Приложение 8.2 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по общепрофессиональной дисциплине «ОП.03 Эксплуатация торгово-технологического оборудования и охраны труда» (38.02.08 Торговое дело) Саратов 2024 Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии/специальности СПО 38.02.08 Торговое дело программы учебной дисциплины «ОП.03 Эксплуатация торгово-технологического оборудования и охраны труда» Составитель/разработчик (составители): Горбачева Елена Вячеславовна, преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» Содержание 1. Паспорт комплекта фонда оценочных средств 2. Критерии оценивания успеваемости 2.1. Критерии оценивания теоретических знаний 2.2 Критерии оценивания практических знаний 3. Комплекты оценочных средств 3.1. Комплекты оценочных средств для текущего контроля 3.2 Комплекты оценочных средств для промежуточного контроля 4 10 10 13 15 15 27 3 1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Программой общеобразовательной дисциплины «ОП.03 Эксплуатация торговотехнологического оборудования и охраны труда» предусмотрено проведение текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонды оценочных средств нацелены на оценку достижений, общих и профессиональных компетенций, дисциплинарных результатов. Результаты освоения программы учебной дисциплины общепрофессионального цикла, подлежащей проверке 4 Код ОК и ПК ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Тип оценочных мероприятий Дисциплинарные результаты Умения распознавать задачу или проблему в профессиональном или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) ОК 02 Использовать определять задачи для поиска современные средства информации; поиска, анализа определять необходимые источники и интерпретации информации; планировать процесс информации, поиска; структурировать и информационные получаемую информацию; Знания актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска Навыки - тестирование; -устный опрос; -фронтальный письменный опрос; -эссе, доклады, рефераты; -оценивание практической работы; - ситуационные вопросы; -контрольная работа; -оценка самостоятельно выполненных заданий; дифференцированн ый зачет проводится в форме ответов на вопросы технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательску ю деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств. содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; 6 определять финансирования источники основы финансовой грамотности; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты Умения Знания Навыки ПК 1.6. осуществлять процесс поиска и видов торговых структур; выполнения торговоОрганизовывать заказа товаров с применением технологических выполнение торгово- цифровых платформ; операций, в том числе технологических с использованием процессов, в том искусственного числе с применением интеллекта, цифровых технологий голосовых помощников, чатботов для обработки запросов покупателей с максимальной скоростью; осуществлять процесс управления форм и видов торговли, организации доставкой товаров покупателю составных элементов торговой торговли, в том числе используя возможности интернетдеятельности: материальнос использованием вещей; технической базы торговли; камер и алгоритмов инфраструктуры распознавания лиц потребительского рынка; для осуществления расчетов с покупателями без применения контрольно-кассовой техники; - тестирование; -устный опрос; -фронтальный письменный опрос; -эссе, доклады, рефераты; -оценивание практической работы; - ситуационные вопросы; -контрольная работа; -оценка самостоятельно выполненных заданий; дифференцированн ый зачет проводится в форме ответов на вопросы 7 проводить анализ перемещения покупателей по торговому залу по данным камер видео наблюдений с целью оптимизации торгового пространства; осуществлять контроль за количеством и сроками хранения продовольственных товаров с применением датчиков контроля (интернет-вещей); использовать технологии дополненной реальности для повышения объема продаж; применять цифровые вывески с использованием компьютерного зрения; применять технологии интернетвещей в организации работы торговых площадок; управления полочным пространством магазина в облачной ABM SHELF; оформлять факт продажи товаров с применением цифровых средств, методов, инноваций в отрасли; приемки товаров по количеству и качеству; организации торговотехнологических процессов в офлайн и онлайн торговле; соблюдения правил охраны труда. требований к порядку заполнения и ведения рабочей документации, схем электронного документооборота; основных и дополнительных услуг оптовой и розничной; целей, задач, принципов, объектов, субъектов внутренней и внешней торговли; требований