КОС ОП.05 Основы предпринимательства ТД

Приложение 8.2
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский техникум отраслевых технологий»

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по общепрофессиональной дисциплине
«ОП.05 Основы предпринимательства»
(38.02.08 Торговое дело)

Саратов 2024

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии/специальности СПО 38.02.08 Торговое дело программы учебной
дисциплины «ОП.05 Основы предпринимательства»

Составитель/разработчик (составители): Горбачева Елена Вячеславовна,
преподаватель ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий»

3

Содержание
1.
Паспорт комплекта фонда оценочных средств
2.
Критерии оценивания успеваемости
2.1. Критерии оценивания теоретических знаний
2.2 Критерии оценивания практических знаний
3. Комплекты оценочных средств
3.1. Комплекты оценочных средств для текущего контроля
3.2 Комплекты оценочных средств для промежуточного контроля

4
12
12
20
24
24
44

4

1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Программой
общеобразовательной
дисциплины
«ОП.05
Основы
предпринимательства»
предусмотрено проведение текущего контроля и
промежуточной аттестации.
Фонды оценочных средств нацелены на оценку достижений, общих и
профессиональных компетенций, дисциплинарных результатов.
Результаты освоения программы общепрофессионального цикла
образовательной учебной дисциплины, подлежащей проверке

5

ОК и ПК
ОК 01 Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

Тип оценочных
мероприятий

Дисциплинарные результаты

Код
Умения

Знания

распознавать
задачу
или
проблему в профессиональном
или
социальном
контексте;
анализировать задачу и/или
проблему
и
выделять
её
составные части;

актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для
решения
задач
и
проблем
в
профессиональном и/или социальном
контексте;

определять
задачи;

этапы

решения алгоритмы
выполнения
работ
в
профессиональной и смежных областях;

выявлять и эффективно искать методы работы в профессиональной и
информацию, необходимую для смежных сферах;
решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия;
определять
ресурсы;

структуру плана для решения задач;

необходимые порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности

Навыки
 защита
реферата;
 фронтальный
опрос;
 решение
ситуационных
задач;
 тестирование;
 составление
таблиц;
дифференцирован
ный
зачет
проводится
в
форме
тестирования

владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах;
реализовывать
план;
оценивать
последствия

составленный
результат
и
своих действий
6

(самостоятельно или с помощью
наставника)
ОК 02 Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации,
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

определять задачи для поиска
информации;
определять
необходимые
источники
информации;
планировать процесс поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации;
оценивать
практическую
значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска,
применять
средства
информационных
технологий
для решения профессиональных
задач;

номенклатура
информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной
деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и
устройства информатизации; порядок их
применения и программное обеспечение
в профессиональной деятельности в том
числе с использованием цифровых
средств.

использовать
современное
программное
обеспечение;
использовать
различные
цифровые средства для решения
профессиональных задач.

7

ОК 09 Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном
языках

понимать общий смысл четко правила построения простых и сложных
произнесенных высказываний на предложений на профессиональные
известные
темы темы
(профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах
знакомые
общие
профессиональные темы

на
основные общеупотребительные глаголы
и
(бытовая и профессиональная лексика)

строить простые высказывания о
себе и о своей
профессиональной деятельности

лексический минимум, относящийся к
описанию предметов, средств и
процессов профессиональной
деятельности

кратко обосновывать и
объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать
простые
связные
сообщения на знакомые или
интересующие
профессиональные темы
Умения
ПК. 1.1. Проводить
сбор и анализ
информации о

пользоваться современными
поисковыми системами для

Знания
методов и инструментов работы с
базами данных внутренних и внешних
рынков;

Навыки
поиска
систематизации
открытых

и  защита
реферата;

8

потребностях
субъектов рынка на
товары и услуги, в
том числе с
использованием
цифровых и
информационных
технологий

сбора информации о внешних и
внутренних рынках;

 фронтальный
опрос;
 решение
ситуационных
задач;
 тестирование;
 составление
проведение
анализа и оценки таблиц;
объема спроса на товарную
дифференцирован
продукцию
ный
зачет
организации
на проводится
в
внутренних
и форме
внешних рынках;
тестирования
обработки,
формирования и
хранения данных,
информации,
документов, в том
числе полученных
от поставщиков
(подрядчиков,
исполнителей);
источников
информации
о
внутренних
и
внешних рынках
для сбыта товарной
продукции;

проводить исследование рынка
поставщиков, создавать и вести
базу поставщиков и покупателей
товаров;

требований к порядку заполнения и
ведения рабочей документации, схем
электронного документооборота;

обобщать и систематизировать
коммерческую информацию,
формировать базы данных с
информацией о ценах на товары,
работы, услуги, требованиях
внешних и внутренних рынков к
товарной продукции,
статистически ее обрабатывать в
формате электронных таблиц и
формулировать аналитические
выводы;
анализировать внешнюю
конкурентную среду для

стандартов и требований внешних
рынков к товарной продукции.

составления
перечня
требований
9

выявления аналогичных или
взаимозаменяемых товаров;

создавать и вести
информационную базу данных
поставщиков и покупателей;

составлять документы,
формировать, архивировать,
направлять документы и
информацию;

обобщать полученную
информацию, обрабатывать ее с
применением программных
продуктов;

внешних рынков к
товарной
продукции
организации;
подготовки
рекомендаций по
омологации
товарной
продукции
по
итогам
анализа
требований
определенного
внешнего рынка;
проведения
анализа
конъюнктуры
и
емкости товарных
рынков,
мониторинга
внутренних
и
внешних рынков;
подготовки
аналитических
документов
по
конкурентным
преимуществам
продукции

10

организации
на
внешних рынках.

ПК 1.6.
Организовывать
выполнение торговотехнологических
процессов, в том
числе с применением
цифровых технологий

обобщать и систематизировать
коммерческую информацию для
подготовки сводных отчетов и
аналитических материалов.
осуществлять процесс поиска и
заказа товаров с применением
цифровых платформ;

осуществлять процесс
управления доставкой товаров
покупателю используя
возможности интернет-вещей;

видов торговых структур;

форм и видов торговли, составных
элементов торговой деятельности:
материально-технической базы
торговли; инфраструктуры
потребительского рынка;

выполнения
торговотехнологических
операций, в том
числе с
использованием
искусственного
интеллекта,
голосовых
помощников, чатботов для
обработки запросов
покупателей с
максимальной
скоростью;
организации
торговли, в том
числе с
использованием
камер и алгоритмов
распознавания лиц
для осуществления
11

проводить анализ перемещения
покупателей по торговому залу
по данным камер видео
наблюдений с целью
оптимизации торгового
пространства;
осуществлять контроль за
количеством и сроками
хранения продовольственных
товаров с применением датчиков
контроля (интернет-вещей);
использовать технологии
дополненной реальности для
повышения объема продаж;
применять цифровые вывески с
использованием компьютерного
зрения;
применять технологии интернетвещей в организации работы
торговых площадок;

средств, методов, инноваций в отрасли;

организации торгово-технологических
процессов в офлайн и онлайн торговле;

расчетов с
покупателями без
применения
контрольнокассовой техники;
приемки товаров по
количеству и
качеству;

соблюдения правил
охраны труда.

