ОУД.10 Биология (Торговое дело)

Приложение 6.10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ

Дисциплина

ОУД.10 Биология

Специальность/профессия

38.02.08 Торговое дело

Квалификация
выпускника

Специалист торгового дела

Нормативный
срок обучения

2 года 10 месяцев

Форма обучения

очная

2024 г.

Рабочаяпрограммаучебнойдисциплины«ОУД.10_Биология»разработананаосновефе
деральногогосударственного
образовательногостандартасреднегопрофессиональногообразования(ФГОССПО)по
специальности_38.02.08 Торговое дело, утверждённого приказом Минпросвещения России
от 19.07.2023 №548(Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 №74906), ФГОС
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от17.05.2012№413(с изменениями и дополнениями), редакция с изменениями
№732 от 12.08.2022г., в соответствии с примерной рабочей программой
общеобразовательной учебной дисциплины «Биология».
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых
технологий»
Составитель:
Макарова Е.А., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовского техникума отраслевых
технологий»

1.

СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКРУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

31

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

33

5.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

34

6.

ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

42

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1.

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «ОУД.10 Биология» является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.08 Торговое дело.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ
Учебная
дисциплина
«ОУД.10
Биология»
является обязательной
частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы по специальности 38.
02.08Торговое дело, так как входит в состав обязательной предметной области
«Естественно - научные предметы» в соответствии с ФГОССОО, и изучается в
общеобразовательном цикле ОПОПСПО на базовом уровне.
1.3.

Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины

1.3.1 Цель общеобразовательной дисциплины
Главной целью предмета «ОУД.10 Биология» является формирование у студентов
представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как
основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных
ситуациях.
1.4.Планируемыерезультатосвоенияобщеобразовательнойдисциплинывсоответствии
с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина
профессиональных (ПК) компетенций:

имеет

при

формировании

общих (ОК)

и

Код и наименование компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения
задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам

Планируемые результаты
Общие компетенции
Дисциплинарные
сформированность знаний о месте и роли
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности биологии в системе научного знания;
мастерства, трудолюбие;
функциональной грамотности человека для
- готовность к активной деятельности решения жизненных проблем;
технологической
и
социальной сформированность
умения
раскрывать
направленности, способность инициировать, содержание основополагающих биологических
планировать и самостоятельно выполнять терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань,
такую деятельность;
орган, организм, вид, популяция, экосистема,
интерес
к
различным
сферам биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен
профессиональной деятельности,
веществ и превращение энергии), гомеостаз
Овладение
универсальными
учебными (саморегуляция), биосинтез белка, структурная
познавательными действиями:
организация живых систем, дискретность,
а) базовые логические действия:
саморегуляция,
самовоспроизведение
самостоятельно
формулировать
и (репродукция),
наследственность,
актуализировать проблему, рассматривать ее изменчивость, энергозависимость, рост и
всесторонне;
развитие, уровневая организация;
- устанавливать существенный признак или сформированность
умения
раскрывать
основания для сравнения, классификации и содержание основополагающих биологических
обобщения;
теорий и гипотез: клеточной, хромосомной,
- определять цели деятельности, задавать мутационной, эволюционной, происхождения
параметры и критерии их достижения;
жизни и человека;
- выявлять закономерности и противоречия в сформированность
умения
раскрывать
рассматриваемых явлениях;
основополагающие биологические законы и
- вносить коррективы в деятельность, закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И.
оценивать соответствие результатов целям, Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра),
оценивать риски последствий деятельности;
границы их применимости к живым системам;
- развивать креативное мышление при приобретение опыта применения основных
решении жизненных проблем
методов научного познания, используемых в
б) базовые исследовательские действия:
биологии: наблюдения и описания живых
систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента,

- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике

ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации и

выдвижения гипотез, выявления зависимости
между исследуемыми величинами, объяснения
полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий,
теорий и законов;
сформированность
умения
выделять
существенные признаки вирусов, клеток
прокариот и эукариот; одноклеточных и
многоклеточных
организмов,
видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности
процессов обмена веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и
энергетического обмена, хемосинтеза, митоза,
мейоза,
оплодотворения,
развития
и
размножения,
индивидуального
развития
организма
(онтогенеза),
борьбы
за
существование,
естественного
отбора,
видообразования,
приспособленности
организмов к среде обитания, влияния
компонентов
экосистем,
антропогенных
изменений в экосистемах своей местности,
круговорота веществ и превращение энергии в
биосфере;
сформированность умения решать
биологические задачи, составлять
генотипические схемы скрещивания для
разных типов наследования признаков у
организмов, составлять схемы переноса
веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети)
сформированность
умений
критически
В области ценности научного познания:
информацию
биологического
сформированность
мировоззрения, оценивать
содержания,
включающую
псевдонаучные
соответствующего современному уровню

