде, в
социуме, в цифровой среде); владение основными
способами предупреждения опасных и экстремальных
ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,

товаров в торговом зале
и выкладку на торговотехнологическом
оборудовании

ПК 4.6 Осуществлять
эксплуатацию торговотехнологического
оборудования

обслуживания покупателей, продажи различных групп
непродовольственных товаров;
Умения:
Подготавливать товары к продаже:распаковывать, собирать,
проверять эксплуатационные свойства;
Знания:
- особенности маркировки, упаковки и хранения отдельных
групп продовольственных товаров;
- технологию хранения, подготовки товаров к продаже,
размещения и выкладки;
- правила торгового обслуживания и торговли товарами.
Навыки:
правила
его
эксплуатации
торгово-технологического
оборудования;
Умения:
использовать в технологическом процессе измерительное,
механическое,
технологическое
контрольно-кассовое
оборудование;
Знания:
- классификацию, назначение видов торгового оборудования;
- устройство и принципы работы оборудования;
- типовые правила эксплуатации оборудования.

общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владение основными способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях;
-Проявляющий уважение к эстетическим ценностям,
обладающий основами эстетической культуры,
- Самостоятельный и ответственный в принятии решений во
всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению
разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством
-сформированность представлений о ценности безопасного
поведения для личности, общества, государства; знание
правил безопасного поведения и способов их применения в
собственном поведении
-сформированность представлений о возможных источниках
опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в социуме, в
цифровой среде); владение основными способами
предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях;
-знание основ государственной политики в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
различного характера; знание задач и основных принципов
организации Единой системы предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и
обязанностей гражданина в этой области;
- готовый к профессиональной конкуренции и
конструктивной реакции на критику.
- самостоятельный и ответственный в принятии решений во
всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению

разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством,
-умение реализовывать лидерские качества в
производственном процессе
-стрессоустойчивость, коммуникабельность
-опыт научно-исследовательской деятельности в рамках
студенческого научного сообщества

1.2.4 Личностные результаты освоения дисциплины:
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности,
открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и
девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой
родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях,
во всех формах и видах деятельности.
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и.т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
ЛР 13 Стремящийся к постоянному повышению профессиональной квалификации, обогащению знаний, приобретению
профессиональных умений и компетенций, овладению современной компьютерной культурой, как необходимому условию
освоения новейших методов познания, проектирования, разработки экономически грамотных, научно обоснованных технических
решений, организации труда и управления, повышению общей культуры поведения и общения.
ЛР 17 Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии
личной успешности, признающий ценность непрерывного образования
ЛР 18 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных
социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством
ЛР 20 Стрессоустойчивость, коммуникабельность
ЛР 21 Опыт научно-исследовательской деятельности в рамках студенческого научного сообщества
ЛР 22 Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения
ЛР 23 Проявляет устойчивый интерес к политике Правительства Саратовской области в молодёжной сфере и участвует в
мероприятиях по ее реализации
ЛР 24 Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР 25 Имеющий потребность в создании положительного имиджа техникума
ЛР 26 Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить

1.2.5 Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД):
1. Познавательные универсальные учебные действия.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия.
3. Регулятивные универсальные учебные действия.
1.2.5.1 Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
М.1.УУД.а
а) базовые логические действия
М.1.УУД.а.1 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
М.1.УУД.а.2 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
М.1.УУД.а.3 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
М.1.УУД.а.4 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
М.1.УУД.а.5 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
М.1.УУД.6
б) базовые исследовательские действия
М.1.УУД.б.1 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
М.1.УУД.б.2 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
М.1.УУД.б.3 овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
М.1.УУД.б.4 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
М.1.УУД.б.5 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
М.1.УУД.б.6 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
М.1.УУД.б.7 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
М.1.УУД.б.8 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
М.1.УУД.б.8 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
М.1.УУД.б.9 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
М.1.УУД.б.10 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
М.1.УУД.б.11 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие
альтернативные решения;
М.1.УУД.в
в) работа с информацией:

М.1.УУД.в.1
М.1.УУД.в.2
М.1.УУД.в.3
М.1.УУД.в.4
М.1.УУД.в.5
М.1.УКД.а.
М.1.УКД.а.1
М.1.УКД.а.2
М.1.УКД.а.3
М.1.УКД.а.4
М.1.УКД.а.5
М.1.УКД.б.
М.1.УКД.б.1
М.1.УКД.б.2
М.1.УКД.б.3
М.1.УКД.б.4
М.1.УКД.б.5
М.1.УКД.б.6
М.1.УРД.а.
М.1.УРД.а.1
М.1.УРД.а.2

владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
1.2.5.2 Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
развернуто и логично излагать свою точку зрения е использованием языковых средств;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
б) совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных
действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений частников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
1.2.5.3 Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений; давать оценку новым ситуациям;

М.1.УРД.а.3
М.1.УРД.а.4
М.1.УРД.а.5
М.1.УРД.б.
М.1.УРД.б.1
М.1.УРД.б.2
М.1.УРД.б.3
М.1.УРД.б.4
М.1.УРД.в.
М.1.УРД.в.1
М.1.УРД.в.2
М.1.УРД.в.3
М.1.УРД.в.4
М.1.УРД.в.5
М.1.УРД.в.6
М.1.УРД.в.
М.1.УРД.г.1
М.1.УРД.г.2
М.1.УРД.г.3

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его,
брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение
действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки.

1.2.6. Предметные результаты освоения образовательной программы:
П.1

сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении

П.2

сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения
опасных и экстремальных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
П.3 сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил
безопасности на транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о
порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
П.4 знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на практике; знать порядок действий при
чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности
бережного отношения к природе, разумного природопользования;
П.5 владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер
профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность
представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения
к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
П.6 знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том
числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;
П.7 сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного
поведения в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе
криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
П.8 знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий
при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан
в области пожарной безопасности;
П.9 сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремизма,
терроризма; знать роль государства в противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при объявлении разного уровня
террористической опасности; знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта; совершении
террористического акта; проведении контртеррористической операции;
П.10 сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил
Российской Федерации в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей
гражданина в области гражданской обороны; знать действия при сигналах гражданской обороны;
П.11 знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного
характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;

П.12 знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз; сформированность представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности.

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
68

в т.ч.
1. Основное содержание

52

в т. ч.:
теоретическое обучение

48

практическое обучение

4

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

14

в т. ч.:
теоретическое обучение

6

практические занятия

8

Дифференцированный зачет

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»

Наименование
разделов
1
1. Мир
опасностей
современной
молодежи

2. Правила
безопасности
для

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
2
Основное содержание
Содержание учебного материала
1-2 В чем особенности картины опасностей современной молодежи
3-4 Измерение опасности

Об
ъем
час
ов
3

Формируемые компетенции
4

ОК 02; ОК 04; ОК 07; ЛР1, ЛР9;
ЛР24
ОК 02; ОК 04; ОК 07; ЛР1, ЛР9;
ЛР10; ЛР24
5-6 Понятие о защите от опасности
ОК 04; ОК 07; ЛР1,ЛР2; ЛР3;
ЛР7; ЛР9; ЛР10; ЛР17; ЛР18;
ЛР24
7-8 Выявление и описание опасностей рабочего места работника торговли
ОК 04; ОК 07; ЛР1,ЛР2; ЛР3;
ЛР7; ЛР9; ЛР10; ЛР17; ЛР18;
ЛР24
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
9-10 Практическая работа №1 Анализ связи вредных факторов на
2
ОК 04; ОК 07; ЛР1,ЛР2; ЛР3;
конкретном рабочем месте и заболеваний работника торговли
ЛР7; ЛР9; ЛР10; ЛР17; ЛР18; ЛР
21; ЛР 22; ЛР24
11 Определение опасности на производстве
ОК 02; ОК 04; ОК 07; ЛР1,ЛР2;
1
ЛР3; ЛР7; ЛР9; ЛР10; ЛР17;
ЛР18; ЛР 21; ЛР24
12 Практическая работа № 2 Алгоритм и правила действий работников
ОК 04; ОК 07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3;
торговли при ЧС
1
ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 17; ЛР 18;
ЛР 24
Основное содержание
Содержание учебного материала
ОК 02; ОК 04; ОК 07; ЛР1,ЛР2;
6
ЛР3; ЛР7; ЛР9; ЛР10; ЛР17;
13-14 Выявление и описание опасности на дорогах
ЛР18; ЛР24
12

участников
дорожного
движения.
Транспортна
я
безопасность.
2. Защита
населения,
персонала
предприятий
и
материальны
х ценностей
от пожаров.