законодательства Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность; правил торговли; количественных и качественных показателей оценки 8 инструментов: онлайн-касс, электронных платформ, ресурсов интернет, безналичных платежей, регистрация продаж в системе ЕГАИС; применять электронный документооборот; осуществлять торговотехнологические процессы, в том числе, с использованием техники эффективных коммуникаций; эффективности торговой деятельности. применять основные ИИ-решения системы распознавания естественного языка, интеллектуальные системы поддержки принятия решений, распознавания и синтез речи, интеллектуальный анализ текстовых документов, роботы, видео аналитика, чат-боты; оформлять заказы на поставку товаров с применением компьютерных программ; осуществлять цифровые платежи, облачные вычисления, системный анализ больших данных, использовать технологии 5G в 9 организации деловой переписки и электронного документооборота; пользоваться современными поисковыми системами для сбора информации о внутренних внешних рынках. 10 2. Критерии оценивания успеваемости обучающихся. 2.1. Критерии оценивания теоретических знаний С целью проверки теоретических знаний по ОП.03 Эксплуатация торговотехнологического оборудования и охраны труда могут использоваться методы устного и письменного контроля в следующих формах: выполнение творческих заданий (подготовка сообщений, доклада, реферата); создание мультимедийных презентаций; ответы на контрольные вопросы; тестирование; Требования к устным ответам Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы. Критерии оценки устного ответа: Оценка Условия, при которых выставляется оценка Оценка 5 («отлично») полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя. Оценка 4 («хорошо») в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя. допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя. Оценка 3 неполно или непоследовательно раскрыто («удовлетворительно») содержание материала, но показано общее Оценка 2 («неудовлетворительно») понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков. не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. обучающийся обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Требования к оформлению доклада Доклад предоставляется в распечатанном виде, объёмом 3-5 страниц. Текст доклада должен быть представлен в текстовом редакторе Word, шрифт – Times New Roman 14, межстрочный интервал – 1.5 (полуторный). Поля: верхнее - 2, нижнее - 2, левое- 3, правое - 1,5. Доклад должен включать в себя: введение, основную часть, заключение, список литературы (не менее 5 источников). Критерии оценки доклада: Оценка Условия, при которых выставляется оценка Оценка 5 («отлично») материал изложен в определенной логической последовательности. Тема доклада раскрыта полностью. Оценка 4 («хорошо») тема раскрыта, но при этом допущены не существенные ошибки, исправленные по требованию преподавателя. Оценка 3 тема раскрыта не полностью, допущена («удовлетворительно») существенная ошибка. Оценка 2 содержании доклада не раскрывает («неудовлетворительно») рассматриваемую тему, обнаружено не понимание основного содержания учебного материала 12 Доклад может быть представлен как доклад-презентация. Необходимо представить 5-7 слайдов. Время доклада -5 минут. Критерии оценки доклада такие же. Дополнительно оценивается презентация. Оформление слайдов Стиль Фон Использование цвета Анимационные эффекты Представление информации Содержание информации Расположение информации на странице Размер шрифта Выделения информации Объем информации Виды слайдов Параметры Соблюдать единого стиля оформления. Фон не должен быть слишком темным или ярким, чтобы не отвлекать внимания от содержания слайдов. Слайд не должен содержать более трех цветов. Фон и текст должны быть оформлены контрастными цветами. При оформлении слайда использовать возможности анимации. Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания слайдов. Параметры Слайд должен содержать минимум информации. Информация должна быть изложена доступным языком. Содержание текста должно точно отражать этапывыполненной работы. Текст должен быть расположен на слайде так, чтобы его удобно было читать. В содержании текста должны быть ответы на проблемные вопросы. Текст должен соответствовать теме презентации. Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре. Надпись должна располагаться под картинкой. Для заголовка – не менее 24. Для информации не менее – 18. Лучше использовать один тип шрифта. Важную информацию лучше выделять жирным шрифтом, курсивом,подчеркиванием На слайде не должно быть много текста, оформленного прописными буквами. На слайде не должно быть много выделенного текста (заголовки, важная информация). Слайд не должен содержать большого количества информации. Лучше ключевые пункты располагать по одному на слайде. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с таблицами с текстом с диаграммами 13 Критерии оценивания презентаций: Оценка Условия, при которых выставляется оценка Оценка 5 («отлично») выполненная презентация отвечает всем требованиям критериев Оценка 4 («хорошо») в презентации имеются незначительные нарушения или отсутствуют какие-либо параметры Оценка 3 при оценивании половина критериев («удовлетворительно») отсутствует Требования к оформлению реферата Реферат предоставляется в распечатанном виде, объёмом 10-15 страниц. Текст реферата должен быть представлен в текстовом редакторе Word, шрифт TimesNewRoman 14, межстрочный интервал – 1.5 (полуторный), в таблицах возможен межстрочный интервал – 1(одинарный), поля: верхнее - 2, нижнее - 2, левое- -3, правое - 1,5. Реферат должен включать в себя: содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы (не менее 5 источников). Время на защиту реферата: 5 минут. Критерии оценивания реферата: Оценка Условия, при которых выставляется оценка Оценка 5 («отлично») материал изложен в определенной логической последовательности. Тема реферата раскрыта полностью. Оценка 4 («хорошо») тема реферата раскрыта, при этом допущены не существенные ошибки, исправленные по требованию преподавателя Оценка 3 тема раскрыта не полностью, допущена («удовлетворительно») существенная ошибка Оценка 2 при защите реферата обнаружено не понимание («неудовлетворительно») основного содержания учебного материала Выполнение тестирования Критерии оценивания: Оценка Оценка 5 («отлично») Оценка 4 («хорошо») Оценка 3 («удовлетворительно») Оценка 2 («неудовлетворительно») Условия, при которых выставляется оценка если студент при тестировании дал 85-100% правильных ответов если студент при тестировании дал 69-84% правильных ответов если студент при тестировании дал 51-68% правильных ответов если студент при тестировании дал менее 50% правильных ответов 2.2. Критерии оценивания практических знаний Оценка Критерии оценивания Оценка 5 («отлично») студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, 14 определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, определяет междисциплинарные связи по условию задания. Оценка 4 («хорошо») студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания. Оценка 3 («удовлетворительно») студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, даёт неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя. Оценка 2 («неудовлетворительно») студент даёт неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий. 15 3. Комплекты оценочных средств. 3.1. Комплект оценочных средств для текущего контроля Для осуществления оперативного контроля по темам изучаемой учебной дисциплины используются следующие типы контрольных заданий: I семестр Раздел 1. Эксплуатация торгово-технологического оборудования Тема 1.1. Торгово-технологическое оборудование, торговая мебель и торговый инвентарь Урок № 1-2. Понятие и классификация торгово-технологического оборудования. Вопросы для проведения фронтального устного опроса 1. 2. 3. 4. Что относится к торгово технологическому оборудованию? Какие виды торгового оборудования? Как классифицируется технологическое оборудование? Что такое торгово техническое оборудование? Урок № 3-4 . Понятие и классификация торговой мебели. Тестирование Вопросы 1.Из каких операций состоит торговооперативный процесс. 2.Что нужно учитывать при выборе мебели. 3.По месту использования торговую мебель классифицируют 4.По конструкции торговую мебель классифицируют 5.По способу установки торговую мебель классифицируют Ответы 1.приемка товаров 2.хранение 3.подготовка к продаже 4.выкладка 5.показ 6.продажа 7.расчет 8.вынос мусора 9.закрытие магазина 1.способ обслуживания покупателей 2.особенности продажи и хранения товаров 3.обьем продаж 4.хранение товаров 5.частоту пополнения запасов 1.для торговых залов 2.для подсобных помещений 3.для хранения товаров 4.для выкладки 1.неразборная 2.сбитая 3.сборно-разборная 1.пристенная 2.витринная 16 6.По методу продаж торговую мебель классифицируют 7.По товарному профилю торговую мебель классифицируют 8.Какие требования, предъявляют к торговой мебели. 9.При каких требованиях устанавливают высоту оборудования в соответствии с ростом человека, а глубину – в соответствии с длиной вытянутой руки. 10.При каких требованиях конструкция мебели должна позволять легко очищать и убирать саму мебель и помещения, в которых она установлена. 3.островная 4.навесная 5.пристроенная 6.встроенная 1.самообслуживания 2.индивидуальной 3.традиционный 1.