информационные технологии для
выполнения задач профессиональной
деятельности

развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и

знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные
материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных
исследований
в
биологии,
медицине,
биотехнологии;
рассматривать глобальные экологические
проблемы современности, формировать по
отношению к ним собственную позицию;
сформированность умений создавать
собственные письменные и устные сообщения
на основе биологической информации из
нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии

ОК 04. Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде

организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять

приобретение опыта применения основных
методов научного познания, используемых в
биологии: наблюдения и описания живых
систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления зависимости
между исследуемыми величинами, объяснения
полученных результатов и формулирования
выводов с использованием научных понятий,
теорий и законов

ОК 07 Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно
действовать
в чрезвычайных ситуациях

творчество
и
воображение,
быть
инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности

сформированность умения применять
полученные знания для объяснения
биологических процессов и явлений, для
принятия практических решений в
повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в
окружающей природной среде; понимание
необходимости использования достижений
современной биологии и биотехнологий для
рационального природопользования

ПК 1.6 Организовывать выполнение
торгово-технологических процессов, в
том числе с применением цифровых
технологий

Овладение профессиональными
компетенциями:
-организация торговли, выполнение торговотехнологических операций с соблюдением
правил охраны труда

ПК 2.2. Идентифицировать
ассортиментную принадлежность
потребительских товаров

Овладение профессиональными
компетенциями:
- уметь идентифицировать ассортиментную
принадлежность продовольственных и
непродовольственных товаров;
-уметь оценивать маркировку
потребительских товаров на соответствие с
требованиями технических регламентов и
национальных стандартов;
- знать технические требования и градации
качества потребительских товаров,
установленных в нормативно-технической
документации

сформированность
умения
применять
полученные
знания
для
объяснения
биологических процессов и явлений, для
принятия
практических
решений
в
повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в
окружающей природной среде; понимание
необходимости использования достижений
современной биологии и биотехнологий для
рационального природопользования;
сформированность
умения
применять
полученные
знания
для
объяснения
биологических процессов и явлений, для
принятия
практических
решений
в
повседневной жизни с целью обеспечения
безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения здорового
образа жизни, норм грамотного поведения в
окружающей природной среде; понимание
необходимости использования достижений
современной биологии и биотехнологий для
рационального природопользования

1.2.4 Личностные результаты освоения дисциплины:
ЛР 9
ЛР 10

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового о безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР 16
ЛР 21
ЛР 25
ЛР 27

Принимающий цели и задачи научно- технологического, экономического, информационного и социокультурного развития
России, готовый работать на их достижение.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению
разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом обществом государством
Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения
Мотивация к самообразованию и развитию

1.2.5 Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД):
1. Познавательные универсальные учебные действия.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия.
3. Регулятивные универсальные учебные действия.
М.1.УУД.а
М.1.УУД.а.1
М.1.УУД.а.2
М.1.УУД.а.3
М.1.УУД.а.4
М.1.УУД.а.5
М.1.УУД.6
М.1.УУД.б.1
М.1.УУД.б.2
М.1.УУД.б.3
М.1.УУД.б.4
М.1.УУД.б.5
М.1.УУД.б.6

1.2.5.1 Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

М.1.УУД.б.7

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
М.1.УУД.б.8 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
М.1.УУД.б.8 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
М.1.УУД.б.9 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
М.1.УУД.б.10 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
М.1.УУД.б.11 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие
альтернативные решения;
М.1.УУД.в
в) работа с информацией:
М.1.УУД.в.1 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
М.1.УУД.в.2 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации;
М.1.УУД.в.3 оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
М.1.УУД.в.4 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
М.1.УУД.в.5 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
1.2.5.2 Овладение универсальными коммуникативными действиями:
М.1.УКД.а.
а) общение
М.1.УКД.а.1
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
М.1.УКД.а.2
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
М.1.УКД.а.3
владеть различными способами общения и взаимодействия;
М.1.УКД.а.4
развернуто и логично излагать свою точку зрения е использованием языковых средств;
М.1.УКД.а.5
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
М.1.УКД.б.
б) совместная деятельность
М.1.УКД.б.1 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных
действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
М.1.УКД.б.2 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений частников, обсуждать результаты совместной работы;
М.1.УКД.б.3 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
М.1.УКД.б.4 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