15-16 Практическая работа №3 «Как оценить риски на дорогах»

ОК 04; ОК 07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3;
ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 17; ЛР 18;
ЛР 22; ЛР 24
ОК 04; ОК 07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3;
ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 17; ЛР 18;
ЛР 20; ЛР 24

17-18 Как защититься от опасностей на дорогах

Содержание учебного материала
19-20 Как оценить риски в ситуации пожара в общественном месте (ЧС)

6

ОК 02; ОК 04; ОК 07; ЛР1,ЛР2;
ЛР3; ЛР7; ЛР9; ЛР10; ЛР17;
ЛР18; ЛР 22; ЛР 24
ОК 02; ОК 04; ОК 07; ЛР1,ЛР2;
ЛР3; ЛР7; ЛР9; ЛР10; ЛР17;
ЛР18; ЛР 20; ЛР 24

2

ОК 04; ОК 07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3;
ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 17; ЛР 18;
ЛР 24

21-22 Выявление и описание опасности в ситуации пожара в
общественном месте

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
23-24 Практическая работа №4 Как безопасно вести себя в ситуации
пожара в общественном месте
Основное содержание
3. Основы
противодейст
вия
экстремизму
и терроризму

Содержание учебного материала
25-26 Выявление и описание опасности в ситуации захвата заложников в
общественном месте (ЧС)
27-28
Как
оценить
риск
реализации
ситуации
захвата
заложников/стрельбы в общественном месте (ЧС)

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
29 Как безопасно вести себя в ситуации захвата заложников в
общественном месте (ЧС)
30 Практическая работа № 5 Алгоритм поведения при захвате
террористами Торгового центра

6
ОК 02; ОК 04; ОК
07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3; ЛР 7; ЛР 9;
ЛР 10; ЛР 17; ЛР 18; ЛР 20; ЛР 24

1
1

ОК 04; ОК 07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3;
ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 17; ЛР 18;
ЛР 24
ОК 04; ОК 07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3;
ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 17; ЛР 18;
ЛР 24;ЛР 22; ЛР 24

4. Основы
обороны
государства.
Военно
профессиона
льная
деятельность

Основное содержание
Содержание учебного материала
31-32 История создания Вооруженных Сил России.

12

33-34 Основные понятия о воинской обязанности

35-36 Основные понятия о психологической совместимости членов
воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Тренинг
бесконфликтного общения и саморегуляции
37-38 Как стать офицером РА. Основные виды военных образовательных
учреждений профессионального образования
39-40 Строевая подготовка

41-42 Огневая подготовка. Порядок неполной сборки и разборки ММГ
АК-74
5. Основы
медицинских
знаний и
оказание
первой
помощи

Содержание учебного материала
43-44 Помощь при состояниях вызванных нарушением сознания
45-46 Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок
оказания. Алгоритм помощи пострадавшим при ДТП и ЧС
47-48 Алгоритм помощи при кровотечениях и ранениях

12

ОК 06; ОК 08; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3;
ЛР 5;ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 17;
ЛР 18; ЛР 23; ЛР 24
ОК 03; ОК 06; ОК
08; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3; ЛР 5; ЛР 7;
ЛР 9; ЛР 10; ЛР 17; ЛР 18; ЛР 23;
ЛР 24
ОК 04; ОК 06; ОК
08; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3; ЛР 5; ЛР 7;
ЛР 9; ЛР 10; ЛР 17; ЛР 18; ЛР 23;
ЛР 24
ОК 1; ОК 2;
ОК 06; ОК 08; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3;
ДЛР 5; ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 17;
ЛР 18; ЛР 23; ЛР 24
ОК 04; ОК 06; ОК
08; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3; ЛР 7; ЛР 9;
ЛР 10; ЛР 13; ЛР 17; ЛР 18; ЛР
23; ЛР 24
ОК 04; ОК 06; ОК
08; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3; ЛР 7; ЛР 9;
ЛР 10; ЛР 13; ЛР 17; ЛР 18; ЛР
23; ЛР 24
ОК 02; ОК 04; ОК 7; ЛР 1,ЛР 2;
ЛР 3; ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 13;
ЛР 17; ЛР 18; ЛР 23; ЛР 24
ОК 02; ОК 04; ОК
07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3; ЛР 7; ЛР 9;
ЛР 10; ЛР 13; ЛР 17; ЛР 18; ЛР
23; ЛР 24
ОК 04; ОК 07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3;
ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 13; ЛР 17;

ЛР 18; ЛР 20; ЛР 23; ЛР 24
49-50 Оказание помощи подручными средствами в природных условиях

ОК 04; ОК 07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3;
ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 13; ЛР 17;
ЛР 18; ЛР 20; ЛР 23; ЛР 24
ОК 04; ОК 07; ОК
08; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3; ЛР 7; ЛР 9;
ЛР 10; ЛР 13; ЛР 17; ЛР 18; ЛР
23; ЛР 24
ОК 02; ОК 04; ОК
07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3; ЛР 7; ЛР 9;
ЛР 10; ЛР 13; ЛР 18; ЛР 23;

