Положение о профориентационной работе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Абеляшев
Василий
Иванович

Подписано цифровой подписью:
Абеляшев Василий Иванович
DN: cn=Абеляшев Василий Иванович,
o=ГАПОУ СО "Саратовский техникум
отраслевых технологий", ou,
email=goupu22@yandex.ru, c=RU
Дата: 2024.05.06 15:44:12 +04'00'

ПОЛОЖЕНИЕ
о профориентационной работе в ГАПОУ СО «Саратовский техникум
отраслевых технологий»

1

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает требования к структуре, целям,
задачам, функциям по организации и проведению профориентационной
работы в ГАПОУ СО «СТОТ» (далее – Техникум).
1.2. Техникум осуществляет профориентационную работу с обучающимися,
получающими
среднее
профессиональное
образование
или
профессиональную
подготовку, а также с обучающимися
общеобразовательных организаций.
1.3. Положение о профориентационной работе разработано в соответствии с
нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24
августа 2022 г. № 762 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 27сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о
профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в
Российской Федерации».
- Федеральными государственными образовательными стандартами
среднего профессионального образования ;
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от
01.03.2023 г. № 05-592 «О направлении рекомендаций». «Рекомендации по
реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования».
- Уставом государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Саратовской области «Саратовский
техникум отраслевых технологий».
1.4. В настоящем Положении используются следующие понятия:
- профессиональная ориентация – специально организованная научно
практическая деятельность, направленная на решение комплекса задач по
оптимизацию процесса трудоустройства различных групп населения;

2

- профконсультант - педагогический работник Техникума, который обеспечивает
организационно-педагогическое
сопровождение
профессионального
самоопределения обучающихся Техникума осуществляет взаимодействие со
специалистами муниципальных органов управления образованием, с их
подведомственными организациями, отвечающими за профориентационную
работу, а также с педагогическими работниками профессиональных
образовательных организаций, образовательных организаций высшего
образования,
взаимодействие
с
образовательными
организациями,
осуществляющими функции коррекции, со специалистами центров занятости
населения, работниками предприятий в сфере профориентации;
- профессиональное самоопределение обучающегося Техникуме – сознательное,
ответственное принятие решения о получении профессионального образования
или профессиональной подготовки по выбранной профессии, последующем
трудоустройстве в соответствии с полученным документом о профессиональном
образовании в сфере выбранной профессиональной деятельности;
- профориентационная работа в Техникуме– проведение комплекса специальных
мер содействия в профессиональном самоопределении и профессиональном
воспитании обучающихся Техникума по подготовке конкурентно способных
специалистов, востребованных на рынке труда;
- служба профессиональной ориентации – специальное подразделение
колледжа, использующее его ресурсы и объединяющее усилия руководящих
работников, преподавателей, педагога-психолога, педагога – организатора,
социальных педагогов, мастеров производственного обучения, воспитателей,
библиотекарей,
студенческого
совета
по
осуществлению
профориентационной работы с обучающимися;
- профессиональное воспитание обучающихся– развитие способностей,
склонностей, трудолюбия, работоспособности обучающихся, повышение у них
осознанности
профессионального
выбора,
формирование
чувства
профессионального долга, ответственности, профессиональной чести и
достоинства, готовности к трудовой деятельности по полученной профессии,
профессиональной мобильности;
- организационно-педагогическое
сопровождение
профессионального
самоопределения – система управленческих действий, направленных на
создание условий для эффективной реализации задач психологопедагогического сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся в Техникуме;
- психолого-педагогическое
сопровождение
профессионального
самоопределения – создание условий и возможностей для продуктивного
решения задач профессионального развития и саморазвития личности,
3

профессионального
самоопределения
и
самореализации,
оказание
психологической поддержки и помощи обучающемуся в преодолении
деструктивных тенденций личностного и профессионального развития; виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) – одна
из форм инновационной организации профориентационной работы, он создан
на сайте Техникума как форма интерактивного общения и является
электронным информационным ресурсом.
- уголок
профориентации
–
наглядный,
информационный
стенд
профориентационной работы Техникума.
1.5. Профориентационная
работа
проводится
в
соответствии
с
перспективными и текущими планами работы, которые разрабатываются под
руководством заместителя директора по учебной работе совместно с приемной
комиссией Техникума.
1.6. Приказом директора Техникума назначается ответственный за
профориентационную работу в Техникуме.
1.7. Профориентационная работа проводится по плану, составляемому на
начало учебного года и утвержденному директором Техникума.
2. Цели и задачи профориентационной работы
2.1. Целью деятельности по профессиональной ориентации в
профессиональной образовательной организации является:
- формирование у обучающихся сознательного, ответственного отношения к
получению профессионального образования или профессиональной
подготовки, и последующего трудоустройства по выбранной профессии,
воспитание конкурентно способного специалиста, обладающего активной
жизненной позицией и профессиональной мобильностью.
привлечение абитуриентов для обучения специальностям и профессиям, по
которым ведется подготовка в Техникуме, создание условий для
формирования
обоснованной
профессиональнообразовательной
траектории будущих абитуриентов.
2.2. Основные задачи профориентационной работы:
- обеспечение прав и социальных гарантий обучающихся в сфере
профориентации;
-

