Приложение 6.17 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дисциплина СГ.03 Безопасность жизнедеятельности Специальность/профессия 38.02.08 Торговое дело Квалификация выпускника Специалист торгового дела Нормативный срок обучения 2 года 10 месяцев Форма обучения очная Саратов 2024 г. 1 Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.03 Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности _38.02.08 Торговое дело, утверждённого приказом Минпросвещения России от 19.07.2023 №548 (Зарегистрировано в Минюсте России 22.08.2023 №74906). Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский техникум отраслевых технологий» Составитель: Конюхов А.Н., преподаватель ГАПОУ СО «Саратовского техникума отраслевых технологий» 2 1. СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКРУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 3 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.03 Безопасность жизнедеятельности» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.08 Торговое дело. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Дисциплинарные результаты Код ПК, ОК Умения Знания распознавать задачу и/или проблему в актуальный профессиональный и профессиональном и/или социальном социальный контекст, в котором контексте; составлять план действия; приходится работать и жить; определять необходимые ресурсы; основные источники информации и ресурсы для решения задач и ОК 01 реализовывать составленный план; проблем в профессиональном и/или социальном контексте; структуру плана для решения задач; оценивать результат и последствия порядок оценки результатов своих действий (самостоятельно или с решения задач профессиональной помощью наставника) деятельности определять задачи для поиска приемы структурирования информации; информации. определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; ОК 02 выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач. психологические основы организовывать работу коллектива и деятельности коллектива, ОК 04 команды психологические особенности личности. Профессиональные компетенции ПК ПК 1.1. Проводить сбор и анализ информации о потребностях субъектов рынка 4 Знания методов и инструментов работы с базами данных Умения пользоваться современными поисковыми системами для сбора информации о Навыки поиска и систематизации открытых источников информации о на товары и услуги, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий 5 внутренних и внешних рынков; требований к порядку заполнения и ведения рабочей документации, схем электронного документооборота ; стандартов и требований внешних рынков к товарной продукции. внешних и внутренних рынках; проводить исследование рынка поставщиков, создавать и вести базу поставщиков и покупателей товаров; обобщать и систематизировать коммерческую информацию, формировать базы данных с информацией о ценах на товары, работы, услуги, требованиях внешних и внутренних рынков к товарной продукции, статистически ее обрабатывать в формате электронных таблиц и формулировать аналитические выводы; анализировать внешнюю конкурентную среду для выявления аналогичных или взаимозаменяемых товаров; создавать и вести информационную базу данных поставщиков и покупателей; составлять документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию; обобщать полученную информацию, обрабатывать ее с применением программных продуктов; обобщать и систематизировать коммерческую информацию для подготовки сводных отчетов и аналитических материалов. внутренних и внешних рынках для сбыта товарной продукции; проведение анализа и оценки объема спроса на товарную продукцию организации на внутренних и внешних рынках; обработки, формирования и хранения данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей); составления перечня требований внешних рынков к товарной продукции организации; подготовки рекомендаций по омологации товарной продукции по итогам анализа требований определенного внешнего рынка; проведения анализа конъюнктуры и емкости товарных рынков, мониторинга внутренних и внешних рынков; подготовки аналитических документов по конкурентным преимуществам ПК 1.6. Организовывать выполнение торговотехнологических процессов, в том числе с применением цифровых технологий 6 видов торговых структур; форм и видов торговли, составных элементов торговой деятельности: материальнотехнической базы торговли; инфраструктуры потребительского рынка; средств, методов, инноваций в отрасли; организации торговотехнологических процессов в офлайн и онлайн торговле; требований к порядку заполнения и ведения рабочей документации, схем электронного документооборота ; основных и дополнительных услуг оптовой и розничной; целей, задач, принципов, объектов, субъектов внутренней и внешней торговли; требований законодательства Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих продукции организации на внешних рынках. осуществлять процесс выполнения поиска и заказа товаров с торговоприменением цифровых технологических платформ; операций, в том осуществлять процесс числе с управления доставкой использованием товаров