требований к порядку заполнения и
ведения рабочей документации, схем
электронного документооборота;
основных и дополнительных услуг
оптовой и розничной; целей, задач,
принципов, объектов, субъектов
внутренней и внешней торговли;
требований законодательства
Российской Федерации нормативных
правовых актов, регулирующих
торговую деятельность;
12

управления полочным
пространством магазина в
облачной ABM SHELF;
оформлять факт продажи
товаров с применением
цифровых инструментов:
онлайн-касс, электронных
платформ, ресурсов интернет,
безналичных платежей,
регистрация продаж в системе
ЕГАИС;
применять электронный
документооборот;
осуществлять торговотехнологические процессы, в
том числе, с использованием
техники эффективных
коммуникаций;

правил торговли;

количественных и качественных
показателей оценки эффективности
торговой деятельности.

применять основные ИИрешения - системы
распознавания естественного
языка, интеллектуальные
системы поддержки принятия
решений, распознавания и
синтез речи, интеллектуальный
анализ текстовых документов,

13

роботы, видео аналитика, чатботы;
оформлять заказы на поставку
товаров с применением
компьютерных программ;
осуществлять цифровые
платежи, облачные вычисления,
системный анализ больших
данных, использовать
технологии 5G в организации
деловой переписки и
электронного
документооборота;
пользоваться современными
поисковыми системами для
сбора информации о внутренних
внешних рынках.
ПК 3.2. Осуществлять
эффективное
взаимодействие с
клиентами в процессе
ведения
преддоговорной
работы и продажи
товаров

планировать объемы
собственных продаж;

методики выявления потребностей;

устанавливать контакт с
клиентом посредством
телефонных переговоров,

техники продаж;

определения
потребностей
клиентов в товарах,
реализуемых
организацией;
формирования
коммерческих
14

личной встречи, направления
коммерческого предложения;

предложений
по
продаже товаров;
методик проведения презентаций;

подготовки,
проведения,
анализа результатов
преддоговорной
работы
и
предпродажных
мероприятий
с
клиентами;

потребительских свойств товаров;

информирования
клиентов
о
потребительских
свойствах товаров;

использовать и анализировать
имеющуюся информацию о
клиенте для планирования и
организации работы с ним;

формировать
коммерческое
предложение в соответствии с
потребностями клиента;

планировать
и
проводить требований и стандартов
презентацию продукции для производителя.
клиента
с
учетом
его
потребностей и вовлечением в
презентацию, используя техники
продаж в соответствии со
стандартами организации;
использовать профессиональные
и технические термины,
пояснять их в случае
необходимости;

стимулирования
клиентов на
заключение сделки;

взаимодействия с
клиентами в
процессе оказания
услуги продажи
товаров;
15

ПК 3.4.
Реализовывать
мероприятия для
обеспечения
выполнения плана
продаж

предоставлять информацию
клиенту по продукции и услугам
в доступной форме;
опознавать признаки
неудовлетворенности клиента
качеством предоставления
услуг;

закрытия сделок;

работать с возражениями
клиента;

использования
специализированны
х программных
продуктов в
процессе оказания
услуги продажи.

разрабатывать предложения для
формирования плана продаж
товаров;

соблюдения
требований
стандартов
организации при
продаже товаров;

специализированных программных
продуктов.

анализа и
разработки
мероприятий по
выполнению плана
продаж;

собирать,
анализировать
и
систематизировать данные по
объемам продаж;
планировать
работу
по
выполнению плана продаж;
анализировать установленный
план продаж с целью разработки
мероприятий по реализации;
16

ПК 3.5. Обеспечивать
реализацию
мероприятий по
стимулированию
покупательского
спроса

анализировать
и
оценивать
промежуточные
результаты
выполнения плана продаж;
анализировать
возможности
увеличения объемов продаж;
планировать и контролировать
поступление денежных средств;
обеспечивать
наличие
демонстрационной продукции;
применять
программы
стимулирования клиента для
увеличения продаж;
планировать рабочее время для
выполнения плана продаж;
планировать
объемы
собственных продаж;
оценивать эффективность
методики позиционирования продукции
проведенных мероприятий
организации на рынке;
стимулирования продаж;

разрабатывать мероприятия по
улучшению показателей
удовлетворенности;

методов сегментирования рынка;

разработки
программ по
повышению
лояльности
клиентов;
разработки
мероприятий по
стимулированию
продаж;

17

разрабатывать и проводить
комплекс мероприятий по
поддержанию лояльности
клиента;

методов анализа эффективности
мероприятий по продвижению
продукции.

информирования
клиентов о текущих
маркетинговых
акциях, новых
товарах, услугах и
технологиях;

анализировать и
систематизировать информацию
о состоянии рынка
потребительских товаров;

участие в
проведении
конференций и
семинаров для
существующих и
потенциальных
покупателей
товаров;

анализировать информацию о
деятельности конкурентов,
используя внешние и
внутренние источники;
анализировать результаты
показателей удовлетворенности
клиентов;
вносить предложения по
формированию мотивационных
программ для клиентов и
обеспечивать их реализацию;
вносить предложения по
формированию специальных

стимулирования
клиентов на
заключение сделки;

18

ПК 3.6. Осуществлять
контроль состояния
товарных запасов, в
том числе с
применением
программных
продуктов
ПК 3.8.
Организовывать
послепродажное
консультационноинформационное
сопровождение
клиентов, в том числе
с использованием
цифровых и
информационных
технологий

предложений для различных
категорий клиентов.
анализировать и
систематизировать данные по
состоянию складских остатков;
обеспечивать
плановую
оборачиваемость
складских
остатков;
анализировать оборачиваемость
складских остатков.
разрабатывать план
послепродажного
сопровождения клиента;

инструкций по подготовке, обработке и
хранению отчетных материалов.

контроля состояния
товарных запасов

основ организации послепродажного
обслуживания.

информационносправочного
консультирования
клиентов;

инициировать контакт с
клиентом с целью установления
долгосрочных отношений;

контроля степени
удовлетворенности
клиентов качеством
обслуживания;

инициативно вести диалог с
клиентом;

обеспечения
соблюдения
стандартов
организации.

резюмировать, выделять главное
в диалоге с клиентом и
подводить итог по окончании
беседы;
19

определять
приоритетные
потребности
клиента
и
фиксировать их в базе данных;
разрабатывать рекомендации для
клиента;
собирать информацию об уровне
удовлетворенности
клиента
качеством предоставления услуг;
анализировать рынок с целью
формирования
коммерческих
предложений для клиента;
проводить деловые переговоры,
вести деловую переписку с
клиентами и партнерами с
применением
современных
технических средств и методов
продаж;
вести деловую переписку с
клиентами и партнерами;
использовать
программные
продукты.