51-52 Помощь при воздействии температур на организм человека.
Способы самоспасения.
53-54 Практическая работа № 6 Оказание первой помощи
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание
6. Прикладной
модуль
55 Выявление и описание опасностей рабочего места работника торговли

6

ОК 1; ОК 02; ОК 04;
ОК 07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3; ЛР 7; ЛР
9; ЛР 10; ЛР 13; ЛР 17; ЛР 18; ЛР
23; ЛР 24, ПК 4.6, ПК5.1

6

ОК 04; ОК 07; ЛР 1,ЛР 2; ЛР 3;
ЛР 7; ЛР 9; ЛР 10; ЛР 13; ЛР 17;
ЛР 18; ЛР 23; ЛР 24, ЛР 25, ЛР
26

56 Практическая работа №7 Порядок поведения работников торговли в
условия возникновения и развития нежелательных событий. Порядок
проведения идентификации опасностей на рабочем месте
57 Порядок проведения идентификации опасностей на рабочем месте

7. Защита
населения
Саратовской
области от

58 Оценка рисков на рабочем месте
59 Практическая работа №8
Основные причины травматизма и профессиональных заболеваний.
60 Методы уменьшения опасностей на рабочем месте, выбор средств
индивидуальной и коллективной защиты.
Основное содержание
61-62 Алгоритм безопасного поведения при возникновении ЧС
природного характера
63-64 Алгоритм безопасного поведения при возникновении ЧС
техногенного характера

опасных и
чрезвычайны
х ситуаций

65-66 Алгоритм безопасного поведения при ведении военных действий и
в следствии этих действий

Промежуточная аттестация -дифференцированный зачёт
Всего:

2
68

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения: реализация программы дисциплины требует наличия
учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности.
Эффективность преподавания дисциплины «ОУД.06 Основы безопасности
жизнедеятельности» зависит от наличия соответствующего материально-технического
оснащения. Это объясняется особенностями дисциплины, в первую очередь его
многопрофильностью и практической направленностью.
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
● наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов
выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятельности населения
и др.);
● тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реанимации
с индикацией правильности выполнения действий на экране компьютера и пульте
контроля управления — роботы-тренажеры типа «Гоша», «Максим» и др.;
● тренажер - манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного
тела из верхних дыхательных путей;
● имитаторы ранений и поражений;
● образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязочный пакет
ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект
противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка
санитарная; носилки плащевые;
● образцы средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор
Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм и оборудования:
общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой
(индикатор радиоактивности);
● макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиационного
укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;
● образцы средств пожаротушения (СП);
● макет автомата Калашникова;
● электронный стрелковый тренажер
3.1.2. Технические средства обучения:
●персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
● мультимедийный проектор;
● интерактивная доска
● Выход в локальную сеть.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3.2.1. Основные источники:
1. Основы безопасности жизнедеятельности 10 кл. Авторы: Хренников Б.О., Гололобов
Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под ред. Егорова С.Н. Акционерное общество
"Издательство "Просвещение", 2023 г, 384 с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности 11 кл. Авторы: Хренников Б.О., Гололобов
Н.В., Льняная Л.И., Маслов М.В.; под ред. Егорова С.Н. Акционерное общество
"Издательство "Просвещение", 2023 г, 320 с.
3.2.2. Дополнительные источники информации

1.
Резчиков Е. А. Основы безопасности жизнедеятельности: 10—11 классы : учебник
для среднего общего образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 3-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 635 с.
2.
Ким Светлана Викторовна, Горский Владимир Акхамович Основы безопасности
жизнедеятельности: 10-11 классы: Учебник. Базовый уровень. - Москва : Просвещение,
2022 г, 400 с.
3.
Владимир Лях Физическая культура. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник,
Просвещение, 2020 г, 272 с.
Интернет-источник:
1. http://www.mvd.ru сайт МВД РФ
2. http://www.mil.ru сайт Министерство обороны Российской Федерации
3. http://www.fsb. ru сайт ФСБ РФ
4. http://www.mchs.gov.ru Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (МЧС России)
5. http://www.minzdrav.gov.ru Министерство
здравоохранения
Российской
Федерации
6. http://www.rostrud.gov.ru Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
7. http://www. rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
8. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
9. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
10. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
11. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
12. http://www.obzh.info
информационный
веб-сайт
(обучение
и
воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
13. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по основам
безопасности жизнедеятельности
14. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных
условиях
15. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономн
ое существование в природе – детям
16. http://www.consultant.ru
Справочная
правовая
система
«Консультант
Плюс»
17. http://www.garant.ru Справочная правовая система «Гарант»
18. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».
19. http://www.mspbsng.org
Межгосударственный
совет
по
промышленной безопасности
20. http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)
21. http://www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование»
22. http://ru.wikipedia.org Энциклопедия Википедия

