Приложение 6.8 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональноеобразовательноеучреждение Саратовскойобласти «Саратовский техникум отраслевых технологий» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ Дисциплина ОУД.08 Химия Специальность/профессия 38.02.08 Торговое дело Квалификация выпускника Специалист торгового дела Нормативный срок обучения 2 года 10 месяцев Форма обучения очная 2024 г. Рабочая программа учебной дисциплины «ОУД.08_Химия» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОССПО) по специальности_38.02.08 Торговое дело, утверждённого приказом Минпросвещения России от 19.07.2023 №548(Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 №74906), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФот17.05.2012№413 (с изменениями и дополнениями), редакция с изменениями №732 от 12.08.2022г., в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины«Химия». Организация - разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Составитель: Полякова М.В., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовского техникума отраслевых технологий» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКРУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 30 4. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 31 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 37 7. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 43 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. 1.1.Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «ОУД.08 Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.08 Торговое дело. 1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: Учебная дисциплина «ОУД.08 Химия» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательной предметной области «Естественно-научные предметы» ФГОС среднего общего образования, изучается в общеобразовательном цикле ОПОП СПО на базовом уровне. 1.3.Целиирезультатыосвоенияобщеобразовательнойдисциплины 1.3.1.Цель общеобразовательной дисциплины Главной целью предмета «ОУД.08Химия» выступает комплексное воздействие различных организационных форм, средств и методов, технологий на личность будущего специалиста с учётом особенностей профессиональной деятельности. 1.4.Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: 1.3.Планируемыерезультатыосвоенияобщеобразовательнойдисциплинывсоответствии сФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина имеет при формировании общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций: Код и наименовани е формируемы х компетенций ОК 01. Выбирать способы решения задач профессионал ьной деятельности применительн о к различным контекстам Планируемые результаты освоения дисциплины Общие Дисциплинарные В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций(окислительно-восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретаци и информации и информацион ные технологии для выполнения задач профессионал ьной деятельности б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности человека; сформированность умений выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов; сформированность умений использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства ОК 04. Эффективно взаимодейство вать и работать в коллективе и команде систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; сформированность умений устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; владение основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); сформированность умений проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением; Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; ОК 07. В областиэкологического воспитания: Содействовать - сформированность экологической культуры, понимание сохранению влияния социально-экономических процессов на состояние окружающей природной и социальной среды, осознание глобального среды, характера экологических проблем; ресурсосбереж - планирование и осуществление действий в окружающей ению, среде на основе знания целей устойчивого развития применять человечества; знания об активное неприятие действий, приносящих вред изменении окружающей среде; климата, - умение прогнозировать неблагоприятные экологические принципы последствия предпринимаемых действий, предотвращать бережливого их; производства, - расширение опыта деятельности экологической эффективно направленности; действовать в - овладение навыками учебно-исследовательской, чрезвычайных проектной и социальной деятельности; ситуациях ПК 2.1. Навыки: Осуществлять применения методик идентификации ассортиментной кодирование принадлежности потребительских товаров; товаров, в том решения задач классификации и кодирования числе с потребительских товаров, в том числе с помощью применением цифровых технологий. цифровых Умения: технологий; применять цифровые технологии кодирования потребительских товаров; сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации; сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; ПК 2.2. Идентифицир овать ассортиментну ю принадлежность потребительск их товаров идентифицировать ассортиментную принадлежность продовольственных и непродовольственных товаров; оценивать маркировку потребительских товаров на соответствие с требованиями технических регламентов и национальных стандартов. Знания: классификации продовольственных и непродовольственных товаров; методов и способов кодирования потребительских товаров, в том числе с применением цифровых технологий; обязательных требований к маркировке потребительских товаров. Навыки: применения технических регламентов и национальных стандартов для оценки маркировки потребительских товаров. Умения: идентифицировать ассортиментную принадлежность продовольственных и непродовольственных товаров; применять документы в области технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия в профессиональной деятельности; оценивать маркировку потребительских товаров на соответствие с требованиями технических регламентов и национальных стандартов. Знания: основных понятий в сфере товароведения потребительских товаров; технических требований и градации качества потребительских товаров, установленных в нормативнотехнической документации; обязательных требований к маркировке потребительских товаров. сформированность умений устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; владение основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); ПК 2.3. Создавать условия для сохранности количественн ых и качественных характеристик товара на разных этапах товародвижен ия товаров ПК 2.4. Выполнять операции по оценке качества и организации экспертизы потребительск их товаров Навыки: осуществления контроля над обеспечением оптимальных условия хранения и реализации потребительских товаров; выявления дефектов, вызывающих ухудшение качественных и количественных характеристик потребительских товаров; разработки мероприятий по предупреждению и сокращению потерь товаров. Умения: устанавливать и обеспечивать оптимальные условия хранения, транспортирования и реализации потребительских