23.10.2023
Познакомьтесь со статьей по оформлению ВКР
https://lala.lanbook.com/kak-oformit-kursovuyu-rabotu-po-gost-v-word-ili-google-docs
Статья
расскажет, как оформить курсовую работу и ВКР в соответствии с требованиями
ГОСТ с помощью популярных текстовых редакторов Microsoft Word и Google Docs.
Принцип тесной взаимосвязи формы и содержания из известной пословицы
«встречают по одежке, провожают по уму» применим к вузовским курсовым и
выпускным квалификационным работам. Оценка каждого студенческого труда на
защите может быть занижена не только в виду содержательных недостатков, но и
из-за частичного несоответствия формальным требованиям. Ряд таких требований
изложен в рекомендациях вузов и касается оформления студенческих работ.
Рекомендации, в свою очередь, повторяют содержание государственного стандарта
ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила
оформления».
Требования к оформлению курсовой работы
Все научные работы имеют определенную структуру, в целом соответствующую
структуре диссертационного исследования на соискание степени кандидата и
доктора наук. Отличия ВКР бакалавров и магистрантов от кандидатских работ
незначительные, но всё же они есть. Убрав все лишнее элементы, рассмотрим
структуру выпускной квалификационной работы.
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Введение, содержащее подпункты «актуальность», «цели и задачи», «предмет и
объект исследования», в магистерских работах к этим подпунктам добавляется
«новизна исследования»
4. Основная часть работы. Главы и параграфы: подробная информация о содержании
работы изложена в рекомендациях вашего вуза
5. Заключение
6. Библиографический список (список литературы)
7. Приложения
Основная часть выпускной квалификационной работы обычно содержит две или три
главы. В отдельных случаях количество глав и параграфов может варьироваться в
зависимости от вашей специальности и рекомендаций вуза. Существует и общее
требование единообразия: каждая глава должна содержать одинаковое количество
параграфов. Самый простой и доступный способ не допустить ошибок в структуре
основной части вашего исследования — обсудить предварительный план работы с
научным руководителем.
Теперь рассмотрим внутренние элементы, которые содержатся в тексте каждой
научной работы:
● ссылки и сноски;
● список сокращений;
● перечень используемых терминов.
Корректно оформленные библиографические ссылки — важнейший элемент любой
квалификационной работы. Ссылочная база, образуемая ссылками, содержит отсылки
к авторитетным источникам, демонстрирует проработанность и непротиворечивость
исследования.
Помните, что по ссылкам научный руководитель и рецензент будут проверять
изложенные вами утверждения, гипотезы и суждения, смогут увидеть, на какие
книги, научные статьи и документы опирался автор, раскрывая тему исследования.
О требованиях к оформлению библиографических ссылок речь пойдет далее. Здесь
заметим, что полные правила оформления библиографических ссылок содержатся в
стандарте ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и
правила составления».
Список принятых сокращений и перечень используемых терминов позволяют избавить
вашу работу от «воды» и объяснения тех или иных терминов в основной части
исследования.
Правила оформления курсовой работы по ГОСТ
Текст курсовой или выпускной квалификационной работы должен быть понятным и
легко воспринимаемым. В оформлении текста недопустимы «игры со шрифтами»,
«волны» и «лесенки» из слов, выходящие за границы полей.
Тексты научных работ оформляются на стандартной странице формата A4 гарнитурой
Times New Roman 14 кегля с выравниванием по ширине. Существуют
требования к размерам полей, эти параметры можно настроить во вкладке Word
«Параметры страницы», а в редакторе Google Docs требуется открыть пункт
«Настройки страницы» в меню «Файл».
По ГОСТ размеры полей имеют следующие параметры:
• правое — 10 мм;
• левое — 30 мм;
• нижнее — 20 мм;
• верхнее — 20 мм.
Гарнитура — Times New Roman:
• кегль текста работы — 14, сносок — 12;
• интервал текста — 1,5 («полуторный»), сносок — 1;
• переносы необходимо отключить;
• цвет текста — черный;
• отступ красной строки — 1,25 см.
Необходимое требование — обязательная нумерация страниц работы.
Номера страниц в ВКР принято размещать в нижнем колонтитуле, то есть внизу
каждой страницы. Приложения не входят в объем ВКР, их нумерация не обязательна.