специализированное 2.неспециализированное 3.универсальное 1.эксплуатационные 2.органические 3.эксплуатационные 4.базовые 5.технические 6.экономические 7.эргономические 8.эстетические 9.санитарно-гигиенические 1.эстетические 2.санитарно-гигиенические 3.эргономические 1.санитарно-гигиенические 2.эстетические 3.технические Урок № 5-6 Понятие и классификация торгового инвентаря. Тестирование 1. Где применяют немеханическое оборудование? А) в торговом зале магазина Б) в бункерах В) в подсобных помещениях 2. По месту установки немеханическое оборудование бывает: А) пристенное Б) островное В) торговое 3. По назначению немеханическое оборудование бывает: А) универсальное Б) встроенное В В) специализированное 4. По месту использования немеханическое оборудование подразделяется: А) для торговых залов Б) для подсобных помещений В) настенное 5. Магазин, торгующий одеждой оснащен: А) примерочной кабиной 17 Б) вешалами В) шкафами для хлеба 6. В торговом зале магазина применяют: А) прилавки Б) вешала В) горки 7. В торговом зале магазина применяют: А) прилавки-витрины Б) шкафы В) столики 8. Для чего служат вешала: А) для выкладки товаров Б) для размещения упаковочных материалов В) для демонстрации и продажи верхней одежды 9. В подсобных помещениях применяют: А) подтоварники Б) стеллажи В) поддоны 10. Подтоварники служат для: А) хранения товаров в ящиках Б) хранения товаров без упаковки В) продажи товаров 11. Поддоны служат для: А) перевозки товаров Б) хранения сыпучих товаров В) хранения и перевозки 12. Стеллажи служат для: А) продажи товаров Б) хранения без упаковки В) хранения в ящиках 13. Бункера служат для: А) хранения сыпучих товаров Б) хранения без упаковки В) хранения и перевозки 14. Контейнеры служат для: А) хранения товаров в ящиках Б) хранения и перевозки В) хранения, перевозки и продажи Тема 1.2. Весоизмерительное, фасовочно-упаковочное и измельчительно-режущее оборудование Урок № 7-8 Понятия и классификации весоизмерительного, фасовочно-упаковочного и измельчительно-режущего оборудования. Тестирование 1.Какой принцип дозирования наиболее точный? а) объемный; б) весовой; в) объемно-весовой. 18 2.Выберите соответствие между правой и левой колонками. А – объемные дозирование; а) быстрое и медленное взвешивание; Б – весовое дозирование; б) измерение порции товара в мерной камере; В – объемно-весовое дозирование в) комбинированный метод. 3.Выберите соответствие между правой и левой колонками (классификация фасовочно-упаковочного оборудования). А – консистенция фасуемого а) жидкие; товара; б) пищевые продукты; Б – количеству операций, в) непродовольственные товары; выполняемых на фасовочном г) комплексные линии (фасовка, оборудовании; упаковка, пакетирование); В – вид фасуемой продукции д) сыпучих; е) штучных; ж) одна операция. 4.Выберите соответствие между правой и левой колонками (классификация фасовочно-упаковочного оборудования). А – характер технологических а) этикетировочное; операций; б) поливинилхлорид; Б – вид упаковочного в) автоматические весы; материала г) дозирующее; д) полимерные пленки; е) полуавтоматические весы; ж) фасовочное; з) натуральные материалы; и) упаковочное; к) гофрокартон; л) самоклеющиеся стреч-пленки; м) комбинированное; н) вакуумные пакеты; у) пакетоформирующее; ф) полипропилен. 5.Выберите соответствие между правой и левой колонками (классификация дозаторов для сыпучих товаров). А – конструкция дозаторов а) ручного действия; Б – степень автоматизации б) непрерывного действия; в) цикличного действия; г) полуавтоматические; д) автоматические. 6.Какой принцип дозирования в автоматическом дозаторе ДРК-1? а) объемный; б) весовой; в) объемно-весовой. 7.Определить эксплуатационную производительность за смену весов для фасовки пищевых продуктов при следующие условиях: количество отвесов в минуту 22, время работы – 8 часов, коэффициент использования оборудования во времени – 0,8, масса порции 0,5кг. а) 4,2 т/ч; б) 5,8 т/ч; в) 4,4 т/ч. 19 8.Определить количество весов для фасовки товара при следующих условиях: для фасовки в смену поступает 4000кг бакалейных товаров, техническая часовая производительность весов 1440кг/ч, время работы фасовщика – 7 часов, коэффициент использования оборудования во времени – 0,6. а) 2; б) 1; в) 3. 9.Выберите соответствие между правой и левой колонками (операции при товарной обработке фасуемой продукции). А – плодоовощная продукция а) мойка и сушка; Б – продукция в блоках б) сортировка; В – сыпучие продукты в) контроль качества; г) резка на порции; д) дозирование; е) упаковка; ж) взвешивание; з) этикетирование. 10.Какое оборудование, применяемое для фасовки, выполняет вспомогательные операции? а) загрузочные машины; б) дозирующие; в) проволокошвейные; г) машины для сварки пленки; д) весы автоматические. 