МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Абеляшев Василий Иванович Подписано цифровой подписью: Абеляшев Василий Иванович DN: cn=Абеляшев Василий Иванович, o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум отраслевых технологий", ou, email=goupu22@yandex.ru, c=RU Дата: 2024.05.06 15:44:12 +04'00' ПОЛОЖЕНИЕ о профориентационной работе в ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий» 1 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение устанавливает требования к структуре, целям, задачам, функциям по организации и проведению профориентационной работы в ГАПОУ СО «СТОТ» (далее – Техникум). 1.2. Техникум осуществляет профориентационную работу с обучающимися, получающими среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку, а также с обучающимися общеобразовательных организаций. 1.3. Положение о профориентационной работе разработано в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями); - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». - Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования ; - Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2023 г. № 05-592 «О направлении рекомендаций». «Рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования». - Уставом государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий». 1.4. В настоящем Положении используются следующие понятия: - профессиональная ориентация – специально организованная научно практическая деятельность, направленная на решение комплекса задач по оптимизацию процесса трудоустройства различных групп населения; 2 - профконсультант - педагогический работник Техникума, который обеспечивает организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Техникума осуществляет взаимодействие со специалистами муниципальных органов управления образованием, с их подведомственными организациями, отвечающими за профориентационную работу, а также с педагогическими работниками профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, взаимодействие с образовательными организациями, осуществляющими функции коррекции, со специалистами центров занятости населения, работниками предприятий в сфере профориентации; - профессиональное самоопределение обучающегося Техникуме – сознательное, ответственное принятие решения о получении профессионального образования или профессиональной подготовки по выбранной профессии, последующем трудоустройстве в соответствии с полученным документом о профессиональном образовании в сфере выбранной профессиональной деятельности; - профориентационная работа в Техникуме– проведение комплекса специальных мер содействия в профессиональном самоопределении и профессиональном воспитании обучающихся Техникума по подготовке конкурентно способных специалистов, востребованных на рынке труда; - служба профессиональной ориентации – специальное подразделение колледжа, использующее его ресурсы и объединяющее усилия руководящих работников, преподавателей, педагога-психолога, педагога – организатора, социальных педагогов, мастеров производственного обучения, воспитателей, библиотекарей, студенческого совета по осуществлению профориентационной работы с обучающимися; - профессиональное воспитание обучающихся– развитие способностей, склонностей, трудолюбия, работоспособности обучающихся, повышение у них осознанности профессионального выбора, формирование чувства профессионального долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства, готовности к трудовой деятельности по полученной профессии, профессиональной мобильности; - организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – система управленческих действий, направленных на создание условий для эффективной реализации задач психологопедагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Техникуме; - психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – создание условий и возможностей для продуктивного решения задач профессионального развития и саморазвития личности, 3 профессионального самоопределения и самореализации, оказание психологической поддержки и помощи обучающемуся в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития; виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) – одна из форм инновационной организации профориентационной работы, он создан на сайте Техникума как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом. - уголок профориентации – наглядный, информационный стенд профориентационной работы Техникума. 1.5. Профориентационная работа проводится в соответствии с перспективными и текущими планами работы, которые разрабатываются под руководством заместителя директора по учебной работе совместно с приемной комиссией Техникума. 1.6. Приказом директора Техникума назначается ответственный за профориентационную работу в Техникуме. 1.7. Профориентационная работа проводится по плану, составляемому на начало учебного года и утвержденному директором Техникума. 2. Цели и задачи профориентационной работы 2.1. Целью деятельности по профессиональной ориентации в профессиональной образовательной организации является: - формирование у обучающихся сознательного, ответственного отношения к получению профессионального образования или профессиональной подготовки, и последующего трудоустройства по выбранной профессии, воспитание конкурентно способного специалиста, обладающего активной жизненной позицией и профессиональной мобильностью. привлечение абитуриентов для обучения специальностям и профессиям, по которым ведется подготовка в Техникуме, создание условий для формирования обоснованной профессиональнообразовательной траектории будущих абитуриентов. 