Приложение 6.11 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ОУД.11 География Специальность/профессия 38.02.08 Торговое дело Квалификация выпускника Специалист торгового дела Нормативный срок обучения 2 года 10 месяцев Форма обучения очная Саратов 2024 г. Рабочая программа учебной дисциплины «ОУД.11 География» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности_38.02.08 Торговое дело, утверждённого приказом Минпросвещения России от 19.07.2023 № 548 (Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 №74906), ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями), редакция с изменениями № 732 от 12.08.2022г., в соответствии с примерной рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «География». Организация- разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Составитель: Горбачева Е.В., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовского техникума отраслевых технологий» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 26 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 33 4 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 35 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 37 6.ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 43 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины «ОУД.11 География» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.08 Торговое дело. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС/ППССЗ Учебная дисциплина «ОУД.11 География» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы по специальности 38.02.08 Торговое дело, так как входит в состав обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» в соответствии с ФГОС СОО, и изучается в общеобразовательном цикле ОПОП СПО на базовом уровне. 1.3. Цели и результаты освоения общеобразовательной дисциплины 1.3.1 Цель общеобразовательной дисциплины Главной целью предмета «ОУД.11 География» выступает комплексное воздействие различных организационных форм, средств и методов, технологий на личность будущего специалиста с учётом особенностей профессиональной деятельности. 1.4.Планируемыерезультатыосвоенияобщеобразовательнойдисциплинывсоответстви и с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Особое значение дисциплина профессиональных (ПК) компетенций: имеет при формировании общих (ОК) и Общие компетенции Код и наименование компетенций Планируемые результаты Общие компетенции ОК 01 Выбирать В части трудового воспитания: способы решения - готовность к труду, осознание ценности мастерства, задач трудолюбие; профессиональной - готовность к активной деятельности технологической и деятельности социальной направленности, способность инициировать, применительно планировать и самостоятельно выполнять такую к различным деятельность; контекстам - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; Дисциплинарные - П1 понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; - П2 освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - П3 сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; явлений; устанавливать взаимосвязи между социальноэкономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - П4 владение географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - П5 сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации результатов наблюдения; формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения; - П2 освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - П6 сформированность умений находить и использовать различные источники географической Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности; информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; самостоятельно 2 Tf( находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач; - П7 владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практикоориентированных задач ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях В области духовно-нравственного воспитания: -сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; - П8 сформированность умений применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; ОК 04 Эффективно - готовность к саморазвитию, самостоятельности и взаимодействовать самоопределению; и работать в -овладение навыками учебно-исследовательской, коллективе и команде проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять - П4 владение географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать - П2 освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - П3 сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать объектов, явлений и процессов; проводить конфликты; классификацию географических объектов, процессов и - развернуто и логично излагать свою точку зрения с явлений; устанавливать взаимосвязи между социальноиспользованием языковых средств; экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения - осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в - П1 понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; П8 сформированность умений применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности - П9 сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; - П3 сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социальноэкономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; - П8 сформированность умений применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - П9 сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; - П10 - сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем. - П2 освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; - П4 владение географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - П8 сформированность умений применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; - П9 сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; Профессиональные компетенции Код и наименование компетенции ПК 1.1. Проводить сбор и анализ информации о потребностях субъектов рынка на товары и услуги, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий Показатели освоения компетенции Навыки: поиска и систематизации открытых источников информации о внутренних и внешних рынках для сбыта товарной продукции; проведение анализа и оценки объема спроса на товарную продукцию организации на внутренних и внешних рынках; обработки, формирования и хранения данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей); составления перечня требований внешних рынков к товарной продукции организации; Дисциплинарные П 8 сформированность умений применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социальноэкономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия подготовки рекомендаций по омологации товарной природы и общества для решения учебных и (или) продукции по итогам анализа требований практико-ориентированных задач; определенного внешнего рынка; проведения анализа конъюнктуры и емкости товарных рынков, мониторинга внутренних и внешних рынков; подготовки аналитических документов по конкурентным преимуществам продукции организации на внешних рынках. Умения: пользоваться современными поисковыми системами П9 сформированность умений применять для сбора информации о внешних и внутренних географические знания для оценки разнообразных рынках; явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику проводить исследование рынка поставщиков, создавать важнейших социально-экономических и и вести базу поставщиков и покупателей товаров; геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические обобщать и систематизировать коммерческую процессы и явления; информацию, формировать базы данных с информацией о ценах на товары, работы, услуги, требованиях внешних и внутренних рынков к товарной продукции, статистически ее обрабатывать в формате электронных таблиц и формулировать аналитические выводы; анализировать внешнюю конкурентную среду для выявления аналогичных или взаимозаменяемых товаров; создавать и вести информационную базу данных поставщиков и покупателей; составлять документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию; обобщать полученную информацию, обрабатывать ее с применением программных продуктов; обобщать и систематизировать коммерческую информацию для подготовки сводных отчетов и аналитических материалов. Знания: методов и инструментов работы с базами данных внутренних и внешних рынков; требований к порядку заполнения и ведения рабочей документации, схем электронного документооборота; ПК 1.2. Устанавливать хозяйственные связи с поставщиками и потребителями товаров и услуг, в том числе с применением коммуникативных возможностей искусственного интеллекта П2 освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической для определения положения и стандартов и требований внешних рынков к товарной информации взаиморасположения объектов в пространстве; продукции. описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; Навыки: оформления договоров с поставщиками и П10 сформированность знаний об основных проблемах потребителями товаров и услуг; взаимодействия природы и общества, о природных и мониторинга поставщиков (подрядчиков, социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем исполнителей) и заказчиков в сфере закупок; установления контактов с деловыми партнерами, взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить заключения договоров, предъявления претензий; составления деловых писем, предложений, заказов на примеры возможных путей решения глобальных проблем. поставку товаров, проведения безналичных расчетов. Умения: применять нормы гражданского законодательства в области регулирования договорных отношений; осуществлять выбор поставщиков; оформлять заказы на поставку товаров с применением компьютерных программ; составлять документы, деловые письма, предложения, заказы на поставку товаров, осуществлять безналичные П6 сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, расчеты, в т. ч. с использованием современных технических средств; создавать и вести информационную базу поставщиков и покупателей с применением технологий больших данных; обобщать полученную информацию, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы, архивировать полученную информацию и обеспечивать ее безопасность; работать в единой информационной системе. Знания: правовых норм оформления и заключения договоров с поставщиками и потребителями товаров и услуг; структуры и содержания договора поставки, спецификации и сопроводительного письма критериев; поиска и методов отбора поставщиков; методов и инструментов работы с базами больших данных; требований к порядку заполнения и ведения рабочей документации, схем электронного документооборота. особенностей составления закупочной документации; статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; самостоятельно 2 Tf( находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач; П1 понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; ПК 3.1. Осуществлять формирование клиентской базы и ее актуализацию на основе информации о потенциальных клиентах и их потребностях, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий методов определения и обоснования начальных максимальных цен контракта. Навыки: сбора, формирования, обработки, анализа и актуализации информации о клиентах и их потребностях; поиска и выявления потенциальных клиентов; формирования и актуализации клиентской базы; проведения мониторинга деятельности конкурентов. Умения: работать с различными источниками информации и использовать ее открытые источники для расширения клиентской базы и доступные информационные ресурсы организации; вести и актуализировать базу данных клиентов; формировать отчетную документацию по клиентской базе; анализировать деятельность конкурентов; определять приоритетные потребности клиента и фиксировать их в базе данных; планировать исходящие телефонные звонки, встречи, переговоры с потенциальными и существующими клиентами; вести реестр реквизитов клиентов; П2 освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; П6 сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; использовать программные продукты. Знания: специализированных программных продуктов; методики выявления потребностей клиентов. определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; самостоятельно 2 Tf( находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач; П4 владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; 1.2.4 Личностные результаты ЛР 5 ЛР 6 ЛР 8 ЛР 11 ЛР 12 ЛР 18 ЛР 24 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основам и эстетической культуры Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством Опыт научно-исследовательской деятельности в рамках студенческого научного сообщества 1.2.5 Метапредметные результаты освоения образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): 1. Познавательные универсальные учебные действия. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия. 3. Регулятивные универсальные учебные действия. 1.2.5.1 Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; М.1.УУД.а.4 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; М.1.УУД.а.5 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; М.1.УУД.6 б) базовые исследовательские действия М.1.УУД.б.1 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; М.1.УУД.б.2 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; М.1.УУД.б.3 овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; М.1.УУД.б.4 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; М.1.УУД.б.5 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; М.1.УУД.б.6 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; М.1.УУД.б.7 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; М.1.УУД.б.8 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; М.1.УУД.б.8 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; М.1.УУД.б.9 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; М.1.УУД.б.10 уметь интегрировать знания из разных предметных областей; М.1.УУД.б.11 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; М.1.УУД.в в) работа с информацией: М.1.УУД.в.1 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; М.1.УУД.в.2 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; М.1.УУД.в.3 оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; М.1.УУД.а М.1.УУД.а.1 М.1.УУД.а.2 М.1.УУД.а.3 М.1.УУД.в.4 М.1.УУД.в.5 М.1.УКД.а. М.1.УКД.а.1 М.1.УКД.а.2 М.1.УКД.а.3 М.1.УКД.а.4 М.1.УКД.а.5 М.1.УКД.б. М.1.УКД.б.1 М.1.УКД.б.2 М.1.УКД.б.3 М.1.УКД.б.4 М.1.УКД.б.5 М.1.УКД.б.6 М.1.УРД.а. М.1.УРД.а.1 М.1.УРД.а.2 М.1.УРД.а.3 М.1.УРД.а.4 М.1.УРД.а.5 М.1.УРД.б. М.1.УРД.б.1 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. 1.2.5.2 Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; развернуто и логично излагать свою точку зрения е использованием языковых средств; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; б) совместная деятельность понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений частников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. 1.2.5.3 Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень б) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность оценивать соответствие результатов целям; М.1.УРД.б.2 М.1.УРД.б.3 М.1.УРД.б.4 М.1.УРД.в. М.1.УРД.в.1 М.1.УРД.в.2 М.1.УРД.в.3 М.1.УРД.в.4 М.1.УРД.в.5 М.1.УРД.в.6 М.1.УРД.в. М.1.УРД.г.1 М.1.УРД.г.2 М.1.УРД.г.3 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; г) принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки. 1.2.6. Предметные результаты освоения образовательной программы: П Предметные результаты по дисциплине «География» (базовый уровень) должны отражать: П.1 понимать роль и место современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития; освоить и применить знания о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве; П.2 П.3 сформировать системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных П.4 П.5 П.6 П.7 П. 8 географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний; владеть географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму фиксации результатов наблюдения; формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения; сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно 2 Tf( находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач; владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач сформированность умений применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; П.10 сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных проблем. П.9 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 72 в т.