11.Выберите соответствие между правой и левой колонками (назначение автоматов для фасовки бакалейных товаров). А – сахарный песок а) А5-АЛБ; Б – крупы б) А5-АЛГ; В – сахарный песок, крупы в) А5-АЛА. 12.Какие требования, предъявляются к упаковке? а) требования стандартов; б) требования торговли; в) необходимость защиты товаров; г) требования маркетинга. Урок № 9-10 Требования и правила эксплуатации к оборудованию Вопросы для проведения фронтального устного опроса 1. Что должна содержать инструкция по эксплуатации оборудования? 2. Каким документами необходимо руководствоваться при эксплуатации оборудования? 3. Как должна осуществляться эксплуатация и техническое обслуживание оборудования? 4. Кто осуществляет ввод оборудования в эксплуатацию? Тема 1.3. Подъёмно-транспортное и холодильное оборудование Урок № 11-12. Понятия и классификация подъёмно-транспортного и холодильного оборудования. Вопросы для проведения фронтального устного опроса. 1. Чему способствует применение подъемно транспортного оборудования? 2. Что относится к подъемно транспортным средствам? 3. Для чего предназначены транспортные машины? 20 4. Какие работы являются наиболее трудоемкими? Урок № 13-14. Требования и правила эксплуатации к оборудованию. Ситуационные вопросы Первая буква фамилии студента Ситуационный вопрос Ц, Ч В магазине с традиционными формами продажи установлено среднетемпературное холодильное оборудование: камера, шкаф, витрина, прилавок-витрина. Вам необходимо заполнить температурный журнал. Какие температуры, в каждом из перечисленного оборудования, будете считать в пределах нормы? Х, Ш В магазине с традиционными формами продажи установлено низкотемпературное холодильное оборудование: камера, шкаф, витрина, прилавок. Вам необходимо заполнить температурный журнал. Какие температуры в каждом из перечисленного оборудования будете считать в пределах нормы? Щ, Ф В торговом зале магазина самообслуживания установлено холодильное оборудование с воздушной завесой: камера, витрина, прилавок. Какие температуры в каждом из перечисленного оборудования будет считать в пределах нормы? Э, У Вам необходимо разработать технологическую схему для магазина типа «Гастроном». Какие требования необходимо учитывать при расстановке торгового холодильного оборудования: камер (в подсобном помещении), шкафов, витрин, прилавков, прилавков-витрин в торговом зале? Ю, Т Вам необходимо разработать технологическую схему для магазина самообслуживания. Какие требования необходимо учитывать при расстановке торгового холодильного оборудования: камер (в подсобных помещениях), шкафов, прилавков, витрин, камер с воздушной завесой в торговом зале? Я, С Какие требования необходимо учитывать при расстановке холодильных агрегатов, если система хладоснабжения централизованная? Р Какие требования необходимо учитывать при расстановке холодильных агрегатов в магазинах с традиционными формами продажи? П Вы осуществляете реконструкцию магазина, предусматривая машинное отделение: в каком случае необходимо предусмотреть приточно-вытяжную вентиляцию? 21 О Вы директор магазина. В каком случае вам необходимо завести эксплуатационный журнал на торговое холодильное оборудование и какие записи необходимо в нем делать? Н, Б Вы провели оттайку снеговой шубы на испарителе. Когда вновь загрузите ТХО продуктами? М, Г За Вами закреплены холодильная камера и шкаф. Какие требования будете учитывать при загрузке холодильной камеры, шкафа продуктами? Л, А За Вами закреплены холодильная витрина-прилавок. Какие требования необходимо учитывать при загрузке витрины-прилавка продуктами? К, М Вам необходимо разместить продукты (мясо, рыбу, молочные продукты) в холодильных камерах. Перечислите все требования к размещению и хранению продуктов. И, З Вы директор магазина – проводите инструктаж продавцов по снижению расхода электроэнергии. Несоблюдение каких правил эксплуатации ТХО влияет на перерасход электроэнергии? З За Вами закреплен один из видов ТХО, например, витрина. Какие санитарногигиенические требования будете соблюдать при эксплуатации витрины? Ж За Вами закреплен один из ТХО, например, холодильный шкаф. Какие мероприятия рекомендуются по уходу за холодильным шкафом и как их надо проводить? Е, Ж Вам надо провести оттайку испарителя в холодильном прилавке. Как это будете делать? Какие требования необходимо соблюдать? Д, Л Вы директор магазина. В каком случае примите решение о невозможности эксплуатации ТХО? Г Вы директор магазина. В чем состоит Ваш контроль за работой механика, обслуживающего ТХО? В, М Вы директор магазина. В каком случае примите решение о вызове механика? Б, Н Вы директор магазина, контролируете работу холодильной машины. Какие признаки нормальной работы машины? А Вы директор продовольственного магазина. Какие сроки хранения необходимо соблюдать при хранении мяса мороженого, мяса охлажденного, гастрономических изделий, полуфабрикатов, готовых изделий молочных продуктов, кондитерских? Урок № 15-16. Виды подъёмно-транспортного и холодильного оборудования. Самостоятельная работа. Защита реферата на тему: «Виды подъёмно-транспортного и холодильного оборудования». Тема 1.4. Контрольно-кассовая техника 22 Урок № 17-18. Понятие и классификация контрольно-кассовой техники. Вопросы для проведения фронтального устного опроса 1. 