покупателю искусственного используя возможности интеллекта, интернет-вещей; голосовых проводить анализ помощников, чатперемещения покупателей ботов для по торговому залу по обработки данным камер видео запросов наблюдений с целью покупателей с оптимизации торгового максимальной пространства; скоростью; осуществлять контроль за организации количеством и сроками торговли, в том хранения числе с продовольственных использованием товаров с применением камер и датчиков контроля алгоритмов (интернет-вещей); распознавания использовать технологии лиц для дополненной реальности осуществления для повышения объема расчетов с продаж; покупателями без применять цифровые применения вывески с использованием контрольнокомпьютерного зрения; кассовой применять технологии техники; интернет-вещей в приемки товаров организации работы по количеству и торговых площадок; качеству; управления полочным соблюдения пространством магазина в правил охраны облачной ABM SHELF; труда. оформлять факт продажи товаров с применением цифровых инструментов: онлайн-касс, электронных платформ, ресурсов интернет, безналичных платежей, регистрация продаж в системе ЕГАИС; применять электронный документооборот; осуществлять торговотехнологические торговую деятельность; правил торговли; количественных и качественных показателей оценки эффективности торговой деятельности. ПК 2.2. Идентифицироват ь ассортиментную принадлежность потребительских товаров 7 процессы, в том числе, с использованием техники эффективных коммуникаций; применять основные ИИрешения - системы распознавания естественного языка, интеллектуальные системы поддержки принятия решений, распознавания и синтез речи, интеллектуальный анализ текстовых документов, роботы, видео аналитика, чатботы; оформлять заказы на поставку товаров с применением компьютерных программ; осуществлять цифровые платежи, облачные вычисления, системный анализ больших данных, использовать технологии 5G в организации деловой переписки и электронного документооборота; пользоваться современными поисковыми системами для сбора информации о внутренних внешних рынках. основных понятий идентифицировать в сфере ассортиментную товароведения принадлежность потребительских продовольственных и товаров; непродовольственных технических товаров; требований и применять документы в градации качества области технического потребительских регулирования, товаров, стандартизации и установленных в подтверждения нормативносоответствия в технической профессиональной документации; деятельности; обязательных оценивать маркировку требований к потребительских товаров маркировке на соответствие с применения технических регламентов и национальных стандартов для оценки маркировки потребительских товаров. потребительских товаров. 8 ПК 2.3. Создавать условия для сохранности количественных и качественных характеристик товара на разных этапах товародвижения товаров факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров; условий хранения, транспортировани я и реализации потребительских товаров; дефектов потребительских товаров товарных потерь и способов их сокращения. ПК 2.4. Выполнять операции по оценке качества и организации экспертизы потребительских товаров законодательства Российской Федерации и ЕАЭС в области технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия; современного российского и зарубежного опыта в области обеспечения качества и безопасности товаров; основных методов оценки качества и безопасности потребительских товаров; организации проведения экспертизы товаров и требованиями технических регламентов и национальных стандартов. устанавливать и обеспечивать оптимальные условия хранения, транспортирования и реализации потребительских товаров; выявлять дефекты потребительских товаров при приемке, хранении и реализации; реализовывать мероприятия по предупреждению и сокращению потерь товаров. обобщать и анализировать современный российский и зарубежный опыт в области обеспечения качества и безопасности товаров, в том числе с использованием аналитики больших данных; Проводить оценку качественных и количественных характеристик товаров по требованиям нормативнотехнических документов; организовывать экспертизу потребительских товаров и оформлять ее результаты. осуществления контроля над обеспечением оптимальных условия хранения и реализации потребительских товаров; выявления дефектов, вызывающих ухудшение качественных и количественных характеристик потребительских товаров; разработки мероприятий по предупреждению и сокращению потерь товаров. выявления современных тенденций в области обеспечения качества и безопасности товаров, в том числе с использованием аналитики больших данных; подбора необходимых нормативнотехнических документов для оценки качества и организации экспертизы товаров с использование современных баз данных; организации подготовки и оформления ее результатов; сквозных цифровых технологий, применяемых в сфере обеспечения качества и безопасности товаров. 