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные
знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций
Код ОК И ПК
Раздел/Тема
Тип оценочных
мероприятий
ОК 01
Выбирать способы Р.1-1,2,3,4,5,6,7,8,11,
решения задач профессиональной ПР-9,10,12.
деятельности
применительно Р.2-13,14,17,18 ПР-15,16.
- Фронтальный
к различным контекстам
Р.3-19,20,21,22, ПР-23,24.
опрос;
- Защита алгоритма
ОК 02. Использовать современные Р.4-25,26,27,28,29, ПР-30.
оказания первой
средства поиска, анализа и Р.5-31,32,33,34,35,36,37,
помощи;
интерпретации информации, и 38,39,40,41,42.
Р.6-43,44,45,46,47,48,
- Защита
информационные технологии для
презентаций;
выполнения
задач 49,50,51,52, ПР-52,53.
Р.7-55, 57,58,60, ПР-56,59. - Тестирование;
профессиональной деятельности
Р.8-61,62,63,64,65,66
- Выполнение
ОК 03. Планировать и
заданий на
реализовывать собственное
дифференцированном
профессиональное и личностное
зачете
развитие, предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК
04
Эффективно
взаимодействовать
и работать в коллективе и команде
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение
на
основе
традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08 Использовать средства
Р.6-43,44,45,46,47,48,
физической культуры для
49,50,51,52, ПР-52,53.
сохранения
Р.7-55, 57,58,60, ПР-56,59.
и укрепления здоровья
Р.8-61,62,63,64,65,66
в процессе профессиональной

деятельности
и поддержания необходимого
уровня физической
подготовленности
ПК
2.2.
Идентифицировать
ассортиментную принадлежность
потребительских товаров
ПК 3.7. Организовывать продажи
инфокоммуникационных систем и
(или) их составляющих в новых
каналах сбыта, в том числе с
использованием цифровых и
информационных технологий
ПК 4.2 Осуществлять подготовку,
размещение товаров в торговом
зале и выкладку на торговотехнологическом оборудовании
ПК 4.6 Осуществлять
эксплуатацию торговотехнологического оборудования

Р.7-55, 57,58,60, ПР-56,59.

Р.3-19,20,21,22, ПР-23,24.
Р.4-25,26,27,28,29, ПР-30.
Р.6-43,44,45,46,47,48,
49,50,51,52, ПР-52,53.
Р.7-55, 57,58,60, ПР-56,59.
Р.8-61,62,63,64,65,66

ГОСУДАРСТВЕСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2024 – 2025 учебный год

Дисциплина: ОУД.06 Основы безопасности и защита Родины
Специальность код: 38.02.08 Торговое дело.

1
68
68
48
4
6
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт

8

Промежуточная
аттестация

Консультации

Теоретические
занятия
Практические
занятия
Лабораторные
занятия

Лабораторные
занятия

Практические
занятия

Теоретические
занятия

Учебная нагрузка обучающихся, часов
Занятия во взаимодействии с преподавателем, часов
прикладной
модуль
Основное содержание
(практическая
подготовка)

Всего
учебных занятий

Самостоятельная работа
обучающегося

Объём образовательной программы

№ группы

Курс и семестр
обучения

Преподаватель: Конюхов Алексей Николаевич

2

Количество
часов

№ занятия

Наименование
разделов и тем

Планирование содержания дисциплины
Тип
учебного
Средства
занятия (в
обучения
соответствии с
УМК)

1 курс 1 семестр
Раздел 1. Мир опасностей современной молодежи
1-2 В чем особенности картины
2 Комбинирован
опасностей современной молодежи
ное,
практические
работы

3-4

Измерение опасности

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

5-6

Понятие о защите от опасности

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

Проектор,
набор
учебных
плакатов,
учебный
фильм,
презентация
по теме
урока, СИЗзащитный
костюм,
перчатки,
очки,
респираторы
противогазы
Проектор,
набор
учебных
плакатов,
учебный
фильм,
презентация
по теме
урока
Проектор,
набор
учебных
плакатов,
учебный
фильм,
презентация
по теме
урока

