Положение о дистанционном обучении

1. Общие положения

Настоящее положение определяет порядок использования технологий
дистанционного обучения в ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых
технологий» (далее - Техникум) при обучении по основным и
дополнительным программам профессионального образования с применением
информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум».
Настоящее Положение является нормативным локальным актом Техникума и
обязательно к исполнению всеми участниками образовательных отношений.
1.1. Положение об организации образовательного процесса с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий в ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий»
(далее - Положение) разработано на основе:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-Ф3;
-Федерального Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального
образования
по
профессиям/специальностям,
реализуемым в Техникуме;
-Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении ФГОС среднего общего образования» (с изм. на 12.08.2022 №
732);
-Приказа Минпросвещения РФ от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования» (с
изм. от 20.12.2022);
-Приказа Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства
просвещения РФ от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке
обучающихся» (ред. 18.11.2020);
-Приказа Минцифры России № 542/1 от 15.07.2022 «О мероприятиях по
созданию элементов ФГИС «Моя школа», обеспечивающих реализацию ее
функций, и мероприятиях по созданию ФГИС «Моя школа»;
-Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Постановления Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241 «О федеральной
государственной информационной системе «Моя школа» и внесении
изменения в подпункт «а» пункта 2 «Положения об инфраструктуре,
обеспечивающей
информационно-технологическое
взаимодействие
информационных
систем,
используемых
для
предоставления
государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и
муниципальных функций в электронной форме»;

-МР 2.4.0330-23 «Методические рекомендации по обеспечению санитарноэпидемиологических требований при реализации образовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
-Устава ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» (далееТехникум).
1.2. Данное Положение устанавливает порядок применения
участниками образовательных отношений использование электронного
обучения (далее - ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ), их права и обязанности, организацию процесса использования
дистанционных образовательных технологий во время профилактических,
противоэпидемических мероприятий или чрезвычайных ситуаций и т.п.,
организацию процесса дистанционного обучения детей-инвалидов, а также
порядок ознакомления педагогических работников, родителей (законных
представителей), обучающихся с настоящим Положением.
1.3. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают
следующее:
- Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - образовательные
технологии,
реализуемые
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей (при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников. - Дистанционное
обучение (ДО) - способ организации процесса обучения, основанный на
использовании современных информационно-коммуникационных технологий
(далее - ИКТ), позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без
непосредственного контакта между педагогами и обучающимися.
Допускается при дистанционном обучении применять электронное обучение.
- Электронное обучение (ЭО) - организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационнокоммуникационных технологий, обеспечивающих передачу по линиям связи
указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников.
- Информационные системы (далее - ИС) – государственные, региональные
информационные
системы,
эксплуатируемые
при
реализации
образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ.
- Цифровой образовательный контент (далее - ЦОК) – материалы и средства
обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая
информационные ресурсы, а также средства, способствующие определению
уровня знаний, умений, навыков, компетенции и достижений обучающихся.
- Цифровые образовательные сервисы (далее - ЦОС) – цифровые решения,
предоставляющие возможность приобретения знаний, умений, навыков, в том
числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной
деятельности.

- Электронная информационно - образовательная среда (далее - ЭИОС) информационно-образовательное пространство, системно-организованная
совокупность информационного, технического и учебно-методического
обеспечения, представленного в электронной форме и включающего в себя
электронные информационные ресурсы, электронные образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических
средств и обеспечивающего освоение обучающимися образовательных
программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
- Федеральная государственная информационная система (далее - ФГИС)
«Моя школа» – федеральная государственная информационная система,
созданная Министерством просвещения России для реализации
образовательных программ общего и среднего профессионального
образования. ФГИС «Моя школа» выступает в роли единой точки доступа для
педагогов, учащихся и родителей к качественному образовательному контенту
и цифровым сервисам на всей территории РФ.
- Информационно-коммуникационная образовательная платформа (далее ИКОП) «Сферум» - часть цифровой образовательной среды, которая создается
Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением
Правительства РФ в целях реализации национального проекта «Образование».
1.4. Основными компонентами ЭИОС являются: официальный сайт
Техникума; ФИС ОКО; СФЕРУМ; иные компоненты, необходимые для
организации учебного процесса взаимодействия элементов ЭИОС.
1.5. Образовательная деятельность, реализуемая в дистанционной
форме, согласно данному Положению, предусматривает значительную долю
самостоятельных занятий обучающимися, методическое и дидактическое
обеспечение этой деятельности со стороны Техникума, а также регулярный
систематический контроль и учет знаний обучающихся.
1.6. При реализации ЭО организуется как отложенное во времени, так и
в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с педагогическим
работником посредством использования ЦОС: Сферум, информационнокоммуникационных технологий, при которых обучающийся самостоятельно
выполняет задания в порядке, определенном педагогическим работником, в
том числе для осуществления контроля усвоения материала, с целью освоения
обучающимся учебных предметов, предусмотренных образовательной
программой.
1.7. Техникум вправе использовать ЭО и ДОТ при организации
деятельности по освоению образовательной программы среднего
профессионального образования, а также дополнительных образовательных
программ.
1.8. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном
(комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных
задач, представления учебного материала и условий осуществления
образовательной деятельности.