ч. 1. Основное содержание 56 в т. ч.: теоретическое обучение 48 практическое обучение 8 2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 14 в т. ч.: теоретическое обучение 2 практические занятия 12 Дифференцированный зачет 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География» Наименование разделов и тем Тема 1.1. Современная политическая карта мира № занятия 1-2 3-4 5-6 7-8 Тема 1.2 География мировых природных ресурсов 9-10 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Раздел 1. Общая характеристика мира Основное содержание Введение. Источники географической информации. География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Источники географической информации и методы работы с ними. Традиционные и новые методы географических исследований. Географические карты различной тематики и их практическое использование. «Сырые» источники информации и методы работы с ними (видеоблоги, тематические группы в соцсетях, художественная литература, путеводители, карты – их критический анализ) Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Субъекты политической карты мира. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социальноэкономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. Понятие о политической географии. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Региональные и локальные конфликты. Основные политические и военные союзы в современном мире Практическое занятие: № 1: «Ознакомление с политической картой мира» Основное содержание Теоретическое обучение Мировые природные ресурсы. Ресурсообеспеченность. Классификация видов природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические, агроклиматические и т.д.). Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. 42 8 2 Формируемые общие и профессионал ьные компетенции ОК 02. ОК 04. ОК 09. П.2П.4 П. 6. П.7. П.8 П.9. Л.Р.18 2 2 2 6 2 ОК 01.ОК 02. ОК 03.ОК 05. ОК 06.ОК 07 П.4. П.5. П.6. П.7 Л.Р.18 Природно-ресурсный потенциал. Рациональное использование ресурсов и охрана окружающей среды 13-14 Практическое занятие: № 2: «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору)» Основное содержание 15-16 Теоретическое обучение Современная демографическая ситуация. Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития Современная структура населения Половозрастная структура населения. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения мира. Социальная структура общества 17-18 Занятость населения. Размещение населения. Экономически активное и самодеятельное население. Качество рабочей силы в различных странах мира. Особенности размещения населения в регионах и странах мира. Миграции населения, их основные причины и направления. Урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира «Ложная» урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы 19-20 Практическое занятие: № 3: «Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира (особенности демографической ситуации, расселения, сравнительная оценка качества жизни населения, сравнительная оценка культурных традиций народов и др.)» Основное содержание 21-22 Современные особенности развития мирового хозяйства. Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Социально-экономические модели стран. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике 11-12 Тема 1.3 География населения мира Тема 1.4 Мировое хозяйство 2 2 6 2 ОК 01 ОК 02 П.1.П.2 П.3 П.4. П.5. П.6. П.7 П.9. Л.Р.5, Л.Р.6, Л.Р.8, Л.Р.12 2 2 22 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 П.1.П.2 П.3 П.4. П.5. П.6. П.7 П.8 П.9. Л.Р.18 ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 3.1. Тема 2.1. Зарубежная Европа 23-24 География основных отраслей мирового хозяйства Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Топливный баланс мира. Рост производства различных видов топлива. Газовая, нефтяная, угольная промышленность мира. Альтернативные источники энергии. Географические особенности развития мировой электроэнергетики 25-26 Чёрная и цветная металлургия. Современное развитие чёрной металлургии мира. Металлургические базы мира. Географические особенности развития цветной металлургии мира. Факторы размещения предприятий цветной металлургии 27-28 Машиностроение. Отраслевая структура машиностроения. Развитие отраслей машиностроения в мире. Главные центры машиностроения 29-30 Транспортный комплекс Транспортный комплекс и его современная структура. Грузо- и пассажирооборот транспорта. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты 31-32 Химическая промышленность. Лесная (лесоперерабатывающая) и лёгкая промышленность Географические особенности развития химической, лесной и лёгкой промышленности 33-34 Сельское хозяйство Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства 35-36 Практическое занятие № 4: «Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил» Профессионально-ориентированное содержание 37-38 География отраслей непроизводственной сферы. Основные направления международной торговли товарами и услугами. Особенности современной торговли услугами 39-40 Практическое занятие № 4: «Определение и обозначение стран международной торговли товарами Раздел 2. Региональная характеристика мира Основное содержание 41-42 Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 26 6 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 Тема 2.2. Зарубежная Азия Тема 2.3. Африка Характеристика природноресурсного потенциала. Особенности населения Хозяйство стран Зарубежной Европы. Сельское хозяйство. Транспорт. Туризм. Особенности отраслевого состава промышленности. Особенности развития сельского хозяйства Зарубежной Европы. Уровень развития транспорта и туризма в Европе. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Европе 43-44 Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Профессионально-ориентированное содержание 45-46 Практическое занятие № 5: «Характеристика стран Зарубежной Европы во внешней торговле товарами» Основное содержание 47-48 Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. «Горячие точки» современной зарубежной Азии. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов зарубежной Азии. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Азии 49-50 Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Профессионально-ориентированное содержание 51-52 Практическое занятие № 6: «Характеристика стран Зарубежной Азии во внешней торговле товарами» Основное содержание 53-54 Теоретическое обучение Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала и особенности населения Африки Хозяйство стран Африки. Особенности хозяйства стран Африки. Особенности развития субрегионов Африки. Экономическая отсталость материка и пути ее преодоления. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Африке П.1. П.2 П.3 П.4. П.5. П.6 П.7. П.8. П.9 Л.Р.18 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 3.1. 2 2 2 6 2 2 ОК 03 П.1П.2. П.3. П.4. П.5. П.6. П.7.П.8 Л.Р.5 Л.Р.6 Л.Р.8 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 3.1. 2 2 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 П.1П.2. П.3 П.4. П.5. П.6. П.7.П.8 Л.Р.5 Л.Р.6 Л.Р.8 Основное содержание Тема 2.4. Америка 55-56 57-58 59-60 61-62 Тема 2.5. Австралия и Океания Тема 2.6. Россия в современном мире 63-64 65-66 Теоретическое обучение Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Северной Америке США. США, Канада, как ведущие страны Северной Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природноресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Латинской Америке. Профессионально-ориентированное содержание Практическое занятие № 7: «Составление характеристики стран Северной и Латинской Америки во внешней торговле товарами» Основное содержание Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. Развитие и размещение предприятий профильной отрасли в Австралии и Океании Основное содержание Профессионально-ориентированное содержание Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Место России в мировом хозяйстве, ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации РФ. Развитие и размещение предприятий 8 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 П.1 П.2.П.3 П.4. П.5. П.6.П.7. П.8 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 3.1. ПК 4.8. Л.Р.5 Л.Р.6 Л.Р.8 2 2 2 2 4 2 2 ОК 01. ОК 02. ОК 03. П.1П.2., П.3, П.4. П.5. П.6. П.7.П.8 Л.Р.5, Л.Р.6, Л.Р.8 ОК 01 ОК 02. ОК 03. П.1 П.2. П.3 П.4. П.5. П.6. П.7.П.8 Тема 3.1. Классификация глобальных проблем. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты ИТОГО . профильной отрасли в России. Роль России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда 67-68 Практическое занятие № 8: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России» Раздел 3. Глобальные проблемы человечества Основное содержание 69-70 Глобальные проблемы человечества. Глобальные процессы. Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных и общественных. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Влияние предприятий профильной отрасли на глобальные проблемы. Роль географии в решении глобальных проблем человечества 71-72 Дифференцированный зачёт 2 4 4 2 2 72 Л.Р.5 Л.Р.6 Л.Р.8 ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 3.1. ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 Л.Р.18 П.1 П.2. П.3 П.4. П.5. П.6. П.7.П.8. П.9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы дисциплины «География» имеется учебный кабинет географии. 3.1.1. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект географических карт; -комплект контурных карт. 3.1.2. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением; - мультимедийный проектор; - экран; - аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций. 3.1.3. Демонстрационные материалы Настенные карты, презентации. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 1.Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. 2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения. 3.2.1 Основные источники (печатные издания) 1. Гладкий Ю.Н. География 10-й класс: Учебник./Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.-5е изд., М.: Издательский центр «Просвещение», 2023. 271 с. 2. Гладкий Ю.Н. География 11-й класс: Учебник./Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.-5е изд., М.: Издательский центр «Просвещение», 2022. 223 с. 3.2.2 Электронные издания (ресурсы) 1. www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации). 2. www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»). 