товаров; выявлять дефекты потребительских товаров при приемке, хранении и реализации; реализовывать мероприятия по предупреждению и сокращению потерь товаров. Знания: факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров; условий хранения, транспортирования и реализации потребительских товаров; дефектов потребительских товаров товарных потерь и способов их сокращения. Навыки: выявления современных тенденций в области обеспечения качества и безопасности товаров, в том числе с использованием аналитики больших данных; подбора необходимых нормативно-технических документов для оценки качества и организации экспертизы товаров с использование современных баз данных; организации подготовки и проведения экспертизы потребительских товаров и оформления ее результатов; сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; сформированность умений выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов; оценки качественных и количественных характеристик товаров на соответствие требованиям нормативнотехнической документации; регистрации данных о соответствии качества поступающих в организацию товаров техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям поставок и договоров; систематизации данных о фактическом уровне качества товаров; оформления документов для предъявления претензий к поставщикам о несоответствии качества поступивших товаров техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям поставок и договоров. Умения: обобщать и анализировать современный российский и зарубежный опыт в области обеспечения качества и безопасности товаров, в том числе с использованием аналитики больших данных; Проводить оценку качественных и количественных характеристик товаров по требованиям нормативнотехнических документов; организовывать экспертизу потребительских товаров и оформлять ее результаты. Знания: законодательства Российской Федерации и ЕАЭС в области технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия; современного российского и зарубежного опыта в области обеспечения качества и безопасности товаров; основных методов оценки качества и безопасности потребительских товаров; организации проведения экспертизы товаров и оформления ее результатов; сквозных цифровых технологий, применяемых в сфере обеспечения качества и безопасности товаров. ПК 2.5. Осуществлять управление ассортименто м товаров, в том числе с использование м искусственног о интеллекта и сквозных цифровых технологий Навыки: анализа ассортимента товаров и ассортиментной политики торгового предприятия, в том числе с применением современных цифровых технологий. Умения: анализировать ассортимент товаров и выявлять приоритетные направления его совершенствования, в том числе с применением современных цифровых технологии; формировать торговый ассортимент по результатам анализа потребности в товарах; применять цифровые технологии кодирования потребительских товаров; устанавливать и обеспечивать оптимальные условия хранения, транспортирования и реализации потребительских товаров; реализовывать мероприятия по предупреждению и сокращению потерь товаров. Знания: ассортимента товаров, показателей ассортимента и факторов, влияющих на его формирование приоритетных направлений совершенствования ассортимента товаров; основных положений категорийного менеджмента; специфики процесса менеджменте; управления в категорийном алгоритма разработки ассортиментной матрицы товарной категории; порядка формирования категорий в ассортименте; структуры АВС – и XYZ – анализа; классификации продовольственных непродовольственных товаров; и сформированность умений устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; владение основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); методов и способов кодирования потребительских товаров, в том числе с применением цифровых технологий; обязательных требований к маркировке потребительских товаров; сквозных цифровых технологий, применяемых в сфере обеспечения качества и безопасности товаров. ПК 4.1 Проверять качество, комплектность , количественн ые характеристик и непродовольст венных товаров ПК 4.2 Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торговотехнологическ ом оборудовании Навыки: обслуживания покупателей и продажи различных групп непродовольственных товаров Умения - идентифицировать товары различных товарных групп (текстильных, обувных, пушно-меховых, овчинношубных, хозяйственных, галантерейных, ювелирных, парфюмерно-косметических, культурно-бытового назначения); - оценивать качество по органолептическим показателям; Знания: - ассортимент и товароведные характеристики основных групп непродовольственных товаров; показатели качества различных групп непродовольственных товаров; Навыки: обслуживания покупателей, продажи различных групп непродовольственных товаров; Умения: Подготавливать товары к продаже: распаковывать, собирать, проверять эксплуатационные свойства; Знания: - особенности маркировки, упаковки и хранения отдельных групп продовольственных товаров; - технологию хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки; - правила торгового обслуживания и торговли товарами; сформированность умений выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов; сформированность умения анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); ПК 4.4 Обслуживать покупателей, консультирова ть их свойствах непродовольст венных товаров ПК 4.5 Соблюдать условия хранения, сроки годности и сроки реализации продаваемых товаров Навыки: обслуживания и консультирование покупателей о свойствах товаров; Умения: консультировать о свойствах и правилах эксплуатации товаров; Знания: - перечислять классификацию, назначение, свойства непродовольственных товаров пользователям; - нормативную документацию по защите прав потребителей; Навыки: Проверять товар по срокам годности и реализации; Умения: создавать оптимальные условия хранения непродовольственных товаров и осуществлять проверку товара по сроку годности; Знания: - правила расшифровки артикула и маркировки, способы использования, хранения и ухода за товарами; - условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним; для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: сформированность умения применять знания об основных доступных методах познания веществ и химических явлений; для слепых и слабовидящих обучающихся: сформированность умения использовать рельефно-точечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул. сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; 1.2.4 Личностные результаты освоения дисциплины: ЛР 10 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимостиоталкоголя,табака,психоактивныхвеществ,азартныхигри.т.д.