Номер на титульном листе нужно скрыть. Для отображения нумерации в документе
перейдите во вкладку «Вставка» редактора Word, в ней нужно выбрать кнопку
«Номер страницы», а в открывшейся вкладке «Конструктор» активировать чекбокс
«Особый колонтитул для первой страницы».
В редакторе документов Google настройки нумерации находятся в меню «Вставка» –
«Нумерация и верхний колонтитул». Убрать номер с титульного листа можно,
перейдя на первую страницу документа и отметив чекбокс «Изменить колонтитул
первой страницы», после чего убрать номер вручную.
Заголовки можно оформить жирным шрифтом, выравнивая их по центру. Заголовки
и параграфы обозначаются цифрами. После цифры необходимо поставить точку, а вот
в конце заголовка точки не ставятся.
Таблицы и списки, если они имеются в курсовой работе, тоже необходимо
правильно оформить. Если такие вставки слишком объемные и занимают несколько
страниц, например, это перечень вопросов или расчеты в программе Excel, то они
перемешаются в приложения.
1. Кегль в тесте таблиц — 12.
2. Название таблицы располагается сверху и слева.
3. Если таблица взята из источника, требуется указать его в сноске.
4. На таблицу в тексте нужно сослаться, например, можно написать: «как следует
из данных таблицы 2, …»
Допустимы два вида списков: маркированные и нумерованные. Перед
списком необходимо поставить двоеточие. Первый и последующие пункты списка
начинаются со строчной буквы и завершаются точкой с запятой, а последний пункт
— точкой.
Случается, что на компьютере автора ВКР получившийся текст после форматирования
отображается корректно, а у научного руководителя или на университетских компьютерах
«плывет» из-за несовместимости программного обеспечения. Для того чтобы
разметка в вашем документе без ошибок отобразилась на любых устройствах,
сохраняйте документ в формате совместимости со старыми версиями редактора Word
(97–2000) или в формате pdf. Редактор от Google по умолчанию совместим с .doc и
.docx-документами, и сохранить ВКР в pdf не составит большого труда. В меню
Google Docs «Файл – Скачать как…» также присутствует экспорт в документ odt,
эта опция может пригодиться, если ваш вуз перешел на свободное ПО, например,
использует пакеты OpenOffice или LibreOffice.
Титульный лист
Структура титульного листа практически идентична в студенческих и в
кандидатских работах. Весь текст, кроме имени научного руководителя (его
размещают справа), выравнивается по центру страницы. Титульный лист ВКР
содержит:
1. полное наименование учебного заведения;
2. наименование факультета;
3. название кафедры;
4. название и код дисциплины;
5. название ВКР;
6. ФИО исполнителя (студента).
7. форму обучения (очная, заочная, очно-заочная);
8. имя научного руководителя, его должность и звание;
9. город и год выполнения работы.
Для оформления названий разделов титульного листа допускается применение 14 и
16 кеглей. Название ВКР может заключаться в кавычки.
Оглавление ВКР
Оглавление представляет собой формализованный план курсовой работы. В нем
описываются основные разделы: введение, главы с параграфами в порядке
рассмотрения, заключение, список литературы и приложения, если они есть. Вверху
страницы размещается подзаголовок «Оглавление». Главам квалификационной работы
приписываются порядковые номера. Каждая строка получившегося списка заключается
номером страницы, на которой начинается глава или параграф.
Создаем оглавление в Word за 4 шага
1. Пронумеруйте страницы своей работы;
2. для заголовков глав примените стиль «Заголовок 1», для параграфов «Заголовок
2»;
3. создайте чистую страницу после титульного листа и во вкладке «Ссылки»
нажмите на кнопку «Оглавление»;
4. в открывшемся диалоговом окне «Оглавление» настройте внешний вид будущей
страницы оглавления и нажмите «Ok». Готово!
Автоматическое оглавление в Google Docs
1. Разметьте главы и параграфы в своей работе с помощью стилей, так же как и в
редакторе Word, присваивая стили «Заголовок 1» и «Заголовок 2»;
2. создайте чистую страницу (она будет содержать оглавление работы) и
переместите курсор в начало этой страницы;
3. перейдите в меню «Вставка», в котором необходимо выбрать пункт «Оглавление».
