МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Абеляшев Василий Иванович Подписано цифровой подписью: Абеляшев Василий Иванович DN: cn=Абеляшев Василий Иванович, o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум отраслевых технологий", ou, email=goupu22@yandex.ru, c=RU Дата: 2023.11.29 13:15:04 +04'00' ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса г. Саратов 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий». 1.2. Настоящее Положение разработано на основе: Конституции Российской Федерации; Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по реализуемым специальностям в ГАПОУ СО «СТОТ» (далее - техникум); Устава техникума. Положение разработано в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, в направлении создания психолого-педагогических условий для формирования духовнонравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, помощь (содействие) обучающимся в решении актуальных задач и социализации, и обеспечение полноценного и гармоничного развития обучающихся. 1.3 Настоящее положение разработано для создания благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и содействия в решении актуальных задач развития, обучении, социализации; проблемах с выбором образовательного и профессионального маршрута; в нарушениях в эмоционально-личностной сфере; проблемы взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями (законными представителями). Помощь в развитие социально-психологической компетентности обучающихся, родителей и педагогов, содействие формирования общекультурных и профессиональных компетенций и реализация мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении обучающихся, оказание неотложной психологической помощи обучающимся и их семьям. 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕННИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2.1 Целью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, являются: - создание психолого-педагогических условий для формирования духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, помощь (содействие) обучающимся в решении актуальных задач и социализации; - обеспечение полноценного и гармоничного развития, обучающегося; - содействие сохранению психологического здоровья субъектов образовательного процесса; - формирование благоприятного психологического климата в ГАПОУ СО «СТОТ»; - повышение адаптационных возможностей, обучающихся к изменяющимся условиям образовательного процесса. 2.2 Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса: - создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности обучающегося; - содействовать обучающимся в решении актуальных задач развития, обучении, социализации; проблемах с выбором образовательного и профессионального маршрута; в нарушениях в эмоционально-личностной сфере; проблемы взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, родителями (законными представителями); - развивать социально-психологическую компетентность обучающихся, родителей и педагогов; - содействовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся ГАПОУ СО «СТОТ»; - реализовать мероприятия, направленные на профилактику нарушений в поведении обучающихся; - оказывать неотложную психологическую помощь обучающимся и их семьям. Приложение 1 Перспективный план работы педагога- психолога Цель: сохранение психологического, социального благополучия обучающихся в процессе обучения и формирование социально - активной личности обучающегося. Задачи: 1. Психологическая профилактика: - адаптация подростков (1-го курса) к условиям образовательного учреждения, рекомендации педагогам, родителям и др. по оказанию помощи подросткам в адаптационный период; - устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов; - раннее выявление и психопрофилактика, работа с «группой риска»; - психологическое сопровождение обучающихся с отклоняющимся поведением; - предупреждение противоправного поведения подростков. 2. Психологическая диагностика: - раннее выявление обучающихся с отклоняющимся поведением («группы риска»); их психолого-педагогическая диагностика (определение индивидуальных особенностей и склонностей, их потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания), выявление неблагоприятных факторов в обучении, развитии и воспитании и их устранение. 3. Психолого- педагогическое просвещение: способствовать формированию у преподавателей, мастеров производственного обучения и родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их для своей педагогической и психологической компетенции. 4. Консультирование: - индивидуальное и групповое консультирование обучающихся по вопросам их развития, обучения и воспитания в образовательном процессе; - индивидуальное и групповое консультирование родителей (или лиц их заменяющих) по вопросам психического и социального благополучия их детей в процессе обучения и воспитания; индивидуальное и групповое консультирование участников образовательного процесса по различного рода проблемам, связанным с взаимодействием с подростками в образовательном процессе. 5. Развивающая и коррекционная работа: - содействие развитию подростков, в соответствии с возрастной нормой; - индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися «группы риска»; - развивающая работа с обучающимися, имеющими трудности в обучении. 6. Организационно - методическая работа: - анализ и планирование деятельности; - анализ литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; - посещение совещаний, педагогических советов и методических объединений; - оформление психологических стендов и кабинета. № п/п Название работы Условия Ответствен Срок проведения ный проведения Предполагаемый результат Психологическая диагностика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Психодиагностика выявления трудностей адаптационного периода студентов 1 курса. Проведение первичной психологической диагностики студентов инвалидов и лиц с ОВЗ. Наблюдение, беседа с мастерами п/о Диагностика личностных характеристик Учебный кабинет Педагогпсихолог Сентябрь Выявление трудностей адаптационного периода. Получение первичной информации и определение прогноза по преодолению выявленных причин, проблем инвалида и лиц с ОВЗ. Учебный кабинет Педагогпсихолог Октябрь Диагностика коммуникабельности студентов Психологическая диагностика студентов с целью определения формы причин явного асоциального поведения. По запросам родителей, преподавателей, администрации техникума. 