3. www. geo. 1september.ru 4. www.encarta.ru 5. www.curator.ru – сайт о бизнес-образовании в России 6. www.geo2000.nm.ru – сайт о географии. 3.2.3 Дополнительные источники (печатные издания) 1. Баранчиков Е.В. География для профессий и социально-экономического профиля: Учебник./ Е.В. Баранчиков.-3-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2021. 320 с. 2. Атлас Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.: Дрофа, издательство ДИК, 2022 3. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс/ Е.А Жижина.М.:ВАКО,2022.- 96 с. 4. Жижина Е.А, Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии.10 класс-М: ВАКО,2022.- 320 с. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала. Общая/профессиональная компетенция ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных Раздел/Тема Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4 Р 2, Темы 2.1 - 2.6 Р 3, Тема 3.1 Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4 Р 2, Темы 2.1 - 2.6 Р 3, Тема 3.1 Р 1, Тема 1.3; 1.4. Р 2, Темы 2.1 - 2.6 Р 3, Тема 3.1 Р 1, Темы 1.1., 1.4. Р 3, Тема 3.1 Р 1, Темы 2.1, 2.2 Р 3, Темы 3.1 Р 1, Темы 1.2. Р 3, Тема 3.1 Тип оценочных мероприятий - тестирование; -кейс задания; -составление словаря терминов, либо кроссворда; -географический диктант; -устный опрос; -фронтальный письменный опрос; -эссе, доклады, рефераты; -оценка составленных презентаций по темам раздела; - оценка работы с картами атласа мира; -заполнение контурных карт; -контрольная работа; -оценка самостоятельно выполненных заданий; -дифференцированный зачет проводится в форме тестирования российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ПК 1.1. Проводить сбор и анализ информации о потребностях субъектов рынка на товары и услуги, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий ПК 1.2. Устанавливать хозяйственные связи с поставщиками и потребителями товаров и услуг, в том числе с применением коммуникативных возможностей искусственного интеллекта ПК 3.1. Осуществлять формирование клиентской базы и ее актуализацию на основе информации о потенциальных клиентах и их потребностях, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий Р 1, Темы 1.2. Р 3, Тема 3.1 Р 1, Тема 1.1. Р1, Тема 1.4, Р2, Тема 2.1, 2.2, Тема 2.4, Тема 2.6 Р1, Тема 1.4, Р2, Тема 2.1, 2.2, Тема 2.4, Тема 2.6 Р1, Тема 1.4, Р2, Тема 2.1, Тема 2.2, Тема 2.4, Тема 2.6 защита реферата; составление кроссворда; фронтальный опрос; контрольное тестирование; оценивание практической работы; тестирование; тестирование (контрольная работа по теории); ГОСУДАРСТВЕСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2024 – 2025 учебный год Дисциплина: География Специальность код: 38.02.08 Торговое дело Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет 2 12 Промежуточная аттестация 8 Консультации 48 Теоретические занятия Практические занятия Лабораторные занятия 72 Лабораторные занятия - Практические занятия Всего учебных занятий 72 Теоретические занятия Самостоятельная работа обучающегося Учебная нагрузка обучающихся, часов Занятия во взаимодействии с преподавателем, часов прикладной модуль Основное содержание (практическая подготовка) Объём образовательной программы 1 № группы Курс и семестр обучения Преподаватель: Горбачева Елена Вячеславовна, преподаватель ГАПОУ СО «Саратовского техникума отраслевых технологий» 2 Наименование разделов и тем 1 курс 1 семестр Раздел 1. Общая характеристика мира Тема 1.1. Современная политическая карта мира 1-2 Введение. Источники географической информации. География как наука Количество часов № занятия Планирование содержания дисциплины Тип учебного занятия (в соответствии с УМК) Средства обучения Типы оценочны х мероприя тий 34 8 Основное содержание 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . 3-4 Политическая карта мира. 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . 5-6 Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . 7-8 Практическое занятие № 1: Ознакомление с политической картой мира 2 Практическое занятие Методически е указания. Тема 1.2 География мировых природных ресурсов 6 9-10 Мировые природные ресурсы. 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . 11-12 Природно-ресурсный потенциал. 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . Фронта льный опрос, выполн ение Фронта льный опрос, выполн ение Тестиро вание, фронта льный опрос Фронта льный опрос, оценива ние практич еской работы. Основное содержание Фронта льный опрос, выполн ение Тестиро вание, фронта льный опрос Самостоят ельная работа (Д/з) 13-14 Практическое занятие № 2: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору) Тема 1.3 География населения мира 15-16 Современная демографическая ситуация. 2 6 2 Практическое занятие Методически е указания. Основное содержание Лекция Мультимедий ное оборудование . 17-18 Занятость населения. Размещение населения. 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . 19-20 Практическое занятие № 3: Анализ особенностей населения в различных странах и регионах мира 2 Практическое занятие Методически е указания. Тема 1.4 Мировое хозяйство 22 Фронта льный опрос, оценива ние практич еской работы. Фронта льный опрос, выполн ение Тестиро вание, фронта льный опрос Фронта льный опрос, оценива ние практич еской работы. Основное содержание 21-22 Современные особенности развития мирового хозяйства. 