Сохраняющийпсихологическуюустойчивостьвситуативно сложныхилистремительно меняющихся ситуациях Заботящийсяозащитеокружающейсреды,собственнойичужой безопасности, в том числецифровой ЛР 11 Проявляющийуважение к эстетическим ценностям, обладающий основамиэстетическойкультуры ЛР 9 ЛР 12 Принимающийсемейныеценности,готовыйксозданиюсемьии воспитаниюдетей;демонстрирующийнеприятиенасилиявсемье,ухода отродительскойответственности,отказаототношенийсосвоимидетьми иих финансовогосодержания. ЛР 14 Готовый к профессиональнойконкуренциии конструктивнойреакциина критику. ЛР 18 Самостоятельныйиответственный впринятии решений вовсехсферах своейдеятельности, готовыйкисполнениюразнообразныхсоциальных ролей, востребованных бизнесом,обществом игосударством ЛР 22 Умениереализовывать лидерскиекачествав производственном процессе ЛР 23 Стрессоустойчивость, коммуникабельность ЛР 24 Опытнаучно-исследовательскойдеятельностиврамках студенческого научного сообщества 1.2.5 Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): 1. Познавательные универсальные учебные действия. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия. 3. Регулятивные универсальные учебные действия. М.1.УУД.а М.1.УУД.а.1 М.1.УУД.а.2 М.1.УУД.а.3 М.1.УУД.а.4 М.1.УУД.а.5 М.1.УУД.6 М.1.УУД.б.1 М.1.УУД.б.2 М.1.УУД.б.3 М.1.УУД.б.4 М.1.УУД.б.5 1.2.5.1 Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; б) базовые исследовательские действия владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; М.1.УУД.б.6 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; М.1.УУД.б.7 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; М.1.УУД.б.8 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; М.1.УУД.б.8 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; М.1.УУД.б.9 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; М.1.УУД.б.10 уметь интегрировать знания из разных предметных областей; М.1.УУД.б.11 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; М.1.УУД.в в) работа с информацией: М.1.УУД.в.1 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; М.1.УУД.в.2 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; М.1.УУД.в.3 оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; М.1.УУД.в.4 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; М.1.УУД.в.5 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. 1.2.5.2 Овладение универсальными коммуникативными действиями: М.1.УКД.а. а) общение М.1.УКД.а.1 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; М.1.УКД.а.2 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; М.1.УКД.а.3 владеть различными способами общения и взаимодействия; М.1.УКД.а.4 развернуто и логично излагать свою точку зрения е использованием языковых средств; М.1.УКД.а.5 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; М.1.УКД.б. б) совместная деятельность М.1.УКД.б.1 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; М.1.УКД.б.2 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений частников, обсуждать результаты совместной работы; М.1.УКД.б.3 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; М.1.УКД.б.4 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; М.1.УКД.б.5 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; М.1.УКД.б.6 М.1.УРД.а. М.1.УРД.а.1 М.1.УРД.а.2 М.1.УРД.а.3 М.1.УРД.а.4 М.1.УРД.а.5 М.1.УРД.б. М.1.УРД.б.1 М.1.УРД.б.2 М.1.УРД.б.3 М.1.УРД.б.4 М.1.УРД.в. М.1.УРД.в.1 М.1.УРД.в.2 М.1.УРД.в.3 М.1.УРД.в.4 М.1.УРД.в.5 М.1.УРД.в.6 М.1.УРД.в. М.1.УРД.г.1 М.1.УРД.г.2 М.1.УРД.г.3 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. 1.2.5.3 Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень б) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; г) принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки. 1.2.6. Предметные результаты освоения образовательной программы: П П.1 П.2 П.3 П.4 П.5 П.6 П.7 П.8 Предметные результаты по дисциплине «Химия» (базовый уровень) должны отражать: - сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучнойкартины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культурыличности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач иэкологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде; владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия(химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов,ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль,молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия,изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения,биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено,высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций(окислительно-восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель,скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химическогостроения органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации,периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасномиспользовании важнейших неорганических и органических веществ в быту и практическойдеятельности человека; сформированность умений выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических иорганических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями ипредставлениями других естественнонаучных предметов; сформированность умений использовать наименования химических соединениймеждународного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейшихвеществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ,углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлятьформулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять ихсмысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующимиэкспериментами и записями уравнений химических реакций; сформированность умений устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав иважнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая,водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; владение основными методами научного познания веществ и химических явлений(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); сформированность умений проводить расчеты по химическим формулам и уравнениямхимических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества сколичественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества;использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненныхситуациях, связанных с веществами и их применением; сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент(превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств,качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при П.9 П.10 П.11 П.12 нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять средуводных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катионаммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии справилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием;представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующихреакций и формулировать выводы на основе этих результатов; сформированность умения анализировать химическую информацию, получаемую изразных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие); сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведенияв быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природнойсреды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимаясмысл показателя предельной допустимой концентрации; для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: сформированность умения применять знания об основных доступных методах познания веществ и химических явлений; для слепых и слабовидящих обучающихся: сформированность умения использовать рельефно-точечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул. 2. СТРУКРУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 72 в т.