Памятка педагогам для работы с трудными подростками

13.02.2019

Памятка педагогам для работы с трудными подростками

 

Прежде всего, в каждом конкретном случае следует выявить причины трудновоспитуемости студента по следующей схеме:

·         что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере;

·         какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

·         с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и техникума;

·         были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку, и как их исправить.

 

Для осуществления педагогической профилактики и коррекции поведения трудного подростка рекомендуется:

·         Найти сильные стороны, качества подростка, опираться на них в деле воспитания.

·         Не оставлять без похвалы любое положительное проявление подростка.

·         Стараться не сравнивать студента с другими, особенно если это сравнение не в его пользу.

·         Говорить со студентами тактично, избегать резких выражений. В общении с подростками не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний.

·         Контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование.

·         Уметь признавать свои ошибки и просить прощения.

·         Не позволять себе оскорбить студента. Исключить угрозы и шантаж.

·         Выказывать отношение только к поступкам, а не к личности студента (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»).

·         Найти повод похвалить студента, особенно спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

·         Чаще давать понять студенту, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.

·         Концентрировать внимание студента на уже достигнутых в прошлом успехах и вселять в него веру в будущие успехи.

·         Показать студенту, что он вам небезразличен, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают.

·         Предоставлять возможность высказать свое мнение, предложить пути выхода из ситуации.

·         Действовать терпеливо и последовательно, поскольку в данной работе не может быть быстрых положительных результатов.

·         Совершенствовать работу по формированию учебной группы, не допускать в нем изолированности трудного студента.

·         Общаясь с подростком, помните!

·         беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;

·         в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;

·         лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;

·         диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;

·         в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;

·         старайтесь инициативу общения держать в своих руках;

·         умейте смотреть на вещи глазами подростка.

 

Работая с «трудным» подростком, нужно:

·         Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

·         В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

·         Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

·         Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

·         Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

·         Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

·         Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

·         Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

·         В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал «Я»

 

Целесообразно использовать следующие группы педагогических приемов:

·         Проявление доброты, внимания, заботы.

·         Сочувствия.

·         Просьбы.

·         Поощрение в виде одобрения, похвалы,

награды, выражения доверия.

·         «Авансирование личности» - предоставление определенного блага, высказывание положительного мнения о подростке, даже если он этого еще пока не заслужил в полной мере. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств.

·         Дать понять подростку, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность больше не повторится, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт.

·         Прощение подростка в конкретной ситуации, которая всегда есть только следствие, а не причина осложненного поведения.

 

·         Дорогие педагоги удачи и успехов в Вашей нелегкой, но прекрасной деятельности!!

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.