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . 23-24 География основных отраслей мирового хозяйства 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . 25-26 Чёрная и цветная металлургия. 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . 27-28 Машиностроение. 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . 29-30 Транспортный комплекс 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . Фронта льный опрос, выполн ение Фронта льный опрос, выполн ение Фронта льный опрос, выполн ение Фронта льный опрос, выполн ение Фронта льный опрос, выполн ение Химическая промышленность. Лесная и лёгкая промышленность 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . 33-34 Сельское хозяйство 2 Лекция Мультимедий ное оборудование . 35-36 Практическое занятие № 4: Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил 2 Практическое занятие Методически е указания. 37-38 География отраслей непроизводственной сферы. Практическое занятие Методически е указания. 31-32 4 2 1 курс 2 семестр 39-40 Практическое занятие № 1: Определение и обозначение стран международной торговли товарами 38 2 Раздел 2. Региональная характеристика мира Тема 2.1. Зарубежная Европа 41-42 Место и роль Зарубежной Европы в мире 26 Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. 2 43-44 45-46 Практическое занятие № 2: Характеристика стран Зарубежной Европы во внешней торговле товарами Тема 2.2.Зарубежная Азия 6 2 2 2 6 Фронта льный опрос, выполн ение Тестиро вание, фронта льный опрос Фронта льный опрос, оценива ние практич еской работы. Профессионально-ориентированное содержание Лекция Мультимедий Фронта ное льный оборудование опрос . Основное содержание Лекция Мультимедий ное оборудование . Лекция Мультимедий ное оборудование . Фронта льный опрос, оценива ние практич еской работы. Фронта льный опрос Тестиро вание, фронта льный опрос Профессионально-ориентированное содержание Практическое Методически Фронта занятие е указания. льный опрос, оценива ние практич еской работы. Основное содержание 47-48 Место и роль Зарубежной Азии в мире. 2 Лекция 49-50 Япония, Китай, Индия и страны Персидского залива как ведущие страны Зарубежной Азии. 2 Лекция 51-52 Практическое занятие № 3: Характеристика стран Зарубежной Азии во внешней торговле товарами Тема 2.3.Африка 53-54 Место и роль Африки в мире. Тема 2.4. Америка 2 2 2 2 8 Место и роль Северной Америки в мире. 2 Лекция 57-58 США, Канада, как ведущие страны Северной Америки. 2 Лекция 59-60 Место и роль Латинской Америки в мире. 2 Лекция 61-62 Практическое занятие № 4: «Составление характеристики стран Северной и Латинской Америки во внешней торговле товарами» Тема 2.5. Австралия и Океания 63-64 Место и роль Австралии и Океании в мире. 2 2 Тема 2.6. Россия в современном мире 65-66 Россия на политической карте мира. 4 2 Фронта льный опрос Тестиро вание, фронта льный опрос Профессионально-ориентированное содержание Практическое Методически Фронта занятие е указания. льный опрос, оценива ние практич еской работы. Основное содержание Лекция Основное содержание 55-56 2 2 Мультимедий ное оборудование . Мультимедий ное оборудование . Мультимедий ное оборудование . Мультимедий ное оборудование . Фронта льный опрос Тестиро вание, фронта льный опрос Мультимедий Фронта ное льный оборудование опрос . Профессионально-ориентированное содержание Практическое Методически Фронта занятие е указания. льный опрос, оценива ние практич еской работы. Основное содержание Лекция Мультимедий Фронта ное льный оборудование опрос . Профессионально-ориентированное содержание Лекция Мультимедий Фронта ное льный оборудование опрос . Практическое занятие № 5: «Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России» 2 Раздел 3. Глобальные проблемы человечества Тема 3.1. Классификация глобальных проблем. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты 69-70 Глобальные проблемы человечества 4 2 Лекция Промежуточная аттестация. 2 Дифференциров анный зачет. 67-68 71-72 Итого 4 72 34/ 38 Практическое занятие Методически е указания. Фронта льный опрос, оценива ние практич еской работы. Основное содержание Мультимедий ное оборудование . Методически е указания. Фронта льный опрос Тестиро вание 6.ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Роль России в мировом хозяйстве. Ведущие позиции в мире товарного экспорта в США. Ведущие позиции в мире товарного экспорта в Германии. Ведущие позиции в мире товарного экспорта в Нидерландах. Внутренняя торговля во Франции. Внутренняя торговля в Южной Корее. Внутренняя торговля в Индии. Значимость импорта для Великобритании. Значимость импорта для США. Внутренняя торговля в России. Международная торговля в Бразилии. Международная торговля в ОАЭ. Международная торговля в России. Экспорт по производству минеральных удобрений в Саудовской Аравии. Сельскохозяйственное производство в развитых странах по выращиванию зерна. Мировая торговля технических культур. Производители сахара из сахарного тростника и сахарной свеклы в Китае. Крупнейшие производители какао в Африке. Крупные экспортеры кофе. Крупнейшие производители овощей. Продуктивность скотоводства в развивающихся странах Азии. Продуктивность скотоводства в Латинской Америке. Развитие молочного и мясного скотоводства в Канаде. Австралия, ведущая страна по производству овечьей шерсти. Роль первичной сферы мирового хозяйства по лесозаготовке.