ч. Основное содержание 56 в т. ч.: теоретическое обучение 21 практические занятия 27 лабораторные занятия 8 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 14 в т. ч.: теоретическое обучение 8 практические занятия 6 Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия» Формируемые Наименование Объемв общие и Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся разделов и тем часах профессиональныекомпетенции 1 2 3 4 Основное содержание 72 Раздел 1. Основы строения вещества 6 Тема 1.1. 4 ОК 01 Основное содержание Строение атомов Теоретическое обучение ЛР 10, ЛР 11, ЛР 2 химических 12, ЛР 14, ЛР 18, Современная модель строения атома. Символический язык химии.Химический элемент. 1 элементов и Электронная конфигурация атома. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). ЛР 22, природа Валентные электроны. Валентность. ЛР 23, ЛР 24 химической ПК 2.1. – 2.5. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи связи 1 ПК 4.1, (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и способы ее образования Практические занятия Практическое занятие №1Решение заданий на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов. Практические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы. Тема 1.2. Основное содержание Периодический Практические занятия закон и таблица Практическое занятие №2Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Д.И. Менделеева Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств 2 4.2, 4.4, 4-5 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ в соответствии с положением химического элемента в Периодической системе. Мировоззренческое и научное значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность химических элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» Раздел 2. Химические реакции Тема 2.1. Типы Основное содержание химических Теоретическое обучение реакций Классификация и типы химических реакций с участием неорганических веществ. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления-восстановления. Уравнения окисления-восстановления. Степень окисления. Окислитель и восстановитель. Составление и уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов Практические занятия Практическое занятие №3Количественные отношения в химии. Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Практическое занятие №4Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества Тема Основное содержание 2.2.Электролитич Теоретическое обучение ес-кая Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного диссоциация и обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений. Кислотно-основные реакции. Задания на составление ионных реакций ионный обмен Лабораторные занятия 11 6 2 2 4 ОК 01 ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 14, ЛР 18, ЛР 22, ЛР 23, ЛР 24 ПК 2.1. – 2.5. ПК 4.1, 4.2, 4.4, 4-5 2 2 4 2 2 2 ОК 01 ОК 04 Контрольная работа 1 Раздел 3. Тема 3.1. Классификация, номенклатура и строение неорганических веществ Лабораторная работа №1 “Типы химических реакций”. Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков химических реакций. Проведение реакций ионного обмена, определение среды водных растворов. Задания на составление ионных реакций 2 Строение вещества и химические реакции 1 Строение и свойства неорганических веществ Основное содержание Теоретическое обучение 11 4 2 Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Основные классы сложных веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Взаимосвязь неорганических веществ. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Зависимость химической активности веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ. 2 Практические занятия Практическое занятие №5.Номенклатура неорганических веществ: название вещества исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной (ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре. Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других): называть и составлять формулы химических веществ, определять принадлежность к классу. Источники химической информации (средств массовой информации, сеть Интернет и другие). Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам Тема 3.2. Физико- Основное содержание химические Теоретическое обучение 2 ОК 01 ОК 02 ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 14, ЛР 18, ЛР 22, ЛР 23, ЛР 24 ПК 2.1. – 2.5. ПК 4.1, 4.2, 4.4, 4-5 2 4 2 ОК 01 ОК 02 свойства неорганических веществ Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы получения. Значение металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов. Типичные свойства неметаллов IV– VII групп. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот, солей и др.). Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов Практические занятия 1 1 2 2 Практическое занятие №6 Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека Тема 3.3. Идентификация неорганических веществ Контрольная работа 2 Раздел 4. Тема 4.1. Классификация, строение и Основное содержание Лабораторные занятия Лабораторная работа №2«Идентификация неорганических веществ». Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов. Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлориданионы, на катион аммония 2 2 Свойства неорганических веществ 1 Строение и свойства органических веществ Основное содержание Теоретическое обучение Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. 20 6 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 2 2 ОК 01 номенклатура органических веществ Тема 4.2. Свойства органических соединений Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Принципы классификации органических соединений. Международная номенклатура и принципы номенклатуры органических соединений. Понятие об азотсодержащих соединениях, биологически активных веществах (углеводах, жирах, белках и др.), высокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено) Практические занятия Практическое занятие №7Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Практическое занятие №8Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) Основное содержание Теоретическое обучение Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (особенности классификации и номенклатуры внутри класса; гомологический ряд и общая формула; изомерия; физические свойства; химические свойства; способы получения): – предельные углеводороды (алканы и циклоалканы). Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и применение алканов; – непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов – кислородсодержащие соединения (спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 14, ЛР 18, ЛР 22, ЛР 23, ЛР 24 4 ПК 2.1. – 2.5. ПК 4.1, 4.2, 4.4, 4-5 2 2 8 4 1 1 1 ОК 01 ОК 02 ОК 04 – азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Высокомолекулярные соединения (синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Генетическая связь между классами органических соединений Практические занятия Практическое занятие №9Свойства органических соединений отдельных классов (тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения): предельные (алканы и циклоалканы), непредельные (алкены, алкины и алкадиены) и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, амины и аминокислоты, высокомолекулярные соединения. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения Практическое занятие №10Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных классов Тема 4.3. Основное содержание Идентификация Теоретическое обучение органических Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление веществ, их углеводов – источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. значение и Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции применение в жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности бытовой и Лабораторные занятия производственной Лабораторная работа №3 “Идентификация органических соединений отдельных классов” деятельности Идентификация органических соединений отдельных классов (на примере альдегидов, крахмала, человека уксусной кислоты, белков и т.п.) с использованием их физико-химических свойств и характерных качественных реакций. Денатурация белка при нагревании. Цветные реакции белков.Возникновение аналитического сигнала с точки зрения химических процессов при протекании качественной реакции, позволяющей идентифицировать предложенные органические вещества 1 4 2 2 5 3 3 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 Контрольная работа 3 Раздел 5. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Раздел 6. Тема 6.1. Понятие о растворах Структура и свойства органических веществ 1 Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Основное содержание Теоретическое обучение 4 4 2 Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности.Тепловыеэффекты химических реакций. Экзо-и эндотермические, реакции. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип ЛеШателье 2 Практические занятия Практическое занятие №11Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, в т.ч. с позиций экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды. Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия Растворы Основное содержание Теоретическое обучение Практическое занятие №12 Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Основное содержание Лабораторные занятия 2 ОК 01 ОК 02 ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 14, ЛР 18, ЛР 22, ЛР 23, ЛР 24 ПК 2.1. – 2.5. ПК 4.1,4.2,4.4,4-5 ОК 01 ОК 02 2 4 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 07 2 2 ОК 01 ОК 02 Тема 6.2. Лабораторная работа №4 «Приготовление растворов». Приготовление растворов заданной Исследование (массовой, %) концентрации (с практико-ориентированными вопросами) и определение среды свойств растворов водных растворов. Решение задач на приготовление растворов. Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека Химия в быту и производственной деятельности человека Основное содержание Теоретическое обучение Новейшие достижения химической науки и химической технологии. Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет) Практические занятия Практическое занятие №13Поиск и анализ кейсов о применении химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности по темам: важнейшие строительные материалы, конструкционные материалы, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные вещества, бытовая химия. Практическое занятие №14Защита:Представление результатов решения кейсов в форме минидоклада с презентацией Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет) Всего ОК 04, ПК 2.1. – 2 2.5, ПК 4.1, 4.2, 4.4, 4-5 14 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 14 8 8 6 2 4 2 72 ПК 2.1. – 2.5. ПК 4.1, 4.2, 4.4, 4-5 ЛР 10, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 14, ЛР 18, ЛР 22, ЛР 23, ЛР 24 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Оборудование учебного кабинета естественных наук: - наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, портретов выдающихся ученых в химии и др.); - дидактические материалы (задания для контрольных работ, для разных видов оценочных средств, экзамена и др.); - технические средства обучения (персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; выход в локальную сеть); - залы (библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет). Материально-техническое оснащение кабинета химии Коллекции 1. Коллекция «Каучук» - 2 шт 2. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки» - 1 шт. 3. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» - 2 шт. 4. Коллекция «Волокна» - 1 шт. 5. Коллекция «Стекло и изделия из стекла» - 1 шт. 6. Коллекция «Пластмассы» - 2 шт. 7. Коллекция «Металлы» - 1 шт. 8. Коллекция «Алюминий» - 2 шт. 9. Коллекция «Шкала твердости» - 1 шт. 10. Коллекция «Минералы и горные породы» - 4 шт 11. Модели кристаллических решеток неорганических веществ – 3 шт. Таблицы по органической химии № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Название таблицы Спирты и альдегиды (строение) Этан и бутан (строение) Производство ацетилена из метана Бензол (схема образования п-связей в молекуле бензола) Структура молекулы белка Ацетилен (строение) Пространственная изомерия бутилена (бутена) Метан (строение) Этилен (строение) Качественные реакции органических соединений Количество 3 3 1 2 2 3 3 3 2 1 Таблицы по неорганической химии № 1. 2. 3. 4. 5. Название таблицы Строение атома углерода Образование водородных связей в молекулах воды и спирта Производство азотной кислоты (из 2-х таблиц) Электрохимическое получение натрия Защита от коррозии металлическими плёнками Количество 2 1 1 1 2 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Схема гальванического элемента Ионнообменные процессы (из 2-х таблиц) Электролиз раствора хлорида меди (с угольным анодом) Зависимость диссоциации гидроксидов от заряда ядра и радиуса центрального атома Амфотерные гидроксиды Синтез аммиака(из 2-х таблиц) Схема растворения и электролитической диссоциации соединений с ионной и ковалентной полярной связями Электролитическое получение хлора, водорода и гидроксида натрия Кристаллическая решётка металлов Химическая связь (типы) Применение электролиза (никелирование) Электрохимическое получение алюминия Электролитическая диссоциация воды Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия Ионнообменные процессы (обмен анионов и катионов) Электропроводность растворов(растворы соляной кислоты, уксусной кислоты, сахара) Гидролиз водных растворов солей: карбоната натрия, хлорида аммония) Качественные реакции неорганических соединений Таблицы по химии «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделееева»- 2 шт Таблица растворимости- 2 шт Приборы и оборудование 1. Микроскоп – 1 шт. 2. Электроплитка – 1 шт. 3. Весы технические с разновесами – 1 шт. 4. Сушильный шкаф -1 шт 5. Пробирка