М.1.УКД.б.5
М.1.УКД.б.6
М.1.УРД.а.
М.1.УРД.а.1
М.1.УРД.а.2
М.1.УРД.а.3
М.1.УРД.а.4
М.1.УРД.а.5
М.1.УРД.б.
М.1.УРД.б.1
М.1.УРД.б.2
М.1.УРД.б.3
М.1.УРД.б.4
М.1.УРД.в.
М.1.УРД.в.1
М.1.УРД.в.2
М.1.УРД.в.3
М.1.УРД.в.4
М.1.УРД.в.5
М.1.УРД.в.6
М.1.УРД.в.
М.1.УРД.г.1

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
1.2.5.3 Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений; давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его,
брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение
действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении
коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

М.1.УРД.г.2
М.1.УРД.г.3

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки.

1.2.6. Предметные результаты освоения образовательной программы:
П
П.1
П.2

П.3
П.4
П.5

П.6

П.7

П.8

Предметные результаты по дисциплине «Биология» (базовый уровень) должны отражать:
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания;функциональной грамотности человека для решения
жизненных проблем;
сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологическихтерминов и понятий: жизнь, клетка, ткань,
орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз,биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз
(саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция ,самовоспроизведение
(репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;
сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологическихтеорий и гипотез: клеточной, хромосомной,
мутационной, эволюционной, происхождения жизни ичеловека;
сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы изакономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И.
Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра),границы их применимости к живым системам
приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых вбиологии: наблюдения и описания живых
систем, процессов и явлений; организации и проведениябиологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости
между исследуемымивеличинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованиемнаучных
понятий, теорий и законов;
сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот иэукариот; одноклеточных и
многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем;особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в
клетке, фотосинтеза,пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития
иразмножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование,естественного отбора, видообразования,
приспособленности организмов к среде обитания, влияниякомпонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей
местности, круговоротавеществ и превращение энергии в биосфере;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологическихпроцессов и явлений, для принятия
практических решений в повседневной жизни с цельюобеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей,
соблюдения здоровогообраза жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; пониманиенеобходимости
использования достижений современной биологии и биотехнологий длярационального природопользования;
сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипическиесхемы скрещивания для разных типов
наследования признаков у организмов, составлять схемыпереноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

П.9

сформированность умений критически оценивать информацию биологическогосодержания, включающую псевдонаучные знания из
различных источников (средства массовойинформации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты
современныхисследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологическиепроблемы
современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;
П.10 сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения наоснове биологической информации из
нескольких источников, грамотно использовать понятийныйаппарат биологии.

2. СТРУКТУРАИ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОУД.10 Биология »
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
Основное содержание

72

в т. ч.:
теоретическое обучение
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
практические занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
лабораторные занятия
в т.ч. профессионально-ориентированное содержание
Дифференцированный зачет

50
6
22
6
4
2
2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Тема 1.1.
Основное содержание
Биология как
Теоретическое обучение:
наука. Общая
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия,
характеристик биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной
а жизни
научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства
живых систем. Химический состав клеток
Тема 1.2.
Основное содержание
СтруктурноТеоретическое обучение:
функциональн Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной
ая организация теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и
клеток
многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки.
Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)Профессионально-ориентированное
содержание (1ч): влияние микроорганизмов на формирование санитарно-гигиенических условий торговых

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
18
4
4

4

6
2

ОК 2
ЛР16

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 4
ЛР-9
ЛР-21
ЛР-27
ПК-1.6

предприятий

Лабораторное занятие№1
Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие №1
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ.
Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем
Основное содержание

2

2

4

ОК - 1

Тема 1.3.
Структурнофункциональн
ые факторы
наследственнос
ти

Теоретическое обучение:
Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и
негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК
нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез
белка, репарация. Генетический код и его свойства
Практическое занятие №2
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Тема 1.4.
Основное содержание
Обмен веществ Теоретическое обучение:
и превращение Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена
энергии в
веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез.
клетке
Хемосинтез
Тема 1.5.
Основное содержание
Жизненный
Теоретическое обучение:
цикл клетки.
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое
Митоз. Мейоз
значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический
смысл мейоза
Раздел 2. Строение и функции организма
Тема
Основное содержание
2.1.Строение
Теоретическое обучение:
организма
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме.
Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности
Тема 2.2.
Основное содержание
Формы
Теоретическое обучение:
размножения
Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения.
организмов
Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых
клеток. Оплодотворение
Тема 2.3.
Основное содержание
Теоретическое обучение:

2

ОК – 2
ЛР-16

2

2
2

ОК – 2
ЛР-9

2
2

ОК - 2
ОК - 4
ЛР-9

20
2
2

ОК - 2
ОК – 4
ЛР-9

2
2

ОК – 2
ЛР-9

2
2

ОК - 2
ОК – 4

Онтогенез
растений,
животных и
человека
Тема 2.4.
Закономерност
и наследования

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период.
Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие.
Биологическое старение и смерть. Онтогенез растений

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя
(моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практическое занятие №3
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-,
ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.5.
Основное содержание
Сцепленное
Теоретическое обучение:
наследование
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование
признаков
признаков, сцепленных с полом
Практическое занятие №4
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при
сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания
Тема 2.6.
Основное содержание (2 семестр)
Закономерност Теоретическое обучение:
и изменчивости Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория
изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные
заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной
предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических
заболеваний человека
Практическое занятие №5
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление
генотипических схем скрещивания
Раздел 3. Теория эволюции

ЛР-9

6
4

ОК - 2
ОК - 4
ЛР-16

2

4
2

ОК - 1
ОК – 2
ЛР-16

2

4
2

2

6

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 4
ЛР-9
ЛР-10

Тема 3.1.
История
эволюционного
учения.
Микроэволюци
я

Тема 3.2.
Макроэволюци
я.
Возникновение
и развитие
жизни на Земле

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина.
Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции.
Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
Видообразование как результат микроэволюции

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути
достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция.
Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных
царств эукариот
Тема 3.3.
Основное содержание
Происхождение Теоретическое обучение:
человека –
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия
антропогенез
человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека.
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете.Приспособленность
человека к разным условиям среды
Раздел 4. Экология
Тема 4.1.
Основное содержание
Экологические Теоретическое обучение:
факторы и
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутри организменная.
среды жизни
Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в
разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило
минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда
Тема 4.2.
Основное содержание
Популяция,
Теоретическое обучение:

2
2

ОК - 2
ОК – 4
ЛР-16

2
2

ОК - 2
ОК – 4
ЛР-16

2
2

ОК - 2
ОК – 4
ЛР-16

18
2
2

4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 7
ЛР-10

ОК - 1
ОК - 2

сообщества,
экосистемы

Тема 4.3.
Биосфера глобальная
экологическая
система

Тема 4.4.
Влияние
антропогенных
факторов на
биосферу

Тема 4.5.
Влияние
социальноэкологических
факторов на

Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические
характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между
организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы,
редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни
Практическое занятие №6
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические
пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в
экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского.
Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы.
Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы.
Глобальные экологические проблемы современности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия.
Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу.
Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Профессионально-ориентированное
содержание (1ч): отходы, связанные с профессиональной деятельностью
Практическое занятие №7
Практическое занятие «Отходы производства»(Профессионально-ориентированное содержание)
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм
человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля,
бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам
окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая
активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания

ОК – 7
ЛР-10
ЛР-16
2

4
4

ОК - 1
ОК - 2
ОК – 7
ЛР-17

4
2

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ЛР-16
ПК-2.2

2
4
2
2

ОК - 2
ОК - 4
ОК - 7
ЛР-10
ЛР-21
ЛР - 25

здоровье
человека

Лабораторное занятие№2
Лабораторная работа «Умственная работоспособность» (Профессионально-ориентированное
содержание) Факторы, снижающие работоспособность в условияхосуществления
профессиональнойдеятельности
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 5. Биология в жизни
Тема 5.1.
Основное содержание
Биотехнологии Теоретическое содержание:
в жизни
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии.
каждого
Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических
экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практическое занятие №8
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения
кейсов (выступление с презентацией)
Тема 5.2.
Основное содержание
Биотехнологии Теоретическое содержание
и технические
Развитие биотехнологий с применением технических систем (биоинженерия, биоинформатика,
системы
бионика) и их применение в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников
(научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практическое занятие №9
Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий с применением технических систем (по
группам). Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Промежуточна
я аттестация по
дисциплине
Всего:

2

8
4
2
2

2
2

4
2
2

2

2
Дифференцированный зачет
72

ПК-1.6

ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ЛР-16
ЛР-21
ЛР-25
ЛР-27
ПК-1.6
ПК-2.2
ОК - 1
ОК - 2
ОК - 4
ЛР-16
ЛР-21
ЛР-25
ЛР-27
ПК-1.6
ПК-2.2

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием: мебель, доска, мел, наглядные пособия
(комплекты учебных таблиц, плакатов), техническими средствами обучения: компьютер с
устройствами воспроизведения звука, принтер, мультимедиа-проектор с экраном, указка-презентер
для
презентаций.Лаборатория,оснащеннаяоборудованиемдляпроведениязанятий:микроскопы,
секундомер, тонометр, лабораторная посуда (пробирки, подставки для пробирок, пинцеты, песок,
ступки с пестиками, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, препаровальные иглы,
фильтровальная бумага(салфетки), стаканы) гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный
раствор пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист
элодеи канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый, разведенные в
воде дрожжи).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента
издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
3.2.1. Основные источники (печатные издания)
1. Пасечник В.В.Биология 10кл. Базовый уровень ЭФУ/В.В.Пасечник, А.А.Каменский,
А.М.Рубцов: Просвещение, 2022
2. Пасечник В.В.Биология 11кл. Базовый уровень ЭФУ/В.В.Пасечник, А.А.Каменский,
А.М.Рубцов: Просвещение, 2022
3.2.2. Дополнительные источники (печатные издания)
1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднегообщего образования
/ В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство
Юрайт, 2022.
2. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднегопрофессионального
образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-еизд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022 — 358 с.
3. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н.
Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022 —
378 с.
3.2.3. Электронные издания (ресурсы)
1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднегообщего образования /
В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н.Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство
Юрайт, 2022 — 357 с. —(Народноепросвещение).—ISBN978-5-534-15630-0.—электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/509241.

2. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднегопрофессионального
образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-еизд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022 — 358 с. —(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53407499-4. — Текст:электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. —
URL:https://urait.ru/bcode/494034
3. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н.
Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-еизд.—Москва: Издательство Юрайт, 2022 —
378 с.—(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09603-3. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/489661

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
компетенция

ОК 02

Раздел 1. Клетка –
структурнофункциональная единица
живого
Биология как наука. Общая
характеристика жизни

Самостоятельная работа
«Молекулярный уровень
организации живого»
Заполнение таблицы с описанием
методов микроскопирования с их
достоинствами и недостатками.
Заполнение таблицы «Вклад ученых
в развитие биологии»
Заполнение сравнительной таблицы
сходства и различий живого и не
живого

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Структурно-функциональная
организация клеток

Оцениваемая дискуссия по вопросам
лекции
Разработка ментальной карты по
классификации клеток и их строению
на про- и эукариотических и по
царствам в мини группах
Выполнение и защита лабораторных
работ:
«Строение клетки (растения,
животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал, каротиноиды,
хлоропласты, хромопласты)»
Практическое занятие. Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных
преподавателем

ОК 01
ОК 02

Структурно-функциональные
факторы наследственности

Фронтальный опрос
Разработка глоссария
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК

ОК 02

Обмен веществ и
превращение энергии в клетке

Фронтальный опрос
Заполнение сравнительной таблицы
характеристик типов обмена
веществ

ОК 02
ОК 04

Жизненный цикл клетки.
Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции
Разработка ленты времени
жизненного цикла

Раздел 2. Строение и
функции организма
Строение организма

Самостоятельная работа “Строение
и функции организма”

ОК 02

Формы размножения
организмов

Фронтальный опрос
Заполнение таблицы с краткой
характеристикой и примерами форм
размножения организмов

ОК 02
ОК 04

Онтогенез растений, животных Разработка ленты времени с
характеристикой этапов онтогенеза
и человека
отдельной группой животных и
человека по микрогруппам
Тест/опрос
Составление жизненных циклов
растений по отделам (моховидные,
хвощевидные, папоротниковидные,
голосеменные, покрытосеменные)

ОК 02
ОК 04

Закономерности наследования Разработка глоссария
Фронтальный опрос
Тест по вопросам лекции
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 01
ОК 02

Сцепленное наследование
признаков

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Закономерности изменчивости Тест.
Решение задач на определение типа
мутации при передаче
наследственных признаков,
составление генотипических схем
скрещивания