Типы
оценоч
ных
меропр
иятий

самостоят
ельная
работа
(Д/з)

Фронта П. 6 стр.
льный 46
опрос,
тестир
ование,
задани
е
исслед
ование,
индиви
дуальн
ые
задани
я
Фронта П. 7 стр.
льный 53
опрос,
индиви
дуальн
ые
задани
я
Фронта П.3.1 стр.
льный 24
опрос,
индиви
дуальн
ые
задани
я,
тестир
ование

7-8

Выявление и описание опасностей
рабочего места работника торговли

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

Профессионально ориентированное содержание
9- Практическая работа №2 Анализ
2 Практическое
10 связи вредных факторов на
занятие
конкретном рабочем месте и
заболеваний работника торговли

Проектор,
набор
учебных
плакатов,
учебный
фильм,
презентация
по теме
урока

Фронта П.
3.2
льный СТР. 28
опрос,
индиви
дуальн
ые
задани
я,
задани
е
исслед
ование

Проектор,
Фронта
набор
льный
учебных
опрос,
плакатов,
индиви
учебный
дуальн
фильм,
ые
презентация задани
по теме
я
урока
11 Определение опасности на
1 Комбинирован
Проектор,
Фронта
производстве
ное,
набор
льный
практические
учебных
опрос,
работы
плакатов,
индиви
учебный
дуальн
фильм,
ые
презентация задани
по теме
я
урока
12 Практическая работа № 3
1 Практическое
Проектор,
Защита
Алгоритм и правила действий
занятие
набор
алгори
работников торговли при ЧС
учебных
тма
плакатов,
действ
учебный
ий
фильм,
презентация
по теме
урока
Раздел 2. Правила безопасности для участников дорожного движения. Транспортная
безопасность.

П.4.1
стр.83

П.
3.3
СТР. 33

П.
3.3
СТР. 96

1314

Выявление и описание опасности на
дорогах

2

Практическое занятие «Как оценить
риски на дорогах»

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

Фронта П. 1 СТР.
льный 4
опрос,
индиви
дуальн
ые
задани
я

Фронта П. 11 СТР.
льный 80
опрос,
индиви
дуальн
ые
задани
я
17- Как защититься от опасностей на
2 Комбинирован
Компьютер, Фронта П.12 СТР.
18 дорогах
ное,
мультимеди льный 86
практические
йные
опрос,
работы
средства
индиви
обучения
дуальн
ые
задани
я
Раздел 3 Защита населения, персонала предприятий и материальных ценностей от пожаров
19- Как оценить риски в ситуации
2 Комбинирован Огнетушите Фронта П.
3.7
20 пожара в общественном месте (ЧС)
ное,
ль
льный СТР. 110
практические
порошковый опрос,
работы
,
индиви
респираторы дуальн
, противогаз ые зад
взрослый,
Защита
фильтрующе алгори
поглощающ тма
ий,
действ
газоанализат ий
ор
ания,
кислорода и
токсичных
газов
1516

Практическое
занятие

Проектор,
набор
учебных
плакатов,
учебный
фильм,
презентация
по теме
урока, блицтестировани
е
Компьютер,
мультимеди
йные
средства
обучения

2122

Выявление и описание опасности в
ситуации пожара в общественном
месте

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

Профессионально ориентированное содержание
23- Практическое занятие № 5
Практическое
24 Как безопасно вести себя в ситуации
занятие
пожара в общественном месте

Раздел 4. Основы противодействия экстремизму и терроризму
25- Выявление и описание опасности в
2 Комбинирован
26 ситуации захвата заложников в
ное,
общественном месте (ЧС)
практические
работы

2728

Как оценить риск реализации
ситуации захвата
заложников/стрельбы в
общественном месте (ЧС)

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

Профессионально ориентированное содержание
29 Как безопасно вести себя в ситуации
1 Комбинирован
захвата заложников в общественном
ное,
месте (ЧС)
практические
работы
30

Практическая работа № 6
Алгоритм поведения при захвате
террористами Торгового центра

Раздел 5 Основы военной службы

1

Практическое
занятие

Компьютер,
мультимеди
йные
средства
обучения,
план
эвакуации
учебного
заведения
СТОТ

Фронта ПР.1
льный СТР.330
опрос,
индиви
дуальн
ые
задани
я,
Защита
алгори
тма
действ
ий

