02.09.2020
Памятка педагогам для работы с
трудными подростками
Прежде всего, в каждом
конкретном случае следует выявить причины трудновоспитуемости студента по
следующей схеме:
·
что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере;
·
какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
·
с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам
воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и техникума;
·
были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку, и
как их исправить.
Для осуществления педагогической
профилактики и коррекции поведения трудного подростка рекомендуется:
·
Найти сильные стороны, качества подростка, опираться на них в деле
воспитания.
·
Не оставлять без похвалы любое положительное проявление подростка.
·
Стараться не сравнивать студента с другими, особенно если это
сравнение не в его пользу.
·
Говорить со студентами тактично, избегать резких выражений. В
общении с подростками не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни
в коем случае не допускать публичных порицаний.
·
Контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование.
·
Уметь признавать свои ошибки и просить прощения.
·
Не позволять себе оскорбить студента. Исключить угрозы и шантаж.
·
Выказывать отношение только к поступкам, а не к личности студента
(не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»).
·
Найти повод похвалить студента, особенно спустя некоторое время
после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к
личности в целом.
·
Чаще давать понять студенту, что он вправе сам решать и нести ответственность
за свои решения и поступки.
·
Концентрировать внимание студента на уже достигнутых в прошлом
успехах и вселять в него веру в будущие успехи.
·
Показать студенту, что он вам небезразличен, что его поступки и
личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы
огорчают.
·
Предоставлять возможность высказать свое мнение, предложить пути
выхода из ситуации.
·
Действовать терпеливо и последовательно, поскольку в данной работе
не может быть быстрых положительных результатов.
·
Совершенствовать работу по формированию учебной группы, не
допускать в нем изолированности трудного студента.
·
Общаясь с подростком, помните!
·
беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
·
в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний
интерес;
·
лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его
имя;
·
диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по
которым совпадают;
·
в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
·
старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
·
умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Работая с «трудным»
подростком, нужно:
·
Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности,
ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и
ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим
соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть
терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие
месяцы.
·
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой –
мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем
можем и уступить.
·
Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой.
Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий
момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное.
Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем
ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его
мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
·
Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить
доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными
неприятностями.
·
Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и
социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые
постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
·
Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное
положение. Не прибегать к физическому наказанию.
·
Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
Стараться соблюдать принцип А.С.
Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к
нему.
·
Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и
приемлемые для них черты нашей личности.
·
В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию
подростков и развивать их идеал «Я»
Целесообразно
использовать следующие группы педагогических приемов:
·
Проявление доброты, внимания, заботы.
·
Сочувствия.
·
Просьбы.
·
Поощрение в виде одобрения, похвалы,
награды, выражения доверия.
·
«Авансирование личности» - предоставление определенного блага,
высказывание положительного мнения о подростке, даже если он этого еще пока не
заслужил в полной мере. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств.
·
Дать понять подростку, что неблаговидный поступок – досадное
недоразумение, случайность больше не повторится, так как ошибки возможны, но
нужно извлекать из них полезный опыт.
·
Прощение подростка в конкретной ситуации, которая всегда есть
только следствие, а не причина осложненного поведения.
·
Дорогие педагоги удачи и успехов в Вашей
нелегкой, но прекрасной деятельности!!