1.9. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном
взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения
задач персонализации образовательного процесса.
1.10. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности
образовательных технологий, при которых частично опосредованное или
полностью опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающегося и
педагогического работника осуществляется независимо от места их
нахождения и распределения во времени на основе педагогически
организованных технологий обучения.
1.11. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе,
находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным
предметам, дисциплинам, модулям. В обучении с применением ЭО и ДОТ
используются следующие организационные формы учебной деятельности:
Лекция; Консультация; Практическое занятие; Лабораторная работа;
Контрольная работа; Самостоятельная работа; Научно-исследовательская
работа и др.
1.12. Объявление о мероприятиях, влекущих за собой приостановление
учебных занятий в помещениях образовательной организации, размещается на
сайте Техникума, в учебных группах в Сферуме.
1.13. ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» в
своей деятельности при реализации образовательной программы среднего
профессионального образования, а также дополнительных образовательных
программ с применением ДОТ и ЭО использует ФГИС «Моя школа» в
соответствии с федеральным законодательством, а также электронные
образовательные ресурсы (далее - ЭОР), цифровой образовательный контент,
образовательные сервисы и иной образовательный контент, который
верифицирован и размещен во ФГИС «Моя школа».
1.14. Для организации коммуникации между участниками
образовательных отношений (обучающиеся, педагогические работники,
родители
(законные
представители)
обучающихся)
используется
информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум»
(ИКОП
«Сферум»)
российский
коммуникационный
сервис,
предназначенный для образовательных целей и общения преподавателей,
студентов и родителей в едином и защищенном образовательном
пространстве, ядром которой является ФГИС «Моя школа». ИКОП «Сферум»
является частью электронной информационно-образовательной среды
Техникума.
2. Цели и задачи
2.1. Главными целями дистанционного обучения как важной
составляющей в системе беспрерывного образования являются: повышение
качества образования обучающихся в соответствии с их интересами,
способностями и потребностями; развитие профильного образования в рамках
организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основе
использования информационных технологий как комплекса социальнопедагогических
преобразований;
предоставление
детям-инвалидам

(обучающимся с ОВЗ) возможности получения образования; предоставление
обучающимся, находящимся на длительном лечении возможности получения
образования в дистанционной форме на период отсутствия в Техникуме по
болезни; предоставление обучающимся возможности получения образования
в дистанционной форме на время карантина.
2.2. Использование дистанционного обучения способствует решению
следующих задач: повышение эффективности учебной деятельности
обучающихся;
повышение
эффективности
организации
учебной
деятельности;
повышение
эффективности
использования
учебных
помещений; повышение доступа к качественному образованию.
2.3. В целях реализации образовательной программы или ее части с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий (ФГИС «Моя школа») в течение всего периода обучения для
участников образовательных отношений создаются условия получения
доступа к электронной информационно-образовательной среде Техникума,
обеспечивающей независимо от места нахождения обучающихся: доступ к
учебным планам, рабочим программам учебных предметов, дисциплин,
модулей, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным
образовательным ресурсам, содержащим электронные учебно-методические
материалы, указанным в рабочих программах; доступ к государственным
информационным системам, предусматривающим обработку персональных
данных обучающихся, создаваемым, модернизируемым и эксплуатируемым
для реализации основных образовательных программ с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации; возможность проведения всех
видов занятий, оценки результатов обучения по образовательным
программам, реализация которых предусмотрена с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ
3.1. Участниками образовательных отношений с использованием ЭО и
ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные работники
техникума, родители (законные представители) обучающихся.
3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные
программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством
Российской Федерации.
3.3. Обучение в дистанционной форме в зависимости от цели
осуществляется по всем предметам, дисциплинам, курсам, включенным в
учебный план.
3.4. Обучающиеся в дистанционной форме имеют все права и несут все
обязанности, предусмотренные законом «Об образовании в Российской
Федерации» и Уставом техникума.
4.
Организация
процесса
использования
дистанционных
образовательных технологий