Компьютер,
мультимеди
йные
средства
обучения,
план
эвакуации
СТОТ

Фронта ПР. 1 З. 3
льный СТР. 338
опрос,
индиви
дуальн
ые
задани
я

Компьютер,
мультимеди
йные
средства
обучения,

Фронта
льный
опрос,
индиви
дуальн
ые
задани
я
Защита
алгори
тма
действ
ий

П. 4.4 стр.
68

Защита
алгори
тма
действ
ий
Тест
задани
е,
Защита
алгори
тма
действ
ий

п. 2.6 стр.
62

Компьютер,
мультимеди
йные
средства
обучения,
Компьютер,
мультимеди
йные
средства
обучения,
Компьютер,
мультимеди
йные
средства
обучения,

П.
3.11
стр.130

П.
15
стр.139

3132

История создания Вооруженных Сил
России.

2

Комбинирован
ное, лекции,
практические
работы

3334

Основные понятия о воинской
обязанности

2

Комбинирован
ное, лекции,
практические
работы

3536

Основные понятия о
психологической совместимости
членов воинского коллектива
(экипажа, боевого расчета). Тренинг
бесконфликтного общения и
саморегуляции

2

Комбинирован
ное, лекции,
практические
работы

3738

Как стать офицером РА. Основные
виды военных образовательных
учреждений профессионального
образования

2

Комбинирован
ное, лекции,
практические
работы

Шевроны,
нашивки,
петличные
знаки
отличия,
погоны

Фронта
льный
опрос,
индиви
дуальн
ые
задани
я
Презентация Фронта
категорий
льный
годности
опрос,
граждан к
индиви
военной
дуальн
службе
ые
задани
я
Компьютер, Фронта
мультимеди льный
йные
опрос,
средства
индиви
обучения
дуальн
ые
задани
я,отраб
отка
стратег
ий
решени
я
конфли
ктов
Компьютер, Фронта
мультимеди льный
йные
опрос,
средства
индиви
обучения
дуальн
ые
задани
я

П. 4.1 стр.
146

П. 7.4 стр.
178

П.
4.10
стр. 214

П.4.12 стр
224

3940

Строевая подготовка

2

Практическое
занятие

Плакат
Строевая
подготовка,
учебный
фильм

4142

Огневая подготовка. Порядок
неполной сборки и разборки ММГ
АК-74

2

Практическое
занятие

Макет АК74, сейф
оружейный,
плакат
Основные
части и
механизмы
АК 74, ТТХ
характерист
ики

Раздел 6 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Правил П. 1 стр 3
ьность
выполн
ения
строев
ых
приемо
в без
оружия
,
стоглас
но
требов
аний
Строев
ого
Устава.
Знание п. 1 стр. 91
назанч
ения
основн
ых
частей
и
механи
змов
АК-74,
соблюд
ение
порядк
а
разбор
ки
и
сборки
АК-74,
выполн
ение
времен
ного
нормат
ив а.

4344

Помощь при состояниях вызванных
нарушением сознания

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

4546

Первая помощь при неотложных
состояниях: закон и порядок
оказания.Алгоритм помощи
пострадавшим при ДТП и ЧС

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

4748

Алгоритм помощи при
кровотечениях и ранениях

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

Манекен
тренажер
Проектор,
аптечка
первой
помощи,
тренажер
для
освоения
навыков
сердечнолегочной
реанимации
взрослого и
ребенка
Тренажер
манекен,
Имитаторы
ранений и
поражений
для
тренажера
манекена
Индивидуал
ьный
перевязочны
й пакет,
бинт
марлевый не
стерильный,
косынка
медицинская
,
перевязочна
я повязка
медицинская
, жгут
кровоостана
вливающий

Тестзадани
я,
фронта
льный
опрос,
графич
еский
диктан
т

5.10
297

стр

Защита П. 5.2 стр.
алгори 258
тма
оказан
ия
первой
помощ
и
Защита 5.2 стр 258
алгори
тма
оказан
ия
первой
помощ
и

4950

Оказание помощи подручными
средствами в природных условиях

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

5152

Помощь при воздействии температур
на организм человека. Способы
самоспасения.