9 проведения экспертизы потребительских товаров и оформления ее результатов; оценки качественных и количественных характеристик товаров на соответствие требованиям нормативнотехнической документации; регистрации данных о соответствии качества поступающих в организацию товаров техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям поставок и договоров; систематизации данных о фактическом уровне качества товаров; оформления документов для предъявления претензий к поставщикам о несоответствии качества поступивших товаров техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям ПК 3.1. Осуществлять формирование клиентской базы и ее актуализацию на основе информации о потенциальных клиентах и их потребностях, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий специализированн ых программных продуктов; методики выявления потребностей клиентов. ПК 3.3. Обеспечивать эффективное взаимодействие с клиентами (покупателями) в процессе продажи товаров, в том числе с использование специализированн ых программных продуктов принципов и порядка ведения претензионной работы; ассортимента товаров; стандартов организации; стандартов менеджмента качества; гарантийной политики организации. 10 работать с различными источниками информации и использовать ее открытые источники для расширения клиентской базы и доступные информационные ресурсы организации; вести и актуализировать базу данных клиентов; формировать отчетную документацию по клиентской базе; анализировать деятельность конкурентов; определять приоритетные потребности клиента и фиксировать их в базе данных; планировать исходящие телефонные звонки, встречи, переговоры с потенциальными и существующими клиентами; вести реестр реквизитов клиентов; использовать программные продукты. оформлять и согласовывать договор в соответствии со стандартами и регламентами организации; подготавливать документацию для формирования заказа; осуществлять мероприятия по размещению заказа; следить за соблюдением сроков поставки и информировать клиента о возможных изменениях; принимать корректирующие меры по соблюдению договорных обязательств; поставок и договоров. сбора, формирования, обработки, анализа и актуализации информации о клиентах и их потребностях; поиска и выявления потенциальных клиентов; формирования и актуализации клиентской базы; проведения мониторинга деятельности конкурентов. сопровождения клиентов с момента заключения сделки до выдачи продукции; мониторинг и контроль выполнения условий договоров. ПК 3.6. Осуществлять контроль состояния товарных запасов, в том числе с применением программных продуктов инструкций по подготовке, обработке и хранению отчетных материалов. ПК 4.3 Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительны технологию приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и 11 осуществлять/контролиро вать отгрузку/выдачу продукции клиенту в соответствии с регламентами организации; оформлять документацию при отгрузке/выдаче продукции; осуществлять урегулирование спорных вопросов, претензий; организовывать работу и оформлять документацию в соответствии со стандартами организации; соблюдать конфиденциальность информации; предоставлять клиенту достоверную информацию; корректно использовать информацию, предоставляемую клиенту; соблюдать в работе принципы клиентоориентированност и; обеспечивать баланс интересов клиента и организации; обеспечивать соблюдение требований охраны. анализировать и систематизировать данные по состоянию складских остатков; обеспечивать плановую оборачиваемость складских остатков; анализировать оборачиваемость складских остатков. осуществлять контроль над своевременным пополнением рабочего запаса товаров, их сохранностью контроля состояния товарных запасов. Приема товаров в соответствии с сопроводительны ми документами; х документов на поступившие товары ПК 4.6 Осуществлять эксплуатацию торговотехнологического оборудования ПК 4.9 Проверять платежеспособнос ть государственных денежных знаков выкладки; правила торгового обслуживания и торговли товарами; классификацию, назначение видов торгового оборудования; устройство и принципы работы оборудования; типовые правила эксплуатации оборудования; Называть основные элементы защиты государственных денежных знаков при использовании оборудования для проверки банкнот использовать в технологическом процессе измерительное, механическое, технологическое контрольно-кассовое оборудование; правила его эксплуатации торговотехнологического оборудования; работать на контрольномассовой машине, подсчитывать чеки (деньги) и сдавать их в установленном порядке, проверять платежеспособно сть государственных денежных знаков; Личностные результаты Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код личн остн ых резул ьтато в реали зации прогр аммы воспи тани я Портрет выпускника СПО Осознающий себя гражданином и защитником великой страны ЛР 1 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий ЛР 2 приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского ЛР 3 12 общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ЛР 4 ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической ЛР 5 памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к ЛР 6 участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий ЛР 7 собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных ЛР 8 этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного ЛР 9 образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и.