2. 3. 4. Какие типы контрольно кассовой техники существуют? Что такое контрольно кассовая техника? Какие виды ККМ бывают? Когда применяется контрольно кассовая техника? Урок № 19-20. Устройство и принцип действия контрольно-кассовой техники. Тестирование. Вопрос 1.Деньги за проданный товар при традиционном способе расчета получает: а) продавец; б) контролер; в) контролер-кассир; г) автомат. Вопрос 2.В магазинах, в которых нет оперативного количественного учета на компьютерах, используются электронные кассовые аппараты: а) автономные; б) пассивные системные; в) активные. Вопрос 3.В магазинах, в которых есть оперативный количественный учет на компьютерах, используются электронные кассовые аппараты: а) автономные; б) активные; в) пассивные системные. Вопрос 4.В магазинах, в которых есть кассовые терминалы, используются электронные кассовые аппараты: а) пассивные системные; б) активные; в) автономные. Вопрос 5.Программировать заголовок чека позволяет устройство ЭККА: а) индикации; б) чекопечатающее; в) устройство ввода Вопрос 6.Показывает сумму проведенную через кассовый аппарат устройство: а) ввода; б) оперативно-запоминающее; в) индикации. Вопрос 7.Предназначено для подсчета выручки устройство ЭККА: а) чекопечатающее; б) оперативно-запоминающее; в) индикации. Вопрос 8.Предназначено для контроля за проведенными через ЭККА суммами: а) устройство ввода; б) чекопечатающее; в) оперативно-запоминающее устройство. Вопрос 9.Операционные счетчики ЭККА ведут учет: а) нарастающим итогом поступающих в кассу денег; б) подсчитывают общее количество выданных чеков; в) сколько раз снимались показания суммирующих счетчиков. 23 Вопрос 10.Суммирующие счетчики ЭККА могут быть: а) контрольные; б) секционные; в) операционные. Вопрос 11.Основное преимущество электронных контрольно-кассовых аппаратов заключается: а) быстродействие; б) возможности работать с подключенными электронными весами; в) возможности включения в АСУ. Вопрос 12.Выбор контрольно-кассовых аппаратов производят по: а) средней стоимости покупки и производительности аппарата; б) наличию в магазине секций и производительности аппарата; в) средней стоимости покупки, наличию в магазине секций, производительности аппарата. Урок № 21-22. Правила эксплуатации контрольно-кассовой техники Вопросы для проведения фронтального устного опроса 1. Какие преимущества автоматизированных способов расчета с покупателями? 2. По каким признакам классифицируются электронные контрольно-кассовые аппараты? 3. Какие функциональные блоки и устройства применяются в электронных контрольнокассовых аппаратах? 4. Объясните назначение фискальной памяти ЭККА. 5. Из каких устройств состоит ОЗУ (оперативное запоминающее устройство)? 6. Какие функции выполняет блок управления? 7. Какие функции выполняют клавиши устройства ввода? 8. Какие реквизиты наносит печатающее устройство на чековой ленте? 9. Какие реквизиты наносит печатающее устройство на контрольной ленте? 10. Какие функции выполняет устройство индикации? 11. Объясните принцип действия электронных контрольно-кассовых аппаратов. 12. В чем состоит принцип работы автоматизированных систем управления? 13. Из каких элементов состоят кассовые POS-терминалы? 14. Какие документы необходимо представить в государственную налоговую инспекцию для регистрации электронных кассовых аппаратов? 15. Какие правила установки ЭККА? 16. Какие обязанности кассира при эксплуатации ЭККА? 17. Какие правила техники безопасности при эксплуатации ЭККА? 18. Какие правила технического обслуживания ЭККА? 19. Какие факторы влияют на выбор ЭККА? 20. Какие функции выполняют сканеры, их виды? 21. Как работает устройство для считывания информации с магнитной карты? 22. По каким признакам классифицируются принтеры? 23. Чем отличаются принтеры? 24. Как работает игольчатый принтер? 25. Какие устройства размещаются в узле расчета? Тема 1.5.Современные технические устройства, вендинговые автоматы и системы защиты товаров Урок № 23-24. Понятие и классификация современных технических устройств, вендинговых автоматов и систем защиты товаров. 