20

21

2. Критерии оценивания успеваемости обучающихся.
2.1. Критерии оценивания теоретических знаний
С
целью
проверки
теоретических
знаний
по
ОП.05
Основы
предпринимательства могут использоваться методы устного и письменного контроля в
следующих формах:
 выполнение творческих заданий (подготовка сообщений, доклада, реферата);
 создание мультимедийных презентаций;
 ответы на контрольные вопросы;
 тестирование;
 составление словаря терминов либо кроссворда.
Требования к устным ответам
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность
использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает
учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к
организации работы.
Критерии оценки устного ответа:
Оценка
Условия, при которых выставляется оценка
Оценка 5 («отлично»)
 полно раскрыл содержание материала в объеме,
предусмотренном программой и учебником;
 изложил материал грамотным языком в
определенной логической последовательности,
точно используя математическую терминологию и
символику;
 правильно выполнил рисунки, чертежи, графики,
сопутствующие ответу;
 показал умение иллюстрировать теоретические
положения конкретными примерами, применять их в
новой ситуации при выполнении практического
задания;
 продемонстрировал усвоение ранее изученных
сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость использованных при ответе умений и
навыков;
 отвечал самостоятельно без наводящих вопросов
учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении
второстепенных вопросов или в выкладках, которые
обучающийся легко исправил по замечанию
учителя.
Оценка 4 («хорошо»)





в изложении допущены небольшие пробелы, не
исказившие математического содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя.
допущены ошибки или более двух недочетов при
освещении второстепенных вопросов или в
22

Оценка 3
(«удовлетворительно»)









Оценка 2
(«неудовлетворительно»)








выкладках, которые обучающийся легко исправил
по замечанию учителя.
неполно или непоследовательно раскрыто
содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала.
имелись затруднения или допущены ошибки в
определении понятий и, использовании
математической терминологии, чертежах,
выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
обучающийся не справился с применением теории в
новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня
сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена
недостаточная сформированность умений и
навыков.
не раскрыто основное содержание учебного
материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником
большей или наиболее важной части учебного
материала;
допущены ошибки в определении понятий, при
использовании математической терминологии, в
рисунках, чертежах или графиках, в выкладках,
которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
обучающийся обнаружил полное незнание и
непонимание изучаемого материала или не смог
ответить ни на один из поставленных вопросов по
изучаемому материалу.

Требования к оформлению доклада
Доклад предоставляется в распечатанном виде, объёмом 3-5 страниц. Текст
доклада должен быть представлен в текстовом редакторе Word, шрифт – Times New
Roman 14, межстрочный интервал – 1.5 (полуторный). Поля: верхнее - 2, нижнее - 2,
левое- 3, правое - 1,5.
Доклад должен включать в себя: введение, основную часть, заключение, список
литературы (не менее 5 источников).
Критерии оценки доклада:
Оценка
Условия, при которых выставляется оценка
Оценка 5 («отлично»)
материал изложен в определенной логической
последовательности. Тема доклада раскрыта
полностью.

23

Оценка 4 («хорошо»)
Оценка 3
(«удовлетворительно»)
Оценка 2
(«неудовлетворительно»)

тема раскрыта, но при этом допущены не
существенные ошибки, исправленные по
требованию преподавателя.
тема раскрыта не полностью, допущена
существенная ошибка.
содержании
доклада
не
раскрывает
рассматриваемую
тему,
обнаружено
не
понимание основного содержания учебного
материала

Доклад может быть представлен как доклад-презентация. Необходимо
представить 5-7 слайдов. Время доклада -5 минут. Критерии оценки доклада такие же.
Дополнительно оценивается презентация.
Оформление слайдов
Стиль
Фон
Использование цвета
Анимационные эффекты

Представление
информации
Содержание информации

Расположение информации
на странице

Размер шрифта

Выделения информации

Параметры
Соблюдать единого стиля оформления.
Фон не должен быть слишком темным или ярким,
чтобы не отвлекать внимания от содержания слайдов.
Слайд не должен содержать более трех цветов.
Фон и текст должны быть оформлены контрастными
цветами.
При оформлении слайда использовать возможности
анимации.
Анимационные эффекты не должны отвлекать
внимание от содержания слайдов.
Параметры
Слайд должен содержать минимум информации.
Информация должна быть изложена доступным
языком.
Содержание текста должно точно отражать
этапывыполненной работы.
Текст должен быть расположен на слайде так, чтобы
его удобно было читать.
В содержании текста должны быть ответы на
проблемные вопросы.
Текст должен соответствовать теме презентации.
Предпочтительно горизонтальное расположение
информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в
центре.
Надпись должна располагаться под картинкой.
Для заголовка – не менее 24.
Для информации не менее – 18.
Лучше использовать один тип шрифта.
Важную информацию лучше выделять жирным
шрифтом, курсивом,подчеркиванием
На слайде не должно быть много текста,
оформленного прописными буквами.
На слайде не должно быть много выделенного текста
(заголовки, важная информация).
24

Объем информации

Слайд не должен содержать большого количества
информации.
Лучше ключевые пункты располагать по одному на
слайде.
Для обеспечения разнообразия следует использовать
разные виды слайдов:
 с таблицами
 с текстом
 с диаграммами

Виды слайдов

Критерии оценивания презентаций:
Оценка
Условия, при которых выставляется оценка
Оценка 5 («отлично»)
выполненная презентация отвечает всем
требованиям критериев
Оценка 4 («хорошо»)
в презентации имеются незначительные
нарушения или отсутствуют какие-либо
параметры
Оценка 3
при
оценивании
половина
критериев
(«удовлетворительно»)
отсутствует
Требования к оформлению реферата
Реферат предоставляется в распечатанном виде, объёмом 10-15 страниц. Текст
реферата должен быть представлен в текстовом редакторе Word, шрифт TimesNewRoman 14, межстрочный интервал – 1.5 (полуторный), в таблицах возможен
межстрочный интервал – 1(одинарный), поля: верхнее - 2, нижнее - 2, левое- -3, правое
- 1,5.
Реферат должен включать в себя: содержание, введение, основную часть,
заключение, список литературы (не менее 5 источников).
Время на защиту реферата: 5 минут.
Критерии оценивания реферата:
Оценка
Условия, при которых выставляется оценка
Оценка 5 («отлично»)
материал изложен в определенной логической
последовательности. Тема реферата раскрыта
полностью.
Оценка 4 («хорошо»)
тема реферата раскрыта, при этом допущены не
существенные ошибки, исправленные по
требованию преподавателя
Оценка 3
тема раскрыта не полностью, допущена
(«удовлетворительно»)
существенная ошибка
Оценка 2
при защите реферата обнаружено не понимание
(«неудовлетворительно»)
основного содержания учебного материала
Выполнение тестирования
Критерии оценивания:
Оценка
Оценка 5 («отлично»)
Оценка 4 («хорошо»)

Условия, при которых выставляется оценка
если студент при тестировании дал 85-100%
правильных ответов
если студент при тестировании дал 69-84%
правильных ответов
25

Оценка 3
(«удовлетворительно»)
Оценка 2
(«неудовлетворительно»)

если студент при тестировании дал 51-68%
правильных ответов
если студент при тестировании дал менее 50%
правильных ответов

2.2. Критерии оценивания практических знаний
Оценка
Оценка 5 («отлично»)

Критерии оценивания
студент демонстрирует знание теоретического и
практического материала по теме практической работы,
определяет взаимосвязи между показателями задачи,
даёт правильный алгоритм решения, определяет
междисциплинарные связи по условию задания.

Оценка 4 («хорошо»)

студент демонстрирует знание теоретического и
практического материала по теме практической работы,
допуская незначительные неточности при решении
задач, имея неполное понимание междисциплинарных
связей при правильном выборе алгоритма решения
задания.

Оценка 3
(«удовлетворительно»)

студент затрудняется с правильной оценкой
предложенной задачи, даёт неполный ответ,
требующий наводящих вопросов преподавателя.

Оценка 2
(«неудовлетворительно»)

студент даёт неверную оценку ситуации, неправильно
выбирает алгоритм действий.