1-4 курс Анкетирование выпускников, с целью изучения дальнейшего профессионального самоопределения 4 курс Психодиагностика студентов по запросам кл.руководителя, администрации. 1-4 курс Диагностика склонностей и способностей, студентов 1 курса (групповая) Учебный кабинет Педагогпсихолог Октябрьдекабрь Кабинет психолога Педагогпсихолог Ноябрь Выявление характерологических особенностей личности Выявление коммуникативных качеств Выявления причин асоциального поведения Учебный кабинет Педагогпсихолог Январь Получение информации о профессиональном самоопределении студентов Кабинет психолога Педагогпсихолог В течение года Выявления проблем развития, обучения, воспитания студентов Учебный кабинет Педагогпсихолог В течение года Выявление склонностей и способностей Психологическое просвещение 8. Выступление на Актовый зал Педагог родительском собрании на психолог, тему: «Адаптация Зам. первокурсников». 1 курсы директора по УВР Выступление на педагогическом совете на тему: «Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве» 10. Выступление на педагогическом совете на тему: «Конфликты в образовательном учреждении. Конфликт «преподаватель-студент». Способы и стратегии разрешения конфликта» 11. Выступление на родительском собрании на тему: «Опасная зависимость (о наркомании, токсикомании, вреде курения и алкоголя)». 1-3 курсы 12. Выступление на родительском собрание на тему: «Что нельзя делать в интернете». 1-2 курсы 9. 13. Выступление на Дне открытых дверей «Выбор профессии» Сентябрь Информирование родителей о трудностях во время адаптации студентов. Информирование преподавателей, кл. руководителей, сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве Информирование преподавателей, кл. руководителей о способах и стратегиях разрешения конфликта в образовательном учреждении Учебный кабинет Педагогпсихолог Октябрь Учебный кабинет Педагогпсихолог Ноябрь Актовый зал Педагог психолог, Декабрь Информирование родителей об опасных зависимостях Январь Информирование родителей об опасностях интернета Февраль Информирование школьников о профориентации Зам. директора по УВР Актовый зал Зам. директора по УВР, педагог психолог, соц. педагог Актовый зал Зам. директора по УВР, педагог психолог, соц. педагог 14. Выступление на родительских собраниях на тему: «Трудные подростки. Причины их негативного поведения». 1-2 курсы Актовый зал Зам. директора по УВР, педагог психолог, 15. Выступление на Учебный педагогическом совете на кабинет тему: «Типичные ошибки преподавателя в общении со студентами. Приёмы их решения». соц. педагог Педагог психолог Март Информирование родителей о причинах негативного поведения подростков Апрель Информирование преподавателей, кл. руководителей об ошибках в общении со студентами и приемы их решения. Психологическая профилактика 16. Проведение Учебный профилактических бесед в кабинет группах с целью предотвращения административных правонарушений 1 курс педагогпсихолог, соц. педагог 17. Предупреждение психических перегрузок студентов - инвалидов и лиц с ОВЗ. Соблюдение условий обучения и воспитания для нормального развития личности студентов данной категории. Куратор, В течение педагоггода психолог, социальный педагог, заместитель директора по УВР Учебный кабинет 18. Индивидуальная работа со Кабинет студентами «группы психолога риска»: диагностика беседы консультации Педагогпсихолог, соц. педагог Сентябрь В течение года Информирование студентов о последствиях совершения противоправных действий Своевременное решение проблем инвалидов и лиц с ОВЗ, профилактика асоциального, суицидального и аддиктивного поведения инвалидов и лиц с ОВЗ. Выявление и профилактика асоциального поведения Психологическое консультирование 19. Индивидуальная работа Кабинет по оказанию психолога психологической помощи студентам 1 курса с осложненным процессом адаптации, в целях полноценного развития личности Педагогпсихолог Октябрь Психологическая помощь студентам в период адаптации 20. Психологическая Кабинет консультация для психолога родителей инвалида и лиц с ОВЗ «Адаптация к условиям коллективного взаимодействия в группе» Педагогпсихолог 21. Консультирование по Кабинет вопросам обучения, психолога взаимоотношение в системе: «преподаватель студент», «студентстудент», детскородительские отношения. Изучение индивидуальных психологических особенностей студентовинвалидов и лиц с ОВЗ. ПедагогВ течение психолог, года кл.руковод итель, социальны й педагог. Профилактика неуспешности обучения. Сбор психологических данных о каждом студенте-инвалиде и лиц с ОВЗ. 22. Заполнение индивидуальной психологической карты инвалида и лиц с ОВЗ. Педагогпсихолог, кл.руковод итель, социальны й педагог. Педагогпсихолог В течение года Кабинет психолога Педагогпсихолог В течение года Возможность анализа индивидуальной психологической ситуации развития каждого инвалида и лиц с ОВЗ. Помощь родителям в выходе из кризисного состояния, вызванного заболевания ребенка и связанными с этим семейным и профессиональными проблемами. Доведение до родителей результатов психодиагностики Кабинет психолога Педагогпсихолог В течение года Кабинет психолога 23. Оказание Кабинет психологической помощи психолога родителям инвалидов и лиц с ОВЗ (беседы) 24. Индивидуальное консультирование студентов по результатам исследования психологических особенностей личности. 