химическая – 450 шт 6. Стакан химический стеклянный ( различной емкости) – 20 шт 7. Колбы ( различной емкости, конические) – 15 шт 8. Мерный цилиндр – 15 шт 9. Пробиркодержатель – 25 шт. 10. Ложечка для сжигания веществ – 30 шт. 11. Стакан химический фарфоровый – 10 шт. 12. Фарфоровая чашка – 5 шт. 13. Фарфоровый пестик – 10 шт. 14. Кристаллизатор – 3 шт. 15. Асбестовая сетка – 20 шт. 16. Предметный столик – 1 шт. 17. Лабораторный штатив с лапками – 3 шт. Список реактивов Соли и гидроксиды 1. Алюминия сульфат 2. Алюминия хлорид 3. Аммония карбонат 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4. Аммония хлорид 5. Бария хлорид 6. Железа (III) хлорид 6-ти водный 7. Железа (II) сульфат 7-ми водный 8. Калия карбонат (поташ) 9. Калия сульфат 10. Калия хлорид 11. Кальция карбонат 12. Меди (II) сульфат 5-ти водный 13. Меди (II)хлорид 14. Натрия гидрокарбонат 15. Натрия карбонат 16. Натрия сульфат 17. Натрия хлорид 18. Гидроксид калия 19. Гидроксид кальция 20. Гидроксид натрия 21. Дихромат аммония 22. Калия гексацианоферрат (II) 23. Калия гексацианоферрат (III) 24. Калия роданид 25. Раствор аммиака 26. Цинка сульфат 27. Цинка хлорид Неорганические кислоты 1. Серная кислота концентрированная 2. Соляная кислота концентрированная 3. Азотная кислота. 4. Фосфорная кислота 5. Борная кислота Органические кислоты 1. Уксусная кислота 2. Муравьиная кислота 3. Кислота бензойная 4. Стеариновая кислота 5. Пальмитиновая кислота 6. Лимонная кислота Индикаторы 1. Лакмус 2. Фенолфталеин 3. Метиловый оранжевый Металлы 1. Цинк гранулы 2. Цинк порошок 3. Алюминий гранулы 4. Алюминий порошок 5. Олово гранулы 6. Свинец гранулы 7. Железо порошок Оксиды металлов 1. Оксид железа (III) 2. Оксид марганца (IV) 3. Оксид меди (II) Неметаллы 1. Сера черенковая 2. Активированный уголь 3. Раствор (спиртовой) йода Спирты 1.Этиловый спирт 2. Глицерин Углеводы 1. Глюкоза кристаллическая 2. Целлюлоза 3. Крахмал 3.2. Информационное обеспечение обучения 1. Химия 10 кл. Авторы: Габриелян О.С., Остроумов Акционерное общество "Издательство "Просвещение", 2023. 2. Химия 11 кл. Авторы: Габриелян О.С., Остроумов Акционерное общество "Издательство "Просвещение", 2023. И.Г., Сладков С.А. И.Г., Сладков С.А. Дополнительные источники 1. Химия. 10 класс. Углублённый уровень : учебник/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.И. Теренин, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В. Лунина. – М.: Просвещение, 2022. – 446, [2] c.: ил. 2. Химия. 11 класс. Углублённый уровень : учебник/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В. Лунина. – М.: Просвещение, 2022. – 478, [2] c.: ил. 3. Химия. Углубленный уровень. 10—11 классы: рабочая программа к линии УМК В.В. Лунина: учебно-методическое пособие / В.В. Еремин, А.А. Дроздов, И.В. Еремина, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2017. — 324, [1] с. 4. Методическое пособие к учебнику В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, В.И. Теренина, А. А. Дроздова и др. «Химия. Углубленный уровень». 10 класс / В. В. Еремин, А.А. Дроздов, И.В. Еремина, В. И. Махонина, О. Ю. Симонова, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2018. — 339 с. : ил. 5. Методическое пособие к учебнику В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздова и др. «Химия. Углубленный уровень». 11 класс / В. В. Еремин, А.А. Дроздов, И.В. Еремина, Н.В. Волкова, Н.В. Фирстова, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2018. — 423 с. : ил. 6. Гусева, Е. В. Химия для СПО: учебно-методическое пособие / Е. В. Гусева, М. Р. Зиганшина, Д. И. Куликова. — Казань: КНИТУ, 2019. — 168 с. — ISBN 978-5-7882-27924. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/196096 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 7. Черникова, Н. Ю. Химия в доступном изложении: учебное пособие для спо / Н. Ю. Черникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 316 с. — ISBN 978-58114-9500-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/195532 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 8. Шевницына, Л. В. Химия: учебное пособие / Л. В. Шевницына, А. И. Апарнев. — Новосибирск: НГТУ, 2017. — 92 с. — ISBN 978-5-7782-3345-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118505 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 9. Блинов, Л. Н. Химия: учебник для СПО / Л. Н. Блинов, И. Л. Перфилова, Т. В. Соколова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 260 с. — ISBN 978-5-81147904-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/167183 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 10. Габриелян, О. С., Лысова, Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М. Академия, 2012. - 332 с. 11. Черникова Н. Ю., Мещерякова Е. В. Решаем задачи по химии самостоятельно: учебное пособие / Н. Ю. Черникова, Е. В. Мещерякова — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 328 с. 12. Резников В. А. Сборник упражнений и задач по органической химии: учебное пособие / В.А. Резников — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 226 с. 13. Капустина А. А., Хальченко И. Г., Либанов В. В. Общая и неорганическая химия. Практикум / А. А. Капустина, И. Г. Хальченко, В.В. Либанов— Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 152 с. 14. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2016.- 256 с. 15. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 272 с. Интернет-ресурсы: 1. hvsh.ru – Журнал «Химия в школе». 2. https://postnauka.ru/themes/chemistry – лекции по химии на сайте Постнаука. http://gotourl.ru/4780 (http://elementy.ru/) 3. Научно-популярный проект «Элементы большой науки» (физика, химия, математика, астрономия, науки о жизни, науки о Земле). Новости науки, книги, научнопопулярные статьи, лекции, энциклопедии. 4. http://gotourl.ru/4783 (http://potential.org.ru/) 5. Сайт научно-популярного журнала «Потенциал». Журнал издаётся с 2005 г., с 2011 г. — раздел «Химия». 6. http://gotourl.ru/4785 (http://www.hij.ru/) 7. Сайт научно-популярного журнала «Химия и жизнь». Журнал издаётся с 1965 г. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов обучения осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения определяют, что обучающиеся должны знать, понимать и демонстрировать по завершении изучения дисциплины. Для формирования, контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины используется система оценочных мероприятий, представляющая собой комплекс учебных мероприятий, согласованных с результатами обучения и сформулированных с учетом ФГОС СОО (предметные результаты по дисциплине) и ФГОС СПО. № I ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий Основное содержание Раздел 1. Основы строения вещества Формулировать базовые понятия и законы химии 1.1 ОК 01 Строение атомов химических элементов и природа химической связи Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов, исходя из валентности и электроотрицательности 1.2 ОК 01 ОК 02 Периодический закон и Характеризовать таблица Д.