26

3. Комплекты оценочных средств.
3.1. Комплект оценочных средств для текущего контроля
Для осуществления оперативного контроля по темам изучаемой учебной дисциплины
используются следующие типы контрольных заданий:

I семестр
Раздел 1. Основы предпринимательства
Тема 1.1. Сущность и понятие предпринимательства

Урок № 1-2. Сущность термина «предпринимательство», основные функции и принципы
предпринимательства.
Вопросы для проведения фронтального устного опроса
1. Назовите понятие предпринимательство.
2. Какие задачи предпринимательской деятельности.
3. Перечислите принципы предпринимательства.
Урок № 3-4 . Классификация розничных и оптовых торговых организаций.
Вопросы для проведения фронтального устного опроса
1. Предприятия торговли подразделяются на классификационные группы в зависимости
от различных признаков, назовите их.
2. Перечислите основные характеристики типов предприятий торговли.
3. Какие требования к предприятиям торговли?

Урок №5-6 Самостоятельная работа. Защита реферата на тему: «Роль и задачи развития
предпринимательства в сфере торговли на современном этапе развития».
Тема 1.2. Государственное регулирование, организация и структура предпринимательской
деятельности в торговле

Урок № 7-8
деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства

и

торговой

Вопросы для проведения фронтального устного опроса
1. Назовите основные цели государственного регулирования торговой деятельности в РФ.
2. Какие отношения не входят сферу государственного регулирования торговли?
3. Какие функции выполняет государственное регулирование торговой деятельности?
4. В каких формах может осуществляться участие в формировании и реализации
государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций,
27

объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и
поставки товаров?
5. Что должно определяться в региональных и муниципальных программах развития
торговли?
6. Какие методы государственного регулирования должны применяться в коммерческой
деятельности?
Урок № 9-10 Значение инновационных подходов в предпринимательстве; структура
предпринимательской деятельности в торговле
Вопросы для проведения фронтального устного опроса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Чем отличается предприниматель от бизнесмена?
Какую функцию выполняет инновационное предпринимательство в экономике?
Дайте определение инновации, новшества и инновационной деятельности.
Перечислите и охарактеризуйте этапы инновационной деятельности предпринимателя.
Какие инновационные стратегии используют предприниматели?
Дайте определение фирмы-эксплерента.
Каковы преимущества малого инновационного предпринимательства?
Назовите крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

Тема 1.3. Факторы, влияющие на формирование бизнес-идеи
Урок № 11-12. Учет внешних и внутренних факторов, оказывающие влияние на
эффективность предпринимательской деятельности.
Вопросы для проведения фронтального устного опроса.
1. Какая внутренняя среда предпринимательского предприятия?
2. Перечислите факторы внутренней среды предприятия ?
3. Понятие внутренней среды предпринимательского предприятия.
Урок № 13-14. Особенности организации предпринимательской деятельности в оптовой и
розничной торговле
.
Вопросы для проведения фронтального устного опроса
1.Назовите сущность оптовой торговли и ее функции.
2. Укажите виды оптовых посредников.
3. Укажите сущность и функции розничной торговли.
4. Какие особенности розничной торговли.
Урок № 15-16. Практическое занятие. Методы формирования бизнес-идеи.
Оценивание практической работы
Задание 1.
Выполнение работы
1.Выполните разработку бизнес-проекта в программе Microsoft PowerPoint
индивидуально или в парах. ВНИМАНИЕ! Предлагаемые бизнес-идеи в группе не должны
28

повторяться. При оформлении проекта использовать дизайн и стиль, соответствующий
предлагаемой вами идеи.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА СЛАЙД
Слайд 1
Титульный лист: - наименование бизнес – идеи - автор - номер группы логотип виртуальной организации
Слайд 2
Цель проекта: - экономические, маркетинговые, социальные и др.
(получение инвестиций, получение большого контракта и т.д.)
Слайд 3
Наименование товара (услуги): - назначение товара (услуги) - функции фото
Слайд 4
Целевой потребитель товара (целевая аудитория — группа людей,
объединенная товаром и (или) услугой — покупатели, потребители,
потенциальные потребители и лица, способные оказать влияние на
решение о покупке): - возраст, пол, доход, географическое
местоположение - фото
Слайд 5
Анализ рынка и конкурентной среды: - изучение спроса и его динамики изучение конкурентов, доступности и возможности расширения рынка фото
Слайд 6
Преимущества перед аналогичными товарами (услугами конкурентов): профессиональная команда, быстрые сроки доставки, индивидуальный
подход к клиенту, система скидок, высокий уровень обслуживания и др. фото
Слайд 7
Потребность в ресурсах для реализации бизнес-идеи: - здание,
оборудование - сырье и материалы - трудовые ресурсы - финансы (размер
капитала, необходимого для реализации идеи) - время, необходимое для
реализации идеи - фото
Слайд 8
Продвижение товара (услуги): - предлагаемая реклама - фото
Слайд 9
Определение организационно-правовой формы и государственная
регистрация: - предлагаемая организационно-правовая форма - порядок
государственной регистрации организации - фото
Слайд 10
Возможные риски: - технические, экономические, политические,
управленческие, коммерческие, экологические, природные и т.д. -фото
2. Презентуйте бизнес - идею. Подготовить доклад с кратким изложением цели и
основных пунктов презентации из расчета на 3-4 минуты. Быть готовым к ответам на
вопросы по существу излагаемого материала.
Тема 1.4. Организация предпринимательской деятельности в торговле
Урок № 17-18. Особенности налогообложения торговой деятельности, осуществляемой
юридическими и физическими лицами.
Вопросы для проведения фронтального устного опроса
1. Какие органы осуществляют в России государственное регулирование торговой
деятельности?
2. В чем суть отдельных методов государственного регулирования торговли в России?
3. Перечислите направления, по которым осуществляется государственное
регулирование торговли в России.
4. Охарактеризуйте причины государственного регулирования торговой деятельности.
5. Имеются ли препятствия конкуренции на рынке и в чем они выражаются?
29

6. Какова специфика отдельных сегментов торговли по уровню конкуренции?
7. Какие системы налогообложения возможны в торговле России и в чем их суть?
Урок № 19-20. Источники формирования хозяйственных средств предпринимательской
деятельности.
Тестирование.
1.Тест. За унитарным предприятием закрепляется имущество:
- На правах долгосрочной аренды
- На правах собственности
+ На правах оперативного управления либо хозяйственного ведения
2. Присущ ли риск предпринимательству?
+ Да, риск – это неотъемлемая составляющая предпринимательства
- Да, но лишь в условиях кризисов и инфляции
- Нет
3. Целью предпринимательства является:
- Удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах
- Пополнение бюджета государства налоговыми поступлениями
+ Систематическое получение прибыли
4. Ключевые слова, определяющие понятие «предпринимательство»:
- Риск, прибыль, потребности, конкуренция
+ Риск, прибыль, инициатива, инновации
- Конкуренция, прибыль, налоги
5. Важнейшими чертами предпринимательства являются:
+ Риск и неопределенность, самостоятельность и свобода деятельности, опора на
инновации
- Постоянный поиск новых идей, риск, экономическая зависимость от
макроэкономической ситуации в стране
- Самостоятельность, оглядка на конкурентов, опора на инновации
6. К предпринимательству не относится деятельность:
- Торговля продуктами питания
- Организация регулярных пассажирских перевозок
+ Эмиссия ценных бумаг и торговля ими
Тест.7. Субъектами предпринимательства могут быть:
- Физические лица
+ Физические и юридические лица
- Юридические лица
8. Предпосылки, предопределяющие становление предпринимательства в России:
+ Политические, экономические, юридические, психологические
- Политические, экономические, социальные
- Политические, экономические, юридические, культурные
9. Какие бывают формы предпринимательства?
- Частное, общее, государственное
+ Индивидуальное, партнерское, корпоративное
- Индивидуальное, совместное
10. Предпринимательство выполняет следующие функции:
- Социально-экономическую, направляющую, распределительную, организаторскую
- Экономическую, политическую, правовую, социально-культурную
+ Общеэкономическую, политическую, ресурсную, организаторскую, социальную,
творческую
30