25. Оказание помощи преподавателям и кл.руководителям, с целью оптимизации форм общения преподавателей со студентами, родителями. Октябрь В течение года Оказание родителям студента-инвалида и лиц с ОВЗ помощи в разрешении проблем коллективного взаимодействия в условиях студенческого коллектива Уменьшение конфликтов: преподаватель - студент, студент - родители 26. Индивидуальное консультирование студентов (по запросу) 27. Итоговая диагностическая работа, заполнение индивидуальной психологической карты инвалида и лиц с ОВЗ. 28. Индивидуальная коррекционноразвивающая работа со студентами 1-3 курсов по запросам кл.руководителей, администрации 29. Групповая коррекционноразвивающая работа с студентами 1-3 курсов по запросам классных руководителей, администрации Кабинет психолога Педагогпсихолог В течение года Профилактика стресса у студентов. Кабинет психолога Педагогпсихолог Июнь Анализ проделанной работы, оценка эффективности реализации плана для каждого студента инвалида и лиц с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа Кабинет Педагог- В течение психолога психолог года Учебный кабинет Педагогпсихолог В течение года 30. Адаптационный тренинг Учебный кабинет Педагогпсихолог Сентябрьоктябрь 31. Социальнопсихологический тренинг «Твоя профессиональная карьера» Учебный кабинет Педагогпсихолог В течение года Повышение эффективности обучения, морально психологического состояния студентов, решение личных проблем Повышение эффективности обучения. Психологическая поддержка в сложных ситуациях, помощь в решении конфликтов, профилактика девиантного поведения Принятие студентами правил работы в группе, определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников; начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения, выработка навыков адаптированности у студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ. Формирование представления у студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ о профессиональной карьере и самореализации. 32. ИндивидуальноКабинет коррекционная работа с психолога инвалидами и лицами с ОВЗ, имеющими пропуски занятий по неуважительной причине и низкую успеваемость. Педагогпсихолог В течение года Осознание студентамиинвалидами и лицами с ОВЗ собственных проблем и их причин, совместный поиск решений. 33. Итоговая диагностика Педагогпсихолог Июнь Анализ мониторинга удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг. Учебный кабинет Организационно-методическая деятельность 34. Составление картотеки студентов Кабинет психолога Педагогпсихолог Сентябрь Выявление психологических проблем студентов, стоящих на различных видах учета 35. Выступления на родительских собраниях. Актовый зал Педагогпсихолог В течение года Формирование понимания у родителей подростковых проблем и их причин, совместный поиск решений. 36. Изучение социально психологопедагогической литературы Кабинет психолога Педагогпсихолог В течение года Повышение профессионального уровня 37. Оформление карт Кабинет психологического психолога сопровождения учащихся с отклоняющимся поведением Педагогпсихолог В течение года Выявление психологических проблем студентов, стоящих на различных видах учета 38. Организация и методическая подготовка к проведению психодиагностики студентов Кабинет психолога Педагогпсихолог Сентябрь Психодиагностическое обследование 39. Обработка результатов психодиагностики студентов в целях выявления трудностей Кабинет психолога Педагогпсихолог Октябрь Получение результата 40. Оформление анализа работы по адаптации студентов 1 курса к обучению в техникуме. Кабинет психолога Педагогпсихолог Октябрь Анализ выполненной работы 41. Подготовка стимульного Кабинет материала для проведения психолога психодиагностики студентов Педагогпсихолог Ноябрь Стимульный материал 42. Обработка результатов психодиагностического исследования, составление заключений. Кабинет психолога Педагогпсихолог Декабрь Получение результата 43. Разработка Кабинет индивидуальных и психолога групповых социально психологических программ для подростков Педагогпсихолог В течение года Сбор методического материала 44. Обработка результатов психодиагностики студентов Педагогпсихолог Январь Получение результата Педагогпсихолог По плану техникума Повышение 45. Кабинет психолога Участие в работе педагогических советов, методических объединений профессионального уровня 46. Посещение конференций Педагогпсихолог В течение года Повышение профессионального уровня 47. Формирование папок по профилактике суицида, наркомании Кабинет психолога Педагогпсихолог В течение года Сбор методического материала 48. Подготовка анализа работы педагогапсихолога за 2022-2023 учебный год Кабинет психолога Педагогпсихолог Июнь Анализ выполненной работы 49. Составление плана работы Кабинет на 2023-2024 учебный год психолога Педагогпсихолог Июнь Планирование деятельности педагогапсихолога Приложение 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Саратовский техникум отраслевых технологий» РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГРУППОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА Дата Группа Кол-во участник ов Название теста, анкетирование (автор) Характер диагностики, исследуемая функция Групповые формы работы Просвещение и профилактика Дата проведения Мероприятие Форма и тема выступления Количество участников Примечание Индивидуальные формы работы Индивидуальная диагностика Дата Первично или повторно ФИО Группа Цель исследования, методика ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА/ПРОСВЕЩЕНИЕ (занятия, родительские собрания, тренинги, педсоветы и др.) Дата Тема Адресат Примечания ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА Дата Ф.И. Группа Причина обращения Характер консультации, основная тематика Примечание ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Месяц ______________ Ф.И. обучающегося Дата Тема занятия