т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой ЛР 10 безопасности, в том числе цифровой Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами ЛР 11 эстетической культуры Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Стремящийся к постоянному повышению профессиональной квалификации, ЛР 13 обогащению знаний, приобретению профессиональных умений и компетенций, овладению современной компьютерной культурой, как необходимому условию освоения новейших методов познания, проектирования, разработки экономически грамотных, научно обоснованных технических решений, организации труда и управления, повышению общей культуры поведения и общения. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на ЛР 14 критику. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и ЛР 15 образовательной организации. Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, ЛР 16 информационного и социокультурного развития России, готовый работать на их достижение. Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно ЛР 17 оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей ЛР 18 деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством Личностные результаты 13 реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Саратовский техникум отраслевых технологий Умение реализовывать лидерские качества в производственном ЛР 19 процессе Стрессоустойчивость, коммуникабельность ЛР 20 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные в Саратовской области Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать ЛР 22 решения Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ГАПОУ СО «СТОТ» Мотивация к самообразованию и развитию ЛР 24 Имеющий потребность в создании положительного имиджа техникума ЛР 25 Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить ЛР 26 14 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 68 в т.ч. в форме практической подготовки в т. ч.: теоретическое обучение 40 практические занятия 18 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация 8 2 15 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности 2 Содержание учебного материала 1-2 Цели и задачи изучаемой дисциплины. Основные понятия безопасности жизнедеятельности. Научно-технический прогресс и среда обитания современного человека. среды Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Чрезвычайные ситуации мирного времени Содержание учебного материала 3-4 Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. 5-6 Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. Практическое занятие № 1. Правила поведения и порядок действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера 7-8 Чрезвычайные ситуации социального происхождения. 9-10 Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной. Практическое занятие № 2. Использование на рабочем месте средств индивидуальной защиты от поражающих факторов при ЧС Самостоятельная работа обучающихся Глава 3. Чрезвычайные ситуации военного времени Содержание учебного материала 11-12 Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения. 16 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ЛР 13, ОК 01, ОК 02 ОК 04, ЛР 9, ПК 1.1, 1 8 2 часа ОК 01, ОК 02, ОК 04, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16, ЛР 17, ЛР 18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22, ЛР 24, ЛР 26, ПК 3.6., ПК 4.6 2 часа 1 10 ОК 01 ОК 02 ОК 04, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16, 13-14 Особенности химического оружия. Действия населения в очаге химического поражения. 15-16 Биологическое оружие. Действия населения в очаге биологического поражения. 17-18 Защита населения при радиоактивном и химическом заражении местности. 19-20 Назначение и задачи гражданской обороны Практическое занятие № 3. Особенности выполнения работником правил поведения и действий по сигналам гражданской обороны Самостоятельная работа обучающихся Раздел 4. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций ЛР 17, ЛР 18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22, ЛР 24, ЛР 26, ПК 1.1, ПК 4.6, ПК 4.9 2 часа 1 2 Содержание учебного материала 21-22 Понятие устойчивости работы объектов экономики. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов. Пути и способы повышения устойчивости работы объектов. Самостоятельная работа обучающихся Раздел 5. Основы военной службы . Содержание учебного материала 23-24 Национальная безопасность Российской Федерации. Основы обороны государства. 25-26 Вооруженные Силы Российской Федерации. Порядок прохождения военной службы. 