2.2. Основные задачи профориентационной работы: - обеспечение прав и социальных гарантий обучающихся в сфере профориентации; - - организация и осуществление взаимодействия с образовательными - учреждениями среднего общего образования Саратовской области и г.Саратова , Центрами занятости населения г.Саратова ; 4 - информирование населения о специальностях и профессиях, по которым ведется подготовка в Техникуме, обеспечение формирования контингента студентов по профессиям, специальностям обучения Техникума; - оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе абитуриентов Техникума; - развитие профессионального потенциала, ключевых профессиональных компетенций, обеспечивающих обучающимся успешность в будущей профессиональной деятельности, востребованность на рынке труда; - профессиональное воспитание обучающихся; - оказание дополнительной помощи и поддержки в решении проблем профессионального самоопределения обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении; - создание и эффективное функционирование системы профориентационной работы с лицами, в том числе с детьми с ОВЗ и инвалидностью; - проведение профориентационных мероприятий для обучающихся с использованием различных форм и методов. 3. Основные направления профориентационной работы в Техникуме. 3.1 Профориентационная работа осуществляется по каждой профессии, специальности или направлению, по которым ведется подготовка рабочих кадров, служащих и специалистов в Техникуме. Вместе с тем, в Техникуме не ущемляется право выбора абитуриентов. 3.2. Профориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых приемной комиссией, структурными подразделениями Техникума, кураторами (классными руководителями), мастерами производственного обучения. 3.3. Направления профориентационной работы Техникума : 3.3.1 Планово-организационное: - разработка плана работы по профориентации на текущий учебный год. 3.3.2. Профориентационная диагностика: - проведение профессиональной диагностики обучающихся; - обработка и анализ результатов диагностики. 5 3.3.3. Профориентационное консультирование: - проведение группового профконсультирования и карьерного консультирования для обучающихся; проведение индивидуального профконсультирования для обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся; проведение консультирования для преподавателей, мастеров производственного обучения по темам профориентационной работы с обучающимися. 3.3.4. Профориентационное информирование: - размещение актуальной справочной информации (график работы приемной комиссии, план приема на следующий учебный год, ссылки на сайты, полезные статьи) по профориентации, размещенные на сайте Техникум в разделе Абитуриенту, размещение рекламных баннеров в г.Саратове; - проведение занятий по ознакомлению обучающихся с возможностями профессиональной карьеры, потребностями региона в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка труда, льготами и социальными гарантиями для обучающихся через разные формы: беседы, классные часы, диспуты, лекции профориентационной тематики; экскурсии (на предприятия, организации и др.); ролевые и деловые игры; встречи с руководителями предприятий, с передовиками производства, молодыми специалистами и др.; 3.3.5. Встречи с будущими абитуриентами в общеобразовательных школах, встреча с родителями абитуриентов на родительских собраниях в общеобразовательных школах; проведение дополнительных индивидуальных занятий с обучающимися, испытывающими трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении 3.3.6. Профессиональное воспитание обучающихся. 3.3.7. Привлечение обучающихся к проведению профориентационных мероприятий для обучающихся общеобразовательных организаций. 3.3. Практико-ориентированный: - количество обучающихся, принявших участие в конкурсах и научнопрактических конференциях разного уровня по вопросам профориентации, в выставках, проектах и акциях профориентационного характера; - количество проведенных мастер-классов, профориентационных экскурсий, квестов. 6 4. Формы и методы профориентационной работы - организация и проведение личных встреч и бесед преподавателей и студентов Техникума с абитуриентами по выбору специальности (профессии), наиболее соответствующей их способностям, склонностям и подготовке; - изготовление рекламных материалов для поступающих: буклетов, информационных листовок, рекламных листков, рекламных роликов, рекламных баннеров и др.; - работа со средствами массовой информации (телевидение, печатные издания) по обеспечению приёма и популяризации профессий, специальностей, получаемых в Техникуме ; - организация и проведение профориентационных мероприятий в Техникуме Дней открытых дверей; - проведение ярмарок учебных мест совместно с центром занятости населения; - организация и проведение профессиональных проб по плану, составленному на начало учебного года, утвержденному директором Техникума ; - организация и проведение тематических экскурсий с абитуриентами; - информирование об организации платных дополнительных образовательных услуг в Техникуме для получения дополнительной профессии; - работа с родителями (законными представителями несовершеннолетнего) обучающегося по профессиональному самоопределению учащихся: - участие в родительских собраниях, информирование родителей о специальностях и профессиях, получаемых в Техникуме; - информирование о правилах приёма, перспективах развития рынка труда, разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации обучающихся – в выборе профессии; - профориентационные диагностика и консультации; - исследование мотивации выбора профессии; исследование профессиональных интересов; исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии. 7 5. Организация профориентационной работы 5.1. Работа по профориентации обучающихся в Техникуме осуществляется директором и другими сотрудниками Техникума, в должностных инструкциях которых указываются компетенции (трудовые функции), реализуемые ими в части осуществления профориентации обучающихся: - директор – организационная, контрольная функции; - заместитель директора по воспитательной работе – организационная, контрольная функции, обеспечение профориентационной направленности воспитательных программ, проведение мониторинга профессионального самоопределения обучающихся и анализ его результатов, проведение мониторинга результативности работы профессиональной образовательной организации по профессиональной ориентации, разработка программно- методического обеспечения деятельности по профориентации; - заместитель директора по учебно-производственной работе – организационная, контрольная функции по обеспечению профессиональной адаптации на рынке труда; - заместитель директора по ООП– координация деятельности преподавателей, других педагогических работников, представителей родительской общественности; - преподаватель – развитие познавательных и профессиональных интересов обучающихся, формирование у них ключевых компетенций, необходимых конкурентноспособному специалисту высокой квалификации, профессиональное воспитание; участие в профессиональном информировании обучающихся, проведение разъяснительной работы с родителями и потенциальными абитуриентами (учениками общеобразовательных школ) педагогическими работниками Техникума по профориентации путем личного посещения общеобразовательных школ Саратовской области и г.Саратова в соответствии с приказом директора Техникума о закреплении общеобразовательных школ за преподавателями Техникума с представлением письменного отчёта о количестве проведенных личных встреч с абитуриентами и их родителями; - педагог-психолог – оказание индивидуальной психологической поддержки обучающимся в профессиональном самоопределении, оказание дополнительной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении; 8 - социальный педагог – защита прав и социальных гарантий, оказание дополнительной помощи и поддержки в решении проблем профессионального самоопределения обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, организация индивидуально ориентированного профориентационного и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - кураторы (классные руководители) – участие в подготовке обучающихся к конкурсам в сфере профориентации, участие в методическом обеспечении деятельности по профориентации, участие в профессиональном информировании обучающихся Техникума, участие в профессиональном информировании обучающихся, проведение разъяснительной работы с родителями и потенциальными абитуриентами (учениками общеобразовательных школ) кураторами (классными руководителями) Техникума по профориентации абитуриентов путём личного посещения общеобразовательных школ Саратовской области и г.Саратова в соответствии с приказом директора Техникума о закреплении общеобразовательных школ за сотрудниками Техникума с представлением письменного отчёта о проведенных личных встречах с абитуриентами и их родителями; - мастера производственного обучения осуществляют консультирование абитуриентов и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения , участвуют в профессиональном информировании обучающихся, проведение разъяснительной работы с родителями и абитуриентами (учениками общеобразовательных школ) по профориентации путем личного посещения общеобразовательных школ Саратовской области и г.Саратова в соответствии с приказом директора Техникума о закреплении общеобразовательных школ за сотрудниками Техникума с представлением письменного отчёта о количестве проведенных личных встреч с абитуриентами и их родителями; 5.2. Работа по профориентации осуществляется на межведомственной основе во взаимодействии с родителями обучающихся, педагогическими работниками общеобразовательных организаций и ПОО, образовательных организаций высшего образования, работниками психолого-педагогических центров, центров занятости населения, с работниками предприятий и организаций. 5.3. Контроль за организацией работы по профориентации осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. 9 6. Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Профессиональная ориентация абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Особое значение при профессиональной ориентации имеет подбор одной или нескольких профессий или специальностей, доступных обучающемуся, в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями. Основными формами профориентационной работы в профессиональной образовательной организации являются дни открытых дверей, консультации по вопросам приема и обучения для данной категории обучающихся и родителей путем проведения личных встреч; рекламно-информационные материалы для данных обучающихся. 10