11. Основой государственного предпринимательства являются:
+ Унитарные муниципальные предприятия
- Стратегически важные предприятия и учреждения
- Банковские структуры
12. Основу акционерного предпринимательства составляет:
- Четкое разграничение ответственности между акционерами
- Обязательное вхождение в состав акционерного общества доли государственной
собственности
+ Акционерная собственность на средства производства
13. Что является основами свободного предпринимательства?
- Рыночный механизм, частная собственность и совершенная конкуренция
+ Диалектическая взаимосвязь производительных сил, производственных отношений и
хозяйственного механизма, действующих в условиях частной собственности на средства
производства, свободы предпринимательства и свободной конкуренции
- Производительные силы, материальные и трудовые ресурсы, находящиеся в свободном
для предпринимателей доступе
14. Что лежит в основе любого предпринимательства?
+ Четкая направленность на получение финансового результата
- Желание максимально удовлетворить потребности общества в товарах и услугах
- Желание занять максимально перспективную нишу на рынке
15. Коллективное предпринимательство осуществляется группой граждан на основе:
- Четкого разделения ответственности в зависимости от доли участия в предприятии
+ Личных интересов каждого из них
- Равноценного участия в деятельности предприятия
16. Производственное предпринимательство - вид бизнеса, основу которого
составляет:
- Материальное производство
- Материальное производство и оказание услуг
+ Материальное, интеллектуальное и духовное производство
17. Экономической основой индивидуального предпринимательства является …
собственность.
+ Частная
- Общественная
- Государственная
18 - тест. Экономической основой государственного предпринимательства является
… собственность.
- Частная
- Коллективная
+ Муниципальная
19. Финансовое предпринимательство - вид бизнеса, основу которого составляют:
- Ценные бумаги
+ Деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги
- Движимое имущество
20. Семейное предпринимательство может осуществляться на основе:
+ Совместного владения крестьянским (фермерским) хозяйством и/или
приватизированным жильем
- Юридически подтвержденных родственных связей
- Долевого владения производительными силами
21. Предпринимательство на основе частичной занятости предполагает:
- Вынужденное занятие иными видами деятельности, приносящими доход
- Одновременную реализацию нескольких коммерческих проектов
31

+ Совмещение или чередование занятия предпринимательством с другими видами
производственной и непроизводственной трудовой деятельности
22. Экономист И. Шумпетер выделял следующие побудительные мотивы
деятельности предпринимателя:
- Постоянное желание рисковать, потребность во влиянии
+ Стремление к успеху, внедрение инноваций
- Удовлетворение от самостоятельного ведения дел, постоянное желание рисковать
23. Укажите вид предпринимательства, который предусматривает постоянные
торгово-обменные операции по купле-продаже товаров:
+ Коммерческое
- Финансовое
- Производственное
24. Предпринимателю необходимы навыки:
- Экономические, производственные, концептуальные
+ Экономические, коммуникативные, технологические
- Коммуникативные, экономические
25. Что является источниками формирования предпринимательской идеи?
- Конкуренция, инновации, товарный рынок
- Экономическая нестабильность, товарный рынок, конкуренция
+ Конкуренция, географические и структурные «разрывы», достижения НТП
26. В какой форме регистрируют индивидуальное предпринимательство?
- Юридическое лицо
+ Физическое лицо
- Совместная деятельность
27. Финансовыми ресурсами производства являются:
- Здания и оборудование
- Трудоспособное население
+ Деньги
28. Кого относят к юридическим лицам?
+ Фирмы, предприятия, организации
- Работников
- Безработных
29. Укажите форму ответственности для индивидуальных предпринимателей.
- Субсидиарная ответственность принадлежащим ему имуществом
+ Полная ответственность принадлежащим ему имуществом
- Ответственность в виде штрафов и административных взысканий
30. Соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков
сбыта и доли в общем рынке – это:
- Корпорация
+ Картель
- Коммандитное товарищество
31. Согласно определению Д. Макклелланда, предприниматель – это:
+ Энергичный человек, который действует в условиях умеренного риска
- Ключевая фигура бизнеса
- Человек, получающий прибыль благодаря имеющимся у него организаторским
способностям
32. Что из перечисленного нельзя отнести к стимулам для начала собственного дела?
- Стремление к личной независимости
- Продолжение традиций семьи
+ Накопленные личные сбережения
33. Сколько участников может состоять в открытом акционерном обществе?
32

- Не менее 2
- Не менее 10
+ Любое количество
34. Полное товарищество могут организовать:
+ Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации
- Индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации
- Юридические лица
35. Участники закрытого акционерного общества – это:
- Экзекуторы
- Товарищи
+ Акционеры
36. В каком случае невозможен отказ от регистрации предприятия?
- Доказанная экономическая нецелесообразность производства данного продукта
- Несоответствие учредительных документов требованиям законодательства
+ Нарушен установленный законом порядок создания предприятия
37. Как называется разница между ожидаемой (прогнозной) денежной выручкой
фирмы и ее реальной величиной?
- Валоризация
+ Предпринимательский доход
- Обеспечение
38. Какое из перечисленных направлений не является формой государственной
поддержки и регулирования предпринимательской деятельности?
- Совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства
- Формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития предпринимательства
+ Формирование государственной программы производства экологически чистых
продуктов
39. Кто автор слов «Доход предпринимателя – это плата за риск?»
+ Р. Кантильон
- А. Каминка
- И. Шумпетер
40. Укажите минимальное количество учредителей общества с ограниченной
ответственностью:
+1
-2
- 10
Тема 1.5. Управление предпринимательской деятельностью в торговле
Урок № 21-22. Задачи, сущность, принципы и методы управления предпринимательской
деятельностью
Вопросы для проведения фронтального устного опроса
1. Назовите понятие управления, его сущность и задачи
2. Какие отличия менеджера от предпринимателя
предпринимательской структуры
3. Какие функции управления, их классификация
4. Перечислите виды управления

и

ролью

управления

для

Урок № 23-24. Управление системой обеспечения деятельности предприятия в сфере
торговли.
33

Тестирование
I вариант
1. Как называется магазин с узким или ограниченным ассортиментом с площадью
торгового зала не более 50 м?
а) Гипермаркет
б) Универсам
в) Мини – маркет+
г) Универмаг
2. Какая из данных планировок торгового зала подразумевает в своем определении
разбиение на изолированные отделы:
а) Линейная
б) Смешанная
в) Островная
г) Боксовая+
3. Что входит в субъекты рынка?
а) Продавцы, партнерство, услуги
б) Продавцы, покупатели, поставщики+
в) Товары, услуги
г) Обмен, партнерство, конкуренция
4. Что из данного является формой рыночных проявлений потребностей?
а) Объем спроса
б) Объем предложения
в) Реализованный спрос
г) Спрос+
5. Что организуют торговые и промышленные предприятия совместно с домами моделей
перед наступлением сезона?
а) Покупательная – конференция
б) Выставка – просмотра+
в) Дегустация
г) Выставка – продаж
6. Что такое торговля?
а) вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров+
б) вид некоммерческой деятельности, связанный с оказанием услуг населению
в) вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и
производством продукции
г) вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей готовой
продукции
7. Что является параметром надежности товара?
а) дизайн
б) композиция
в) долговечность+
г) товарный вид
8. Серьезным оружием в конкурентной борьбе в сфере розничной торговле является
а) Фасад магазина
б) Дизайн магазина+
в) Внешний вид полов
г) Мебель и инвентарь
34