ОК 02
ОК 04

Оцениваемая дискуссия
Разработка ментальной карты
тканей, органов и систем органов
организмов (растения, животные,
человек) с краткой характеристикой
их функций

Тест
Разработка глоссария
Решение задач на определение
вероятности возникновения
наследственных признаков при
сцепленном наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания

Раздел 3. Теория эволюции

Самостоятельная работа
“Теоретические аспекты эволюции
жизни на Земле”
Фронтальный опрос
Разработка глоссария терминов
Разработка ленты времени развития
эволюционного учения

ОК 02
ОК 04

История эволюционного
учения. Микроэволюция

ОК 02
ОК 04

Макроэволюция.
Возникновение и развитие
жизни на Земле

Оцениваемая дискуссия:
использование аргументов,
биологической терминологии и
символики для доказательства
родства организмов разных
систематических групп
Разработка ленты времени
возникновения и развития жизни на
Земле

ОК 02
ОК 04

Происхождение человека –
антропогенез

Фронтальный опрос
Разработка ленты времени
происхождения человека

Раздел 4. Экология
ОК 01
ОК 02
ОК 07

Экологические факторы и
среды жизни

Тест по экологическим факторам и
средам жизни организмов

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Популяция, сообщества,
экосистемы

Составление схем
круговоротавеществ, используя
материалы лекции
Решение практико-ориентированных
расчетных заданий по переносу
вещества и энергии в экосистемах с
составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии

ОК 01
ОК 02
ОК 07

Биосфера - глобальная
экологическая система

Оцениваемая дискуссия
Тест

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние антропогенных
факторов на биосферу

Тест
Практическая работа “Отходы
производства”

ОК 02
ОК 04
ОК 07

Влияние социальноэкологических факторов на
здоровье человека

Оцениваемая дискуссия
Выполнение лабораторной работы
"Умственная работоспособность",

Раздел 5. Биология в жизни

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Биотехнологии в жизни
каждого

Выполнение кейса на анализ
информации о научных достижениях
в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Биотехнологии и технические
системы

Выполнение кейса на анализ
информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ПК 1.6

Тема 1.2
Тема 4.5
Тема 5.1
Тема 5.2

Фронтальный опрос
Лабораторная работа «Умственная
работоспособность»

ПК 2.2.

Тема 4.4
Тема 5.1
Тема 5.2

Фронтальный опрос
Практическая работа “Отходы
производства”
Выполнение кейса на анализ
информации о научных достижениях
в области генетических технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий (по группам),
представление результатов решения
кейсов
Выполнение кейса на анализ
информации о развития
биотехнологий с применением
технических систем (по группам),
представление результатов решения
кейсов

ГОСУДАРСТВЕСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2024 – 2025 учебный год

Дисциплина: ОУД.10 Биология
Специальность код: 38.02.08 Торговое дело

2

Промежуточная
аттестация

6

Консультации

Лабораторные
занятия

1
72
72
42
12
2
6
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет

Практические
занятия

Теоретические
занятия

Лабораторные
занятия

Практические
занятия

Теоретические
занятия

Учебная нагрузка обучающихся, часов
Занятия во взаимодействии с преподавателем, часов
прикладной модуль
Основное
(практическая
содержание
подготовка)

Всего
учебных занятий

Самостоятельная работа
обучающегося

Объём образовательной программы

№ группы

Курс и семестр
обучения

Преподаватель: Макарова Елена Анатольевна, преподаватель ГАПОУ СО «Саратовского
техникума отраслевых технологий»

-

2

Наименование
разделов и тем

Количество часов

№ занятия

Планирование содержания дисциплины
Тип
учебного занятия
(в соответствии с
УМК)

Типы оценочных
мероприятий

самост
оятель
ная
работа
(Д/з)

Средства
обучения

1 курс 1 семестр

Раздел 1. Клетка – структурнофункциональная единица живого
1-2 Биология как наука. Общая
характеристика жизни

Основное содержание
2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Составление
сравнительных
таблиц

Работа
с
учебни
ком

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Составление
сравнительных
таблиц

Работа
с
учебни
ком

Структурно-функциональная
1/1 Теоретическое
занятие
5-6 организация
клеток

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Оцениваемая
дискуссия

Работа
с
учебни
ком

3-4 Химический состав клетки

Профессиональное содержание(1ч):
влияние
микроорганизмов
на
формирование
санитарногигиенических условий торговых
предприятий