4.1. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие
организационные
формы учебной
деятельности: интернет-лекции;
видеоконференции; online тестирование; вебинары; общение в Сферум, VKмессенджере; консультации; семинары; практические занятия; лабораторные
работы; контрольные работы; самостоятельные работы; научноисследовательские работы.
4.2. Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие
организационные формы (элементы) дистанционного обучения: работа с
электронным
учебником; просмотр видео-лекций; прослушивание
аудиозаписей; компьютерное тестирование; изучение печатных и других
учебных и методических материалов.
4.3. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ осуществляется
в соответствии с учебным планом и утвержденным расписанием занятий.
4.4. Объем заданий и видов самостоятельной деятельности определяется
в соответствии с требованиями 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
4.5. Перечень изученных тем, домашнее задание, используемые
информационные ресурсы, результаты текущего контроля и промежуточной
аттестации заносятся педагогическим работником в журнал.
4.6. При реализации внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных образовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий образовательные организации
могут организовывать деятельность обучающихся с использованием: ФГИС
«Моя школа»; образовательных технологий (мастер-классы, развивающие
занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы,
конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени
при помощи телекоммуникационных систем); возможностей электронного
обучения; бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и
спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а
также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным,
архивным фондам; образовательных и развивающих материалов на печатной
основе (сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые
материалы
международных
исследований
качества
образования,
демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий,
печатные учебные издания).
5. Организация процесса дистанционного обучения детей-инвалидов
5.1. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут
варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей с ОВЗ, и детейинвалидов. При наличии соответствующих рекомендаций специалистов
количество часов может быть увеличено в пределах максимально допустимой
учебной
нагрузки,
предусмотренной
санитарно-гигиеническими
требованиями.

5.4. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся
осуществляются
образовательной
организацией
с
использованием
дистанционных образовательных технологий.
6. Порядок работы в период организации образовательного процесса с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий с использованием ФГИС «Моя школа» и ИКОП «Сферум»
6.1. Директор Техникума издает приказ об организации обучения с
применением ЭО и ДОТ.
6.2. Во время профилактических, противоэпидемических мероприятий
или чрезвычайных ситуаций и т.д. деятельность осуществляется в
соответствии с утвержденным режимом работы, деятельность педагогических
работников – в соответствии с установленной учебной нагрузкой,
расписанием учебных занятий, иных работников – режимом рабочего
времени, графиком сменности.
6.3. Директор Техникума: осуществляет контроль за организацией
ознакомления всех участников образовательного процесса с документами,
регламентирующими
организацию
работы
Техникума
во
время
неблагоприятных
погодных
условий,
профилактических,
противоэпидемических мероприятий; осуществляет контроль за реализацией
мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных
программ; принимает управленческие решения, направленные на повышение
качества работы во время указанных мероприятий; способствует выполнению
образовательных программ посредством применения функциональных
возможностей платформы ИКОП «Сферум» и ФГИС «Моя школа».
6.4. Заместители директора по учебной работе, учебнопроизводственной работе, учебно-воспитательной работе: организуют
разработку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения
образовательных программ обучающимися; осуществляют информирование
всех участников учебного процесса (педагогов, обучающихся, родителей
(законных представителей) обучающихся) об организации работы на ИКОП
«Сферум»; способствуют выполнению образовательных программ
посредством применения функциональных возможностей платформы ИКОП
«Сферум» и ФГИС «Моя школа»; разрабатывают рекомендации для
участников образовательного процесса по организации работы во время
неблагоприятных
погодных
условий,
профилактических,
противоэпидемических и других мероприятий; организуют использование
педагогами дистанционных образовательных технологий, осуществляют
методическое сопровождение и контроль за внедрением современных
педагогических технологий, методик, с целью реализации в полном объеме
образовательных программ.
6.5. Педагоги, выполняющие функциональные обязанности классных
руководителей: проводят информационно-разъяснительную работу с
родителями
(законными
представителями)
обучающихся,
доводят
информацию об организации учебно-воспитательного процесса с
использованием дистанционных образовательных технологий, ФГИС «Моя