9. Как называет тип признака розничной сети, по которому торговую сеть можно
разделить на общегородского назначения и сеть жилых или спальных районов?
а) стационарность
б) материально-техническая база
в) размещение+
г) товарно-ассортиментный профиль
10. Носитель информации для воздействия на объект рекламы:
а) Вид рекламы
б) Рекламное объявление
в) Средства рекламы+
г) Реклама в прессе
11. Идеальное средство рекламирования для фирмы, которая хочет иметь широкий круг
клиентов:
а) Объявления
б) Журналы
в) Газеты+
г) Листовки
12. Как называются короткие рекламные фильмы продолжительностью 15-20 секунд?
а) телезаставка
б) Телефильм
в) телеобъявление
г) мультипликационный фильм+
13. Информация, которая зачитывается диктором:
а) Радиогазета
б) Радиоролики
в) Радиожурналы
г) Радиообъявление+
14.Что такое чистая прибыль торгового предприятия?
а) часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении торгового предприятия после
уплаты в бюджет налога на прибыль+
б) финансовый результат торговой деятельности, определяемый как превышение валового
дохода за вычетом обязательных платежей над издержками за определенный период
времени
в) финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение
выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный
период времени
г) конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия, равный сумме
прибыли от реализации товаров, услуг, имущества и сальдо доходов и расходов от
внереализационных операций
15. Процесс перемещения товаров от производителя до потребителя:
а) товародвижения+
б) товаропоступление
в) товаровывоз
г) товароразмещение
16. Как переводится с древнегреческого слово – технология?
а) организация торговли
б) Производственный процесс
в) Наука технического прогресса
г) Искусство ,ремесло , мастерство, умение+
17. Тип товародвижения, который предусматривает, что ритм завоза товаров должен
нарастать или сокращаться в зависимости от изменения в спросе:
35

а) Оперативность+
б) Ритмичность
в) Экономичность
г) Централизованность
18. Какая тара распространена в обращении?
а) Текстильная
б) деревянная
в) Стеклянная
г) Картонная+
19. Основанием для заказа товара в розничной торговле предприятия служит:
а) Доставка товара
б) Заявки+
в) Продажа
г) Предложение
20. Что включают в себя первичные документы по поступлению товаров?
а) платежные поручения
б) товарно-транспортные накладные+
в) накопительные ведомости по приходу
г) количественно-суммовые оборотные ведомости
II вариант
1. Установление фактического количества, качества и комплектность товара, а также
определение отклонения вызвавших их причин называется:
а) Приемка товара+
б) Хранение товара
в) Реализация товара
г) Выкладка товара
2. Основной документ, регламентирующий отношение грузоотправителя перевозчика и
грузополучателя:
а) Кассовый чек
б) Товарно-транспортная накладная+
в) Товарная накладная
г) Счет фактуры
3. Предназначен для расчетов между поставщиком и получателем:
а) кассовый ордер
б) Кассовый чек
в) Счет+
г) Товарный чек
4. Вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей
товара:
а) Торговая деятельность+
б) Рыночные отношения
в) Частные отношения
г) Торговые отношения
5. Что такое товары?
а) это часть материально-производственных запасов приобретенных или полученных от
других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи+
б) это часть материально-производственных запасов произведенных в организации и
предназначенных для продажи
в) это часть материально-производственных запасов приобретенных или полученных от
36

других юридических или физических лиц и предназначенных для использования в
организации
г) это часть материально-производственных запасов законченных обработкой
(комплектацией), технический и качественный характеристики которых соответствуют
условиями договора или требованиям иных документов
6. Где в бухгалтерской отчетности отображена сумма издержек обращения на остаток
товаров?
а) в отчете о прибылях и убытках
б) в бухгалтерском балансе+
в) ни в одной из форм бухгалтерской отчетности
7. Как называется процесс перемещения товаров от производителя до потребителя?
а) Товародвижения+
б) товаропоступление
в) товаровывоз
г) товароразмещение
8. Как переводится технология с древнегреческого языка?
а) организация торговли
б) Производственный процесс
в) Наука технического прогресса
г) Искусство, ремесло, мастерство, умение+
9. Как называется тип товародвижения который предусматривает, что ритм завоза товаров
должен нарастать или сокращаться в зависимости от изменения в спросе:
а) Оперативность+
б) Ритмичность
в) Экономичность
г) Централизованность
10. Выберите тару, которая распространена в обращении:
а) Текстильная
б) деревянная
в) Стеклянная
г) Картонная+
11. Что служит основанием для заказа товара в розничной торговле предприятия?
а) Доставка товара
б) Заявки+
в) Продажа
г) Предложение
12. Выберите название установления фактического количества, качества и комплектность
товара, а также определение отклонения вызвавших их причин:
а) Приемка товара+
б) Хранение товара
в) Реализация товара
г) Выкладка товара
13. Как называется основной документ, регламентирующий отношение грузоотправителя
перевозчика и грузополучателя?
а) Кассовый чек
б) Товарно-транспортная накладная+
в) Товарная накладная
г) Счет фактуры
14. Что предназначено для расчетов между поставщиком и получателем?
а) кассовый ордер
б) Кассовый чек
37

в) Счет+
г) Товарный чек
15. Как называется документ, который составляется в случае когда количество и качество
товара не соответствует договору?
а) Акт
б) Договор
в) Претензия
г) Рекламация+
16. Что неизбежно возникает при складской обработке товаров?
а) Товарные потери+
б) Порча
в) Убыток
г) Естественная убыль
17. Выберите то, что не относится к естественной убыли:
а) разлив
б) порча+
в) распыл
г) усушка
18. Как называется система размещения на рабочем месте или в зоне обслуживания?
а) Выкладка товаров
б) товарно-отраслевой принцип
в) Комплексный принцип
г) Размещение товаров+
19. Приемка товаров по качеству делится на ___ этапа(ов):
а) 2+
б) 3
в) 4
г) 5
20. Что такое самообслуживание?
а) По сути дела революция в торговле
б) Стадия торгово-технологического процесса в магазине
в) Метод продажи товаров+
г) Один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров
Тема 1. 6. Риски в предпринимательской деятельности
Урок № 25-26. Сущность, функции и факторы, влияющие на уровень
предпринимательского риска.
Тестирование
1. Что такое риск?
а) разновидность ситуации, объективно содержащая высокую вероятность невозможности
осуществления цели
б)наличие факторов, при которых результаты действий не являются
детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты
неизвестна
в) следствие действия либо бездействия, в результате которого существует реальная
возможность получения неопределенных результатов различного характера+
2. Какие потери можно обозначить как трудовые?
а) потери рабочего времени+
б) уменьшение выручки вследствие снижения цен на реализуемую продукцию
38