24 Вопросы для проведения фронтального устного опроса 1. 2. 3. 4. Что означает вендинговые автоматы? Какие виды вендинговых аппаратов бывают? Как и по каким признакам классифицируются торговые автоматы? Какие виды услуг оказывают торговые автоматы? Урок № 25-26. Требования к современным техническим устройствам, вендинговым автоматам и системам защиты товаров. Вопросы для проведения фронтального устного опроса Нужна ли онлайн-касса на вендинговом автомате Какая касса нужна вендинговому автомату Как автомат выдает чек Исключения, когда касса на автомате не нужна Урок № 27-28. Правила эксплуатации современных технических устройств и систем защиты товаров. Ситуационные вопросы Первая буква фамилии студента Ситуационный вопрос Вам необходимо подобрать оборудование для расчетов с покупателями и обосновать выбор для: А, Э, Ю - гипермаркета; Б, Я, Ц - универсама; В, Ч, Щ - товары для спорта и туризма; Г, Ф, Х - минимаркета; Д, Ш, У - продовольственных товаров; Е, Т - магазина для реализации обуви; Ж, С - магазина для реализации одежды; З, Р - товары для детей; К, Л - универмага; Л, М - подарки; М, Н - бытовые машины и приборы; Н, И - ткани. 25 И, О Вы кассир, как будете осуществлять операции по подготовке кассового аппарата к работе? О, П Вы кассир-операционист, как будете осуществлять операции по подготовке кассового аппарата к работе? П, Р В чем отличие в работе кассира в гипермаркете и магазине продовольственных товаров? Р, С Чем отличается печать отчетов кассового аппарата в режимах Х и Z? С, Т Как поступит кассир, если неправильно введена сумма покупки? Т, И Как осуществляется операция при оформлении возврата товара? У, З Какой порядок операций до отправки ЭККА в ремонт и после ремонта? Ф, Х, Ш В чем состоит межремонтное обслуживание ЭККА? Ц, Ч, Щ В чем состоят технические осмотры ЭККА? Э, Ю, Я В чем состоит текущий и капитальный ремонты ЭККА? Раздел 2. Охрана труда Тема 2.1. Охрана труда и профилактика физического перенапряжения работающего Урок № 29-30 Законодательство по охране труда Тестирование 1. Кого считают главным распорядителем по делам, связанным с охраной труда? А. Специалиста по охране труда, если таковой имеется, или владельца фирмы, директора гос. учреждения и пр. Б. Отдел кадров. В. Сотрудников бухгалтерии. 2. Кто несёт ответственность за состояние системы управления охраной труда? А. Менеджер среднего звена. Б. Сторож. В. Работодатель. 3. Где прописаны основные правила по безопасности, которыми должны руководствоваться сотрудники во время выполнения работ? А. В трудовом договоре. Б. На познавательных порталах в интернете. В. В инструкциях по охране труда для отдельных специальностей. 4. Где доступна информация о специфических для вашей отрасли профессиональных рисках? 26 А. В методичках. Б. В картах профрисков, составленных при проведении СОУТ и протоколе о результатах спецоценки условий труда. В. Её нужно запрашивать в архиве. 5. С какой периодичностью проводится проверка знаний по охране труда для директоров, владельцев предприятий и специалистов по охране труда? А. Раз в квартал. Б. Дважды или трижды за весь период занятости в организации, учреждении. В. Можно проходить ее через год после начала исполнения своих служебных обязанностей, не реже, чем раз в 3 года проводятся повторные проверки знаний требований охраны труда. 6. Куда и зачем обратиться, если получена травма, синяк, ушиб, образовался кровоподтек? А. К ответственному специалисту по охране труда, чтобы он занёс сведения о случившемся в журнал микротравм. Б. Идти прямо в профсоюз с жалобой. В. Домой, чтобы хорошо отдохнуть и восстановить силы. 7. Какие виды инструктажей приходится проходить сразу после приёма на работу? А. Никакой не требуется. Б. Целевой, ведь человек приходит на работу с какой-то целью. В. Вводный и первичный. 8. Что относится к профилактическим мероприятиям по охране труда, нацеленных на предотвращение развития профессиональных заболеваний, снижение риска травматизации и (или) смертельных случаев? А. Обход мест сотрудников и замечания относительно их чистоты. Б. Проверка знаний требований охраны труда, обучение по охране труда. В. Разработка более безопасных видов оборудования. 9. Как часто проходят повторные инструктажи? А. По требованию надзорных органов. Б. Раз в 180 дней. В. Ежемесячно. 10. Должен ли сотрудник проходить повторное обучение по охране труда, если он переводится на другую должность, где сохраняются прежние условия труда и уровень опасности (если имеется). А. По желанию и при наличии необходимости. Б. Обязательно. Повторенье – мать ученья. В. Нет. 11. Какие классификаторы введены для расследования несчастных случаев? А. Никаких, их ввод пока находится в разработке. 