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

5354

Практическая работа № 7
Оказание первой помощи

2

Практическое
занятие

Профессионально ориентированное содержание
55 Выявление и описание опасностей
1 Комбинирован
рабочего места работника торговли
ное,
практические
работы

Компас,
карта
местности,
носилки
санитарные,
макет
простейшего
укрытия в
разрезе,
жгут,
ремень,
галстук,
платок,
ветки ,
шины
Индивидуал
ьный
противохим
ический
пакет, бинт
марлевый,
медицински
й, не
стерильный,
вата
компрессная
Тренажер
для оказания
первой
помощи

Задани П. 19 стр.
е
178
исслед
ование,
Защита
алгори
тма
оказан
ия
первой
помощ
и

Тренажер
для оказания
первой
помощи

Фронта П. 9.3 с тр.
льный 114
опрос,
индиви
дуальн
ые
задани
я

Тестзадани
я,
фронта
льный
опрос,
графич
еский
диктан
т

П.5.6
стр.281

Защита П 5.1 стр
алгори .254
тма
оказан
ия
первой
помощ
и

Защита П. 8
алгори 64
тма
поведе
ния
при
возник
новени
и
нежела
тельны
х
событи
й
57 Порядок проведения
1 Комбинирован
Компьютер, Фронта П. 9
идентификации опасностей на
ное,
мультимеди льный 74
рабочем месте
практические
йные
опрос,
работы
средства
индиви
обучения
дуальн
ые
задани
я
58 Оценка рисков на рабочем месте
1 Комбинирован
Имитаторы Фронта
ное,
ранений и
льный
практические
поражений опрос,
работы
для
индиви
тренажера дуальн
манекена,
ые
тренажер
задани
для оказания я
помощи на
месте
происшеств
ия
59 Практическое занятие
1 Практическое
Компьютер, Фронта П. 20
Основные причины травматизма и
занятие
мультимеди льный 178
профессиональных заболеваний.
йные
опрос,
средства
индиви
обучения
дуальн
ые
задани
я
60 Методы уменьшения опасностей на
1 Комбинирован
Компьютер, Фронта П. 5.4
рабочем месте, выбор средств
ное,
мультимеди льный 123
индивидуальной и коллективной
практические
йные
опрос,
защиты.
работы
средства
индиви
обучения
дуальн
ые
задани
я
Раздел 8. Защита населения Саратовской области от опасных и чрезвычайных ситуаций
56

Практическая работа № 8
Порядок поведения работников
торговли в условия возникновения
и развития нежелательных событий.
Порядок проведения
идентификации опасностей на
рабочем месте

1

Практическое
занятие

Тренажер
для оказания
первой
помощи

стр.

стр.

стр.

стр.

6162

Алгоритм безопасного поведения
при возникновении природного
характера

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

6364

Алгоритм безопасного поведения
при возникновении техногенного
характера

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

6566

Алгоритм безопасного поведения
при ведении военных действий и в
следствии этих действий

2

Комбинирован
ное,
практические
работы

67-68 Дифференцированный зачет
ИТОГО

2
68

Зачет

Имитаторы
ранений и
поражений
для
тренажера
манекена,
тренажер
для оказания
помощи на
месте
происшеств
ия
Имитаторы
ранений и
поражений
для
тренажера
манекена,
тренажер
для оказания
помощи на
месте
происшеств
ия
Имитаторы
ранений и
поражений
для
тренажера
манекена,
тренажер
для оказания
помощи на
месте
происшеств
ия

Защита П
4.2
алгори стр.41
тма
действ
ий при
возник
новени
и ЧС

Защита П. 4.2 стр.
алгори 62
тма
действ
ий при
возник
новени
и ЧС

Защита п. 3.9 стр.
алгори 110
тма
действ
ий при
возник
новени
и ЧС

6. ТЕМЫ ИНДУВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Их имена носят улицы.
Военная служба как потребность государства.
Важность и необходимость здорового образа жизни
Чрезвычайные ситуации, угрожающие безопасности окружающей среды.
Личная подготовка по соблюдению мер пожарной безопасности в повседневной
жизни, в быту.
Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной
местности и района проживания.
Правила личного поведения для соблюдения мер безопасного поведения во время
активного отдыха на воде.
Дни воинской славы
Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской
Федерации.
Патриотизм и верность воинскому долгу.
Личная практическая подготовка в формировании умений в оказании первой
помощи при несчастных случаях.
Личное поведение пешехода и пассажира для обеспечения безопасности на
дорогах.
Влияние режима на трудоспособность человека
Символы воинской чести.
Твоя жизнь - твой выбор. Опасность употребления табака, алкоголя, наркотиков
для здоровья и безопасности человека.
Памяти поколений – дни воинской славы России.
Патриотизм в фильмах и жизни;
Эргономика рабочего места за компьютером.
Виды и стратегии разрешения конфликтов в воинском коллективе
Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
Наркотики и их пагубное воздействие на организм.
Сильнейшие спецподразделения мира
ТТХ современного Российского вооружения и военной техники
Порядок призыва граждан на военную службу
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в
качестве заложника.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».