в) уплата дополнительных налогов
г) невыполнение сроков сдачи объекта
д) потери материалов
е) ущерб здоровью
ж) потери сырья
з) ущерб репутации
и) выплата штрафа
3. Какие компании называют кэптивными?
а) универсальные страховые;
б) специализированные страховые;
в) ведомственные страховые.+
4.Какие потери можно считать финансовыми?
а) потери ценных бумаг+
б) потери сырья
в) невыполнение сроков сдачи объекта
г) выплата штрафа+
д) уплата дополнительных налогов+
е) уменьшение выручки вследствие снижения цен на реализуемую продукцию+
5.Факторы, которые влияют на уровень финансовых рисков подразделяются на:
а) объектные и субъектные;+
б) позитивные и негативные;
в) простые и сложные.
6. Какие потери можно отнести к потерям времени
а) невыполнение сроков сдачи объекта+
б) потери ценных бумаг
в) выплата штрафа
г) уменьшение выручки вследствие снижения цен на реализуемую продукцию
д) уплата дополнительных налогов
7. Как называется процесс использования механизмов уменьшения рисков?
а) диверсификация;
б) лимитирование;
в) хеджирование.+
8.Что такое анализ риска?
а) систематизация множества рисков на основании каких-либо признаков и критериев,
позволяющих объединить подмножества рисков в более общие понятия
б) систематическое научное исследование степени риска, которому подвержены
конкретные объекты, виды деятельности и проекты+
в) начальный этап системы мероприятий по управлению рисками, состоящий в
систематическом выявлении рисков, характерных для определенного вида деятельности, и
определении их характеристик
9. Что является принципом действия механизма диверсификации?
а) избежание рисков;
б) разделение рисков;+
в) снижение рисков.
10. Что такое идентификация риска?
а) систематизация множества рисков на основании каких-либо признаков и критериев,
позволяющих объединить подмножества рисков в более общие понятия
б) начальный этап системы мероприятий по управлению рисками, состоящий в
систематическом выявлении рисков, характерных для определенного вида деятельности, и
определении их характеристик+
39

в) систематическое научное исследование степени риска, которому подвержены
конкретные объекты, виды деятельности и проекты
11. Под максимальным объемом страховой защиты предприятия по конкретным видам
страхуемых финансовых рисков понимается:
а) страховой тариф;
б) страховая сумма;+
в) страховая премия.
12. Как называются риски, которые могут нести в себе как потери, так и дополнительную
прибыль?
а) чистыми
б) критическими
в) спекулятивными+
13. На какие виды подразделяются риски по уровню финансовых потерь?
а) допустимый, критический и катастрофический;+
б) недопустимый, допустимый и критический;
в) критический, катастрофический и недопустимый.
14. Что такое последствия риска?
а) скорее положительными
б) как положительными, так и отрицательными+
в) только отрицательными
15. Как называются риски, которые практически всегда несут в себе потери?
а) критическими
б) спекулятивными
в) чистыми+
16. В основе какой из ниже предложенных операции лежит обмен финансовыми активами
или обязательствами для улучшения их структуры и снижения возможных потерь:
а) своп;+
б) хеджирование;
в) репо.
17. Как называются риски, которые обусловлены деятельностью самого предприятия и его
контактной аудиторией?
а) внешними
б) внутренними+
в) чистыми
18. Как называются риски, в результате реализации которых предприятию грозит потеря
прибыли?
а) катастрофическими
б) критическими
в) допустимыми+
19.Чем измеряется величина или степень риска?
а) средним ожидаемым значение
б) изменчивостью возможного результата
в) оба варианта верны+
20. В чем состоит социально-экономическая функция риска?
а) в том, что в процессе рыночной деятельности риск и конкуренция позволяет выделить
социальные группы эффективных собственников в общественных классах, а в экономике
– отрасли деятельности, в которых риск приемлем+
б) в том, что реализация риска может обеспечить дополнительную по сравнению с
плановой прибыль в случае благоприятного исхода
в) оба варианта верны
40

II вариант.
1. Риск это:
а) разновидность ситуации, объективно содержащая высокую вероятность невозможности
осуществления цели
б)наличие факторов, при которых результаты действий не являются
детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты
неизвестна
в) следствие действия либо бездействия, в результате которого существует реальная
возможность получения неопределенных результатов различного характера+
2. Выберите метод оценки риска, который реализуется путем введения поправки на риск
или путем учета вероятности возникновения денежных потоков?
а) построение дерева решений
б) метод сценариев
в) учет рисков при расчете чистой приведенной стоимости+
г) анализ чувствительности
д) вероятностный метод
е) имитационное моделирование
3. Выберите метод оценки риска, который используется в ситуациях, когда принимаемые
решения сильно зависят от принятых ранее и определяют сценарии дальнейшего развития
событий?
а) имитационное моделирование
б) вероятностный метод
в) учет рисков при расчете чистой приведенной стоимости
г) построение дерева решений+
д) анализ чувствительности
е) метод сценариев
4. Выберите метод оценки риска, который представляет собой серию численных
экспериментов, призванных получить эмпирические оценки степени влияния различных
факторов на некоторые зависящие от них результаты?
а) учет рисков при расчете чистой приведенной стоимости
б) анализ чувствительности
в) построение дерева решений
г) вероятностный метод
д) метод сценариев
е) имитационное моделирование+
5. Каким образом можно учитывать риск при расчете чистой приведенной стоимости?
а) в знаменателе формулы NPV посредством корректировки ставки дисконта
б) комбинация формул NPV посредством корректировки чистых денежных потоков
в) все варианты верны+
г) в числителе формулы NPV посредством корректировки чистых денежных потоков
6. Субъект управления в риск-менеджменте:
а) специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов
управленческого воздействия осуществляет управление рисками+
б) все варианты верны
в) риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между
хозяйствующими субъектами
7. Объект управления в риск-менеджменте:
а) риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между
хозяйствующими субъектами+
б) все варианты верны
41

в) специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов
управленческого воздействия осуществляет управление рисками
8. «Деятельность любой организации всегда сопровождается рисками, присутствующими
в ее внешней или внутренней среде» включает в себя смысл:
а) закона неизбежности риска+
б) закона сочетания потенциальных потерь и выгод
в) закона прямой зависимости между степенью риска и уровнем планируемых доходов
9. «Практически в любых ситуациях риска потенциальная возможность потерь или
убытков сочетается с потенциальной возможностью получения дополнительных доходов»
включает в себя смысл:
а) закона прямой зависимости между степенью риска и уровнем планируемых доходов
б) закона неизбежности риска
в) закона сочетания потенциальных потерь и выгод+
10. «Чем выше степень риска при осуществлении хозяйственной операции, тем выше
уровень планируемых от этой операции доходов» включает в себя смысл:
а) закона прямой зависимости между степенью риска и уровнем планируемых доходов+
б) закона неизбежности риска
в) закона сочетания потенциальных потерь и выгод
11. Прогнозирование внешней обстановки относится к:
а) методы компенсации рисков+
б) методы уклонения от рисков
в) методы локализации рисков
г) методы диверсификации рисков
12. Страхование относится к:
а) методы уклонения от рисков
б) методы диверсификации рисков
в) методы локализации рисков
г) методы компенсации рисков
13. Распределение риска по этапам работы относится к:
а) методы локализации рисков
б) методы компенсации рисков
в) методы уклонения от рисков
г) методы диверсификации рисков+
14. Заключение договоров о совместной деятельности для реализации рискованных
проектов относится к:
а) методы диверсификации рисков
б) методы уклонения от рисков
в) методы компенсации рисков
г) методы локализации рисков+
15. Обучение и инструктирование персонала относится к:
а) методы уклонения от рисков
б) методы компенсации рисков+
в) методы диверсификации рисков
г) методы локализации рисков
16. Распределение ответственности между участниками проекта относится к:
а) методы диверсификации рисков+
б) методы компенсации рисков
в) методы локализации рисков
г) методы уклонения от рисков
17. Увольнение некомпетентных сотрудников относится к:
а) методы локализации рисков
42