27 Боевые традиции и символы воинской чести. Практическое занятие № 4. Тренинг умений строевой подготовки Практическое занятие № 5. Тренинг умений строевой подготовки Практическое занятие № 6. Чистка смазка и хранение автомата, задержки при стрельбе и способы их устранения. Практическое занятие № 7. Индивидуальные средства защиты и специальная защитная одежда. Правила использования и порядок экипировки. ЛР 14, ЛР 16, ЛР 17, ЛР 18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22, ЛР 24, ЛР 26, ПК 3.6., ПК 4.6, ПК 4.9 1 5 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 17 ОК 01, ОК 02 ОК 04, ЛР 1, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16, ЛР 17, ЛР 18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22, ЛР 24, ЛР 26, ПК 1.1, ПК 3.6., ПК 4.9 Практическое занятие № 8. Военная служба в исторической ретроспективе и перспективе Самостоятельная работа обучающихся 2 Раздел 6. Значение медицинских знаний при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации здорового образа жизни. Содержание учебного материала 10 28-29 Помощь при травматических повреждениях. Помощь при кровотечении. 30-31 Помощь при переломах. Помощь при синдроме длительного сдавливания. 32-33 Помощь при отравлениях. Помощь при шоке. 34-35 Помощь при ожогах. Помощь при отморожениях. 36-37 Помощь при электротравме. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. Практическое занятие № 9. Тренинг умений оказания первой (доврачебной) помощи при травматизме Самостоятельная работа обучающихся ОК 01, ОК 02 ОК 04, ЛР 9, ЛР 14, ЛР 16,, ЛР 17, ЛР 18, ЛР 19, ЛР 20, ЛР 22, ЛР 24, ЛР 26, ПК 4.6, ПК 4.9 2 часа 2 Раздел 7. Обеспечение здорового образа жизни Содержание учебного материала 38-39 Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни. Вредные привычки. 40 Факторы риска Итоговая аттестация Всего: 18 3 ОК 01, ОК 02 ОК 04, ЛР 9, ЛР 14, ЛР 15, ПК 3.6. ПК 4.9 2 68 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Безопасность жизнедеятельности», оснащенный техническими средствами обучения в соответствии с примерной образовательной программой по специальности. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий; комплект электронных видеоматериалов; задания для контрольных работ; профессионально ориентированные задания; материалы текущей и промежуточной аттестации. Помещение кабинета оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. Технические средства обучения: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; проектор с экраном; наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, схем плакатов в области обеспечения безопасных жизнедеятельности населения и др.); тренажёры для отработки навыков показания сердечно-лёгочные и мозговой реанимации с индикации правильности заполнения действий на экран компьютера и пульте контроля управления роботы -тренажёры типа «Александр» и др; тренажёр манекен взрослого для отработки приёмов удаления народного тела из верхних дыхательных путей; имитатор ранения и поражения; образцы средств первой медицинской помощи индивидуальное перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная А-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; санитарная сумка; носилки плащевые; образцы средств индивидуальной защиты противогаз ГП -7, респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм и оборудование: общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут, дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности). макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиационного укрытия, а также макеты и карты местности, образцы средств пожаротушения (СП); макет автомата Калашникова; 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 19 3.2.1. Основные печатные издания Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник/Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко.- Москва: КНОРУС, 2022-248с. Мирюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник /В.Ю. Мирюков-10-е изд., перераб. и доп. –Москва: КНОРУС, 2022-286с (Среднее профессиональное образование) Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 639 с. — (Профессиональное образование). Шимановская Я.В. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебник/ Я.В.Шимановская, А.С.Сарычев, К.А.Шимановская. Москва: КНОРУС, 2022-478с. (Среднее профессиональное образование) 3.2.2. Основные электронные издания Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.]; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-02041-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных ситуациях: учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 354 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03180-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491016 Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 313 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04629-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489671 Родионова, О. М. Медико-биологические основы безопасности. Охрана труда: учебник для среднего профессионального образования / О. М. Родионова, Д. А. Семенов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 441 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01569-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491234 3.2.3. Дополнительные источники Журналы: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Военные знания». Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (в действующей редакции) http://window.edu.ru/ - Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»; http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов; http://lib.mtuci.ru/libdocs/ - Электронный Каталог библиотеки МТУСИ; https://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека (РГБ); http://nlr.ru/ - Российская национальная библиотека (РНБ); http://www.gpntb.ru/ - Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ); https://book.ru Электронно-библиотечной системе BOOK.ru https://www.iprbookshop.ru/ - электронная библиотечная система IPRBooks; 20 https://profspo.ru/ - комплексный электронный образовательный ресурс PROF ОБРАЗОВАНИЕ; https://catalog.prosv.ru/category/14 и https://media.prosv.ru/ - Свободный доступ к методической литературе и информационным материалам для подготовки к дистанционным урокам; https://urait.ru/ - Образовательная платформа «Юрайт». http://www.mchs.gov.ru. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. –3.1 http://uisrussia.msu.ru Университетская информационная система «РОССИЯ» 4. http://нэб.рф/ Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://bzhde.ru Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. 21 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОК и ПК ОК 01 Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) ОК 02 Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач. ОК 04 организовывать работу коллектива и команды Разделы Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7 ПК 1.1. Проводить сбор и анализ информации о потребностях субъектов рынка на товары и услуги, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий ПК 1.6. Организовывать выполнение торговотехнологических процессов, в том числе с применением цифровых технологий ПК 2.2. Идентифицировать ассортиментную принадлежность потребительских товаров ПК 2.3. Создавать условия для сохранности количественных и качественных характеристик Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7 22 Форма контроля Устный/ письменный опрос Блиц-опрос Тестирование Оценка результатов выполнения практической работы Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7 Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы Оценка результатов выполнения самостоятельной работы Оценка результатов выполнения кейсзадания Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7 Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.6, Р.7 Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7 Интерпретация результатов экспертного наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы товара на разных этапах товародвижения товаров ПК 2.4. Выполнять операции по оценке качества и организации экспертизы потребительских товаров ПК 3.1. Осуществлять формирование клиентской базы и ее актуализацию на основе информации о потенциальных клиентах и их потребностях, в том числе с использованием цифровых и информационных технологий ПК 3.3. Обеспечивать эффективное взаимодействие с клиентами (покупателями) в процессе продажи товаров, в том числе с использование специализированных программных продуктов ПК 3.6. Осуществлять контроль состояния товарных запасов, в том числе с применением программных продуктов ПК 4.3 Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары ПК 4.6 Осуществлять эксплуатацию торговотехнологического оборудования ПК 4.9 Проверять платежеспособность государственных денежных знаков 23 Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7 Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7 Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7 Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.6, Р.7 Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7 Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7 Р.1, Р.2, Р.3, Р.4, Р.5, Р.6, Р.7 ГОСУДАРСТВЕСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «САРАТОСКИЙ ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2024 – 2025 учебный год Дисциплина: ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности Специальность код: 38.02.08 Торговое дело. 1 68 8 60 40 18 III 34 4 24 6 IV 34 4 16 12 Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачёт 24 Промежуточная аттестация Консультации Теоретические занятия Практические занятия Лабораторные занятия Лабораторные занятия Практические занятия Теоретические занятия Учебная нагрузка обучающихся, часов Занятия во взаимодействии с преподавателем, часов прикладной модуль Основное содержание (практическая подготовка) Всего учебных занятий Самостоятельная работа обучающегося Объём образовательной программы № группы Курс и семестр обучения Преподаватель: Конюхов Алексей Николаевич 2 Количество часов № занятия Наименование разделов и тем Планирование содержания дисциплины Тип учебного Средства занятия (в обучения соответствии с УМК) 2 курс 1 семестр Раздел Обеспечение безопасности жизнедеятельности 1-2 Цели и задачи изучаемой 2 Комбинирова дисциплины. Основные понятия нное, безопасности жизнедеятельности. практические Научно-технический прогресс и работы среда обитания современного человека. среды Раздел Чрезвычайные ситуации мирного времени 3-4 Понятие и общая классификация 2 Комбинирова чрезвычайных ситуаций. нное, Чрезвычайные ситуации практические природного происхождения. работы 25 Типы оценоч ных меропр иятий самостоят ельная работа (Д/з) Проектор, набор учебных плакатов, учебный фильм, презентация по теме урока Фронта гл.1, 2, 3 льный стр. 5-12 опрос, индиви дуальн ые задани я Проектор, набор учебных плакатов, учебный фильм, презентация по теме урока Защита п. 4.1, 4.2 алгори стр. 13-23 тма и порядк а практи ческих действ ий в услови ях ситуац ий ЧС природ ного характ ера 5-6 7-8 Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. 