-

организация и осуществление взаимодействия с образовательными

-

учреждениями среднего общего образования Саратовской области и
г.Саратова , Центрами занятости населения г.Саратова ;

4

-

информирование населения о специальностях и профессиях, по которым
ведется подготовка в Техникуме, обеспечение формирования контингента
студентов по профессиям, специальностям обучения Техникума;

-

оказание помощи приемной комиссии в качественном отборе абитуриентов
Техникума;

-

развитие профессионального потенциала, ключевых профессиональных
компетенций, обеспечивающих обучающимся успешность в будущей
профессиональной деятельности, востребованность на рынке труда;

-

профессиональное воспитание обучающихся;

-

оказание дополнительной помощи и поддержки в решении проблем
профессионального самоопределения обучающимся, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной
адаптации, находящимся в трудной жизненной ситуации, социально
опасном положении;

-

создание и эффективное функционирование системы профориентационной
работы с лицами, в том числе с детьми с ОВЗ и инвалидностью;

-

проведение профориентационных мероприятий для обучающихся с
использованием различных форм и методов.
3. Основные направления профориентационной работы в
Техникуме.

3.1 Профориентационная работа осуществляется по каждой профессии,
специальности или направлению, по которым ведется подготовка рабочих
кадров, служащих и специалистов в Техникуме. Вместе с тем, в Техникуме не
ущемляется право выбора абитуриентов.
3.2. Профориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий,
проводимых приемной комиссией, структурными подразделениями
Техникума,
кураторами
(классными
руководителями),
мастерами
производственного обучения.
3.3. Направления профориентационной работы Техникума :
3.3.1 Планово-организационное:
- разработка плана работы по профориентации на текущий учебный год.
3.3.2. Профориентационная диагностика:
-

проведение профессиональной диагностики обучающихся;

-

обработка и анализ результатов диагностики.
5

3.3.3. Профориентационное консультирование:
-

проведение
группового
профконсультирования
и
карьерного
консультирования для обучающихся;
проведение индивидуального профконсультирования для обучающихся и
родителей (законных представителей) обучающихся;
проведение
консультирования
для
преподавателей,
мастеров
производственного обучения по темам профориентационной работы с
обучающимися.
3.3.4. Профориентационное информирование:

-

размещение актуальной справочной информации (график работы приемной
комиссии, план приема на следующий учебный год, ссылки на сайты,
полезные статьи) по профориентации, размещенные на сайте Техникум в
разделе Абитуриенту, размещение рекламных баннеров в г.Саратове;

-

проведение занятий по ознакомлению обучающихся с возможностями
профессиональной карьеры, потребностями региона в квалифицированных
кадрах, содержанием и перспективами развития рынка труда, льготами и
социальными гарантиями для обучающихся через разные формы: беседы,
классные часы, диспуты, лекции профориентационной тематики;
экскурсии (на предприятия, организации и др.); ролевые и деловые игры;
встречи с руководителями предприятий, с передовиками производства,
молодыми специалистами и др.;

3.3.5. Встречи с будущими абитуриентами в общеобразовательных
школах, встреча с родителями абитуриентов на родительских собраниях в
общеобразовательных школах; проведение дополнительных индивидуальных
занятий с обучающимися, испытывающими трудности в освоении
образовательных программ, развитии и социальной адаптации, находящимися
в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении
3.3.6. Профессиональное воспитание обучающихся.
3.3.7. Привлечение обучающихся к проведению профориентационных
мероприятий для обучающихся общеобразовательных организаций.
3.3.

Практико-ориентированный:

-

количество обучающихся, принявших участие в конкурсах и научнопрактических конференциях разного уровня по вопросам профориентации,
в выставках, проектах и акциях профориентационного характера;

-

количество проведенных мастер-классов, профориентационных экскурсий,
квестов.

6

4. Формы и методы профориентационной работы
-

организация и проведение личных встреч и бесед преподавателей и
студентов Техникума с абитуриентами по выбору специальности
(профессии), наиболее соответствующей их способностям, склонностям и
подготовке;

-

изготовление рекламных материалов для поступающих: буклетов,
информационных листовок, рекламных листков, рекламных роликов,
рекламных баннеров и др.;

-

работа со средствами массовой информации (телевидение, печатные
издания) по обеспечению приёма и популяризации профессий,
специальностей, получаемых в Техникуме ;

-

организация и проведение профориентационных мероприятий в Техникуме
Дней открытых дверей;

-

проведение ярмарок учебных мест совместно с центром занятости
населения;

-

организация и проведение профессиональных проб по плану,
составленному на начало учебного года, утвержденному директором
Техникума ;

-

организация и проведение тематических экскурсий с абитуриентами;

-

информирование
об
организации
платных
дополнительных
образовательных услуг в Техникуме для получения дополнительной
профессии;

-

работа с родителями (законными представителями несовершеннолетнего)
обучающегося по профессиональному самоопределению учащихся:

-

участие в родительских собраниях, информирование родителей о
специальностях и профессиях, получаемых в Техникуме;

-

информирование о правилах приёма, перспективах развития рынка труда,
разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации
обучающихся – в выборе профессии;

-

профориентационные диагностика и консультации;

-

исследование
мотивации
выбора
профессии;
исследование
профессиональных интересов; исследование соответствия личностных
качеств учащихся выбранной профессии.