б) методы диверсификации рисков
в) методы уклонения от рисков+
г) методы компенсации рисков
18. Создание системы резервов относится к:
а) методы уклонения от рисков
б) методы диверсификации рисков
в) методы компенсации рисков+
г) методы локализации рисков
19. Создание специальных инновационных подразделений относится к:
а) методы локализации рисков+
б) методы диверсификации рисков
в) методы компенсации рисков
г) методы уклонения от рисков
20. Распределение инвестиций в разных отраслях и сферах деятельности относится к:
а) методы диверсификации рисков+
б) методы локализации рисков
в) методы компенсации рисков
г) методы уклонения от рисков
Урок № 27-28. Управление экономическими рисками
Вопросы для проведения фронтального устного опроса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

В чем состоит сущность предпринимательского риска?
Можно ли поставить знак равенства между понятиями «неопределенность» и «риск»?
Какие функции выполняют предпринимательские риски в экономике?
Какие типы и виды рисков могут возникать в предпринимательских организациях?
Какие факторы влияют на уровень предпринимательского риска?
Что понимается под процессом управления предпринимательским риском?
Какие виды потерь могут возникнуть при наступлении риска?

Тема 1.7. Морально-этические аспекты предпринимательской деятельности
Урок № 29-30 Психология предпринимательства.
Вопросы для проведения фронтального устного опроса
1. Назовите предпринимательские функции.
2. Перечислите модели предпринимательского поведения.
3. Какая мотивация у предпринимателей?
Урок № 31-32 Нравственно-этические факторы предпринимательской деятельности.
Тестирование
1. Что из перечисленного является основой экономической культуры личности?
1) знания
2) деятельность
3) сознание
4) поведение
43

2. Верны ли следующие суждения об экономической культуре личности?
А. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре
общества.
Б. Экономическая культура личности может отставать от экономической культуры
общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении
материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества можно определить как экономические
1) знания
2) потребности
3) принципы
4) интересы
4. Явление, которое позволяет познавать сущность экономических процессов,
оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные
экономические ситуации, называется экономическим
1) производством
2) сознанием
3) поведением
4) мышлением
5. Выберите ситуацию, описывающую возникновение экономических отношений.
1) Сидоров зарегистрировал новорожденную дочь в органах ЗАГС.
2) Пенсионер Иванов принял участие в выборах Президента РФ.
3) Иванов и Петров зарегистрировали сделку купли-продажи автомобиля Lada.
4) Контролёр оштрафовал Певцова за безбилетный проезд в автобусе.
6. К морально-этическим принципам предпринимательской деятельности не относится
1) соблюдение деловой этики
2) принцип демократического централизма
3) честные методы конкурентной борьбы
а) выполнение формальных и неформальных обязательств
7. Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности
является учредительной нормой и зафиксировано в
1) Конституции РФ
2) части 1-й Гражданского кодекса РФ
3) Трудовом кодексе РФ
4) Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»

44

8. Увеличение объёма выпускаемой продукции за счёт количественного изменения
ресурсов называется
1) интенсивным
2) экстенсивным
3) рациональным
4) производительным
9. К ценным бумагам не относится
1) чек
2) вексель
3) договор о купле-продаже квартиры
4) акция
10. Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий,
приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,
семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, является
1) производителем
2) потребителем
3) изготовителем
4) исполнителем
Тема 1.8. Прекращение предпринимательской деятельности организации
Урок № 33-34 Государственное регулирование в случае ликвидации, реорганизации,
несостоятельности (банкротства) организации торговли.
Вопросы для проведения фронтального устного опроса
1. Назовите стадии развития предприятия с позиции динамики.
2. Какую задачу должен поставить предприниматель, чтобы не допустить последнюю
стадию развития?
3. Какие мероприятия финансового оздоровления используются чтобы предотвратить
спад и возобновление роста в деятельности предприятия.
Урок № 35-36. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачёт.
Тестирование

45

3.2 Комплекты оценочных средств для промежуточного контроля
Дифференцированный зачет
1 вариант
1. Цена:
а) денежная сумма;
б) выражение стоимости товара;
в) доход производителя.
2. Субъекты рыночной инфраструктуры:
а) домашнее хозяйство;
б) государственное предприятие;
в) финансово-кредитное учреждение.
3. Бизнес-план:
а) личный план предпринимателя;
б) государственный план;
в) план осуществления предпринимательского проекта.
4. Эффективность производства:
а) отношение результата производства к затратам;
б) мощность производства;
в) прибыль предприятия.
5. Инвестиции:
а) активы, вкладываемые в хозяйственную деятельность;
б) затраты, связанные с организацией производства:
в) уставный капитал предприятия.
6. Деньги:
а) инструмент ценообразования;
б) эквивалент стоимости;
в) форма обмена.
7. Предприятие:
а) учреждение по производству и распределению товаров;
б) объединение производителей и потребителей;
в) одна из форм некоммерческой деятельности.
8. Издержки:
а) выплаты фирмы;
б) затраты, связанные с расходованием экономических ресурсов;
в) материальные блага.
9. Основной капитал:
а) не переносит свою стоимость на созданный товар;
б) по частям переносит свою стоимость на созданный товар;
в) сразу переносит свою стоимость на созданный товар.
10. Процентный доход:
а) доход предприятия;
б) доход байка;
в) доход на вложенный капитал.
Эталоны ответов к тесту № 1 1 б); 2 б), в); 3 в); 4 а); 5 а); 6 б); 7 а); 8 б); 9 б); 10 в).
46

Дифференцированный зачет
2 вариант
1. Формой кредита является:
а) денежная;
б) материальная;
в) стоимостная.
2. Кредит выполняет функции:
а) регулирования экономики;
б) экономию издержек обращения;
в) контрольную.
3. Арендой является:
а) способ стимулирования развития экономики государства;
б) форма имущественного договора;
в) банковский кредит;
г) система хозяйствования или организационная форма предпринимательства.
4. Объектом аренды являются:
а) предприятия оборонных отраслей;
б) оборудование;
в) транспортные средства;
г) предприятия топливно-энергетического комплекса;
д) здания государственных банков.
5. Лизингом является:
а) аренда имущества;
б) приобретение имущества и передаче его физическим или юридическим лицам за
определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях;
в) совокупность экономических и правовых отношений;
г) кредит.
6. Субъектами лизинга являются:
а) кредитно-финансовая организация;
б) продавец;
в) лизингополучатель;
г) предприятие
7. Сторонами лизинговой сделки являются:
а) лизингодатель;
б) продавец оборудования;
в) внебюджетные фонды.
8. Какие из приведенных ниже вложений в большинстве случаев не относятся к
инвестициям?
а) приобретение иностранной валюты;
б) вложения в облигации на вторичном рынке;
в) вложения в депозитные сертификаты;
г) лизинговое финансирование;
д) вложения в акции на первичном рынке.
9. В каких формах может осуществляться инвестиционная деятельность?
а) реальных инвестиций;
б) экономических инвестиций;
47

в) социальных инвестиций;
г) портфельных инвестиций;
д) в ресурсно-денежной форме.
10. Укажите состав национальных источников финансирования инвестиций?
а) иностранные;
б) бюджетные;
в) региональные; внебюджетные.
Эталоны ответов к тесту № 2
1. а; 2) а, б; 3) б; 4) б, в 5) а, в; 6) б, в; 7) а, б; 8) а, 9) в, д; 10) б, в.

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».