школа»,
ИКОП
«Сферум»
во
время
профилактических,
противоэпидемических мероприятий или чрезвычайных ситуаций и т.п. через
электронный дневник, сообщения в VK-мессенджере; координирует процессы
по использованию функциональных возможностей учебного профиля в VKмессенджере для решения учебных и внеучебных задач в группе;
информирует родителей (законных представителей) о результатах
индивидуальных учебных достижений, обучающихся в указанный период.
6.6.
Педагоги
дополнительного
образования:
своевременно
осуществляют своевременно осуществляют корректировку тематического
планирования рабочей программы с целью обеспечения освоения
обучающимися образовательных программ в полном объёме при переходе
(при необходимости), ежедневно, в соответствии с утверждённым
расписанием занятий, вносят в журнал домашние задания, оценки не позднее
3 дней после проведения занятия или после получения и проверки заданий,
осуществляют обратную связь с обучающимися в электронном виде с
использованием электронных образовательных платформ (ИКОП «Сферум»,
ФГИС «Моя школа»), журнала, координируют процессы по использованию
функциональных возможностей учебного профиля в VK-мессенджере для
решения образовательных задач;
6.7. Продолжительность рабочего времени педагогов во время
организации работы Техникума с использованием ИКОП «Сферум»,
определяется исходя из учебной недельной нагрузки в соответствии с
расписанием уроков. Продолжительность урока на ИКОП «Сферум»
сокращается до 30 минут согласно нормам действующего СанПиН.
6.8. Деятельность обучающихся в период организации образовательного
процесса с использованием ДОТ и ЭО: во время организации учебновоспитательного процесса с использованием дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения в период проведения профилактических,
противоэпидемических мероприятий или чрезвычайных ситуаций и т.п.
обучающиеся не посещают техникум; обучающиеся самостоятельно изучают
темы, выполняют задания, присутствуют на онлайн-уроках в ИКОП «Сферум»
в соответствии с расписанием уроков, используют цифровые образовательные
платформы, указанные педагогом, в том числе ФГИС «Моя школа»;
обучающиеся для осуществления образовательной коммуникации и решения
образовательных задач используют функциональные возможности учебного
профиля в VK-мессенджере; обучающиеся предоставляют выполненные
задания в электронном виде в соответствии с требованиями педагогов в
установленные сроки; в случае, если родители (законные представители) не
могут создать обучающемуся условия для освоения образовательной
программы с использованием ИКП «Сферум» в период профилактических,
противоэпидемических мероприятиях или чрезвычайных ситуаций и т.п.
(отсутствие компьютера, ноутбука, планшета, смартфона, доступа к сети
Интернет и прочее), педагогами составляются для обучающегося
индивидуальные задания с использованием учебников и других методических
пособий; родители (законные представители) обучающихся осуществляют

контроль выполнения обучающимися домашних заданий, посещения онлайнуроков на ИКОП «Сферум».
6.9. Родители обучающихся (законные представители) имеют право:
получать от классного руководителя информацию о дистанционном режиме
обучения и его сроках; получать задания и информацию об итогах учебной
деятельности своих детей во время обучения с применением ДОТ и ЭО.
6.10. Родители обучающихся (законные представители) обязаны:
осуществлять контроль выполнения их ребёнком особого режима;
осуществляют контроль выполнения домашних заданий, в том числе с
применением дистанционных технологий.
6.11. Периоды отмены учебных занятий в связи с мероприятиями,
влекущими за собой приостановление учебного процесса, являются рабочим
временем сотрудников Техникума.
6.12. В период отмены учебных занятий педагогические работники
привлекаются
к
образовательно-воспитательной,
методической,
организационной работе.
7. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся
7.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся при реализации
образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий осуществляется педагогическим
работником, реализующим конкретную рабочую программу учебного
предмета,
дисциплины,
модуля
в
формах,
предусмотренных
образовательными программами и локальными нормативными актами
Техникума.
7.2. Оценивание учебных достижений обучающихся при реализации
образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии
с системой оценивания, применяемой в Техникуме.
7.3. Отметки, полученные обучающимися за выполненные задания при
реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, заносятся в журнал.
7.4. Результаты учебной деятельности обучающихся при реализации
образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий учитываются и хранятся в
документации Техникума.
7.5. Фиксация хода образовательного процесса, текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации, проводимых в дистанционном
формате, осуществляется средствами информационной системы, в том числе
ФГИС «Моя школа» и разрешенными образовательными платформами.
7.6. В случае если текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация обучающихся проводятся при дистанционном обучении без очного
взаимодействия обучающегося с педагогическим работником, такой контроль
и аттестация проводятся в соответствии с образовательными программами
Техникума средствами информационных систем, в том числе ФГИС «Моя
школа и обеспечиваются: - идентификация и (или) аутентификация

обучающихся; - использование сервиса контроля условий проведения
промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости в целях
фиксации нарушений.
7.7. Если во время выполнения обучающимся задания в рамках текущего
контроля успеваемости или промежуточной аттестации в дистанционном
формате возникли технические проблемы, препятствующие текущему
контролю успеваемости и промежуточной аттестации, то обучающийся
прекращает выполнять задание и сообщает о неполадках педагогическому
работнику.
7.8. Обучающийся информируется о результатах текущего контроля
успеваемости или промежуточной аттестации, проводимых в дистанционном
формате, через просмотр отметок за выполненные задания в электронном
дневнике. Отметки выставляются педагогическим работником, проводившим
текущий контроль успеваемости или промежуточную аттестацию, в порядке и
сроки, предусмотренные локальным нормативным актом Техникума.

Абеляшев Василий
Иванович

Подписано цифровой подписью: Абеляшев Василий Иванович
DN: cn=Абеляшев Василий Иванович, o=ГАПОУ СО "Саратовский
техникум отраслевых технологий", ou=Абеляшев Василий Иванович,
email=goupu22@yandex.ru, c=RU
Дата: 2025.09.23 09:33:55 +04'00'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».