И. Менделеева химические элементы в соответствии с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева 1 1. Тест «Строение атомов химических элементов и природа химической связи». 2. Задачи на составление химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.). 3. Задания на использование химической символики и названий соединений по номенклатуре международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальных названий для составления химических формул двухатомных соединений (оксидов, сульфидов, гидридов и т.п.) и других неорганических соединений отдельных классов 1. Тест «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева». 2. Практические задания на № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системе. 3. Практико-ориентированные теоретические задания на характеризацию химических элементов: «Металлические / неметаллические свойства, электроотрицательность и сродство к электрону химических элементов в соответствие с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева» 2 Раздел 2. Химические реакции Характеризовать типы химических реакций Контрольная работа «Строение вещества и химические реакции» 2.1 ОК 01 ОК 04 Типы химических реакций Составлять реакции соединения, разложения, обмена, замещения, окислительновосстановительные реакции 1. Задачи на составление уравнений реакций: – соединения, замещения, разложения, обмена; – окислительновосстановительных реакций с использованием метода электронного баланса. 2. Задачи на расчет массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ; расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси 2.2 Электролитическая диссоциация и ионный обмен Составлять уравнения химических реакции ионного обмена с участием неорганических веществ 1. Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот, оснований и солей, установление изменения кислотности среды 2. Лабораторная работа "Типы химических реакций" № ОК/ПК 3 Модуль/Раздел/Тема Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ Результат обучения Типы оценочных мероприятий Исследовать строение и Контрольная работа свойства неорганических «Свойства неорганических веществ веществ» 3.1 ОК 01 Классификация, Классифицировать номенклатура и строение неорганические вещества в неорганических веществ соответствии с их строением 1. Тест «Номенклатура и название неорганических веществ исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре». 2. Задачи на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле (смеси). 3. Практические задания по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов. 4. Практические задания на определение химической активности веществ в зависимости вида химической связи и типа кристаллической решетки 3.2 ОК 01 ОК 02 Физико-химические Устанавливать зависимость свойства неорганических физико-химических веществ свойств неорганических веществ от строения атомов и молекул, а также типа кристаллической решетки 1. Тест «Особенности химических свойств оксидов, кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и солей». 2. Задания на составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов, неорганических солей, характеризующих их свойства и способы получения. 3. Практико-ориентированные теоретические задания на свойства и получение неорганических веществ № ОК/ПК 3.3 ОК 01 ОК 02 ОК 04 Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий Идентификация Исследовать качественные 1. Практико-ориентированные неорганических веществ реакции неорганических задания по составлению веществ химических реакций с участием неорганических веществ, используемых для их идентификации. 2.Лабораторная работа: “Идентификация неорганических веществ” Исследовать строение и Раздел 4. Строение и свойства органических свойства органических веществ веществ Контрольная работа «Строение и свойства органических веществ» 4.1 ОК 01 Классификация, строение Классифицировать и номенклатура органические вещества в органических веществ соответствии с их строением 1. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. 2. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов. 3. Задачи на определение простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %) 4.2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 Свойства органических соединений 1. Задания на составление уравнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения. 2. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующих химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и генетической связи органических веществ разных классов. 3. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ. 4. Лабораторная работа “Превращения органических веществ при нагревании" 4 Устанавливать зависимость физико-химических свойств органических веществ от строения молекул № ОК/ПК 4.3 ОК 01 ОК 02 ОК 04 5 5 ОК 01 ОК 02 Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека Исследовать качественные реакции органических соединений отдельных классов Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций Характеризовать влияние различных факторов на равновесие и скорость химических реакций Скорость химических реакций. Химическое равновесие Характеризовать влияние концентрации реагирующих веществ и температуры на скорость химических реакций Характеризовать влияние изменения концентрации веществ, реакции среды и температуры на смещение химического равновесия 6 Раздел 6. Растворы Типы оценочных мероприятий 1.Практико-ориентированные задания по составлению химических реакций с участием органических веществ, в т.ч. используемых для их идентификации в быту и промышленности. 2.Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов” Практико-ориентированные теоретические задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции. Практико-ориентированные задания на применение принципа Ле-Шателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия Исследовать истинныерастворы с заданными характеристиками 6.1 ОК 01 ОК 02 Понятие о растворах Различать истинные растворы 1. Задачи на приготовление растворов. 2. Практико-ориентированные расчетные задания на дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека 6.2 ОК 01 ОК 04 Исследование свойств растворов Исследовать физикохимические свойства истинных растворов Лабораторная работа “Приготовление растворов” II 7 Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с Защита кейса (с учетом будущей профессиональной деятельности) № ОК/ПК Модуль/Раздел/Тема Результат обучения Типы оценочных мероприятий позиций экологической безопасности ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07 ПК 2.1.2.5. Химия в быту и производственной деятельности человека Оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека с позиций экологической безопасности Кейс (с учетом будущей профессиональной деятельности) Тема кейса: Лекарства на основе растительных препаратов ГОСУДАРСТВЕСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2024 – 2025 учебный год Дисциплина: ОУД.08 Химия Специальность код: 38.02.08 Торговое дело 6 - Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет Промежуточная аттестация 8 Консультации 8 Лабораторные занятия 24 Практические занятия 23 Теоретические занятия 72 Лабораторные занятия Практические занятия - Теоретические занятия 72 Учебная нагрузка обучающихся, часов Занятия во взаимодействии с преподавателем, часов прикладной модуль Основное (практическая содержание подготовка) Всего учебных занятий ? Самостоятельная работа обучающегося № группы 1 Объём образовательной программы Курс и семестр обучения Преподаватель: Полякова Марина Викторовна, преподаватель ГАПОУ СО «Саратовского техникума отраслевых технологий» - 2 Количество часов № занятия Планирование содержания дисциплины Наименование разделов и тем Тип учебного занятия (в соответствии с УМК) Типы оценочных мероприятий Средства обучения само стоят ельн ая рабо та (Д/з) 1 курс 1 семестр Раздел 1. Основы строения вещества 1-4 Тема 1.1. Строение атомов химических элементов и природа химической связи. 