27 Б. Причины, виды и категории. В. Степень злого умысла, подозрительность коллег, стрессогенная обстановка. 12. Должно ли проводиться внеплановое обучение по охране труда при появлении изменений в нормативно-правовых актах? А. Обязательно собирается всеобщее собрание в отдельном помещении, где обсуждаются все нововведения под управлением инструктора. Б. Да, но только в дистанционной форме, чтобы не отнимать лишнее время у сотрудников. В. Только, если поступит приказ об этом от Минтруда (сроки определит министерство). 13. Кому нужно проходить внеплановый инструктаж после несчастного случая? А. Ответственным за расследование несчастного случая. Б. Всем без исключения. В. Руководящему составу. 14. Какие документы готовятся для проверки знаний требований охраны труда и после ее проведения? А. Гайд по основным блокам информации для ознакомления и чек-лист. Б. Приказ о ее проведении, получившим удовлетворительные результаты раздают удостоверения об аттестации (с 1 сентября 2022 это необязательно), составляется протокол. В. Список с ФИО участвовавших кадров с их подписями. Урок № 31-32 Разработка инструкций по охране труда и проведение инструктажа на рабочем месте. Практическая работа Задание: 1.Оформить титульный лист в соответствии с СТП 1.2 – 2005. 2.В практической работе необходимо отразить следующее: А) Название практической работы. Б) Цель работы. В) Задание. Г) Выполненная работа в соответствии с заданием. Д) Ответы на практические работы. Е) Вывод. Ж) Отчет необходимо оформить в папку. Контрольные вопросы: 1. Перечислите виды инструктажей. 2. Укажите виды построения вводного инструктажа. 3. Укажите виды построения внепланового инструктажа. 4. Укажите виды построения целевого инструктажа. Урок № 33-34 Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачёт. Контрольные вопросы 3.2 Комплекты оценочных средств для промежуточного контроля 28 Дифференцированный зачет 1. Состояние рынка торгово-технического оборудования. 2. Развитие производства торговой техники в России. 3. Торговые операции на рынке торгово-технологического оборудования. 4. Классификация технических средств, используемых в торговле. 5. Классификация подъемно-транспортных машин и механизмов. 6. Автоматизация торгово-технологических процессов в магазинах. 7. Схемы механизации торгово-технологического процесса в магазине. 8. Назначение и развитие весоизмерительного оборудования. Состояние производства и перспективы дальнейшего развития весоизмерительного оборудования в торговле. 9. Общая теория весов. 10. Общие сведения об устройстве весов. 11. Классификация весоизмерительного оборудования. Маркировка весов. 12. Метрологические требования, предъявляемые к весам; факторы, от которых зависят эти требования. 13. Торгово-эксплуатационные требования. Влияние этих требования на конструкцию весов. 14. Характеристика типов весов, применяемых в торговле. 15. Меры объема, меры длины. Назначение, классификация, поверка. 16. Контроль за эксплуатацией весоизмерительного оборудования. 17. Выбор типов весов и норма оснащения ими торговых предприятий. Расчет количества и производительности весов. 18. Правила эксплуатации весоизмерительных приборов (подготовка весов к работе, правила взвешивания на весах, ТБ). 19. Назначение, технические характеристика, устройство, принцип действия, правила эксплуатации весов настольных циферблатных. 20. Назначение, технические характеристика, устройство, принцип действия, правила эксплуатации весов платформенных передвижных. 21. Назначение, технические характеристика, устройство, принцип действия, правила эксплуатации электронных весов. Блок-схема электронных настольных весов. 22. Назначение, технические характеристика, устройство, принцип действия, правила эксплуатации весов электронных напольных. Блок-схема весов. 23. Установка и эксплуатация электронных весов. 24. Роль измельчительно-режущего оборудования в системе автоматизации и механизации технологических процессов в отрасли, перспективы развития. 25. Назначение, преимущества, недостатки, характеристика отдельных узлов, принцип действия открытого, бессальниковых холодильного агрегатов. 26. Торговое холодильное оборудование (камеры, шкафы, прилавки, витрины, прилавки-витрины, лари). Назначение, классификация, устройство, правила эксплуатации и ТБ. 27. Сервисное обслуживание торгового холодильного оборудования. 28. Назначение электронных контрольно-кассовых аппаратов (ЭККА) в автоматизации расчетно-кассовых операций. 29. Способы денежных расчетов с покупателями, преимущество расчетов через кассовые аппараты. Классификация ЭККА. 30. Технические и торгово-эксплуатационные требования, предъявляемые к ЭККА. 29