7-8 Лабораторная
работа
№1
«Строение
клетки
(растения,
животные, грибы) и клеточные
включения (крахмал, каротиноиды,
хлоропласты, хромопласты)»

2

Лабораторное
занятие

Методически Отчет
по
е
выполнению
рекомендации л/р
по
выполнению
л/р

Подгот
овка к
практи
ческой
работе

Практическое занятие №1
Вирусные
и
бактериальные
заболевания. Общие принципы
использования
лекарственных
веществ. Особенности применения
антибиотиков.
Представление
устных сообщений с презентацией,
подготовленных
по
перечню
источников,
рекомендованных
преподавателем
11- Структурно-функциональные
12 факторы наследственности

2

Практическое
занятие

по
Методическ Отчет
выполнению
ие
рекомендаци п/р
и
по
выполнению
п/р

Работа
с
учебни
ком

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Работа
с
учебни
ком

910

Составление
сравнительных
таблиц

1314

Практическое занятие №2
Решение задач на определение
последовательности нуклеотидов,
аминокислот в норме и в случае
изменения
последовательности
нуклеотидов ДНК

Практическое
занятие

по
Методическ Отчет
выполнению
ие
рекомендаци п/р
и
по
выполнению
п/р

Работа
с
учебни
ком

1516

Обмен веществ и превращение 2
энергии в клетке

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Составление
сравнительных
таблиц

Работа
с
учебни
ком

1718

Жизненный цикл клетки. Митоз.
Мейоз

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация,
динамичское
пособие
«Деление
клетки»

Самостоятель
ная
работа
«Молекулярн
ый
уровень
организации
живого»

Работа
с
учебни
ком

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Тест

Работа
с
учебни
ком

21- Формы размножения организмов
22

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Составление
сравнительных
таблиц

Работа
с
учебни
ком,
подгот
овка к
тесту

23- Онтогенез растений, животных и
24 человека

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Тест

Работа
с
учебни
ком,
подгот
овка к
тесту

25- Основные понятия генетики
26

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация,
динамическое
пособие
«Моногибрид
ное скрещива
ние»

Тест
Составление
схем
скрещивания
Разработка
глоссария

Работа
с
учебни
ком,
подгот
овка к
тесту

Раздел 2. Строение и
организма
19- Строение организма
20

2

функции

27- Закономерности наследования
28

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Тест
Составление
схем
скрещивания

Работа
с
учебни
ком,
подгот
овка к
п/р

29- Практическое занятие №3
30 Решение задач на определение
вероятности
возникновения
наследственных признаков при
моно-, ди-, полигибридном и
анализирующем
скрещивании,
составление генотипических схем
скрещивания
31- Сцепленное
наследование
32 признаков

2

Практическое
занятие

по
Методическ Отчет
выполнению
ие
рекомендаци п/р
и
по
выполнению
п/р

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

33- Практическое занятие №4
34 Решение задач на определение
вероятности
возникновения
наследственных признаков при
сцепленном
наследовании,
составление генотипических схем
скрещивания
35- Закономерности изменчивости
36

2

Практическое
занятие

по
Методическ Отчет
выполнению
ие
рекомендаци п/р
и
по
выполнению
п/р

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

37- Практическое занятие №5
38 Решение задач на определение типа
мутации
при
передаче
наследственных
признаков,
составление генотипических схем
скрещивания
Раздел 3. Теория эволюции

2

Практическое
занятие

по
Методическ Отчет
выполнению
ие
рекомендаци п/р
и
по
выполнению
п/р

39- История эволюционного учения.
40 Микроэволюция

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Разработка
ленты времени

Работа
с
учебни
ком

41- Макроэволюция. Возникновение и
42 развитие жизни на Земле

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация,
коллекция
«Формы
сохранности
организмов»

Разработка
ленты времени,
оцениваемая
дискуссия
Тест

Работа
с
учебни
ком,
подгот
овка к
с/р

Тест

Тест,
разработка
глоссария

Подгот
овка к
практи
ческой
работе

Подгот
овка к
практи
ческой
работе

43- Происхождение
44 антропогенез

человека-

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Разработка
ленты времени,
самостоятельна
я работа