6 4 Основное содержание Лекция, практическое занятие Мультимедийн ое оборудование. 5-6 Тема 1.2. Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева 2 Лекция, практическое занятие Мультимедийн ое оборудование. Раздел 2. Химические реакции 11 Тест «Строение атомов химических элементов и природа химической связи». Задачи на составление химических формул. Фронтальный опрос, выполнениепрак тические задания на установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системе. - - химических 6 Лекция, практическое занятие Лабораторное оборудование, химические реактивы Фронтальный опрос, Задачи на составление уравнений реакций: – соединения, замещения, разложения, обмена; – окислительновосстановительн ых реакций с использованием метода электронного баланса. Тема 2.2. Электролитическая 13- диссоциация и ионный обмен 16 4 Лекция, практическое занятие Мультимедийное оборудование. Лабораторное оборудование, химические реактивы Задания на составление молекулярных и ионных реакций с участием кислот, оснований и солей, установление изменения кислотности среды Контрольная работа 1 17 Строение вещества и химические реакции Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ. 1 Контрольное занятие Методические указания. Тестирование. 712 Тема 2.1. реакций Типы 11 - 18- Тема 3.1. Классификация, 21 номенклатура и строение неорганических веществ 4 Лекция, практическое занятие Методические указания, презентации, таблицы. Тестирование Тест «Номенклатура и название неорганических веществ исходя из их химической формулы или составление химической формулы исходя из названия вещества по международной или тривиальной номенклатуре». Задачи на расчет массовой доли (массы) химического элемента (соединения) в молекуле (смеси), фронтальный опрос 22- Тема 3.2. 25 свойства веществ. Физико-химические неорганических 4 Лекция, практическое занятие Методические указания, презентации, таблицы. 26- Тема 3.3. Идентификация 27 неорганических веществ 2 Практическое занятие Методические указания, презентации, таблицы. Контрольная работа 2 Свойства неорганических веществ Раздел 4. Строение и свойства органических веществ 1 Контрольное занятие Методические указания. Практикоориентированны е теоретические задания на свойства и получение неорганических веществ Лабораторная работа: “Идентификация неорганических веществ” Тестирование 28 20 - - 2934 Тема 4.1. Классификация, строение и номенклатура органических веществ. 6 Лекция, практическое занятие Мультимедийн ое оборудование, методические указания, таблицы , шаростержневые модели молекул органических веществ. Задания на составление названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. Задания на составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов. 3542 Тема 4.2. Свойства органических соединений 8 Лекция, практическое занятие Методические указания, презентации, таблицы. Задания на составление уравнений химических реакций, иллюстрирующи х химические свойства с учетом механизмов протекания данных реакций и генетической связи органических веществ разных классов. Расчетные задачи по уравнениям реакций с участием органических веществ. - 4347 Тема 4.3. Идентификация органических веществ, их значение и применение в бытовой и производственной деятельности человека 5 Практическое занятие Методические указания, таблицы. Лабораторная работа: “Идентификация органических соединений отдельных классов” Методические указания. Тестирование Контрольная работа 3. Структура и свойства органических веществ Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций 49- Скорость химических реакций. 52 Химическое равновесие 1 Контрольноез анятие 4 Основное содержание 4 Практическое занятие Методические указания. Практикоориентированн ые теоретические задания на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции. Раздел 6. Растворы 53- Тема 6.1. 54 Понятие о растворах 4 2 Лекция, практическое занятие Методические указания. Задачи на приготовление растворов. - 55- Тема 6.2. Исследование свойств 56 растворов 2 Практическое занятие Методические указания. Лабораторная работа “Приготовление растворов” - Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) Раздел 7. Химия в быту и производственной деятельности человека 57- Химия в быту и 70 производственной деятельности человека 14 Лекция, практическое занятие Методичес-кие указания, лабораторное оборудование, химические реактивы. Задания «Оценивание последствий бытовой и производствен ной деятельности человека с позиций экологической безопасности». 48 14 7172 Промежуточная аттестация. 2 Итого 72 Дифференцир о-ванный зачет. Методичес-кие указания. Тестирование, решение расчетных задач, защита кейсов. 6. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХПРОЕКТОВ 1. Жизнь и научная деятельность А.М. Бутлерова. 2. Содержание витамина С в продуктах и его влияние на здоровье человека. 3. Этиловый спирт в жизни человека. 4.ПЭТ –ТАРА – экологическая проблема современного города или полезный мусор? 5. Вредное воздействие табачной продукции на живые организмы. 6. Секреты мыла и моющих средств. 7. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева. 8.Изучение домашнего рациона питания студентов с целью выявления в нем генетически модифицированных ингредиентов. 9. Проблема загрязнения водных источников соединениями железа. 10. Создание и открытие периодической таблицы химических элементов. 11. Так ли страшны эти Е-шки? 12. Химия в декоративной косметике. 13. Открытие и переработка нефти. 14. Исследование различных сортов чая и их физиологическое воздействие на организм человека. 15. В палитре художника: природные красители. 16. Использование химических веществ в быту. 17. Перспективы замены металлов: пластики, полимеры. 18. Влияние продуктов коррозии металлов на развитие растений. 19. Материалы для экстремальных условий. 20. Содержание азота в продуктах питания. 21. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. 22. Жизнь и научная деятельность С.В. Лебедева. 23. Химический анализ состава йогуртов наиболее популярных торговых марок. 24. Шоколад: вред или польза? 25. Современные виды тканей в легкой промышленности.