2 Комбинирова нное, практические работы Практическое занятие № 1. Правила поведения и порядок действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера 2 Практическое занятие Чрезвычайные ситуации социального происхождения. 2 Комбинирова нное, практические работы 26 Проектор, набор учебных плакатов, учебный фильм, презентация по теме урока Защита алгори тма и порядк а практи ческих действ ий в услови ях ситуац ий ЧС техног енного характ ера Проектор, Защита набор алгори учебных тма и плакатов, порядк учебный а фильм, практи презентация ческих по теме действ урока, СИЗ- ий в защитный услови костюм, ях перчатки, ситуац очки, ий ЧС респираторы природ противогазы ного и техног енного характ ера Компьютер, мультимеди йные средства обучения п. 4.3 стр. 23-31 Письменн ая подготовк ав конспекта х алгоритма и порядка практичес ких действий в условиях ситуаций ЧС природног ои техногенн ого характера Фронта п. 4.4 стр. льный 31-34 опрос, индиви дуальн ые задани я 9-10 Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации. 2 Комбинирова нное, практические работы Компьютер, мультимеди йные средства обучения, набор плакатов по теме урока, презентация Практическое занятие № 2. Использование на рабочем месте средств индивидуальной защиты от поражающих факторов при ЧС. 2 Практическое занятие Проектор, набор учебных плакатов, учебный фильм, презентация по теме урока, СИЗзащитный костюм, перчатки, очки, респираторы противогазы Раздел Чрезвычайные ситуации военного времени 11-12 Характеристика ядерного оружия и 2 Комбинирова действий населения в очаге нное, ядерного поражения. практические работы 27 Компьютер, мультимеди йные средства обучения, набор плакатов по теме урока, презентация, комплект СИЗ, противогазы , респираторы , специальная защитная одежда Тест задани е, защита алгори тма действ ие соглас но карточ ки задани я Защита алгори тма и правил исполь зовани я СИЗ п. 4.5 стр. 34-36 Подготовк а алгоритма проверки исправнос ти СИЗ Фронта п. 5.1 стр. льный 37-45 опрос, индиви дуальн ые задани я 13-14 Особенности химического оружия. Действия населения в очаге химического поражения. 2 Комбинирова нное, практические работы 15-16 Биологическое оружие. Действия населения в очаге биологического поражения. 2 Комбинирова нное, практические работы 28 Компьютер, мультимеди йные средства обучения, набор плакатов по теме урока, презентация, комплект СИЗ, противогазы , респираторы , специальная защитная одежда Компьютер, мультимеди йные средства обучения, набор плакатов по теме урока, презентация, комплект СИЗ, противогазы , респираторы , специальная защитная одежда Фронта п. 5.2 стр. льный 45-49 опрос, индиви дуальн ые задани я Фронта п. 5.3 стр. льный 50-52 опрос, индиви дуальн ые задани я 17-18 Защита населения при радиоактивном и химическом заражении местности. 2 Комбинирова нное, практические работы Компьютер, мультимеди йные средства обучения, набор плакатов по теме урока, презентация, комплект СИЗ, противогазы , респираторы , специальная защитная одежда Компьютер, мультимеди йные средства обучения, Фронта п. 5.4 стр. льный 52-64 опрос, индиви дуальн ые задани я 19-20 Назначение и задачи гражданской обороны 2 Комбинирова нное, практические работы Компьютер, мультимеди йные средства обучения, план эвакуации СТОТ Раздел Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций 21-22 Понятие устойчивости работы 2 Комбинирова Проектор, объектов экономики. Факторы, нное, набор определяющие устойчивость практические учебных работы объектов. работы плакатов, Пути и способы повышения учебный устойчивости работы объектов. фильм, презентация по теме урока Раздел Основы военной службы Разработк а памятки действий по сигналам ГО Практическое занятие № 3. Особенности выполнения работником правил поведения и действий по сигналам гражданской обороны 29 2 Практическое занятие Фронта льный опрос, индиви дуальн ые задани я Тест задани е, Защита алгори тма действ ий п. 5.5 стр. 65-68 Фронта п. 6.1, 6.2, льный 6.3 стр.69опрос, 73 индиви дуальн ые задани я 23-24 Национальная безопасность Российской Федерации. Основы обороны государства. 2 Комбинирова нное, практические работы 25-26 Вооруженные Силы Российской Федерации. Порядок прохождения военной службы. 2 Комбинирова нное, практические работы Боевые традиции и символы воинской чести. 