Раздел 4. Экология

Работа
с
учебни
ком
-

Экологические факторы и среды
жизни

Работа
с
учебни
ком,
подгот
овка к
тесту
Подгот
овка к
практи
ческой
работе

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Тест

сообщества,

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Тест

49- Практическое занятие №6
50 Трофические цепи и сети.
Основные показатели экосистемы.
Биомасса и продукция.
Экологические пирамиды чисел,
биомассы и энергии. Правило
пирамиды энергии.
Решение
практикоориентированных
расчетных
заданий по переносу вещества и
энергии
в
экосистемах
с
составление трофических цепей и
пирамид биомассы и энергии
51- Биосфера глобальная
52 экологическая система

2

Практическое
занятие

по
Методическ Отчет
выполнению
ие
рекомендаци п/р
и
по
выполнению
п/р

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Оцениваемая
дискуссия,
тест

Работа
с
учебни
ком

53- Глобальные
экологические
54 проблемы современности

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Оцениваемая
дискуссия
тест

Работа
с
учебни
ком

55- Влияние антропогенных факторов 1/1 Теоретическое
занятие
56 на биосферу. Профессиональное
содержание
(1ч):
отходы,
связанные с профессиональной
деятельностью
57- Практическое занятие №7
2 Практическое
занятие
58 (профессиональноориентированное)
«Отходы
производства»

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Тест

Работа
с
учебни
ком

4546

47- Популяция,
48 экосистемы

по
Методическ Отчет
выполнению
ие
рекомендаци п/р
и
по
выполнению
п/р

59- Влияние социально-экологических
60 факторов на здоровье человека

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

61- Лабораторное занятие№2
62 (профессиональноориентированное)«Умственная
работоспособность»
Факторы,
снижающие работоспособность в
условияхосуществления
профессиональнойдеятельности

2

Лабораторное
занятие

по Методическ Отчет
выполнению
ие
рекомендаци л/р
и
по
выполнению
л/р

Раздел 5. Биология в жизни

Тест

Работа
с
учебни
ком

Профессионально-ориентированное
содержание прикладного модуля

63- Биотехнологии в жизни каждого
64

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

65- Практическое занятие №8
66 Кейсы на анализ информации о
научных достижениях в области
генетических
технологий,
клеточной инженерии, пищевых
биотехнологий. Защита кейса:
представление
результатов
решения кейсов (выступление с
презентацией)
67- Биотехнологии и технические
68 системы

2

Практическое
занятие

Методическ Выполнение
кейс-заданий
ие
рекомендаци
и
по
выполнению
п/р

-

2

Теоретическое
занятие

Мультимедий
ное
оборудование
презентация

Работа
с
учебни
ком

Практическое занятие №9
Кейсы на анализ информации о
развитии
биотехнологий
с
применением технических систем
(по
группам).
Представление
результатов
решения
кейсов
(выступление с презентацией)
Промежуточная аттестация по
дисциплине.
Дифференцированный зачет

2

Практическое
занятие

Методическ Выполнение
кейс-заданий
ие
рекомендаци
и
по
выполнению
п/р

6970

7172

2

Фронтальный
опрос

Фронтальный
опрос

Задания для Выполнение
промежуточн заданий
ой аттестации

Работа
с
учебни
ком

-

6. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
1.Роль биологических исследований в современной медицине
2.Антибиотики и здоровье человека. Правда и вымысел
3.Перспективы селекции для решения глобальных экологических проблем
4.Электронные сигареты. Влияние на организм человека
5.Научные и этические проблемы клонирования
6.Факторы, влияющие на работоспособность и утомление в учебном процессе
7.Использование лекарственных растений нашего края
8.Биологические методы борьбы с вредителями комнатных растений
9.Влияние употребления алкоголя, никотина и наркотических веществ на эмбриональное
развитие организма
10. Искусственные органы, проблемы и перспективы
11.Получение биогаза и биокомпоста в условиях сельской местности
12.Влияние Луны на живые организмы
13. Исчезающие растения Саратовской области, занесенные в Красную книгу
14. Приоритеты в питании современной молодежи
15. Правильное питание, как фактор сохранения здоровья человека
16. Исследование различных способов защиты растений от вредителей и болезней
17. Искусственная пища
18.Можно ли сохранить леса, не уменьшая получения древесины?
19.Можно ли добиться высоких и устойчивых урожаев при полном отсутствии
химических удобрений?
20. Стоит ли развивать атомную энергетику, если она так опасна?
21.Стоит ли беспокоиться о снижении продуктивности дикой природы, если можно
получать высокие урожаи на полях?
22.Роль биологических исследований в современной медицине
23. Современные взгляды на природу старения
24.Вегетарианство: «за» и «против»
25. Токсиканты и аллергены в окружающей среде


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».