7

5. Организация профориентационной работы
5.1. Работа по профориентации обучающихся в Техникуме
осуществляется директором и другими сотрудниками Техникума, в
должностных инструкциях которых указываются компетенции (трудовые
функции), реализуемые ими в части осуществления профориентации
обучающихся:
- директор – организационная, контрольная функции;
- заместитель директора по воспитательной работе – организационная,
контрольная функции, обеспечение профориентационной направленности
воспитательных программ, проведение мониторинга профессионального
самоопределения обучающихся и анализ его результатов, проведение
мониторинга
результативности
работы
профессиональной
образовательной организации по профессиональной ориентации,
разработка программно- методического обеспечения деятельности по
профориентации;
- заместитель директора по учебно-производственной работе –
организационная,
контрольная
функции
по
обеспечению
профессиональной адаптации на рынке труда;
- заместитель
директора
по
ООП–
координация
деятельности
преподавателей, других педагогических работников, представителей
родительской общественности;
- преподаватель – развитие познавательных и профессиональных интересов
обучающихся, формирование у них ключевых компетенций, необходимых
конкурентноспособному
специалисту
высокой
квалификации,
профессиональное
воспитание;
участие
в
профессиональном
информировании обучающихся, проведение разъяснительной работы с
родителями
и
потенциальными
абитуриентами
(учениками
общеобразовательных школ) педагогическими работниками Техникума по
профориентации путем личного посещения общеобразовательных школ
Саратовской области и г.Саратова в соответствии с приказом директора
Техникума о закреплении общеобразовательных школ за преподавателями
Техникума с представлением письменного отчёта о количестве
проведенных личных встреч с абитуриентами и их родителями;
- педагог-психолог – оказание индивидуальной психологической поддержки
обучающимся в профессиональном самоопределении, оказание
дополнительной помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации,
находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном
положении;
8

-

социальный педагог – защита прав и социальных гарантий, оказание
дополнительной помощи и поддержки в решении проблем
профессионального самоопределения обучающимся, находящимся в
трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, организация
индивидуально
ориентированного
профориентационного
и
постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;

-

кураторы (классные руководители) – участие в подготовке обучающихся к
конкурсам в сфере профориентации, участие в методическом обеспечении
деятельности по профориентации, участие в профессиональном
информировании обучающихся Техникума, участие в профессиональном
информировании обучающихся, проведение разъяснительной работы с
родителями
и
потенциальными
абитуриентами
(учениками
общеобразовательных школ) кураторами (классными руководителями)
Техникума по профориентации абитуриентов путём личного посещения
общеобразовательных школ Саратовской области и г.Саратова в
соответствии с приказом директора Техникума о закреплении
общеобразовательных школ за сотрудниками Техникума с представлением
письменного отчёта о проведенных личных встречах с абитуриентами и их
родителями;

-

мастера производственного обучения осуществляют консультирование
абитуриентов и их родителей (законных представителей) по вопросам
профессионального самоопределения , участвуют в профессиональном
информировании обучающихся, проведение разъяснительной работы с
родителями и абитуриентами (учениками общеобразовательных школ) по
профориентации путем личного посещения общеобразовательных школ
Саратовской области и г.Саратова в соответствии с приказом директора
Техникума о закреплении общеобразовательных школ за сотрудниками
Техникума с представлением письменного отчёта о количестве
проведенных личных встреч с абитуриентами и их родителями;

5.2. Работа по профориентации осуществляется на межведомственной основе
во взаимодействии с родителями обучающихся, педагогическими
работниками общеобразовательных организаций и ПОО, образовательных
организаций высшего образования, работниками психолого-педагогических
центров, центров занятости населения, с работниками предприятий и
организаций.
5.3. Контроль за организацией работы по профориентации осуществляет
заместитель директора по воспитательной работе.

9

6. Организация профориентационной работы с абитуриентами из
числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья
Профессиональная ориентация абитуриентов с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья в профессиональных
образовательных
организациях
должна
способствовать
их
осознанному и адекватному профессиональному самоопределению.
Особое значение при профессиональной ориентации имеет подбор
одной или нескольких профессий или специальностей, доступных
обучающемуся,
в
соответствии
с
состоянием
здоровья,
рекомендациями, указанными в индивидуальной программе
реабилитации, его собственными интересами, склонностями и
способностями.
Основными
формами
профориентационной
работы
в
профессиональной образовательной организации являются дни
открытых дверей, консультации по вопросам приема и обучения для
данной категории обучающихся и родителей путем проведения
личных встреч; рекламно-информационные материалы для данных
обучающихся.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».