Оглавление будет создано автоматически.
Библиографические ссылки
Как мы уже писали, библиографические ссылки позволяют научному руководителю,
рецензенту и участникам аттестационной комиссии по качественным критериям
оценить вашу работу. Ссылочная база поможет проверяющим оценить исследования и
документы, на которые вы опирались, выдвигая тот или иной тезис. Поэтому к
оформлению и содержанию библиографических ссылок следует подойти серьезно.
Итак, по месту расположения различают библиографические ссылки трех видов:
внутритекстовые, подстрочные (сноски), затекстовые. Внутритекстовые
библиографические ссылки размещаются непосредственно в тексте вашей работы и,
как правило, заключаются в квадратные скобки. Подстрочные и затекстовые ссылки
выносятся за горизонтальную черту в нижний колонтитул страницы. Подстрочные ссылки
имеют сквозную нумерацию, а отсчет затекстовых ссылок начинается с 1 на каждой
странице. Перед началом работы вам необходимо выбрать вид используемых ссылок:
затекстовые или подстрочные. Смешивать эти виды в тексте одной работы нельзя.
По составу содержания ссылки бывают полными или краткими. В полные включена вся
совокупность библиографической информации, они имеют структуру, аналогичную
ссылкам в библиографическом списке ВКР. Краткие ссылки соответствуют принципу
лаконизма и применяются для упрощения навигации по тексту.
В вузовских работах рекомендуется использовать краткие внутритекстовые ссылки.
Внутри каждой ставится номер книги или журнала из списка источников, а также
страница из источника. Например, [12; c 324]. Допустимо использование
фамилии автора и года издания работы, например [Иванов, 2018; с 140]. Подстрочные
ссылки, как правило, полные, и в них содержатся библиографические сведения об
объекте или совокупности объектов из списка использованной литературы.
Оформление библиографического списка
В библиографическом списке могут быть представлены: книги, первоисточники
(документы из архива), статьи из научных журналов и, если требуется,
периодической печати. В работах бакалавров допускается использование учебников
и хрестоматий в качестве источников, в магистерских исследованиях использование
учебной литературы не рекомендуется. Исключительными становятся случаи, когда
учебник содержит уникальные данные об объекте исследования или является таким
объектом.
Общие правила оформления
1. Источники в библиографическом списке располагается в алфавитном порядке.
Приоритет в списке отдан источникам на русском языке. Не забывайте указывать
полный список авторов для каждого использованного источника.
2. Каждая библиографическая запись начинается с фамилии автора и его инициалов.
3. В конце списка размещаются ссылки на интернет-ресурсы. В ВКР допускается
организация таких источников в отдельную группу.
4. Необходимый минимум источников в перечне определен в рекомендациях вуза. В
общих случаях, в работах бакалавров — не менее 20, в магистерских ВКР — не
менее 50 источников.
Пример оформления источника библиографического списка:
1. Азарнова, А. Н. Медиация: искусство примирять: технология посредничества в
урегулировании конфликтов — М.: Infotropic Media, 2015. — 288 с.
Электронный источник, например, документ из ЭБС:
2. Общественное здоровье и права человека: конфликт публичного интереса и
индивидуальных свобод [Электронный ресурс] / под ред. О.В. Леонтьева. —
Электрон. дан. — Санкт-Петербург : СпецЛит, 2014. — 127 с. — Режим доступа:
https://e.lanbook.com/book/59819. (Дата обращения: 17.02.2019).
Заметим, что описание коллективного труда начинается с его названия, а в
качестве автора допустимо упоминание редактора книги.
Оформление приложений
Таблицы, анкеты, опросники, схемы, как правило, выносятся в приложение работы.
Объем приложений не ограничен.
1. Приложения нумеруются в формате «Приложение 1».
2. Ссылки на приложения в основном тексте заключаются в круглые скобки.
3. Каждое приложение начинается с нового листа.
Ускоряем работу с помощью горячих клавиш
Навигация по документу усложняется пропорционально его объему. Поэтому не
забывайте о горячих клавиш, использование которых может сэкономить ваше время.
Home/End — Перемещение в начало документа и в самый его конец
Ctrl+Shift+End — Выделить весь текст от места расположения курсора
Ctrl+Enter — Начать новую страницу
Заключение