1 Комбинирова нное, практические работы 27 30 Проектор, набор учебных плакатов, учебный фильм, презентация по теме урока Проектор, набор учебных плакатов, учебный фильм, презентация по теме урока, Шевроны, нашивки, петличные знаки отличия, погоны Проектор, набор учебных плакатов, учебный фильм, презентация по теме урока, Шевроны, нашивки, петличные знаки отличия, погоны Фронта п. 7.1, 7.2 льный стр. 74-75 опрос, индиви дуальн ые задани я Фронта п. 7.3, 7.4 льный стр. 76-86 опрос, индиви дуальн ые задани я Фронта п. 7.5 стр. льный 87-89 опрос, индиви дуальн ые задани я, подгот овка презен таций Практическое занятие № 4. Тренинг умений строевой подготовки 2 Практическое занятие Проектор, набор учебных плакатов, учебный фильм, презентация по теме урока, Практическое занятие № 5. Тренинг умений строевой подготовки 2 Практическое занятие Проектор, набор учебных плакатов, учебный фильм, презентация по теме урока, 31 Оценка правил ьности выполн ения и коррек тировк а выполн ения строев ых приемо в без оружия Оценка правил ьности выполн ения строев ых приемо в Самостоят ельная отработка навыков выполнен ия строевых приемов без оружия на месте, в движении Отработка навыков выполнен ия строевых приемов без оружия на месте, в движении Практическое занятие № 6. Чистка смазка и хранение автомата, задержки при стрельбе и способы их устранения. 32 2 Практическое занятие Макет АК74, сейф оружейный, плакат Основные части и механизмы АК 74, ТТХ характерист ики, шанцевый инструмент для чистки оружия, оружейное масло, масленка, ветошь Знание назнач ения основн ых частей и механи змов АК-74, соблюд ение порядк а разбор ки и сборки АК-74, выполн ение времен ного нормат ива, соблюд ение порядк а осмотр а, смазки и чистки оружия Подготовк а порядка выполнен ия алгоритма осмотра смазки и чистки оружия. Самост Разработк оятель а ное инструкци изучен и осмотра ие на порядк предмет а исправнос выполн ти СИЗ ения алгори тма и соверш енство вания навыко в осмотр а смазки и чистки оружия , подгот овка доклад а 2 Практическое Компьютер, Аудито Подготовк Практическое занятие № 8. занятие мультимеди рная а Военная служба в исторической йные оценка презентац ретроспективе и перспективе. средства обзорн ии обучения ых презен таций, доклад ов 2 Практическое Компьютер, Аудито Подготовк Практическое занятие № 9. занятие мультимеди рная а Военная служба как личностнойные оценка презентац значимая и общественная средства и ии ценность. обучения заслуш ивание, демонс трация обзорн ых презен таций, доклад ов Раздел Значение медицинских знаний при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации здорового образа жизни. Практическое занятие № 7. Индивидуальные средства защиты и специальная защитная одежда. Правила использования и порядок экипировки. 33 2 Практическое занятие Проектор, набор учебных плакатов, учебный фильм, презентация по теме урока, СИЗзащитный костюм, перчатки, очки, респираторы противогазы 28-29 Помощь при травматических повреждениях. Помощь при кровотечении. 2 Комбинирова нное, практические работы 30-31 Помощь при переломах. Помощь при синдроме длительного сдавливания. 2 Комбинирова нное, практические работы 32-33 Помощь при отравлениях. Помощь при шоке. 2 Комбинирова нное, практические работы 34-35 Помощь при ожогах. Помощь при отморожениях. 2 Комбинирова нное, практические работы 34 Компьютер, мультимеди йные средства обучения, Индивидуал ьный перевязочны й пакет, бинт марлевый не стерильный, косынка медицинская , перевязочна я повязка медицинская , жгут кровоостана вливающий Компьютер, мультимеди йные средства обучения Защита рп.8.1, 8.2 алгори стр. 90-94 тма оказан ия первой помощ и Защита алгори тма оказан ия первой помощ и Компьютер, Защита мультимеди алгори йные тма средства оказан обучения, ия аптечка первой первой помощ помощи и Компьютер, Защита мультимеди алгори йные тма средства оказан обучения, ия Индивидуал первой ьный помощ перевязочны и й пакет, бинт марлевый не стерильный, косынка медицинская п. 8.3, 8.4 стр. 95-97 п.8.5, 8.6 стр. 97101 п.8.7, 8.8 стр. 104106 36-37 Помощь при электротравме. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца. 2 Комбинирова нное, практические работы Практическое занятие № 10. Тренинг умений оказания первой (доврачебной) помощи при травматизме 2 Практическое занятие Раздел Обеспечение здорового образа жизни 38-39 Понятие здоровья и содержание 2 здорового образа жизни. Вредные привычки. 40 Факторы риска 35 1 Комбинирова нное, практические работы Комбинирова нное, практические работы Тренажер манекен, Имитаторы ранений и поражений для тренажера манекена Манекен тренажер Проектор, аптечка первой помощи, тренажер для освоения навыков сердечнолегочной реанимации взрослого и ребенка Защита алгори тма оказан ия первой помощ и Защита алгори тма оказан ия первой помощ и п. 8.9, 8.10-104106 Компьютер, мультимеди йные средства обучения, учебный фильм, презентация Компьютер, мультимеди йные средства обучения Фронта льный опрос, индиви дуальн ые задани я Фронта льный опрос, индиви дуальн ые задани я п.9.1, 9.2 стр. 107114 Подготовк а алгоритма действий оказания первой помощи при различны х видах ранений п. 9.3 стр. 114-116